УДК 343.973
Горемыкин Максим Анатольевич Goremykin Maksim Anatolyevich
адъюнкт кафедры криминологии Краснодарского университета МВД России [email protected]
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОГО ПРОИЗВОДСТВА
И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ ПРОДУКЦИИ СОТРУДНИКАМИ УЭБ И ПК МВД РФ
Postgraduate student of the Criminology Department,
Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia [email protected]
PREVENTION OF CRIMES IN THE SPHERE OF ILLEGAL PRODUCTION AND TURNOVER OF THE ETHYL ALCOHOL, ALCOHOL AND ALCOHOL-CONTAINING PRODUCTS BY THE MAIN DEPARTMENT OF ECONOMIC SECURITY AND ANTI-CORRUPTION ENFORCEMENT BODIES UNDER THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION
Аннотация:
Данная статья посвящена деятельности правоохранительных органов по предупреждению преступлений в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и приведены способы совершения данного вида преступлений.
Ключевые слова:
алкогольная продукция, предупреждение преступлений, Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ, Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка.
Summary:
The article deals with activities of the law enforcement bodies aimed at the prevention of the crimes in the sphere of production and turnover of the ethyl alcohol, alcohol and alcohol-containing products. The author adduces some ways of committing offences of the considered type.
Keywords:
alcohol, prevention of crimes, Main Department of Economic Security and Anti-Corruption Enforcement bodies under the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Federal Service on the alcohol market control.
Наибольшую угрозу экономической безопасности России, в том числе и отдельных граждан, представляют преступления в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данный вид предупредительной деятельности является приоритетным направлением органов внутренних дел, которое стало одним из основных источников образования преступных капиталов. Неправомерные действия юридических и физических лиц в сфере производства и реализации спирта и алкогольной продукции относятся к следующим административным и уголовно наказуемым правонарушениям и преступлениям:
- производство, оборот и хранение спирта и алкогольной продукции без соответствующей лицензии, а при наличии лицензии - с нарушением лицензионных требований и условий;
- реализация спирта и алкогольной продукции, запрещенной к продаже:
- реализация алкогольной продукции без маркировки установленными знаками;
- реализация алкогольной продукции с нарушениями установленных норм и правил торговли;
- производство и реализация поддельной (фальсифицированной) алкогольной продукции;
- производство и реализация спирта и алкогольной продукции, не соответствующих требованиям нормативно-технической документации по качеству и безопасности, упаковки, маркировки, без сертификата соответствия ГОСТу, без специальных (или акцизных) марок.
Необходимо отметить, что наряду с причинением вреда здоровью населения, незаконное производство и реализация алкогольной продукции наносят колоссальный ущерб экономике страны, так как нелегальные денежные потоки уходят от налогообложения. В практической деятельности подразделений управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (далее УЭБ и ПК МВД РФ) квалификация преступлений связанных с незаконным производством и реализацией алкогольной продукции, как правило, осуществляется по совокупности нескольких статей УК РФ. Наряду со ст. 238 УК РФ (выпуск или продажа товаров, выполнение работ, либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности) применяются: ст. 158 УК РФ (кража), ст. 159 УК РФ (мошенничество), ст. 160 УК РФ (присвоение или растрата), ст. 171 УК РФ (незаконное предпринимательство), ст. 171-1 УК РФ (реализация алкогольной продукции без специальной маркировки или с поддельными марками специального сбора) [1]. Зачастую сырье для «подпольного» производства расхищается на различных предприятиях, производится без соответствующего разрешения или регистрации в подпольных условиях, или получается в результате мошеннических операций.
Все объекты потребительского рынка находятся в оперативном обслуживании оперуполномоченных УЭБ и ПК МВД РФ, на территории которых они расположены. Сотрудники УЭБ и ПК МВД РФ областного (краевого) звена оказывают им необходимую организационную и методическую помощь.
Критерий определения режимов оперативного обслуживания - степень криминогенности обслуживаемых объектов. Как правило, в усиленном режиме обслуживаются предприятия, где имели место экономические преступления, неоднократно выявлялись факты нарушения правил торговли, на деятельность которых систематически поступают жалобы и заявления граждан. Все остальные объекты обслуживаются в нормальном режиме.
Учитывая сложившиеся в практике деятельности подразделений УЭБ и ПК МВД РФ и в теории оперативно-розыскной деятельности традиционные подходы к обеспечению и поддержанию постоянной осведомленности оперативных работников о состоянии обстановки на обслуживаемых объектах и территориях, информационное обеспечение оперативного обслуживания может быть достигнуто, с одной стороны, путем формирования и использования стабильного, способного выполнять поставленные задачи осведомительного аппарата (прежде всего доверенных лиц и лиц на оперативном контакте), а с другой -установлением делового сотрудничества подразделений уЭб и ПК МВД РФ с другими службами органов внутренних дел, различными государственными, общественными и частными организациями, которые в силу тех или иных обстоятельств могут обладать необходимой информацией.
Сбор информации с помощью негласных источников дает основное преимущество - скрытность, обеспечивающую получение сведений в «реальных условиях». Особое значение сбор информации через негласные источники имеет для получения сведений, характеризующих отношения между сотрудниками конкретного предприятия, о выработке новых способов совершения преступления, замышляемых и подготавливаемых преступлениях, поскольку легальными путями получить их практически невозможно.
В качестве основных источников информации о состоянии оперативной обстановки в сфере потребительского рынка используются:
- сотрудники правоохранительных органов (участковые инспекторы милиции, сотрудники патрульно-постовой службы, ГИБДД, таможенного комитета);
- государственные контролирующие органы (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, налоговая инспекция, санэпиднадзор и другие);
- администрация предприятий;
- средства массовой информации.
Необходимо иметь в виду, что сбор данных - не просто накопление определенных сведений, а планомерная работа по нахождению, получению, классификации, пополнению, корректировке информации. Каждый сотрудник должен знать, что уже собрано по направлению, за которое он отвечает, а какой информации недостает. Без специального накопителя информации, в роли которого выступает материал предварительной проверки по информационному обеспечению, работа становится затруднительной. В материалах предварительной проверки должно концентрироваться следующее (прежде всего на крупные предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения: универмаги, универсамы, рестораны, рынки, оптовые базы и т.п.):
1. Экономико-правовая характеристика объекта: организационно-правовая форма, установочные данные на учредителей, копия устава, юридический и фактический адреса предприятия, официальная и подозреваемая нелегальная деятельность предприятия, краткая характеристика, структурная схема, кто является инвестором (кредитором).
2. Характеристика и установочные данные на учредителей и других сотрудников, представляющих оперативный интерес. Компрометирующие сведения - привлечение к уголовной и административной ответственности, злоупотребление алкоголем, наркотиками, увлечение азартными играми и другое.
3. Список источников информации, которые используются или могут быть использованы в процессе информационного обеспечения деятельности по оперативному обслуживанию или при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Подводя итог рассмотрению механизма сбора материала предварительной проверки, можно сделать вывод о том, что фактически информационное обеспечение заключается в составлении общей картины из фрагментов официальной и неофициальной информации (метод мозаики), овладение которым - залог успешной работы по выявлению и раскрытию преступлений.
В процессе документирования деятельности по незаконному изготовлению алкогольной продукции выясняются следующие обстоятельства:
- места изготовления, хранения и реализации алкогольной продукции;
- круг участников преступления, роль каждого из них;
- очевидцы преступления, которые в дальнейшем могут выступить в качестве свидетелей;
- источники получения, места хранения сырья, материалов, оборудования, использованные для незаконного изготовления алкогольной продукции;
- способы маскировки преступных действий (источники приобретения акцизных марок, этикеток, тары и другое);
- обстоятельства, способствующие совершению преступления.
При документировании преступной деятельности сотрудниками подразделений УЭБ и ПК МВД РФ используются следующие оперативно-розыскные мероприятия:
- проверочные закупки в местах реализации алкогольной продукции;
- исследование алкогольной продукции;
- наблюдение (в том числе и скрытое, с привлечением сотрудников оперативно-поисковых подразделений) за объектом, где производится или реализуется незаконно изготовленная алкогольная продукция, и процессом транспортировки сырья и готовой продукции;
- обследование помещений, зданий и сооружений, где производится алкогольная продукция.
Борьба с преступностью в сфере незаконного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции подразделениями УЭБ и ПК МВД РФ с каждым годом становиться все сложнее. Сотрудники полиции и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка сталкиваются с более продуманными схемами, к которым прибегают преступники. На сегодняшний день цель предупреждения преступлений данного вида является не только обязанностью правоохранительных органов, но и гражданской позицией каждого из нас.
Ссылки:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954. Официальные электронные версии бюллетеней. URL: http://www.szrf.ru/ (дата обращения: 25.05.2013).