Научная статья на тему 'Проблемы развития алкогольного рынка Свердловской области'

Проблемы развития алкогольного рынка Свердловской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
471
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика региона
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябков Виталий Александрович, Рябкова Ольга Валерьевна

В статье рассматривается состояние алкогольного рынка Свердловской области. Анализируются причины и условия, способствующие выводу данной сферы в теневой оборот. Дается оценка объемов налогооблагаемой базы, выведенной в теневой оборот, и предлагаются меры, которые должны привести к реальным позитивным изменениям в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SVERDLOVSK AREA ALCOHOL MARKET DEVELOPMENT PROBLEMS

The condition of Sverdlovsk area alcohol market is considered in the article. The causes and conditions promoting this sphere in shadow turnover are analyzed. The evaluation of the volume of taxable base, which is in shadow turnover, is given, and the measures, which should lead to the real positive changes in the sphere of alcohol production manufacturing and turnover, are suggested.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития алкогольного рынка Свердловской области»

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ АЛКОГОЛЬНОГО РЫНКА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рябков В.А., Рябкова О.В.

В статье рассматривается состояние алкогольного рынка Свердловской области. Анализируются причины и условия, способствующие выводу данной сферы в теневой оборот. Дается оценка объемов налогооблагаемой базы, выведенной в теневой оборот, и предлагаются меры, которые должны привести к реальным позитивным изменениям в сфере производства и оборота алкогольной продукции.

В последнее время государство уделяет большое внимание вопросам установления реального государственного контроля в сфере производства и оборота спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, прекращения нелегального производства и ввоза данной продукции на территорию Российской Федерации и, как следствие, повышению сбора налогов в этой сфере экономики. Проблемы алкогольного рынка Российской Федерации (которые обусловлены прежде всего недостаточной проработанностью законодательной базы, слабым государственным контролем) типичны для любого региона страны. Не является исключением в этом плане и Свердловская область.

На сегодняшний день алкогольный рынок Свердловской области формируют 8 предприятий алкогольной промышленности, 105 оптовых организаций, из которых 79 предприятий (производителей и оптовиков) имеют аттестат аккредитации и поставляют продукцию в розничную сеть и общественное питание. Розничную торговлю осуществляют 7,7 тыс. предприятий и индивидуальных предпринимателей. По данным Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области, ежемесячный оборот алкогольной продукции в розничной торговой сети области достигает более 2 млрд.руб, объем выручки от продажи алкоголя предприятиями торговли составляет 11,9% от общего товарооборота, в обороте продовольственных товаров - 24,8%. Каждый год население приобретает в розничной торговой сети алкогольных напитков и пива на сумму 20,7 млрд.руб.

Существенное влияние на состояние алкогольного рынка Свердловской области оказывает наличие на ее территории нескольких гидролизных заводов, продукция которых используется как сырье для производства нелегальной алкогольной продукции. На основе гидролизных спиртов в больших объемах производятся спиртовые жидкости, относящиеся к товарам бытовой химии и не облагаемые акцизами.

За последние годы можно было наблюдать три значительных падения объема выпуска спирта и ликероводочной продукции местными заводами-производителями. В 1996 г. это произошло после отмены госмонополии на ее производство, в 2000-м - после увеличения на 40% ставки акцизов на водку, в 2001-м - после отмены системы защитных мер в Свердловской области (см. табл. 1).

Местными предприятиями алкогольной промышленности в 2004 г. произведено в общей сложности 2324,8 тыс. декалитров (1 дал равен 10 литрам) алкогольной продукции, что составляет 99,2% от показателей 2003 года. Выросло производство виноградных вин - на 24,2%, шампанских и игристых вин - на 18,7%. В то же время сократилось производство водки и ликероводочных изделий - на 8,5%, коньяка - на 1,7%.

Таблица 1

Производство алкогольной продукции на предприятиях _Свердловской области, тыс. декалитров_

Наименование продукта 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Водка и ликеро- водочные изделия 2110 644 2031 1995 2574 2196 1201 1288 1269 1161,5

Вина виноградные 304 149 163 197 326 301 178 229,6 371 460,9

Коньяк 6 21 24 23 10,5 11 4,4 3 6 5,9

Вина шампанские 758 522 650 645 409 437,6 420,5 442 399,7 474,5

Сокращение объемов производства водки произошло в ОАО "Тагилводка" - на 27,8%, в ОАО "Екатеринбургский виншампанкомбинат" - на 62,2%, прекращена деятельность ООО "ЕЗАН "Звезда".

По итогам 2004 г. оборот розничной торговли алкогольными напитками на 10,4% формировался крупными и средними предприятиями. При этом на долю крупных и средних предприятий розничной торговли приходилось 9,2% оборота, на долю крупных и средних предприятий других отраслей экономики - 1,2%. Доля субъектов малого предпринимательства в обороте розничной торговли алкогольными напитками в 2004 г. составила 89,6%.

В 2004 г. населению области было продано 4748 тыс. декалитров алкогольных напитков и пива (в абсолютном алкоголе), что в расчете на душу населения составило 10,7 литра (в 2003 г. 4300 тыс. декалитров и 9,6 литра соответственно). В структуре реализации (в абсолютном алкоголе) наибольший объем приходится на водку и лике-роводочные изделия - 59% (в 2003 г. - 62,9%). По сравнению с 2003 г. розничная продажа населению (в натуральном выражении) виноградных и плодовых вин, включая винные напитки крепостью свыше 28%, увеличилась на 5,9%, коньяка - на 5,4, шампанских и игристых вин - на 3,9, водки и ликероводочных изделий - на 3,5% (см. табл. 2).

Таблица 2

Количество поставленной и реализованной розничной торговлей алкогольной

продукции в Свердловской области

Поставлено в розничную

сеть предприятиями - Реализовано

Наименование продукции производителями и организациями оптовой торговли розничной торговлей В% к 2003 г.

тыс. дкл. млн.руб тыс. дкл.

Водка и ликероводочные изделия 4094,6 4640,5 7004 103,5

Вина виноградные и плодовые 2900,7 1972,2 3400 105,9

Вина шампанские и игристые 404,3 329,6 461 103,9

Коньяки и коньячные напитки 228,6 865,8 249 105,4

Анализ структуры реализации предприятиями розничной торговли алкогольной продукции предприятий - производителей регионов Российской Федерации свидетельствует о снижении доли Свердловской области по всем видам алкогольной продукции (см. табл. 3).

Таблица 3

Доля российских регионов - производителей на рынке Свердловской области

по отдельным видам алкогольной продукции

Вид продукции Регион-производитель Доля в группе, %

на 1.01.2004 г. на 1.01.2005 г.

Водка и ликероводоч-ные изделия Свердловская область 27,95 25,66

Кабардино-Балкария 10,42 7,83

Северная Осетия-Алания 21,26 8,66

Москва и Московская обл. 11,35 18,23

Башкортостан 5,48 6,55

Ленинградская область 8,51 8,83

Вина виноградные Северная Осетия-Алания 36,91 35,27

Кабардино-Балкария 8,23 4,85

Свердловская область 27,02 31,79

Краснодарский край 6,27 8,09

Ставропольский край 8,17 12,58

Коньяки Дагестан 15,46 8,34

Ставропольский край 23,66 25,03

Москва и Московская обл. 29,09 37,28

Самарская область 11,98 5,21

Свердловская область 9,72 16,50

Вина шампанские Свердловская область 78,29 76,40

Северная Осетия-Алания 3,66 8,65

Дагестан 3,95 3,07

Самарская область 7,03 4,48

Таким образом, рассмотрев общую ситуацию в сфере производства и оборота алкогольной продукции на территории Свердловской области, свидетельствующую о росте основных показателей практически по всем направлениям, можно было бы сделать вывод о значительном возрастании налогооблагаемой базы по основным видам алкогольной продукции. В то же время, данные таблицы 2 показывают существенное различие между объемами алкогольной продукции, официально поставленной в розничную торговлю производителями и оптовыми организациями Свердловской области, и объемами продукции, реализованной непосредственно в розничной торговле.

На протяжении последних трех лет неуклонно и постоянно сокращается количество алкогольной продукции, прошедшей через акцизные склады и маркированной региональными специальными марками. Так, если в 2002 г. на акцизных складах было промаркировано 120,9 млн. бутылок алкогольной продукции, в 2003 г. - 117,4 млн., то в 2004 г. - только 104,8 млн. бутылок. На протяжении последних двух лет количество крепких спиртных напитков, реализуемых производителями и оптовыми организациями, учредившими акцизные склады, сократилось на 28,8% при общем росте объемов алкогольной продукции, реализованной непосредственно в розничной торговле. В пер-

вую очередь это связано с изменением действующего налогового законодательства в данной сфере.

Так, Федеральным законом от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" внесены изменения в главу 22 Налогового кодекса РФ [1]. В частности, проиндексированы ставки акцизов на алкогольную продукцию в среднем на 19% и установлены новые пропорции распределения ставок акцизов между производителями алкогольной продукции и организациями оптовой торговли. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 193 НК РФ, предприятием-изготовителем алкогольной продукции оплачивается 20% ставки акциза при ее реализации на акцизные склады оптовых организаций и 80% ставки акциза оплачивается акцизным складом при реализации алкогольной продукции с акцизного склада в розничную сеть и общественное питание. По ранее действовавшей редакции Налогового кодекса РФ ставки по уплате акцизов с алкогольной продукции между заводом-изготовителем алкогольной продукции и акцизным складом распределялись поровну, т.е. по 50%.

Следует отметить, что в настоящее время акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения товаров.

Одним из инструментов повышения поступлений в государственный бюджет является повышение ставок акцизов, что чаще всего применяется на практике как один из способов устранения бюджетного дефицита. Так, увеличение ставок акциза на алкогольную продукцию в 1999 и 2000 годах позволило получить дополнительные поступления в бюджеты всех уровней [2, 3].

Увеличение стоимости алкогольной продукции за счет роста ставки акциза при любых условиях первоначально негативно сказывается на объемах продаж, что обуславливается ограниченной покупательской возможностью основной части населения. При этом часть потребителей, изыскивая более дешевые пути приобретения алкоголя, переходит на потребление продукции собственного изготовления.

В сложившихся условиях рынка увеличение стоимости алкогольной продукции, в том числе и за счет роста ставки акциза, не только создает теневому сектору условия для поднятия цены на неучтенную продукцию, но и оказывает значительное влияние на вытеснение с рынка продукции легальных производителей за счет сохраняющейся разницы в цене. В результате доля теневого сектора на алкогольном рынке возрастает, увеличиваются его экономические возможности и сопротивляемость к подавлению силовыми методами.

Таким образом, при повышении ставок акцизов на алкогольную продукцию в настоящих условиях должна учитываться не только покупательская возможность основной части населения, потребляющей алкогольные напитки, но и приниматься дополнительные меры по вытеснению нелегальной составляющей алкогольного рынка.

Непринятие во внимание данных факторов при внесении изменений в главу 22 Налогового кодекса РФ негативно сказалось на общем состоянии поступления акцизов на алкогольную продукцию, способствовало криминализации данной сферы и увеличению количества правонарушений, совершаемых акцизными складами оптовых органи-

заций. Об этом свидетельствует снижение объема реализации региональных специальных марок и суммы уплаченных акцизных сборов в сравнении с прошлыми годами. Так, по итогам 2004 года сумма акцизов на алкогольную продукцию, уплаченная акцизными складами по Свердловской области, составила 1492,9 млн. рублей, что на 37,3% больше показателей за аналогичный период прошлого года - 1087,2 млн. рублей. Однако, если учесть, что с 1 января 2004 года ставки акцизов на алкогольную продукцию были увеличены в среднем на 19 %, а доля акцизов, уплачиваемых организациями оптовой торговли, увеличена с 50 до 80%, то при сохранении прежних условий уплаты акцизов данная сумма составила бы всего 755,8 млн. рублей, что на 30,5% меньше поступлений в сравнении 2003 г. Таким образом, в 2004 году в бюджет не поступило более 261 400 млн. рублей. Учитывая, что по данным Министерства торговли, питания и услуг Свердловской области объем реализации водки и ликероводочных изделий в розничной торговле в 1 полугодии 2004 г. составил 3,16 млн. декалитров, что на 6% больше показателей аналогичного периода прошлого года - 2,98 млн. декалитров, то можно с уверенностью констатировать, что данная сумма значительно больше.

Изменения налогового законодательства по вопросам уплаты акцизных сборов с алкогольной продукции способствовали увеличению числа правонарушений со стороны акцизных складов по вопросам полноты и своевременности уплаты акцизных сборов. На сегодняшний день акцизными складами применяются различные схемы ухода от уплаты акцизных сборов с алкогольной продукции.

Основным способом уклонения от уплаты акцизных сборов является вывод алкогольной продукции, легально ввезенной на акцизный склад, в теневой оборот под видом возврата на завод-изготовитель или продажи на другой акцизный склад, расположенный в соседнем регионе, дальнейшей ее оклейки поддельными региональными специальными марками и реализации небольшими партиями через розничную сеть небольших населенных пунктов. Об этом свидетельствует не только увеличившееся количество выявленных правоохранительными органами Свердловской области преступлений в 2004 году, предусмотренных ст. 327*1 УК РФ - 11 (за 12 месяцев 2003 года -7), но и сокращение количества полученных региональных специальных марок акцизными складами в последние годы при общем росте объемов реализации алкогольной продукции в розничной торговле и потребления ее населением. Так, если в 2002 году УФНС России по Свердловской области акцизным складам было выдано 120,6 млн. шт. региональных специальных марок, то по итогам 2003 года уже 118,1 млн. шт., что на 2,73% меньше. В 2004 году тенденция снижения количества выданных региональных специальных марок сохранилась и составила 10,47% (104,5 млн. шт. марок).

Одновременно на территории Свердловской области в последнее время получил распространение следующий способ уклонения от уплаты акцизных сборов. Организация, имеющая статус акцизного склада, прекращая свою деятельность, "извлекает" для себя максимальную пользу в виде неуплаченных акцизов в бюджет либо за счет невозврата в налоговые органы региональных специальных марок и дальнейшей реализации оклеенной ими неучтенной продукции, либо путем отгрузки всей имеющейся алкогольной продукции с последующим исчезновением организации и неуплатой сумм акцизов. Так, если в 2003 г. таких организаций было только две - ООО "Долина кумы", ООО "Тагильская алкогольная компания", то в 2004 г. данные нарушения допущены тремя организациями - ОАО "ЕЗАН "Звезда", ООО "Компания "Лисса", ООО "Инова", сумма неуплаченных акцизов по таким организациям составила более 80 млн. рублей.

Проведенный анализ деятельности акцизных складов на территории Свердловской области показал, что одним из факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с получением, использованием региональных специальных марок и уклонением от уплаты акцизного сбора, является ненадлежащее исполнение налоговыми органами Постановления Правительства Свердловской области от 25 февраля 2003 г. № 102-1111 "Об утверждении Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Свердловской области, Порядка изготовления и приобретения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории Свердловской области, а также установления их цены, Порядка дачи согласия Правительством Свердловской области на выдачу разрешений на учреждение акцизных складов на территории Свердловской области", в котором указано, что организация - акцизный склад на следующий период (месяц) может запрашивать количество региональных специальных марок, не превышающее 20% среднемесячного оборота алкогольной продукции за год, предшествующий дате подачи заявки [4]. При превышении данной нормы запрашиваемого количества региональных специальных марок необходимо обязательное проведение проверки контролирующими налоговыми органами.

Таким образом, можно сделать вывод, о том, что уменьшение поступления доходов от алкогольной продукции в бюджет на общем фоне стагнации товарного производства говорит о нерациональности мер государственного воздействия по упорядочиванию алкогольного рынка и, в частности, о несбалансированности проводимой акцизной политики.

По мнению авторов, введение в систему субъектов - плательщиков акцизных сборов акцизного склада привело к значительному усложнению процесса взимания акцизных сборов, увеличению времени с момента начисления акциза до момента его перечисления, дополнительному увеличению численности налоговых органов на местах. При этом введение данной системы не оказало значительного влияния на ликвидацию злоупотреблений в регионах при осуществлении контроля за легальностью производства и оборота алкогольной продукции.

Действующая на сегодняшний день система аккумуляции акцизных сборов с алкогольной продукции нерациональна и требует трансформации с целью внесения существенных позитивных изменений в производство и оборот алкогольной продукции, для чего предлагается изменить распределение ставок акцизов между производителем и продавцом и перераспределить акцизную нагрузку федерального и регионального бюджетов:

• предприятия-производители алкогольной продукции производят оплату акцизных сборов в размере 50% ставки акциза, которые зачисляются в федеральный бюджет;

• акцизные склады производят оплату акцизных сборов в размере оставшихся 50%, которые зачисляются в региональный бюджет.

Внесение данных изменений в систему уплаты акцизных сборов повлечет следующие позитивные следствия:

1. Произойдет сокращение сроков взимания акцизных сборов в федеральный бюджет, так как акциз будет оплачиваться при отгрузке готовой продукции с предприятия на акцизный склад в полном объеме, причитающемся федеральному бюджету.

2. Произойдет перераспределение поступлений акцизных сборов в зависимости от уровня потребления в каждом регионе, т.е. отток акцизных поступлений из регио-

нов, имеющих на своей территории большое количество спиртовых и ликероводочных предприятий, в регионы, не имеющие ликероводочной промышленности. Поступление акцизных сборов будет полностью зависеть от уровня потребления алкогольной продукции.

3. Увеличится внимание региональных властей к уровню легального потребления алкогольной продукции населением, что заставит их проводить политику, направленную на выявление и пресечение оборота фальсифицированной алкогольной продукции и вытеснение с региональных рынков заменителей алкогольной продукции.

4. Будет устранена заинтересованность региональных властей в поддержке экономически слабых и убыточных ликероводочных предприятий, расположенных на их территориях, что повлечет за собой сокращение субъектов алкогольного рынка, работающих на уровне рентабельности.

В результате предлагаемых мер произойдет ослабление нагрузки на федеральный бюджет в части сокращения дотирования регионов, не имеющих алкогольной промышленности, так как увеличатся поступления акцизов в бюджеты таких регионов, а в отношении субъектов Федерации, имеющих развитую алкогольную промышленность, появится возможность определить целевое использование ранее получаемых акцизов, частично компенсируя их при необходимости целевым финансированием из федерального бюджета за счет перераспределения ресурсов.

Кроме того, в результате предпринятых мер у региональных властей исчезнет заинтересованность в установлении препятствий для проникновения других регионов на свой рынок, что повлечет за собой устранение дезинтеграционных барьеров между региональными алкогольными рынками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2003. № 28. Ст. 2886.

2. Федеральный закон от 29 декабря 1998 г. № 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 1. Ст. 1.

3. Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об акцизах" // Собрание законодательства РФ. 2000. №2. Ст. 123.

4. Постановление Правительства Свердловской области от 25 февраля 2003 года № 102-1111 "Об утверждении Порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Свердловской области, Порядка изготовления и приобретения региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, предназначенной для реализации на территории Свердловской области, а также установления их цены, Порядка дачи согласия Правительством Свердловской области на выдачу разрешений на учреждение акцизных складов на территории Свердловской области" // Собрание законодательства Свердловской области. 2003. № 2. Ст. 142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.