Научная статья на тему 'Плодоовощному подкомплексу Дагестана необходима логистическая интеграция'

Плодоовощному подкомплексу Дагестана необходима логистическая интеграция Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
310
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПЛОДООВОЩНОЙ ПОДКОМПЛЕКС / РЕГИОН / РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН / ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ЦЕПЬ / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ХРАНЕНИЕ И ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬХОЗСЫРЬЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедов А.М.

В статье обосновывается необходимость применения логистической концепции в управлении плодоовощным подкомплексом АПК региона. Проанализировано состояние плодоовощного подкомплекса Республики Дагестан и раскрыты причины, сдерживающие его развитие. Определены основные направления интеграции логистических звеньев плодоовощного подкомплекса. Предложены меры по совершенствованию программно-целевых методов управления и государственной поддержки логистической интеграции в АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Плодоовощному подкомплексу Дагестана необходима логистическая интеграция»

РАЗВИТИЕ АПК

УДК 332.1+658.7

ПЛОДООВОЩНОМУ ПОДКОМПЛЕКСУ АПК ДАГЕСТАНА НЕОБХОДИМА ЛОГИСТИЧЕСКАЯ

ИНТЕГРАЦИЯ

А.М. МАГОМЕДОВ, кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики фирмы E-mail: ali1955@mail.ru Дагестанский государственный институт народного хозяйства

В статье обосновывается необходимость применения логистической концепции в управлении плодоовощным подкомплексом АПК региона. Проанализировано состояние плодоовощного подкомплекса Республики Дагестан и раскрыты причины, сдерживающие его развитие. Определены основные направления интеграции логистических звеньев плодоовощного подкомплекса. Предложены меры по совершенствованию программно-целевых методов управления и государственной поддержки логистической интеграции в АПК.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, плодоовощной подкомплекс, регион, Республика Дагестан, логистика, логистическая цепь, логистический центр, хранение и переработка сельхозсырья

Плодоовощной подкомплекс АПК, задачей которого является удовлетворение потребностей населения как в свежих плодах, ягодах и овощах, так и в продукции их переработки, занимает важное место в социально-экономической жизни Республики Дагестан. Подкомплекс не только обеспечивает биологически ценной продукцией население республики, но и вывозит ее в другие регионы России — не менее трех четвертей объема всей продукции. Производство, переработка и сбыт плодоовощной продукции являются трудоемкими операциями. Поэтому развитие данного подкомплекса

имеет важное социальное значение, в том числе в плане снижения уровня безработицы в регионе.

У каждого вида овощей или плодов — своя специфика возделывания и переработки. В то же время выращивание, хранение и особенно переработка содержат множество общих приемов и компонентов, которые позволяют объединить всех участников данных процессов в единый подкомплекс АПК региона.

Интегративной базой подкомплекса, в первую очередь, является природно-ресурсная среда: земля, вода и климатические условия. Плодоводство и овощеводство можно развивать, имея примерно одни и те же природно-климатические условия. Продукция подкомплекса требует сходных условий транспортировки и хранения. В структуре питания человека плоды и овощи занимают определенную долю, причем одни из них как источники витаминов и микроэлементов могут быть замены другими.

Традиционно сельские труженики обладают широкой «специализацией»: могут выращивать как овощи, так и плоды. Таким образом, сельскохозяйственное производство плодов и овощей имеет общие трудовые ресурсы. Используется также общая часть материального обеспечения сельского хозяйства: техника, удобрения, химикаты и пр. Инфраструктура хранения, транспортировки,

промышленной переработки и сбыта также может быть единой.

Однако плодоовощной подкомплекс имеет свои особенности, выделяющие его в АПК региона:

— природно-климатические условия оказывают решающее влияние на объемы и структуру производства продукции;

— невозможность однозначного прогнозирования и сезонность предложения продукции;

— сохранение устойчивого и непрерывного спроса на продукцию с характерной его сезонностью;

— производство, хранение, переработка и потребление продукции связаны с охраной природных ресурсов и здоровьем человека, что обусловливает контроль со стороны общества на всех этапах;

— высокий уровень конкуренции на рынках продукции, в особенности импортной.

Садоводство и овощеводство для республики являются традиционными занятиями. Для развития плодоовощного подкомплекса имеются все необходимые условия. Дагестан занимает:

— 1-е место — по выращиванию овощей;

— 2-е место — по сбору винограда;

— 3-е место — по площадям многолетних насаждений в стране.

В 2012 г. в республике выращено 1 062,6 тыс. т овощей (7% объема собранных овощей в Российской Федерации), 352,1 тыс. т картофеля и 120,5 тыс. т фруктов (табл. 1).

Как показывает анализ данных табл. 1, через год после начала рыночных преобразований объемы производства плодоовощной продукции сократились. Исключением стало выращивание картофеля, валовой сбор которого в 1992 г. вырос по сравнению с 1990 г. на 65%. До распада СССР картофелем Дагестан в основном централизованно снабжался из других регионов, а республика вывозила в другие районы плоды, овощи и виноград. Разрыв хозяйственных связей повлиял на увеличение посевных площадей под «второй хлеб»: в настоящее время республика почти на 90% обеспечивается своим картофелем.

В дореформенные годы ведущей сферой растениеводства в Дагестане было виноградарство, которое давало не менее пятой части всей валовой продукции сельского хозяйства. В этой сфере было занято более 100 тыс. чел. К примеру, в 1984 г. валовый сбор винограда в республике достиг рекордной отметки — 380,2 тыс. т. Известная антиалкогольная кампания привела к резкому сокращению площадей виноградников. Виноград — культура, требующая больших вложений и интенсификации производства. Институциональные преобразования, связанные с ликвидацией колхозов и совхозов, привели к постепенному сокращению сбора винограда. В итоге к 2000 г. общая площадь виноградников сократилась по сравнению с 1984 г. в 3,4 раза, а валовый сбор — в 6,5 раза. В последующий период начинается постепенное возрождение: к 2011 г. сбор винограда был доведен до 139,1 тыс. т. Однако аномальные морозы зимой 2012 г. нанесли существенный урон виноградникам — было собрано лишь 59,5 тыс. т винограда. Сумма убытков при этом была равной сумме всей поддержки, которая оказывалась государством виноградарству за последние 10 лет.

В республике в настоящее время имеется примерно 28 тыс. га садов. В 1980-е гг. в Дагестане площади под садами составляли 65,5 тыс. га. В 1989 г. был собран рекордный урожай — 149 тыс. т плодов. В 1990-2000 гг. площадь садов во всех категориях хозяйств сократилась до 22,1 тыс. га, а валовые сборы плодов — до 45,3 тыс. т. Выращивание плодов в значительной степени зависит от изменений погоды. Небольшие заморозки весной приводят к гибели урожая. Один год может быть урожайным (в 1996 г. — 140,3 тыс. т), а в следующем году труд сельских жителей перечеркивается ненастьем (в 1997 г. — 60,3 тыс. т). Несмотря на это, для плодоводства республики в последние годы характерен стабильный рост производства. Так, за 2000-2012 гг. сбор плодов вырос в 2,6 раза.

Для сельскохозяйственного производства Республики Дагестан присуща мелкотоварность. Лишь 11,1% всей продукции сельского хозяйства

Таблица 1

Динамика производства плодоовощной продукции в Республике Дагестан

в 1990-2012 гг., тыс. т

Продукция 1990 1992 1995 2000 2005 2010 2012 2012 к 1990, %

Картофель 79,6 113,1 146,0 104,5 333,4 307,0 352,1 442,3

Овощи 229,6 217,2 134,7 309,6 786,5 948,9 1062,6 462,8

Плоды 105,9 95,5 131,2 45,5 73,5 110,0 120,5 113,7

Виноград 185,2 134,7 75,4 58,1 99,7 127,2 59,5 32,1

приходится на долю сельскохозяйственных организаций, а на долю хозяйств населения — 75,8% (остальное выращивают в крестьянско-фермерских хозяйствах — КФХ). В структуре производства овощей, фруктов и картофеля более 90% приходится на малые формы хозяйствования (табл. 2).

В республике насчитывается 435,6 тыс. хозяйств населения и 12,8 тыс. зарегистрированных крестьянско-фермерских хозяйств. Малые формы хозяйствования на селе не в состоянии расширить объемы производства продукции. Они не располагают для этого техническими и инвестиционными возможностями. Выход один — кооперирование сельскохозяйственного производства. Когда говорят об организации сельскохозяйственного производства на Западе, приводят цифры о преобладании там фермерских хозяйств, упуская из виду, что абсолютное большинство из них участвует в различных производственных и потребительских кооперативах. Например, во Франции и Германии кооперативы объединяют 80% фермерских хозяйств. Сельскохозяйственной кооперации нет альтернативы как самой эффективной организационной форме сотрудничества и взаимопомощи мелких сельхозпроизводителей. Однако у наших сельских тружеников остались негативные воспоминания о колхозах, которые были по сути крепостными хозяйствами. Необходимо создавать все институциональные условия, способствующие развитию кооперации как самих сельхозпроизводителей, так и производителей с другими участниками плодоовощного подкомплекса.

Товарная часть продукции данного подкомплекса до конечного потребителя доходит разными путями, теряя по пути до 40% урожая. Основными направлениями распределения произведенной сельхозпродукции являются:

— снабжение населения свежими плодами и овощами через торговую сеть;

— закладка на хранение продукции для последующего снабжения ею населения;

— снабжение перерабатывающих предприятий для последующего обеспечения населения плодоовощными консервами;

— закладка на хранение продукции для снабжения перерабатывающих предприятий.

К организации плодоовощного подкомплекса (как и всего АПК) [2] следует применить интег-ративную логистическую концепцию. Многие исследователи логистику отождествляют с доставкой, материально-техническим снабжением, выхолащивая суть интегрированного, системного подхода. Встречаются и другие крайности, когда эту концепцию стараются рассмотреть без учета особенностей самого объекта управления. Следует иметь в виду, что в АПК целесообразно использовать лишь «толкающий» вариант управления материальным потоком, при котором продукт «выталкивается» следующему участнику логистического процесса по команде аппарата управления. В силу зависимости сельского хозяйства от погодно-кли-матических условий здесь затруднено применение микрологистических систем тянущего типа («точно в срок», «канбан» и т.д.).

Рассматривая плодоовощной подкомплекс как макрологистическую систему, следует оптимизировать потоковые процессы не только внутри системы, но и на входе для получения наилучших результатов на выходе. Взаимозаменяемость и дополняемость факторов агропроизводства сохраняют и увеличивают выход продукции при рациональном использовании земельных ресурсов [3]. В структуре посевных площадей основную долю занимают зерновые — более 40%, а овощи — менее 15%. Оптимизация структуры площадей в соответствии с зональными системами земледелия требует существенного увеличения доли под овощные и бахчевые культуры. Но препятствует этому уменьшение площади орошаемых земель [1]: они за последние годы в республике сократились по причинам засоления почв и засорения оросительных систем на

Таблица 2

Структура производства основных видов плодов и овощей по категориям хозяйств в Республике Дагестан в 2012 г.

Продукция Структура производства, в процентах от общего объема производства

Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения Крестьянско-фермерские хозяйства

Картофель 0,6 99,0 0,4

Овощи 1,0 98,5 0,5

Плоды и ягоды 7,0 90,0 3,0

Виноград 38,3 59,3 2,4

55 тыс. га. Также сдерживает рост урожайности плодоовощной продукции низкий уровень механизации сельскохозяйственных работ, резкое снижение количества вносимых удобрений, ненадлежащее обеспечение производителей семенами и агротехническими услугами.

Основной материальный поток исследуемой логистической системы — плодоовощная продукция как в свежем, так и в консервированном виде. Ее должен получить потребитель в необходимом количестве, соответствующего качества, в нужные сроки и с минимальными затратами. Это и есть правила логистики.

Известно, что частично упорядоченное множество поставщиков, посредников, осуществляющих доведение продукции до потребителей, называется логистическим каналом. Один из вариантов логистического канала распределения плодоовощной продукции представлен на рисунке.

Как показывает анализ рисунка, хранение и переработка являются важными звеньями в логистической цепи плодоовощного подкомплекса. Рост производства сельхозпродукции должен сопровождаться ростом объемов перерабатываемой продукции на промышленных предприятиях и мощностей логистических (оптово-распредели-тельных) центров, что не наблюдается в Республике Дагестан.

Плодоовощная консервная промышленность в Дагестане берет свое начало с 1980-х гг. Первым зачинателем консервной промышленности был выходец из высокогорного аварского аула Телетль М.-А. Курахмаев. Его последователями в 1916 г. выпускалось 12 млн условных банок (муб) консервов, что составляло 15% производства России. Продукция пользовалась большим спросом и за рубежом. Советская власть приложила усилия для развития важной для республики сферы. В 1940 г. объем производства плодоовощных консервов составил 32 муб. Основной пик производства приходится на начало 1990-х гг., когда было произведено 350

^

н о ю

Л

а

«

а

»

К

а

X

5

X

X

а

X

о Сц

Логистический канал распределения плодоовощной продукции

муб (2-е место в России) и переработано более 110 тыс. т плодов и овощей (табл. 3).

Как показывает анализ данных, представленных в табл. 3, после начала рыночных реформ производство консервов в республике довоенного уровня достигло лишь в 2010 г. Из 35 консервных заводов сейчас частично работают лишь 6 предприятий. Износ основных фондов консервных заводов превышает 85%. Устаревшие производственные мощности задействованы на 10-12%.

В Южном Дагестане, где находится основная сырьевая база консервной промышленности, не работает ни один завод. К примеру, Магарамкент-ский завод сдает помещения под склады таможенному терминалу, а Дербентский консервный комбинат — газовым службам. Бывший флагман консервной индустрии — Белиджинский завод распродает имущество, включая дорогостоящие асептические югославские емкости. Институциональные преобразования, связанные со сменой собственника, привели к коллапсу данной сферы. Новая институциональная среда развернула вектор в сторону распределения доставшихся за бесценок ресурсов, а не развития производства [5]. Это еще раз подтверждает принцип важности соответствия материальным потокам в логистической системе институциональных потоков.

Многие собственники заводов испытывают недостаток оборотных средств, необходимых для покупки сырья и тары. Усугубляют ситуацию

Таблица 3

Производство плодоовощных консервов в Республике Дагестан в 1992-2012 гг.

Продукция 1992 1995 2000 2005 2010 2011 2012

Консервы плодоовощные, муб 23,6 9,6 10,7 31,5 33,4 33,7 47,0

и слишком низкие для сельхозпроизводителей закупочные цены. Так, местные производители консервов предлагают садоводам за 1 кг яблок 1,5 руб. Представители компании «Вико» ежегодно закупают в Дагестане 8 тыс. т яблок по цене 4 руб. 50 коп. После переработки в Краснодарском крае компания ежемесячно поставляет в республику 800 т соков.

В Дагестане сосредоточено более 90% абрикосовых садов, имеющихся в Российской Федерации. Самая лучшая часть урожая, собранная поштучно прямо с деревьев, вывозится за пределы республики и реализуется самими хозяевами или посредниками. Вторая часть сушится на верандах домов. За сухофрукты садоводы выручают намного больше денег, чем сдавая плоды консервным предприятиям. Если же подводит погода или нет места для сушки, третью (оставшуюся) часть урожая сельские труженики вынуждены сдавать консервным заводам по цене 5-7 руб. за 1 кг.

Фрукты Дагестана славятся своим вкусом и ароматом. Даже перерабатывающие предприятия Франции и Италии согласны закупать местные соковые концентраты, но при условии, что они будут изготавливаться по их технологиям. Однако у тех же собственников заводов нет средств для приобретения современных технологических линий. Можно было бы для модернизации и технического перевооружения производства пользоваться долгосрочными заемными средствами. Однако самый «дешевый» кредит дается под 20% годовых. Кроме того, высоки цены на энергоносители, отсутствуют какие-либо налоговые льготы. Очевидно, что без поддержки государства перерабатывающей промышленности не выбраться из кризисного состояния.

Для решения задач модернизации технологического оборудования, производства и внедрения современной тары и упаковочных материалов, средств хранения и транспортировки по всей логистической цепи плодоовощного подкомплекса необходимо применять программно-целевой подход. Иногда следует увеличить затраты в отдельных звеньях цепи ради снижения общих затрат. Так, увеличивая затраты на реконструкцию перерабатывающей промышленности, внедрение передовых технологий производства, транспортировки и хранения, можно существенно снизить потребность в ресурсах и в целом увеличить конечные результаты [4].

Государственной программой Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регули-

рование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» предусмотрено увеличение производства плодоовощных консервов до 300 муб [8]. Этот прогноз, по мнению автора, представляется необоснованным. В частности, предусмотрен прирост в 2015 г. объема производства консервов на 40,3 муб. Свидетельством формализма при планировании являются намеченные одинаковые темпы роста для всех охваченных программой тринадцати предприятий консервной промышленности. Это при том, что на долю трех предприятий (Хасавюртовский консервный завод, Дагагрохолдинг и Кикунинский консервный завод) приходится 80% всей выручки консервной промышленности, а на остальные десять — 20%.

Нет должной увязки заданий по росту производственной мощности заводов с планом выпуска продукции. Например, программой предусмотрено увеличение производственных мощностей консервных заводов на 40%. Однако если 25% существующих мощностей сейчас вырабатывают около 45 муб, то дополнительные мощности должны довести объем производства до 126 муб. (даже если старые, неиспользуемые мощности будут продолжать простаивать). По расчетам, общая производственная мощность консервной промышленности к концу 2015 г. составит 252 муб. Получается, что производственные мощности будут использоваться лишь на одну треть. Руководство АПК республики обязано создавать все условия для наращивания производства на простаивающих предприятиях, а не использовать инструментарий разработки целевых программ для получения и распределения бюджетных средств.

В октябре 2013 г. была принята еще одна ведомственная целевая программа «Развитие консервной промышленности Республики Дагестан» на 2014-2016 годы [9]. Она предусматривает строительство двух заводов по производству консервированной продукции из томатов и завода по производству плодоовощных смесей для детского питания, восстановление консервного завода в Сулейман-Стальском районе, а также реконструкцию ряда консервных предприятий. К концу планируемого периода производство плодоовощных консервов должно возрасти до 184 муб. За счет модернизации производства планируется внедрить безотходные и энергосберегающие технологии переработки плодоовощного сырья. Объем государственной поддержки из республиканского бюджета

предусмотрен в размере около 1,5 млрд руб., или 22% к объему внебюджетных средств. Принят следующий порядок господдержки предприятий консервной промышленности: из республиканского бюджета субсидируется возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования для переработки плодоовощного сырья, производства тары и упаковки, производства консервированной плодоовощной продукции, основного и вспомогательного сырья.

В целом на поддержку перерабатывающих секторов АПК направляются незначительные средства. Так, на поддержку отдельных сельскохозяйственных сфер в 2012 г. было выделено из федерального и республиканского бюджетов 2 516,9 млн руб., а для пищевой и перерабатывающей промышленности — лишь 90,9 млн руб., т.е. 3,6% от всей суммы. При остром финансовом дефиците средства должны быть направлены именно на самые важные участки. Для перерабатывающей промышленности — это приобретение современного технологического оборудования. Данное направление следует поддержать, а не распылять средства. Однако ведомственной целевой программой «Развитие консервной промышленности Республики Дагестан» на 2014-2016 годы предусматривается потратить лишь одну треть всей суммы господдержки на покупку технологического оборудования, а большая ее часть направляется на пополнение оборотных средств заводов.

Гипотетически представим, что совладельцами (акционерами) перерабатывающих заводов являются сами сельхозпроизводители. Тогда многие проблемы будут решены, в особенности по части нехватки оборотных средств. Значит, следует интегрировать сельхозпроизводство и переработку продукции.

Используя преимущества разделения труда, плодоовощеводство и перерабатывающая промышленность до определенного уровня могут развиваться самостоятельно и вполне эффективно. Но со временем возникает необходимость в логистической интеграции деятельности этих сфер АПК. На межфирменном уровне агропромышленного комплекса логистика с помощью экономических рычагов сама прокладывает себе дорогу. Рыночные институты и экономические интересы потенциально объединят на договорной основе участников агропромышленной интеграции в логистическую цепь. Однако образование такой продуктовой логистической цепи — процесс стихийный и долгий.

В условиях жесткой конкуренции и засилья привозной продукции (82% плодоовощных консервов) на продовольственном рынке формирование логистической цепи самими участниками плодоовощного подкомплекса почти невозможно, и в республике нет такого опыта.

Но есть еще второй путь логистизации плодоовощного подкомплекса и всего АПК региона. Это когда крупные сельскохозяйственные или перерабатывающие производства сами создают недостающие звенья для образования полной логистической цепи «поле-потребитель». Положительными в этом отношении являются примеры компаний «Дагагрохолдинг» и «Дагагрокомлекс». В 2013 г. в Кизляре компания «Дагагрокомплекс» открыла завод по производству томатной пасты (8 тыс. т в год), а в Тарумовском районе строит сахарный завод объемом производства 200 тыс. т сахара в год. Также планируется возведение современного логистического центра, позволяющего единовременно хранить до 600 тыс. т овощей. При этом сырье для своих перерабатывающих предприятий компания выращивает сама, используя самые передовые технологии. По сути Дагагрокомплекс становится полностью логистической системой.

Сезонный характер производства и создание специальных условий для обеспечения сохранности качества плодов и овощей требуют наличия логистических центров хранения, распределения и подготовки продукции к переработке, реализации и потреблению на всем пути материального потока «поле-потребитель».

Хранение было самым слабым звеном плодоовощного подкомплекса и в дореформенное время. Продукция с полей колхозов и совхозов, которая уже начинала портиться, поступала на государственные овощные базы, где для переборки не хватало ни оборудования, ни рабочих. Половина урожая не доходила до потребителя. После приватизации эти базы стали использоваться не по назначению. В настоящее время в республике нет ни одного современного оптово-распределительного центра.

В целях создания необходимых условий для формирования комплексной системы заготовки, хранения, предпродажной подготовки, промышленной переработки и реализации овощей, фруктов и картофеля министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан принята ведомственная целевая программа по развитию логистических (оптово-распределительных) центров

на период 2013-2015 годов [9]. Предусматривается создание трех логистических (оптово-распредели-тельных) центров, которые позволят хранить 172,0 тыс. т в год. Количество рабочих мест — 330. Объем финансирования программы составит 840 млн руб., в том числе за счет республиканского бюджета — 103,5 млн руб. Суть основных мероприятий программы заключается в предоставлении субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим строительство оптово-распределительных центров. Субсидируемая часть затрат составит 14% от прямых расходов товаропроизводителей (по положению разрешается субсидировать до 30%).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Предусматриваемые программой логистические центры должны включать в себя емкости для хранения овощей, фруктов и картофеля как контейнерного типа, так и навального, линии подработки, калибровки, фасовки, предпродажной подготовки, транспортные средства для доставки продукции до потребителя.

Логистические центры планируют построить в Карабудахкентском (ООО Агрофирма «Герей-Тюз» — 480 т), Тарумовском (ООО «Дагагрокомп-лекс» — 150 тыс. т) и Кайтагском (МУП «Маджа-лисское» — 1500 т) районах.

На взгляд автора, роль министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Дагестан в развитии логистических центров выглядит так: частные сельхозпроизводители планируют развитие такого рода центров, а ведомство их присоединяет к своим проектам, субсидируя из бюджета часть расходов самих сельхозпроизводителей.

Руководству АПК республики пора исследовать объемы и источники потоков сельхозсырья и определить потребность в логистических центрах и места их размещения. По мнению автора, логистические центры по хранению и переработке должны строиться, в первую очередь, в местах производства сельхозсырья. После сбора сельскохозяйственную продукцию желательно заложить на хранение в местах производства. При транспортировке не подготовленной к хранению и перевозке продукции возможны ее существенные потери. Во внесезонный период сельхозрабочие могут быть привлечены для переборки и подготовки плодов, ягод и овощей к реализации, отчасти решая вопрос трудозанятости сельского населения.

Раньше для хранения урожая, выращенного в личных подсобных хозяйствах, колхозники приспо-

сабливали цокольные (подвальные) этажи своих жилых домов. Потери бывали минимальные, так как урожай после сбора и тщательной подготовки бережно хранился под контролем самого хозяина.

Половина выращиваемых овощей в республике приходится на два района: Левашинский — 307,6 тыс. т и Дербентский — 253,4 тыс. т. Целесообразно именно здесь построить логистические центры по хранению и переработке овощей. Их мощности должны быть рассчитаны на первом этапе хотя бы на половину собираемого урожая.

Картофель в основном выращивают в трех районах — Левашинском (51 тыс. т), Акушинском (45 тыс. т) и Буйнакском (32,6 тыс. т). Вполне оправданным является строительство в каждом из этих районов картофелехранилищ емкостью 25-30 тыс. т.

Больше всего плодов собирают в следующих районах: Магарамкентский (27,1 тыс. т), Сулейман-Стальский (14,4 тыс. т), Гергебильский (19,6 тыс. т) и Унцукульский (13,5 тыс. т). Магарамкентский район находится рядом с Сулейман-Стальским, а Гергебильский — рядом с Унцукульским районом. С учетом того, что перерабатывающее предприятие в одном районе может принимать сырье и от соседнего района, можно решить вопрос выбора места размещения логистического центра в той или иной местности.

Принципиально важно, чтобы логистические центры не были предназначены для хранения товаров, принадлежащих самому владельцу складов, а являлись складами общего пользования. Ведомственная целевая программа не предусматривает строительство такого рода оптово-распределитель-ных складов-отелей. Однако с учетом мелкотоварного характера сельскохозяйственного производства в республике востребованными являются именно склады общего пользования.

Немаловажное значение для логистизации агропромышленного комплекса имеет развитие социальной инфраструктуры села, в особенности строительство современных дорог. Качество плодоовощной продукции напрямую зависит от системы доставки и состояния дорожного хозяйства. Транспорт нанизывает на логистическую цепь места производства, переработки и потребления, склады хранения и распределения, грузополучателей и грузоотправителей [7].

Перебои, нехватка или отсутствие того или иного материального потока (земли, воды, техники, аг-

рохимикатов, удобрений, семян, перерабатывающих мощностей, логистических центров, транспорта, системы сбыта, инвестиций, инноваций, массовых кадров и специалистов) в плодоовощной логистической цепи в нужное время и в необходимом количестве объясняется отсутствием соответствующих институциональных потоков.

Как отмечает Д. Норт: «Институты — это «правила игры» в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов человеческого взаимодействия...» [8]. На взгляд автора, на разных уровнях логистической интеграции должны формироваться соответствующие институты, которые находятся в постоянном движении в зависимости от изменения внутренней и внешней среды, причин возникновения и факторов развития [6].

Проведенный анализ подтверждает необходимость в логистической интеграции плодоовощного подкомплекса республики. Однако для этого нужна новая институциональная среда, направленная на решение следующих задач:

— рациональное использование во всей плодоовощной системе всех ресурсов, включая земельные, обеспечение максимизации конечной продукции при минимальных совокупных производственных, экологических и социальных издержках;

— развитие кооперации малых форм хозяйствования и снижение мелкотоварности в аграрном секторе;

— развитие социальной инфраструктуры, дорожного хозяйства и кадрового обеспечения села;

— стимулирование вертикальных интеграционных процессов между звеньями логистической цепи плодоовощного подкомплекса;

— совершенствование механизма господдержки производства, хранения и глубокой переработки плодоовощной продукции, усиление акцента на техническое перевооружение сферы;

— повышение качества целевых программ развития плодоовощного подкомплекса и повышение ответственности их разработчиков.

Аграрная политика государства может и должна выступить катализатором образования логистических цепей в плодоовощном подкомплексе. На макроуровне требуются механизмы государственного регулирования по сбалансированному использованию ограниченных природных ресурсов и социально-экономического развития территорий. Лишь внедрение логистических подходов на региональном уровне с учетом специфики объекта изменит ситуацию.

Список литературы

1. Абакарова П.М., Магомедов А.М. Институциональные препоны на пути социально-экономического развития Дагестана // Управление экономическими системами. 2013. № 54. С. 17.

2.Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Логистика агропромышленного комплекса региона // Управление экономическими системами. 2013. № 10. С. 74.

3. Магомедов А.М., Бучаев А.Г. Использование земельных ресурсов региона на основе логистики // Экономика сельского хозяйства России. 2013. № 5. С.076-082.

4. Магомедов А.М. Природопользование региона на основе логистики (на примере Республики Дагестан) // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 17. С. 20-26.

5. Магомедов А.М. Институциональная среда как фактор развития региональной экономики // Управление экономическими системами. 2013. № 53. С. 50.

6. Магомедов А.М. Институты и институциональные потоки логистической системы // Управление экономическими системами. 2013. № 53. С. 18.

7. Магомедов А.М. Транспорт и логистическая интеграция региональной экономики // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-2. С. 231-235.

8. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993. Вып. 2.

9. URL: http://mcxrd.ru/data/docs/ progs/1292448509.html.

Development of agricultural sector

LOGISTIC INTEGRATION IS IMPERATIVE FOR THE FRUIT AND VEGETABLE SUB-COMPLEX

OF THE DAGESTAN AGRICULTURAL SECTOR

Ali M. MAGOMEDOV

Abstract

The article reads of the need to apply a logistic concept to manage the fruit and vegetable sub-complex of the region's agricultural sector The paper studies the present condition of the fruit and vegetable sub-complex of the Republic of Dagestan and the reasons hampering its development The author defines the main directions of integration of logistic links of the fruit and vegetable sub-complex. As well, the author offers certain measures to improve program and target methods of management and the government support of logistic integration of the agrarian and industrial complex.

Keywords: agro-industrial complex, fruit, vegetable, sub-complex, region, Republic of Dagestan, logistics, logistic chain, logistic center, storage, processing, agricultural supplies

References

1. Abakarova P.M., Magomedov A.M. Institutsional'nye prepony na puti sotsial'no-ekonom-icheskogo razvitiia Dagestana [Institutional obstacles on the way of the social and economic development of Dagestan]. Upravlenie ekonomicheskimi sistema-mi — Management of economic systems, 2013, no. 54, p. 17.

2. Magomedov A.M., Buchaev A.G. Logistika agropromyshlennogo kompleksa regiona [Logistics of the region's agro-industrial complex]. Upravlenie eko-nomicheskimi sistemami — Management of economic systems, 2013, no. 10, p. 74.

3. Magomedov A.M., Buchaev A.G. Ispol'zovanie zemel'nykh resursov regiona na osnove logistiki [Use of the region's land resources on a basis of logistics].

Ekonomika sel 'skogo khoziaistva Rossii — Rural economics of Russia, 2013, no. 5, pp. 76-82.

4. Magomedov A.M. Prirodopol'zovanie regiona na osnove logistiki (na primere Respubliki Dagestan) [Region nature management on a basis of logistics (a case of the Republic of Dagestan)]. Regional'naia ekonomika: teoriia i praktika — Regional economics: theory and practice, 2013, no. 17, pp. 20-26.

5. Magomedov A.M. Institutsional'naia sreda kak faktor razvitiia regional'noi ekonomiki [Institutional environment as a factor of the regional economy development]. Upravlenie ekonomicheskimi sistema-mi — Management of economic systems, 2013, no. 53, p. 50.

6. Magomedov A.M. Instituty i institutsional'nye potoki logisticheskoi sistemy [Institutes and Institutional Order Flows of a logistic system]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami — Management of economic systems, 2013, no. 53, p. 18.

7. Magomedov A.M. Transport i logisticheskaia integratsiia regional'noi ekonomiki [Transport and logistic integration of the regional economy]. Ekonomika i predprinimatel 'stvo — Economy and business, 2014, no.1-2, pp. 231-235.

8. North D.C. Instituty i ekonomicheskii rost: istoricheskoe vvedenie [Institutions and Economic Growth: An Historical Introduction]. THESIS, 1993, no . 2 .

Ali M. MAGOMEDOV

Dagestan State Institute of National Economy of Dagestan Republic, Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation ali1955@mail . ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.