Научная статья на тему 'Влияние внешних факторов на деятельность предприятий пищевой промышленности'

Влияние внешних факторов на деятельность предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1632
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние внешних факторов на деятельность предприятий пищевой промышленности»

холдинги не только значительно потеснили на рынке иностранные компании, но и начали экспорт готовой продукции и овощей в страны Западной Европы.

Основные сельскохозяйственные культуры, на выращивании которых сосредоточились российские холдинги, - это огурцы, кабачки, перец. Остальное сырье приходится пока закупать: томаты, например, - в Узбекистане, где издержки выращивания на порядок ниже, чем в России; ананасы и кукурузу - в Китае или Венгрии.

Несмотря на то, что консервный бизнес в целом будет стоить холдингам колоссальных инвестиций - порядка 40-50 млн евро ежегодно, заниматься им выгодно. Сырьевые зоны Волгограда и Юга России гораздо более благоприятны для выращивания садоводческих культур, нежели сырьевые зоны Венгрии или Франции.

Новые холдинги сосредоточились в наиболее перспективных с точки зрения растущего спроса сегментах: среднем и дорогом. Самый дешевый сегмент рынка, в котором традиционно работали российские заводы, они отвергли сразу же. Когда новые отечественные компании появились на рынке, сегмент дешевых овощных консервов был одним из самых емких. Сегодня он неизбежно сужается: даже малообеспеченные люди сегодня предпочитают брать продукт более высокого качества. Кроме того, в последнее время розничные сети все чаще отказываются работать с дешевой безмарочной продукцией. Холдинг «Помидор-пром» выводит на российский рынок новые марки -«Огородников» (средний ценовой сегмент) и «Гурман» (премиальный сегмент), компания «Балтимор» -одноименную марку «Балтимор» (средний сегмент).

Работа в среднем и дорогом сегментах означает, что российские производители выходят в зону прямой конкуренции с иностранными компаниями. По словам

менеджеров российских холдингов, конкурировать с ними можно только одним способом - сделать цены чуть ниже при аналогичном или даже более высоком качестве.

Выдержать ценовое условие российские производители сегодня вполне могут: сокращение логистических издержек позволит продавать отечественные консервы на 10-12% дешевле. Холдингам также необходимо повышать качество консервов, используя уникальные рецептуры, основанные на хорошем знании российских вкусов и предпочтений. Значительный упор российским производителям следует делать на экологичности, натуральности своих продуктов.

Кроме того, конкурировать с иностранными производителями можно за счет более широкого ассортимента. Западные компании, работающие на российском рынке, имеют, как правило, достаточно узкую специализацию - их ассортимент насчитывает не более 10-20 наименований. Так, венгерские компании сосредоточены в основном на консервировании огурцов, томатов и фасоли; французские - кукурузы и горошка; китайские - ананасов, персиков. Российские же производители могут вместить в свой ассортимент до 100 позиций. Кроме классических огурцов, горошка, томатов в нем можно представить тыкву, кабачок, свеклу, репу, белые грибы и др. - все, что произрастает в России.

Таким образом, отечественные товаропроизводите -ли могут увеличить свои конкурентные преимущества на рынке. Для этого необходимо эффективно интегрировать производственную и сбытовую политику, чтобы при минимальных производственных затратах можно было бы максимально удовлетворить потребительские предпочтения покупателей.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 06.04.05 г.

664.003(470)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К.А. ПРИВАЛОВ

Кубанский государственный технологический университет

Структура пищевой промышленности России, в частности ее молочной отрасли, за годы реформ претерпела значительные изменения. Она характеризуется высокой степенью нестабильности и неопределенности. Неравномерное развитие этого экономического сектора во многом зависит от рациональности организации производства в соответствии с экономической ситуацией в государстве.

Вклад средств в капиталоемкие отрасли с экстенсивным ростом привел к значительному отставанию российской пищевой промышленности от мирового уровня развития. Поскольку динамика экономического роста достигалась за счет расширения объемов про-

изводства без внедрения новых технологий, неизбежным результатом стал спад производства и снижение конкурентоспособности продукции [1].

Основная причина снижения уровня производства в 1990-1994 гг. - инфляция, распад хозяйственных связей, жесткие шоковые реформы правительства. Период 1994-1998 гг. характерен снижением инфляции, накоплением капитала и структурной перестройкой экономики. В 1998-2004 гг. экономический рост поддерживался условиями, сложившимися вследствие девальвации рубля и двукратного падения импорта, снижения нагрузки по погашению государственного долга, антикризисной политикой Правительства РФ по сдерживанию цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, ограничению расходов федерального и консолидированного бюджетов [2].

Предприятие - сложная, открытая, развивающаяся система, взаимодействующая с внешней средой, подход к изучению и анализу функционирования которой должен отличаться системностью и учетом причинно-следственных связей. Для принятия оптимальных управленческих решений в соответствии с поставленными целями и задачами хозяйствующие субъекты должны соизмерять свой внутренний потенциал и возможности воздействия на них факторов внешней среды [3, 4]. Модель воздействия внешних факторов на деятельность предприятия представлена на рисунке.

Макр оф акторы

Факторы микросреды

Г осударственное регулирование Фаза экономического цикла (спад - подъем) Инфляция Зак он од ательная деятельность Система налого о б лож ения Бюджетная политика Кр едитно-д енежн ая политика

ПРЕДПРИЯТИЕ

Факторы товарного рынка Сырьевые рынки Рынок готовой продукции Конкурентная среда Конъюнктура сырьевого рынка Конъюнктура рынка готовой продукции

Государственное регулирование необходимо в первую очередь для формирования экономической политики, ориентированной на содействие развитию передовых технологий. Такая деятельность государства должна получить законодательное оформление.

Фазы экономического цикла оказывают долговременное воздействие на развитие предприятия и тесно связаны с экономикой страны в целом. В зависимости от цикла выбирается стратегия предприятия. В условиях спада предприятия ориентируются на сохранение прежних позиций, а также на создание внутренних резервов на случай затяжной экономической ситуации. В период подъема, предприятия предпочитают активную стратегию поиска и захвата новых рыночных сегментов, увеличения объема производства продукции [5].

Инфляция способствует снижению экономического потенциала предприятия, сокращению объема производства и оборотных средств, росту кредиторской задолженности.

Законодательство регулирует деятельность предприятий, обусловливает выбор направления и способов развития производства. Классическим примером являются антимонопольные законы, закон об охране окружающей среды. Налоговая политика влияет на развитие экономики страны через изменение государственных доходов и расходов при увеличении или уменьшении налоговых ставок. Сложившаяся сегодня в стране налоговая система вынуждает предприятия

отдавать государству большую часть прибыли, что тормозит процесс расширенного производства.

Значение бюджетной политики заключается в возможности предприятий получать государственную поддержку. Во всем мире они получают дотации из государственного бюджета. В России предприятия в большинстве своем лишены поддержки государства, что ставит их в тяжелое положение и лишает возможности выживания в современных условиях вследствие диспаритета цен на продукцию.

Основным инструментом воздействия кредитно-денежной политики является процентная ставка, изменение которой увеличивает или уменьшает доступность и привлекательность кредитных ресурсов. В настоящее время российские предприятия предпочитают обходиться собственными средствами из-за значительной величины ставки по кредитам.

К микроэкономическим факторам непосредственного воздействия на деятельность предприятия необходимо отнести прежде всего конъюнктуру как на рынке готовой продукции, так и на рынке сырья.

При несоответствии цен спроса и предложения на рынке сырья перерабатывающие предприятия не могут производить расчет по запрощенным ценам и вынуждены использовать давальческое сырье.

Согласно исследованиям Госкомстата РФ, основные факторы, ограничивающие деловую активность предприятий:

низкие закупочные цены на продукцию (диспаритет цен);

высокие налоги (налоговая политика);

недостаток собственных финансовых средств (кре -дитно-денежная политика).

За годы осуществления реформ в результате про -счетов заполненные продовольственные прилавки создали иллюзию благополучия по обеспечению населения продовольственными товарами. Это, однако, обусловлено не развитием отечественной пищевой промышленности, а поступлением значительных объемов продовольствия по импорту, последствиями либерализации цен и низкой покупательской способностью населения Ситуацию усугубляет рост цен на основные продовольственные товары. В то же время недостаток ресурсов ряда продуктов питания, вызванный падением объемов их производства, восполняется поставками продовольствия и сырья по импорту, удельный вес которых от общего объема превышает 40%, а по отдельным видам - более 60%.

Современное продовольственное положение России характеризуется снижением потребления основных видов продуктов питания, в том числе молока (таблица).

Таблица

Производство молока в России 1990 1993 1996 1999 2000 2001 2002 2003 Рекомендуемая норма

Всего, тыс. т 55700 46500 35819 32274 32277 32905 33505 33170

100 83 64 58 58 59 60 59

На душу населения, кг 376 313 242 221 222 227 232 230 380

100 83 64 58 59 60 62 61

Примечание: знаменатель - процент к 1990 г.

По уровню развития человеческого потенциала, который учитывает среднюю продолжительность жизни, уровень образования и масштабы использования новейших технологий, Россия заняла 63-е место из 175 стран мира, рядом с Болгарией, Бразилией, Малайзией и Панамой. Доля населения, живущего на пороге бедности, в России почти в 4 раза превышает критическую точку (по методике ООН). Потребление основных продуктов питания значительно уступает рекомендуемым нормам, а по общей энергетической ценности суточный рацион россиянина за последние 10 лет снизился до уровня 1913 г.

Необходимо принять во внимание и демографический фактор, так как в соответствии с численностью и структурой населения изменяется и спрос на продукцию пищевых предприятий. Главная особенность населения 1990-х гг. состоит в возникновении феномена депопуляции, которая для страны в целом проявилась в 1992 г. Демографические процессы оказались под существенным влиянием социально-экономических факторов. Экономика России, являясь материальной базой общественного развития и переустройства, представляет собой сложный комплекс отраслей, среди которых особое место традиционно занимает пищевая промышленность. Пищевая промышленность оказывает решающее воздействие на развитие производительных сил и производственных отношений экономической системы, определяет уровень развития общества и не может не быть в центре внимания государства. Она объективно нуждается в развитой и хорошо скоординированной системе государственного регулирования. В условиях развития рыночных отношений государству необходимо взять на себя ответственность за поддержку пищевой промышленности, оказание которой возможно с помощью многочисленных правовых, политических и экономических средств в целях сохранения ее промышленного и научно-технического потенциала.

В настоящее время форма государственной промышленной политики ориентирована только на эффективное приращивание национального богатства и дохода, увеличение темпов роста валового национального продукта. Активный характер мер и способов государственного вмешательства в экономику заключается в том, чтобы формировать совокупный платежеспособный спрос на основе новых маркетинговых, технологических и финансовых связей [6]. Особенно важно занятие государством доминирующего места в связке государство - рынок в периоды циклических спадов экономики, а также регулирующее, т. е. направляющее, содержание государственного вмешательства в периоды экономического роста. Это вмешательство должно в первую очередь отвечать интересам предприятий, а его форма являться не тормозящими, а стимулирующими факторами развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клейнер Г. Предприятие - упущенное звено в цепи ин -ституциональных преобразований в России // Проблемы теории и практики управления. - 2000. - № 2. - С. 106.

2. Безруков В., Сафронов Б., Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2003 году и прогноз на 2004 год // Экономист. - 2004. - № 1. - С. 3-20.

3. Прокопьев В .В. Стратегическое планирование и управ -ление. - М.: ИНФРА, 2001.

4. Серпилин А.С. Подход к стратегии развития предприятия // Управление компанией. - 2001. - № 3. - С. 37-45.

5. Козлов М. Предпринимательская активность сельхозтоваропроизводителей // АПК. Экономика и управление. - 1997. -№ 12. - С. 19-23.

6. Швырков Ю. Государственное воздействие на процесс формирования и функционирования российской экономики // Вестн Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 1995. - № 6.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 26.05.05 г.

[663.8+663.551]658.5

ИНТЕГРАЦИЯ В ФИНАНСОВО-ПРОМЫШЛЕННУЮ ГР УППУ ПРЕДПРИЯТИЙ СПИРТОВОЙ И ЛИКЕРОВОДОЧНОЙ ОТРАСЛИ

А.В. ТРУНОВ

Кубанский государственный технологический университет

Количество организаций, занятых сегодня в сфере производства и реализации спирта и алкогольной продукции, крайне многочисленно. Помимо непосредственных производителей, это большое число посреднических оптовых организаций, поставщики сырьевых ресурсов, организации мелкорозничной торговли. В совокупности с ослабевающим контролем со стороны государственных структур, в том числе Росалкоголь-монополии, все это привело к резкому падению объемов производства. Так, если в 1990 г. предприятиями Краснодарского края вырабатывалось 2850 тыс. дал

спирта этилового и 2452 тыс. дал водки и ликероводочных изделий, то в 2004 г. эти показатели уменьшились до 1914,7 и 1893,6 тыс. дал соответственно (таблица).

Если учесть, что за истекшие 14 лет потребление спиртных напитков населением края не сократилось, то очевидно, что образовавшуюся разницу заполняет сегодня низкокачественная водка «подпольного» производства и продукция, ввозимая из-за пределов края.

Цель настоящего исследования - поиск вариантов решения указанных проблем, стоящих перед спиртовой и ликероводочной промышленностью края.

В настоящее время в крае действует 3 крупных завода по производству этилового спирта и 5 предприятий, выпускающих водочную продукцию высокого

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.