Для ускорения этого процесса необходимо разрешить крупным предприятиям выводить простаивающие производственные площади и мощности «в резерв» с соответствующим освобождением от уплаты налогов на это имущество. Тем самым создаются реальные стимулы к передаче простаивающих мощностей крупных предприятий в пользование малому и среднему бизнесу (в форме обязательной продажи, аренды и пр.). Последнее требует внесения корректив в законодательную базу в целях преодоления ограничений со стороны прав формального собственника.
По мнению автора, экономически целесообразно формирование эффективных малых и средних предприятий на базе отчуждаемых (отделяемых) от крупных предприятий комплексов жилищно-коммунального и социального назначения. Такие предприятия могут дей-
ствовать, например, через систему смешанного финансирования (местный бюджет - «базовое предприятие» - непосредственно потребители жилищно-коммунальных и социальных услуг).
Осуществление процедур банкротства - еще одно из перспективных направлений развития отношений малого, среднего и крупного бизнеса. Существенным моментов деятельности «внешних управляющих» яв -ляется проведение реструктуризации предприятий-банкротов (как правило, многопрофильных) с выделением ряда самостоятельных малых и средних предприятий. Малые и средние предприятия получают на более выгодных для себя условиях простаивающие основные и производственные фонды предприятий-банкротов, а крупные предприятия освобождаются от лишней собственности и налогов на нее.
УДК 338.43
ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРАЦИИ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ И СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ПЛОДООВОЩНОГО ПОДКОМПЛЕКСА
C.B. Бражник,
аспирант кафедры экономики и управления на предприятии, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2005. № 11
Актуальной проблемой в плодоовощном подкомплексе России является создание интегрированных структур, которые могли бы объединить предприятия сельскохозяйственного направления, переработчиков и сбытовые организации. Причиной, препятствующей появлению таких образований, является несовпадение экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей, предприятий пищевой промышленности и различного рода торговых посредников.
Как и любая экономическая система, плодоовощной подкомплекс постоянно изменяется. Динамика изменений зависит от той или иной экономической ситуации в стране. На данный момент факторами, обусловливающими тяжелое состояние плодоовощного подкомплекса, являются повышение тарифов на энергоносители и цен на материально-технические средства; снижение потока инвестиционных средств; резкое перепрофилирование и изменение специализации отдельных хозяйств.
Во многом эти негативные явления можно объяснить отсутствием государственного регулирования экономики в целом и подкомплекса в частности. Но главной причиной кризисного состояния плодоовощного под -комплекса страны является разрыв интеграционных связей между предприятиями, входящими в него (сельскохозяйственными и перерабатывающими).
Причины разрыва связей сельскохозяйственных производителей с перерабатывающими предприятиями можно выявить, рассмотрев их взаимоотношения в дореформенный период.
Одной из особенностей экономических отношений внутри подкомплекса являлась специфика производства сырья. Долгое время плодо -овощные хозяйства производили сырье исходя из требований и возможностей отечественной перерабатывающей промышленности, а именно: возле крупных предприятий плодоовощной промышленности располагалось множество сельскохозяйственных предприятий, обеспечивающих их необходимым количеством сырья в соответствии с планом государственных поставок. Эта снабженческая схема могла работать и работала только в условиях жесткого централизованного управления.
С начала 1990-х гг. государственная сеть заготовок и переработки сельскохозяйственной продукции полностью вышла из-под жесткого административного управления и контроля. При существующем в стране эконо-
мическом механизме торговым предприятиям стало выгоднее продавать меньшую по объему но более дорогостоящую продукцию, т.е. экономические интересы сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой промышленности, посреднических структур и торговли не совпадают. В результате сельскохозяйственные производители стремятся реализовать свою продукцию не перерабатывающей промышленности, а на продовольственные рынки; перерабатывающие мощности испытывают дефицит в сырье, а посреднические структуры и торговля преследуют свои цели. Платит за все конечный потребитель - население.
Условия реализации сельскохозяйственной продукции оказывают существенное влияние на эффективность ее производства. В последние годы в системе реализации плодоовощной продукции произошли существенные изменения.
Во-первых, за годы реформ существенно снизились объем и доля закупок овощей открытого грунта и плодов. На уменьшение объемов закупок плодоовощной продукции повлияли отказ от обязательных поставок и переход на договорные условия продажи продукции государству проблема неплатежей покупателей продукции , неразвитость рыночной инфраструктуры на селе, препятствующая реализации сельскохозяйственной продукции.
Во-вторых, под влиянием меняющихся условий экономических отношений (таких как новые отношения собственности, механизм ценообразования, конкуренция, отмена ограничений при выборе партнеров при продаже продукции) существовавшая долгие годы централизованная система реализации плодоовощной продукции трансформируется в многоканальную, рыночную систему.
За последние годы в России существенно изменились организационно-правовые нормы, регулирующие отношения по реализации сельскохозяйственной продукции: отменены обязательные поставки и иные формы принудительного изъятия сельскохозяйственной продукции в государственные ресурсы. Тяжелое финансовое положение вынуждает сельскохозяйственных производителей искать более выгодные каналы сбыта продукции. Сельскохозяйственные предприятия отказываются от заключения договоров с заготовительными перерабатывающими организациями и реализуют свою продукцию по более выгодным каналам.
На данный момент основная масса реализуемой продукции сбывается на рынке, через собственные магазины, ларьки, палатки, растут продажа продукции населению и выдача в счет оплаты. Увеличивается доля продукции, поступающая на перерабатывающие предприятия на давальческих условиях.
Таким образом, следует отметить, что структура реализации плодоовощной продукции сельскохозяйственными предприятиями в последние годы характеризуется заметным сокращением продажи заготовительным организациям и увеличением продажи по другим каналам: на рынках, непосредственно населению с транспортных средств, через собственные предприятия торговли и общественного питания, по бартеру.
В результате этого сельскохозяйственные предприятия отказываются от заключения договоров с заготовительными и перерабатывающими организациями и
реализуют свою продукцию по более выгодным каналам реализации. В нынешних условиях сельскохозяйственные предприятия имеют свободу выбора канала продвижения продукции: либо реализация в свежем виде, либо реализация перерабатывающим предприятиям, либо (при наличии соответствующей базы) длительное хранение с последующей реализацией.
Зарубежный опыт решения проблемы данного выбора опирается на дифференцированный подход к организации процессов переработки, который выражается в выделении зон первичной и глубокой переработки. Первая сосредоточивается в районах производства, вторая - непосредственно в городах. Но имеющееся многообразие вариантов действий российских производителей плодоовощного сырья вызывает проблему наиболее оптимального выбора. Многие сельскохозяйственные предприятия осуществляют в качестве альтернативы переработку сырья непосредственно на месте. Хотя при этом существует проблема производства менее качественной продукции по сравнению с продукцией, производимой на узкоспециализированных перерабатывающих предприятиях. Это объясняется тем, что последние имеют более прогрессивную технологию и квалифицированных работников.
Также наблюдаются противоречия между поставщиками и переработчиками сырья по поводу механизма расчета за продукцию. Сельскохозяйственные товаропроизводители желают получать денежные средства сразу же после доставки сырья на завод, переработчики заинтересованы в оплате сырья после реализации своей готовой продукции.
Результатом вышеуказанных явлений и противоречий явилась тенденция снижения объема перерабатываемой плодоовощной продукции. В настоящее время населению в переработанном виде реализуется не более 25% плодоовощной продукции. Так, основное количество фруктовых соков промышленность вырабатывает из импортных концентратов, а из свежего сырья производится всего 900 куб. соков (менее 20%). Такая же ситуация и с переработкой овощей. Доля переработанных овощей составляет 2,8% от валового сбора, фруктов - 17%, что намного меньше, чем в дореформенные годы. Если в 1990 г. консервные предприятия перерабатывали 2,1 млн т сырья, то сейчас - менее 1 млн т. Хотя согласно данным за период 1990 -2004 гг. валовой сбор овощей вырос с 10 до 14,5 млн т, а плодов и ягод - с 2,4 до 3,5 млн т. Из этого можно сделать вывод, что дефицита плодоовощного сырья в стране нет, но из-за разрыва связей между сырьевыми зонами и перерабатывающими предприятиями удельный вес переработки весьма низок. Кроме всего прочего, традиционные регионы с развитой плодоовощной промышленностью (Волгоградская, Астраханская области, Краснодарский и Ставропольский края) из-за развала своей отраслевой базы постепенно теряют отраслевое значение. Появляется все больше предприятий, производящих консервную продукцию из импортного сырья и не нуждающихся в отечественных сырьевых зонах. Такие предприятия функционируют преимущественно в Московской, Ленинградской, Липецкой, Новосибирской областях.
Большое влияние на состояние плодоовощного подкомплекса оказывает присутствие на отечественном
рынке иностранного производителя. Огромная до недавнего времени доля присутствия на российском рынке иностранных производителей была обусловлена рядом причин, приведших к упадку отечественного плодоовощного производства.
Индустрия плодоовощных консервов считается одной из самых отсталых в стране. Во второй половине 1990-х гг. «Bonduelle», «Green Giant», «Golden Pheasant», «Annabel» и другие иностранные компании легко захватили российский рынок. Большинство российских производителей до недавнего времени работали в дешевом сегменте рынка. К упадку в отрасли привела и потеря в стране агрокультуры, необходимой для эффективного выращивания овощей и фруктов. В экономике страны продолжают действовать и другие негативные для деятельности плодоовощных предприятий факторы, сдерживающие рост производства: недостаточная покупательная способность населения, особенно в регионах традиционного значительного потребления консервов; малые объемы производства овощей для промышленной переработки (зеленого горошка, томатов, огурцов, сахарной кукурузы); большой износ технологического оборудования и основных фондов; неоправданно высокие цены монополий на жесть и энергоносители; недостаточные субсидии по кредитам; низкие объемы инвестиций в обновление предприятий; высокие налоги. В отрасли продолжают существовать практика банкротства предприятий без достаточных оснований, угроза «захвата» предприятий инвесторами с неблаговидными целями или непродуманными действиями.
В ближайшее время на российском рынке плодоовощных консервов ожидается обострение конкурентной борьбы между отечественными и иностранными производителями. Создание своего производства в России -вполне закономерный шаг для западных компаний, которые в последние годы были самыми активными игроками на российском консервном рынке. Но, несмотря на все вышесказанное, российские производители также заметно активизировались. Все более проявляется тенденция вытеснения ими иностранцев на рынке плодоовощных консервов. Появилось несколько отечественных компаний: «Помидорпром», «Балтимор», Багаевс-кий консервный завод, «Хозяинъ», которые заметно увеличили свою рыночную долю. Этому способствовали серьезные инвестиции в сельское хозяйство, освоение голландских технологий выращивания овощей, разработка уникальных рецептов консервирования и вывод на рынок новых продуктов, по качеству не уступающих иностранным. Названные компании представляют собой вертикально интегрированные холдинги, контролирующие полный цикл производства: от выращивания овощей до производства готовых консервов (а порой - и упаковки для них). Хотя капитал в другие пищевые отрасли (мясную, молочную) пошел еще в середине 1990-х гг., в отрасли плодоовощного производства до 2002 г не было ни одного инвестора. Одной из причин явился слишком длинный производственный цикл. Другой причиной является то, что из-за фактора сезонности данный бизнес весьма рискован. Производство плодоовощных консервов не слишком рентабельно: сырье и технологии требуют больших затрат. Но тем не менее следует считать плодоовощное производство перспективным, а продукцию - социально и стратегически значимой.
Отечественные производители плодоовощной продукции, начиная свой бизнес, придерживаются тактики, адаптированной к современным экономическим условиям. При этом обычно данная тактика состоит из трех этапов: покупки консервных заводов и их перевооружения; развития собственной сырьевой базы; создания и продвижения сильных брендов. Многие компании отказались от строительства заводов, решив, что выгоднее реконструировать существующие на рынке мощности, так как инфраструктура завода по производству овощных консервов очень сложная. По мнению управляющего Багаевского консервного завода Ю. По-гожаева, инвестиции в строительство завода составляют около 1 млрд руб., а реконструкция обходится в 2 раза дешевле.
Несмотря на довольно большие инвестиции в реконструкцию заводов, перевооружение было самым простым этапом в консервном бизнесе. Более сложным моментом для российских компаний стало развитие сырьевой базы. Нужны годы, чтобы выйти на дореформенный уровень. Поэтому новым производителям приходится заниматься выращиванием овощей и фруктов самим. Несмотря на то что консервный бизнес в целом будет стоить холдингам колоссальных инвестиций - порядка 2 млрд руб. ежегодно, компании считают, что заниматься им выгодно. Новые холдинги сосредоточились в наиболее перспективных с точки зрения растущего спроса сегментах - среднем и дорогом. Самый дешевый сегмент рынка, в котором традиционно работали российские заводы, они отвергли сразу же. Анализ, проведенный компаниями, показал, что данный сегмент будет постепенно сужаться. Работа в среднем и дорогом сегментах означает, что российские производители выходят в зону прямой конкуренции с иностранными компаниями. По словам менеджеров российских холдингов, конкурировать с ними можно только одним способом - сделать цены ниже при аналогичном или даже более высоком качестве. Выдержать ценовое условие российские производители сегодня вполне могут: сокращение логистических издержек и более низкая, чем в странах Западной и Восточной Европы, себестоимость труда позволяют продавать наши консервы на 10 - 12% дешевле. Повышать качество консервов холдинги намерены, используя уникальные рецептуры, основанные на хорошем знании российских вкусов и предпочтений.
Дальнейшее развитие предприятий отраслей плодоовощной промышленности неразрывно связано с развитием сельскохозяйственного производства, обеспечивающего сырьевой потенциал отрасли. Вопросы сырьевой специализации и кооперации сельскохозяйственного производства, применения интенсивных технологий выращивания, развития селекции и семеноводства плодоовощных культур требуют углубления наметившихся процессов интеграции сельскохозяйственного и промышленного производства. Это будет способствовать более эффективному использованию технического, финансового, сырьевого и кадрового потенциала регионов.
Предприятия плодоовощной промышленности России располагают достаточным производственным потенциалом для обеспечения потребности населения страны в плодоовощной консервированной продукции
при оказании соответствующих мер государственной поддержки. При разработке политики регулирования продовольственного рынка страны государство исходит прежде всего из возможностей внутреннего производства. Так, федеральным бюджетом предусматривается ежегодное выделение субсидий на закладку садов и виноградников и уход за многолетними насаждениями.
Кроме того, в настоящее время действует порядок возмещения за счет средств федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение семян, горюче-смазочных материалов, ми-
неральных удобрений, средств защиты растений для сельскохозяйственных предприятий и закупку сельскохозяйственного сырья перерабатывающими предприятиями. Аналогичный порядок субсидирования действует и по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными производителями и перерабатывающими предприятиями в соответствии с установленными приоритетами.
Таким образом, неотложной задачей в плодоовощном подкомплексе является создание интегрированных структур, объединяющих производство, переработку, хранение и сбыт сельскохозяйственной продукции.
УДК 338.24
ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ подходов ОБ УПРАВЛЕНИИ ИНТЕГРИРОВАННЫМИ ПРОМЫШЛЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
В основе функционирования и развития современных организаций и их взаимодействия друг с другом будет лежать не узкая функциональная специализация, имеющая существенные проблемы структурного построения (увеличения числа уровней управления, сложности координации и др.), а интеграционные процессы в управленческой деятельности. В этой связи следует отметить, что в существующих традиционных иерархических структурах хозяйствующих субъектов наблюдаются постоянные изменения (модификация) механизма управления с целью повышения их конкурентоспособности. Прежде всего происходит дополнение иерархических структур управления горизонтальными связями на различных уровнях иерархии с образованием так называемых квазииерархических структур. Концептуально наблюдается формирование новой научной модели уп -равления, в основе которой лежат интеграционные процессы в организациях, их объединение в стратегические альянсы и другие союзы разных типов.
Западными исследователями делаются выводы о том, что нехватка базисных теоретических исследований является основной причиной того, что рекомендации по структурированию организаций являются общими и неточными1. Данное предположение находит поддержку и у отечественных ученых. В частности, о необходимости развития нового концептуального подхода к управлению организации - интегрированного менеджмента - заявили А.Е. Хачатуров и А.Н. Белковский2. Основываясь на данных методологических положениях, представляем целесообразным развить научное и практическое направления исследования интеграционных процессов в организациях.
Для современных организаций становится все более сложным гибко реагировать на изменения требований рынка, перерабатывать огромные объемы информации, координировать действия партнеров по бизнесу. Поэтому важно проследить и оценить эволюцию организационных форм, способствующих созданию экономической стоимости. Концепция организационных форм включает в себя общую логику формирования организационной стратегии, структуры и процессов управления, объединенных в единое целое3. В данном методологическом контексте на передний план выдвигается идея формирования организационной стратегии.
Оформление теории организационной стратегии предприятий произошло с опозданием в сравнении с реальными процессами, происходившими в мировом экономическом сообществе. Дело в том, что в начале XX в. крупнейшие промышленные организации уже произвели захват национальных рынков и приступили к разделу мировых. Организационная
Н.А. Бушуев,
соискатель
ВЕСТНИК. 2005. № 11