663.5.003.1
ВОПРОСЫ ГОСРЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
А.В. ТРУНОВ
Кубанский государственный технологический университет
Государственное регулирование производства и оборота спирта этилового и алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Этим же законом в пределах своей компетенции руководствуются и субъекты РФ.
Администрация Краснодарского края на протяжении ряда лет предпринимает серьезные усилия для поддержания краевых производителей водки, чтобы увеличить поступления налоговых платежей в бюджет, исключить возможность попадания в торговую сеть недоброкачественной продукции из других регионов, пресечь незаконный оборот спирта и алкогольной продукции.
Первым шагом на этом пути было постановление Главы Администрации края от 18.03.98 г. № 128 «О временном введении в Краснодарском крае региональной системы идентификации качества алкогольной продукции и контроля за ее производством, хранением и реализацией», по которому ввоз и реализация алкогольной продукции без соответствующих квот были запрещены. Данная мера носила явно выраженный административный характер, шла в разрез с Конституцией страны, но вместе с тем она позволила сократить поток дешевой низкокачественной продукции в край.
Постановление предписывало также принятие мер экономического и административного характера для обеспечения в каждом магазине не менее 70% реализации высококачественной алкогольной продукции, произведенной на предприятиях Краснодарского края.
Последующие распоряжения также носили разрешительный характер, содержали конкретные указания контролирующим и правоохранительным органам, направленные на исключение незаконного оборота алкогольной продукции и поддержку краевых производителей водки.
После протеста прокуратуры Краснодарского края было издано постановление Главы Администрации края от 01.09.2000 г. № 658 «О состоянии и мерах по организации контроля за производством и оборотом алкогольной продукции в Краснодарском крае», отменившее квотирование ввоза в край алкогольной продукции.
Новый порядок идентификации и маркировки спиртных напитков, ввозимых и реализуемых на территории края аккредитованными поставщиками, также имел разрешительный характер.
В последующих постановлениях стало использо -ваться понятие «аккредитованный поставщик алкогольной продукции». Смысл нового термина, появившегося в Федеральном законе РФ, заключался в том, что неаккредитованный оптовик может реализовывать алкогольную продукцию только другим оптовикам, а вот оптовое предприятие с аккредитацией имеет право поставлять продукцию и в розничную сеть, что многократно расширяет его сбытовые возможности. Это решение о введении аккредитации стало еще одним шагом на пути ужесточения правового регулирования сферы оборота алкогольной продукции.
Издание вышеназванных нормативных документов администрацией края обусловлено появлением в 2001 г. на территории РФ акцизных складов, цель введения которых состояла в последовательном ужесточении государственного контроля за сферой производства и оборота алкогольной продукции и в увеличении поступления налоговых сборов в бюджеты всех уровней. Если до этого нововведения акцизы в размере 100% уплачивались предприятиями-производителями алкогольной продукции, то теперь эта цифра для данной категории уменьшилась до 50%, а другие 50% должны уплачивать предприятия оптовой торговли, учредившие акцизные склады и получающие у производителей алкогольную продукцию для ее последующей розничной реализации.
С 1 января 2006 г. вступила в действие новая редак -ция Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». После многочисленных заявлений о грядущем введении государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции появился закон, который в принципе и не предполагает государственной монополии, но значительно усложняет розничную торговлю алкогольной продукцией.
Заниматься производством алкоголя с 1 января 2006 г. может только предприятие с уставным фондом не менее 50 млн р. Оптовики-торговцы алкогольной продукцией должны увеличить уставный фонд до 10 млн р. До 1 июля 2006 г. предприятия, занимающиеся розничной торговлей алкоголем, должны увеличить уставный фонд до 0,5 млн р. Кроме того, они обязаны перерегистрироваться в юридические лица, получить новые лицензии.
Новый закон категорически запрещает торговать алкоголем индивидуальным предпринимателям. Принятая редакция закона полностью уничтожит сельскую торговлю, поскольку для того, чтобы торговать всем ассортиментом продуктов питания, в том числе и алкогольной продукцией, индивидуальный предпри-
ниматель - владелец магазина должен будет создать предприятие торговли и обязательно внести уставный капитал не менее 500 тыс. р. Вступает также в действие обязательное правило - лимит кассы, т. е. выручка магазина должна ежедневно сдаваться в банк. Банки имеются только в райцентрах, и ежедневные поездки с выручкой из каждого магазина могут обернуться значительными потерями, и не только финансовыми.
Кроме того, теперь каждый магазин, в том числе сельский, должен иметь наружные сети - канализацию и водопровод; площадь магазина обязательно должна быть не менее 50 м2.
В результате сельские магазины закроются, так как их существование станет экономически нецелесообразным. Это, на наш взгляд, приведет к снижению конкуренции в розничной торговле, что может негативно сказаться на качестве реализуемой продукции.
Согласно данным статистики, Россия находится на 15-м месте по производству алкоголя на душу населения и на 1-м месте по количеству смертей от него. Эти цифры говорят о том, что качественный алкоголь по своей цене, из-за высоких акцизов, недоступен значительному количеству россиян, которые употребляют непригодные для питья спиртосодержащие жидкости.
Нам представляется, что задачу пресечения оборота неучтенной водки, обеспечения роста акцизных платежей в бюджет целесообразнее и намного эффективнее решать не административными, а экономическими методами. Одним из вариантов такого решения может быть формирование региональных финансово-промышленных групп (ФПГ), в которых по принципу единой технологической цепочки были бы объединены производители сельхозпродукции, спирта, алкогольной продукции, предприятия торговли и банковской сферы. Предпосылки для такого объединения есть. Достаточно проанализировать связи, имеющиеся между производителями спирта, алкогольной продукции и предприятиями оптовой торговли. Обычно каждый производитель алкогольной продукции тесно работает с определенными поставщиками спирта и оптовиками, которые, в свою очередь, обладают сетью розничной торговли и общественного питания.
В настоящее время в Краснодарском крае имеются примеры сращивания предприятий-производителей водки и ее оптовых реализаторов, объединенных одним учредителем. Например, ООО ЛВЗ «Фортуна» (Тимашевск) реализует водку собственного производства через акцизный склад предприятия ООО «21 век» (Краснодар), ООО «Ювикс-Алко» (ранее ООО «Кари-ан») работает через акцизный склад ООО «Рони» в Краснодаре, а также еще через три оптовых склада (один - в Новороссийске, два - в Краснодаре).
Нами проведено исследование, в результате которого разработаны организационно-экономические основы создания и деятельности ФПГ с участием предприятий спиртовой и ликероводочной отрасли Краснодарского края. Основой данной ФПГ является принцип
единой технологической цепочки, позволяющий объединить в процессе производства конечного продукта сельхозпроизводителей, спиртзаводы, ликероводочные заводы и торговлю.
Для нашего края создание ФПГ представляет особый интерес, так как на его территории до настоящего времени не функционировала ни одна официально зарегистрированная группа.
Создание ФПГ позволит преодолеть противоречия интересов сельскохозпроизводителей и перерабатывающих предприятий, обеспечить взаимоувязку их интересов, исключить слой торговых посредников. Среди основных мероприятий ФПГ: оптимизация сырьевых зон спиртзаводов; разработка механизма ценообразования, в равной степени устраивающего как производителей сельхозпродукции, так и ее переработчиков.
В системе экономических отношений ФПГ ведущая роль отводится ценообразованию, призванному обеспечить получение дохода в каждом подразделении интегрированного формирования, а также рентабельность производства конкретной продукции. В ходе проведенного исследования было доказано, что использование трансфертных цен приводит к значительной экономии оборотных средств предприятий - участников группы.
Существенное влияние на взаимоотношения членов рассматриваемого интегрированного формирования оказывают возможности налогового маневрирования, использование статуса консолидированного налогоплательщика позволяет снизить налоговое бремя на участников группы.
Распределение рассчитанной прибыли ФПГ между сельхозпроизводителями, спиртзаводами и другими участниками осуществляется пропорционально трудозатратам. Таким образом, создание ФПГ позволит повысить эффективность деятельности всех входящих в рассматриваемое интеграционное формирование экономических субъектов.
Новое законодательство, регулирующее рынок алкоголя, изобилует ограничительными мерами, которые направлены и на сокращение импорта. Деятельность же предприятий ФПГ позволит вытеснить с рынка иностранных конкурентов, в первую очередь украинских производителей водки, исключительно экономическими, а не административными методами.
Основные базовые принципы предложенной модели могут быть применены как в других регионах РФ, так и в других отраслях экономики.
С учетом имеющихся объективных предпосылок решать проблемы спиртовой и ликероводочной отрасли целесообразно путем не только законодательных инициатив, но и экономическими способами, в том числе путем формирования региональных финансово-промышленных групп.
Кафедра экономики и управления производством
Поступила 16.01.06 г.