Оценка сырьевой базы
для производства этилового спирта
в Краснодарском крае
А.В. Трунов
ОАО «МТС Макрорегион Юг», г. Краснодар
В Краснодарском крае действуют три крупнейших производителя этилового спирта - ОАО БХЗ «Кавказский», ОАО «Ректинал», ОАО «Хуторок-2».
ОАО «Ректинал» в качестве сырья для производства спирта использует патоку, а два других предприятия - зерно. Рассмотрим технологическую цепочку производства спирта из патоки и из зерна.
Патока - это отходы, которые образуются на сахарных заводах в процессе производства сахара. Сырьем для производства сахара служат сахарная свекла, сахарный тростник и кукуруза. Сахарная свекла и кукуруза выращиваются в Краснодарском крае, сахарный тростник импортируется в страну. Кукурузная патока применяется исключительно в кондитерской промышленности, свекловичная же патока (название по ГОСТу -меласса свекловичная) служит для производства спирта, в нее по техническим условиям допускается добавлять до 20 % сырцовой патоки, получаемой из сахарного тростника. Из 1 т сахарной свеклы выход мелассы составляет до 3040 кг, что соответствует 3-4 %. Сырцовой патоки из 1 т сахарного тростника получается в 5-6 раз меньше, что составляет 6-7 кг, или 0,6-0,7 %. Свекловичная патока также используется для производства пищевых дрожжей.
Основное количество сахарной свеклы (52,18 %) в крае выращивается в следующих районах: Гулькевичском -5,11 %; Каневском - 8,93; Ленинградском - 4,89; Новокубанском - 7,18; Павловском - 6,11; Тихорецком - 6,49; Тбилисском - 4,54; Староминском - 4,5; Усть-Лабинском - 4,43 %.
Анализ показывает, что наибольшие площади отведены под свеклу в равнинных районах края, где больше воздействие солнечных лучей и меньше тени, что крайне благоприятно влияет на успешное выращивание данной культуры.
Производством сахара на территории Краснодарского края занимаются 16 сахарных заводов.
В соседних регионах действуют Адыгейский сахарный завод (ст. Гиагинская Республики Адыгея), ЗАО «Ставрополь-сахар» (г. Изобильный Ставропольского края), ОАО «Эркен-Шахарский сахза-вод» (п. Эркен-Шахар Карачаево-Черкесской Республики).
ЗАО «Кристалл», ОАО «Каневскса-хар», ОАО «Павловский сахзавод» и ЗАО «Тихорецксахар» принадлежат москов-
скому предприятию «Русская сахарная компания». Другое московское объединение - ООО «Продимпэкс» - контролирует ЗАО «Кореновсксахар», ЗАО «Сах-завод «Успенский», Адыгейский сахарный завод и ЗАО «Ставропольсахар».
Работа сахарных заводов характеризуется сезонностью. Так, переработкой сахарной свеклы они занимаются в период сбора ее урожая, т. е. с сентября по ноябрь, а в остальное время заводы перерабатывают импортный сахар-сырец, получаемый из сахарного тростника. Отходы этого производства (сырцовая патока) в чистом виде не могут служить основой для производства спирта, а используются только в качестве 20 %-ной добавки к свекловичной мелассе.
Из краевых заводов мощной производственной базой располагают ОАО «Каневсксахар», ЗАО «Сахзавод «Ленинградский» и ОАО «Павловский сахзавод». Все эти предприятия расположены именно в тех районах, где сосредоточены наибольшие посевы сахарной свеклы. Ленинградский сахзавод - единственный в крае, работающий в дежурном режиме, т. е. не останавливает производство в течение всего года. Этим он отличается от других сахаропроизводящих предприятий, которые максимум 56 мес в году перерабатывают сахарную свеклу, а остальное время простаивают.
В настоящее время сахарные заводы выступают, как правило, только в качестве переработчиков сахарной свеклы, а вопросы реализации продуктов ее переработки (в том числе и патоки) решаются обычно не ими, а другими, тесно связанными с ними организациями. Это обусловлено тем, что поставщик сахарной свеклы на сахзавод является и владельцем продуктов ее переработки, а потому именно он принимает решение о том, как ими распорядиться дальше. Другое дело, что не всегда поставщики расплачиваются с сахарными заводами «живыми» деньгами. Часто расчет осуществляется именно продуктами переработки сахарной свеклы - сахаром, патокой. Именно тогда сахзавод становится поставщиком патоки. Но не вся полученная сахзаводом патока напрямую поставляется им на спиртзаводы. Он сам, в свою очередь, рассчитывается ею с поставщиками, которыми чаще всего являются торговые компании. Кроме того, как уже отмечалось, ряд сахарных заводов края выкуплены «Русской сахар-
ной компанией» и ООО «Продимпекс», в связи с чем реализация произведенной первыми продукции осуществляется централизованно через специальные торгово-снабженческие организации. Это позволяет снизить издержки: одно дело, когда у каждого сахзавода своя служба реализации, совсем другое, когда одна торговая организация работает с несколькими сахарными заводами. Происходит разделение функций: сахарный завод перерабатывает свеклу, а продукты ее переработки реализует торговая организация.
Таким образом, патоку на спиртопро-изводящие предприятия поставляют:
• непосредственно сахарные заводы;
• посредники - торговые организации, тесно связанные с сахарными заводами;
• сдатчики-производители сахарной свеклы (фермеры, колхозы, акционерные общества и т. д.).
Анализ поставок патоки на ОАО «Ректинал» в 2002-2005 гг. показал, что до 2005 г. основными поставщиками сырья для предприятия были именно сахарные заводы края. Удельный вес индивидуальных предпринимателей, фермеров и крестьянских хозяйств среди поставщиков был крайне незначительным и составил за 4 года 0,2 %, а доля колхозов, акционерных обществ и их правопреемников значительно больше - 8,13 %. Торговые (посреднические) организации поставили патоки - 15,81 %. Но наибольший вклад вносят именно сахарные заводы - 75,85 %. В период с 2002 по 2005 г. наблюдается снижение количества поставляемой производителями сахара патоки с 79,85 до 48,32 % с одновременным увеличением поставок торговыми организациями с 10,77 до 51,68 % (рис. 1), что связано с тенденцией перехода вопросов реализации патоки от сахарных заводов к коммерческим (торговым) организациям.
Основными поставщиками сырья для ОАО «Ректинал» из 11 сахарных заводов, работавших с предприятием в исследуемые 4 года, являлись Ленинградский (40,98 %), Успенский (17,39 %), Тбилисский (11,05 %), Каневской (9,25 %), общий вклад которых составил 78,67 %.
Однако систематически все четыре года патоку поставлял только Ленинградский сахзавод, Успенский сахзавод работал с ОАО «Ректинал» в течение трех лет, Тбилисский - 2 года, а Каневской -1 год. Причины такой непериодичности
РЕГИОНЫ РОССИИ
41 ТЕМА НОМЕРА
обусловлены законами рыночной экономики. «Ректинал» приобретал сырье там, где это получалось. К сожалению, краевым сахзаводам иной раз выгоднее продать патоку предприятиям - производителям спирта, пищевых дрожжей из соседних регионов (Ростовская область, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика) и даже из Сибирского федерального округа. Видимо, у покупателей имеется достаточное количество оборотных средств. Совсем иная картина была при плановой экономике, когда сахарным заводам централизованно давались разнарядки - кому, когда и сколько отпустить патоки. Но эти времена ушли, а руководство ОАО «Ректинал», не сумев перестроиться, демонстрирует пока недостаточно эффективную работу в рыночных условиях.
Анализ взаимоотношений ОАО «Ректинал» с торговыми (коммерческими) организациями, тесно связанными с сахарными заводами, показывает, что в обозреваемом периоде предприятие работало с ООО ПКФ «Арсек» (ст. Павловская) и ООО «Контакт-77» (ст. Дин-ская). ООО ПКФ «Арсек» занимается вопросами реализации продукции Павловского сахарного завода. ООО «Кон-такт-77» тесно работает с Динским, Ленинградским, Кореновским, Павловским и Тимашевским сахарными заводами, поставляя им используемые в производстве сахара камень, уголь и другое, получая от них для реализации производимую ими продукцию. Между сахарными заводами и ОАО «Ректинал» появляются торговые посредники, на деятельности которых требуется особо заострить внимание. Вышеуказанные материалы для производственных целей каждому из сахзаводов нужны в небольшом количестве, поставщики же, как правило, в большинстве своем отказываются работать маленькими партиями.
Кроме того, сказывается и отсутствие оборотных средств у сахаропроизводящих предприятий края. В такой ситуации услуги ООО ПКФ «Арсек» и ООО «Кон-такт-77» оказались весьма важными. Они приобретают необходимые производственные материалы в количестве,
достаточном для всех сотрудничающих с ними сахзаводов, помогая им решить проблемы поставки этих компонентов и получая от них в качестве платы готовую продукцию, в том числе и патоку.
Ряд торговых организаций уже имеют собственные вместительные хранилища для патоки. Так, ООО «Контакт-77» использует хранилище на 4 тыс. т патоки. Еще год назад объем хранилища составлял 2 тыс. т. Увеличив площадь хранилища вдвое, предприятие получает значительные прибыли, помещая патоку на хранение в начале сезона, а продавая ее через несколько месяцев, когда цена на нее заметно увеличивается. ООО «Кон-такт-77» располагает собственной перевалочной базой, имеет для этих целей железнодорожную ветку, вагоны (в том числе и цистерны).
ООО ПКФ «Арсек» и ООО «Контакт» поставили ОАО «Ректинал» патоки за 4 года более 13 % от общего количества.
Анализ себестоимости 1 дал спирта этилового ректификованного, произведенного ОАО «Ректинал» за 4 года показал, что она во многом определяется именно стоимостью патоки. Так, если в 2002 г. в себестоимости затраты на патоку составляли 35,78 %, то в 2005 г. они возросли до 40 %. Кроме того, сказалось и почти трехкратное увеличение цеховых, общезаводских и прочих производственных расходов.
На сложившийся уровень себестоимости производства этилового спирта оказывают влияние увеличившиеся расходы на перевозку, поскольку увеличение дальности перевозки на 1 км приводит к росту себестоимости на 0,5 %.
Два других спиртзавода - ОАО БХЗ «Кавказский» (пос. Гирей Гулькевичско-го района) и ОАО «Хуторок-2» (Новокубанский район), производящих спирт не из патоки, а из зерна, работали с другими поставщиками.
За период 2002-2005 гг. доля индивидуальных предпринимателей, фермеров и крестьянских хозяйств среди поставщиков зерна на элеватор ОАО БХЗ «Кавказский» составила немного более 13 %, тогда как торговых организаций (различных ТОО, ООО и т. д., т. е. посредников)
и колхозов (и их правопреемников -ОАО) - 39,04 и 47,83 % соответственно. Аналогичная картина в отношении фермеров, крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей наблюдалась и в ОАО «Хуторок-2» - эта категория поставила на предприятие за анализируемые 4 года всего 6,5 % зерна от общего количества, т. е. наименьшее количество, тогда как посредники и колхозы (в том числе и преобразованные в ОАО) - 59,04 и 34,46 % соответственно (рис. 2).
Заслуживает внимания тот факт, что в рассматриваемый период в ОАО «Хуто-рок-2», в отличие от ОАО БХЗ «Кавказский» (где доли поставок посредников и колхозов незначительно отличаются), отчетливо наблюдалась тенденция увеличения объемов поставок посредников (с 30,3 % в 2002 г. до 77,26 % в 2005 г.) и снижения поставок колхозами (с 68,19 % в 2002 г. до 18,42 % в 2005 г.).
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы.
1. Краевые производители сельхозпродукции (зерна) на протяжении анализируемого периода испытывали острую нехватку оборотных средств, что актуально и в настоящее время. Аналогичные трудности, связанные с недостаточностью оборотных средств, переживают и спиртзаводы. По этой причине они могут рассчитаться с поставщиками за полученное зерно только после его переработки и реализации произведенного из него спирта, т. е. с долговой отсрочкой. Такая ситуация благоприятна для торговых организаций, которые сразу способны рассчитаться с поставщиками, если не деньгами, то ГСМ или другими материалами.
2. Торговые (посреднические) организации сами ничего не производят и не выращивают, однако, обладая достаточным количеством оборотных средств для эффективной коммерческой деятельности, имеют возможность скупать зерно у сельхозпроизводителей (в первую очередь это относится к крестьянским фермерским хозяйствам, индивидуальным предпринимателям, у которых объемы производства, как правило, меньше, чем
100
2002
2003 2004
Год
2005
Рис. 1. Динамика поставки свекловичной патоки торговыми предприятиями и сахарными заводами на ОАО «Ректинал»: - торговые организации; - сахарные заводы
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
41044
7607,76
Фермеры
4520,82 ]_
27720,85
—.23957,61
Торговые организации Категория поставщиков зерна
Рис. 2. Поставки зерна различными категориями поставщиков на ОАО БХЗ «Кавказский» и ОАО «Хуторок-2»:
- ОАО БХЗ «Кавказский»; - ОАО «Хуторок-2»
Колхозы, АО, СПК
у колхозов, и нехватка оборотных средств ощущается острее).
Таким образом, сельхозпроизводителю на сегодняшний день выгоднее продать выращенное зерно посреднику и сразу получить за него деньги, чем отвезти его на спиртзавод, который сможет рассчитаться через некоторое время. Известны случаи, когда торговые организации скупают зерно еще не выращенного будущего урожая. К сожалению, такой возможности у краевых спиртзаводов нет.
Именно этими причинами объясняется, на наш взгляд, выявленная тенденция снижения поставок зерна колхозами с одновременным увеличением их поставок посредническими коммерческими организациями.
Анализ показал, что доля поставщиков из других регионов на обоих предприятиях, в отличие от ОАО «Ректинал», достаточно велика - 31,27 % в ОАО БХЗ «Кавказский» и 35,46 % в ОАО «Хуторок-2». Причем, если на БХЗ эта доля на протяжении исследуемого периода снизилась с 39,53 % в 2002 г. до 22,15 % в 2005 г., то в ОАО «Хуторок-2» сначала наблюдался рост с 7,88 % в 2002 г. до 52,02 % в 2004 г., а затем снижение до 36,64 % в 2005 г. Эти колебания связаны, как нам представляется, с механизмом действия рыночного закона спроса и предложения - зерно приобреталось спиртзаводами у тех поставщиков, с которыми им было выгодно работать (вне зависимости от их нахождения на территории края или за его пределами).
В ОАО БХЗ «Кавказский» ежегодно на протяжении всех четырех лет основные иногородние поставки производили предприятия Москвы (11,05 %) и Ставропольского края (9,6 %), а в ОАО «Ху-торок-2» - Республики Адыгея (5,23 %) и, опять же, Ставрополья (12,19 %). Такая значительная роль поставщиков Ставропольского края и Адыгеи объясняется географической близостью данных регионов, наличием излишков зерна и желанием приобрести спирт высокого качества, вырабатываемый предприятиями края. Что касается московских поставщиков, то их влияние обусловлено, на наш взгляд, тем, что они относятся к категории торговых посредников, которые сами ничего не производят, но не имеют проблем с наличием оборотных средств, что позволяет им скупать зерно у сельхозпроизводителей, а затем продавать его спиртзаводам.
В 2005 г. активизировались предприятия - производители алкогольной продукции, которые теснее стали работать с ОАО БХЗ «Кавказский» и ОАО «Хуто-рок-2», поставляя им зерно в обмен на этиловый спирт. Если в 2002 г. какие-либо поставки пшеницы от данной категории отсутствовали вообще, то в 2005 г. вклад зерном производителей спиртного от общего количества поставок составил
в ОАО БХЗ «Кавказский» 15,94 %, а в ОАО «Хуторок-2» - 11,77 %.
Заслуживает внимания производитель водки ООО ЛВЗ «Фортуна» (г. Тима-шевск), работающий с обоими спиртза-водами. В 2004 г. почти четвертая часть всего зерна, принятого элеватором ОАО «Хуторок-2», была именно от этого предприятия. ООО «Фортуна», выпуская высококачественные водки, является одним из ведущих предприятий ликерово-дочной отрасли края и при формировании ФПГ может и должно рассматриваться в качестве одного из основных кандидатов на участие в группе.
Если в ОАО «Хуторок-2» поставляют зерно преимущественно производители водки (ООО «Фортуна» и ООО «Родник»), то с ОАО БХЗ «Кавказский» наряду с водочными (ООО «Фортуна», ООО «Кубанец») работают и винодельческие предприятия (СПК «Витязево», ОАО «Запорожское», СПК им. Ленина). Участие последних обусловлено технологической необходимостью использования этилового спирта при производстве крепленого вина и виноматериалов.
Перейдем к анализу сырьевых зон всех трех спиртопроизводящих предприятий, от состояния которых во многом зависит эффективность их работы. В связи с тем, что в черте г. Краснодара посевы свеклы крайне незначительны и отсутствует сахарный завод, с известной долей условности собственной сырьевой зоной ОАО «Ректинал» следует считать ближайший район, имеющий сахарный завод - Динской. Его доля составила в целом за 4 года всего 6,42 %, тогда как наибольшие поставки сырья обеспечили следующие районы: Ленинградский -31,08 %, Успенский - 13,19, Павловский - 11,5, Тбилисский - 8,38 %.
Очевидно, что сырьевые зоны ОАО «Ректинал» совпадают с местами расположения поставщиков сырья.
Собственные сырьевые зоны ОАО БХЗ «Кавказский» и ОАО «Хуторок-2» также используются явно недостаточно для полной загрузки предприятий, хотя в ОАО «Хуторок-2» дело обстоит несколько лучше (58,42 %, а вместе с близкими соседями Армавиром и Кропоткиным - 72,49 %), чем в ОАО БХЗ «Кавказский» (30,16 %, с соседними же районами - Кавказским, Новопокровским, Тбилисским и Кропоткинским - 66,37 %).
Автором проведено исследование, результатом которого стала разработка модели региональной финансово-промышленной группы (ФПГ) с участием предприятий спиртовой и ликероводоч-ной отрасли Краснодарского края. Основа ФПГ - принцип единой технологической цепочки, объединяющей в процессе производства конечного продукта сельхозпроизводителей, спиртзаводы, ликероводочные заводы и торговлю.
При участии в ФПГ спиртопроизводя-
щего предприятия ОАО «Ректинал» особый интерес представляет включение в число участников группы не только сахарных заводов (занимающихся исключительно производством), но и торговых организаций, тесно связанных с ними и решающих вопросы поставок на них необходимых материалов и сбыта произведенной ими продукции.
Это особенно актуально, так как позволит минимизировать затраты на сырье в связи с тем, что цена патоки в течение года колеблется следующим образом: она минимальна в начале сезона (сентябрь - первая половина октября), затем с конца октября по январь растет в среднем на 10-15 % в месяц. Рост цены объясняется механизмом действия закона спроса и предложения: в начале сезона предложение патоки превышает спрос, ее цена минимальна, затем ее предложение постепенно уменьшается, а спрос остается на прежнем уровне, что и приводит к неизбежному росту цены на патоку.
Создание ФПГ позволит преодолеть противоречия интересов сельхозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, обеспечить взаимоувязку их интересов, исключить слой торговых посредников. Среди основных мероприятий ФПГ: оптимизация сырьевых зон спиртзаводов; разработка механизма ценообразования, в равной степени устраивающего как производителей сельхозпродукции, так и ее переработчиков.
В системе экономических отношений ФПГ ведущая роль отводится ценообразованию, призванному обеспечить получение дохода в каждом подразделении интегрированного формирования, а также рентабельность производства конкретной продукции.В ходе исследования было доказано, что использование трансфертных цен приводит к значительной экономии оборотных средств предприятий - участников группы.
Существенное влияние на взаимоотношения участников рассматриваемого интегрированного формирования оказывают возможности налогового маневрирования, использование статуса консолидированного налогоплательщика позволяет снизить налоговое бремя на участников группы. Распределение рассчитанной прибыли ФПГ между сельхозпроизводителями, спиртзаводами и другими участниками осуществляется пропорционально трудозатратам.
Проведенное исследование показало, что создание региональной ФПГ позволит повысить эффективность деятельности всех входящих в рассматриваемое интеграционное формирование экономических субъектов.
Основные базовые принципы данной модели могут быть применены не только в других регионах РФ, но и в других отраслях экономики.