Научная статья на тему 'Формирование личности дошкольника средствами музыкального воспитания'

Формирование личности дошкольника средствами музыкального воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1964
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование личности дошкольника средствами музыкального воспитания»

ма педагогических знаний, умений и навыков, т. е. квалифицированная и многопрофильная концепция по подготовке специалистов. Подготовка грамотного педагога-музыканта связана с изучением многообразного комплекса специальных дисциплин, каждая из которых предусматривает свою методику преподавания (обучение игре на определённом музыкальном инструменте, работа с хоровым и ансамблевым коллективом, дирижирование и ансамблевое пение и др.). Над современным состоянием обозначенной проблемы и нахождением путей и способов её решения работают многие современные учёные, педагоги-музыканты (Л.Г. Арчажникова, Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, О.П. Радынова, Н.А. Терентьева, Г.П. Сергеева, В.А. Школяр и др.), при этом учитывая главные критерии разработки вопроса компетентности учителя: уровень уже имеющейся подготовки педагога, соответствие данной подготовки современным требованиям, уровень самообразование и тяга к самосовершенствованию. Это всё можно отнести и к результатам получения образования в лицее, но в упрощённой (соответствующей возрастным возможностям) форме. Авторы обозначают общую направленность всех методик преподавания в специализированном учреждении, которые расширяют программные требования, для подготовки учителя к осуществлению разносторонней, креативной, творческой деятельности.

Лицейское образование не только престижно, но и необходимо для воспитания гармонично развитой личности. Гуманитарные и рациональные науки, преподаваемые более развёрнуто, подразумевают использование всего арсенала возможностей современного музыкального медиаобразования и овладение новейшими информационными технологиями. Это не только престижно, но и эффективно в воспитании творческого, интеллектуального и нравственного потенциала лицеистов.

М. Б. Королёва

Формирование личности дошкольника средствами музыкального воспитания

Формирование личности является сложным и многозначным процессом, на который оказывают влияние внутренние и внешние общественные условия. Это взаимосвязь умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству.

Именно в дошкольном возрасте закладываются первоначальные способности, приобщающие ребенка к различным видам дея-

196

тельности, встречаются примеры раннего проявления музыкальности. Эти годы являются необходимым и важным этапом формирования предпосылок многих ценных качеств будущей личности.

Музыкальное воспитание является сильнейшим средством формирования интеллекта, эмоциональной культуры, чувств, нравственности. Музыка способна моделировать сложнейшие процессы духовного мира детей на уровне сознания и подсознания, воздействуя на эмоциональную сферу и нравственное воспитание дошкольника, что приобретает сегодня особую актуальность. Она создает основу для эмоционального контакта между взрослым и ребенком, развивает коммуникативные навыки, совершенствует мышление.

Музыкальное воспитание - неотделимая часть нравственнопатриотического воспитания детей. Музыка помогает ярко выплеснуть свои эмоции, выразить любовь к Родине, своему дому, природе, близким людям, воспитывает чувство коллективизма. Дети учатся сопереживать. Воздействуя на чувства и настроения, музыка преобразовывает их нравственный и духовный мир, формирует эстетическое восприятие окружающего мира.

Музыкальное искусство также способствует формированию интеллектуальных способностей дошкольников, активизируя познавательную и умственную деятельность. Она отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, природе, быте, традициях. По данным российских исследователей у детей, занимающихся музыкой, связи левого и правого полушария мозга более тесные. Ученые доказали, что интеллектуальный уровень развития у таких детей повышается на 33 %.

Занятия музыкой развивают и математическое мышление. В музыке основные понятия можно выразить в математических терминах (доли, пропорции, расстояния, соотношения). Поэтому математика и музыка имеют очень много общего, и ребенок легче воспринимает обучение и тому и другому предмету.

О воздействии музыки на математические способности говорили еще античные философы. Так, Пифагор создал целую математическую науку о числовых законах, которые управляют музыкой. Открытая им в процессе эксперимента система математического соотношения музыкальных тонов стала началом развития науки о музыкальном мышлении.

Последователи философа на много веков сделали нормой «алгеброй поверять гармонию», выражая «музыкальный лад» Вселенной в математических соотношениях. Через поиск музыкальноматематических связей пришел к своим законам обращения планет уже в XVII в. И. Кеплер.

Для А. Ф. Лосева математика и музыка были едины, так как он считал, что музыка «основана на соотношении числа и времени, не

197

существует без них, выражает чистое время». Однако ученый видел также в музыке и математике и различия. Музыка живет выразительными формами, она есть «выразительное символическое конструирование числа в сознании». «Математика логически говорит о числе, музыка говорит о нем выразительно». (http://rudocs.exdat.com/docs/index-519196.html).

Шиничи Судзуки доказал, что раннее развитие музыкальных способностей отражается и на других сферах: дети обладают прекрасными математическими способностями и впечатляют интеллектуальными показателями. Они отлично владеют речью, отличаются собранностью и одухотворенностью.

Педагоги новосибирской гимназии № 7 «Сибирская» провели эксперимент по развитию у детей математических способностей с помощью музыки. Они создали на базе гимназии спортивнооздоровительный центр, объединивший учителей рисования, музыки, физкультуры, народного творчества и специалистов психологии и медицины. Педагоги разработали методику, согласно которой некоторые занятия сопровождаются музыкальными паузами, где звучат отрывки из классических музыкальных произведений. Результаты мониторинга показали, что интеграция таких предметов, как музыка и математика способствует развитию у учащихся арифметических способностей, а дети, занимающиеся вокалом, реже пропускают школу по состоянию здоровья.

Мы на практике убедились в положительном влиянии отдельных видов музыкальной деятельности на математические способности дошкольников. Это музыкальная грамота и музыкальная ритмика. Оба вида музыкальной деятельности способствуют развитию у детей ориентировке в пространстве (направления мелодии вверх и вниз, направление движения в танцевальных композициях), знакомству с числовыми величинами и геометрическими фигурами (число шагов в танце, выполнение танцевальных движений по квадратам, в кругу, в двух колоннах или шеренгах, количественный состав простейших музыкальных интервалов, количество звуков в аккордах, и т.д.).

Существует взаимосвязь между музыкальным и физическим воспитанием. Музыка оказывает влияние на процесс физического совершенствования детей. Вызывая изменения в кровообращении и дыхании, она влияет на жизненный тонус. Поэтому, выбирая определенную музыку, можно активизировать ту или иную деятельность (например, убаюкать колыбельной песней или бодро шагать под марш). Музыкальная ритмика улучшает осанку, координацию рук и ног, вырабатывает ритмичность и пластику движений.

Пение также связано с физическим развитием ребенка, способствуя активизации функции голосового и дыхательного аппарата. Во

198

время пения вырабатывается определенная поза ребенка - сидеть или стоять прямо, не горбиться. Это помогает выработать правильную осанку. Работа над артикуляцией помогает развитию речевой, коммуникативной функции, голосового аппарата.

В настоящее время педагогика накопила огромный опыт и разработала новую систему музыкального обучения и воспитания, которая ставит задачу формирования гармоничной личности, способной активно, творчески преобразовывать действительность. В современных программах воспитания и обучения дошкольников на первый план выходит развивающая функция музыкального искусства, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, всестороннее развитие, формирование общечеловеческих и духовных ценностей, а также способности и интегративные качества (например, «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной, «Камертон» Э. П. Костиной, «Музыкальные шедевры» О. П. Радыновой, «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и другие).

Для гармоничного развития личности ребенка музыкальное воспитание необходимо. Музыка должна присутствовать в жизни ребенка в различных ее ипостасях - классическая музыка, современная музыка, фольклор.

Специальные исследования показали, что лучшим средством для гармонизации состояния организма, поднятия жизненного тонуса является солнечная музыка Вольфганга Амадея Моцарта. Но, конечно, к подбору музыкальных произведений нужно подходить осторожно, с учетом индивидуальных возможностей и особенностей ребенка.

Ученые доказали, что, воздействуя на детей, музыка способствует изменению тонуса мышц, ускорению сердечных сокращений, снижению давления. Во время слушания музыкальных произведений у детей меняется электрическая активность клеток мозга, улучшается память.

В России проблема воздействия музыкального искусства на гармонизацию организма человека и взаимосвязь с медициной связана с именем В. М. Бехтерева, который в своих исследованиях убедился, что приобщение ребенка к музыке в самом раннем возрасте необходимо для нормального, здорового развития детского организма. Он обращал внимание, как благотворно действуют на психику младенцев напевные колыбельные песни, а специально подобранные музыкальные мелодии помогают в устранении их повышенной нервозности и капризов.

Музыкальное искусство обладает развивающим, коррекционным и воспитывающим воздействием. Д. Д. Шостакович отмечал,

199

что никакие слова не могут оказать на душу слушателя такого воздействия, как музыка, которая позволяет услышать самого себя.

Музыка способна оказывать диаметрально противоположные воздействия на организм человека. Музыкальное искусство, обогащенное в результате исторического развития новыми средствами выразительности, еще больше увеличило свои возможности в отношении положительного или отрицательного воздействия на людей. Поэтому музыка последних столетий может гораздо сильнее влиять на мысли и чувства людей, вселять бодрость, энергию или наслаждение и отдых, вдохновлять на борьбу и на труд. Но она может приносить и вред, вселяя пессимизм, агрессию и эротику в детские души.

Музыка помогает формированию нравственной активности и гармонизации организма в условиях современной жизни, которая не способствует духовному здоровью детей. Но не та музыка с тяжелыми ритмами, которая звучит повсеместно в СМИ и вызывает в слушателях лишь возбуждение и агрессию, а музыка, способная рождать в душах детей прекрасное и возвышенное.

Под влиянием различных видов музыкальной деятельности и использовании правильно подобранных методических приемов положительно развиваются психические процессы (восприятие, мышление, память, воображение) и свойства личности, чище и грамотнее становится речь, развивается общая и мелкая моторика, координация, появляются коммуникативные навыки в общении.

Основой содержания музыкального воспитания детей дошкольного возраста является приобщение их к различным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей, оказывая влияние на нравственно-патриотические качества личности.

Как отмечают многие педагоги и исследователи в области музыкального воспитания детей, восприятие музыки связано с умственными процессами, требуя внимания, наблюдательности, сообразительности и способности к анализу. Дети, прослушивая музыкальные произведения, сравнивают похожие и отличающиеся звуки, отмечают смысл характерных смысловых особенностей художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения. Эти первые попытки эстетической оценки и анализа требуют активной умственной деятельности. Как и другие виды искусства, музыка имеет познавательное значение, так как в ней отражены жизненные явления, обогащающие детей новыми представлениями. Таким образом, влияние музыки на интеллектуальное развитие детей очевидно.

200

Музыка способна формировать психологический настрой, моделировать эмоциональное состояние. Не случайно во все времена перед началом сражений воинам играли марш, ритм которого успокаивал и заставлял собраться. А звучание любимой музыки может поддержать и восстановить истощенные духовные и физические силы, поднять настроение.

Музыкальное воспитание дошкольников ставит перед педагогами определенные задачи для гармоничного развития личности детей:

1. Формирование художественно-эстетического вкуса в процессе знакомства с лучшими образцами музыкального искусства.

2. Формирование нравственно-эстетических ценностей и способности к сопереживанию, умению различать добро и зло, уважать труд, бережно относиться к природе, животным, нежно общаться с мамой, быть уважительными с окружающими. Этому способствуют слушание музыкальных произведений, знакомство с представлениями о культурных и нравственных ценностях в музыке, нравственно-эстетическое и эмоциональное восприятие музыкальных произведений, знакомство с народными традициями и праздниками и театрализация сказок.

3. Развитие творческого воображения и фантазии (способность к импровизации в изобразительной деятельности, слове, музыкально-ритмических композициях, пении).

4. Развитие психических процессов (развитие эмоциональной сферы и умения выражать эмоции в мимике; тренировка лабильности нервных процессов; развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления).

5. Развитие интеллектуальных способностей (способность к анализу, расширение кругозора). Этому способствует музыкальнопознавательная деятельность, эстетическая оценка и анализ произведения, передача музыкальных образов в изобразительной деятельности.

6. Физическое развитие детей в процессе использования музыкально-ритмических движений и певческой деятельности.

Музыка обладает огромной силой воздействия на человека. Она способна повлиять на его сознание, убеждения и, в конечном итоге, - на формирование мировоззрения, способствуя становлению личности.

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.