Интеграция ЕАЭС в трендах развития энергетических рынков
Морозов Виталий Владимирович,
к.э.н., доцент, Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина, morozoff.vv@rambler.ru
В статье рассматривается проблема интеграции ЕАЭС в условиях коренных изменений энергетических рынков, резко активизировавшихся в последние годы. Автором определены наиболее важные тренды развития энергетических рынков, способные кардинально изменить энергетический баланс в мире и стать предпосылкой смены господствующей во многих развивающихся странах сырьевой модели экономики. Мнение автора основано на прогнозах как известных компаний, осуществляющих коммерческую деятельность в сфере энергетики, так и прогнозах специализированных аналитических структур. Автором обосновывается передел энергетического рынка, происходящий на современном этапе, результатом которого может стать утрата основными игроками лидирующих позиций и сокращение энергетического трансфера их экономик. Автором доказывается, что изменение в структуре мирового энергобаланса существенным образом отразится как на экономике России, так и экономиках ее партнеров по евразийской интеграции.
В статье показано, что существующая структура экономик стан ЕАЭС не подготовлена к флуктуациям на мировом энергетическом рынке, имеет низкие показатели энергоемкости и фактически относится к числу стран изжившей себя сырьевой модели экономики. Показано, что тренды на мировых энергетических рынках развиваются не в пользу интеграции ЕАЭС.
Ключевые слова: энергетика, энергетический потенциал, энергетические рынки, интеграция, экономическая интеграция, экономика, нефть, газ.
Мировые энергетические рынки испытывают сегодня колоссальное переформатирование, как в отношении механизма ценообразования, так и в отношении структуры и объемов энергопотребления. Что касается рыночных трендов с необходимостью определяющих интеграционный потенциал ЕАЭС, то согласно текущему мейнстри-му1, главными из них в ближайшие десятилетия в энергетике станут:
1) передел энергетического рынка, давление на ОПЕК со стороны новых игроков;
Согласно прогнозу BP2 в перспективе ближайших 20-ти лет основными игроками
на энергетических рынках станут США, Китай, Австралия, появится множество новых игроков, что связано с изменениями в структуре потребления энергоресурсов. Ближневосточные участники ОПЕК и страны постсоветского региона сократят свое влияние на рынке (см. рис. 1).
Россия сократит свою долю, как на мировом рынке, так и на локальном рынке развивающей возобновляемую генерацию Европы. Например, если сегодня Европа импортирует половину потребляемого газа, и 80% этого импорта приходится на газопроводы из России, то к 2035г. при значительном сокращении собственного производства в Европе, доля России составит лишь 50% в виду конкуренции со стороны экспортеров СПГ и генерации за счет возобновляемых источников.
2) изменение структуры потребления энергетических ресурсов;
В первую очередь речь идет о нарастании потребления газа в энергетическом балансе крупных экономик. Так, при миграции производства мирового ВВП в АТР, здесь резко возрастет потребность в энергии, удовлетворить которую рынок попытается с помощью наращивания объемов производства СПГ, более экономичного и экологичного, чем уголь и нефть.
Несмотря на то, что всплеск мировой экономики 1990-2000-х г.г. произошел под влиянием роста так называемых развивающихся экономик, осуществивших собственную индустриализацию на угольной базе, уже сегодня очевиден их переход на СПГ, в результате чего нарастают региональные энергетические дисбалансы, которые в дальнейшем лишь усилятся (см. рис. 2).
3) расширится база местных энергоресурсов, продолжая менять механизмы ценообразования на энергетических рынках, запущенные в 2006г. сланцевой революцией;
Уже сегодня под влиянием местных сланцевых производителей США смогли изменить свой статус основного импортера энергоносителей на мировом рынке, и в перспективе станут одним из главных экспортеров энергоносителей, в основном в Европу, Японию и Южную Корею. Уже сегодня ОПЕК под грузом собственных финансовых проблем проигрывает борьбу за рынок новым игрокам, например, США. Быстрыми темпами индустрия добычи сланцевого газа развивается в Китае, инвестирующего сюда, больше, чем США.
Под влиянием расширения добычи сланцевых нефти и газа, цена на энергетическом рынке на протяжении 2014-2017г.г. не могла подняться выше 50-60 долл./барр., что в пересчете на доллары 80-х г.г. соответствует ценам той эпохи, означая завершение повышательного цикла на рынке нефти.
В дополнение к этому тренду существенно сокращается энергоемкость ВВП развитых стран. Например, ВВП Германии сначала 1990-х вырос на 40%, в то время, как производстве электроэнергии лишь на 18,5%, а потребление первичных энергоносителей (углеродов) сократилось [4].
4) продолжается рост доли генерации, основанной на возобновляемых источниках энергии;
В текущее десятилетие эти темпы составляют 6,3%, демонстрируя ежегодное увеличение. Уже в 2016г. в некоторых регионах мира, например в ОАЭ, себестоимость солнечной электроэнергии, составила в пересчете на рубли 1,6. В результате такого роста уже к 2035г. доля энергопотребления за счет возобновляемых источников (ВИЭ), гидро- и ядерной энергии и составит четверть мирового энергобаланса, а доля углеводородов сократится соответственно с сегодняшних 86%, до 75% (см. рис. 3)
Только лишь указанные тренды на энергетическом рынке существенно изменят в перспективе ближайших 10-20 лет величину интеграционного потенциала постсовет-
© £
Я
3
*
а
2 а
6
со
сэ
сч
сэ £
Б
а
2 о
ского пространства. Изменение это будет не в пользу как России, так и ее партнеров по интеграции ЕАЭС.
Констатируемое сегодня прохождение пика максимальной оценки энергетического потенциала постсоветского пространства, а также приведенные тренды развития мировой экономики и обусловленные ими тенденции переформатирования энергетических рынков, обусловливают существенные и нарастающие риски энергетической интеграции постсоветского пространства.
С каждым годом энергетический потенциал региона будет сокращаться, как измеряемый, на наш взгляд некорректно, напрямую в единицах условного топлива, так и в единицах произведенного на данной энергетической базе продукта.
Первая часть значительно ухудшает оценки энергетического потенциала, концентрируя внимание исследователя на рыночной оценке текущего энергетического запаса постсоветского региона. Однако более важна вторая часть, когда отличается результат использования одного и того же количества условного топлива в разных регионах.
Так, в нынешнее десятилетие экономика постсоветского региона и в частности России, имеет наихудшие показатели энергоемкости ВВП (см. рис. 4), что, впрочем, является не только результатом низких инвестиций в соответствующие технологии и накопленного недоин-вестирования в промышленности. Данная ситуация является системным результатом функционирования экономики низкого передела [2], включая в частности Россию в число стран старой экономической модели, резко снизившей свою эффективность в нынешнем десятилетии.
Дискуссия о необходимости смены модели длится уже не первый год и даже десятилетие, однако не приводит к ее существенным изменениям. В результате груз проблем на постсоветском пространстве лишь накапливается, сокращая возможности для маневра. Тенденции развития энергетических рынков развиваются не в пользу интеграции ЕАЭС.
Литература
1. BP: прогноз развития мировой энергетики 2035// Нефтегазовая вертикаль, №6. 2015
2. Морозов В.В. Развитие евразийской интеграции как результат выбора модели экономического роста// Нефть, газ и бизнес. №7, 2015. С.4-8
3. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040 года. Аналитический
1990 2005 2020 2035 □ АТР
Рис. 1. Производство первичных энергоресурсов в мире [1]
2005 2020
Рис. 2. Мировой баланс энергоресурсов [1] %
50
40
30 20 10
Нефть Уголь * Включая биотопливо
- Газ ^__—------
"Гидроэлектроэнергия Ядерная энергия виз*
1965 2000
Рис. 3. Доли первичных энергоресурсов. [1]
2035
центр при Правительстве РФ и ИНЭИ РАН http://ac.gov.ru/events/02196.html
4. Сидорович В. Зеленая революция: Сплошное электричество//Ведомости, № 4168 от 26.09.2016
Ссылки:
1. BP: прогноз развития мировой энергетики 2035// Нефтегазовая вертикаль, №6. 2015
2. Морозов В.В. Развитие евразийс-
Рис. 4. Динамика энергоемкости ВВП по регионам мира. [3]
кой интеграции как результат выбора модели экономического роста// Нефть, газ и бизнес. №7, 2015. С.48
3. Иллерицкий Н.И., Донцова А.В. Проблемы и перспективы евразийской интеграции // В сборнике: Мировые рынки нефти и природного газа: проблемы конкуренции и кооперации. Москва, 2015. С. 24-30.
4. Шорохова Е.О., Иллерицкий Н.И. Предпосылки энергетической интеграции государств Евразийского союза // Нефть, газ и бизнес. 2015. № 4. С. 27-30.
5. Сеферов А.^, Иллерицкий Н.И., Тыртышова Д.О. Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики // Инновации и инвестиции. 2016. № 3. С. 51-56.
6. Углеводородная экономика / Телегина Е.А., Студеникина Л.А., Жуков С.В.,
Зенкина Е.В., Сорокин В.П., Еремин С.В., Халова Г.О., Пусенкова Н.Н., Пусенкова Н.Н., Козеняшева М.М., Афанасьева М.В. Москва, 2013. Том 2
The EEU integration trends in the development of energy markets
Morozov V.V.
Gubkin Russian State University of Oil and Gas
The article discusses the problem of integration of the EEU in terms of fundamental changes in energy markets that sharply intensified in recent years. The author identifies the most important trends in the development of energy markets, can dramatically change the energy balance in the world and become a prerequisite for changing prevailing in many developing countries, raw model of the economy.
The opinion of the author based on predictions of how well-known companies, engaged in commercial activity in the energy sector and projections of specialized analytical structures.
The author substantiates the repartition of the energy market taking place at the present stage, which can result in the loss of major players the leading positions and the reduction of energy transfer to their economies. The author proves that the change in the structure of the global energy mix will significantly affect the Russian economy and the economies of its partners in the Eurasian integration.
The article shows that the existing structure of the economies of the EEU is not prepared for the fluctuations in the global energy market, has a low energy intensity and, in fact, refers to the number of countries bereft of the raw model of the economy. It is shown that the trends in the global energy markets are not developing in favor of integration of the EEU.
Keywords: energy, energy potential, energy markets, integration, economic integration, economics, oil, gas.
References
1. BP: World Energy Outlook 2035 // Oil
and Gas Vertical, №6. 2015
2. Morozov V.V. Development of Eurasian
integration as a result of the choice of the model of economic growth // Oil, gas and business. No. 7, 2015. P.48
3. Illeritsky NI, Dontsova AV. Problems
and prospects for Eurasian integration // In the collection: World markets of oil and natural gas: problems of competition and cooperation. Moscow, 2015. P. 2430.
4. Shorokhova EO, Illeritsky N.I. Prerequisites for energy integration of the states of the Eurasian Union // Oil, gas and business. 2015. № 4. P. 27-30.
5. Seferov A.K., Illeritsky N.I., Tyrtyshova
D.O. Peculiarities and prospects of interaction of the states of the Eurasian Economic Union with the countries of the Caspian region in the field of energy // Innovations and investments. 2016. № 3. P. 5156.
6. Hydrocarbon economy / Telegina EA
Studenikina LA Zhukov SV, Zenkina EV, Sorokin VP, Eremin SV, Khalova GO, Pusenkova N. N., Pusenkova NN, Kozenyasheva M. M., Afanasyeva M.V. Moscow, 2013. Volume 2
О
3
В
3
V
го e
6