оборота
А.С. Лада
О.Н.
точки зрения и актуальные про-оборота этилового спирта и ал-
когольной продукции в современной России.
Ключевые слова: адм
ък°гольная продукция7 3bLf квотирование.
этиловый спирт, напитки, акци-
административно-правовое
регулирования ства и оборота алкогольной продукции неоднозначно в юридической литературе. Проблемы с определением сущносга
ние
деятельности образным, но
является не только целесообразны и необходимым элементом современной
ного
парата, так и взглядами ученых и практиков на характер административно-прав°вого регулирования алгаго^того рынка, обусловленными различным пониманием
о свободе пред-
конституционн^1х норм принимательства.
Некоторые представители нимательских структур отрщают
алкогольной продукции, полагая, что : вила осуществления указанной
экономической жизни рынок не может фун!
[2]. Алкогольный ционировать без
правил ведения алкогольного бизнеса яв-
определенных нормативов, правил, ко-
контролировa.ть, создают условия для реализаЦИИ эконоМИческИХ прав участников
преДпринимательских правоотношений. Полное отсутствие аДминистративно-
правового регулирования затрудняет гармоничное функдионирование рынка алкогольной продукции, создает условия для его криминализации, ведет к хаосу.
С другой стороны^ эффективное функционирование алкогольного рынка не только обеспечивает реализацию личных интересов участников алкогольного бизнеса, связанных с извлечением мально возможной прибыли от ] ства и оборота алкогольной продукции, но и служит интересам и потребностям общества и государства. Интересы
или коллизиям норм го и гражданского права, а в некоторых
рушает пр°нц°п свободы тельства, провозглашенный ей Российской Федерации [1].
По мнению других специалистов,
ражаются в хорошем качестве и : кой стоимости алкогольной : интересы составляющей. Ни
од»но г°сударство5
независимо от его идейно-политической ориентации, не может оставаться без-участн^1м к тоМу, как исправно функционирует алкогольный бизнес - важ-
Лада Алексей Сергеевич - доцент кафедры гражданского права, канд. юрид. наук, доцент ГОУ ВПО «Дальневосточная академия государственной службы» (г. Хабаровск). Тел.: (4212) 31 59 75
Кургеева Оксана Николаевна - адъюнкт Дальневосточного юридического института МВД РФ (г. Хабаровск). E-mail: ksana^[email protected]
ный Адм1
сектор экономики любой страны. рынка и эфф
ние производства и оборота алкогольной пРодукции при таких условиях служит средством обеспечения интересов лично-
± г 1 £
сти, общества, государства, а также интересов предпринимательских структур.
Целесообразность государственного регулирования рынка признается во всех развитых странах. Однако очень остро встает вопрос о принципах и методах этого регулирования. Спектр мнений экономистов здесь очень широк: от полной либерализац
лизации до тотального транзакций экономиче
троля всех
Так, время от времени в ных кругах возникают предд°жения о возрождении прямой монополии государства на производство и оборот алкогольной продукции. Периодически поднимается вопрос о снижении ставки акцизов на алкогольную продукцию дда достижения цели легализации этого рынка. При этом утверждается, что дешевая легальная водка может вытеснить с рынка нелегально произведенную.
Другие специалисты [3] (сторонники либерального направления
в
поддерживают позицию го вмешательства государства алкогольного бизнеса, отдавая
функционировании аАК°гольного
ка и
непосредственного вмешательства сударстта в предпринимательскую ятельность по производству и алкогольной продукции, в том числе путем установления государственной монополии, исключительными мерами, обусловленными невозможностью воздействия на алкогольный рынок с помощью регулирующих р^1чагов.
В последнем случае административно-правовое регулирование производства и
тривается как воздействие государства на общественные отношения, складывающиеся на алкогольном рынке, осуществляемое путем установления стратегии развития алкогольного бизнеса, основных правил его осуществления, а также контроля за состоянием алкогольного
ективностью его нирования. Целью административно-
правовогО регуАИроваНИЯ преДставители
указанной точки зрения называют упорядочивание общественных отношений по производству и обороту алкогольной
продукции, обеспечивающее гармоничное и слаженное функционир°вание алкогольного бизнеса по установленным государством правилам.
Конституция Российской Федерации
тельской деятельности. Под свободой предпринимательской деятельности (по смыслу норм Конституции Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации) понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под свою ответственность деятельность, направленная на тическое извлечение прибыли. ство, коммерческие и некоммерче ^а^зац^ граждан не вправе шиваться в предпринимательскую тельность организаций.
Устанавливая правовые основы ществления
тельности, Конституция Российской
предпринима'
Конституция Федерации применяет термин рование прав и свобод» мулировки «управление» или стрирование». Термин «управление» применяется в Конституции Российской Федерации лишь относительно управления государственной и муниципальной собственностью го- Несмотря на то, что Конституция Рос-де- сийской Федерации не содержит норм о
мательской деятельностью
стей не
и
-р
Ф
участия: ши алкогольного
ства в функци рынкa, свободу предпринимательской деятельности не следует толковать как вседозволенность организаций. Границы легального осуществления предпринима-
очерчиваются
и
заниматься любой не коном предпринимате
с
стью, если такая деятельность не
(в том числе других организаций) [4].
Поскольку государство является гарантом провозглашаемых Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, оно не может абстрагироваться от участия в
пр°цессах ] рынке. ]
лирование производства и оборота алко-гоАьной продукции в^1ра^Кает су^^ость такого учaстия, выстуПаЯ необходим^1м элементом организованной экономической деятельности, обеспечивающим ее
проблемой ного регулирования рынка aЛKог°ЛЬной продукции является соотношение баланса между сочетанием доступности легальной продукции для всего населения (а это уже аспекты здоровья и безопасности) с неизбежной государственной «фи-скальностью». К сожалению, в настоящее время не выполняется ни одна из указанных задач.
( ттт11ЛТП ОЛ 7ТПХТИ£31 СТ ТТ1ЛЛЛЛ-ТТТТЛ ОттттАА^т
сипухи ьидимиам
традиционно формировала ную часть доходов российского та. Так, в 1984 г. только налог с оборота по этой продукции ууказанной отрасли составлял более 10% доходов бюджета России [5].
В соответствии с действующим законодательством, в федеральный бюджет поступает 50% акцизов на этиловый спирт из пищевого сырья, водку и лике-роводочные изделия, задания, по сбору которых систематически не выполняются. Около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию. Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ли-кероводочные изделия».
Сегодня алкоголь дает всего 5% бюджета, потому и повышается ежегодно акциз на алкоголь, однако, результатов нет.
развивается рынок нелегальной
с^^ертность потребителей* ^^ на
стоящее время смертность от бления суррогатного алкоголя ет в среднем 40 тыс. человек в примеру, в 1992 г. (год отмены
К
и
оборот алкоголя) от алкогольных отравлений умерло 18 тыс. человек.
В настоящее время административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех наПравлениях использования административных инструментов: первое направление связано с созданием предприятия (регистрaция, лицензирование, аттестация, аккредитация); второе связано с организацией доступа на рынок продукции (подтверждение соответствия, декларирования и сертификации); третье направление административного регулирования — это контроль за оборотом
продукции на рынке.
Одним из важнейших элементов госу-
дтва и онорота алкогольной продукции является лицензирование.
Однако без видимого увеличения объемов легального производства количество предприятий? выпускающих ную продукцию и имеющих ! ющие лицензии, с каждым годом растет. Особенно значительный рост наблюдается на предприятиях, выпускающих водку и ликероводочные изделия.
Вместе с тем, по расчетам номразвития pоссии, при использ< мощностей менее чем на треть, водство алкогольной продукции вится нерентабельн
и
Исходя из
ЗаГруЗке про1 спиртовых и
ер
с данных о мощностей ,1х заводов,
можно предположить, что официально ^р^стр^^тге мощности указан-предприятий используются для нелегального производства алкогольной продукции, уровень котороГ° в
ние годы составляет от 40 до объема потребления в стране. Одним из недостатков
общего
^ицензирова относительно несложный
и пр]
^нулирования.
Практически дублирует ния введенная
процесс
ф
декабре
ством Российской Федерации в 1998 г. система аккредитации ций, осуществляющих оптовую торговлю алкогольной продукции для розничной торговли и общественного питания.
Повышение уровня требований, предъявляемых к организациям при выдаче лицензий, должно сделать рование универсальног ска предприятий в сферу производства
и оборота этилового спирта, алкогольной
" пPОдукции, при в введении
и спиртосодержащ
котором отпадет наДобностЬ других форм регуЛирования.
В целях предотврашения ства и оборота на территории
ской Федерации нелегальных спиртных напитков Постановлением Правительства Российской Федерации №785 от 21.12.2005 г. «О маркировке алкогольной продукции Федеральными ми марками» предусмотрена ная маркировка алкогольной пPОДукции, производимой и реализуемой на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность её производства.
Поскольку с ввозимой продукции в бюджет субъекта Российской Федерации акцизы не поступают, региональные власти в целях устранения ненужной, с их точки зрения, конкуренции местным производителям под благовидным предлогом борьбы с нелегальным алкоголем широко практикуют введение идентификационных мaрок, сто^!^^ость котор^1х для ввозимой продукции (в некотор^1х
регионах до 10 рублей на бутылку 0,5 литра) значительно выше, чем для продукции собственного производства.
Таким ^рдом спедмарка, чально призванная подтверждать , ность произведенной алкогольной про-
дукдии, наделяется функцией контроля
за поступлением акцизов и становится в
ряде случаев фактором, сдерживающим
объемы производства.
В соответствии с действующим зако
нодательством, одним из элементов государственного регулирования оборота этилового спирта призвано было стать квотирование его закупки. Однако вслед-
ствие формального подхода развития России и Минсельхоза России к процессу формирования и выделения квот действующая система квотирования не обеспечивает эффективного регулирования и контроля в сфере оборота алкогольной продукдии.
Анализ использования выделенной квоты закупки показывает, что квота на протяжении 1999 - 2009 гг. использовалась лишь на 45 - 55%, то есть квота закупки не отражает ре^тк потребностей предприятий-производителей алкогольной продукции в спирте.
Таким образом, сложившаяся практика формирования и использования квот ставит под сомнение необходимость самого квотирования закупки этилового спирта.
Российской Федерации октября 1998 г. «Об усилении
ственного регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции» введено квотирование производства этилового спиртa,
не предусмотренное Федеральным заКоном «О государственном регулировании производства и ^^^^^^^^^^^^^^^^
та, алкогольной и спиртосодержащей продукции».
Решающим фaктОPОм, влияющим как на формирование доходов
и
_ :ероводочные изделия, так и
на их фактический сбор, является ставка акцизов.
Сложившаяся система постоянного увеличения акцизных ставок и, как
следствие, роста цен носит у чисто фискалы ~ нии легального
а также
ый характер в
производства,
создает благоприятные эконо условия для нелегaльного, крим
го производства и насыщения
ного рынка более дешевой нелегальной и ^фальси^фицированной прОдyкдией,
стоимость которой, по экспертной оценке, более чем в полтора раза ниже цены легальной водки.
Наряду с этим, серьезно осложнилось
финансовое положение спиртовой и ликероводох
ленности - производителей легальной продукции - ухудшилось состояние рас-
четов с бюджетом.
С 2010 г. ставки ряда акцизов, в частности на табак и алкогольную продукцию, снова увеличены. Рост процентных ставок акциза и самой составляющей акциза в бюджете ведет к росту цен на легальном алкогольном рынке, о чем говорится уже много лет (за последние 6 лет минимальная легальная цена на водку выросла более, чем в 2 раза), делая легальную продукцию все менее доступной (борьба за жизнь ^^алообес^гечеинытх слоев населения должна стать целью акцизной политики грамотного государства)
[5]. Пьют они суррогаты из-за высокой
стоимости легальной продукции, в 2 -2,5 раза превышающе возможности (но и здесь ] няет то, что одного снижения цены все равно будет недостаточно; и здесь надо что-то делать комплексно).
Основным недостатком этой системы является непродуманная, экономически необоснованная акцизная политика, которая носит характер чисто
го производства. Тем самым создаются экономические предпосылки насыщения рынка значительно более дешевым нелегальным и фальсифицированным алкоголем. Цена подобного подхода к установлению ставок акцизов - 70 - 80 млн. дал. производства нелегального алкоголя; потери бюджета (по экспертной оценке, около 25 млрд. рублей); десятки тысяч смертельных случаев от ния фальсифицирова держащими напитками [6].
Попытки решения проблемы чисто вными методами
административны] зирование, квотирование, усиление административной ответственности) не
рова^^ие? что создает питательную среду для коррупции.
Учитывая изложенное и в целях наведения должного порядка на алкогольном рынке: сокращение объемов производства нелегального и фальсифицированного алкоголя; устранение негативных
социальных последствий от его бления; повышение уровня доходов
жета, формируемых за счет
ства легальной алкогольной пPОдyкции), Счетная палата Российской Федерации вполне обосновано предлагала принять
ряд срочных мер по повышению тивности государственного
ния производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции:
- внести изменения в акцизную политиКУ, проводимую государством. Необходимо отказаться от механического, экономически и социально необоснованного увеличения ставок акцизов на алкогольную продукцию и, в первую очередь на водку, как наиболее употребляемый вид алкоголя, с тем, чтобы сделать цены на нее приемлемыми для большинства населения.
Представляется, что целесообразно было бы введение акцизного обложения крепких сортов пива с содержанием алкоголя от 5% до 8 - 9 процентов, а также исключение из перечня алкогольной
продукции натуральных вин для лирования роста объемов их
ства с целью замещения ими ния крепких алкогольных напитков. Тем более имеется и позитивный опыт акцизной политики. Так, в течение нескольких последних лет не менялась ставка акциза на шампанские и игристые вина, как результат - темпы роста их производства и продаж впечатляют, а количество не-
приводят и не могут привести к нормализации алкогольного рынка, поскольку во многом они половинчаты, противоречивы и неэффективны. Следует также отметить, что многочисленные нормативные акты, регулируЮЩие производство
и оборот алкогольной продукции (лицензирование, выделение специальных марок декларировани^ квотирование и т. д.), позволяют принимать конкретные решения, жизненно важные для участников алкогольного рынка, чиновников ведомств, осуществляющих это
существенно уменьшилось.
- рассмотреть вопрос об изменении порядка взимания акцизов. В качестве
альтернативных можно было бы треть предлО^^ения О перенОсе всей
мы акциза на спирт и введение ственной монополии на этиловый спирт или о замене акциза на вмененный налог на производственные мощности предприятий, производящих алкогольную прОдукцию;
- в целях создания условий для фи-
производителей алкогольной продукции проработать вопрос об изменении порядка уплат^1 акцизов не по отгрузке
продукции, а по ее оплате;
- рассмотреть вопрос о ности создания специального
ного органа по комплексному решению
вопросов Госудaрcтвенног° регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции ЛИбо о наделении этими функциями одного из действующих федеральн^1х орга^ исполнительной власти [6].
Таким образом, проблемы административно-правового регулирования оборота этилового спирта надо решать комплексно с каждым сегментом этого очень многогранного рынка: с заводской доброкачественной нелегальной водкой; с «гаражным» водочным самопалом; с аптечными вполне приличными и не представляющими вреда настойками (да пуста лучше малообесп ние пьет эти аптечные и, отчасти, ные для здоровья жидкости, чем отраву); а также с прочими многочисленными и многообразными продуктами полураспада человеческой личности, среди рых есть и опасные для здоровья и пасные; а также - самогон.
С решением этих главн^1х вопросов
отпадет необходимость в значительной части элементов г0судaрственн0г°
лиPовaбия, а эффективность других, и в частности лицензирован
Литература и источники:
1.
Королева, яр
И. Б. Сущность
сущестаето
повысится.
вания производства и оборота ной продукции / И. Б. Королева // Кон-сультантПлюс, 2007. - Режим доступа: http//www.consultant.ru.
2. Шамхалов, Ф. Теория государственного управления. / Ф. Шахмалов. - М., 2002. - С. 428.
3. Андрюшин В Г. Административный ■ в алкогольном вопросе / В. Г.
■ //
С. С.. алкогольной
С. 23;.
в
/ -200Пр-N0*5. -С. 15.
4. Ведяхин, В. М. О Конституционного суда РФ в дении принципов рыночной экономики / В. М. Ведяхин, С. Н. Ревина // Российская юстиция.. - 2008. - № 4. - С. 45.
5. Источник.: «Foodmarket» // Ыф:// r.ru/s
Пансков, В. тия налоговой базы по сбору акцизов на спирт и ликероводочную и пути
ственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции / В. Г. Пансков // Бюллетень Счетной па-Российской Федерации. - 2001. -
ги/1
schpaU372001buU1-13.Ыm
6.