приятия //Деловая жизнь. - 1993. - № 9.
18.Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 2-е изд., доп. и перераб. /Гл. ред. В.П. Колесов, В.М. Шупыро. - М.: Экономический факультет, ТЕИС, 2001. - 642 с.
19.Тумусов Ф.С. Инвестиционный потенциал региона: Теория. Проблемы. Практика. - М.: Экономика, 1999. - 267 с.: ил.
20.Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: Книга сервис,
2002.
21.Экономический словарь /Е.Г. Багудина, А.К. Большаков и др.; Отв. ред. А.И. Архипов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 624 с.
ЗЫБИН А.Я.
НОВЫЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Рынок алкогольной продукции - исторически - наиболее прибыльный сегмент российской экономики, прочно связанный с уровнем внутреннего потребления. Сегментация потребительского рынка по покупательной способности, особенности менталитета и традиционные нормы жизненного уклада российских граждан обеспечивают стабильно высокое потребление алкогольной продукции разИ ного уровня крепости.
2 В 2006 г. внесены кардинальные изменения в законодательство, регулирующее производство и
щ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Изменения, которые имели 0своей целью нанести удар по нелегальному обороту алкоголя, способствовали деформации легально-^ го рынка. В результате в начале 2006 г. объем официально декларируемого рынка алкогольной продукции области стал значительно ниже уровня 2005 г. Институциональный сбой на региональном ^ алкогольном рынке, вызванный непрофессиональными действиями государства, оборачивается сокра-о щением производства легального алкоголя.
® Например, с начала 2006 г. года донские предприятия произвели 580,2 тыс дал алкогольной
0 продукции (69% к уровню первого квартала 2005 г.), отгружено 603,4 тыс. дал (81,6%). Вследствие ® несвоевременного поступления федеральных специальных марок нового образца, отсутствия необхо-
1 димого оборудования и программного обеспечения донские производители алкогольной продукции о приступили к ее производству только с середины марта, при этом с 1 марта работал только водочный о завод "Ламос".
^ В первом квартале 2006 г. произошло снижение объема поставок алкогольной продукции в роз-
^ ничную торговую сеть и на предприятия общественного питания в г. Ростове-на-Дону на 15%, г.Азо-ве - на 17%, г.Батайске - на 12%, г. Волгодонске -? на 10%, г. Каменск-Шахтинском - на 14%, в г. Таганроге ? на 19%. В результате доля областной продукции в объеме поставок алкогольной продукции о для розничной торговли и общественного питания на территории Ростовской области составила 25,6%
ЕЕ .
9 Законодательные акты, нацеленные на полную реорганизацию алкогольной отрасли, принятые
со летом 2005 г., не были обеспечены подзаконными нормативными актами для нормального функцио-
о нирования алкогольного бизнеса. Однако, создание нормативной базы уже завершено, поддаются
£ корректуре некоторые дискуссионные моменты в рамках практической реализации. 5 Институциональная реформа рынка алкогольной продукции проводится в конце эшелона эко-
£ номических реформ. Основной ее целью является экономическое оздоровление алкогольной отрасли,
ЕЕ в том числе:
1) возможно большая ликвидация теневых участков;
о 2) повышение социальной безопасности;
®
[I 3) повышение транспарентности проводимых на рынке операций;
Л 4) регламентированная либерализация.
о Значительная теневизация алкогольной отрасли - результат высокой рентабельности на фоне
О неразвитости инфраструктуры контроля. Отсутствие правовой базы явилось причиной разрастания
теневого сектора до 40-60% общего оборота отрасли. Для кардинального изменения подобного распределения сил, предприняты шаги, принципиально отличающиеся от сделанных ранее на этом пути. Ранее борьба с контрафактной продукцией велась путем инспекторских проверок складских помещений и точек продаж.
Очевидно, что классическое отслеживание всех потоков контрафакта - весьма трудоемкое мероприятие, что объясняется широкими параллельными связями. Система реализации легальной продукции имеет, в большей степени, последовательную структуру (рисунок 1).
П
01
г
03 □
□ си
Рисунок 1. Схема движения алкогольной продукции от производителя к конечному потребите-
лю
Раньше доходы и налоги от реализации алкоголя наполняли четверть российского бюджета, а сегодня - доли процента. Выпустив джинна из бутылки, государство потеряло огромные деньги, которые оседают в чьих-то карманах. Что можно сделать, чтобы их вернуть? Регионам отданы акцизы на алкогольную продукцию, сегодня с действующим механизмом регулирования оборота алкогольной продукции необходимо разобраться, навести порядок, чтобы больше акцизных денег поступало в бюджет. В свое время на федеральном уровне решили не относить пиво к алкогольной продукции со всеми вытекающими отсюда печальными последствиями.
Для сохранения системы государственного контроля законом предусмотрено введение единой государственной автоматизированной информационной системы - для контроля объемов производства и оборота (кроме розничной торговли) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Каждая выпускаемая бутылка алкоголя будет учтена, для чего вводится единая федеральная специальная марка со специальным полем для нанесения штрих-кода. Для осуществления контроля организациям необходимо приобрести оборудование, установить программное обеспечение.
Внедрение "Единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ЕГАИС) делает организационно трудновыполнимым прием на реализацию нелегальной продукции. Таким образом, основное пресечение будет происходить при приеме товара на реализацию, т.е. блокируются все предшествующие связи: они становятся нерезультативными (рисунок 2).
Еще одной мерой отсечения контрафактных товаропотоков стала государственная регламентация торговли алкогольной продукцией. С принятием законопроекта, от нее отстранены представители малого бизнеса, в основном предприниматели без образования юридического лица и фирмы, использующие упрощенную систему налогообложения. Это объясняется увеличением социальной ответственности: малые предприятия не способны адекватно проводить основные положения реформы вследствие скрытой склонности к оппортунизму. Взаимодействие с ними юридически осложнено. Те
о
I—
ф
I— ^
о
а
ф
ей ^
х
>
О
о
о а
о
<
>
о о
о о
о
ей
о
I—
о о сь
же малые торговые организации, которые и в дальнейшем намереваются продолжать торговлю алкогольной продукцией, директивно должны быть оформлены как юридическое лицо.
Помимо этого вводится финансовый барьер работы в торговле алкогольной продукцией: для малых предприятий, внесенных в Реестр субъектов малого предпринимательства, минимальный размер уставного капитала принят в размере 300 тысяч рублей. Оставшаяся часть прямой реализации будет отслеживаться дополнительно, однако ее доля в общем обороте теневой продукции незначительна.
Использование современных информационных технологий обработки информации позволило максимально усложнить акцизные марки. Представи-тели Госзнака, участвовавшие в разработке, выделяют 16 степеней защиты. При обработке сканером уникального для каждой бутылки двухмерного штрих-кода, информация сразу поступает в базу данных ЕГАИС, что делает невозможным оппортунизм со стороны проверяющих инспекторов.
П
01
г
03 □
□ си
о
I—
ф
I— ^
о а ф
ей ^
X
>
О О
О
а
о
<
>
о о
о о сь
о х О
О
Рисунок 2. Схема отсечения нелегальных товаропотоков алкогольной отрасли в результате институциональной реформы.
В рамках институциональной трансформации произведены масштабные структурные изменения и в региональном сегменте. Законодательным Собранием Ростовской области принят областной закон от 27 декабря 2005 г. №441-ЗС "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Ростовской области". Данный закон принят в соответствии с требованиями федерального закона от 22 ноября 1995 г. №171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с изменениями и дополнениями от 21 июля 2005 г. №102-ФЗ.
Ряд новых норм прописанных в законе делают алкогольное законодательство более либеральным. Среди них можно выделить:
- ликвидацию региональных специальных марок, которые нарушали экономическое пространство и не позволяли производителям водки одного региона конкурировать и продавать на территории другого региона;
- упразднение института акцизных складов;
- упразднение института сертификации и регистрации оборудования для производства алкогольной продукции;
- ликвидация квот на получение спирта этилового для производства алкогольной продукции, которые, стали очень сильным коррупционным механизмом.
Изменения и дополнения, внесенные в закон, усиливают государственный контроль в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
1. Вводится дополнительное ограничение по размеру оплаченного уставного капитала (уставный фонд) при получении лицензии. Для организаций осуществляющих производство и оборот (за исключением розничной продажи) алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции (за исключением водки) вправе осуществлять казенные предприятия, а так же иные организации, имеющий оплаченный уставный капитал (уставный фонд) в размере не менее чем 10 млн рублей. Для предприятий, осуществляющих производство водки, уставный капитал (ус-
тавный фонд) должен быть не менее 50 млн рублей.
2. Меняется размер сбора на выдачу лицензии. В текущем периоде лицензии на производство и оборот алкогольной продукции выдаются на период до 3-х лет, с ежегодной проплатой сбора за выдачу лицензии в размере 50 тыс. рублей. С 01.01.2006 г. сбор за выдачу лицензии составляет: для предприятий-производителей этилового спирта и водок - 3 млн рублей; для производителей вина, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, а также для оптовых организаций 250 тыс. рублей. При этом лицензия выдается на срок не более чем на 5 лет. Но если сегодня предприятие берет лицензию на каждое свое структурное подразделение, то по новому закону ему достаточно одной лицензии на все. При этом адреса подразделений должны быть указаны в лицензии.
3. Отменяется ежегодная плата за обследование предприятия на соответствие лицензионным требованиям.
4. Отменяются квоты на спирт, ограничений в его использовании не будет, но сохраняется система уведомления, то есть производитель обязан сообщить в соответствующий федеральный орган, какой объем спирта запущен в производство. Это уведомление будет являться документом, подтверждающим легальность перемещения спирта по территории России.
5. Отменяется регистрация вновь выпускаемой продукции. Сегодня же все новые алкогольные изделия регистрируются и заносятся в государственный реестр Министерства сельского хозяйства РФ.
6. Вводится обязательная предварительная оплата поставленной алкогольной продукции, то есть и оптовые, и розничные организации будут обязаны сразу оплатить всю партию алкоголя, взятую на реализацию.
7. С 1 июля 2006 г. упраздняется действующий институт аккредитации организаций, осуществляющих поставки алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания. Отме- 3 няется лицензирование экспорта и импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей про- ^ дукции, но вводится лицензирование оптовых поставок спиртосодержащей непищевой продукции.
На сегодняшний день загруженность производственных мощностей по производству алкоголь- □ ной продукции в Российской Федерации составляет порядка 20-25%. Принятый закон направлен на О укрупнение организаций, возможность слияния нескольких в одно, обостряется борьба за рынок сбыта. Ряд предприятий области будут вынуждены свернуть производство. А для некоторых крупных ^ предприятий области, имеющие филиалы без образования юридического лица, складывается выгод- а ная ситуация. Требования нового закона к размеру уставного капитала и сбора за выдачу лицензий ® для таких организаций не составят проблемы. Проблема для таких предприятий будет - в конкурен- о ции с ввозимой алкогольной продукцией. Считаем необходимым для предприятий Ростовской облас- ®
СО
ти, улучшать не только качество продукции, но и позиционированием своих брэндов. |
Закон "О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосо- ^
держащей продукции", введение которого внесло не только изменения, но и проблемы на рынке, при о
этом дестабилизировало работу винных и ликероводочных заводов вследствие нерасторопности рос- ^
сийских чиновников, которые не успели принять необходимые акты, регламентирующие порядок ^
выдачи новых акцизных марок. Производство алкоголя упало в январе 2005 г. на 95,8%. Внедрение ^
неоттестированной единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) ^
учета алкогольной продукции также усилило неопределенность на рынке алкогольной продукции. о
Каждый раз чиновники после некоторого раздумья продлевали сроки и смягчали условия выполне- 0
ния новых требований. Тем не менее, еженедельные убытки бизнеса оцениваются, на наш взгляд, до о 120 млн. рублей.
БЕЖЕНКОВ С.А.
РАЗВИТИЕ ФИЛИАЛЬНОЙ СЕТИ СТРАХОВЬХ КОМПАНИЙ
о
ей О
I—
О
о сь
о ф
о
Основой процесса развития филиальной сети страховых компаний на российском рынке финан- ®
совых услуг в современных условиях глобализации финансовых отношений является упорядочивание разветвленных вертикальных и горизонтальных гибких связей между элементами системы: банками, страховыми компаниями, инвестиционными, финансовыми компаниями. Такая модель развития страхового бизнеса уменьшает неопределенность на глобальном страховом рынке, характерную для