АЛКЛЫЧЕВ А.М.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИКАСПИЙСКИХ ГОСУДАРСТВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена перспективам взаимоотношений России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана в рамках Организации Каспийского экономического сотрудничества, что может явиться «стержнем» активизации региональных экономических связей, в частности в области взаимодействия стран прикаспийского региона в нефтегазовой области. Основное внимание уделено непосредственно взаимоотношениям России с каждой конкретной страной прикаспийского региона в нефтегазовой отрасли и необходимости единой выработанной стратегии у прикаспийских государств как в экономической, так и в политической составляющей этих взаимоотношений. Определены возможные пути участия прикаспийских регионов России в освоении углеводородных запасов Каспия и стимулировании на базе этого эффективного инновационного развития своих региональных экономик.
ALKLYCHEV A.M.
INTERACTION OF THE NEAR-CASPIAN STATES IN OIL AND GAS
AREA
Article is devoted prospects of mutual relations of Russia, Iran, Azerbaijan, Kazakhstan and Turkmenistan within the limits of the Organization of the Caspian economic cooperation that can be «core» of activization of regional economic relations, in particular, in the field of interaction of the countries of near-Caspian region in oil and gas area. The basic attention is given directly to mutual relations of Russia with each concrete country of near-Caspian region in oil and gas branch and necessity of the uniform developed strategy at the near-Caspian states both in economic, and in a political component of these mutual relations. Possible ways of participation of near-Caspian regions of Russia to development of hydrocarbonic stocks of Caspian sea and stimulation on the basis of this effective innovative development of the regional economy are defined.
Ключевые слова: прикаспийские государства, экономическое сотрудничество, взаимоотношения в нефтегазовой области, нефтегазовые компании прикаспийских государств, нефте- и газодобыча на Каспийском шельфе, нефтегазопроводы.
Keywords: The near-Caspian states, economic cooperation, mutual relations in oil and gas area, the oil and gas companies of the near-Caspian states, oil and gas extraction on the Caspian shelf, oil and gas pipelines.
Каспийский регион имеет решающее значение для России из-за слияния экономических и геополитических факторов. Россия является одной из
крупнейших стран-экспортеров нефти: на сегодня она занимает первое место в мире по добыче нефти и второе место по её экспорту (ежегодно РФ экспортирует около 120 млн.т. нефти). По разведанным запасам природного газа (32% мировых запасов газа), а также по его добыче и экспорту (35% мировой добычи газа) РФ по-прежнему твёрдо удерживает первую позицию в мире.
Россия заинтересована в увеличении экспорта нефти и газа - это позволит ей повысить наполнение доходами соответствующих бюджетов, а экспортерам получить дополнительные средства, которые могли бы быть направлены на инвестиции в нефтегазодобычу и переработку. Значимость Каспийского региона с его огромными запасами нефти и газа предопределила сосредоточение здесь интересов пяти прибрежных государств (России, Азербайджана, Ирана, Туркмении и Казахстана), и в то же время богатый углеводородным сырьём регион Каспийского моря попал в поле зрения других региональных держав и Запада
Прикаспийские государства - Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан - в настоящее время развиваются весьма динамично, чему в немалой степени способствуют значительные запасы углеводородных ресурсов. В то же время нерешенность вопроса, связанного с правовым статусом Каспия, и отсутствие единой выработанной стратегии у прикаспийских государств ставят под угрозу стабильное развитие региона.
В свое время выдвинутая Ираном и в настоящее время активно продвигаемая Россией идея организации Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС) может явиться «стержнем» активизации региональных экономических связей и способствовать развитию оптимальных форматов взаимодействия прикаспийских государств. Президент РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам Каспийского сотрудничества в Астрахани 17 августа 2009 года заявил о необходимости продолжения проработки идеи создания ОКЭС. Основными направлениями деятельности ОКЭС могут стать вопросы сотрудничества в сфере энергетики, транспорта, экологии и биоресурсов, финансов, торговли и инвестиций. В рамках экономического взаимодействия внутри ОКЭС прикаспийские государства смогут более интенсивно обсуждать спорные моменты, получат площадку для разрешения конфликтных ситуаций, обозначения позиций по различным аспектам регулирования каспийских вопросов.
В частности, ОКЭС может стать механизмом урегулирования до сих пор не разрешенных споров относительно пограничных месторождений нефти, например, между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. Принципиальный прецедентный механизм решения таких проблем уже создан между Казахстаном и Россией. Эти страны договорились совместно осваивать месторождения, находящиеся на стыке национальных секторов.
Нефтегазовые компании прикаспийских государств - как частные, так и государственные - активно налаживают сотрудничество и создают совместные предприятия для управления системами трубопроводов в Каспийском регионе. Всё ещё существующая неопределенность с правовым статусом Каспия пока не создает препятствий для выбора маршрутов, а определяется са-
мими отношениями между прикаспийскими и другими странами. Так, например, тот факт, что Россия, Казахстан и Туркменистан приняли решение о строительстве Прикаспийского трубопровода, а не Транскаспийского в обход России, скорее говорит о нормальных отношениях между этими тремя странами, нежели о том, что отсутствие разграничения морского дна помешало Казахстану и Туркменистану принять противоположное решение. На наш взгляд, отсутствие такого разграничения, естественно, сыграло свою роль, но решающее значение имело то, что эти бывшие республики СССР решили сделать ставку на Россию.
Россия же как основное транзитное государство на пути казахских, туркменских и до недавнего времени азербайджанских ресурсов в лице своих компаний также ищет выгоду в диверсификации маршрутов и, естественно, не приветствует прокладку альтернативных маршрутов, которые строятся в обход неё. На сегодня существуют два основных нефтепровода, проходящие через российскую территорию, и один недавно построенный нефтепровод, проходящий в обход России.
Нефтепровод Баку-Новороссийск был введен в эксплуатацию в 1995 г. и управляется российской государственной компанией «Транснефть» и Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики. Частных инвесторов в этом проекте нет. Хотя он и не приносит на сегодняшний день заметной прибыли (предельная мощность составляет 5 млн. тонн нефти в год), но имеет для России важное геополитическое значение, поскольку «укрепляет ее позиции в Каспийском регионе» [2]. За время эксплуатации этого трубопровода сложилось впечатление о двойственности позиции по поводу его функционирования как со стороны России, так и со стороны Азербайджана. Так, в 2000 г. «Транснефть» отказалась от использования этого маршрута по причине высокой вязкости среднеазиатской нефти, мотивируя это тем, что доведение нефти до экспортного стандарта Urals не окупало себя. И поэтому со второй половине 2000 г. транспортировка нефти по этому направлению не осуществлялась.
В то же время и министр энергетики Азербайджана Н. Алиев в 2006 г. заявлял, что Азербайджан, прокачивая нефть по этому маршруту,несёт определённые потери: «Из-за смешения высококачественной азербайджанской нефти с более низкокачественными сортами российской и казахстанской нефти в Новороссийске смесь продается под маркой Urals. Разница в цене между Azeri Light и Urals составляет $4-5 за баррель. Конечно, для нас было бы важным отправлять качественную нефть и получать адекватные объемы такой же нефти. Однако это общая проблема в Новороссийске, где не могут определить банк качества и удовлетворить всех производителей и собственников нефти» [4].
Альтернативным, хотя и превосходящим на порядок по мощности, нефтепроводом стал открывшийся в 2005 г. нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, идея которого была предложена Турцией еще в самом начале 1990-х гг., поддержана Азербайджаном и Грузией и реализована в обход России. США также поддержали проект строительства Основного экспортного трубопровода.
Свое мнение по этому поводу высказал бывший советник Президента США З. Бжезинский: «Если еще один трубопровод проляжет через Каспийское море к Азербайджану и далее к Средиземному морю через Турцию, а другой протянется через Афганистан к Аравийскому морю, то не будет никакого единовластия в вопросе доступа к региону» [2]. Хотя то, что данный нефтепровод изначально планировался не на имеющиеся, а на будущие потоки азербайджанской нефти, вызвало неоднозначное отношение к этому проекту компаний, участвующих в управляющей компании нефтепровода, на Азербайджанском международном нефтяном консорциуме, хотя в общем план, предложенный английской компанией ВР в 2001 г., был поддержан. Участниками проекта Баку - Джейхан являются Государственная нефтяная компания Азербайджана (25%), BP (38,21%), Statoil (9,58%), Unocal (8,9%), TPAO (7,55%), ENI (5%), Itochu (3,4%) и Amerada Hess (2,36%). Даже российский ЛУКОЙЛ, который владеет 10% в консорциуме, позитивно оценил эту программу, считая, что Россия, а именно «Транснефть», должна соединить свои транспортные мощности с нефтепроводом Баку-Джейхан: «это позволит направить в Средиземное море огромные потоки каспийской нефти», считает вице-президент ЛУКОЙЛа Л. Федун [5]. Это мнение разделили и представители консорциума, однако политика оказалась выше бизнеса, в результате чего ни одна из российских компаний не приняла участия в проекте.
Зато Казахстан в своё время решил присоединиться к реализации этого маршрута и, по оценкам специалистов, Казахстан может пропустить через этот нефтепровод вчетверо больше нефти, чем Азербайджан, а при наличии одной лишь азербайджанской нефти нефтепровод будет однозначно нерентабельным.
К 2020 году Казахстан планирует резко увеличить добычу газа и приглашает Россию принять участие в своих проектах. Речь идет о добыче порядка 40 млрд. кубометров газа на новых месторождениях Казахстана -Имашевском (доказанные запасы - 128,7 млрд. кубометров газа и 20 млн. тонн газового конденсата) и Центральном на шельфе Каспийского моря (прогнозные запасы - 2 трлн. кубометров). На обоих месторождениях добыча будет организована по соглашениям о разделе продукции.
Есть у России и еще одно нефтепроводное направление, связанное с казахстанской нефтью, - это нефтепровод Тенгиз-Новороссийск, который проходит по территории Казахстана и России. Для строительства этого наиболее крупного трубопроводного проекта в 1992 г. был создан Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). Как сказано на сайте КТК, его «организационная структура сложна - в проекте участвуют три правительства и 10 компаний» [3]. Это Россия (24%), Казахстан (19%), Оман (7%); Chevron (15%), СП ЛУКОЙЛа и BP (12,5%), СП Роснефти и Shell (7,5%). Оставшиеся 15% распределены между частными компаниями. От Казахстана в проекте выступает Казмунайгаз. От России - «Транснефть», которой в апреле 2007 г. доля России была передана в доверительное управление.
«Уникальность трубопроводной системы КТК для региона в том, что она финансировалась и была построена группой акционеров, добывающих
или планирующих добывать нефть для транспортировки. В этом заключается ее коренное отличие от трубопроводных систем бывшего Советского Союза, которые являются транспортировщиками общего пользования, т.к. по ним транспортируется нефть третьих лиц» [3]. По мнению президента Chevron П. Робертсона, «трубопровод от Тенгиза до Новороссийска является, наверное, самым важным примером международного партнерства между Россией и крупнейшими нефтяными компаниями» [1].
В настоящее время Россия и Казахстан сформировали единую позицию по вопросу расширения мощности нефтепроводной системы Каспийского трубопроводного консорциума на период до 2012 года. В результате мощность трубопровода будет увеличена с 32 миллионов до 67 миллионов тонн нефти, т.е. увеличится более чем в два раза. В рамках расширения КТК предполагается, что дополнительно 17 миллионов тонн казахстанской нефти будут ориентированы на трубопровод Бургас-Александруполис. Для вывода трубопровода на полную мощность предстоит построить десять новых перекачивающих станций, шесть резервуаров по 100 тысяч кубометров и еще один причальный терминал, а также заменить некоторые участки трубы.
На наш взгляд, это также один из наиболее важных примеров именно добровольного партнерства нефтегазовых российских компаний и компаний на постсоветском пространстве, в отличие от многих других проектов в этой отрасли, где, как известно, России зачастую приходится настаивать на партнерстве иногда не совсем корректными методами. Именно из-за наличия у России этого трубопровода у других государств возникают опасения, что Россия занимает монопольное положение в трубопроводном секторе в Каспийском регионе, поскольку перекачивает перспективную по качеству и по объемам казахстанскую нефть. В то время как перспективы нефтепровода Ба-ку-Джейхан пока до конца не ясны.
Что касается газовой отрасли, то в настоящее время казахстанский и туркменский газ транспортируется по транзитному газопроводу Средняя Азия - Центр, который был запущен в 1967 г. и ежегодная мощность которого составляет 50 млрд. куб. м. Интересно, что оператором транзита газа как на территории России, так и на территориях Казахстан и Туркменистана является «Газпром». Неоднократно представителями «Газпрома» и транзитных государств обсуждалась необходимость модернизации данной системы газопроводов и строительства новых. Так, в 2003 г. председатель правления Газпрома А. Миллер и первый вице-президент казахстанской КазМунайГаза Т. Кулибаев на встрече в Москве обсудили возможность расширения газотранспортных мощностей Казахстана. Планировалось, что совместное предприятие «Газпрома» и КазМунайГаза - ЗАО «КазРосГаз» будет осуществлять работы по модернизации газотранспортной системы Средняя Азия-Центр на территории Казахстана. «КазРосГаз был» создан для обеспечения устойчиво функционирующей системы купли-продажи экспортных объемов газа через территории Республики Казахстан и Российской Федерации на рынки третьих стран в качестве единого оператора. Например, в 2006 г. «КазРосГаз» впервые осуществлял прямые поставки в Азербайджан.
С Туркменистаном у России также есть совместное предприятие в области газового обеспечения - это компания «Зарит», которая была создана в 2002 г. компаниями «Зарубежнефть» (26%), «Роснефть» (37%) и «Итера» (37%) и уже в 2003 г. подписала с правительством Туркменистана соглашение о разделе продукции на разработку 28, 29, 30, 31 блоков на туркменском шельфе Каспийского моря. В настоящее время разведкой и добычей на условиях раздела продукции при разработке морских месторождений газа в Туркменистане также занимаются англо-арабская компания Dragon Oil, малазийская Petronas и датская Maersk Oil.
Иными словами, успешный опыт совместных предприятий в нефтегазовой сфере в бывших советских республиках у России однозначно есть, и это, скорее всего, было принято во внимание, когда, как уже говорилось, президенты России, Казахстана и Туркменистана приняли решение о строительстве Прикаспийского газопровода (в том же транспортном коридоре, что и существующий).
Но Россия имеет возможности сотрудничества не только с бывшими союзными республиками. Сотрудничество между Россией и Ираном в нефтегазовой сфере развивается более десяти лет. В феврале 2008 года «Газпром» и Иран договорились об участии «Газпромнефти» в проекте по добыче нефти в Иране и о совместной разработке двух или трех блоков на месторождении Южный Парс. В качестве основных направлений взаимодействия были названы разведка и разработка месторождений газа и нефти, а также совместная деятельность в транспортировке, переработке и маркетинге газа.
Иран находится на четвертом месте по добыче нефти, уступая Саудовской Аравии, России и США. Большая ее часть поставляется на экспорт. В 2008 году добыча нефти в стране достигла рекордного уровня за 30 лет -4,104 млн. баррелей в сутки. По запасам природного газа Иран занимает второе место в мире после России и может поставлять это сырье на мировой рынок. Добыча иранского газа ежегодно растет на 10%, и в 2008 году она достигла почти 200 млрд. кубометров. Почти весь объем газа реализуется внутри страны. В последние годы санкции, технические и политические трудности вокруг добычи газа мешали развитию этой отрасли. Иран обладает 16% мировых запасов природного газа и примерно 10% - нефти. К 2010 году Тегеран планирует довести добычу газа до 290 млрд. кубометров в год.
В декабре 2007 года состоялась встреча Алексея Миллера с заместителем министра нефти Ирана Хосейном Ногрекаром Ширази, в ходе которой стороны подтвердили заинтересованность в дальнейшем развитии долго -срочного сотрудничества между «Газпромом» и Ираном в энергетической сфере. «Газпром» участвует в проекте обустройства второй и третьей очередей месторождения Южный Парс с 1997 года. Реализацией проекта занимается консорциум в составе: Total - 40%, Petronas - 30%, ОАО «Газпром» -30%. В настоящее время пусковой комплекс работает в проектном режиме по добыче и переработке 20 млрд кубометров природного газа в год. А в октябре 2008 года Россия, Иран и Катар договорились о создании так называемой «газовой ОПЕК». Об этом было заявлено после трехстороннего заседания в Те-
геране. Как отметил Алексей Миллер, совместные проекты стран-участников создаваемой организации будут вестись в сфере разведки новых газовых месторождений, очистки газа, а также его продаж.
Естественно, богатства Каспия притягивают к себе все больше и больше компаний, поскольку, во-первых, и тех неспорных месторождений, которые сейчас разрабатываются, пока достаточно для получения прибыли, а во-вторых, компании завоевывают позиции «на будущее», когда Каспий будет окончательно разделен, и они смогут на правах субъектов, уже ведущих активную работу в регионе, знакомых с особенностями региона, начать осваивать новые месторождения, не допуская туда новых игроков. Иными словами, зоной своих интересов Каспий объявляют не те или иные государства, а скорее крупнейшие сырьевые транснациональные компании, место учреждения которых в настоящее время, как известно, имеет значение постольку, поскольку государство их учреждения может продвигать интересы своих компаний.
Укрепление позиций российских компаний должно идти не столько по пути принудительного сотрудничества, сколько по пути сотрудничества, основанного на взаимной экономической выгоде. То есть государственные интересы, хотя и должны служить подспорьем в отношениях между компаниями, однако не должны подменять экономической целесообразности отношений.
Впрочем, в условиях, когда основными российскими компаниями, работающими в сырьевой отрасли, являются компании государственные, говорить о преобладании именно государственных интересов и административных методов инициирования отношений все-таки приходится. Однако государству нужно задуматься, что при очередной смене режима в нестабильных бывших республиках СССР новая власть будет пересматривать контракты и оставлять в силе только экономически обоснованные, а остальные могут быть расторгнуты.
На сегодня основные статистические данные по условному российскому сектору Каспийского моря следующие. Общий объём запасов вблизи Астраханской области составляет от 1,5 до 2 млрд. тонн углеводородного топлива, крупнейшими структурами на блоке «Северном» являются Хвалын-ское, им. Ю. Корчагина, Широтная, Ракушечная.
Общие запасы углеводородов вблизи побережья Калмыкии - до 2 млрд. тонн нефти, 1,2 из которых - извлекаемые (данные «Калмнефти»).
Что касается перспектив непосредственно нашей, дагестанской, сопричастности к нефтегазовым запасам Каспия, то можно привести следующие статистические данные. Общие геологические запасы углеводородов вблизи дагестанского побережья - 500-625 млн. тонн условного топлива. Наиболее крупное разведанное месторождение - Инчхе-море (запасы нефти 25 млн. тонн), а также Центральная и Ялама - Самурская структуры.
Сейсморазведка ведётся на блоках «Дмитровский» и «Дербентский».
ОАО «Лукойл» - национальный оператор со стороны России по использованию углеводородных ресурсов Каспийского моря. В результате прове-
денных им разведочных работ в пределах акватории Среднего Каспия, в зонах, граничащих с казахстанским и азербайджанским секторами, выявлено наличие и уточнено месторасположение, размеры и контуры крупнейшего структурного объекта - «Центральный». Его запасы сопоставимы с суммарным отбором углеводородов за все время нефтедобычи в Дагестане (около 500 млн. тонн топлива). «Лукойл» составляется проект на бурение еще одной скважины - объекта «Центральный» - перспективного месторождения Каспийского моря, хранящим в себе богатые запасы нефти и газа.
Именно поэтому сейчас необходимо активно продвигать интересы частных компаний, не столь зависящих от политики, которые смогут работать в Каспийском регионе при любом режиме, чем приносить пользу не только себе, но и России. И, как нам представляется, приглашение Президента Туркменистана осваивать туркменские каспийские месторождения надо рассматривать не только как приглашение государственным компаниям, а как приглашение всем компаниям, которые смогут обеспечить либо разработку, либо добычу, либо переработку, либо транспортировку ресурсов. И чем больше российских компаний будет участвовать в освоении Каспийского региона, тем сильнее будут там российские позиции.
Что касается непосредственно перспектив Республики Дагестан в этом направлении, то надо сказать, что российские предприниматели, готовые вкладывать инвестиции в экономику региона, рассматривают нашу республику, прежде всего, с точки зрения сырьевой базы. С другой стороны, если касаться производственного фактора, то основная проблема заключается в том, что углеводородные запасы Дагестана относятся к категории трудноиз-влекаемых. Такая ситуация ставит перед нефтедобычей на каспийском шельфе определённые проблемы и отталкивает потенциальных инвесторов. А нам же нужны инвесторы, которые могли бы способствовать подъёму уровня экономического развития республики. И здесь задача стоит привлекать не только отечественные, но и иностранные инвестиции, рассчитанные на более длительные сроки, чем российские, тем более, что зарубежные инвесторы гарантируют использование новых технологий в нефтегазовом секторе. Это будет способствовать повышению конкурентоспособности дагестанских предприятий, тем более что в скором времени России предстоит вступление в ВТО.
_Литература_
1. Второй Российский энергетический саммит. Международная жизнь. 2001, №1.
2. Эжиев И.Б. Геополитика Каспийского региона. - М., 2007.
3. http://www.cpc.ru/portal/aliaslpress/langlru/tabID13357/DesktopDefault.aspx
4. http://www.regnum.ru/news/georgia/597182.html
5. http://www.vremya.ru/2001 /203/8/16101.html