Научная статья на тему 'Актуализация музыкального воспитания в лицейском образо'

Актуализация музыкального воспитания в лицейском образо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
81
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуализация музыкального воспитания в лицейском образо»

Н. С. Кальницкая

Актуализация музыкального воспитания в лицейском образовании

Введение усовершенствованных ФГОС, т. е. концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как стратегии обновления образовательного пространства определяет воспитательную функцию личности средствами предметов гуманитарного цикла в качестве приоритетной. Перспектива развития инноваций, охватывающая длительный временной отрезок на несколько лет вперёд, рассчитана на повышение эффективности решения образовательных задач, формирование навыков для улучшения способностей к самообразованию, реализации рационального подхода в образовательной сфере.

Актуальность проблемы воспитания средствами музыкального искусства состоит в непосредственном психолого-педагогическом контакте сознания ученика и технологий образования. По нашему мнению, рациональный подход воспитательной направленности должен обеспечить целенаправленный, упорядоченный и организованный процесс творческого развития, тождественный системе и по-своему специфичный. Во многих научных работах современных исследователей рассматривают музыкальное воспитание с учётом рационального подхода к его применению (Э. Абдуллин, Г. Селевко).

Анализируя диссертационные исследования, мы структурировали их по нескольким группам.

Одна группа специалистов исследует механизмы педагогического влияния музыкального искусства на психику ребёнка, развитие интеллекта, динамику положительного эмоционального фона, сознательное и бессознательное восприятие музыки, обозначение теоретических достижений области запоминания, концентрацию внимания и мыслительной деятельности ребёнка. Е. Медведева, И. Левченко, Л. Комиссарова, Т. Добровольская выдвигают арттера-пию в качестве панацеи от лёгких психологических нарушений взамен лечебного вмешательства. Поэтому появление арттерапии в психолого-педагогической сфере образования является доказательством необходимости применения музыки в образовании.

Другие исследователи рассматривают музыку как философскую величину, возвращающую себе первоначальную актуальность времён Античности. Душа, тело и дух подчиняются музыкальному воздействию в равной степени; однако мультижанровое разнообразие даёт различный эффект. Поэтому подбор музыки, по мнению Л. Кадцына, О. Макеевой, имеет множество критериев применения или вызывает неприятие произведений искусства.

193

Можно выделить направление деятельности учёных, которые, акцентируя внимание на музыкальном искусстве XVIII в., занимаются воспитанием и формированием внутренней культуры личности (Шарапкина Е., Ковалев В., Филипс Д.).

Однако исследовательских работ, направленных на изучение применения в общеобразовательном учреждении рационального подхода в воспитании личности посредством музыкальной культуры недостаточно, или они освещают систему дополнительного образования.

Перед общеобразовательным учреждением стоит цель воспитать у всех учащихся интерес и любовь к изучаемым наукам (в данном случае к музыкальному искусству), научить понимать их актуальность и успешно усваивать идеи и закономерности содержания предмета. Через предметы гуманитарно-художественного направления осуществляется возможность контроля и корректировки социальной природы личности школьника. В данной статье это касается уроков музыки, обязательных для всех лицеистов. Соприкасаясь с миром музыкальных впечатлений, ребёнок обогащает свой внутренний мир, позволяет качественно изменять чувственное восприятие окружения и грамотно дополнять «духовную копилку» новыми ощущениями. Музыкальное искусство - наилучший инструмент эффективного эстетического и нравственного воспитания подрастающего поколения. Воздействие музыки тем эффективнее и сильнее, чем эмоциональнее она воспринимается ребёнком, чем доступнее и проникновеннее идеи музыкального произведения.

Основой музыкального воспитания на уроках данного общеобразовательного учреждения является приобщение лицеистов к сокровищам мирового и, в первую очередь, отечественного музыкального искусства, анализ средств музыкальной выразительности, знакомство с композиторскими традициями написания музыки, достижениями современного исполнительства. Чтобы всё это усвоить, в МАОУ лицее № 28 г. Таганрога создаются все условия для развития музыкального слуха, абстрактного мышления, сценической культуры. Лицеисты имеют возможность свободно оперировать различными техническими средствами медиаобразования. Для гармоничного развития познавательных процессов, мышления, памяти наибольшое значение на уроках приобретает применение методов: сравнения, обобщения, установления видимой и условной связи теории с практикой. Учащиеся усваивают правила слушания и законы осмысления услышанного, синтезируют, пользуясь индукцией и дедукцией, получаемые знания с собственным опытом исполнения, слушания и анализа музыкального произведения.

194

На уроке в лицее существует множество возможностей для музыкального воспитания в отличие от других общеобразовательных учреждений. Это:

• способствование благоприятному влиянию на максимальное количество учащихся;

• общественная адаптация и социализация, которые проходят в ускоренные временные отрезки;

• модификация черт характера и темперамента личности путём создания ситуаций успешности;

• применение коммуникативных навыков межличностного и творческого общения;

• эмоциональное насыщение позитивного настроения;

• наблюдение за динамикой положительного психологического развития учащихся;

• единение, «чувство локтя» и доверительная обстановка.

«Музыкальное искусство есть особая ниша в развитии человечества. Музыка - это сама жизнь!». Так считал автор, создатель программы «Музыка» для общеобразовательной школы Дмитрий Борисович Кабалевский. Его идея отражения жизненных событий в музыкальном искусстве нашла своё воплощение в авторских научных работах. Дмитрий Борисович создал огромное количество работ, посвящённых профессии учителя музыки, подготовке и рекомендациям к практической деятельности в школе. Постоянным лейтмотивом его научно-практических докладов на конференциях ИСМЕ - Международного общества по музыкальному воспитанию -явился некий «общий духовный знаменатель», сближающий всех учителей, независимо от предмета, который они преподают. Имя ему - воспитание. Каждый учитель музыки - нравственный воспитатель и тонкий психолог, так как по специфике своей деятельности он способен задеть чуткие струны души ребёнка, для того чтобы нацелить его на выравнивание, создать позитивный эмоциональный и поведенческий фон.

Обязательную основу музыкального образования учителя музыки постигают в колледжах, училищах и вузе. В лицее в большинстве своём работают педагоги первой и высшей категорий, это значительно улучшает уровень образованности лицеистов. В лицее идёт каждодневный труд над собой и своими задатками, ощущениями и возможностями, которые при умелом подходе преподавателей и родителей формируются высокого уровня способности. Одарённость, талант и гениальность разовьются, если создать для этого условия и поместить ребёнка в учреждение образования с перспективой профессионального роста. Для грамотного обучения будущего педагога-музыканта необходима единая целостная систе-

195

ма педагогических знаний, умений и навыков, т. е. квалифицированная и многопрофильная концепция по подготовке специалистов. Подготовка грамотного педагога-музыканта связана с изучением многообразного комплекса специальных дисциплин, каждая из которых предусматривает свою методику преподавания (обучение игре на определённом музыкальном инструменте, работа с хоровым и ансамблевым коллективом, дирижирование и ансамблевое пение и др.). Над современным состоянием обозначенной проблемы и нахождением путей и способов её решения работают многие современные учёные, педагоги-музыканты (Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, О.П. Радынова, Н.А. Терентьева, Г.П. Сергеева, В.А. Школяр и др.), при этом учитывая главные критерии разработки вопроса компетентности учителя: уровень уже имеющейся подготовки педагога, соответствие данной подготовки современным требованиям, уровень самообразование и тяга к самосовершенствованию. Это всё можно отнести и к результатам получения образования в лицее, но в упрощённой (соответствующей возрастным возможностям) форме. Авторы обозначают общую направленность всех методик преподавания в специализированном учреждении, которые расширяют программные требования, для подготовки учителя к осуществлению разносторонней, креативной, творческой деятельности.

Лицейское образование не только престижно, но и необходимо для воспитания гармонично развитой личности. Гуманитарные и рациональные науки, преподаваемые более развёрнуто, подразумевают использование всего арсенала возможностей современного музыкального медиаобразования и овладение новейшими информационными технологиями. Это не только престижно, но и эффективно в воспитании творческого, интеллектуального и нравственного потенциала лицеистов.

М. Б. Королёва

Формирование личности дошкольника средствами музыкального воспитания

Формирование личности является сложным и многозначным процессом, на который оказывают влияние внутренние и внешние общественные условия. Это взаимосвязь умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству.

Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности, приобщающие ребенка к различным видам дея-

196

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.