Научная статья на тему 'Новые возможности энергетического сотрудничества на Каспии после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря: выгоды и риски для Российской Федерации'

Новые возможности энергетического сотрудничества на Каспии после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря: выгоды и риски для Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАСПИЙСКОЕ МОРЕ / ЭНЕРГЕТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / ГАЗОПРОВОД / КОНВЕЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грибанич В.М., Суханов А.А.

В статье приведен анализ новых возможностей энергетического сотрудничества каспийских государств после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Отмечено, что в Конвенции определены основные принципы определения принадлежности территорий и разделения ресурсов дна и недр Каспия, а также правила реализации совместных проектов, включая строительство трубопроводов, а также обеспечения военной и экологической безопасности на Каспии. Сделан вывод о высокой значимости Конвенции, которая стала историческим документом и установила международно-правовую основу для дальнейшего развития сотрудничества государств Каспийского региона. Проанализированы возможности дальнейшего развития энергетических проектов на Каспии после подписания Конвенции. Сделаны выводы о возможных выгодах и рисках строительства Транс-каспийского газопровода. Сформулированы предложения по участию России в энергетических проектах на Каспии и сотрудничеству с государствами региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новые возможности энергетического сотрудничества на Каспии после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря: выгоды и риски для Российской Федерации»

Новые возможности энергетического сотрудничества на Каспии после подписания конвенции о правовом статусе Каспийского моря: выгоды и риски для Российской Федерации

Грибанич Владимир Михайлович

д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

Суханов Александр Александрович

аспирант, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

В статье приведен анализ новых возможностей энергетического сотрудничества каспийских государств после подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Отмечено, что в Конвенции определены основные принципы определения принадлежности территорий и разделения ресурсов дна и недр Каспия, а также правила реализации совместных проектов, включая строительство трубопроводов, а также обеспечения военной и экологической безопасности на Каспии. Сделан вывод о высокой значимости Конвенции, которая стала историческим документом и установила международно-правовую основу для дальнейшего развития сотрудничества государств Каспийского региона. Проанализированы возможности дальнейшего развития энергетических проектов на Каспии после подписания Конвенции. Сделаны выводы о возможных выгодах и рисках строительства Транскаспийского газопровода. Сформулированы предложения по участию России в энергетических проектах на Каспии и сотрудничеству с государствами региона.

Ключевые слова: Каспийское море, энергетика, сотрудничество, газопровод, Конвеция

Государства Каспийского региона, к которым принято относить Россию, Казахстан, Туркменистан, Азербайджан и Иран, обладают глубокими цивилизационными взаимосвязями, которые обусловлены общей историей, отчасти - культурой, и, безусловно, геоэкономическими и геополитическими факторами современности. После распада СССР каспийские государства направили общие усилия на формирование взаимоприемлемых форматов сотрудничества в регионе, включая общее правовое поле. Долгое время основные спорные вопросы были связаны с разделом Каспийского моря и установлением прав каждого из государств Каспия на те или иные участки морского дна и недр. Разработка проекта документа, определяющего правовой статус и основные правила взаимодействия на Каспии, велась с 1996 года, когда состоялся Первый каспийский саммит. Долгожданный прорыв в переговорах был совершен в августе 2018 г., когда в ходе Пятого каспийского саммита в казахстанском г. Актау лидерами пяти государств Каспия была окончательно согласована и подписана Конвенция о правовом статусе Каспийского моря (далее - Конвенция). [6]

Конвенция состоит из 24 статей, составлена на шести языках - английском, азербайджанском, казахском, русском, туркменском и фарси, в силу характера своего содержания является бессрочной [там же, ст. 24]. Конвенция подчеркивает жизненно важное значение Каспийского моря и его ресурсов для государств региона, при этом в тексте отмечается, что исключительное право на пользование этими ресурсами имеется только у Каспийских государств. Конвенция декларирует своей основной целью развитие и укрепление сотрудничества между каспийскими странами, а также бережное использование ресурсов Каспия и защиту его уникальной природной среды. В Статье 1 Конвенции разработан терминологический и понятийный аппарат документа, причем важно отметить, что Каспийское море определено как «окруженный сухопутными территориями водоем», т.е. Конвенция присваивает Каспию уникальный международно-правовой статус, отличный как от статуса моря, так и от статуса озера. Уникальный статус Каспия позволяет Каспийским государствам разработать любые приемлемые для них принципы совместного использования и разграничения Каспия, что подчеркивается и определяется в Статьях 2-4. Среди важнейших принципов, определяющих деятельность государств Каспия, следует отметить осуществление плавания в Каспийском море исключительно судов под флагами каспийских государств и запрета на присутствие в регионе вооруженных сил других государств, совместного поддержания мира и безопасности в регионе. [там же, пп. 4-11, ст. 3] В Статьях 5-9 определены основные принципы разграничения территорий и раздела ресурсов Каспия между государствами, что является одним из главных достижений данной Конвенции. Важно отметить, что задачей Конвенции не является определение детальных экономико-географических и юридических параметров разграничения водной толщи, дна и недр и биологических ресурсов. Однако благодаря Конвенции создана международно-правовая основа для формирования пакета международных договоров, определяющих детальные условия разграничения в соответствии с нормами международного права и новым статусом Каспия. [там же, п. 3 ст. 7, п. 1 ст. 8, п. 5 ст. 9].

В Статьях 10-12 определены основные правила судоходства и юрисдикции объектов на Каспии. Статья 13 определяет порядок проведения деятельности по морским научным исследованиям, в частности, связанным с разработкой ресурсов дна и недр. В целом, Конвенция формирует благоприятную среду для геологоразведочной деятельности на Каспии, предоставляя государствам широкие возможности по проведению таких работ (включая многосторонние проекты), но при этом гарантируя защиту прав и интересов каждой стороны. [там же, ст. 13]

О £

ю

5

г

оо

2 е

8

сч со £

а

о

Важнейшее значение для развития сотрудничества на Каспии имеет Статья 14, которая разрешает прокладку подводных магистральных трубопроводов и кабелей по дну Каспийского моря и определяет основные условия реализации подобных проектов. Подчеркивается, что прокладка трубопроводов и кабелей должна осуществляться с разрешения тек стран, чьи сектора дна пересекает трасса строящегося объекта и обязательное соответствие проекта требованиям экологической безопасности. [там же, п. 2, п.3 ст. 14]

Необходимо отметить, что вопросам экологической безопасности и охраны окружающей среды уделено значительное внимание в тексте документа: никакие проекты на Каспии не могут быть реализованы, если они наносят ущерб экологической системе, а страны несут ответственность за любой нанесенный экологический вред. [там же, ст. 15] В последующих статьях определяются прочие условия сотрудничества между прикаспийскими государствами, а также порядок вступления Конвенции в силу, порядок выполнения условий Конвенции, внесения изменений, и т.д. Таким образом, Конвенция, вне всяких сомнений, является важнейшим историческим документом, который формирует фундаментальные условия для дальнейшего развития сотрудничества государств Каспия.

Необходимо отметить, что сотрудничество между Каспийскими государствами в последние годы развивается с возрастающей интенсивностью. Как отметил в ходе Каспийского саммита Президент РФ В.В. Путин, объем торговли России с государствами Каспия в 2017 г. вырос до 22 млрд долл. США (на 20% к уровню 2016 г.)., а за январь-июнь 2018 г. - более чем на 10% к уровню 2017 года. [7] По нашему мнению, наибольший интерес в свете подписания Конвенции представляют новые перспективы развития сотрудничества в области энергетики и транспорта углеводородов. Каспийский регион обладает значительными запасами углеводородных ресурсов, и все государства Каспия активно занимаются добычей нефти и газа. По консолидированным оценкам, запасы нефти каспийских государств в сумме могут достигать 250 млрд баррелей, то есть, около 20% мировых запасов. Запасы природного газа (с учетом запасов государств за пределами Каспийского региона) оцениваются более чем в 85 трлн куб. м., то есть, более 45% мировых (таблица 1). Кроме того, имеется существенный потенциал

Таблица 1. Доказанные запасы нефти и газа каспийских государств Источник: [2]

Государство Доказанные залаем НС(|>[И млрд. баррелей Доля запасов нефти от мировых Доказанные запасы газа^ трлн. куб. М. Доля запасов газа от мировых

Россия 102 6% 32 17%

Казахстан .40 2% менее 1 менее 1%

Тури м ."МП к: [пн менее 1 М. ней 1% 18 9%

Ирам 157 9% 44.0 18%

Азербайджан 7 менее 1% 1 менее 1%

Рисунок 1. Схема маршрута «Южного газового коридора» Источник: [4]

для открытия новых запасов в акватории Каспийского моря, которая еще недостаточно хорошо разведана.

Нефтегазовый комплекс имеет стратегическое значение для экономики каждого государства Каспия, обеспечивая им значительную часть роста ВВП и профицит внешней торговли. По этой причине задачи монетизации собственных запасов являются для каспийских государств приоритетными. Мы полагаем, что подписание Конвенции и дальнейшее развитие нормативной правовой базы для сотрудничества в регионе будет существенно способствовать реализации таких задач.

В первую очередь страны Каспия могут вернуться к рассмотрению проектов строительства газопроводов по дну Каспийского моря для поставок природного газа на Европейский рынок. Подобные проекты (№Ьиссо, Транскаспийский газопровод и т.д.) рассматривались в середине 2000-х гг., но строительство морского участка на Каспии не представлялось возможным. При этом к настоящему времени уже практически завершено создание инфраструктуры так называемого «Южного газового коридора». Он состоит из ЮжноКавказского газопровода, а также газопроводов ТАМАР, ТАР, которые призваны доставлять природный газ из Азербайджана через Турцию в страны юго-восточной Европы и Италию (рис. 1).

Максимальный объем поставок, с учетом возможностей прокладки дополнительных ниток, может достигнуть 60 млрд куб. м в год, а в настоящее время составляет 15 млрд куб. м в год. Открытие газопровода и подача первого товарного газа из Азербайджана в Турцию состоялась в конце мая 2018 года. Поставки газа в Европу, как ожидается, начнутся в 2020 году. [4]

Проект «Южного газового коридора» активно поддерживается Европейским Союзом, который стремится максимально диверсифицировать импорт природного газа в соответствии с целями по обеспечению энергетической безопасности в рамках общей энергетической политики ЕС. [3] Одной из основных проблем проекта является отсутствие достаточной ресурсной базы, поскольку добыча газа в Азербайджане падает, а себестоимость остается достаточно высокой. В связи с этим для выполнения текущих экспортных обязательств Азербайджан вернулся к практике закупок российского газа в конце 2017 г. [5] Можно ожидать, что в свете подписания Конвенции Туркменистан, скорее всего, вернется к идее о реализации проекта Транскаспийского газопровода и участию в Южном газовом коридоре, поскольку, как было отмечено выше, согласно Конвенции разрешение на прокладку трубопровода требуется только от тех

стран, по территории которых данный трубопровод пройдет. Таким образом, благодаря подписанию Конвенции сформировались новые предпосылки для сотрудничества между Азербайджаном и Туркменистаном в области поставок газа в европейском направлении.

Данный фактор несет для России как риски, так и возможности. С одной стороны, в случае реализации проекта может возникнуть конкуренция между российским, туркменским и азербайджанским газом на европейском рынке, что приведет к снижению цен на газ и осложнению отношений каспийских государств. С другой стороны, вхождение России в данный проект в качестве одного из поставщиков могло бы, во-первых, существенно улучшить экономические показатели, во-вторых, обеспечить диверсификацию импорта газа в Европу в рамках выполнения условий Третьего энергопакета, и, в-третьих, поддержать статус Азербайджана как важного участника цепочки поставок газа в условиях его падающей добычи.

Однако Европа является не единственным возможным рынком для монетизации углеводородных ресурсов каспийских государств. Географическое расположение каспийского региона является крайне удачным, и для каспийских стран наиболее привлекательными являются интенсивно развивающиеся энергетические рынки Китая и Индии. Высокие темпы экономического роста и численности населения, развитие промышленного производства и сферы услуг делают их ключевыми потребителями энергоресурсов в мире. По итогам 2017 г. на долю Китая пришлось более 20% мирового потребления первичной энергии, на долю Индии - более 6%. [2] Данные страны не обладают значительными запасами собственных энергоресурсов. Согласно прогнозам, потребление энергии в Китае к 2035-2040 гг. может удвоиться, а в Индии - утроиться, что будет означать соответствующее увеличение потребности в импорте. [1]

Туркменистан и Иран предпринимают усилия в направлении выхода на рынки Китая и Индии. Туркменистан осуществляет поставки газа в Китай в объеме до 30 млрд куб. м в год и реализует проект по строительству газопровода ТАПИ в Индию мощностью до 33 млрд куб. м в год. Необходимо отметить, что на сегодняшний день Китай является единственным экспортным рынком для туркменского газа, что позволяет китайской стороне устанавливать предельно выгодные для себя условия его приобретения. Строительство

газопровода ТАПИ сталкивается с рядом сложностей и перспективы его успешного завершения остаются неопределенными. Иран также прорабатывал проекты строительства газопровода в Индию через территорию Пакистана и морским путем, а также строительства завода по производству СПГ, однако данные проекты не были реализованы, частично по причине наложенных на Иран международных санкций, частично - в связи с их высокой технологической сложностью и капиталоемкостью. [8] Очевидно, что подобные проекты не могут быть успешно реализованы силами какого-либо одного государства. В этой связи необходимо содействовать кооперации каспийских государств в данной области, привлекать к реализации подобных проектов другие страны региона - в первую очередь, Россию. Российские нефтегазовые, инженерно-технологические и строительные компании обладают высокими компетенциями в области реализации подобных проектов, а совместное финансирование силами двух и более партнеров позволит оптимизировать затраты, что в итоге приведет к улучшению экономических показателей.

Учитывая перспективы развития мировых энергетических рынков наряду с изменениями роли Каспийского региона в мировой энергетике, экономике и геополитике, полагаем, что более внимательное рассмотрение и детальная проработка подобных проектов и возможностей на уровне исследовательских и аналитических центров, а также руководства национальных нефтегазовых компаний каспийских государств является сегодня весьма актуальной задачей. Развитие сотрудничества между государствами Каспия, особенно между Россией и Ираном становится особенно важным в условиях неблагоприятной геополитической обстановки и агрессивной внешней среды. Совместные проекты в области энергетики и инфраструктуры позволят каспийским государствам независимым образом реализовывать государственные программы развития промышленности, технологий и замещения импорта.

Литература

1. BP Energy Outlook 2018

2. BP Statistical Review of World Energy 2018

3. Energy Security Strategy. URL: https:// ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy

4. Азербайджанская труба нацелилась на Италию // Коммерсантъ, 29.05.2018

URL: https://www.kommersant.ru/doc/ 3643787

5. Газпром вернулся в Азербайджан. Коммерсантъ, 23.11.2017 URL: https:// www.kommersant.ru/doc/3475181

6. Конвенция о правовом статусе Каспийского моря. Подписана 12 августа 2018 г., в г. Актау, Республика Казахстан.

7. Пятый каспийский саммит. Владимир Путин принял участие в Пятом каспийском саммите, состоявшемся в Республике Казахстан. 12.08.2018. URL: http:// www.kremlin.ru/events/presidenl/news/58296

8. Сеферов А.К. Перспективы экспорта природного газа из прикаспийских государств // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2018. Том 8. № 6А. С. 132-140.

New opportunities for energy cooperation in Caspian region after signing the convention on the legal status of the Caspian sea: benefits and risks for the Russian Federation

Gribanich V.M., Sukhanov A.A.

Russian State University of Oil and Gas (NRU) named after I.M. Gubkin

The article analyzes the new opportunities for energy cooperation of the Caspian states after the signing of the Convention on the Legal Status of the Caspian Sea. It is noted that the Convention defines the basic principles for determining the ownership of territories and the division of resources of the seabed and subsoil of the Caspian Sea, as well as the rules for implementing joint projects, including the construction of pipelines, and ensuring military and environmental security in the Caspian. It was concluded that the Convention was of great importance, which became a historical document and established an international legal basis for the further development of cooperation between the states of the Caspian region. The possibilities of further development of energy projects are analyzed. Conclusions are made about the possible benefits and risks of the construction of the Trans-Caspian gas pipeline. Proposals on Russia's participation in energy projects in the Caspian region and cooperation with the states of the region are formulated.

Keywords: Caspian Sea, power, cooperation, gas pipeline, Konvetion

References

1. BP Energy Outlook 2018

2. BP Statistical Review of World Energy 2018

3. Energy Security Strategy. URL: https://

ec.europa.eu/energy/en/topics/energy-strategy-and-energy-union/energy-security-strategy

4. Azerbaijani pipe aims at Italy // Kommersant, May

29, 2013 URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3643787

5. Gazprom returned to Azerbaijan. Kommersant,

11/23/2012 URL: https://www.kommersant.ru/ doc/3475181

6. Convention on the Legal Status of the Caspian

Sea. Signed on August 12, 2018, in the city of Aktau, Republic of Kazakhstan.

7. Fifth Caspian Summit. Vladimir Putin took part in

the Fifth Caspian Summit, held in the Republic of Kazakhstan. 08/12/2018. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/58296

8. Seferov A.K. Prospects for the export of natural

gas from the Caspian states // Economy: yesterday, today, tomorrow. 2018. Volume 8. № 6A. Pp. 132-140.

О

3

Ю

s

r 00

2 e

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.