Научная статья на тему 'Интеграция в финансово-промышленную группу предприятий спиртовой и ликероводочной отрасли'

Интеграция в финансово-промышленную группу предприятий спиртовой и ликероводочной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеграция в финансово-промышленную группу предприятий спиртовой и ликероводочной отрасли»

По уровню развития человеческого потенциала, который учитывает среднюю продолжительность жизни, уровень образования и масштабы использования новейших технологий, Россия заняла 63-е место из 175 стран мира, рядом с Болгарией, Бразилией, Малайзией и Панамой. Доля населения, живущего на пороге бедности, в России почти в 4 раза превышает критическую точку (по методике ООН). Потребление основных продуктов питания значительно уступает рекомендуемым нормам, а по общей энергетической ценности суточный рацион россиянина за последние 10 лет снизился до уровня 1913 г.

Необходимо принять во внимание и демографический фактор, так как в соответствии с численностью и структурой населения изменяется и спрос на продукцию пищевых предприятий. Главная особенность населения 1990-х гг. состоит в возникновении феномена депопуляции, которая для страны в целом проявилась в 1992 г. Демографические процессы оказались под существенным влиянием социально-экономических факторов. Экономика России, являясь материальной базой общественного развития и переустройства, представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно занимает пищевая промышленность. Пищевая промышленность оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений экономической системы, определяет уровень развития общества и не может не быть в центре внимания государства. Она объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования В условиях развития рыночных отношений государству необходимо взять на себя ответственность за поддержку пищевой промышленности, оказание которой возможно с помощью многочисленных правовых, политических и экономических средств в целях сохранения ее промышленного и научно-технического потенциала.

В настоящее время форма государственной промышленной политики ориентирована только на эффективное приращивание национального богатства и дохода, увеличение темпов роста валового национального продукта. Активный характер мер и способов государственного вмешательства в экономику заключается в том, чтобы формировать совокупный платежеспособный спрос на основе новых маркетинговых, технологических и финансовых связей [6]. Особенно важно занятие государством доминирующего места в связке государство - рынок в периоды циклических спадов экономики, а также регулирующее, т. е. направляющее, содержание государственного вмешательства в периоды экономического роста. Это вмешательство должно в первую очередь отвечать интересам предприятий, а его форма являться не тормозящими, а стимулирующими факторами развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейнер Г. Предприятие - упущенное звено в цепи ин -ституциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 2. - С. 106.

2. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист. - 2004. - № 1. - С. 3-20.

3. Прокопьев В .В. Стратегическое планирование и управ -ление. - М.: ИНФРА, 2001.

4. Серпилин А.С. Подход к стратегии развития предприятия // Управление компанией. - 2001. - № 3. - С. 37-45.

5. Козлов М. Предпринимательская активность сельхозтоваропроизводителей // АПК. Экономика и управление. - 1997. -№ 12. - С. 19-23.

6. Швырков Ю. Государственное воздействие на процесс формирования и функционирования российской экономики // Вестн Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 1995. - № 6.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 26.05.05 г.

[663.8+663.551]658.5

ИНТЕГРАЦИЯ В ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННУЮ ГР УППУ ПРЕДПРИЯТИЙ СПИРТОВОЙ И ЛИКЕРОВОДОЧНОЙ ОТРАСЛИ

А.В. ТРУНОВ

Кубанский государственный технологический университет

Количество организаций, занятых сегодня в сфере производства и реализации спирта и алкогольной продукции, крайне многочисленно. Помимо непосредственных производителей, это большое число посреднических оптовых организаций, поставщики сырьевых ресурсов, организации мелкорозничной торговли. В совокупности с ослабевающим контролем со стороны государственных структур, в том числе Росалкоголь-монополии, все это привело к резкому падению объемов производства. Так, если в 1990 г. предприятиями Краснодарского края вырабатывалось 2850 тыс. дал

спирта этилового и 2452 тыс. дал водки и ликероводочных изделий, то в 2004 г. эти показатели уменьшились до 1914,7 и 1893,6 тыс. дал соответственно (таблица).

Если учесть, что за истекшие 14 лет потребление спиртных напитков населением края не сократилось, то очевидно, что образовавшуюся разницу заполняет сегодня низкокачественная водка «подпольного» производства и продукция, ввозимая из-за пределов края.

Цель настоящего исследования - поиск вариантов решения указанных проблем, стоящих перед спиртовой и ликероводочной промышленностью края.

В настоящее время в крае действует 3 крупных за -вода по производству этилового спирта и 5 предприятий, выпускающих водочную продукцию высокого

Таблица

Вид продукции

Объем производства, тыс. дал, предприятиями Краснодарского края

1985 1990 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004

4240 2850 1127 1756 1538 1252 1232 1603,6 1914,7

3406 2452 1045 1995 1134 889 1218 1604,7 1893,6

Спирт этиловый ректификованный Водка и ликероводочные изделия

качества, которая конкурентоспособна не только на краевом, но и на российском рынке. Общей проблемой спиртовой и ликероводочной отрасли края является падение объемов производства, что обусловлено рядом причин:

отсутствием настоящей государственной монополии на данный вид деятельности;

ежегодным увеличением ставок акцизных платежей в бюджет на спирт этиловый и водку;

введением специальных марок, получение которых зачастую сопряжено с определенными трудностями;

значительным незаконным оборотом спирта этилового и поддельной водочной продукции;

ввозом в край более дешевой водки из республик Северного Кавказа, составляющей серьезную конкуренцию продукции кубанских производителей; нехваткой оборотных средств; нарушением хозяйственных связей с поставщиками сырья (пшеницы и свекловичной патоки) для производства спирта.

Поставщики сырья также испытывают значительные трудности, связанные с острой нехваткой оборотных средств. Это вынуждает их продавать свою продукцию главным образом торговым посредникам, которые в настоящее время становятся одной из основных категорий сдатчиков сырья для переработки на спиртзаводы. Естественно, что появление посредника ведет к увеличению стоимости сырья и, как следствие, готовой продукции.

В сложившихся условиях требуется проведение комплекса мер, важнейшие из которых - преодоление противоречий интересов между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающими предприятиями, обеспечение взаимоувязки их интересов, исключение слоя торговых посредников. Одним из способов решения данной проблемы является интеграция на взаимовыгодных условиях с предоставлением определенных приоритетов сельскохозяйственным товаропроизводителям в силу их ведущей роли в цикле производства конечной продукции.

Опыт зарубежных стран показывает, что один из путей возрождения промышленного производства и всей экономики в целом состоит в развитии приоритетных, экономически эффективных отраслей. В этом необходимо заинтересовать финансовый капитал. Средством реализации этой заинтересованности выступает интеграция финансового и промышленного капитала. Практически во всех промышленно развитых странах финансовые институты издавна управляют пакетами акций промышленных компаний.

Создание эффективной экономики с учетом особенностей национального бизнеса и макроэкономического состояния страны является исключительно сложной задачей. Наиболее активными субъектами

этой деятельности должны быть банки, промышленные и сельскохозяйственные предприятия, а также органы государственного управления.

В России интеграция финансового и промышленного капиталов в большинстве случаев происходит не в интересах производства, что приводит к нарушению финансовыми институтами (банками, финансовыми компаниями, фондами и т. п.) своих инвестиционных обязательств.

Оптимальной организационно-правовой формой интеграции капиталов в российских регионах является финансово-промышленная группа (ФПГ). На ее основе достигается централизация капитала, концентрация производства, решение финансово-хозяйственных проблем всех участников группы, повышение эффективности их деятельности.

Анализ развития интеграции финансового и производственного капиталов показывает, что создание ФПГ - объективный процесс организационных и институционных изменений, который характеризуется централизацией и интеграцией финансового и промышленного капитала и созданием в условиях первичного накопления и перераспределения финансов само-развивающихся структур.

Условия создания региональных ФПГ практически идентичны нормативно-правовым актам формирования и функционирования действующих в настоящее время отраслевых и диверсифицированных ФПГ. Однако есть общие и специфические особенности интеграции капиталов в рамках территориальных образований. Общая особенность создания региональных ФПГ - это включение в них сельскохозяйственных и перерабатывающих их продукцию предприятий, а также оптовых и розничных предприятий по реализации производимой ФПГ продукции. Специфические особенности формирования региональных ФПГ состоят в учете наряду с экономическими социальных, этнографических и природно-климатических факторов.

Создание ФПГ позволит решить ряд финансовых проблем, в первую очередь, проблему нехватки оборотных средств. Ведь не секрет, что кредитная политика последних лет направлена в сферу обращения, кредитование реального сектора экономики практически отсутствует.

Существуют различные направления развития интеграционных процессов. Так, создание ФПГ, интегрированной по вертикальному типу с «мягким» способом управления, может способствовать решению вопросов, связанных с недостаточным использованием производственного потенциала предприятий спиртовой промышленности Краснодарского края путем проведения оптимизации сырьевых зон спиртопроизводящих предприятий, а также путем разработки механизма ценообразования, в равной степени устраивающего

как производителей, так и переработчиков. Использование такого механизма позволит расширить сырьевую базу и увеличить объем поставок за счет улучшения используемой агротехники и увеличения урожайности на прежних площадях. Исследования показывают, что оптимизация сырьевых зон спиртопроизводящих предприятий Краснодарского края дает возможность минимизировать транспортные расходы на поставку пшеницы.

В системе экономических отношений интегрированных структур ведущая роль отводится ценообразованию, призванному обеспечить получение дохода в каждом подразделении интегрированного формирования, а также рентабельность производства конкретной продукции. Нами разработана система трансфертных цен, по которым при расчетах продукция или услуги передаются от одного участника (подразделения) интегрированного формирования к другому, что в конечном счете приведет к значительной экономии оборотных средств предприятий - участников ФПГ.

Существенное влияние на взаимоотношения участников рассматриваемого интегрированного формирования оказывают возможности налогового маневрирования, использование статуса консолидированного налогоплательщика позволяет снизить налоговое бремя на участников группы. Применение иных законных способов налогового маневрирования также приводит к минимизации налогов.

Для определения экономической эффективности создаваемой гру ппы рассчитывается прибыль интеграционного формирования и ее распределение между участниками. Проведенные расчеты показали, что при интеграции следующих предприятий Краснодарского

края: ОАО БХЗ «Кавказский», ОАО «Хуторок-2», ООО ЛВЗ «Фортуна», ЗАО «Ладожское», ЗАО «Георгиевское», ЗАО «Экстра» - чистая прибыль ФПГ составит 191448,56 тыс. р.

Ее распределение между сельхозпроизводителями, спиртзаводами и другими участниками осуществляется на основании различных методов (пропорционально соотношению затрат, трудозатрат). Критерием распределения прибыли между сельхозпроизводителями является количество поставляемого сырья, для спиртопроизводящих предприятий - объем производства спирта, скорректированный на его потери в производстве. Аналогично ее распределение между предпри-ятиями-производителями водки.

Для определения эффективности вхождения предприятий в состав рассматриваемого интеграционного формирования сравнивается прибыль, полученная экономическими субъектами до и после создания ФПГ. Расчеты показали, что прибыль спиртзаводов возросла на 4747,24 тыс. р., ликероводочных предприятий - на 34846,01 тыс. р., а сельхозпроизводителей -на 64701,85 тыс. р.

Проведенное исследование свидетельствует, что создание ФПГ и совершенствование с ее помощью взаимоотношений между сельхозпроизводителями и перерабатывающими предприятиями спиртовой и ликероводочной отрасли Краснодарского края позволит повысить эффективность деятельности всех входящих в рассматриваемое интеграционное формирование экономических субъектов.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 22.12.04 г.

ПАТЕНТЫ

Патент на изобретение N° 2241356 RU МПК 7 А 23 L 2/02. Способ производства овощного ферментированного сока / А.Н. Теркун, М.А. Кожухова. Заявка № 2002129516; Заявл. 04.11.2002; Опубл. 10.12.2004.

Способ предусматривает подготовку сырья, измельчение и сбраживание в присутствии чистых культур молочнокислых бактерий Lactobacillusplantarum с последующим фасованием и стерилизацией готовой продукции. В качестве исходного сырья используют капустную мезгу, либо ее смесь с морковной мезгой и/или с мезгой перца болгарского, и/или с мезгой сельдерея. В процессе ферментации для получения неос-ветленного сока вместе с чистой культурой Lactobacillus plantarum, вносимой в количестве 0,03-0,05% от массы сырья, дополнительно вводят ферментный препарат Пектинекс Ultra SP-L, а для получения сока с мякотью - ферментный препарат Fructozym M из расчета 80-100 г/100 кг сырья. Содержание капустной мезги в общей массе должно быть не

менее 80%, морковной - не более 6%, перца болгарского - не более 10%, а сельдерея - не более 5%.

Патент на изобретение № 2243555 ЯИ МПК 7 в 01 N 33/02. Способ оценки микробиологической чистоты плодов, овощей и продуктов их переработки / Н.М. Агеева, Т.И. Гугучкина, Г.Ф. Музыченко. Заявка № 2002113830; Заявл. 27.05.2002; Опубл. 27.12.2004.

Способ предусматривает определение концентрации органических кислот методом газожидкостной хроматографии, термостатирование пробы продукта при температуре 35-42°С в течение 10-12 ч. После этого вновь определяют концентрацию органических кислот методом газожидкостной хроматографии и по изменению соотношения между винной и слизевой и между винной и молочной органическими кислотами до и после термостатирования устанавливают наличие токсинов плесневых грибов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.