Научная статья на тему 'Опыт интеграционных объединений в формировании общего рынка природного газа Евразийского экономического Союза'

Опыт интеграционных объединений в формировании общего рынка природного газа Евразийского экономического Союза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЙ ГАЗ / ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / РЫНОК ГАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремин Сергей Владимирович, Донцова Анна Витальевна

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 2014 г. на территории государствучастников к 2025 г. должен заработать общий рынок природного газа. От его структуры и принципов функционирования во многом будут зависеть энергобезопасность государствчленов Союза, эффективность их национальных энергетических рынков и достижение синергетических эффектов от интеграции. В данной статье исследован опыт международной интеграции газовых рынков Европы и Северной Америки, который может быть полезен при разработке «дорожной карты» формирования общего рынка ЕАЭС и других его концептуальных документов. Результаты проведенного анализа показывают, что при взаимодействии стран, имеющих различный ресурсный потенциал, институциональную структуру и принципы регулирования рынков, важна гибкость в предъявлении требований по интеграции к различным участникам. При объединении примерно равных по степени зрелости рынков усиливается значение наднациональных регулирующих органов, эффективность которых зависит от состава делегируемых им полномочий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт интеграционных объединений в формировании общего рынка природного газа Евразийского экономического Союза»

Опыт интеграционных объединений в формировании общего рынка природного газа Евразийского экономического союза

сч

09 £

Б

а

2 ©

Еремин Сергей Владимирович

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры стратегического управления ТЭК, Российский государственный университет (НИУ) нефти и газа им. И.М. Губкина, eremin.s@gubkin.ru

Донцова Анна Витальевна

магистрант факультета Международного энергетического бизнеса, рГу нефти и газа (НИУ) им. И.М.Губкина, dontsovaanna@yandex.ru

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 2014 г. на территории государств-участников к 2025 г. должен заработать общий рынок природного газа. От его структуры и принципов функционирования во многом будут зависеть энергобезопасность государств-членов Союза, эффективность их национальных энергетических рынков и достижение синергети-ческих эффектов от интеграции. В данной статье исследован опыт международной интеграции газовых рынков Европы и Северной Америки, который может быть полезен при разработке «дорожной карты» формирования общего рынка ЕАЭс и других его концептуальных документов. Результаты проведенного анализа показывают, что при взаимодействии стран, имеющих различный ресурсный потенциал, институциональную структуру и принципы регулирования рынков, важна гибкость в предъявлении требований по интеграции к различным участникам. При объединении примерно равных по степени зрелости рынков усиливается значение наднациональных регулирующих органов, эффективность которых зависит от состава делегируемых им полномочий. Ключевые слова: природный газ, интеграция, регионализация, энергетическая безопасность, механизм ценообразования, рынок газа

Создание общего рынка природного газа Евразийского экономического союза (ЕАЭС) следует рассматривать в качестве действенного инструмента обеспечения энергетической безопасности государств-участников ЕАЭС, их ответа на новые угрозы и вызовы, исходящие от нарастающей в последние десятилетия глобальной турбулентности мировых энергетических рынков, смены устоявшихся правил мировой торговли газом и условий международного сотрудничества в газовой сфере.

Замедление темпов роста спроса на газ и углеводороды в целом склоняет баланс рыночных сил в пользу покупателей и увеличивает инвестиционные риски производителей. Усиливающаяся конкуренция преодолевает пределы национальных и региональных рынков и наполняется новым содержанием, в котором борьба за технологии и инвестиции приобретают равное, если не большее, значение наряду традиционной конкуренцией за доступ к ресурсам, газотранспортной транспортной инфраструктуре и рынкам сбыта. Фактор геополитики не утрачивает своей актуальности в противостоянии крупнейших газовых мировых держав и их интеграционных группировок, интересы которых по многим ключевым проблемам далеки от совпадения. Это касается базовых принципов построения глобальной модели энергетической безопасности, процессов формирования многополярной архитектуры мировой энергетики, обеспечения транзитной транспортировки энергоресурсов, справедливости механизмов ценообразования на газ и т.д. В этом непростом международном контексте страны ЕАЭС приступили к созданию общего рынка природного газа, одного из инструментов в арсенале международной экономической интеграции, который позволит Союзу более полно реализовать свой ресурсный и технологический потенциал, усилить конкурентные преимущества, повысить устойчивость национальных экономик к внешним воздействиям и, в конечном итоге, утвердиться на мировой энергетической карте в качестве одного из основных игроков.

Евразийская экономическая интеграция имеет мощный потенциал расширения и углубления. На Санкт-Петербургском международном экономическом форуме В.Путин заявил о перспективах реализации интеграционного проекта «большой Евразии», с участием государств Европейского экономического союза и Китая.1 Для газовой повестки ЕАЭС данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку вектор работы крупнейшей российской газовой компании ПАО Газпром на международных рынках сдвигается от европейской - к евразийской стратегии, в направлении формирования нового евразийского газового мега-рын-ка. По мнению, председателя правления ПАО Газпром А.Миллера, для этого имеются объективные предпосылки, к числу которых он относит создание новых газотранспортных мощностей в -Сибири, которые не только обеспечат подачу российского газа

на экспорт в Китай, но и соединят газотранспортную систему Востока и Запада; наличие общей мощной ресурсной базы -месторождений Западной Сибири и потенциала создания новых стратегических парт-нерств в рамках будущего мега-рынка. 2

При проектировании и построении общего рынка газа природного газа стран-участниц Евразийского экономического союза весьма ценным является предыдущий опыт, накопленный в процессе формирования интеграционных объединений, как на постсоветском пространстве, так и за рубежом. Следует отметить, что сотрудничество в газовой сфере является стержнем региональной интеграции либо играет существенную роль во внешнеэкономической деятельности таких крупнейших интеграционных группировок, как Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), и Общий рынок стран Южного конуса (Мерко-сур). Значительный интеграционный потенциал рынков газа имеется в Азиатском регионе (АТЭС). Интеграционные процессы в газовой сфере разных экономических группировок имеют свои особенности, различные стартовые условия, предпосылки, цели и задачи.

Теория международной интеграции различает два основных типа, которые в полной мере соответствуют характеристикам газовых рынков. Это регулируемая интеграция и либеральная. В первом случае поставка газа, обычно монополизирована, доступ к газотранспортным инфраструктурам и потребителям страны-партнера по интеграции остается ограниченным, а коммерческие контракты, осуществляются на основе межправительственных соглашений, как правило, задающих ключевые объемные и ценовые параметры. По данному типу газовая интеграция осуществляется в рамках Общего рынка стран Южного конуса. Тип либеральной интеграции пред-

полагает наличие конкуренции на рынке, разделение вертикально-интегрированных компаний, переход к общим правилам регулирования рынка и прозрачной системе ценообразования на газ и на тарифы по его транспортировке. Интеграция такого типа осуществляется в Евросоюзе, и к такому типу стремится рынок стран Северной Америки.

Общий рынок газа ЕС.

Газовая интеграция в Евросоюзе - это часть более масштабной работы, предусмотренной Маастрихтским договором, по созданию единого внутреннего рынка, «целью которого является устойчивое развитие Европы на основе сбалансированного экономического роста и стабильности цен, конкурентоспособной социальной рыночной экономики, а также высокий уровень охраны окружающей среды»3.

Опыт Евросоюза представляет особую ценность для ЕАЭС при интеграции газовых рынков с точки зрения методологии и практики либерализации. На сегодня данный регион прошел наиболеедлинный путь поэтапного создания институциональной основы для единого внутреннего рынка природного газа. По сравнению с другими региональными интеграционными группировками, Евросоюз располагает наиболее полным и структурированным законодательством по гармонизации норм и требований к участникам рынка. Его фундаментом являются газовые директивы и регламенты.

Первый этап либерализации связывают с принятием в июне 1998 г. Директивы Европейского Парламента и Совета 98/30/ ЕС «Об общих принципах внутреннего рынка природного газа», главным моментом которой стало обеспечение равного и открытого права доступа к транспортным системам. Первая газовая директива содержала в себе общие правила о передаче, хранении, распределении и потреблении природ-

ного газа. Но, несмотря на прогресс в ее реализации, оставались не решенными многие важные проблемы: необходимо было установить условия и гарантии свободного доступа к сетям и хранилищам, а также создать условия для прозрачности ценообразования и тарифного регулирования.

Следующий этап начался в 2003 г., когда была принята Вторая Директива 2003/55/СЕ «Об общих принципах внутреннего рынка природного газа», которая обеспечивала гарантии права на доступ к сети, что давало возможность потребителям свободно выбирать поставщиков, а поставщикам -свободно поставлять товар. При этом одним из ключевых требований на данном этапе было разделение функций транспортировки, поставки и распределения газа, которые прежде осуществлялись одним оператором в рамках вертикально-интегрированной производственно-сбытовой цепочки. Именно на данном этапе вводилась конкуренция в сегментах газодобычи и маркетинга, а транспортные и распределительные системы должны были начатьэксплуатироваться юридически самостоятельными единицами. Еще одним нововведением стало создание странами участницами регулирующих органов, ответственных за обеспечение добросовестной конкуренции и эффективное функционирование рынка на недискриминационной основе. Данные учреждения имели право устанавливатьтранспортные и распределительные тарифы или методы для их исчисления. К 2007 году предполагалась полная либерализация рынков газа, но только восемь государств в должной мере открыли свои рынки для конкуренции. Причинами сложившейся ситуации явились недостаток инвестиций в строительство газопроводов, недостаточность полномочий регулирующих органов, продолжение дискриминационного поведения со стороны старых операторов, доми-

© £

Ю

5

Г 8

сч со £

б

а

2 о

нирование долгосрочных контрактов, а также ограниченное количество хозяйствующих субъектов, действующих на рынке газа в ЕС.

Третий этап начался с вступления в силу в 2009 году Директивы 2009/73/EC Европейского Парламента и Совета «Об общих правилах внутреннего рынка природного газа и об отмене Директивы 2003/55^^. Государствам, в которых остались вертикально-интегрированные компании предоставлялся выбор, либо разделить собственность на активы таких предприятий, либо учредить независимого системного оператора, который будет предоставлять услуги по транспортировке газа независимо от интересов поставщиков и производителей. Новая директива также потребовала обеспечения независимости статуса операторов объектов хранения газа, необходимого уровня открытости в отношении информации о возможностях хранения и стоимости услуг, предлагаемых третьим лицам.

Действие таких рыночных механизмов потребовало трансформации моделей формирования цен на газ. Для долгосрочных контрактов, признанных несоответствующими целям конкуренции, предусматривалась индексация цены в определенном проценте от цен на местном рынке. Доля газа, реализуемого по долгосрочным контрактам существенно сократилась (как и их сроки), хотя они по-прежнему широко используются в коммерческом обороте. Конкурентное ценообразование, формируемое на основе индексов краткосрочной торговли газом, становится доминирующей моделью в Европе (Рисунок 1). Рост ее объемов создает условия для обеспечения ценовой индикации не только для долгосрочных внутренних, но и импортных контрактов. Так, Норвегия, не входящая в состав Евросоюза, с 2013 г полностью перешла на привязку газовых цен к спото-вым индексам.

2005 2007 2009 »10 2012 201} 2014 2015

Н Индексация по нефти Конкурентное ценообразование _Другие виды ценообразований

Рис. 1. Эволюция механизмов ценообразования на природный газ в Европе Источник: IGU Wholesale Gas Price Survey 2016 Edition

Рис. 2. Динамика потоков газа в зоне НАФТА

Источник: составлено автором по материалам BP Statistical Review of World Energy 2015 Workbook

Интеграционные усилия Евросоюза и его профильных организаций должны привести к созданию единого ликвидного рынка газа в Европе. Целевая модель такого рынка (Gas Target Model). разрабатывается в настоящее время. Предварительные предложения неоднократно рассматривались на различных формальных и неформальных дискуссионных площадках4. Её реализация призвана обеспечить единый режим регулирования перемещения потоков газа внутри границ Евросоюза на базе унифицированных национальных Сетевых кодексов, регулирующих отношения в инфраструктурном сегменте.

Интеграция рынок природного газа в рамках Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).

Опыт интеграционных процессов в Северной Америке не менее важен для ЕАЭС. Газовая интеграция в рамках НАФТА (Канада, США и Мексика) интересна тем, что как и в случае ЕАЭС, она объединяет национальные энергетические рынки, находящиеся на разных этапах своего эволюционного развития, а режим торговли газом между США и Канадой, а также США и Мексикой существенно различаются. Гибкость требований НАФТА по интеграции является сильной стороной этого интеграционного объединения, поскольку позволяет непротиворечиво учитывать интересы вовлеченных сторон и постепенно «подтягивать» институциональную структуру рынка газа Мексики к стандартам, принятых в США и Канаде. В отличие от европейской интеграции в Северной Америке

Таблица 1

Ключевые показатели функционирования газовой отрасли стран ЕАЭС Источник: составлено автором по материалам BP Statistical Review of World Energy 2015, Central Intelligence Agency (The world factbook)

Россия Камхстан Белоруссия Киргизия Армения

Доказанные запасы в 2014 г. (трлн. ) 32.6 1.5 0.002 0.006 -

Добыча в 2014е (млрд.) 578.7 19.3 0.2 0.02 -

Потребление газа и 2014 l: (млрд.) 409.2 5.6 18.3 0.406 2.01

Импорт газа в 2014 г (млрд.) 24.2 6.5 20.1 0.374 2.06

Экспорт газа п 2014 г (млрд.) 201.9 11.2 - - -

пересечение газом внутренних границ стран ЕС считается экспортом (хотя и на условиях взаимного предоставления национального режима). НАФТА является соглашением о создании зоны свободной торговли и не предусматривает формирования общего рынка газа стран-партнеров. Оно устанавливает лишь рамочные условия и сфокусировано исключительно на «активизации торговли энергоресурсами в рамках устойчивой и постепенной либе-рализации».5

Обширные запасы газа Канады практически полностью обеспечивает газовую потребность центральных и северо-западных регионов США. В 2014 г. из Канады в США трубопроводным транспортом было экспортировано 74.6 млрд. газа. В свою очередь, за счет ресурсной базы, расположенной на северо-востоке США - удовлетворять спрос на газ в восточных провинциях Канады. Объем американского экспорта в этой зоне составляет 21.8 млрд. . (Рисунок 2).

Рынки США и Канады стран достаточно однородны и их взаимодействие выглядит вполне логичным. Совсем иначе складываются отношения между Мексикой и США. Мексика, находясь на одном уровне с Канадой по доказанным запасам газа, не экспортирует газ и скорее находится в зависимости от его импорта в страну.

В 2014 г. из США в Мексику трубопроводным транспортом было экспортировано 20.5 млрд., в то время как из Мекси-

ки в США было экспортировано менее чем 0.05 млрд. Это связано с тем, что остается низким уровень инвестирования в национальную энергетику Мексики, развитие которой затрудняла государственная монополия на энергетические ресурсы и препятствовала созданию общего рынка газа стран участниц НАФТА. Замедление показателей развития энергетического сектора Мексики, особенно на фоне роста, демонстрируемого в странах-партнерах по НА-ФТА, не могло не привести к реформам в данной отрасли, и в августе 2014 г. президентом Мексики был подписан закон об отмене конституционно установленной государственной монополии на добычу, переработку и продажу углеводородов. Этим законодательным актом сделан важный шаг в направлении раскрытия энергетического сектора Мексики для иностранных инвестиций и более полного вовлечения этой страны в интеграцию со своими северными соседями. Нельзя исключать, что успешная реализация положений мексиканской энергетической реформы поставит вопрос о формировании единого североамериканского рынка газа. Напомним, что положения НАФТА ограничиваются созданием зоны свободной торговли. Несмотря на это на территории Северной Америки прослеживается действие экономического закона «единой цены», являющегося одним из критериев общего рынка. На базе организованной спотовой торговли

газом в начале 2000-х гг. здесь сложился единый механизм ценовой генерации, где сигналы главной на континенте торговой площадки - Хенри Хаба - влияют ан цены во всех странах интеграционной группировки. Это происходит из-за того, что канадская система хабов интегрирована с американской, а в Мексике внутреннее ценообразование на газ основано на методе равнодоходности от котировок, складывающихся на Хенри Хабе.

Североамериканское соглашение о свободной торговле делаетакцент на «постепенной либерализации», не предусматривая при этом жесткие требования к конкуренции, и не уточняя вопрос, касающийся демонополизации. Регулирование межстрановой торговли газом координируется национальными органами исполнительной власти с участием специализированных регулирующих органов, действующих на федеральном уровне. Для США - это Федеральная комиссия по регулированию в энергетике(Federal Energy Regulatory Commission), для Канады - Национальная энергетическая комиссия (National Energy Board), для Мексики аналогичную функцию выполняет Комиссия по регулированию в энергетике (Comision Reguladora de Energia). Отдельные вопросы, особенно в приграничных зонах, решаются на уровне региональных регулирующих органов.

Формирование общего рынка природного газа ЕАЭС.

Для Евразийского экономического союза формирование общего рынка газа имеет чрезвычайную важность. Через механизмы международной интеграции входящие в Союз страны смогут более полно реализовать свой ресурсный и технологический потенциал, усилить конкурентные преимущества, повысить устойчивость национальных экономик к мировым энергетическим и экономическим кризисам.

0 3

ю i

ff 8

сч

09 £

Б

а

2 ©

Страны-участники этого объединения обладают значительными запасами природного газа, что предопределяет их энергетический потенциал. На долю Евразийского экономического союза приходится около 1/5 мировых запасов и добычи природного газа и около 1/4 газового экспорта6 (данные приводятся в Таблице 1).

Главными предпосылками формирования общего рынка природного газа ЕАЭС можно считать следующие:

■ значительный ресурсный потенциал стран-экспортёров газа Союза;

■ развитая газовая инфраструктура - система межгосударственных магистральных газопроводов;

■ высокий уровень торговли газом между государствами-членами ЕАЭС-зависимость государств-членов от российского газа.

Россия и Казахстан являются ведущими странами по запасам газа, и именно они станут локомотивом в формировании общего рынка газа стран ЕАЭС. Однако в Договоре о ЕАЭС от 29.05.2014 нет конкретных пояснений, что подразумевается под «общим рынком газа». Более детально в договоре рассмотрены только некоторые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам (Приложение № 22 к Договору о ЕАЭС), а так же обозначены даты утверждения концепции, программы формирования и заключения международного договора о формировании общего рынка газа Союза.

Одобренная 12.02.2016 г. Советом Евразийской экономической комиссии Концепция формирования общего рынка газа ЕАЭС (далее - Концепция) определила «ориентиры» по его созданию. Формирование общего рынка будет осуществляться в три этапа и завершиться к 1.01.2025 г. Такой длительный срок на его запуск отводится в силу необходимости урегу-

лирования широкого круга проблем. Первый этап, самый основной, предполагается провести до 2020 г. Данный этап характеризуется решением таких задач как гармонизация законодательства государств-членов в области регулирования общего рынка газа Союза, унификация норм и стандартов газовых нормативно-технических документов, регламентирующих функционирование газотранспортных систем, расположенных на территориях государств-членов, а так же будут разработаны и согласованы единые правила доступа к газотранспортным системам, расположенным на территориях государств-членов. Для обеспечения бесперебойного функционирования рынка будет создана система информационного обмена на основе информации о свободных мощностях газотранспортных систем, о внутреннем потреблении газа, о ценообразовании в сфере транспортировки и поставки газа на территориях государств-членов, будет установлен порядок биржевой торговли газом на общем рынке газа Союза, сформированы прогнозные балансы газа Союза. Задачи второго этапа должны быть решены до 2021 г. Должно быть обеспечено функционирование одной или нескольких товарных бирж на территории Союза и недискриминационный доступ к ним, обеспечен доступ участников рынка к газотранспортным системам для транспортировки и поставки газа между государствами-членами, увеличена инвестиционная активность хозяйствующих субъектов государств-членов на общем рынке газа Союза. Переход к равнодоходным ценам на газ на территориях государств-членов, обеспечение свободных поставок газа между участниками рынка, а так же вступление в силу международного договора о формировании общего рынка Союза характеризуют третий этап7.

Концепция оставила без разъяснения ряд неопределен-

ностей, которые, по нашему мнению, должны быть устранены на последующих этапах разработки концептуальных документов ЕАЭС.

1. Отсутствует указание на тип интеграции, в рамках которой будет развиваться общий рынок газа ЕАЭС. В данной концепции присутствуют признаки либерального типа интеграции, такие каксоздание благоприятных условий для развития добросовестной конкуренции между участниками общего рынка газа Союза в сфере поставок газа на общем рынке и переход к рыночным механизмам ценообразования в отношении газа на общем рынке Союза. Вместе с тем, построение общего рынка по модели такого типа подразумевает не только вышесказанное, но и демонополизацию газовой отрасли каждого из государств-членов Союза, что поспособствует конкуренции и свободе взаимоотношений между всеми хозяйствующими на газовом рынке субъектами. Сегодня поставки газа между государствами Союза осуществляются уполномоченными экспортными и импортными монополистами.

2. Не скоординирована и не урегулирована экспортная политика союза в отношении торговли газом. Разногласия касаются маршрутов будущих поставок газа относительно использования трубопроводов Союза для экспорта газа в третьи страны. С одной стороны, Концепцией оговорено, что доступ к газотранспортным системам обеспечивается в целях транспортировки и поставки газа между государствами-членами Союза, с другой стороны, вопрос, касающийся экспорта газа в третьи страны, определен концепций в формате проведения консультаций по вопросам транспортировки и поставки газа по направлениям поставок, в которых государства-члены конкурируют.

3. Не учтены различия в характеристиках национальных рынков газа. Общий рынок газа Союза будут составлять ярко

выраженные страны-импортеры (Белоруссия, Армения, Киргизия) и страны-экспортеры (Россия и Казахстан). Стимулы газодефицитных стран, формирующие спрос на газ на общем рынке газа Союза, очевидны. Однако четко не обозначены стимулы к интеграции газодобывающих стран, где основную нагрузку по поставкам несут компании - монополисты, стремящиеся к равнодоходному ценообразованию и, по своей природе, не заинтересованные в создании условий для конкуренции. При стремлении стран газодобывающих к максимизации своих доходов, для газодефицитных - переход к общему рынку, где действует принцип равнодоходного ценообразования, может оказаться болезненным. Принципы формирования газовых цен на сегодняшний день у газодобывающих и газопотребляющих стран существенно различаются. Формула цены для стран газодобывающих учитывает дельту расходов на транспорт газа как на внешние, так и на внутренние рынки. Но для стран газопотребляющих равнодоходную цену формирует производитель газодобывающего государства, по формуле, не учитывающей дельту газотранспортных расходов, т.е. в расчет принимается стоимость транспорта только за пределами газодобывающего государства.

4. Не решен вопрос целесообразности учреждения наднационального регулирующего органа и о составе делегируемых ему полномочий. Договором о ЕАЭС предусмотрено лишь наличие в государствах-членах национальных регулирующих органов, которые наделены унифицированными полномочиями по регулированию субъектов естественных монополий.

Концепция оставляет и ряд других неопределённостей, без прояснения которых общая архитектура рынка газа ЕАЭС и принципы его функционирования не принимают завершенной формы.

На сегодняшний день только Евросоюз в наибольшей степени продвинулся по пути интеграции. По сравнению с остальными интеграционными объединениями, именно ЕС располагает наиболее полным и структурированным законодательством по гармонизации норм и требований к участникам его газового рынка, основой которого являются директивы, положение которых должно быть имплементировано в национальные законодательства государств-членов. Для Евразийского экономического союза данный опыт представляется наиболее важным, поскольку, гармонизируя законодательства его стран-участниц, необходимо создать такую нормативно-правовую базу, которая повысит эффективность функционирования национальных рынков каждой из стран и обеспечит достижение синер-гетических эффектов при их интеграции. ЕС находится здесь в преимущественном положении, т.к. регулирующие органы Евросоюза обладают несравненно более полным набором полномочий, что позволяет не только контролировать деятельность стран по части исполнения решений Европейского союза по объединению энергетических рынков, но и управлять скоростью интеграционных процессов, ускоряя либо замедляя их, исходя из складывающейся ситуации. Объем полномочий Евразийской экономической комиссии - основного органа, ответственного за формирование общего рынка, значительно меньше. Ее деятельность ограничивается лишь контролем над выполнением государствами-членами обязательств по подписанным документам. В связи с чем опыт Европейской комиссии представляется очень важным, поскольку не только от контроля, но и от управления интеграционными процессами будет зависеть успех формирования общего энергетического рынка газа Евразийского экономического сообщества.

Из опыта стран интеграционного объединения НАФТА можно заключить, что при взаимодействии стран, имеющих различный ресурсный потенциал, институциональную структуру и принципы регулирования рынков, важна гибкость в предъявлении требований по интеграции к различным участникам. Через систему изъятий обязательства должны возлагаться дифференцированно, ориентируясь на особенности и диспропорции каждого из национальных рынков. При этом необходимы стимулы для постепенного выравнивания институциональных характеристик рынков всех интегрирующихся сторон.

Литература

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015). URL: https://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_163855/

2. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского договора 2007 г.) URL: http://base.garant.ru/2566557/ 1/#block_1000#ixzz3LtV5ktnW

3. Белогорьев А. М., Громов А. И., Титов А. В. Перспективы интеграционных процессов на газовых рынках Евразии // Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы. — Серия Библиотека Института мировой экономики и международных отношений. — ИМЭМО РАН Москва, 2016. — С. 23-37.

4. Белогорьев А.М. Предпосылки построения общих межгосударственных рынков газа // Энергетическая политика. -2015. - №5.

5. Блинков В.М. Формирование единого европейского рынка природного газа: проблемы и перспективы // Проблемы национальной стратегии. - 2016. - №1. - C.183-189

6. Волков А.К. Реформирование рынка природного газа ЕС: Директива 2009/73/ЕС «Об общих принципах внутреннего рынка природного газа и об от-

0 3

ю

S

ff 8

сч

09 £

Б

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 ©

мене Директивы 2003/55/ЕС» / / Право. - М.: НИУ ВШЭ. - 2012.

— №1. - С. 91-101.

7. Еремин С.В. Региональная интеграция газовых рынков: опыт, проблемы, перспективы глобализации // Перестройка мировых энергетических рынков: возможности и вызовы для России. — Серия Библиотека Института мировой экономики и международных отношений.

— ИМЭМО РАН Москва, 2015.

— С.52-63.

8. Еремин С.В. Общий рынок газа Евразийского экономического союза: исходные предпосылки и перспективы формирования // Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы. — Серия Библиотека Института мировой экономики и международных отношений. — ИМЭМО РАН Москва, 2016. — С.37-45.

9. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и факты. URL: http:// eurasiancommission.org/ru/ Documents/ eaes_voposy_otvety.pdf

10. Отчет Евразийской экономической комиссии «Энергетика». - 2015. URL: http:// eurasiancommission.org

11. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии: Коллегия ЕЭК одобрила проект Концепции формирования общего рынка газа ЕАЭС, 22.12.2015 г. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/22-12-2015-4.aspx

12. BP Statistical Review of World Energy 2015. URL: https:// www.bp.com/content/dam/bp/ pdf/energy-economics/ statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-report.pdf

13. Central Intelligence Agency (The World Fact book). URL: https://www.cia gov/library/ publications/the-world-factbook/

14. IGU Wholesale Gas Price Survey 2016 Edition. URL: http:// www.igu.org/sites/default/files/ node-news_item-field_file/ GU_Whce^^EF>ce_SLivey0609_2^1^pcf

15. North American Free Trade Agreement (NAFTA), Office of the

United Trades Representatives. URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/north-american-free-trade-agreement-nafta

Ссылки

1 Путин В.В., выступление на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума, 17.06.2016 г. URL: http:// kremlin.ru/events/president/ news/52178

2 Миллер А.Б., выступление на конференции «Европа и Евразия: на пути к новой модели энергобезопасности», Берлин, 13.04.2015 г. URL: http:// www.gazprom.ru/press/miller-journal/029076/

3 Ст. 3 Договора о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г.) (в редакции Лиссабонского протокола 2007 г.)

4 Подробнее - Madrid Forum, URL: http://ec.europaeu/ energy/gas_electricity/gas/ forum_gas_madrid_en.htm

5 ст.601 Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли

6 Отчет Евразийской экономической комиссии, «Энергетика». Москва, 2015. 4 с.

7 Концепция формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза, утв. Коллегией Евразийской экономической комиссии

The experience of International Economic Blocs in the formation of a common market of natural gas of the Eurasian Economic Union Eremin S.V., Dontsova A.V.

Russian State University of Oil and Gas

named after I.M. Gubkin In accordance with the Treaty on the Eurasian Economic Union (EEU) of 2014 on the territory of States Parties in 2025 the common natural gas market would start. The energy security of the EEU Member States, the effectiveness of their national energy markets and synergies from integration will depend on its structure and regulatory principles. This article analyses the experience of the international integration of natural gas markets in Europe and North America which can be useful in the development of the «road map» of the EEU common market creation and its other conceptual documents. The result of the analysis shows that in the case of

interaction of countries with different gas resource potential, institutional framework and approach for market regulation, the flexibility of integration requirements for each of Member States is highly important. In case of equal maturity of the markets in integration, the supranational regulatory bodies as well as the scope of their delegated powers get importance. Keywords: Natural Gas, Integration, Regionalization, Energy Security, Pricing Mechanism, Natural Gas Market

References

1. Treaty on the Eurasian Economic

Union (29.05.2014). URL: https:// www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_163855/

2. Treaty on European Union. URL: http:/

/base.garant.ru/2566557/1/ #block_1000#ixzz3LtV5ktnW

3. Belogoriev AM., Gromov AI., Titov A.V.

Prospects of integration processes in the gas markets of Eurasia // Eurasian Energy : New Trends and Prospects. - Library of the Institute of World Economy and International Relations. - IMEMO RAN Moscow, 2016. - p. 23-37.

4. Belogoriev A.M. Precondition of building common interstate gas markets // Energy policy. - 2015. -№5.

5. Blinkov V.M. Formation of a single

European natural gas market : problems and perspectives // Problems of National Strategy . -2016. - №1. - p.183-189

6. Volkov AK. Reform of the EU market

of natural gas: Directive 2009/73/ EC «On general principles of the internal market in natural gas and the abolition of Directive 2003/55/ EC» // Right . - M.: Higher School of Economics. - 2012. -№1. - p. 91-101.

7. Eremin S.V. Regional integration of

gas markets : experience , problems and prospects of globalization // The restructuring of the global energy market: opportunities and challenges for Russia. - Library of the Institute of World Economy and International Relations. - IMEMO RAN Moscow,

2015. - p. 52-63.

8. Eremin S.V. Common gas market of

the Eurasian Economic Union: presuppositions and perspectives of formation // Eurasian Energy: New Trends and Prospects. -Library of the Institute of World Economy and International Relations. - IMEMO RAN Moscow,

2016. - p. 37- 45.

9. Eurasian Economic Union. Questions

and answers. Facts and Figures. URL: http://

eurasiancommission.org/ru/ Documents/ eaes_voposy_otvety.pdf

10. «Energy» report of the Eurasian Economic Commission. URL: http:/ /eurasiancommission.org

11. The official website of the Eurasian Economic Commission : College ECE approved gas common market project of the Concept of formation of the EAEC, of 12/22/2015. URL: http://

www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/Pages/22-12-2015-4.aspx

12. BP Statistical Review of World Energy 2015. URL: https:// www.bp.com/content/dam/bp/ pdf/energy-economics/statistical-review-2015/bp-statistical-review-of-world-energy-2015-full-

report.pdf

13. Central Intelligence Agency (The World Fact book). URL: https:// www.ciagov/library/publications/ the-world-factbook/

14. IGU Wholesale Gas Price Survey 2016 Edition. URL: http:// www.igu.org/sites/default/files/ node-news_item-field_file/

IGU_WholeSaleGasPr ice_Survey0509_2016.pdf 15. North American Free Trade Agreement (NAFTA), Office of the United Trades Representatives. URL: https://ustr.gov/trade-agreements/free-trade-agreements/north-american-free-trade-agreement-nafta

0 3

Ю

s

r 8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.