Перспективы формирования общего рынка газа ЕаЭс
Смирнова Юлия Сергеевна
аспирант, кафедра мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургский государственный экономический университет, [email protected]
Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) в данный момент создает единый рынок углеводородов между странами-участниками ЕАЭС. Интересы стран-участниц ЕАЭС в частности России, Казахстана, а особенно Белоруссии достаточно - противоречивы и противоположны друг другу. Хотя в перспективе сотрудничества все страны ЕАЭС будут выигрывать от создания общего рынка газа. Особенно сотрудничество Казахстана с КНР могут помочь России. Страны ЕАЭС одобрили и достигли соглашений об общем рынке газа с 2025 года. Концепция разрабатывалась достаточно сложно. На встрече в Ереване были достаточно противоречивые разногласия между странами ЕАЭС, но и они были решены. Данные разногласия обсуждались в основном о концепции в формировании общего рынка нефти. По рынку газа, особых разногласий не возникало. Цену на нефть Белоруссия предлагала установить при поставках между странами ЕАЭС не больше стоимости той цены, которая рассчитывается согласно расценке в международных агентств «минус» затраты при поставке нефти за границы ЕАЭС.
Россия же выступила против этого, так как посчитала, что произойдет регулирование цены на нефть. Принимая данное соглашение страны ЕАЭС считали, что цены на рынке нефти и газа, должны быть на уровне рыночной цены. Республика Казахстан также как и Россия считает, что рынок нефти должен быть конкурентным и обосновываться на рыночных позициях. Данные противоречия очень понятны, так как Казахстан, Россия нефть продают, а Республика Беларусь нефть покупает. В статье рассматриваются перспективы формирования общего газового рынка в Евразийском экономическом союзе.
Ключевые слова: ЕАЭС, перспективы формирования, рынок газа.
В Евразийском Экономическом Союзе до 2025 года запланировано создать множество общих рынков, а именно:
1) Создать общий рынок энергетических ресурсов, а именно это общий рынок газа, нефти,
2) Сформировать общий рынок энергоресурсов ЕАЭС
3) Организовать единое транспортное пространство
4) Создать общую политику в агрономическом бизнесе ЕАЭС
5) Произвести устранение таможенных барьеров при перемещении товаров, а так же рабочей силы внутри ЕАЭС
6) Сформировать единый финансовый рынок ЕАЭС
При наличии данного документа на уровне Евразийского Экономического союза , где определяются направление в развитии до 2030 г., говорит о том, что государства ЕАЭС разделяют данное видение в развитии ЕАЭС.
При решении данных задач: а это в частности повышение в конкурентоспособно-стей, координаций в макроэкономическом регулировании, привлечения инвестиции и развитие человеческих ресурсов что крайне нежелательно в каждом государстве Союза, которое заинтересовано в развитии экономики своей страны.
В это же время страна ЕАЭС ввиду особенности в экономическом развитии есть шкала приоритета и текущей задачи в евразийской экономической интеграции.
Ввиду всего вышеизложенного в направлениях в интеграционном развитии ЕАЭС а в будущем это до 2030 года. Анализируя официальное экспертное заключение дискурса в стране ЕАЭС возможно выделить приоритет в развитии и интеграциях в ЕАЭС для государства ЕАЭС, а также определять тот фактор, который повлияет на восприятие в интеграционном процессе в среднесрочной перспективе.
Главным из факторов, которые влияют на восприятия в евразийской интеграций в Армении, это цена на энергоноситель. Главный ожидаемый эффект от евразийской экономической интеграции в широкой общественности в Армении от вступлении в ЕАЭС это ожидаемое, создание в едином энергетическом рынке в ЕАЭС, который обеспечивает конкурентную среду для предприятий в Армении, и хозяйствующих субъектов стран ЕАЭС.
Предполагается, это способствует в стабилизации цены на энергоноситель, а также надежное энергоснабжение в национальной экономике. В едином энергетическом рынке компаний в Армении, это свидетельствуют, что документы ЕАЭС, получают в равные и недискриминационную деловую возможность с компанией из стран ЕАЭС.
Главная задача в модернизации отраслей обеспечивает конкурентоспособности в белорусском предприятии в Евразийском экономическом союзе и внутри страны. Министр энергетики Республики Беларусь, говорит, что реальная экономика чувствует себя хорошо.
Республика Беларусь надеется на создание общих рынков в электроэнергии, нефти, газа.
Равные условия для производителей, а также для поставок электроэнергии на общий рынок ЕАЭС и в третьи страны. Кроме того, в Беларуси ожидают, что единый энергетический рынок будет способствовать вхождению инвесторов в Беларусь, что позволит им конкурировать с уже существующими экономическими субъектами, поскольку законодательство Беларуси в сфере электроэнергетики будет гармонизировано с законодательством государств-членов ЕАЭС.
Концепция «общего рынка газа» была утверждена 31 мая 2016 года, однако существуют острые противоречия относительно сути и темпов реализации соглашений между участниками Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Об этом говорится в сообщении Фонда национальной энергетической безопасности - далее ФНЭБ.
Как отмечается в документе по договору о Создании ЕАЭС от 29 мая 2014 года, подписанное главами России, Казахстана и Беларуси (позднее в том же году Армения и Кыргызстан присоединились к соглашению), предполагает «поэтапное формирование общих рынков энергоресурсов на основе таких принципов, как обеспечение рыночное ценообразование на энергоносители и развитие конкуренции на общие рынки, отсутствие барьеров для торговли энергоресурсами, обеспечение развития транспортной инфраструктуры общих рынков энергоресурсов и т. д.
1 января 2018 года была принята программа по формированию общего рынка газа для профсоюза, предусматривающая реализацию мероприятий программы до 1 января 2024 года. по окончании мероприятий государства ЕАЭС заключили «полноценное
О £
ю
5
9
2 а
9
CS
сч £
б
а
2 о
международное соглашение в рамках Союза о формировании общего рынка газа» и обеспечили его вступление в силу не позднее 1 января 2025 года.
Однако уже сейчас возникают острые противоречия относительно сути и темпов реализации договоренностей между участниками ЕАЭС. Прежде всего, в отчете ФНЭБ говорится, что условия функционирования рынков газа во всех странах ЕАЭС очень неоднородны, они сами находятся в процессе различных преобразований, им не хватает целевой модели развития, что крайне затрудняет ведение переговоров. правила для рынка. Политический компромисс состоял в том, что формирование «общего рынка газа» будет происходить только на уровне оптовой торговли и доступа к основной инфраструктуре. Но это не решило, а только завуалировало проблему.
В настоящее время Российская Федерация добывает более 0,95% всего газа, около 5% добычи идет из Казахстана, остальные три страны почти не имеют собственной добычи и полностью зависят от импорта. В то же время доля России в сфере потребления газа составляет 91%. Беларусь составляет 5%; Казахстан - 3,4%, а Армения и Кыргызстан вместе -около 0,6%. В то же время Россия в лице «Газпрома» обеспечивает 100% поставок газа в Белоруссию и Армению, а поставки в Кыргызстан также осуществляются «Газпромом» посредством закупок и обменных операций с Узбекистаном и Казахстаном. В трех странах - Беларусь, Армения. и Кыргызстан, инфраструктура для импорта и распределения газа принадлежит Газпрому, а условия закупки импортного газа указаны в двусторонних международных договорах.
Однако, согласно документу, цены и тарифы на поставку газа розничным потребителям устанавливаются органами местного самоуправления. Казахстан, который является нетто-экспортером газа, продает часть газа в экспортный портфель Газпрома, а также имеет контракт на прямые поставки газа в Китай до 10 миллиардов кубометров в год. В этой части территории исторически обеспечены. Российский газ, который выдается в виде своп-сделок.
Диапазон оптовых цен на газ для промышленных потребителей в странах ЕАЭС огромен. Промышленные потребители в производителях газа в России и Казахстане платят в 3-4 раза меньше в долларовом выражении, чем в импорте Беларуси, Армении и Кыргызстана. Импортные цены на газ в этих республиках в 2-2,5 раза выше оптовых цен в России и Казахстане.
Импортеры российского газа ожидают, что переход на общий рынок даст им возможность получать газ по сниженной российской цене. «В то же время, без уни-
фикации правил работы на рынке по всей цепочке для конечных потребителей это будет лишь дополнительным источником субсидий для этих стран. из РФ и Газпрома. В то же время процесс объединения будет чрезвычайно сложным.
В заключении данной статьи можем сказать, что создание документа между странами ЕАЭС в котором определяются развитие рынка газа в ЕАЭС до 2030 года, говорит о том, что все государства ЕАЭС рассматривают перспективное развитие рынка газа.
Утвержденная концепция Общего рынка газа В ЕАЭС 31 мая 2016 была принята, но по сей день имеются достаточно большие противоречия между странами-участниками ЕАЭС.
Литература
1. Решение высшего Евразийского экономического совета № 28 «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года» от 16 октября 2015 г. // Сайт ЕЭК. URL: http:// www.eurasiancommission. org
2. Договор о Евразийском экономическом союзе, г. Астана 29.05.2014 в ред. от 12.02.2017 / Информационно-справочная система «Консультант Плюс», версия от 29.04.2017.
3. Абрамов Н.М., Бочарова Л.А. Таможенно-тарифное регулирвание как инструмент стабилизации в развитии ЕАЭС // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». - 2017. - С. 95-106.
4. Мигранян А.А. Общий рынок энергоресурсов ЕАЭС - муки рождения // Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. http://www.materik.ru/problem/ detail.php?ID=21820&print=Y
5. Глазьев С. Ю. Перспективы Единого экономического пространства и Евразийского союза. URL: http:// www.dynacon.ru/content/articles/2530/
6. Сулейменов Т. М. Энергетический рынок таможенного союза // KAZENERGY 2012. №5 (55). URL: http://www.kazenergy. com/ru/5-55-2012/7459.html.
7. Лис И. Перспективы энергетического партнерства в рамках ЕЭП. URL: http:/ /ekonomist.by/news/show/11776/
8. Трубицын К. В., Атаманюк О. В. Обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации в условиях вступления во Всемирную торговую организацию // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 102.
9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. www.customs.ru.
10. www.eurasiacommission.org. (Сайт Евразийской экономической комиссии)
The prospects of forming a common gas market of the EEU
Smirnova Yu.S.
Saint-Petersburg state university of economics
The Eurasian economic Union creates a single market of hydrocarbons. While short - term interests of participants of Russia and Kazakhstan on the one hand and Belarus on the other - the opposite, in the long run will benefit all, and quite significantly. Russia in this sense will especially help Kazakhstan and its cooperation with China.
The leaders of the EAEU countries reached an agreement in principle and endorsed the concept of a common hydrocarbon market in 2025. The concept development was very difficult. At the last meeting on intergovernmental agreements in Yerevan were serious disagreements, but they managed to resolve. The differences concerned mainly the concept of formation of the oil market, whereas in the gas market, the parties are all satisfied.
Belarus proposed to set the price of oil for export between member countries of the EAEU is not above the cost price calculated on the basis of quotations of international price agencies minus the costs of delivery of oil outside of the EAEU and export duties. The Russian energy Ministry opposed them, as this would mean the regulation of prices. Whereas in the Treaty the EAEU provides that the rates for hydrocarbons should be based on market principles. Kazakhstan also believes that oil prices should be formed based on market mechanisms and fair competition. Contradictions explained - Russia and Kazakhstan to sell oil, while Belarus buys.
The article discusses the prospect of forming a common gas market of the Eurasian Economic Union.
Keywords: Eurasian economic Union, prospects of formation of the gas market.
References
1. Decision of the Higher Eurasian Economic Council
No. 28 "The main directions of economic development of the EAEU until 2030" dated October 16, 2015. // EEC website. URL: http: //www.eurasiancommission. org
2. Treaty on the Eurasian Economic Union, Astana
05/29/2014 ed. from 12.02.2017 / Consultant Plus information and reference system, version dated 04.29.2017.
3. Abramov N.M., Bocharova L.A. Customs Tariff
Regulation as a Tool for Stabilization in the Development of the EAEU // Genesis, Formation, Development and Forecasting of Economic Systems in Russia and Abroad, Collection of Scientific Papers Based on Materials of the I International Scientific and Practical Conference. NOO «Professional science». - 2017. - p. 95-106.
4. Migranyan A.A. Common Market of Energy
Resources of the EAEU - Flour of Birth // Continental. Informational and analytical portal of the post-Soviet space. http:// www.materik.ru/problem/ detail.php?ID=21820&print=Y
5. Glazyev S.Yu. Perspectives of the Common
Economic Space and the Eurasian Union. URL: http://www.dynacon.ru/content/articles/2530/
6. Suleimenov TM The energy market of the customs
union // KAZENERGY 2012. №5 (55). URL: http://www.kazenergy.com/ru/5-55-2012/ 7459.html.
7. Lis I. Prospects for energy partnership in the
framework of the EEA. URL: http:// ekonomist.by/news/show/11776/
8. Trubitsyn KV, Atamanyuk OV. Ensuring the energy
security of the Russian Federation in the context of joining the World Trade Organization // Internet-journal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). P. 102.
9. Official website of the Federal Customs Service.
www.customs.ru.
10. www.eurasiacommission.org. (Website of the Eurasian Economic Commission)