Научная статья на тему 'Вопросы формирования единого газового рынка государств ЕАЭС'

Вопросы формирования единого газового рынка государств ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
532
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГАЗ / ЭНЕРГЕТИКА / ЕАЭС / ЕДИНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ГАЗОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халова Г. О., Абакумова М. М.

На саммите Высшего Евразийского экономического совета в г. Ереван, 1 октября 2019 года, среди ключевых вопросов обсуждался проект создания единого энергетического пространства государств ЕАЭС. В рамках единой энергетической политики ЕАЭС можно выделить три ключевые составляющие: единый рынок электроэнергии, общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. Формирование и функционирование Евразийского общего энергетического рынка окажет положительное влияние на реализацию проекта ЕАЭС путем гармонизации и унификации энергетического регулирования, а также путем либерализации энергетических рынков государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции и отмены барьеров в торговле между государствами-членами ЕАЭС энергетическим и смежным оборудованием, технологиями и услугами. В связи с чем, вопрос создания единого газового рынка ЕАЭС приобретает особую актуальность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы формирования единого газового рынка государств ЕАЭС»

Вопросы формирования единого газового рынка государств ЕАЭС

Халова Гюльнар Османовна

д.э.н., профессор кафедры мировой экономики и энергетической политики РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина, [email protected]

Абакумова Мария Михайловна

аспирант РГУ нефти и газа (НИУ) [email protected]

имени И.М. Губкина,

На саммите Высшего Евразийского экономического совета в г. Ереван, 1 октября 2019 года, среди ключевых вопросов обсуждался проект создания единого энергетического пространства государств ЕАЭС. В рамках единой энергетической политики ЕАЭС можно выделить три ключевые составляющие: единый рынок электроэнергии, общие рынки газа, нефти и нефтепродуктов. Формирование и функционирование Евразийского общего энергетического рынка окажет положительное влияние на реализацию проекта ЕАЭС путем гармонизации и унификации энергетического регулирования, а также путем либерализации энергетических рынков государств-членов ЕАЭС, усиления конкуренции и отмены барьеров в торговле между государствами-членами ЕАЭС энергетическим и смежным оборудованием, технологиями и услугами. В связи с чем, вопрос создания единого газового рынка ЕАЭС приобретает особую актуальность.

Ключевые слова: газ, энергетика, ЕАЭС, единый энергетический рынок, газовый потенциал.

Процесс формирования общего энергетического рынка в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) коснется не только крупных поставщиков нефти и газа, но и всех участников Евразийского объединения, в том числе и ключевые транзитные зоны - экспортные трубопроводы. В таблицах 1 и 2 представлен энергетический потенциал стран ЕАЭС.

Таблица 1

Природный газ, млрд. куб. м. Нефть, млн. т. Уголь, млн. т.

Россия 38 900 14 600 160 364

Казахстан 1 000 3 900 25 605

Беларусь 3 60 1 500

Кыргызстан [8] 0,3 0,2 4,7

Армения - - -

ЕАЭС 39 903 18560 187 469

Источник: [9]. Таблица 2

Добыча полезных ископаемых в странах ЕАЭС, 2018

Природный газ, млрд. куб. м. Нефть, млн. т. Уголь, млн. т.

Россия 727,6 555,7 440,1

Казахстан 55,6 90,4 117,8

Беларусь 0,2 1,7 -

Кыргызстан [8] 0,03 0,2 2,3

Армения - - -

ЕАЭС 783,4 648,0 560,2

Источник: [2].

о>

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

Ниже представлена динамика производства электроэнергии в странах ЕАЭС (рисунок 1).

Рисунок 1 - Производство электроэнергии в 2017-2018 гг., млрд. кВт ч Источник: [2].

Концепция единого газового рынка ЕАЭС была утверждена весной 2016 года одновременно с нефтяной концепцией. В 2016 году у государств-членов Евразийского экономического союза было 60 разногласий по поводу программы единого рынка газа. На сегодняшний момент существует только одно расхождение во мнениях - разработка единых методов установления цен на газотранспортные услуги в рамках единого газового рынка Евразийского экономического союза. Универсальные методы позволят выработать единые подходы и процедуры установления цен. Но переговоры по этому интегрированному рынку впоследствии на довольно продолжительный период зашли в тупик, одной из ключевых причин заморозки переговоров стали споры Российской и Белорусской сторон в части цен на экспортируемый в Белоруссию газ. Из-за разногласий Россия была вынуждена сократить экспорт нефти в Беларусь, что негативно отразилось на независимости энергетического белорусского сектора.

Страны-участницы ЕАЭС договорились в части регулирования объектов газового сектора. Использование газопроводов и другой инфраструктуры в будущем будет в ведении наднациональных структур ЕАЭС, более того нормативно-правовое регулирование также будет соответствовать требованиям наднациональных стандартов и требований, что обеспечит равный доступ участников рынка к услугам естественных монополий. В рамках совместной работы государств-членов ЕАЭС в области создания единого газового рынка Россия и Белоруссия смогут прийти к консенсусу в части отмены экспортных пошли и схем процессинга, более того в планах увеличение экспорта российской нефти на территорию Белоруссии. Данное соглашение демонстрирует существенное влияние и ключевую роль России на энергетическую политику близлежащих государств, примером может служить зависимость белорусской экономики от переработки российской нефти и поставок российского природного газа.

Все торговые отношения должны будут соответствовать уже существующим на сегодняшний день принципам контрактной деятельности.

24 апреля 2017 года была утверждена программа интегрированного газового рынка Консультативным комитетом Евразийской Экономической Комиссии, а 12 сентября того же года она была принята. Ключевым отличием программы единого газового рынка от программы интегрированного рынка нефти, где предусматриваются единые тарифы и механизмы транзита и экспорта в третьи страны, состоит в том, что программа рынка природного газа распространяется исключительно на добычу, торговлю, транспортировку, хранение и переработку только в рамках ЕАЭС.

Если рассматривать соглашение от 2017 года, можно выделить ключевые аспекты:

- Разработка и применение механизмы ценообразования единого газового рынка ЕАЭС (до 2024 года), цены на газ будут рассчитываться по формуле, приемлемой для обеих сторон (как России, так и Белоруссии).

- На сегодняшний день проводится деятельность по согласованию и имплементации единых стандартов ЕАЭС (правил доступа к услугам естественных монополий), которые в последующем планируются применяться в рамках двусторонней торговле газом.

Программа разработана с учетом следующих факторов:

- экономических интересов государств-членов (в том числе особенностей функционирования и развития внутренних рынков газа в государствах-членах);

- законодательства государств-членов;

- принципов развития общего рынка газа Союза, в том числе принципа приоритетного удовлетворения внутренних потребностей государств-членов в Газе;

- прав государств-членов принимать необходимые меры регулирования на своих внутренних рынках газа в случае возникновения угрозы экономической или энергетической безопасности государства-члена;

- соглашений и международных договоров государств-членов с третьими государствами в газовой сфере;

- международного опыта создания общих газовых рынков.

Рассматривая изменения, к которым приведет создание единой структуры, можно выделить следующие:

- обеспечение доступ к услугам инфраструктурных компаний, в том числе доступ к газотранспортным системам и биржевой торговле газом;

- применение различных механизмов заключения контрактов на поставку газа (долгосрочные и краткосрочные контракты, биржевые сделки) на общесоюзном рынке газа;

- заключение контрактов на поставку газа на общесоюзных рынках по рыночным ценам.

Наличие общего рынка природного газа будет иметь положительный эффект, однако для достижения этих положительных результатов необходимо снять множество барьеров, которые связаны как с существующими ограничениями на торговлю природным газом между государствами-членами ЕАЭС (исходя из количества игроков, которые могут покупать и продавать природный газ), так и с необходимостью создания новых правил игры.

Одной из основных целей данной программы является обеспечение недискриминационного доступа к транспортным услугам естественных монополий (т.е. газопроводы и сопутствующая

X X

о

го А с.

X

го т

о

ю

М О

да

о

см

№ О!

О Ш

т х

<

т о х

X

инфраструктура) для участников интегрированного рынка газа. Наряду с гармонизацией и единообразием норм и стандартов на интегрированном рынке необходимо также разработать механизмы контроля, которые позволят предотвратить или вовсе избежать применения внутренних тарифов ЕАЭС к внешней торговле: в том числе пресечение перепродажи третьим странам газа, закупаемого для внутреннего потребления в рамках ЕАЭС. Данные механизмы дадут возможность сохранить монополию «Газпрома» на трубопроводный экспорт. Стоит отметить тот факт, что на данный момент еще не разработана нормативно-правовая и институциональная база для либерализации рынка газа на Евразийском пространстве. Программа предлагает механизм двойного ценообразования для транснациональной торговли газом в ЕАЭС. Цена на газ, торгуемый по двусторонним соглашениям, будет по-прежнему подлежать государственному регулированию, в то время как рыночное ценообразование будет облегчено для остальных (как для долгосрочных контрактов, так и для биржевой торговли). Существует также долгосрочная цель разработки механизма ценообразования, обеспечивающего идентичные подходы ко всем участникам рынка. Однако реализация данных подходов будет доступна только после согласования договора о создании общего рынка газа.

Важным моментом, который также является камнем преткновения для завершения образования единого рынка газа - это превышения экспорта природного газа в третьи страны над внутренним потреблением Евразийского Союза. В виду того, что объемы торгов на российской площадке Бр1тех (Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая биржа) постоянно растут: с 0,5 млрд кубометров в 2014 году до 21 млрд кубометров в 2017 году, в рамках данной динамики можно прогнозировать, что российская биржа может претендовать на место ценового маркера.

При анализе программы единого газового рынка стоит обратить внимание на то, что в первую очередь программа отражает интересы России как крупнейшего экспортера газа в ЕАЭС. Новые механизмы контроля предоставят РФ еще один инструмент для предотвращения, например, продажи поставляемого в Беларусь или Казахстан газа в Европу или Китай. С другой стороны, страны-импортеры газа сохраняют за собой право получать поставки по низким ценам из России по двусторонним соглашениям, таким образом достигается баланс интересов.

Рассматривая бенефициаров данного соглашения, стоит отметить, что еще одним ключевым экспортером геза является Казахстан. Республика Казахстан также может получить ряд определенных выгод за счет экспорта большего объема газа в Китай и импорта большего объема газа из

России для собственных нужд. В данной ситуации возникает конфликт интересов с Россией, поскольку «Газпром» также ведет переговоры об экспорте газа в Китай.

Наиболее вероятный сценарий-снижение цен для Армении и Беларуси. Другой сценарий-повышение цен в России и Казахстане. Но это станет причиной дестабилизацию в социальной сфере.

Вторая проблема может возникнуть в случае, если Казахстан решит экспортировать больше собственного газа в Китай и импортировать больше российского газа для собственных нужд. Таким образом, стороны должны договориться о предотвращении любых злоупотреблений интересами. Еще одним вопросом, требующим общего обсуждения, является то, что государства-члены имеют разные правила регулирования газового рынка. Например, в Республике Белоруссия действует монополия, при этом тарифы на газ устанавливаются государством. В Российской Федерации тарифы на газ также устанавливаются государством, но существует также газовая биржа и соперничество между «Газпромом», «Роснефтью» и «Новатэком», хотя только «Газпром» наделен правом экспортировать газ по трубопроводам. Таким образом, вопрос заключается в том, будут ли после формирования общего рынка газа поставки из России в Беларусь или Армению квалифицироваться как экспортные или нет. Данные вопросы требуют общего решения.

Ключевым преимуществом для импортеров станет высокая конкуренция между поставщиками. Общий рынок газа подразумевает свободный транзит внутри Союза, а это значит, что Беларусь или Армения смогут покупать газ у Казахстана, а Россия будет обязана предоставить свою территорию для его транзита.

Страны-участницы Евразийского экономического союза запланировали реализацию проект по созданию общего рынка природного газа ЕАЭС к 2025 году.

Развитие и создание единого газового рынка можно укрупненно разделить на три этапа.

Первый этап должен завершиться не позднее 1 января 2021 года. Главным итогом должна стать методологическая и организационная основа развития единого союзного газового рынка.

Второй этап - не позднее 1 января 2022 года. Главным итогом должна стать инфраструктурная, технологическая и правовая основа единого союзного рынка газа. В рамках данного этапа необходимо обеспечить работу одной или нескольких товарных бирж в Союзе, где может происходить биржевая торговля газом, а также осуществить биржевую торговлю газом, подготовить международный контракт.

Третий этап должен быть завершен не позднее 1 января 2025 года. Главным итогом этого

этапа должна стать готовность государств-членов к участию своих участников газового рынка, в частности, в создании экономических условий, обеспечивающих выполнение экономических условий функционирования общего газового рынка Союза.

По состоянию на конец 2016 года были согласованы основные условия для будущего рынка и принята концепция его создания. Следующим этапом «дорожной карты» по формированию нормативно-правовой базы газовой интеграции станет программа практических действий по реализации концепции, которая была утверждена 6 декабря 2018 года.

Формирование общего рынка природного газа в ЕАЭС будет иметь успех, если его участники смогут преодолеть институциональную неоднородность и противоречивость существующих моделей национальных рынков природного газа и смогут на основе консенсуса разработать целевую модель будущего общего рынка природного газа.

Национальные газовые рынки стран ЕАЭС, на основе которых должен быть сформирован общий рынок, находятся на разных стадиях как экономического, финансового, так и инфраструктурного развития, а также отличаются разнообразием функциональных моделей. Газовый рынок Беларуси функционирует в рамках системы государственного управления и планирования, а в Казахстане реализуется модель «основного покупателя», характерная для монопольных типов рыночных структур. В России рынок соответствует характеристикам монопольной конкуренции, где наряду с доминирующим игроком действуют независимые организации. Рынки Армении и Кыргызстана находятся на начальной стадии формирования и имеют все признаки монопольной структуры.

Все страны Единой энергетической системы объединяют высокая степень государственного вмешательства в функционирование рынков, а иногда и прямое участие государства в хозяйственной деятельности. Конкуренция развита слабо и часто отсутствует. Существуют высокие барьеры для выхода на рынок новых игроков. Регулирование цен на газ осуществляется на основе различных методик их расчета, уровни цен во многом зависят от социально-экономических и политических целей, преследуемых национальными правительствами. Как следствие, цены субсидируются.

Учитывая различия в стартовых условиях национальных газовых рынков государств-членов ЕАЭС, наиболее оптимальным представляется поэтапный формат движения в сторону общего рынка. Обеспечение институциональной однородности моделей национальных рынков по согласованным ключевым критериям должно стать

содержанием первого этапа. В дальнейшем основной акцент должен быть смещен на формирование институтов наднационального уровня, обеспечивающих координацию и регулирование общего газового рынка на его функциональном этапе.

Целевая модель будущего общего рынка природного газа ЕАЭС должна решить ключевые вопросы, касающиеся распределения регулирующих функций и компетенций между структурными органами ЕАЭС. Модель включает структуру общего рынка, наличие конкуренции, статус участников, механизмы торговли, контрактную схему, принципы ценообразования и расчета тарифов, регулирование доступа к инфраструктуре, рынкам и потребителям, структуру внешней интеграционной схемы и отношений с третьими странами, урегулировать проблемы экспорта газа в третьи страны, которые сейчас формально вынесены за скобки интеграционной повестки ЕАЭС.

Сегодня государства ЕАЭС имеют все базовые предпосылки для реализации интеграционных и межгосударственных процессов в газовой сфере:

- внушительный ресурсный потенциал,

- развитая газотранспортная инфраструктура,

- наличие современных технологий и высококвалифицированных кадров.

Как концепции энергетического рынка, так и существующие соглашения предполагают, что унификация норм и правил, стандартизация механизмов ценообразования и кодификация стандартов и данных изначально относятся только к торговле энергоресурсами в рамках ЕАЭС. Считаем, что ЕАЭС было бы целесообразно развивать внешнеэкономическое сотрудничество с государствами, подписавшими Соглашение о создании Зоны свободной торговли с ЕАЭС с такими странами, как Китай, Сингапур, Вьетнам, Иран, Куба, и с потенциальными партнерами: Индия, Монголия, Египет, Таиланд, Сербия, также и со стороны международных организаций, стремящихся к экономическому сотрудничеству с ЕАЭС и участию (в том числе финансовому) в его интеграционных процессах. Важную роль играет Китай, который является одним из ключевых по величине торговым партнером ЕАЭС и основным стратегическим экономическим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Обе стороны рассматривают эти два проекта как взаимодополняющие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Переговоры по соглашению о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем начались в июне 2016 года. С октября 2017 года Евразийская экономическая комиссия готовит соглашение в сотрудничестве с представителями бизнеса. Сотрудничество с Китаем предполагается не только на уровне торговых отношений, но и в развитии общего транспортно-

х х О го А С.

X

го т

о

ю

М О

а>

о

CS

№ Ol

О Ш

m х

<

m о х

X

го и энергетического пространства. В марте 2017 года Европейская экономическая комиссия определила перечень инфраструктурных проектов, которые, в основном, относятся к категории транспортных (например, модернизация существующих маршрутов или развитие логистических и транспортных узлов).

Создание единого рынка газа является важным и стратегическим шагом для Евразийского экономического союза, так как энергетика в современном мире является базисом устойчивого и стабильного развития. Более того, несмотря на создание единого рыночного пространства в газовой отрасли, суверенитет стран не пострадает.

Литература

1. Дынкин А., Телегина Е., Халова Г. Роль Евразийского экономического союза в формировании Большой Евразии. // Мировая экономика и международные отношения. - 2018. - т. 62. № 4.

- С. 5-24.

2. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2019. - 199 с.

3. Е. Телегина, Г. Халова. Перспективы энергетического сотрудничества ЕАЭС со странами северо-восточной Азии. // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - том 61, №4.

- С. 50-59.

4. Е.А. Телегина, Г.О. Халова, Н.Ю. Сопилко, Н.И. Иллерицкий. Евразийский экономический союз: формирование, становление и развитие: учебно-методическое пособие. - Москва: РУ-САЙНС, 2019. - 94 С.

5. Перспективы формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза и его роль в развитии Евразийского региона. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/energetika iinfr/energ/SiteAssets/Pages/activity

6. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 06.12.2018 N 18 «О формировании общего рынка газа Евразийского экономического союза» (вместе с «Программой формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза», «Планом мероприятий по формированию общего рынка газа Евразийского экономического союза»)

7. Телегина Е.А., Халова Г.О., Студеникина Л.А. Энергетическая интеграция в ЕАЭС: особенности и перспективы. // Энергетика Евразии: новые тенденции и перспективы / Отв. ред. С.В. Жуков. - М.: ИМЭМО РАН, 2016. -С. 72-78.

8. Топливно-энергетический баланс. / Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. [Электронный ресурс]. - URL:

http://www.stat.kg/media/publicationarchive/98ac31a c-1339-45a0-b4c7-52c9fb9fb868.xls

9. BP Statistical Review of World Energy - 2019. [Электронный ресурс]. - URL:

https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html

Issues of forming a unified gas market of EAEU states Khalova G.O., Abakumova M.M.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas (National

Research University) At the summit of the Supreme Eurasian Economic Council in Yerevan, October 1, 2019, among the key issues, the project of creating a unified energy space of the EAEU states was discussed. Within the framework of the unified energy policy of the EAEU, three key components can be distinguished: a single electricity market, common gas, oil and oil products markets. The formation and functioning of the Eurasian common energy market will have a positive impact on the implementation of the EAEU project by harmonizing and unifying energy regulation, as well as by liberalizing the energy markets of the EAEU member states, increasing competition and removing barriers to trade between EAEU member states with energy and related equipment, technologies and services. In this connection, the issue of creating a unified gas market of the EAEU is becoming particularly relevant. Keywords: gas, energy, EAEU, single energy market, gas

potential. References

1. Dynkin A., Telegin E., Halova G. The role of the Eurasian

Economic Union in the formation of Greater Eurasia. // World economy and international relations. - 2018. - T. 62. No. 4. - S. 5-24.

2. The Eurasian Economic Union in numbers: a brief statistical

compilation; Eurasian Economic Commission. - Moscow: 2019 .-- 199 p.

3. E. Telegin, G. Halova. Prospects for energy cooperation of the

EAEU with the countries of northeast Asia. // World economy and international relations. - 2017. - Volume 61, No. 4. - S. 5059.

4. E.A. Telegin, G.O. Halova, N.Yu. Sopilko, N.I. Illeritsky. The

Eurasian Economic Union: formation, formation and development: a teaching tool. - Moscow: RUSINS, 2019 .-- 94 S.

5. Prospects for the formation of a common gas market of the

Eurasian Economic Union and its role in the development of the Eurasian region. [Electronic resource]. - URL: http://www.eurasiancommission.org/en/act/energetikaiinfr/ener g/SiteAssets/Pages/activity

6. Decision of the Supreme Eurasian Economic Council of 06.12.2018 N 18 "On the formation of a common gas market of the Eurasian Economic Union" (together with the "Program for the formation of a common gas market of the Eurasian Economic Union", "Plan of measures for the formation of a common gas market of the Eurasian Economic Union")

7. Telegin E.A., Halova G.O., Studenikina L.A. Energy Integration

in the EAEU: Features and Prospects. // Energy of Eurasia: new trends and prospects / Otv. ed. S.V. Zhukov. - M .: IMEMO RAS, 2016. -S. 72-78.

8. Fuel and energy balance. / National Statistical Committee of the

Kyrgyz Republic. [Electronic resource]. - URL:

http://www.stat.kg/media/publicationarchive/98ac31ac-1339-

45a0-b4c7-52c9fb9fb868.xls

9. BP Statistical Review of World Energy - 2019. [Electronic resource]. - URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of-world-energy.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.