ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ
УДК 78(07):371.037 ББК 85.31:74.200.54
Желтова Татьяна Александровна
аспирант
кафедра педагогики и психологии и предметной методики, Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Базелюк Владимир Васильевич доктор педагогических наук, профессор
Челябинский государственный педагогический университет
г.Челябинск Zheltova Tatyana Aleksandrovna Post-graduate
Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods, Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Bazelyuk Vladimir Vasilyevich Doctor of Pedagogics,
Professor
Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Теоретические аспекты развития детского музыкального исполнительства
в детском образовательном учреждении Theoretical Aspects of Children’s Musical Performance Development at
Children’s Educational Institution
В статье рассматривается понятийный аппарат, структура детского музыкального исполнительства, выявлены теоретико-методологические основы и педагогические принципы развития детского музыкального исполнительства.
The article discusses the conceptual apparatus, the structure of children's musical performance, identifies theoretical and methodological framework and pedagogical principles of children's musical performance.
Ключевые слова: музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность, подходы, модель, моделирование, структура музыкального исполнительства, принципы детского музыкального исполнительства.
Key words: musical abilities, musicality, musical talent, approaches, model, modeling, structure of musical performance, principles of children's musical performance.
В России проблемы музыкального воспитания и музыкальной психологии получили широкую разработку в трудах Н.А. Ветлугиной, А.Н. Зиминой, О.П. Радыновой, А.И. Катине, М.Л. Палавандишвили и др.
Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнения ребенком того или иного вида музыкальной деятельности.
Вопросы развития музыкальности изучались С.Н. Беляевой-Экземплярской, Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, М. Нильсон, М. Викат, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, С.М. Шоломович и др.
Развитие музыкальных способностей - одна из главных задач музыкального воспитания детей. «Кардинальным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды, воспитания и обучения» [3, с. 11]. Другим важным теоретическим аспектом проблемы, от которого существенно зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания понятий музыкальные способности, музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что принимается за основу содержания этих понятий, в большой степени зависят и направление педагогических воздействий, диагностика музыкальных способностей и т. д.
На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики (зарубежной и отечественной), также и в настоящее время в разработке теоретических, а следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы, имеются разночтения в определении важнейших понятий.
Музыкальность, как пишет Б.М. Теплов, - это комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности [4, с. 43].
«Проблема музыкальности, - подчеркивает Б.М. Теплов, - это проблема прежде всего качественная, а не количественная» [5, с. 62]. У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность. Основное, что должно интересовать педагога, не вопрос о том, насколько музыкален тот или другой ученик, а
вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития.
Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющих человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, игре на музыкальных инструментах, музыкальном творчестве.
Эти, как их принято называть, специальные или основные музыкальные способности включают в себя, по определению известных специалистов в области фортепианной педагогики К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев и др. звуковысотный слух и ритм.
Детское музыкальное исполнительство включает пение, музыкальноритмическое движение, игру на музыкальных инструментах. Пение является первым и наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. В процессе пения не только успешно развиваются музыкальные сенсорные способности (особенно музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений, певческий голос), но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке. Широко распространена в дошкольном возрасте и музыкально-ритмическая деятельность детей. В процессе ритмических музыкальных игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Этот вид деятельности оказывает благоприятное воздействие не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка.
Все шире используется в этом возрасте и такой вид исполнительства, как игра на детских музыкальных инструментах. При этом используют не только самые простые ударные игрушки и инструменты (погремушки, колокольчики, бубен, треугольники, барабан), но и металлофоны, цитры, триолы, флейты и др. Этой деятельностью дети занимаются как индивидуально, так и в группе (небольшом ансамбле, оркестре).
В шестилетнем возрасте детское музыкальное исполнительство становится все более выразительным. Это проявляется в развитии способности искренне
и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте [1, с. 87].
Особое место в музыкальной деятельности детей занимает сочинительство (песенное, музыкально-игровое и танцевальное), импровизация на детских музыкальных инструментах.
Выделяются три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Чтобы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально-слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления. При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.
Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.
Приобщение к музыке - один из важных путей воспитания ребенка, так как музыка особенно сильно воздействует на чувства, а через чувства и на его отношение к окружающим явлениям. Музыка вызывает к жизни еще неосознанные мысли и чувства, очищает души от всего мелкого и случайного, укрепляет достоинство человека, его веру в свои внутренние силы, в свое призвание. Музыкальное искусство, отражая жизнь, утверждает моральную красоту человека, ценность дружбы, верности долгу, раскрывает богатство душевного мира.
Дети остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. Восприятие произведений музыкального искусства представляет тому неограниченные возможности. В процессе музыкального воспитания дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности.
За последнее время усилилась тенденция к гуманизации образования и пониманию роли культуры как духовного источника и способа развития и образования. Необходима разработка структуры, содержания, педагогических процессов развития детского музыкального исполнительства дошкольников. Понятие «подход», согласно мнению ученых, рассматривающих это понятие (В.В. Краевский, М.Н. Скаткин, Е.Ю. Никитина и др.) - это теоретико-методическая основа научного исследования, составленная по определенным закономерностям и особенностям.
Поиск средств и подходов в развитии музыкального образования дошкольников необходимо проводить, рассматривая синтез разных видов искусства: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства и художественной культуры, в которой наиболее полно отображен многовековой опыт культурных ценностей и норм поведения.
Для решения поставленных задач в развитии музыкального исполнительства дошкольников мы избрали гендерный подход, который был разработан в 1990-х годах на общенаучном уровне.
Термин «гендер» происходит от греческого слова «gems», что означает «происхождение, материальный носитель наследственности, рождающийся».
Итак, первый из терминов используется для обозначения тех анатомофизиологических особенностей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (то есть биологические различия)
считается фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между мужчинами и женщинами.
Музыка - одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально -ритмических движениях мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами). Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры).
Овладению традиционными свойствами личности: мужественности - у мальчиков и женственности у девочек - помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используется нами при театрализации на конкретно-научном уровне.
Культурология - гуманитарная наука, изучающая закономерности развития и функционирования культуры, ее структуру и динамику, взаимосвязи и взаимодействия с другими сферами материальной и духовной жизни.
Культура понимается как воспроизводящая при смене поколений система образцов поведения, сознания людей, а также предметов и явлений в жизни общества. Обращение к исследованиям ХХ века, посвященным феномену «культура», убеждает, что в построении концепции культур одним из наиболее серьезных вопросов выступает вопрос об отношении теории культуры к ее истории. Так, А.Ф. Лосев представлял культуру как предельную общность всех основных слоев исторического процесса: экономических, социально-
политических, идеологических, практически-технических, ремесленных, науч-
ных, художественных, моральных, религиозных, философских, национальнонародных, бытовых [2]. По его определению, культура - «сознательная работа духа над своим собственным совершенствованием и над упорядочением всего того, что окружает человека», выступает для нас целью и средством в преобразовании самого человека и реальной действительности.
Овладение культурой раскрывает не только исторически определенный уровень развития общества силами человека, но и развитие творческих сил и способностей самого человека.
Важнейшим признаком культуры является ее всепроникающий характер, непременное включение во все сферы жизни общества и личности. Главное ее назначение состоит в том, чтобы постоянно содействовать духовному развитию человека, раскрытию талантов, дарований и способностей. Создавая многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик.
В духовной деятельности осуществляется процесс самореализации человека, когда на основе овладения историческим наследием мировой и отечественной культуры, воспитания и образования создаются духовные ценности, развиваются способности к труду, познанию, творчеству и общению, а также особое отношение к ним.
Итак, культурологический подход представляет собой базовый образовательный процесс, сущность которого заключается в установлении подобия между своим и иноязычным народом, ценностном отношении к общечеловеческой и национальной культуре, стремлении проживать свою жизнь в формах культурного бытия народа и диалогическом общении с другими народами и культурами.
Таким образом, третьей составляющей теоретико-методической основой на методико - технологическом уровне был избран партисипативный подход, впервые разработанный Е.Ю.Никитиной и развитый в дальнейшем её учениками О.Ю. Афанасьевой, Е.А. Зыряновой и др.
Партисипативный подход является одной из составляющей теоретикометодической основы нашего исследования. Такая основа строится на понимании ребенка как свободной творческой личности. Партисипативный подход предполагает субъект - субъектные взаимоотношения детей и педагога. В ходе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса и образования эмоционально - благоприятной, дружеской, комфортной атмосферы происходит развитие детского музыкального исполнительства дошкольников, музыкальное развитие, индивидуальности, самореализация дошкольника.
Принципы детского музыкального исполнительства дошкольников представляют целостную систему, взаимосвязь которых позволяет обеспечить эффективную организацию данного процесса:
• идеи дошкольного образования (субъектности, коммуникативного партнёрства и сотрудничества, индивидуализации, гуманистической направленности, доступности);
• идеи музыкального развития дошкольников (положительной мотивации к музыкальному исполнительству, межкультурности, толерантности, преемственности и фасилитации).
Структура детского музыкального исполнительства. Структура, виды музыкальной деятельности и их взаимодействие отражены в схеме, которая составлена О.П.Радыновой на основе схемы Н.А.Ветлугиной.
Восприятие музыки специально созданной для слушания
ТВОРЧЕСТВО
Песенное творчество
Музыкально-игровое и танцевальное творчество
ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
Восприятие музыки в связи с её исполнением Музыкально дидак-
тические игры
Пение Музыкально-ритмические движения
Игра на музыкальных инстру-
Игра на музыкальных инструмен-
МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Знания общего характера
Специфические знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности
Как видно из приведенной схемы, все виды деятельности взаимосвязаны и взаимодействуют между собой.
Как известно, творчество не появляется на пустом месте и чтобы им заниматься, ребёнок должен приобрести опыт и только тогда он сможет преобразовывать, варьировать, импровизировать, придумывать что- то новое в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы развить у детей общую музыкальность, которая будет фундаментом, почвой для развития творческих способностей. Важным условием является отбор методов и приёмов, способствующих развитию творчества (табл. №1).
Таблица №1
Методы Методические приёмы
1. Наглядные и наглядно -слуховые Показ: приёмов исполнения, картин, иллюстраций, пособий, музыкальных инструментов, графического изображения. Качественное исполнение музыкальных произведений. Пение без сопровождения музыкального инструмента и в его сопровождении
2. Словесные Образный короткий рассказ о музыкальном произведении. Беседа. Пояснение. Вопросы, направленные на указания к исполнению.
3. Метод целостного восприятия Синтез музыки, изобразительного искусства и поэзии
4. Развитие творческого мышления и воображения Элементы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Синектика (аналогии). ММА (метод морфологического анализа). МФО (метод фокальных объектов). ММЧ (моделирование маленькими человечками). Игры на развитие диалектического мышления: «Хорошо - плохо», «Наоборот» Работа со сказкой
5. Игровые Музыкально - дидактические игры на развитие сенсорных способностей.
Творческие задания.
6. Метод элементарного музицирования Вопросы, направленные на самостоятельное принятие решения. Озвучивание стихов, картин, загадок о явлениях природы, сказок и др. Участие в шумовом оркестре
Музыкальное развитие оказывает большое воздействие на общее развитие ребёнка: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Данные методы способствуют формированию творческой личности. Дети проявляют инициативу, учатся мыслить творчески, нестандартно. Они дают волю воображению, фантазии.
Библиографический список
1. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А. - Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. пособие. Минск, 1999.- 190 с.
2. Лосев, А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.— 525 с.
3. Радынова, О.П. - Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 240 с.
4. Теплов, Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / под ред. М. Г. Ярошевского; Рос. Акад. Образования, Моск. психол.-соц. ин-т. -2-е изд., стер. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2009. - 638 с.
5. Теплов; Б. М. Психология музыкальных способностей / Рос. акад. наук, Ин-т психологии. - М.: Наука , 2003. - 377 с.
Bibliography
1. Kolominsky, Ya.L., Panko, E.A. - The Psychology of Six-Year-Old Children: Study Guide. - Minsk, 1999. - 190 p.
2. Losev, A.F. Philosophy. Mythology. Culture. - M. Politizdat, 1991. - 525 р.
3. Radynova, O.P. Musical Education of Preschool Children: Study Guide for High and Higher School Students of Preschool Education Faculties. - Moscow: Publishing Center «Academy», 1998. - 240 р.
4. Teplov, B.M. Psychology and Psychophysiology of Individual Differences / Ed. by M.G. Yaroshevsky, the Russian Academy of Education, Moscow Psychol.-and-Pedagog. Institute. -2nd Ed., Stereotyped. - Moscow: MPSI, Voronezh MODEK, 2009. - 638 p.
5. Teplov, B.M. Psychology of Musical Abilities / the Russian Academy of Sciences, Institute of Psychology. - Moscow: Nauka, 2003. - 377 p.