Научная статья на тему 'Предупреждение преступлений в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудниками УЭБ и ПК МВД РФ на территории Ставропольского края'

Предупреждение преступлений в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудниками УЭБ и ПК МВД РФ на территории Ставропольского края Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
732
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ МВД РФ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА / STAVROPOL TERRITORY / ALCOHOL / PREVENTION OF CRIMES / MAIN DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY AND ANTICORRUPTION ENFORCEMENT BODIES UNDER THE MINISTRY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горемыкин Максим Анатольевич

Данная статья посвящена деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приведен ряд преступных схем на территории Ставропольского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Горемыкин Максим Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTION OF CRIMES IN THE SPHERE OF PRODUCTION AND TURNOVER OF THE ETHYL ALCOHOL, ALCOHOL AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS BY THE MAIN DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION ENFORCEMENT BODIES UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE STAVROPOL TERRITORY

The article deals with activities of the law enforcement bodies aimed to prevent the crimes in the sphere of production and turnover of the ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products. The author adduces a number of the criminal schemes.

Текст научной работы на тему «Предупреждение преступлений в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сотрудниками УЭБ и ПК МВД РФ на территории Ставропольского края»

УДК 343.973

Горемыкин Максим Анатольевич

адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России dom-hors@mail.ru

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ СОТРУДНИКАМИ УЭБ И ПК МВД РФ НА ТЕРРИТОРИИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Goremykin Maksim Anatolyevich

Postgraduate student of the Criminology Department,

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia dom-hors@mail.ru

PREVENTION OF CRIMES IN THE SPHERE OF PRODUCTION AND TURNOVER OF THE ETHYL ALCOHOL, ALCOHOL AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS BY THE MAIN DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION ENFORCEMENT BODIES UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE STAVROPOL TERRITORY

Аннотация:

Данная статья посвящена деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Приведен ряд преступных схем на территории Ставропольского края.

Ключевые слова:

Ставропольский край, алкогольная продукция, предупреждение преступлений, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.

Summary:

The article deals with activities of the law enforcement bodies aimed to prevent the crimes in the sphere of production and turnover of the ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products. The author adduces a number of the criminal schemes.

Keywords:

Stavropol Territory, alcohol, prevention of crimes, Main Department of Economic Security and AntiCorruption Enforcement bodies under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Federal Service on the alcohol market control.

В целях повышения эффективности анализа поступающей информации о преступлениях в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразна организация учета предприятий, в отношении которых ранее поступала информация об использовании ими фальшивых марок, организация обмена информацией между подразделениями территориальных органов, занимающихся выявлением и пресечением незаконного оборота алкоголя.

Выявлению каналов незаконного поступления алкоголя из-за пределов России. Направление деятельности - установление предприятий импортеров с использованием возможностей таможенных органов, создание соответствующей информационной базы.

Оперативная обстановка в крае, связанная с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по-прежнему остается одной из криминогенных отраслей экономики.

Так, только за период 2012 г. в Ставропольском крае сотрудниками УЭБ и ПК МВД РФ и выявлено 107 преступлений, в 2011 г. эта цифра равнялась 76 [1], каждое девятое выявлено именно в этой сфере. Однако ситуация на рынке алкогольной продукции стабилизируется медленно, уровень латентной преступности по-прежнему остается высоким.

По-прежнему основными поставщиками нелегального низкокачественного спирта и алкогольной продукции остаются республики Северная Осетия-Алания и Кабардино-Балкария. В ходе проведения операции на территории края установлено 426 юридических, физических и частных лиц, реализующих нелегальную продукцию, завезенную с территории указанных республик, у которых изъято 5 915 декалитров алкоголя [2]. Сотрудниками полиции проводится определенная работа в данном направлении, однако полностью пресечь каналы поступления пока не удается. В качестве примера хотелось бы остановиться на одной из многоступенчатой операции, проведенной сотрудниками межрайонного отдела управления экономической без-

опасности и противодействия коррупции ГУВД по Ставропольскому краю МВД РФ (далее УЭБ и ПУ ГУВД по СК МВД РФ) с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, в ходе проведенных оперативно-розыскных мероприятий была пресечена деятельность организованной преступной группы, которая осуществляла незаконные поставки спирта на территорию как Ставропольского края, так и других субъектов Российской Федерации, по данному факту возбуждено уголовное дело по ст. 171 ч. 2 УК РФ «Незаконное предпринимательство», проводится исследование спирта, по предварительным данным качество спирта не соответствует требованиям ГОСТа» [3].

В Ставропольском крае реализуется большое количество алкогольной продукции с поддельными специальными марками акцизного сбора, как федеральными, так и региональными, изготовленными на профессиональном полиграфическом оборудовании, качество подделок является очень высоким, в связи с чем сотрудникам полиции иной раз без помощи привлечения экспертов невозможно установить подлинность марок. Также сказывается отсутствие в оперативных подразделениях специального оборудования, с использованием которого сократилось бы время проведения проверок и их качество, что дало бы возможность проведения проверок большего количества предприятий оптовой торговли и предприятий производителей.

Однако работа в данном направлении проводится. Так, сотрудниками УЭБ и ПК ГУВД по СК МВД РФ был выявлен факт хранения и реализации алкогольной продукции, а именно водки в количестве 22 тысяч бутылок одним из крупнейших предприятий оптовой торговли Ставропольского края, по данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171-1 УК РФ и ч. 2 ст. 327-1 УК РФ «Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт немаркированных товаров и продукции» и «Изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия либо их использование».

Необходимо упорядочить обмен информацией между контролирующими структурами, так с целью более качественных проверок предприятий производителей и предприятий оптовой торговли, на наш взгляд, необходим обмен актами проводимых проверок между ГУВД, Комитетом по лицензированию отдельных видов деятельности и Министерством экономического развития и торговли, Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка. В ходе проводимых плановых проверок предприятий оптовой торговли и предприятий производителей необходимо проведение инвентаризаций находящейся на хранении и в реализации алкогольной и спиртосодержащей продукции, с целью установления предприятий поставщиков, реальных объемов реализации, недопущения на рынок Ставропольского края фальсифицированной продукции, поступающей из других регионов Российской Федерации, и производимой на территории края, а также реализуемой с поддельными федеральными специальными марками и региональными специальными марками акцизного сбора.

Одним из направлений деятельности хотелось отметить проведения комплексных проверок предприятий винодельческой отрасли, в части расходования целевого использования денежных средств выделяемых как из федерального бюджета, так и Правительством Ставропольского края на развития виноградарства и виноделия. Для более качественного проведения проверок привлечь сотрудников КРУ Минфина Ставропольского края.

Большой проблемой остается поставка из сопредельных республик от несуществующих фирм спирта, в том числе коньячного и вино материалов, которые в большинстве своем оказываются низкого качества. С целью ужесточения контроля в данной сфере Министерству экономического развития и торговли СК и Министерству сельского хозяйства в качестве обмена информации, в сопредельных республиках необходимо запрашивать сведения о выданных лицензиях на производство спирта, коньячных спиртов, виноматериалов.

С целью пресечения транзитных каналов поставки некачественной алкогольной продукции в другие регионы Российской Федерации, также получать реестры предприятий-производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции, с указанием видов деятельности, предоставлением образцов печатей, штампов. Так, сотрудниками УЭБ и ПК ГУВД по СК МВД РФ в ноябре 2012 г. был выявлен факт перевозки алкогольной продукции в количестве 35 тысяч бутылок водки с поддельными специальными федеральными марками и не отвечающей требованиям безопасности. По данному факту возбуждено 6 уголовных дел. Для перевозки указанной продукции использовались поддельные печати действующего предприятия-производителя, расположенного на территории сопредельной республики, однако данное предприятие не имело лицензии на производство водки, а специализировалось на производстве вина [4].

На территории Ставропольского края зарегистрировано 50 предприятий-производителей алкогольной продукции. В крае действуют 34 оптовых предприятия, имеющие статус акцизных складов, и более 3,5 тысяч предприятий розничной торговли алкогольной продукции [5].

Обстановка в крае, связанная с незаконным производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по-прежнему остается одной из криминогенных отраслей экономики.

В качестве примера выявленной схемы выпуска нелегальной алкогольной продукции и выпуск ее в законный оборот можно привести следующее.

Сотрудники предприятия «А», осуществляющего выпуск алкогольной продукции, в частности водки, производя легальные закупки спирта, которые отражают у себя по бухгалтерскому учету, затем после его выработки неоднократно осуществляют закупку нелегально произведенного спирта в сопредельных республиках, который используют для выпуска алкогольной продукции с поддельными специальными марками акцизного сбора или используются специальные федеральные марки акцизного сбора, которые в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ № 785 от 21.12.2005 [6] образца 2003 г. на 31.12.2005 не были наклеены на продукцию и должны быть списаны и уничтожены в присутствии сотрудника налоговой инспекции, осуществляющей кураторство предприятия. Списанные федеральные марки наклеивают на незаконно произведенную продукцию, передают продукцию на реализацию в оптовые компании, а последние производят отпуск в розничную сеть. Наряду с этим предприятия используют «двойники» федеральных специальных марок, то есть ранее предприятием получались оригиналы марок, с которых путем ксерокопирования были сняты копии и наклеены на продукцию, впоследствии реализованную, а продукция с оригинальными марками находилась на складе готовой продукции. При использовании поддельных марок производится подделка писем Управления федеральной службы по налогам, то есть в ксерокопию письма вписывается разряд поддельных марок как для транспортировки, так и для реализации.

При поступлении информации о фактах реализации и производства алкогольной продукции с поддельными специальными федеральными марками акцизного сбора необходимо:

- произвести оперативно-розыскное мероприятие «проверочная закупка» негласным способом в местах розничной торговли;

- в розничной сети оперативным путем получить документы, отражающие поставку алкогольной продукции, с целью установления оптовых предприятий через которые была произведена поставка или предприятие изготовитель;

- в Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка получить сведения о выданных предприятию федеральных специальных марках акцизного сбора, а также акты списания федеральных специальных марок акцизного сбора и региональных специальных марок акцизного сбора, произвести сверку данных с закупленной продукцией;

- установить должностные лица налогового органа, закрепленные за предприятием изготовителем, с целью организации оперативно-розыскных мероприятий в отношении их с использованием средств тайной аудио- и видеофиксации;

- в оптовых организациях оперативным путем получить сведения о поставках ранее закупленной алкогольной продукции;

- подготовить и провести «проверочную закупку» на всех установленных местах розничной реализации, одновременно провести «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», бухгалтерии и складских помещений оптовой организации и самого предприятия;

- в оптовой организации произвести снятие остатков алкогольной продукции, изъять документы, отражающие поступления и реализацию алкогольной продукции;

- на предприятии произвести снятие остатков продукции, спирта, купажа, тары, этикетки, изъять бухгалтерские документы, отражающие поставку спирта, тары, производства этикетки, образцы готовой продукции, клея, этикетки.

На основании результатов анализа складывающейся оперативной обстановки в сфере борьбы с преступлениями в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции можно определить основные направления деятельности УЭБ и ПК МВД РФ:

В плане организации работы:

1. Предприятия-производители спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции. Основные усилия в работе по предприятиям-производителям спирта и алкогольной продукции необходимо направить на выявление и пресечение возможных каналов поступления неучтенного сырья и мест реализации неучтенной готовой продукции, исследование задействованных мощностей с их фактическим использованием. При этом могут выявляться:

- закупка неучтенного сырья для производства, стеклотары, этикеток и других компонентов;

- списание энергетических затрат по производству основной продукции на вспомогательное производство;

- недостоверный учет произведенной продукции;

- ведение «двойного» бухгалтерского учета по реализации готовой продукции в оптово-розничную сеть.

2. Предприятия оптово-розничной торговли алкогольной продукции. Основное направление работы - выявление каналов поступления алкогольной продукции, сравнение ее ежемесячных объемов реализации со среднестатистической потребностью населения, выявление задействованных фирм-поставщиков, начиная с региона производителя. Возможно получаемая при этом информация:

- оформление прихода товара на склад от несуществующей фирмы с последующим расчетом за товар наличными денежными средствами с фактическим поставщиком;

- учет полученного товара как находящегося на ответственном хранении и уничтожение документов после его реализации;

- оформление фиктивных документов возврата ранее полученной продукции.

3. Выявление каналов поступления и оборота фальшивых специальных марок. Одним из распространенных механизмов незаконного оборота алкогольной продукции является использование фальшивых специальных марок на всех его стадиях. Предприятия производители, с целью выпуска неучтенной продукции, пользуются криминальными каналами по закупке фальшивых марок, которые в последующем наклеиваются на неучтенную продукцию. В дальнейшем эта продукция через оптово-розничные предприятия поступает в торговую сеть.

Предметом для исследования в данном случае должны быть:

- информация в отношении источников поступления фальшивых специальных марок;

- данные с характерными признаками подделки из сформированной компьютерной базы. На сегодняшний день ситуация на алкогольном рынке Ставрополья говорит о слабом

контроле за производством и оборотом алкогольной продукции. В средствах массовой информации много разговоров о том, что государство в скором времени возьмет под свой контроль данную сферу, но что мы видим на примере. В 2012 г. был лишь изменен 171-ФЗ. Данная сфера производства этилового, спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции должна быть полностью под контролем государства. А реализацию пусть также осуществляется через сеть оптово-розничных магазинов, тем самым мы обеспечим прозрачное и открытое поступления налогов в казну государства.

Ссылки:

1. Статистические данные ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю за 2012 г.

2. Данные УЭБ и ПК ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю за 2012 г.

3. Данные УЭБ и ПК ГУ МВД РФ по Ставропольскому краю за 2012 г.

4. Материалы уголовных дел в период с 2008-2012 гг., предоставленные сотрудниками ГУЭБиПК по Ставропольскому краю МВД РФ.

5. Алкогольный бизнес уходит от налогов // Ставропольская правда. 2012. 14 августа.

6. Собрание законодательства РФ. 26.12.2005, № 52 (3 ч.), ст. 5748. Официальные электронные версии бюллетеней. URL: http://www.szrf.ru// (дата обращения: 03.05.2013).

References:

1. The statistics of the MOI of Russia for the Stavropol Territory for 2012.

2. The data of Department of Internal and Research Affairs of the Russian Federation for the Stavropol Territory for 2012.

3. The data of Department of Internal and Research Affairs of the Russian Federation for the Stavropol Territory for 2012.

4. Materials of criminal cases in the period of 2008-2012 provided by GUEBiPK employees of the Stavropol region of the Interior Ministry.

5. 'Alcohol business tax avoidance' 2012, Stavropol Pravda, August 14.

6. Collection of Laws of the Russian Federation. 26.12.2005, № 52 (p. 3), Art. 5748. The official electronic versions of newsletters 2005, retrieved 03 May 2013, <http://www.szrf.ru>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.