Научная статья на тему 'Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики'

Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
138
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН / ЭНЕРГЕТИКА / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сеферов Аким Kеримович, Иллерицкий Никита Игоревич, Тыртышова Диана Олеговна

Изменения на мировых энергетических рынках, геополитические процессы и объективные экономические факторы подталкивают ряд государств Евразии и Каспийского региона к укреплению сотрудничества. В частности, возникают новые возможности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики. В статье анализируются причины и предпосылки для развития такого сотрудничества, дается оценка развития энергетической отрасли в Каспийском регионе. На основании фактических данных в статье рассматриваются возможности по реализации совместные проектов в области разведки, добычи, транспортировки и переработки углеводородов, а также обеспечении энергетической безопасности. Рассматривается возможность создания международного органа по координации сотрудничества между ЕАЭС и странами Каспийского региона в области энергетики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики»

Особенности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики

Сеферов Аким ^римович

аспирант РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Иллерицкий Никита Игоревич

аспирант РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Тыртышова Диана Олеговна

аспирант РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

Изменения на мировых энергетических рынках, геополитические процессы и объективные экономические факторы подталкивают ряд государств Евразии и Каспийского региона к укреплению сотрудничества. В частности, возникают новые возможности и перспективы взаимодействия государств Евразийского экономического союза со странами Каспийского региона в области энергетики. В статье анализируются причины и предпосылки для развития такого сотрудничества, дается оценка развития энергетической отрасли в Каспийском регионе. На основании фактических данных в статье рассматриваются возможности по реализации совместные проектов в области разведки, добычи, транспортировки и переработки углеводородов, а также обеспечении энергетической безопасности. Рассматривается возможность создания международного органа по координации сотрудничества между ЕАЭС и странами Каспийского региона в области энергетики.

Ключевые слова: Каспийский регион; энергетика; Евразийский экономический союз; энергетическое сотрудничество.

Интеграционные процессы внутри ЕАЭС влияют и на внешнюю политику государств-участников интеграции, и на их экономические и торговые связи с другими странами. В условиях международной нестабильности интеграция ЕАЭС в энергетической отрасли имеет все шансы стать точкой притяжения для региональных партнеров, таких, как прикаспийские государства. В свою очередь, участие внешних партнеров станет дополнительным стимулом для развития проекта интеграции ЕАЭС.

С точки зрения энергетики, в зависимости от различных вариантов возможной делимитации Каспия существенно меняется объем углеводородных ресурсов, приходящихся на долю каждого прикаспийского государства. По этой причине сегодня не представляется возможным с приемлемой точностью оценить запасы каспийского шельфа государств. Особенно значительным оказывается разброс для Ирана, Казахстана и России.

Каспий занимает второе место по объему запасов нефти и газа после Персидского залива. Основные сферы его экономического развития - добыча полезных ископаемых, судоходство, рыболовство: в Каспийском море также сосредоточено около 90 процентов мировыхзапасов осетровых.

Энергетический потенциал Каспийского моря не используется прибрежными государствами в полной мере ввиду до сих пор не урегулированных разногласий по разделу нефтегазовых месторождений в регионе. В большинстве случаев прибрежные государства используют нефтегазовые ресурсы шельфа Каспийского моря для разработки и доставки на внешний рынок, тогда как нефтегазовые ресурсы морского дна окончательно не поделены.

Разработка нефтегазовых ресурсов Каспийского моря является неотъемлемой частью экономик всех пяти прибрежных государств - России, Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Ирана. Потенциал каспийских углеводородных ресурсов еще полностью не раскрыт, однако их разработка и добыча уже сейчас позволяет прибрежным государствам как удовлетворять собственные потребности в энергоресурсах, так и занимать определенное место в мировом энергетическом рынке. Эксплуатация энергетических ресурсов Каспийского моря требует комплексного подхода к урегулированию политических, правовых, экологических и других связанных с ней вопросов.

Рассматривая энергетическое сотрудничество государств Каспийского региона, важно учитывать различный экономический потенциал и изначальные позиции уровня данного сотрудничества в зависимости от страны. Здесь можно выделить две группы: с одной стороны, страны бывшего СССР, которые связаны с Россией общей инфраструктурой трубопроводов и налаженными связями по реализации инфраструктурных проектов, а с другой - Иран, сотрудничество с которым в настоящее время имеет скорее стратегическое значение.

© £

Ю

5

Г

3

сч со £

Б

а

2 о

Исторический опыт показывает, что международная экономическая интеграция является мощным средством поддержки экономического развития, а также обеспечения экономической и энергетической безопасности государств. Ситуация вокруг каспийского региона остается напряженной и напрямую влияет в том числе на развитие ЕАЭС. На этом фоне Иран неоднократно заявлял о своей заинтересованности во вступлении в Таможенный союз ЕАЭС. По запасам нефти Иран занимает 4 место в мире, что составляет 9,3 % мировых нефтяных запасов и 1-2 место (по разным данным) по запасам газа - 18% мировых запасов. На мировом рынке торговли нефтепродуктами на долю Ирана приходится 5,5%. В основном экспорт нефти направлен в восточные страны. Газ страна почти не экспортирует, хотя имеет гигантские и супергигантские месторождения. Потенциал роста добычи газа очень приличный — до 215 млрд. куб. м к 2020 году, 260 млрд. куб. м — к 2030-му и до 370 млрд. куб. м к 2040-му. Проблема состоит в том, что практически весь добываемый в Иране газ идет на быстрорастущий внутренний рынок. Доля газа в первичном энергопотреблении страны — одна из наиболее высоких в мире - 60%. Иран - государство, являющееся значимой региональной державой и занимающее исключительно выгодное географическое положение между Каспийским морем и Персидским заливом. Даже если предположить, что сразу после снятия санкций с Ирана в 2016 году и сразу начнется приток иностранных инвестиций в отрасль, высокая истощенность текущих месторождений позволит нарастить добычу лишь до 265 млн. т к 2020 году с дальнейшим плавным падением до 235 млн. т к 2040-му. Что касается мировых цен на нефть, то выход на рынок дополнительных объемов относительно недорогой нефти Ирана в краткосрочной перспективе, конеч-

Рис. 1. Динамика торговых отношений Ирана с государствами в Каспийском регионе за 2002-2012 гг. (тыс. долл. США) Источник: International Trade Center

Таблица 1

Торговля энергоресурсами между Россией и странами Каспийского региона, 2013 год

Источник: ФТС России

*ФТС России не фиксирует закупки газа «Газпромом» в Азербайджане, Туркменистане, Узбекистане.

Направление поставок, энергоресурс Азербайджан Иран Казахстан Туркменистан Узбекистан

7,6

<0,1 <0,1 2,5 <0,1 0,4

7,9

0,2

<0,1 - 1,7

0,9

-

8,2

24,3

0,1 4,1 -

но, может снизить цены, однако на длительном временном горизонте на среднегодовую цену Иран повлиять не сможет.

На газовом рынке ситуация во многом схожая: с одной стороны, Иран имеет крупнейшие в мире доказанные запасы газа (в частности, на супергигантском месторождении Южный Парс, запасы которого составляют примерно 5% общемировых), а с другой - для того чтобы их монетизировать, потребуются годы и колоссальные инвестиции, причем не только в разработку самих месторождений, но и в строительство дорогостоящей инфраструктуры.

Вступление Ирана в Таможенный союз открывает очень широкие транзитные возможности для стран ЕАЭС, а национальные рынки стран-членов ЕАЭС открывают большие перспективы для сбыта иранской продукции. Здесь следует отметить, что Азербайджан и Туркменистан также являются частью каспийского региона, и объективно не могут самоизолироваться от происходящих в нем процессов. В случае вступления Ирана в Таможенный союз и, таким образом, распространения евразийской интеграции на каспийский регион, возникнут дополнительные весомые предпосылки для уча-

Рис. 2. Закупки газа Группой «Газпром» в Средней Азии и Азербайджане, 2007-2013

Источник: ПАО «Газпром»

стия как Азербайджана, так и Туркменистана в интеграционном процессе. Снятие санкций с Ирана и его активное включение в процессы экономического сотрудничества и интеграции в каспийском регионе открывает реальные возможности для развития как добывающих, так и транзитных энергетических проектов. Снятие торговых барьеров в рамках Таможенного союза благоприятным условиям для сотрудничества во всех областях экономики, в том числе в сфере. При этом, в условиях геополитической напряженности, имея совместную, скоординированную политику в области разработки ресурсов Каспийского моря страны-участницы смогут защитить себя от усиливающегося геополитического давления, поскольку энергетическая безопасность отдельно взятой страны находится под большей угрозой, чем энергетическая безопасность союза.

Рассмотрим товарооборот Ирана с прикаспийскими государствами. Иран занимает второе место по ВВП и силе экономики в регионе, поэтому важно посмотреть, насколько в целом волатильны его торговые отношения. Динамику в значительной мере определяют напряженные отношения с Западом и санкции в рассматриваемый период (рисунок 1).

Приведенная динамика иллюстрирует влияние санкций на товарооборот. Очевидны общие тренды по годам во взаи-

моотношениях со всеми партнерами, а также падение товарооборота в периоды ужесточения санкций.

Вместе с тем, как заявил в июне 2014 года в г.Рамзар (Иран), заместитель министра иностранных дел Ибрагим Ра-химпур, в Иране разработана программа увеличения товарооборота с прикаспийскими странами до 10 млрд. долл. США. Это вполне реальная и достижимая цифра, так как он уже был в 2012 году 6,2 млрд. долл. США, а в контексте снятия международных санкций с Ирана в январе 2016 года и с учетом стремления Прикаспийских государств к наращиванию объемов — такая величина не кажется амбициозным вызовом даже в относительно короткое время.

В структуре энергетического сотрудничества России со странами Каспийского региона одной из главных составляющих являются поставки энергоресурсов, прежде всего нефти, нефтепродуктов, газа и угля (Таблица 1). Анализ взаимной торговли продукцией ТЭК показывает, что тесные связи сохранились с Казахстаном, а по некоторым другим странам присутствуют только закупки газа Россией. Значение Каспийского региона в структуре экспорта энергоресурсов из России в целом невелико - суммарная доля стран не превышает 3-4% по различным энергоресурсам и 10% по электроэнергии.

Импорт энергоресурсов из Каспийского региона в Россию

имеет большое значение по таким позициям, как газ и уголь.

Импорт угля осуществляется только из Казахстана (24,3 млн. т в 2013 году), который обеспечивает около 12% объема поставок угля на внутренний рынок России. Импорт газа реализуется из 4 стран региона и имеет масштабный характер. Так, в 2013 году суммарные закупки «Газпромом» газа из стран региона составили 30 млрд. куб. м,что эквивалентно 4-5% добычи в России (рисунок 2).

Поставки газа из стран Средней Азии в Россию осуществляются по системе газопроводов, главным образом, «Средняя Азия - Центр». «Газпром» закупает газ в странах региона, однако уже в меньших объемах, прежде всего из-за снижения поставок из Туркменистана. Данный спад был вызван аварией на газопроводе в апреле 2009 года и переходом на новые условия поставок: около 10 млрд. куб. м в год; цена определяется по формуле, индексируемой в соответствии с изменением цен на нефтепродукты. Закупки газа Газпромом из Казахстана и Туркменистана практически сравнялись в 2013 году, на Узбекистан приходится объем, в два раза меньший по сравнению с Туркменистаном.

Экспорт российской нефти и нефтепродуктов осуществляется в Казахстан и связан с ориентацией Павлодарского НПЗ на российскую нефть, а также с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей в стране.

Азербайджан является прямым конкурентом России в сфере поставок природного газа по Южному газовому коридору (в Южную и Центральную Европу). При этом соперничество сторон проходит без прямых конфликтов. Внутренний рынок добычи нефти и газа и розничной торговли нефтепродуктами Азербайджана открыт для иностранных компаний. В этих сегментах широко представлен «Лукойл».

О £

ю

5

г

ы

Таблица 2

Сотрудничество России со странами Каспийского региона в сфере ТЭК Источник: Энергетический бюллетень, выпуск №16, август 2014

Страна

Торговля энергоресурсами

Совместные проекты и инфраструктура

РОССИйские компании на внутреннем рынке

I [роблемы в дну сторонних отношениях в сфере ТЭК

Характер отношений il сфере ТЭК

Азербайджан

Газ (экспорт в Россию) Электроэнергия (небольшие

объемы)

-«Лукойл»: 10% в месторождении «Шах-Дсниз» и газопроводе Баку- Т бит иси-Эрэу ру м» - «Руоснефть» : ГРР на блоке «11адар»

-Газопровод «Гаджигабул-Моздок»; нефтепровод «Баку-Новороссийск» -Намерения о сотрудничестве: «Роснефть» и ГНКАР

-«Лукойл»: торговля нефтепродук там и (45 АЗС)

-Отсутствуют явные конфликты -Снижение объема поставок нефти и газа из

Азербайджана в Россию

-Азербайджан -прямой конкурент России в качестве поставщика газа в рамках ЮЖНОГО коридора_

Конкуренция на внешних рынках нефти и газа с присутствием российской компании в секторах алстрим и даунстрим

Казахстан

11ефть н

нефтепродукты

(импорт из

России)

Газ (взаимные

поставки)

Уголь (экспорт 15

Россию)

Электроэнергия

(взаимные

поставки)

-«Газпром» и «КазМунайГаз» : тазовое месторождение «Им ai пенс кое», СП на бане Ope нбу рте ко го ГПЗ -«Лукойл»: участие в 7 добывающих проектах, а также в КТК

-КТК, «Узень-Атырау-Самара» (нефть), «Средняя Азия Центр» (. аз)

-Освоение общих месторождений В Каспийском море (Хналынекое, «Лукойл»)

-ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС»: Экибастузская ГРЭС-2_

-« Газп ром нефть» : торговля нефтепродук тами (56 АЗС)

Ьесношлинная поставка нефти и нефтепродуктов из России в Казахстан: проблемы решаются на межправительствен ном уровне, с 2010 года - В рамках Таможенного союза

Взаимовыгодное сотрудничество в ТЭКе

присутствием российских компаний iî секторах апетрим m даунстрим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Туркменистан

Газ (экспорт в Россию)

Газопровод «Средняя Азия Центр» (поставки 1^1за)

Нет

сч со £

Б

ей

2009 год: газовый конфликт, снижение объема поставок и переориентация страны на другие рынки сбыта. Проекты но освоению морских НефТЯНЫХ блоков с участием российских компаний зако нсерви ро па н ы

Конкурентные отношения на Внешних рынках е полностью закрытым внутренним рынком для компаний из России

Иран

Отсутствует

I [а данном этапе отсутствуют Атамстройэкспорт» строительство и эксплуатация АЭС «Бушср» (ввод в 2010 году) «Газпром», «Газпром нефть», «Лукойл» занимались различными проектами по освоению месторождений нефти и газа, однако были вынуждены выйти и ; них

Нет

Конфликтов нет Российские компании отказались от проектов из-за санкций в отношении Ирана,

Стремление к сотрудничеству, сдерживающему с я потенциальной конкуренцией на международных рынках газа

2 о

Торговля энергоресурсами Ирана с Россией отсутствует. Имеется большой потенциал сотрудничества в сферах разработки месторождений и элект-

роэнергетики. В конце января 2016 года Власти Ирана уже заявили о первом договоре после отмены санкций с российским ЛУКОЙЛом, который будет за-

ниматься разведкой нефтяных месторождений в районе Абадана и в северной части Персидского залива. Сумма сделки составила порядка $6 млн.

Казахстан открыт для российского бизнеса во всех секторах ТЭК. В рамках Евразийского экономического союза предполагается создание общих рынков электроэнергии, нефти и газа. Перспективными являются совместные проекты в электроэнергетике и разработке нефтегазовых месторождений.

«Газпром» закупает определенный объем газа из Туркменистана. Фактически страны являются конкурентами в сфере наращивания поставок газа в Китай и страны Европы.

Совместные проекты каспийских государств по разработке нефтегазовых месторождений, их транспортировке на внешний рынок развиваются лишь на двусторонней основе. До настоящего времени только Россия и Казахстан договорились о разработке на паритетных началах месторождений на севере Каспийского моря «Курмангазы» («Кулалинская»), «Центральная», «Хвалынское», находящихся на стыке зон недропользования двух стран. Ниже рассмотрены двусторонние проекты России и стран Каспийского региона (таблица 2).

Для усиления мировых позиций прикаспийских государств важна более тесная координация действий на мировом рынке углеводородов, особенно в вопросах ценообразования, обеспечении глобальной и региональной энергетической безопасности.

Иран настоятельно требует совместных усилий по выработке новой законодательной базы для деятельности на Каспии, исходя из заботы о сохранении рыбных запасов, экологической чистоты и безопасности добычи нефти и газа. Причем постоянно оговаривается, что в этом процессе должны участвовать только прибрежные страны, поскольку вмешательство внерегиональных государств неизбежно осложнит выработку соответствующих документов.

В этой связи выглядит весьма целесообразной проработ-

ка вопроса о создании и развитии Координационного центра прикаспийских государств. По нашему мнению, координационный центр должен располагаться в одной из прикаспийских стран и иметь филиалы во всех остальных. Он будет призван на постоянной основе обеспечивать работу международных экспертных групп прикаспийских государств, в состав которых будут входить представители органов власти, деловых кругов, силовых структур, органов надзора и контроля за состоянием окружающей среды и других специализированных структур. Цель деятельности такого центра - подготовка материалов для переговоров, проведение исследований и научно-аналитической работы в области проблем сотрудничества и обеспечение широкого диалога прикаспийских государств.

Литература

1. Айвазян Д. Углеводородный потенциал Каспийского региона: оценки на международном и национальном уровнях // Международные процессы, т. 11, № 33.

2. Грунин В.Ф. Правовой статус Каспийского моря и проблемы обеспечения национальных интересов Российской Федерации.//Евразийский Ве-стник.2006.

3. Декларация между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о сотрудничестве на Каспийском море. // Дипломатический вестник. -№11, ноябрь 2000.

4. Доклад Министра природных ресурсов и экологии РФ Донского С.Е. на совещании о проблемах недропользования и транспортировки углеводородов на Каспии. Астрахань, 2.10.2013

5. Затягалова В.В., Иванов А.Ю. Мониторинг нефтяных загрязнений в море с помощью ГИС-технологии. Материалы 8-ой Всероссийской научно-практической конференции «Геоинформатика в нефтегазовой и горной отраслях».

6. Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС: между политикой и экономикой //Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11. С. 2537.

7. Иришев Б., Ковалев М. Будущее ЕАЭС: Сложный поиск равновесия и роста. Макроэкономический анализ стартовой ситуации в ЕАЭС. // http:// elib.bsu.by/handle/123456789/ 104542

8. Калинов В.В., Сапаров С.М. История проблемы международно-правового статуса Каспийского моря // Нефть, газ и бизнес. - 2011.- N 4

9. Малышева Д.Б. Каспии?-ские энергоресурсы как элемент глобальнои? энергетическои? игры // Южныи? Фланг СнГ. «Общие соседи» и «восточные партнеры» сквозь призму Каспия / Под ред. М.М. наринского, а.в. Мальгина, а.Л. Чечевишникова. М.: МГиМО, 2009

10. Официальный сайт Евразийского экономического союза // www.eaeunion.org

11. Официальный сайт Евразийской экономической комиссии // eurasiancommission.org

12. Салыгин В.И., Сафарян А.В. Современные международные экономические отношения в Каспийском регионе -М.:МГИМО-Университет, 2005.

13. Соглашение «О разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование». //Российская газета, 2003. - № 67 (3181).

14. Стенограмма заявлений глав государств - участников IV Каспийского саммита. // http:// kremlin.ru/events/president/ transcripts/46689

15. Халова Г.О., Шорохова Е.О. Торгово-экономические отношения Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского региона. // Центральная Азия: роль в перестройке мировых рынков нефти и природного газа. Под ред. С.В. Жукова. М.: ИМЭМО РАН, 2014.

О

3

ю

S

г

Ы

Features and perspectives of cooperation between Eurasian economic union and Caspian countries in energy sector Seferov A.K., Illeritsky N.I.,

Tyrtyshova D.O. Russian State University oil and gas

named by I. M. Gubkin World energy market changes, geopolitical issues and economic factors prompt a number of Eurasian and Caspian countries to improve and further develop their cooperation. For instance, there are new emerging possibilities and prospects for cooperation between Eurasian Economic Union and Caspian countries in energy sector. The article contains analysis of background and preconditions for such a kind of cooperation, as well as the estimation of energy sector development in Caspian region. The prospects for mutual projects in hydrocarbon resources exploration, production, transportation and processing are considered, along with energy security issues. Also, the possibility of international institution for energy cooperation between EEU and Caspian countries is considered. Key words: the Caspian region; energy; Eurasian economic Union; energy cooperation. References

1. Ayvazyan D. Hydrocarbonic capacity of the Caspian region: estimates at the international and national levels/

/the International processes, t. 11, No. 33.

2. Grunin V. F. Legal status of the Caspian Sea and problem of ensuring national interests of Russian Federatsii.//Euroasian Vestnik.2006.

3. The declaration between the Russian

Federation and the Republic of Kazakhstan on cooperation on the Caspian Sea//Diplomatic

messenger. - No. 11, November, 2000.

4. The report of the Minister of Natural

Resources and Environmental Protection of the Russian Federation of the Don S.E. at meeting about problems of subsurface use and transportation of hydrocarbons on the Caspian Sea Astrakhan, 10/2/ 2013

5. Zatyagalova V. V., Ivanov AYu. Monitoring of oil pollution in the sea by means of GIS-technology. Materials of the 8th All-Russian scientific and practical conference «Geoinformatics in Oil and Gas and Mountain Branches».

6. Ziyadullayev N. S. of EEU: between

policy and economy//Problems of the theory and practice of management. 2014. No. 11. Page 2537.

7. Irishev B., Kovalyov M. Future of EEU:

Difficult search of balance and growth. The macroeconomic analysis of a starting situation in EEU.//http://elib.bsu.by/handle/ 123456789/104542

8. Kalinov V. V., Saparov S. M. History of

a problem of the international legal

status of the Caspian Sea//Oil, gas and business. - 2011. - N 4

9. Malysheva of D.B. Kaspii skiye energy

resources as element global ? power ? games//Youzhny ? Flank of the CIS. «The general neighbors» and «east partners» through a prism of the Caspian Sea / Under the editorship of M.M. of narinsky, a.B. Malgina, and. L. Chechevishnikova M.: MGIMO, 2009

10. Official site of the Euroasian economic union//www.eaeunion.org

11. Official site of the Euroasian economic commission// eurasiancommission.org

12. Salygin V. I., Safaryan AV. The modern international economic relations in Kaspiysk the region -M.:MGIMO-university, 2005.

13. The agreement «About differentiation of a bottom of northern part of the Caspian Sea for implementation of the sovereign rights for subsurface use».// Russian newspaper, 2003. - No. 67 (3181).

14. The shorthand report of statements of heads of states - participants of the IV Caspian summit.//http:// kremlin.ru/events/president/ transcripts/46689

15. Halova G. O., Shorokhova E.O. Trade and economic relations of the Russian Federation with the countries of the Central Asian region.//Central Asia: a role in reorganization of the world markets of oil and natural gas. Under the editorship of S. V. Zhukov. M.: IMEMO RAHN, 2014.

СЧ c«j £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.