Научная статья на тему 'Тенденции развития российского рынка консервной промышленности'

Тенденции развития российского рынка консервной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
642
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тенденции развития российского рынка консервной промышленности»

658.8

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА КОНСЕРВНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

П.И. ЛАМАНОВ, Н.В. АНДРЕЕВА

Кубанский государственный технологический университет

Управление сбытовой политикой предприятий консервной промышленности Краснодарского края должно опираться на знание тенденций рынка плодоовощной продукции и сбытовых начинаний основных его трейдеров.

В ближайшее время на российском рынке плодоовощных консервов ожидается обострение конкурентной борьбы между отечественными и иностранными производителями. Недавно две французские транснациональные компании - ВоМиеІІе и СЕСАВ - заявили о расширении своего присутствия в России. Создание своего производства в России - вполне закономерный шаг для западных компаний, обороты которых на отечественном консервном рынке росли в последнее время на 20-30% ежегодно.

Заметно активизировались и российские производители. Появилось несколько отечественных компаний: «Помидорпром», «Балтимор», Багаевский консервный завод, «ХозяинЪ», которые в ближайшее время планируют увеличить свою рыночную долю и потеснить иностранные фирмы. Для этих целей они осуществляют серьезные инвестиционные вложения в сельское хозяйство и выводят на рынок новые продукты, по качеству не уступающие иностранным. Эти новые производители представляют собой вертикально интегрированные холдинги, контролирующие полный цикл производства: от выращивания овощей до производства готовых консервов (а иногда и упаковки для них).

До недавнего времени в отрасли плодоовощного консервирования не было ни одного инвестора. У финансистов и инвесторов есть несколько претензий к этому бизнесу. Во-первых, чересчур длинный производственный цикл: от момента закупки семян до покупки консервной продукции в магазине проходит год. Во-вторых, из-за сезонного фактора этот бизнес очень рискован.

Энтузиасты-инвесторы в основном пришли не из пищевой отрасли: «Помидорпром» принадлежит Федерально-инвестиционной палате, «ХозяинЪ» - Ростовскому вертолетному заводу («Роствертол»), Багаев-ский консервный завод - «Донскому табаку».

Далекие от пищевой промышленности компании обратили внимание на рынок плодоовощных консервов в России, потому что сегодня это один из самых динамичных потребительских рынков: его размер - около 1,2 млрд долл., а темпы роста - не менее 30-35% в

год. По оценкам специалистов этот показатель сохранится в ближайшие 3-5 лет.

Быстрый рост связан, во-первых, с динамикой доходов населения: растет потребление продуктов не первой необходимости. К ним относятся консервированные овощи и фрукты. Во-вторых, параллельно с ростом спроса сокращается домашнее консервирование, люди все чаще покупают эту продукцию в магазинах. Сравнение российского рынка плодоовощных консервов с западным показывает, что он может увеличиться как минимум в четыре раза. Так, если в Европе на одного человека приходится 10-16 кг консервной продукции в год, в Канаде - 13 кг, а в США - 50 кг, то в России - всего 4 кг.

Тактику российских компаний на рынке плодоовощных консервов можно разбить на три этапа: покупка консервных заводов и их перевооружение, развитие собственной сырьевой базы, создание и продвижение сильных брэндов. Компании отказались от строительства заводов, решив, что выгоднее реконструировать существующие на рынке мощности. Инвестиции в строительство завода с нуля составляют не менее 25-30 млн евро, тогда как реконструкция обходится почти вдвое дешевле. В 2002-2003 гг. холдинг «Донской табак» приобрел Багаевский консервный завод, холдинг «Помидорпром» - Кабардинский, Наман-ганский (Узбекистан) и Волгоградский консервные заводы, «Роствертол» - Донской и Стародеревянковский консервные заводы.

Несмотря на довольно большие инвестиции в приобретение и реконструкцию заводов, перевооружение было самым простым этапом в консервном бизнесе. Куда более сложным стало для российских компаний развитие сырьевой базы. Овощеводы растеряли свою агрокультуру: оптимальные способы обработки и орошения земли, выращивания высокопродуктивных семян и т. п. Поэтому новым производителям самим пришлось заняться выращиванием овощей. По этому же пути пошли и украинские производители плодоовощных консервов, достигнув в результате значительных успехов. В 1996 г. украинская компания «Чумак», купив несколько консервных заводов, столкнулась с дефицитом сырья: украинские овощеводы не могли обеспечить необходимого качества и объемов поставок. Компания сама стала покупать земли, внедрять голландские технологии выращивания овощей и обучать им местных фермеров. Аналогично повели себя и другие украинские производители консервов: «Верес», «Подольский смак», «Златодар», «Вертикальная». Стратегия оказалась правильной: за 6 лет украинские

холдинги не только значительно потеснили на рынке иностранные компании, но и начали экспорт готовой продукции и овощей в страны Западной Европы.

Основные сельскохозяйственные культуры, на выращивании которых сосредоточились российские холдинги, - это огурцы, кабачки, перец. Остальное сырье приходится пока закупать: томаты, например, - в Узбекистане, где издержки выращивания на порядок ниже, чем в России; ананасы и кукурузу - в Китае или Венгрии.

Несмотря на то, что консервный бизнес в целом будет стоить холдингам колоссальных инвестиций - порядка 40-50 млн евро ежегодно, заниматься им выгодно. Сырьевые зоны Волгограда и Юга России гораздо более благоприятны для выращивания садоводческих культур, нежели сырьевые зоны Венгрии или Франции.

Новые холдинги сосредоточились в наиболее перспективных с точки зрения растущего спроса сегментах: среднем и дорогом. Самый дешевый сегмент рынка, в котором традиционно работали российские заводы, они отвергли сразу же. Когда новые отечественные компании появились на рынке, сегмент дешевых овощных консервов был одним из самых емких. Сегодня он неизбежно сужается: даже малообеспеченные люди сегодня предпочитают брать продукт более высокого качества. Кроме того, в последнее время розничные сети все чаще отказываются работать с дешевой безмарочной продукцией. Холдинг «Помидорпром» выводит на российский рынок новые марки -«Огородников» (средний ценовой сегмент) и «Гурман» (премиальный сегмент), компания «Балтимор» -одноименную марку «Балтимор» (средний сегмент).

Работа в среднем и дорогом сегментах означает, что российские производители выходят в зону прямой конкуренции с иностранными компаниями. По словам

менеджеров российских холдингов, конкурировать с ними можно только одним способом - сделать цены чуть ниже при аналогичном или даже более высоком качестве.

Выдержать ценовое условие российские производители сегодня вполне могут: сокращение логистических издержек позволит продавать отечественные консервы на 10-12% дешевле. Холдингам также необходимо повышать качество консервов, используя уникальные рецептуры, основанные на хорошем знании российских вкусов и предпочтений. Значительный упор российским производителям следует делать на экологичности, натуральности своих продуктов.

Кроме того, конкурировать с иностранными производителями можно за счет более широкого ассортимента. Западные компании, работающие на российском рынке, имеют, как правило, достаточно узкую специализацию - их ассортимент насчитывает не более 10-20 наименований. Так, венгерские компании сосредоточены в основном на консервировании огурцов, томатов и фасоли; французские - кукурузы и горошка; китайские - ананасов, персиков. Российские же производители могут вместить в свой ассортимент до 100 позиций. Кроме классических огурцов, горошка, томатов в нем можно представить тыкву, кабачок, свеклу, репу, белые грибы и др. - все, что произрастает в России.

Таким образом, отечественные товаропроизводите -ли могут увеличить свои конкурентные преимущества на рынке. Для этого необходимо эффективно интегрировать производственную и сбытовую политику, чтобы при минимальных производственных затратах можно было бы максимально удовлетворить потребительские предпочтения покупателей.

Кафедра экономики и управления производством

Поступила 06.04.05 г.

бб4.003(470)

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНИХ ФАКТОРОВ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

К.А. ПРИВАЛОВ

Кубанский государственный технологический университет

Структура пищевой промышленности России, в частности ее молочной отрасли, за годы реформ претерпела значительные изменения. Она характеризуется высокой степенью нестабильности и неопределенности. Неравномерное развитие этого экономического сектора во многом зависит от рациональности организации производства в соответствии с экономической ситуацией в государстве.

Вклад средств в капиталоемкие отрасли с экстенсивным ростом привел к значительному отставанию российской пищевой промышленности от мирового уровня развития. Поскольку динамика экономического роста достигалась за счет расширения объемов про-

изводства без внедрения новых технологий, неизбежным результатом стал спад производства и снижение конкурентоспособности продукции [1].

Основная причина снижения уровня производства в 1990-1994 гг. - инфляция, распад хозяйственных связей, жесткие шоковые реформы правительства. Период 1994-1998 гг. характерен снижением инфляции, накоплением капитала и структурной перестройкой экономики. В 1998-2004 гг. экономический рост поддерживался условиями, сложившимися вследствие девальвации рубля и двукратного падения импорта, снижения нагрузки по погашению государственного долга, антикризисной политикой Правительства РФ по сдерживанию цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, ограничению расходов федерального и консолидированного бюджетов [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.