Научная статья на тему 'Механизмы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского метарегона'

Механизмы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского метарегона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1604
489
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОИЗВОДСТВО / ОБОРОТ / ПОТРЕБЛЕНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / СУХОЙ ЗАКОН / ДИСПРОПОРЦИЯ ЦЕН / АНТИАЛКОГОЛЬНАЯ КОМПАНИЯ / РЕАЛЛОКАЦИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ СУБЪЕКТОВ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ / ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ / ЛИЦЕНЗИРОВАННАЯ РОЗНИЧНАЯ СЕТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук А. А., Кизилова Е. А.

В статье отмечается, что Евразийский метарегион на сегодняшний день привлекает внимание не только своими богатыми запасами природных ресурсов, но и своим стратегическим и геополитическим положением, а также переплетением разнообразных культур и традиций. Исследуемый регион включает в себя такие страны, как Россия, Армения, Грузия, Азербайджан, Турция, Иран. Особый интерес вызывает и рынок алкогольной продукции в рассматриваемых странах. Необходимость и значение регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка для многих представляются очевидными. Это непосредственно связано с особыми биохимическими и иными свойствами алкоголя, а также со специфичной «ролью» алкогольной продукции в жизни современного общества. Проблеме государственного регулирования рынка и его составных элементов, а также теоретическим и методологическим основам, инструментам и механизмам регулирования посвящены труды и публикации большого количества отечественных и зарубежных ученых. Однако отсутствие работ с рассмотрением алкогольного рынка в странах Евразийского метарегиона обусловило актуальность настоящего исследования, целью которого является изучение механизмов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского метарегиона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизмы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского метарегона»

Зарубежный опыт

УДК 339.13

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ В СТРАНАХ ЕВРАЗИЙСКОГО

МЕТАРЕГИОНА

А.А. ЖУК, доктор экономических наук, доцент кафедры экономики и регионального менеджмента

E-mail: [email protected] Е.А. КИЗИЛОВА, студентка отделения регионоведения E-mail: [email protected] Южный федеральный университет

В статье отмечается, что Евразийский мета-регион на сегодняшний день привлекает внимание не только своими богатыми запасами природных ресурсов, но и своим стратегическим и геополитическим положением, а также переплетением разнообразных культур и традиций. Исследуемый регион включает в себя такие страны, как Россия, Армения, Грузия, Азербайджан, Турция, Иран. Особый интерес вызывает и рынок алкогольной продукции в рассматриваемых странах. Необходимость и значение регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка для многих представляются очевидными. Это непосредственно связано с особыми биохимическими и иными свойствами алкоголя, а также со специфичной «ролью» алкогольной продукции в жизни современного общества. Проблеме государственного регулирования рынка и его составных элементов, а также теоретическим и методологическим основам, инструментам и механизмам регулирования посвящены труды и публикации большого количества отечественных и зарубежных ученых. Однако отсутствие работ с рассмотрением алкогольного рынка в странах Евразийского метарегиона обусловило актуальность настоящего исследования, целью которого является

изучение механизмов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского метарегиона.

Ключевые слова: рынок алкогольной продукции, производство, оборот, потребление, регулирование рынка алкогольной продукции, сухой закон, диспропорция цен, антиалкогольная кампания, реаллока-ция конкурентных преимуществ субъектов рынка алкогольной продукции, перераспределения прав собственности, лицензированная розничная сеть.

Выступая на совещании о мерах по снижению потребления алкоголя в России 12.08.2009, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев выразил серьезную озабоченность тем, что алкоголизм приобрел в нашей стране характер национального бедствия1 . При анализе инструментов государственного регулирования алкогольного рынка национальной экономики, а также причин и условий возникнове-

1 Президент Д. Медведев о пьянстве. URL: http://www.corpus-

bft.org/society/alcoholism/25.html.

ния столь высокой алкоголизации населения страны необходимо учитывать опыт зарубежных стран для нахождения оптимального выхода из сложившейся ситуации.

В зависимости от структуры потребления алкогольные рынки стран Евразийского региона условно можно разделить на две группы: винно-коньячные рынки (Армения, Грузия, Азербайджан); традиционно водочные рынки (Турция, Россия). При этом на общем фоне падения производственных показателей в винном и коньячном сегменте практически во всех исследуемых странах наблюдается рост производства и потребления водки. Особенно данная тенденция заметна там, где производство или импорт водки никогда не занимали значительного места в алкогольной отрасли.

Механизмы государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского региона. Турция. На протяжении последних лет в стране действует монополия государства на производство крепких спиртных напитков. Производство и торговля алкогольными напитками осуществляются в соответствии с базовым законом «О спирте и спиртосодержащих напитках»2, принятом в 1942 г., и рядом поправок, принятых к нему в дальнейшем. Согласно турецкому законодательству, производство, импорт и реализация алкогольной продукции контролируются государственной организацией ТЕКЕЛЬ (переводится на русский язык как «монополия»). К ввозу в страну разрешены те алкогольные напитки, которые не производятся в Турции, и только с разрешения данной организации.

В 2013 г. в Турции вступил в силу новый закон, запрещающий продажу алкогольной продукции с 22 ч до 6 ч и вводящий ряд жестких ограничений на розничную реализацию спиртного. Эта законодательная инициатива, одобренная парламентом и ратифицированная президентом, вызвала резкую критику со стороны части общественности. Помимо временных ограничений вводятся довольно жесткие меры, регулирующие продажу. Теперь запрещено продавать алкоголь в магазинах, расположенных на расстоянии ближе 100 м от учебных заведений и студенческих общежитий. Невозможно будет найти даже пиво в магазинах и столовых при автозаправках, на стадионах, в

2 Eruder Т. Turkey's alcohol consumption. 2005. Р. 8. URL: http://www.tapdk.gov.tr/tutunalkolkontrol/B.1.2.%20Belgeler/ Alkol%20ve%20T%FCrkiye-2005.pdf.

спортивных залах, библиотеках и кондитерских. Это требование решено не применять к объектам туристической сферы. Запрещено употреблять алкоголь в парках, зонах отдыха и на пляжах. Но бары и кафе, имеющие лицензию, по-прежнему смогут реализовывать своим клиентам спиртное в любое время. Магазины, имеющие лицензию на продажу алкоголя, обязаны реорганизовать всю процедуру реализации товара. Им отныне запрещено выставлять на витрины бутылки со спиртным и каким-либо образом визуально рекламировать этот товар. А на этикетки будут помещены предупреждения о вреде для здоровья. Также запрещен показ любого вида спиртного или его употребления. Соответствующие сцены будут вырезаться или корректироваться в визуальном контенте. Под запретом оказались как реклама алкогольной продукции, так и различные акции по продвижению алкогольной продукции.

Одновременно с новым запретом скорректированы и правила управления автотранспортом. Если у водителя зафиксирован рецидив с содержанием алкоголя в крови более 1 промилле, его осудят к тюремному заключению до двух лет. Для частных автовладельцев 0,5 промилле станет отягчающим обстоятельством при ДТП и автоматически сделает его виновным. Автолюбители, которые откажутся пройти освидетельствование, будут оштрафованы на 1 тыс. долл. и лишены водительских прав на 2 года3. Благодаря продуманной государственной политике и вводу значительных ограничений на алкогольную продукцию государству удалось сократить потребление алкогольной продукции в стране на 15%, а также сократить объем теневого рынка алкогольных изделий в 2 раза.

Армения. Согласно интервью председателя Союза виноделов Армении Авага Арутюняна, в сегменте производства вина происходит сокращение уровня продаж, что объясняется, во-первых, общемировыми тенденциями, а во-вторых, появлением на рынке новых игроков. Это особенно чувствительный процесс для ценового сегмента вин стоимостью от 1 200 до 3 000 драмов (97-242 руб.). В результате конкуренции цены снизились, однако существенно упали объемы продаж у ранее лидировавших на этом рынке компаний, так как часть их доли «перетянули» новые производители.

3 Соловьев А.М. Анализ производства и оборота алкогольной продукции в мире // Проблемы прогнозирования. 2010. № 4. С. 101.

Конкуренция между гигантами средней ценовой ниши приводит к тому, что падают цены также в более низком сегменте — до 1 тыс. драмов (81 руб.). Вместе с тем появление новых конкурентов на рынке привело к улучшению качества армянского вина. Однако на рынке постепенно появляются производители, которые хотят изготавливать высококачественные и дорогие вина, в связи с чем наблюдается рост цен в сегменте от 2 тыс. драмов и выше (161 руб.). Необходимо отметить, что этот сегмент предназначен для узкого круга покупателей.

При этом повышение ставки акцизного налога привело к частичному подорожанию плодоягодных вин, причем цены подняли только те производители, которые используют качественное сырье. Таким образом, рост акцизов привел к тому, что производить плодоягодные вина становится невыгодно, и те планы, которые были у производителей по расширению сырьевой и производственной базы, отошли на второй план. В конечном счете Союз виноделов предложил правительству пересмотреть ставки акцизного налога4.

Иран. Не гарантирует отсутствие теневого рынка алкогольной продукции и полное ограничение производства и продажи алкогольной продукции. Так, например, в Исламской Республике Иран, являющейся религиозным государством, после Исламской революции 1979 г. в Иране, согласно нормам шариата, установлен «сухой закон». За производство, продажу и потребление алкоголя наказывают поркой, штрафами и тюремным заключением. С некоторыми ограничениями легальное производство алкогольных напитков в стране разрешено только христианской и армянской общине.

В 2008 г. Парламент Ирана ужесточил меры наказания относительно купли-продажи спиртных напитков. Согласно новому проекту, лиц, производящих, употребляющих, занимающихся продажей (посредничеством) спиртных напитков, ожидает наказание в виде лишения свободы сроком от 1 года до 6 лет, 74 ударов плетью и выплаты штрафа, который в 5 раз превышает стоимость спиртных напитков. Также если объем спиртных напитков будет превышать 20 л, то транспортное средство, перевозившее его, будет конфисковано государством5.

4 Армении следует активно развивать винный туризм. URL: http://www.yerkramas.org/2012/05/14/armemi-sleduet-aktivno-razvivat-vinnyj-turizm.

5 Там же. С. 100.

Несмотря на суровые наказания и конфискацию миллионов литров алкогольных напитков, их потребление растет. В 2012 г. количество конфискованного алкоголя увеличилось на 69%. Ежегодно до 80 млн л алкоголя ввозится контрабандным путем в Иран (из них конфискуется только 1/3). Другие алкогольные напитки, в том числе самодельная армянская водка, пиво, виски и французские вина, доступны на черном рынке. Иранцы могут купить алкоголь и в магазинах, который продается тайно, а бутлегеры доставляют все домой. Некоторые иранцы изготовляют собственный самодельный ликер. Есть также некоторые заводы, которые тайно производят алкогольные напитки. В последние годы наблюдается увеличение числа сообщений о людях, которые умерли или потеряли зрение в результате потребления некачественного алкоголя, произведенного внутри страны6.

Азербайджан. В последнее время на рынке спиртных напитков в Азербайджане наблюдается рост доли поддельной продукции. Об этом свидетельствуют увеличение числа случаев отравления спиртными напитками, поток жалоб от покупателей, недовольных качеством продукции. Указом Президента Республики от 20.04.2005 в стране вводится лицензирование деятельности по производству, импорту и продаже этилового спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, которое возложено на министерство сельского хозяйства. Также с 2002 г. в министерстве действует центральная дегустационная комиссия, в которую обращаются для утверждения своей продукции лицензированные производители спиртных напитков. Комиссия проводит экспертизу представленной продукции и в случае соответствия стандартам выдает лицензию. Однако получив лицензию, предприятие в дальнейшем вполне может и не уделять качеству продукции такого же пристального внимания.

Необходимо отметить, что ограничения по реализации спиртных напитков в азербайджанском законодательстве существуют, однако требования законодательства далеко не всегда соблюдаются. В частности, согласно требованию закона, магазины, продающие табачные изделия и спиртные напитки, должны находиться на достаточном расстоянии от учебных заведений. Помимо этого для реализации спиртных напитков необходимо приобрести специ-

6 Садыров У.М. Развитие рынка алкогольной продукции: на примере стран СНГ // Экономика и право. 2009. № 6. С. 74.

альную лицензию. Вся проблема в том, что число продающих спиртные напитки превышает число лиц, имеющих лицензию для этих целей. Поэтому необходимо усилить контроль в этой сфере.

Грузия. Законодательное регулирование алкогольной отрасли Грузии очень похоже на ситуацию на российском рынке. Последние годы грузинское правительство пытается бороться с оборотом нелегальной продукции, в том числе посредством усиления уголовной ответственности, изменения схемы уплаты акциза, а также за счет усиления административного давления. Правда, в отличие от России, где доля акцизной составляющей в бутылке водки дешевого сегмента (до 350 руб. за полулитровую бутылку) составляет порядка 40%, грузинская акцизная политика оказывается более лояльной. Стоимость самой дешевой бутылки водки — порядка 3,5-4 лари (66 руб.), при этом акцизный сбор составляет около 1,5 лари. То есть в экономсегменте доля акциза составляет порядка 20%7.

В последние годы правительству Грузии все же удалось существенно сократить объемы оборота нелегальной продукции. В последние годы в водочном бизнесе контроль стал более четким и прозрачным. Кроме того, была ужесточена борьба с незаконным оборотом алкогольной продукции, а также проводится грамотная налогово-финансовая политика. Суть «грамотной» налогово-финансовой политики, очевидно, заключалась в том, что в стране за последнее время достаточно часто проводились так называемые налоговые амнистии, что, безусловно, де-факто увеличило количество легальных производителей8.

Стоит отметить, однако, что рынок Грузии в этом смысле вовсе не является исключением. Аналогичные проблемы наблюдаются и в Армении, где борьбе с нелегальным оборотом алкоголя в последнее время уделяется достаточно много внимания. В настоящее время разрабатывается новая стратегия, которая должна активизировать деятельность комиссии по защите экономической конкуренции. Кроме этого, должны быть представлены новые законодательные инициативы, согласно которым комиссии будет предоставлена возможность в случае таких нарушений не только применять санкции, но и осуществлять профилактические мероприятия9.

7 Ремнева К. Соседи по градусу // BusinessGuide. № 3. 2013. С. 35.

8Там же. С. 36.

9Там же. С. 37.

Россия. Правовое регулирование сектора алкогольной продукции потребительского рынка России осуществляется на федеральном и территориальном уровнях согласно разграничению предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов, установленному ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

Ядром федеральной нормативной базы функционирования рынка алкогольной продукции является Федеральный закон от 22.11.1995 N° 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ). Закон № 171-ФЗ определяет, какие общественные отношения из складывающихся в сфере производства и оборота алкогольной продукции подлежат нормативной регламентации. Он также определяет основные понятия и принципы государственного регулирования производства и распространения алкогольной продукции, методы этой деятельности. Закон № 171-ФЗ устанавливает порядок получения лицензий на производство, хранение произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и экспорт алкогольной продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции; экспорт алкогольной продукции; импорт, хранение и поставку алкогольной пищевой продукции.

С 01.01.2013 в России вступил в силу запрет на ночную продажу пива; мелкорозничные магазины площадью до 50 м2, ларьки и киоски лишены права торговать им вовсе, а на этот канал приходилось до 40% продаж, считают пивовары; полностью запрещена реклама; существенно поднят акциз: за 1 л пива теперь надо платить 15 руб., а не 12 руб., как было ранее10. Институциональный анализ российского рынка алкогольной продукции уже был проведен авторами ранее11.

В отдельные исторические периоды производство и оборот алкогольных напитков давали более четверти казенных (бюджетных) доходов. Сейчас, особенно в последние несколько лет, доля акцизов от торговли и производства алкоголя в бюджете Российской Федерации колеблется в пределах 2%, однако это не означает сокращения рынка алкоголь-

10 Алегин А.П. Правовой аспект государственного регулирования сектора алкогольной продукции потребительского рынка // Российский следователь. 2004. № 11. С. 31-35.

11 Жук А.А., Кизилова Е.А. Российский рынок алкогольной продукции: институциональный анализ, выводы, предложения // Вопросы регулирования экономики. 2013. Т. 4. № 3. С. 47.

Таблица 1

Сравнительный анализ методов государственного регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского региона

Страна Меры государственного регулирования Результаты

Россия Регулирование осуществляется на федеральном и территориальном уровнях. Используются все методы административного регулирования. Существует запрет на ночную продажу алкогольных напитков Рост теневого рынка. Росстат оценил теневой рынок алкоголя в 37%

Грузия Усиление уголовной ответственности. Изменение схемы уплаты акциза. Усиление административного давления. Грамотная налогово-финансовая политика Удалось существенно сократить объемы оборота нелегальной продукции

Армения Разрабатывается новая стратегия государственного регулирования Рост теневого рынка

Иран Полный запрет купли, продажи, потребления спиртных напитков Рост контрабандной и поддельной продукции

Азербайджан Лицензирование деятельности по производству, импорту и продаже этилового спирта. Действует центральная дегустационная комиссия Рост контрабандной и поддельной продукции. Число продающих спиртные напитки превышает число лиц, имеющих лицензию для этих целей

Турция Действует монополия государства на производство крепких спиртных напитков. Существует запрет на продажу алкогольной продукции с 22 ч до 6 ч и вводящий ряд жестких ограничений на розничную реализацию спиртного. Запрещено употреблять алкоголь в парках, зонах отдыха и на пляжах. Запрещен показ любого вида спиртного или его употребления Удалось сократить потребление алкогольной продукции в стране на 15%, а также сократить объем теневого рынка алкогольных изделий в 2 раза

ной продукции. В реальности наблюдается ситуация совершенно противоположная, т.е. наблюдается постоянное увеличение масштабов рынка, а низкий уровень бюджетных поступлений объясняется тем, что, по приблизительным оценкам, более чем наполовину рынок алкогольной продукции в России является теневым. Росстат оценил теневой рынок алкоголя в 37%12.

Можно наблюдать (табл. 1), что во всех странах осуществляются различные методы государственного регулирования рынка. Например, существует полный запрет на продажу алкогольной продукции. В России и Азербайджане основным средством государственного регулирования является выдача лицензий на производство и продажу алкогольной продукции. В Армении вообще отсутствует единая государственная политика в данной области, принимаемые меры носят разрозненный характер, они часто не вполне эффективны и своевременны. В данных странах стратегию развития отрасли фактически определяет не государство, а различного рода негосударственные ассоциации, общественные объ-

12 Малахов А. Росалкогольрегулирование намерено скорректировать минимальные цены на крепкий алкоголь // Коммер-

сантъ-Деньги. 2013. № 2. С. 59.

единения производителей и продавцов алкогольной продукции, которые в первую очередь руководствуются собственными коммерческими интересами, лоббируя необходимые решения через федеральные и региональные органы законодательной и исполнительной власти. Можно наблюдать, что столь незначительные методы государственного контроля за производством и реализацией алкогольной продукции не являются действенными. В данных странах наблюдаются рост теневого рынка, а также увеличение количества потребляемого алкоголя.

В то же время можно заметить, что усиление уголовной ответственности в Грузии помогло существенно сократить объемы оборота нелегальной продукции. А введенная в Турции в последнее время государственная монополия позволяет не только поддерживать стабильность и легальность отрасли, но и обеспечивать ее поступательное развитие. Периоды времени, связанные с отсутствием государственной монополии на алкоголь в стране, всегда характеризовались ростом теневого сектора и, как следствие, всплеском преступности в данной сфере, снижением экономической эффективности, ростом алкоголизации населения и социальных противоречий в обществе.

Таблица 2

Объем реализации основных видов алкогольной продукции и пива в Турции за период с 2010 по 2012 г., млн л

Вид продукции 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г., в % к 2010 г.

Ракия 38,9 42,7 44,6 114,650

Водка 5,46 5,98 8,8 161,17

Джин 108,1 114,5 123 113,78

Вино 21 23 38 180,95

Шампанское 0,4 0,5 0,6 137,50

Пиво 795 844 925 116,35

Другие напитки 340 430 820 241,19

Объем реализации алкогольных напитков 1 310 1 460 1 960 149,75

Объем реализации алкогольных напитков по Турции 880 920 1100 125,00

Импорт 580 60 60 10,34

Экспорт 690 750 780 113,04

Современное состояние рынка алкогольной продукции в странах Евразийского региона.

Несмотря на запрет употребления алкоголя (опьяняющих напитков) в Коране, не все исламские страны придерживаются официального «сухого закона» на государственном уровне. Де-юре только некоторые традиционно исламские страны (Иран) ввели на своей территории законодательные ограничения оборота алкоголя. Однако де-факто в странах преимущественно исламского вероисповедания потребление алкоголя, даже без введения «сухого закона», невелико.

Турция. Потребление алкоголя в Турции значительно выросло за период с 2003 по 2009 г. В то же время объем выпиваемых за год алкогольных напитков на душу населения находится на низком уровне. Общее потребление пива, вина и других алкогольных напитков в стране увеличилось с 500 млн л в 2003 г. до 1 070 млн л в 2009 г. Больше всего выросло потребление пива. В то же время в Турции норма потребления алкоголя на душу населения составляет всего 1,4 л, а в Европе — 10 л. В реальности же 65% турок не употребляют алкоголь по религиозным причинам или из-за проблем со здоровьем13.

Продажи алкогольных напитков в Турции выросли на 20% в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом. Объем сбыта этой продукции по стране превысил 1,1 млрд л. По данным TARDK, в 2009 г. он составлял 881 млн л, в 2011 г. объем вырос до 921,24 млн л, а в 2012 г. потребление алкоголя в стране увеличилось еще на 180,34 млн л,

13 Турки стали употреблять больше алкоголя. URL: http://an-talyatoday.ru/news/antalya-1036.html.

достигнув почти 1,1 млрд л, 6 млн л пришлось на импортную продукцию, а 2 000 млн л — на алкоголь, произведенный внутри страны. В предыдущем году Турция экспортировала в другие страны 79 млн л алкогольных напитков. Особенно выросли продажи национального напитка — ракии, общий объем продаж составил 44,6 млн л (что на 2 млн л больше, чем в предыдущем году), тогда как в 2011 г. ее потребление упало на 3,8 млн л (по сравнению с 2009 г.)14.

Объем сбыта вина в стране вырос на 66% до 38 млн л в 2012 г. по сравнению с предыдущим годом (23 млн л). Продажи шампанского увеличились с 400 тыс. л в 2011 г. до 460,547 тыс. л в 2012 г. Сбыт виски вырос до 1,67 млн л в 2012 г. (1,43 млн л в 2011 г.)15. Недавно правительство Турции объявило о своем решении сократить налог на импортный виски и другие алкогольные напитки, и теперь он находится в полном согласовании с правилами Евросоюза (табл. 2).

В течение 2012 г. продажи водки также выросли с 6 до 8,8 млн л. Объем сбыта джина увеличился с 1,15 до 1,23 млн л. Рост продаж пива в 2013 г. продолжился. В 2012 г. его потребление достигло 925 млн л (на 80,26 млн л больше)16.

Армения. Алкогольный рынок данной страны довольно емкий — по объему употребленного алкоголя на душу населения Армения занимает 3-е место после России и Украины (11,35 л чистого этилового спирта за год). При этом львиную долю потребления

14 Жаров К. Алкоголь и мусульманин: сложные отношения. URL: http://www.explan.ru/archive/2013/28/s3.

15 Там же.

16 Президент Турции ввел «сухой закон». URL: http://www. islamnews.ru/news-140129.html.

Таблица 3

Объем производства основных видов алкогольной продукции и пива в Армении за период с 2011 по 1-е полугодие 2013 г., млн л

Вид продукции 2011 г. 2012 г. 1-е полугодие 2013 г. 2012 г., в % к 2011 г. 2013 г., в % к 2012 г.

Водка и ЛВИ 2,706 4,044 3,195 149,4 158,0

Коньяк 9,605 8,501 3,111 88,5 73,2

Вина 2,77 2,01 1,59 72,6 158,2

Шампанское 0,064 0,0381 0,0205 59,5 107,6

Пиво 6,53 6,53 3,265 100 100

составляют традиционные коньяки (625 тыс. л) и вина (1,4 тыс. л)17. Объем производства основных видов алкогольной продукции и пива в Армении за период с 2011 по 1-е полугодие 2013 г. представлен в табл. 3.

Объем произведенного в Армении коньяка в январе-июне 2013 г. увеличился по отношению к аналогичному периоду 2011 г. на 44,8% и составил 9 млн л. В 2012 г. был зафиксирован спад производства вина на 33,8% (до 2 млн л). Производство водки и ликеро-водочных изделий в январе-июне по отношению к аналогичному периоду 2011 г. увеличилось на 50,4% и составило 4 млн л. В 2012 г. производство шампанских вин составило 38,1 тыс. л (спад на 64,8%). В то же время было произведено 6 533,1 тыс. л пива против того же объема в январе-июне 2011 г.

В частности, по данным Минсельхоза Армении, с начала 2013 г. производство коньяка в стране упало на 37%, при том, что коньячный сегмент демонстрировал устойчивый рост (например, в 2012 г. производство коньячной продукции в Армении увеличилось на 13% по сравнению с

2011 г.). По оценкам аналитиков, около 80% всего населения страны так или иначе занято в винодельческой отрасли. В I полугодии 2013 г. производство бутилированного вина в стране увеличилось на 58% по сравнению с аналогичным периодом

2012 г., коньяка — на 67%, игристых вин — на 24%. Данная тенденция тем более показательна, если учитывать, что в последние годы импорт алкогольной продукции из Армении в Россию существенно сократился. Экспорт алкоголя, безалкогольных напитков и уксуса в основном приходится на Россию — 73%18.

Азербайджан. По данным последнего отчета Всемирной организации здравоохранения, в Азербайджане за год на душу населения старше 15 лет

17 Фомченков Т. Водка бывает хорошая или народная // Российская газета. 28.06.2013. www.rg.ru.

18 73% экспорта алкоголя Армении приходится на Россию —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Атепа // Regnum, июль 2013.

Таблица 4

Объем производства основных видов алкогольной продукции и пива в Азербайджане за период с 2011 по 2012 г., млн декалитров

Вид продукции 2011 г. 2012 г. 2012 г., в % к 2011 г.

Водка и ЛВИ 0,473 0,410 86,6

Коньяк 0,042 0,048 116,3

Вина 0,471 0,494 104,9

Шампанское 0,049 0,051 105,3

Пиво 2,510 3,148 125,4

Объем производства алкогольных напитков 16,01 18,25 114

потребляется 10,6 л спиртных напитков. По этому показателю Азербайджан занимает среди 188 стран 38-е место. При этом 87% потребителей спиртного в Азербайджане предпочитают пить пиво. Второе место по популярности занимает вино — 12%, и лишь 1% потребителей спиртного пьют водку и другие крепкие напитки19. Объем производства основных видов алкогольной продукции и пива в Азербайджане за период с 2011 по 2012 г. представлен в табл. 4.

В этой связи потребление спирта в Азербайджане имеет в достаточной степени ощутимый оборот. Это связано с тем, что в Азербайджане нет средств психологической борьбы со спиртными напитками. За 2012 г. объемы производства алкогольных напитков в Азербайджане увеличились до 18 млн декалитров, что на 14% больше, чем за аналогичный прошлогодний период. За этот период в стране было произведено 51,1 тыс. декалитров шампанского, 409,6 тыс. декалитров водки, 494 тыс. декалитров вина, 3 147,5 тыс. декалитров пива, 48,4 тыс. декалитров коньяка (бренди). Объемы производства шампанского увеличились в 5,3 раза, вина — на 43,5%, пива — на 15,6%, бренди — на 16,3%, а объемы производства водки снизились на 15,4%.

19 Байрамлы Э. «Пьяный» рынок спиртного в Азербайджане. URL: http://www.vesti.az/news/137103/news.php?id=137201.

По данным Государственного статистического комитета Азербайджана, в первой половине 2013 г. производство алкогольных напитков в стране по сравнению с показателем годичной давности возросло на 14% и приблизилось к 0,02 млн декалитров20. Причем производство водки за тот же период сократилось более чем на 15%. Наряду с местным производством рынок спиртных напитков насыщается импортом из России, Украины и ряда других европейских стран. Из этих же стран поставляется целиком сырье для производства спиртного — этиловый спирт. Значительную часть рынка спиртных напитков Азербайджана составляют сегодня водка, коньяки, вина ценой в 2-3 маната (85-127руб), отведав которые, многие в один голос заявляют, что это поддельные напитки. То же касается и бочкового разливного пива.

На основании проведенного анализа следует, что по объему потребления спирта Азербайджан является одним из лидеров. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, в Азербайджане ежегодно на душу населения потребляется 10,6 л спирта. В соседней Турции аналогичный показатель составляет всего лишь 3,5 л, в Иране 1 л. По этому показателю Азербайджан опережает даже Грузию, где ежегодно на душу населения потребляется всего лишь 7 л спирта. Вторым лидером среди исследуемых стран является Россия, объемы продаж на душу населения здесь составили 9,2 л.

Грузия. Согласно статистике отчета Всемирной организации здравоохранения, в Грузии за год на душу населения старше 15 лет потребляется 6,4 л спиртных напитков. По этому показателю Грузия занимает среди 188 стран 88-е место. При этом 50% потребителей спиртного предпочитают пить крепкие спиртные напитки. Второе место по популярности занимает вино — 18,4%, и 17% потребителей спиртного пьют пиво21.

На протяжении многих лет в Грузии произрастает более 500 сортов винограда, из которых лишь 27 используются для производства спиртных напитков. Грузинской продукцией являются вина, коньяки, чача. Из вин Грузия производит десертные, крепкие, полусухие, полусладкие и сухие22.За

20 Азербайджан: власти держат алкогольный рынок под строгим контролем // Regnum. 16.11.2011. № 18. С. 58.

21 Потребление алкоголя в странах мира. URL: http://bono-esse.ru/blizzard/RPP/O/o_17.html.

22 Спиртные напитки народов мира. Грузинские вина. URL:

http://www.spirtnye-napitki.ru/gruzinskie-vina.html.

последние годы Грузия активно расширяет ареал стран экспорта. По заявлению министра сельского хозяйства Грузии Шалвы Пипия, за июль 2013 г. экспорт вина и алкогольных напитков Грузии вырос на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост данного показателя вызван расширением экспортного ареала грузинского вина и алкогольных напитков, а также возвращением грузинской продукции на один из важнейших рынков — российский23.

Россия. Алкогольный рынок России можно разделить на 5 основных сегментов: рынок вина, рынок водки, рынок пива, рынок ликероводочных изделий и рынок коньяка.

На протяжении 2008-2012 гг. выпуск алкоголя в России ежегодно сокращался. За исследуемый период объем выпуска алкогольных напитков в стране снизился на 21,1%: с 19,3 до 15,2 млрд л. В 2012 г. наблюдалось максимальное падение производства продукции — 9,8% относительно 2011 г. Значительное снижение объясняется сокращением выпуска готовой продукции производителями пива, вин и слабоалкогольных напитков. Крепкие алкогольные напитки в 2012 г., наоборот, показали существенный рост относительно предыдущих лет. Так, производители водки и ликероводочных изделий увеличили выпуск продукции на 13,4%, а коньяков и винных напитков — на 16%. Данная тенденция связана с самым резким за последние годы увеличением акциза на крепкий алкоголь. С 01.01.2013 он увеличился на 33,3%: с 300 до 400 руб. за 1 л безводного спирта. В связи с этим все компании стремились произвести продукции впрок по старым тарифам на максимально возможный период24. Объемы производства и реализации основных видов алкогольной продукции и пива в РФ за период с 2008 по 2012 г. представлены в табл. 5.

Объем производства алкогольной продукции по итогам 2012 г. составил 1 165,8 млн декалитров, что на 8,2 млн декалитров меньше, чем в 2011 г. В 2011 г. объемы производства составили 1 174 млн декалитров, что 8,1% ниже показателя 2010 г.

Объемы производства водки по итогам 2012 г. составили 86,3 млн декалитров, по итогам 2011 г. — 95,1 млн декалитров, по итогам 2010 г. — 93,7 млн декалитров. Таким образом, в 2012 г.

23 Вырос экспорт вина и алкогольных напитков Грузии. URL: http://news.day.az/georgia/422825.html.

24 Анализ рынка алкогольных напитков в России в 20082012 гг., прогноз на 2013-2017 гг. // BisinesStat. 2013. С. 19.

Таблица 5

Объемы производства и реализации основных видов алкогольной продукции и пива в РФ за период с 2008 по 2012 г., млн декалитров

Вид продукции 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2012 г., в % к 2008 г.

Водка и ЛВИ 121,6 118,2 112,3 105,9 93,9 77,2

Коньяки 9,9 11,6 12,6 9 8,1 81,8

Вина 75,2 71,4 68,6 76,1 69,8 92,8

Пиво 1 139,7 1 109,8 1 083 983 994 87,2

Объем выпуска алкогольных напит- 13,66 13,11 12,77 11,91 11,81 86,5

ков, млрд л

Реализация

Водка и ЛВИ 209,8 199 187,4 163,7 159 75,8

Коньяки 11,1 10,9 11,2 11,9 12 108,1

Вина 134,2 135,7 132,6 132,1 132,8 99,0

Пиво 1 833,5 1606,5 1 412,7 1 307,2 1 078 58,8

Объем реализации алкогольных 21,89 19,52 17,44 16,15 13,81 63,1

напитков, млрд л

Объем реализации алкогольных 112,6 115,9 121,3 127,6 131,6 116,9

напитков по РФ, млрд л

объемы уменьшились на 8,8 млн декалитров, или на 9,3%.Объемы производства ликероводочных изделий по итогам 2012 г. составили 7,6 млн декалитров, по итогам 2011 г. — 10,8 млн декалитров, по итогам 2010 г. — 18,6 млн декалитров. В 2012 г. объемы уменьшились на 3,2 млн декалитров, или на 29,7%25.

Объемы производства коньяков по итогам 2012 г. составили 8,1 млн декалитров, по итогам

2011 г. — 9 млн декалитров, по итогам 2010 г. — 12,6 млн декалитров. В 2012 г. объемы уменьшились на 0,9 млн декалитров, или 10%.

О б ъ е м ы п р о и з в о д с т в а в и н а п о и т о г ам

2012 г. составили 69,8 млн декалитров, по итогам 2011 г. — 76,1 млн декалитров, по итогам

2010 г. — 68,6 млн декалитров. Таким образом, в 2012 г. объемы уменьшились на 6,3 млн декалитров, или на 8,3%.

Объемы производства пива по итогам 2012 г. составили 994 млн декалитров, по итогам 2011 г. — 983 млн декалитров, по итогам 2010 г. — 1 083 млн декалитров. Таким образом, в 2012 г. объемы выросли на 11 млн декалитров, или на 1,1%, а в

2011 г. уменьшились на 10 млн декалитров, или на 9,3%26.

В структуре рынка алкогольной продукции более 85% приходится на пиво, около 7% — на водку,

25 Российский рынок крепкого алкоголя в 2012 г — необходимость активизировать новые драйверы роста // StartMarketing. 2013. С. 75.

26 Российский рынок крепкого алкоголя в 2012 г — необходимость активизировать новые драйверы роста // StartMarketing. 2013. С. 76.

около 6% — на вино и около 1% — на коньяки и ликероводочные изделия27.

Можно наблюдать (см. рисунок), что объем реализации алкогольной продукции на территории РФ значительно превышает объем производства алкогольной продукции, что свидетельствует о большом количестве импорта алкогольной продукции. Объемы продаж алкогольных напитков (в абсолютном алкоголе) в России по итогам 2012 г. составили 131,6 млн декалитров, что по сравнению с 2011 г. выше на 4 млн декалитров, или на 3,1%. Объемы продаж на душу населения составили 9,2 л28.Объемы продаж водки и ликероводочных изделий оценены в 159 млн декалитров, продаж вин — 103 млн декалитров, коньяков — 12 млн декалитров, шампанских и игристых вин — 29,8 млн декалитров, пива — 1 077,5 млн декалитров. Средние цены производителей в 2012 г. составили: на водку — 804 руб./декалитр, на коньяк — 2 604 руб./декалитр, на шампанское — 873 руб./декалитр, на вино виноградное — 634 руб./декалитр, на вино плодовое — 468 руб./декалитр, на пиво — 239 руб./декалитр. По итогам 2012 г. объем импорта алкогольных и безалкогольных напитков составил 2 764 млн долл. США, что на 499 млн долл. США выше показателя 2011 г.29.

27 Анализ рынка алкогольных напитков в России в 20082012 гг., прогноз на 2013-2017 гг. // BisinesStat. 2013. С. 21.

28 Соловьев А.М. Государственное регулирование в сфере производства и оборота алкогольной продукции / Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. М., 2013. С. 11.

29 Анализ рынка алкогольных напитков в России в 20082012 гг., прогноз на 2013-2017 гг. // BisinesStat. 2013. С. 23.

Объем производства и реализации алкогольной продукции в РФ за период с 2008 по 2012 г.

Таким образом, проведенное исследование описывает полную картину состояния рынка алкогольной продукции стран Евразийского региона. Можно сделать вывод, что уголовно-правовые меры охраны общественных отношений в сфере производства и оборота алкоголя, а также государственная монополия на алкогольную продукцию являются наиболее эффективными, особенно в условиях ухудшения криминогенной ситуации в регулируемой сфере. Эффективность функционирования механизма государственного контроля за производством и оборотом алкоголя в рамках государственной монополии, а также ужесточение уголовного законодательства в этой сфере подтверждает и современный опыт зарубежных стран.

Рассмотрев механизм регулирования рынка алкогольной продукции в странах Евразийского региона, можно сделать вывод о том, что проблема алкоголизации населения и существования теневого сектора рынка алкогольной продукции является актуальной для каждой страны. Опираясь на полученные данные, становится очевидным, что каждая из стран занимается разработкой и совершенствованием законодательной базы в рамках исследуемого рынка, ищет пути по оздоровлению нации. Среди рассмотренных стран в наибольшей степени в зоне риска находится Россия, и в этой связи необходимо обратиться к опыту зарубежных стран и системно

подойти к решению сложившихся проблем.

Применение государственной монополии позволит увеличить объем легальной продукции за счет вытеснения нелегальной. Однако под контролем государства на сегодняшний день находятся обязательное лицензирование, акцизы и т.д. И отсюда вытекает проблема, которая существует на протяжении многих лет: коррупция. В этой связи необходимо пересмотреть законодательство и внести поправки, касающиеся ужесточения наказания в случае выявления коррупционных действий. Необходимой является скорее государственная монополия на продажу алкогольной продукции. Именно допущение на рынок некачественной алкогольной продукции несет в себе наибольшую угрозу населению.

Государственная монополия и ужесточение уголовной ответственности в комплексе позволят решить задачу по сокращению потребления суррогатного и нелегального алкоголя за счет создания благоприятных условий для приобретения качественной алкогольной продукции, а также по замещению потребления крепких спиртных напитков качественным вином. Эти меры максимально приблизят структуру потребления к существующим в настоящее время показателям в экономически развитых странах, а также будут способствовать снижению масштабов алкоголизации населения.

Список литературы

1. ЖукА.А. Асимметричность институциональной мотивации экономических субъектов // Экономика и управление. 2010. № 6. С. 36-41.

2. Жук А.А. Конкурентная среда России: институциональный анализ мотивации экономических субъектов. Ростов н/Д.: Изд-во «Содействие — XXI век». 2012. 224 с.

3. Жук А.А. Провалы институционального строительства конкурентной среды // Экономические науки. 2011. № 78. С. 44-49.

Foreign experience

THE MECHANISMS OF GOVERNMENT REGULATION OF THE SPIRITS MARKET IN THE EURASIAN METAREGION'S COUNTRIES

Aleksandr A. ZHUK, Ekaterina A. KIZILOVA

Abstract

The article notes that the Eurasian metaregion draws nowadays great attention due to many factors, like rich natural resources, strategic and geopolitical situation, interlacement of different cultures and traditions. The region studied includes such countries as Russia, Armenia, Georgia, Azerbaijan, Turkey and Iran. The spirits market of these countries is of a particular interest. The necessity and significance of regulation of the spirits sector of any consumer market are obvious. This is due to the special biochemical and other characteristics of spirit, and its specific "role" in the modern society's life. For this reason, plenty of the home and foreign scientists publish a great number of their works on the issue of government regulation of the spirits market and its parts, theoretical and methodological basics, tools and mechanisms for such regulation. Still, there is a certain shortage, and we may say even lack of works that study the spirits market of the Eurasian metaregion. This fact gave rise to the present study of the mechanisms for government regulation of the spirits market in the countries of this area.

Keywords: spirit products market, production, turnover, consumption, spirits market regulation, Prohibition, price imbalance, prohibitionist campaign, competitive advantages reallocation, property rights reallocation, licensed retail network

References

1. Zhuk A.A. Asimmetrichnost' institutsional'noi motivatsii ekonomicheskikh sub"ektov [Irregularity of institutional motivation of economic players]. Ekonomika i upravlenie — Economy and management, 2010, no. 6, pp. 36-41.

2. Zhuk A.A. Konkurentnaia sreda Rossii: institutsional'nyi analiz motivatsii ekonomicheskikh sub "ektov [Competitive environment of Russia: an institutional analysis of motivation of economic players]. Rostov-on-Don, Izd-vo Sodeistvie — XXI vek, 2012, 224 p.

3. Zhuk A.A. Provaly institutsional'nogo stroitel'stva konkurentnoi sredy [The failure of the institutional construction of competitive environment]. Ekonomicheskie nauki — Economic sciences, 2011, no. 78, pp. 44-49.

Aleksandr A. ZHUK

Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected] Ekaterina A. KIZILOVA Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.