Возможность формирования общего рынка газа евразийского экономического союза в условиях глобализации региональных газовых рынков
Смирнова Юлия Сергеевна
аспирант, кафедра мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургский государственный экономический университет, [email protected]
В России специфика в формировании в предпосылке для повышений уровней в конкурентоспособности в экономике, создаются условия для развитий в существующем конкурентном преимуществе, которое лежит в достижении в научном и инновационном развитии в человеческом капитале.
В развитии евразийской газовой интеграции, исходя из специфики, следует такому универсальному принципу и практике, которое характерно для интеграций в мировом газовом рынке таких как например: НАФТА, ЕС, МЕРКОСУР.
В формированиях общих рынков газа ЕАЭС это самый главный фактор в трансформациях в национальном рынке.
В расширениях диверсификации экспорта один из главных факторов в национальном развитии Республики Казахстан и РФ, а также для Республики Беларусь это стабильности и диверсификации в источниках импорта газа имеют высокое значение. [1]
В статье рассматривается законодательство ЕАЭС при формировании общего газового рынка Евразийского экономического союза в условиях глобализации региональных газовых рынков.
Ключевые слова: законодательство, рынок газа ЕАЭС, независимость хозяйствующих объектов, экономика ЕАЭС.
28 декабря 2012 года решением правления ЕАЭС № 195 создается Комитет по газу и нефти, который стал обеспечивать сотрудничество между странами ЕАЭС в сфере нефти и газа, и проведения консультации по особо важным вопросам в области газа, нефти, а также разрабатывает различные решения в области нефтепродуктов. [2]
При разработке программы при формировании рынка газа и нефти общего ЕАЭС при данной Комитете создаются в 2016 году такие группы как:
1) Группа, которая разрабатывает единое пространство по формированию общего рынка газа ЕАЭС
2) Группа по разработке программного обеспечения
3) Группа по формированию общего рынка газа и нефти ЕАЭС
Согласно Концепции по формированию общего рынка раза, согласно рынку газа ЕАЭС понимают торговые и экономические отношения у хозяйствующего субъекта у стран ЕАЭС по транспортировке и поставке газа внутри Союза ЕАЭС.
Согласно ст. 83 Договора о Евразийском экономическом союзе формирование в едином рынке газа для Союза и обеспечение доступа к услуге в естественной монополии в сферах в транспортировке газа.
Согласно ст. 83, 104 в Договоре о Евразийском экономическом союзе 29.05.2014 г. предусматривает разработку, а также утверждено Высшим Евразийским экономическим советом до 01.01.2016 г. в концепциях формирований в общем рынке газа в Евразийском экономическом союзе, и до 01.01.2018 г. в программе в формировании в едином газовом рынке Союза, которая предусматривает крайний срок в реализациях программного мероприятия до 01.012024 г. [2]
После завершений мероприятия программ ЕАЭС рынкам газа и нефти в государствах членах заключают в ЕАЭС международные соглашения о формированиях общих рынков газа для ЕАЭС, и содержание, единых правил в доступе к расположенной газотранспортной системе на территории у государств стран ЕАЭС, и обеспечивает вступление не позднее 01.01.2025 г.
Согласно Решению Высшего Евразийского экономического союза 31.05.2016 г. № 7 утверждается Концепция в формировании общих рынков газа в Евразийском экономическом союзе.
Согласно Концепции у стран ЕАЭС должен начать работу комитет по гармонизациям, который законодательно будет регулировать общий рынок газа в ЕАЭС. Поэтому данная Концепция - это первый главный шаг к формированию общего рынка газа ЕАЭС.
Общий газовый рынок должен быть сформирован к 2025 году. Но в данное время осталось достаточно много разногласий, которые задерживают этот проект.
В данное время цена на газ устанавливается согласно положению в межправительственном соглашении, но уже к данному формированию цены на газ возникают вопросы: возможно ли сохранять механизмы ценообразования, которые предусмотрены в межправительственном соглашении?
Эксперты перечисляют различные варианты решений - от полных расторжений в межправительственном соглашении о цене на газ до переводов формулы и условия в межправительственном договоре в долгосрочный договор компании. [2]
Согласно словам руководителя Центра изучений мирового энергетического РАН В. Кулагина, государства страны стремятся создавать не общий рынок газа (далее ОРГ), а правила в торговле между странами участниками ЕАЭС.
Эксперты выражают обеспокоенность тем, что если будут выведены межправительственные соглашения в 2025 году, а также будут введены замены новыми правилами в рынке возникнет достаточно много конфликтов.
Согласно комментариям замдиректора по энергетическим направлениям Института энергетики и финансов А.Белогорьева, из-за отсутствий наднациональных регу-
© £
Ю
5
Г
5
сч ni £
Б
2 ©
лирований невозможно писать о ПРГ, так как происходит растворение в национальном рынке. Эксперты предполагают, что общий газовый рынок сформируется не ранее к 2050 году.
Директор департамента по добыче и транспортировке нефти, газа в Минэнерго России отмечает, что вопросы о либерализации рынков на территории РФ обсуждаются более десяти лет. Ввиду этого предполагается, что в течение десяти лет государства ЕАЭС устранят существующие различия, а также произойдет либерализация рынков газа.
Эксперты напоминают, что интеграции в ЕАЭС также не проходят гладко, а занимают достаточно много времени. Очень сложно что-то быстро изменять в экономической структуре и в сложившихся отношениях между странами ЕАЭС. Если будет сделан упор на заключенные в межправительственные соглашения, а также включится рыночный механизм, это будет хорошим шагом к реализации ОРГ.[3.14]
Для создания реального и единого рынка газа необходимо преодолевать «политические оппортунизмы», а также нежелания сторон государств ЕАЭС выполнять волевые шаги, которые связаны с созданием антимонопольной единой службы, а также единых тарифных регуляторов для социального значимого потребителя во всем рынке. [4,120]
Очень большой интерес создает тема для общих рынков газа в странах ЕАЭС-так называемого независимого производителя газа. Для этого у них есть такой шанс, как получить доступ к экспорту топлива за пределы РФ. В данное время только компания Газпром по закону имеет эту монополию на данную поставку.
В заключение данной статьи, можно сказать, что работа по созданию общего рынка газа развивается очень активно несмотря на то, что сроки, которые указаны в плане достаточно короткие.
В данное время разработаны проекты по формированию оРг ЕАЭС, и между государствами ЕАЭС продолжаются переговоры по спорным вопросам Программы.
Самая большая проблема это - Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Армения, Российская Федерация, которые не поддерживают предложение от Республики Беларусь о формировании тарифа на услугу по
транспортировке газа на общих рынках газа.
Литература
1. Решение высшего Евразийского экономического совета № 28 «Основные направления экономического развития ЕАЭС до 2030 года» от 16 октября 2015 г. // Сайт ЕЭК. URL: http:// www.eurasiancommission. org
2. Договор о Евразийском экономическом союзе, г. Астана 29.05.2014 в ред. от 12.02.2017 / Информационно-справочная система «Консультант Плюс», версия от 29.04.2017.
3. Алексеенкова Е., Тимофеев И. Евразийское направление внешней политики России: интересы, возможности, ограничения // ИФРИ. URL: https:// www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/
4. Мансуров Т. Создание общих рынков энергоресурсов Евразийского экономического союза. Общий электроэнергетический рынок союза // Сайт ЕЭК. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/ Documents/
5. Мигранян А.А. Общий рынок энергоресурсов ЕАЭС - муки рождения // Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства. http://www.materik.ru/problem/ detail.php?ID=21820&print=Y
6. Абрамов Н.М., Бочарова Л.А. Таможенно-тарифное регулирвание как инструмент стабилизации в развитии ЕАЭС // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». - 2017. - С. 95-106.
7. Лис И. Перспективы энергетического партнерства в рамках ЕЭП. URL: http:/ /ekonomist.by/news/show/11776/
8. Трубицын К. В., Атаманюк О. В. Обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации в условиях вступления во Всемирную торговую организацию // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 102.
9. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. www.customs.ru.
10. www.eurasiacommission.org. (Сайт Евразийской экономической комиссии)
Possibility of forming a common gas market in the eurasian economic union under the globalization of regional gas markets Smirnova Yu.S.
Saint-Petersburg state university of economics Russia has its own specifics of forming prerequisites for raising the level of competitiveness of the economy, creating conditions for the development of already existing competitive advantages, which are based on the achievements of scientific and innovative development and human capital. The development of Eurasian gas integration, despite its specificity, follows the universal principles and practices characteristic of the integration of world gas markets (EU, Mercosur, NAFTA, etc.). Formation of a common gas market The EEU is the locomotive for the transformation of national markets.
Export expansion and diversification is one of the key factors of the national development of Kazakhstan and the Russian Federation. For the Republic of Belarus, stability and diversification of gas import sources is of similar importance. [one] The article discusses the EAEU legislation in the formation of a common gas market of the Eurasian Economic Union in the context of globalization of regional gas markets. Keywords: legislation, EEU gas market, independence of economic entities, EEU economy.
References
1. Decision of the Higher Eurasian Economic Council
No. 28 "The main directions of economic development of the EAEU until 2030" dated October 16, 2015. // EEC website. URL: http: //www.eurasiancommission. org
2. Treaty on the Eurasian Economic Union, Astana
05/29/2014 ed. from 12.02.2017 / Consultant Plus information and reference system, version dated 04.29.2017.
3. Alekseenkova E., Timofeev I. The Eurasian
direction of Russian foreign policy: interests, opportunities, limitations // IFRI. URL: https:/ /www.ifri.org/sites/default/files/atoms/files/
4. Mansurov T. Creating common energy markets
of the Eurasian Economic Union. Common electricity market of the Union // ECE site. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ nae/news/ Documents / Article% 20T% 20A% 20Mansurov% 20v% 20Energy.pdf
5. Migranyan A.A. Common Market of Energy
Resources of the EAEU - Flour of Birth // Continental. Informational and analytical portal of the post-Soviet space. http:// www.materik.ru/problem/ detail.php?ID=21820&print=Y
6. Abramov N.M., Bocharova L.A. Customs Tariff
Regulation as a Tool for Stabilization in the Development of the EAEU // Genesis, Formation, Development and Forecasting of Economic Systems in Russia and Abroad, Collection of Scientific Papers Based on Materials of the I International Scientific and Practical Conference. NOO «Professional science». - 2017. - p. 95-106.
7. Lis I. Prospects for energy partnership in the
framework of the EEA. URL: http:// ekonomist.by/news/show/11776/
8. Trubitsyn KV, Atamanyuk OV. Ensuring the energy
security of the Russian Federation in the context of joining the World Trade Organization // Internet-journal Naukovedenie. 2013. № 6 (19). P. 102.
9. Official website of the Federal Customs Service.
www.customs.ru.
10. www.eurasiacommission.org. (Website of the Eurasian Economic Commission)