Энергетическое сотрудничество прикаспийских государств: состояние и перспективы развития
сч
09 £
Б
а
2 ©
Сеферов Аким Керимович,
аспирант факультета «Международный энергетический бизнес» РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина. е-таИ: а-в-90@уаги
В статье дана характеристика развитию топливно-энергетических комплексов прикаспийских государств, определены их общие и особенные черты. Проанализировано влияние внутренних и внешних факторов на развитие сотрудничества прикаспийских государств в энергетике. Установлено, что прикаспийские государства обладают основательной почвой для развития и укрепления сотрудничества в энергетической сфере, так как имеют общие интересы и цели, а также могут дополнить сильные и компенсировать слабые стороны друг друга. Проанализирована газотранспортная система прикаспийского региона. На основании анализа предложено создать энергетический хаб прикаспийских государств, а также соответствующие межнациональные координационные институты. Дана характеристика потенциальным возможностям и перспективам развития энергетического сотрудничества прикаспийских государств при создании энергетического хаба.
Ключевые слова: Каспийский регион; энергетическое сотрудничество; нефть и газ.
Государства прикаспийского региона (Россию, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан) объединяет не только общее внутреннее море, но и многие черты их национальных экономик. Все государства Каспия опираются в своем развитии на топливно-энергетический комплексы и являются экспортерами нефти и газа.1 К примеру, в 2014 году в Иране добывалось более 3,6 млн. баррелей нефти в сутки, а собственное потребление нефти превышало 2 млн. баррелей в сутки.2 Среди стран ОПЕК на долю Ирана в 2014 году пришлось 9,9% общей добычи (больше только у Саудовской Аравии).
По различным оценкам, запасы нефти в Иране могут составлять до 10% мировых, а газа - до 18% мировых, что ставит Иран на первое место в мире по запасам природного газа. При этом точная оценка запасов Ирана на сегодня представляется затруднительной ввиду длительного нахождения страны под давлением международных санкций, что привело к снижению инвестиций в геологоразведку. Запасы прикаспийской зоны Ирана оцениваются крайне осторожно ввиду отсутствия точных данных, либо их недоступности в открытых источниках. Однако это ничуть не умаляет роли Ирана в мировом нефтегазовом комплексе. Со снятием санкций Иран будет стремиться любыми способами захватить свою долю на мировых рынках нефти и газа.
Среди всех полезных ископаемых Туркменистана на первом месте стоит природный газ, многочисленные оценки сходятся в том, что Туркменистан обладает около 33 трлн. м3 природного газа, что составляет около 17,5% мировых запасов.3 Таким образом, по запасам газа Туркменистан занимает четвертое место в мире. Запасы нефти в Туркменистане не так значительны (менее 0,5% от мировых).
По предварительной оценке, в 2015 году экспорт природного газа из Туркменистана достиг почти 50 млрд. м3, что на 10% выше, чем в 2014 году, добыча в 2015 году также существенно выросла к 2014 году и достигла почти 80 млрд м3. Внутреннее потребление при этом не превысило в 2015 году 30 млрд. м3, что говорит о том, что у Туркменистана есть хорошие возможности для наращивания экспорта природного газа.4
Нефтегазовый комплекс является локомотивом экономического развития и для Азербайджана. Запасы нефти в Азербайджане оцениваются в 7,0 млрд баррелей, а запасы газа - в 1,2 трлн м3. По мировым меркам это небольшие величины, однако Азербайджан обладает налаженной системой транспортировки как нефти, так и газа в Турцию и Европу (трубопроводные системы Баку-Тбилиси-Джейхан и Баку-Тбилиси-Эрзурум), что обеспечивает стабильность экспорта энергоносителей на выгодных для страны условиях.5
Как и у других прикаспийских государств, основу экономики Казахстана составляет топливно-энергетический комплекс, преимущественно - нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность. Запасы нефти в Казахстане велики, и оцениваются в 30 млрд. баррелей, что составляет около 2% мировых за-
Таблица 1
Основные показатели нефтяной отрасли Ирана, млн. барр/сут Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015
2011 2012 2013 2014
Добыча 4.3 3,7 3,5 3,6
Потребление 1.9 1.9 2,0 2,0
Экспорт 2,4 1,8 1,5 1,6
Таблица 2
Основные показатели газовой отрасли Туркменистана, млрд. м3 Источник: BP Statistical Review of World Energy 2015
2011 2012 2013 2014
Добыча 59,5 62,3 62,3 69,3
Потребление 23,5 26,3 22,9 27,7
Экспорт 36 36 35,4 41,6
пасов. На территории Казахстана выявлено 5 крупных нефтегазоносных районов, в которых открыто более 200 месторождений нефти, газа и газового конденсата. Значительная часть нефтегазовых ресурсов Казахстана сосредоточена на прикаспийских территориях и шельфе Каспийского моря.6 Нефть является основным экспортным товаром Казахстана.
Каспийское море омывает берега трех регионов России -Астраханской области, Республики Калмыкия и Республики Дагестан. Россия обладает колоссальными запасами нефти (103,2 млрд. баррелей, или 6,1% мировых запасов) и газа (32,6 трлн. м3, 17,4% от мировых запасов) и входит в число мировых лидеров по их добы-че.7
Страны Каспия сотрудничают между собой в области экономики, торговли и инвестиций, однако потенциал этого сотрудничества используется не полностью. Общий объем взаимной торговли стран Прикаспийского региона превысил в 2014 году составил 65 млрд. долл. США, это только 6% от общего объема внешней торговли всех каспийских стран.
Очевидно, что в настоящее время потенциал взаимного торгово-экономического сотрудничества каспийских государств используется не полностью. Страны прикаспийского региона сосредоточены в основном на развитии своих нефтегазовых комплексов с целью получения притока иностран-
ных инвестиций в отрасль и быстрого экономического эффекта.
Добыча углеводородов на Каспии достаточно интенсивно развивается, в основном в акватории Азербайджана (благодаря иностранным инвестициям), и отчасти - в Туркменистане, Казахстане и России. Учитывая, насколько велики запасы углеводородов в странах прикаспийского региона, становится очевидно, что в настоящее время этот уникальный потенциал остается практически нереализованным. Безусловно, развитие сотрудничества прикаспийских государств осложняется рядом трудностей экономического, политического и международно-правового характера. Кроме того, существует угроза внешнего вмешательства в дела прикаспийского региона - интерес к нему проявляют все ведущие мировые державы.8 Тем не менее, мы полагаем, что именно энергетическое сотрудничество должно стать ключевым вектором развития для стран региона.
Можно выделить несколько наиболее эффективных направлений для активизации такого сотрудничества. Первое заключается в продолжении и укреплении формата пятисторонних саммитов прикаспийских государств, последний из которых состоялся в 2014 году.9 Это единственный существующий на данный момент способ для поддержания полноценного пятистороннего диалога прикаспийских государств на выс-
шем уровне, и его важность трудно переоценить. В настоящее время благодаря достигнутым на прошедшем саммите договоренностям международные группы экспертов и делегатов прикаспийских государств ведут активную разработку проекта Конвенции по статусу Каспийского моря. Ожидается, что она будет подписана на следующем саммите, который состоится в 2017 году. Подписание этого документа снимет наиболее острый вопрос о статусе и разделении Каспийского моря,10 что станет прорывным достижением каспийской «пятерки».
Мы полагаем, что после урегулирования вопроса о статусе и разделе Каспийского моря станет возможным создание принципиально нового формата сотрудничества прикаспийских государств. Во-первых, подписание Конвенции с высокой вероятностью закрепит принцип невмешательства третьих стран в дела Каспия, что гарантирует безопасность и суверенность реализуемых проектов. Во-вторых, откроется реальная возможность для глубокой интеграции нефтегазовых комплексов государств прикаспийского региона. Следуетупомянуть также перспективы взаимодействия прикаспийского «энергетического союза» с ЕАЭС и ШОС, на повестке дня которых также стоят вопросы энергетики и безопасности11 , а также развитие проекта международного транспортного коридора «Север-Юг», договоренность о котором была достигнута в рамках прошедшего недавно саммита трех прикаспийских государств(России, Азербайджана и Ирана).
Анализ текущих факторов развития нефтегазовой сферы прикаспийских государств показывает, что они способны на взаимовыгодных условиях дополнить друг друга, если будут объединены в некую общую систему. Так, обладая существенными запасами нефти и газа, Туркменистан не имеет достаточных возможностей для по-
© 3
Ю
5
г 8
сч
09 £
Б
а
2 о
ставки их на мировые рынки ввиду отсутствия развитых экспортных каналов. Создание и развитие таких каналов требует масштабных и продолжительных инвестиций в инфраструктуру, а гарантии рентабельности при этом отсутствуют.12 Азербайджан, при этом, располагает выгодными маршрутами экспорта углеводородов, но его собственные запасы углеводородов относительно скудны, и, как можно предположить, Азербайджан не будет способен поддерживать добычу на приемлемом уровне после 2030 года. Российская Федерация и Казахстан при этом обладают опытом сотрудничества и совместной работы над каспийскими проектами, а также, уже отработанными эффективными взаимными транспортными мощностями.13 Россия также способна предоставить своим партнерам технологии и инвестиции для разработки, по крайней мере, традиционных запасов углеводородов, но в первую очередь - строительства инфраструктуры и транзитных сетей (обладая опытом создания и обслуживания ЕГТС протяженностью более 170 тыс. км и сети нефтепроводов протяженностью более 70 тыс. км).14 Таким образом, в Каспийском регионе формируется уникальная почва для взаимовыгодного сотрудничества всех пяти государств в энергетической сфере.
В этой связи мы предлагаем рассмотреть возможность создания крупнейшего в Евразии и на Ближнем Востоке энергетического хаба прикаспийских государств. Данный проект подразумевает использование и расширение имеющейся трубопроводной и транзитно-транспортной инфраструктуры всех пяти государств вокруг Каспийского моря в целях развития их топливно-энергетических комплексов. Подразумевается объединение прикаспийских государств магистральными газопроводами, связанными с ЕГТС России и каждой страны-участника, а также,
Рис. 1. Месторождения газа, газопроводы и схема Каспийского газового хаба Источник: Составлено автором с использованием материалов Petroleum Economist (http://store.petroleum-economist.com/Map-Gas-Map-of-Europe-p/ mpem288.htm)
при необходимости, создание дополнительных нефтеналивных терминалов и нефтехранилищ на берегах Каспийского моря в каждой из стран. По сути это будет означать формирование колоссального по своим масштабам газового и нефтяного конгломерата в центре Евразийского континента. В этом случае потенциальная суммарная емкость «каспийского кольца» составит более 45% мировых запасов газа и почти 20% мировых запасов нефти. Консолидация такого количества энергетических ресурсов, особенно природного газа, в сочетании с объединенными возможностями логистических систем пяти государств позволит говорить о формировании еще
одного мирового энергетического картеля, в рамках которого будет существовать возможность гибкого распределения потоков природного газа между европейским, азиатским и мировым (в форме СПГ) рынками, что позволит повысить стабильность, предсказуемость и надежность поставок энергоресурсов. У прикаспийских государств появится возможность оказывать консолидированное влияние на мировой рынок природного газа путем применения согласованного механизма квот на добычу и транспортировку углеводородов (по аналогии с ОПЕК, но в более гибкой форме), что позволит привлечь иностранные инвестиции с различных рын-
ков, а также принесет массу других преимуществ.
Фактически, действующая газопроводная инфраструктура уже способна обеспечить функционирование каспийского энергетического хаба на первоначальном этапе. Магистральные газопроводы вдоль побережья каспийского моря имеются и функционируют на территории каждого из пяти прикаспийских государств, формируя замкнутое кольцо вокруг Каспия (см. Рис. 1), однако их мощность и другие технические характеристики различаются. Наиболее развита газопроводная сеть в России и Азербайджане, наименее - в Иране. Прикаспийские территории Ирана отделены от остальной части страны массивной горной цепью, и вдоль побережья проходиттолько газопровод Довлетабад - Серахс -Решт - Астара с небольшой пропускной способностью в 6 млн. куб. м. в год. Он используется для снабжения туркменским газом территорий северного Ирана, связан с остальной газотранспортной системы страны. Газотранспортные системы России, Казахстана и Туркменистана изначально были созданы в рамках единого проекта и обеспечивают мощный экспортный коридор в европейском направлении, а также связь с ЕГТС России и потенциал для поставок трубопроводного газа в Азию через Туркменистан. Азербайджан также обладает разитой ГТС и хорошим экспортным каналом в Европу.
Таким образом, с технической точки зрения создание Каспийского газового хаба не потребует реализации дорогостоящих мегапроектов, а лишь модернизации, расширения и взаимоприспособления действующих газотранспортных систем. В случае совместных действий это обойдется пяти каспийским государствам значительно дешевле, чем если бы каждая страна строила собственные транспортные и экспортные мощности. Кроме того, выполнение подобного проекта может полностью
снять проблемный вопрос о строительстве газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря, что может быть достигнуто при условии функционирования хаба и соблюдения механизмов и принципов квотирования и регулирования поставок.
Поскольку технико-технологическая часть создания каспийского газового хаба не представляется особо сложной задачей, реализация этой идеи сводится, по сути, к согласованию позиций пяти стран по многим спорным вопросам, выработки единой политики, а также созданию регулирующих институтов и органов, что, по сути будет означать энергетическую интеграцию Каспия. Мы предлагаем для начала проработать вопрос создания Координационного центра прикаспийских государств по энергетическому сотрудничеству. По нашему мнению, данный координационный центр может располагаться в прикаспийском регионе России - в Республике Дагестан и иметь филиалы во всех остальных прикаспийских государствах. Республика Дагестан обладает выгодным географическим расположением на пересечении действующих логистических маршрутов, а также комфортной средой для размещения международного координационного центра. Центр на постоянной основе сможет обеспечивать работу международных экспертных групп, в состав которых будут входить представители органов власти, деловых кругов, силовых структур, органов надзора и контроля за состоянием окружающей среды и других специализированных структур. Цель деятельности такого центра - подготовка материалов для переговоров, проведение исследований и научно-аналитической работы в области проблем энергетического сотрудничества и обеспечение широкого диалога прикаспийских государств. В то время как экономическая целесообразность создания энергетического хаба
прикаспииских государствдостаточно понятна, политическая часть вопроса может сохранить свою остроту даже в случае успешного и скорейшего подписания Конвенции. Мы полагаем, что необходимо направить все усилия на согласование позиций прикаспийских государств, урегулирование спорных политических вопросов и подготовку Программы энергетического сотрудничества прикаспийских государств.
Литература
1. Быстрова А.К. Проблема транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М., ИМЭМО РАН, 2009. 96 с.
2. В Астрахани состоялся IV Каспийский саммит / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/46686
3. Добыча нефти на месторождении Кашаган возобновится в декабре 2016 года. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: tass.ru/tek/2506992
4. МИД Казахстана: Каспийский саммит пройдет в 2017 году. ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3450971
5. Картографические материалы Petroleum Economist [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://store.petroleum-economist.com/Map-Gas-Map-of-Europe-p/mpem288.htm
6. Мухамеджанова Д. Интеграционные процессы в Евразии: ЕАЭС и ШОС. Россия и новые государства Евразии. — 2015. — № 3. — С. 27-33
7. Отчет компании BP о каспийских проектах [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bp.com/en_az/caspian/ press/businessupdates/2015-year-end-results.html
8. Россия и Казахстан договорились по нефти на Каспии. Вести Финанс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vestifinance.ru/articles/ 63381
О
3
ю
5
г 8
сч со £
б
2 о
9. Серикова У.С. Состояние сырьевои? базы нефтегазового комплекса Каспии?ского региона и прогноз добычи углеводородов // Нефть, газ и бизнес. 2013. № 7. С. 34-41.
10. Ходжамурадов Я. Нефтегазовый комплекс Туркменистана: запасы, добыча, экспорт, перспективы. // Нефть, газ и бизнес. 2012. № 9. С.7-12.
11. BP Statistical review of World Energy - 2015
12. Central Bank of Iran Database [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.cbi.ir
13. World Bank Database [Электронный ресурс]. Режим доступа: dataworldbank.org
14. Baghirov E. Analysis: Trans-Caspian Pipeline implementation process [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.naturalgaseurope.com/the-momentum-for-the-trans-caspian-pipeline-24590
15. Coffey L. A Secure and Stable Caspian Sea Is in America's Interest // Backgrounder, #3070, December 4, 2015, P. 1-21.
Ссылки
1 Серикова У.С. Состояние сырьевои? базы нефтегазового комплекса Каспии?ского региона и прогноз добычи углеводородов // Нефть, газ и бизнес. 2013. № 7. С. 34-41.
2 По данным BP Statistical Review of World Energy 2015 и Central Bank of Iran.
3 BP Statistical review of World Energy, 2015, P. 20.
4 Ходжамурадов Я. Нефтегазовый комплекс Туркменистана: запасы, добыча, экспорт, перспективы. // Нефть, газ и бизнес. 2012. № 9. С.7-12.
5 Отчет компании BP о каспийских проектах [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.bp.com/en_az/caspian/ press/businessupdates/2015-year-end-results.html
6 Добыча нефти на месторождении Кашаган возобновится в декабре 2016 года. ТАСС. [Электронный ресурс]. Режим доступа: tass.ru/tek/2506992
7 По данным BP Statistical Review of World Energy 2015 и World Bank.
8 Coffey L. A Secure and Stable Caspian Sea Is in America's Interest // Backgrounder, #3070, December 4, 2015, P. 1-21.
9 В Астрахани состоялся IV Каспийский саммит / Официальный сайт Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/46686
10 МИД Казахстана: каспийский саммит пройдет в 2017 году. ТАСС [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3450971
11 Мухамеджанова Д. Интеграционные процессы в Евразии: ЕАЭС и ШОС. Россия и новые государства Евразии. — 2015. — № 3. — С. 27-33
12 Baghirov E. Analysis: Trans-Caspian Pipeline implementation process [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.naturalgaseurope.com/the-momentum-for-the-trans-caspian-pipeline-24590
13 Россия и Казахстан договорились по нефти на Каспии. Вести Финанс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.vestifinance.ru/articles/ 63381
14 Быстрова А.К. Проблема транспортной инфраструктуры и экологии в Каспийском регионе (добыча и экспортные перевозки углеводородов). М., ИМЭМО РАН, 2009. 96 с.
Current State and Perspectives of Cooperation between Caspian countries in energy sector Seferov A.K.
RSU of oil and gas n.a Gubkin I.M. In the article contains the characteristics of fuel and energy complexes of the Caspian States, their common and special features. The impact of internal and external factors on the development of cooperation of the Caspian States in the energy sector is analysed. It is established that the Caspian states have solid ground for development and strengthening of their cooperation in the energy sector, because they have common interests and goals, and can complement the strengths and offset the weaknesses of each other. The gas transportation system of
the Caspian region is analysed. According to the analysis it is proposed to create an energy hub of the Caspian states, along with relevant international coordinating institutions. Potential possibilities and prospects of development of energy cooperation of the Caspian littoral States in case of establishing energy hub are characterized.
Key words: the Caspian region; energy cooperation; oil and gas.
References
1. Bystrova A K. the Problem of transport infrastructure and ecology in the Caspian region (the extraction and export of hydrocarbons). M., IMEMO, 2009. 96 p
2. Fourth Caspian summit held in Astrakhan / the Official site of the President of Russia [Digital source]. Access mode: http://kremlin.ru/ events/president/news/46686
3. Oil production at Kashagan will be
resumed in December 2016. TASS. [Digital source]. Access mode: tass.ru/tek/2506992
4. The Ministry of foreign Affairs of
Kazakhstan: Caspian summit will be held in 2017. TASS [Digital source]. Access mode: http://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/ 3450971
5. Maps by Petroleum Economist [Digital source]. Access mode: http:/ /store.petroleum-economist.com/ Map-Gas-Map-of-Europe-p/ mpem288.htm
6. Mukhamedzhanova D. Integration
processes in Eurasia: the EAEU and the SCO. Russia and the new States of Eurasia. — 2015. — No. 3. — S. 27-33
7. Report for BP on Caspian projects
[Digital source]. Access mode: www.bp.com/en_az/caspian/ press/businessupdates/2015-year-end-results.html
8. Russia and Kazakhstan agree on oil
in the Caspian sea Vesti Finans. [Digital source]. Access mode: www.vestifinance.ru/articles/63381
9. Serikova U. S. State of raw material
base of oil and gas complex of the Caspian region and the forecast of hydrocarbon production // Oil, gas and business. 2013. No. 7. P. 34-41.
10. Hojamuradov J. Oil and gas complex of Turkmenistan: reserves, production, exports, prospects. // Oil, gas and business. 2012. No. 9. Pp. 7-12.
11. BP Statistical review of World Energy - 2015
12. Central Bank of Iran Database [Digital source]. Access mode: www.cbi.ir
13. World Bank Database [Digital source]. Access mode: data.worldbank.org
14. Baghirov E. Analysis: Trans-Caspian Pipeline implementation process [Digital source]. Access mode: http:/ /www.naturalgaseurope.com/the-momentum-for-the-trans-caspian-pipeline-24590
15. Coffey L. A Secure and Stable Caspian Sea Is in America's Interest // Backgrounder, #3070, December 4, 2015, P. 1-21.