Научная статья на тему 'Ход формирования общих энергетических рынков Евразийского экономического союза: результаты, задачи и перспективы'

Ход формирования общих энергетических рынков Евразийского экономического союза: результаты, задачи и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
233
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕАЭС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ТЭК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Магомедалиев А. С., Сопилко Н. Ю.

В статье приведен комплексный обзор текущего состояния развития экономики и топливно-энергетического комплекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализированы ключевые макроэкономические параметры ЕАЭС и его роль в мировой экономике и промышленности. Рассмотрена актуальная институциональная структура ЕАЭС. Выполнен анализ основных показателей топливно-энергетического комплекса ЕАЭС. Рассматриваются ключевые наднациональные нормативные правовые акты, определяющие процесс создания общих энергетических рынков ЕАЭС, проанализированы первые результаты формирования общих энергетических рынков ЕАЭС, выделены основные цели, задачи и перспективы их дальнейшего развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ход формирования общих энергетических рынков Евразийского экономического союза: результаты, задачи и перспективы»

Ход формирования общих энергетических рынков Евразийского экономического союза: результаты, задачи и перспективы

Магомедалиев Артур Сейфединович

магистрант РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected]

Сопилко Наталья Юрьевна

к.э.н., доцент, директор департамента инженерного бизнеса и менеджмента инженерной академии РУДН, [email protected]

В статье приведен комплексный обзор текущего состояния развития экономики и топливно-энергетического комплекса Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Проанализированы ключевые макроэкономические параметры ЕАЭС и его роль в мировой экономике и промышленности. Рассмотрена актуальная институциональная структура ЕАЭС. Выполнен анализ основных показателей топливно-энергетического комплекса ЕАЭС. Рассматриваются ключевые наднациональные нормативные правовые акты, определяющие процесс создания общих энергетических рынков ЕАЭС, проанализированы первые результаты формирования общих энергетических рынков ЕАЭС, выделены основные цели, задачи и перспективы их дальнейшего развития. Ключевые слова: ЕАЭС, энергетический рынок, институциональная структура, ТЭК

Евразийский экономический союз (ЕАЭС) - международное интеграционное объединение пяти государств: России, Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, которое функционирует с 1 января 2015 года. В рамках ЕАЭС действует единое экономическое пространство (ЕЭП) и Таможенный Союз (ТС), что подразумевает свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. На территории ЕАЭС проживает более 180 млн человек, что составляет более 5,5% от численности населения Земли. По площади территории (более 20 млн кв. км, то есть, примерно 1/7 мировой суши) ЕАЭС является крупнейшим интеграционным объединением мира. По итогам 2016 г. на долю ЕАЭС приходится 4,8% мирового производства чугуна и стали (4 и 5 место в мире), 2,2% мирового промышленного производства (8 место в мире), 4,3% мирового производства удобрений и сырья для сельскохозяйственной отрасли (2 место в мире), более 10% мирового производства картофеля и пшеницы (3 место в мире). Также ЕАЭС занимает 3 место среди стран мира по протяженности автомобильных и железных дорог.1

ЕАЭС к настоящему времени обладает развитыми наднациональными регулирующими и управляющими органами, которые осуществляют функции стратегического и оперативного управления, обеспечивают выполнение целей интеграционного процесса, формирование общей нормативной правовой базы, функционирование общих пространств и рынков, а также равенство представительства стран-участников и арбитраж. Основными органами ЕАЭС являются:

Высший евразийский экономический совет - состоит из глав государств-участников ЕАЭС, определяет стратегические направления развития интеграционного процесса, осуществляет высшее руководство наднациональными органами ЕАЭС;

Высший евразийский межправительственный совет - состоит из глав-правительств государств членов, определяет конкретные направления и текущие задачи развития интеграционных процессов в различных отраслях экономики, а также форматы взаимодействия государств-участников и контролирует деятельность прочих институтов ЕАЭС;

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) - главный постоянно действующий наднациональный регулирующий и исполнительный институт ЕАЭС. Основными задачами Комиссии являются обеспечение условий функционирования и развития ЕАЭС, обеспечение выполнения стратегических и текущих задач интеграционного процесса, разработка конкретных предложений по интеграции отраслей, формированию общих экономических и правовых пространств, правил, регламентов и т. д. еЭк формируется из Совета Комиссии и Коллегии Комиссии. Совет Комиссии состоит из вице-премьеров государств-участников ЕАЭС и обеспечивает прямое взаимодействие исполнительной власти государств-участников с наднациональными органами. Коллегия ЕЭК во главе с председателем состоит из министров, ответственных за определенные отрасли интеграции. Все сотрудники ЕЭК и других органов ЕАЭС, включая министров ЕЭК, назначаются из числа представителей стран-участников ЕАЭС, но обладают статусом международных государственных служащих, основной профессиональной задачей которых является сбалансированное развитие интеграции в интересах всех стран-участников в равной степени.

Также в составе интеграционного объединения действует Суд ЕАЭС, обеспечивающий применение государствами-членами и органами ЕАЭС нормативной правовой базы Союза. 2

За три года, прошедших с момента вступления в силу Договора о ЕАЭС, наднациональными органами при поддержке лидеров государств, правительств, деловых и научных кругов стран-участников ЕАЭС, была проделана большая работа по развитию интеграционного процесса. В полном объеме функционируют Единое экономическое

О

3

ю

5

г

2 а

8

сч со £

Б

а

2 о

пространство и Таможенный союз, принят единый Таможенный кодекс, достигнуты существенные успехи в развитии взаимной торговли товарами и услугами, унифицированы многочисленные нормативные правовые акты, формируются отраслевые кластеры. В 2017 году в целом по Евразийскому экономическому союзу наблюдалась явно выраженная положительная динамика промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, грузооборота, пассажирооборота, розничной торговли, объемов внешней и взаимной торговли (таблица 1). Особенно следует отметить значительный прирост как взаимной торговли стран ЕАЭС (на 26,4% больше, чем в 2016 году), так и внешней торговли ЕАЭС с зарубежными государствами (на 24,6% больше, чем в 2016 году). Прирост прочих основных макроэкономических показателей находится на уровне в среднем 2-5%.

Велик интерес к сотрудничеству с ЕАЭС со стороны многих государств мира: Китая, Вьетнама, Ирана, Индии, Израиля, Египта, Сингапура, а также других интеграционных объединений и международных организаций: МЕРКОСУР и АСЕАН, ШОС.

В настоящее время основным приоритетом развития интеграционного процесса в ЕАЭС является формирование общих рынков товаров и услуг в различных отраслях экономики, при этом особенно необходимо отметить процесс формирования общих рынков электроэнергии, нефти и газа.

Топливно-энергетический комплекс является одной из опорных отраслей любой экономики. Для стран ЕАЭС топливно-энергетический комплекс имеет особую важность. Государства ЕАЭС, в особенности Россия и Казахстан, обладают значительными запасами топливно-энергетических ресурсов. В целом на долю ЕАЭС приходится около 10% мировых запасов нефти (около 140 млрд баррелей) и около 18% мировых запасов природного газа (более 33 трлн куб. м), а также 16,3% мировых запасов угля (более 185 млрд тонн) и более 22% мировых запасов урана (более 1300 тонн).3 В 2016 г. добыча нефти в ЕАЭС составила 14,5% от мировой (1 место в мире, более 625 млн тонн), добыча газа - 19,3% от мировой (2 место в мире, более 687 млрд куб. м), добыча угля - 6,5% мировой (более 490 млн тонн), на ЕАЭС также пришлось 5,1% мирового производства электрической энергии.4

Не менее важен тот факт, что в госу-

Таблица 1. Основные социально-экономические показатели ЕАЭС по итогам 2017 г.

Источник: Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза

(Январь - декабрь 2017 года). Аналитический обзор Департамента статистики ЕЭК от 12.02.2018

ЕАЭС 8 том числе

Армения Беларусь Казахстан Кыргызстан Россия

Вал овой внутр е кний продукт 101,9 105,0 101.8 104,3 105,0 101,6

Промышленное производство 101,7 112.6 106,1 107.1 111,5 101,0

Производство продукции сельского хозяйства 102,5 97,14 104,1 102.931 102,2" 102.4

Объем выполненных строительных работ 98.9 137,7 96.3 101.9 98,2 98.6

Грузооборот 105,6 109,7 106,0 107,9 107,1 105,4

Пассажирооборот 106,8 102,6 101,9 103,3 108,4 108,9

Оборот розничной торговли 101,6 105.6 103,8 106,3 105,8 101,2

Ивдекс потребительских цен11 103,1 102,6 104,6 107.1 103,7 102,5

Индекс иен производителей промышленной продукции41 109,0 103.2 111,2 117.6 104,7 108,4

Январь - ноябрь 2017 г. к январю - ноябрю 2016 г.

Объем внешней торговли оо странами вне ЕАЭС Объем взаимной торговли""

124,6 126,4

122,7 140,4

122,8 120,9

124,3 131,3

108,9 125,7

124.9 127,8

'Январь-сентябрь2017 г. к январю - сентябрю2016 г. 2'Сельское хозяйство и рыболовство.

3>Сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство.

"Декабрь 2017 г. к декабрю 2016 г.

!>Объем экспортных операций во взаимной торговле.

дарствах - участниках ЕАЭС функцини-руют масштабные объекты энергетической инфраструктуры, которые создавались в ходе формирования единого энергетического комлпекса СССР. Таким образом, ЕАЭС занимает лидирующую роль в мировой энергетике в качестве производителя топливно-энергетических ресурсов. Значительные запасы и развитая система добычи, транспортировки и переработки таких ресурсов, а также высокоразвитая электроэнергетическая отрасль позволяют поддерживать цены на энергию и энергоносители ниже, чем в большинстве стран мира, а значит, формируют устойчивый фундамент обеспечения энергетической безопасности стран ЕАЭС и развития их экономик. Доля ТЭК в ВВП ЕАЭС достигает 1/6, в промышленном производстве - 1/3.5

В 2015-2016 годах ЕЭК была проведена большая работа по формированию и принятию пакета ключевых нормативных правовых наднациональных актов, которые заложили основу для формирования в ЕАЭС общих рынков электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и природного газа.

Первым этапом стало утверждение главами государств ЕАЭС Концепции общего электроэнергетического рынка,6 Концепции формирования общего рынка газа7 и Концепции формирования об-

щих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС8. Было определено, что общий электроэнергетический рынок (ОЭР) должен начать функционировать в 2019 г., общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов - с 2024-2025 гг. В рамках данных документов также были закреплены основные принципы формирования будущих общих рынков энергии и энергоносителей, а именно:

- обеспечение рыночного ценообразования на энергетические ресурсы;

- отсутствие барьеров при торговле энергетическими ресурсами;

- развитие конкуренции между производителями энергетических ресурсов и поставщиками электроэнергии;

- обеспечение развития добывающей отрасли, мощностей генерации электроэнергии, транспортной инфраструктуры;

- обеспечение недискриминационных условии? для хозяйствующих субъектов государств ЕАЭС в области доступа к источникам энергии и топливу.

В 2016 г. была утверждена Программа формирования общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.9 Ожидается, что эффект от создания ОЭР будет выражен в увеличении объемов торговли электрической энергией и мощностью при повышении прозрачности ценообразования, увеличении энрегоэффективности генерирующих и передающих мощностей,

и, в результате, снижении энергоемкости ВВП, снижении цен на электроэнергию для конечного потребителя и повышения общей энергетической безопасности стран ЕАЭС. В свою очередь, перспективными являются задачи по увеличению уровня электрификации и взаимосвязанности электроэнергетических систем государств и регионов.

В начале 2018 г. Консультативным комитетом было одобрено Соглашение об общем энергетическом рынке ЕАЭС. Оно определяет правовые основы создания, функционирования и развития ОЭР ЕАЭС. Ожидается, что Соглашение будет подписано главами государств ЕАЭС в текущем году и вступит в силу до 1 июля 2019 года, что соответствует изначально определенным срокам формирования ОЭР. Предварительно одобренная версия документа включает в себя 19 статей, которые учитывают положения Концепции формирования ОЭР ЕАЭС и Программы формирования ОЭР ЕАЭС. Среди перспективных направлений, требующих дальнейшей проработки в области электроэнергетического рынка, можно выделить организацию межгосударственной передачи электроэнергии и мощности по принципу замещения, реформирование вертикально интегрированных структур, создание универсальных правил недискриминационного доступа, а также создание современных управляющих систем в электроэнергетике и «умных сетей».10 Таким образом, по состоянию на начало 2018 года процесс создания ОЭР успешно вступил в завершающую стадию.

Основной целью формирования общего рынка газа ЕАЭС (ОРГ) является повышение надежности, доступности и качества газоснабжения потребителей, развитие газотранспортных систем, повышение уровня газификации и эффективности использования природного газа, развитие электрогенерации на природном газе. Формирование общих рынков нефти и нефтепродуктов (ОРНН), в свою очередь, будет способствовать повышению надежности поставок топлива, росту экономической эффективности в областях добычи, транспортировки, поставки, переработки и сбыта нефти и нефтепродуктов. Формирование ОРНН окажет важное положительное воздействие на развитие транспортной отрасли и грузоперевозок, а также нефтехимической и химической промышленности, поскольку именно данные отрасли являются основными потребителями этих ресурсов. Следовательно, можно ожидать роста

общего уровня экономической интеграции стран ЕАЭС. В 2017 году была завершена разработка и выполнено согласование соответствующих программ по формированию ОРГ11 и ОРНн12, что позволило приступить к формированию планов конкретных мероприятий и предварительной проработке устройства данных рынков. Соглашения о формировании ОРГ и ОРНН должны быть подписаны до 2025 года. Важнейшими задачами на этом пути являются:

формирование индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС (в соответствии с принятым Соглашением о Методологии формирования данных балансов);13

формирование механизмов по устранению ограничений и изъятии? в нефтегазовой отрасли государств ЕАЭС;

формирование принципиального понимания архитектуры общего рынка газа с учетом особенностей ГТС, защиты прав потребителей, регулирования, интересов газодобывающих и газотранспортных компаний;

формирование принципиального понимания архитектуры общего рынка нефти и нефтепродуктов с учетом особенностей нефтедобывающей и нефте-транспортной отраслей стран союза, имеющихся мощностей по переработке нефти, развития сбыта топлива, продукции нефтепереработки и нефтехимии.

Необходимо также отметить, что подготовлен и постоянно актуализируется перечень перспективных кооперационных проектов в сфере энергетики в рамках работы по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), прорабатываются вопросы сотрудничества в энергетической отрасли с Китайской Народной Республикой, Ираном, Индией, странами Центральной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона.14

Таким образом, можно сделать вывод, что формирование общих энергетических рынков в ЕАЭС проходит в соответствии с установленными сроками и планами. Наиболее успешным является пример формирования ОРЭ, который уже в краткосрочной перспективе станет первым действующим общим энергетическим рынком в Евразии. При этом формирование ОРГ и ОРНН требует решения ряда принципиальных вопросов, связанных с различиями в устройстве и структуре национальных энергетических рынков, а также соблюдением прав и интересов всех участников топливно-энергетического комплекса стран ЕАЭС.

Литература

1. Годовой отчет о деятельности Евразийской экономической комиссии за 2016 г.

2. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014)

3. Евразийская экономическая комиссия. Евразийский экономический союз Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ ses.aspx

4. Консультативный комитет ЕЭК одобрил Соглашение об общем электроэнергетическом рынке Союза. Пресс-служба ЕЭК. 31.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/31-01-2018-1.aspx

5. Консультативный комитет по нефти и газу ЕЭК одобрил программу формирования общего рынка газа в ЕАЭС. Пресс-служба ЕЭК. 24.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/24-04-2017-1.aspx

6. Об основных социально-экономических показателях Евразийского экономического союза (Январь - декабрь 2017 года). Аналитический обзор Департамента статистики ЕЭК от 12.02.2018

7. Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС фактически согласована. Пресс-служба ЕЭК. 12.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/12-12-2017-4.aspx

8. Решение ВЕЭС № 20 «О Программе формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза» от 26.12.2016

9. Решение ВЕЭС №12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза» от 08.05.2015

10. Решение ВЕЭС №7 «О Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза от 31.05.2016

11. Решение ВЕЭС №8 «О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» от 31.05.2016

12. Соглашение о формировании индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС от 22.04.2016

13. Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП приобретает реальные очертания: согласо-

0 3

ю

S

г

2 е

8

ван список инфраструктурных проектов Пресс-служба ЕЭК. 01.03.2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/2-03-2017-1.aspx

14. BP Statistical Review of World Energy 2017

15. World Nuclear Association Report 2017

Ссылки:

1 Евразийская экономическая комиссия. Евразийский экономический союз Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ ses.aspx

2 «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014), раздел III.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 По данным BP Statistical Review of World Energy 2017 и World Nuclear Association.

4 Евразийская экономическая комиссия. Евразийский экономический союз Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/Pages/ ses.aspx

5 Годовой отчет о деятельности Евразийской экономической комиссии за 2016 г., с. 112.

6 Решение ВЕЭС №12 «О Концепции формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза» от 08.05.2015

7 Решение ВЕЭС №7 «О Концепции формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза от

« 31.05.2016

8 Решение ВЕЭС №8 «О Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза» от 31.05.2016

9 Решение ВЕЭС № 20 «О Программе формирования общего электроэнер-

Б

ей

2 ©

гетического рынка Евразийского экономического союза» от 26.12.2016

10 Консультативный комитет ЕЭК одобрил Соглашение об общем электроэнергетическом рынке Союза. Пресс-служба ЕЭК. 31.01.2018 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/31-01-2018-1.aspx

11 Консультативный комитет по нефти и газу ЕЭК одобрил программу формирования общего рынка газа в ЕАЭС. Пресс-служба ЕЭК. 24.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/24-04-2017-1.aspx

12 Программа формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС фактически согласована. Пресс-служба ЕЭК. 12.12.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/nae/news/Pages/12-12-2017-4.aspx

13 Соглашение о формировании индикативных (прогнозных) балансов газа, нефти и нефтепродуктов ЕАЭС от 22.04.2016

14 Сопряжение ЕАЭС и ЭПШП приобретает реальные очертания: согласован список инфраструктурных проектов Пресс-служба ЕЭК. 01.03.2017 [Электронный ресурс]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/nae/ news/Pages/2-03-2017-1.aspx

Progress on development of the Eurasian economic union common energy markets: results, tasks and prospects Magomedaliev A.S., Sopilko N.Yu.

Russian State University of Oil and Gas (NIU) Gubkina The article provides a comprehensive overview of the current economic development stage of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as its fuel and energy complex. The key macroeconomic parameters of the EAEU and its role in the world economy and industry are analysed. Current institutional structure of the EAEU is considered. The main indicators of the fuel and energy complex of the EAEU have been analysed. The key supranational legal acts defining the process of creation of the common energy markets of the EAEU are considered, the first results on the development of the common energy markets of the EAEU are analysed, the main goals,

tasks and prospects for their further development are highlighted. Keywords: EEU, energy market, institutional

structure, energy industry References

1. Annual report on the activities of the Eurasian

Economic Commission 2016.

2. Treaty on the Eurasian Economic Union (signed

in Astana on May 29, 2014)

3. The Eurasian Economic Commission. Eurasian

Economic Union of the Republic of Armenia, the Republic of Belarus, the Republic of Kazakhstan, the Kyrgyz Republic and the Russian Federation [Electronic resource] URL: http://Www.eurasiancommission.org/en/Pages/ ses.aspx

4. The ECE Advisory Committee approved the

Agreement on the Common Electricity Market of the Union. Press service of the EcE. 01/ 31/2018 [Electronic resource]. URL: http:// www.eurasiancommission.org/en/nae/news/ Pages/31-01-2018-1.aspx

5. The ECE Oil and Gas Advisory Committee approved

the program for the formation of a common gas market in the EAEC. Press service of the ECE. 04.24.2017 [Electronic resource]. URL: http://www.eurasiancommission.org/en/nae/ news/Pages/24-04-2017-1.aspx

6. On the main socio-economic indicators of the

Eurasian Economic Union (January-December 2017). Analytical review of the ECE Statistical Department dated 12.02.2018

7. The program for the formation of the common

markets for oil and petroleum products of the EAEC is in fact coordinated. Press service of the ECE. 12.12.2017 [Electronic resource]. URL: http://www.eurasiancommission.org/en/ nae/news/Pages/12-12-2017-4.aspx

8. Decision of HEEC No.20 «On the Program for

the Formation of the General Electricity Market of the Eurasian Economic Union» of December 26, 2016

9. Decision of HEEC No.12 «On the Concept of

the formation of the common electric energy market of the Eurasian Economic Union» of 08.05.2015

10. Decision of HEEC No.7 «On the Concept for the Formation of the Common Gas Market of the Eurasian Economic Union of May 31, 2016

11. Decision of HEEC No.8 «On the Concept of Formation of Common Oil and Oil Products Markets of the Eurasian Economic Union» of May 31, 2016

12. Agreement on the formation of indicative (forecast) balances of gas, oil and oil products of the EAEU dated April 22, 2016

13. The conjugation of the EAEU and the ESMP takes on real shape: a list of infrastructure projects has been agreed upon. The ECE Press Service. 03/01/2017 [Electronic resource]. URL: http://www.eurasiancommission.org/en/ nae/news/Pages/2-03-2017-1.aspx

14. BP Statistical Review of World Energy 2017

15. World Nuclear Association Report 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.