Научная статья на тему 'Энергетическая стратегия России и перспективы формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС'

Энергетическая стратегия России и перспективы формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
108
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НЕФТЯНАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ОБЩИЙ РЫНОК НЕФТИ / ЕВРАЗИЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калугин П.В.

В статье рассматривается значение нефтяного комплекса в экономике России, роль нефтяного сектора в экономике и взаимосвязь нефтяной стратегии с энергетической стратегией и «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». Энергетическая стратегия России разработана с целью создания инновационного энергетического сектора страны, отвечающего потребностям растущей экономики в энергоресурсах и внешнеэкономическим интересам России. Для успешного решения этой задачи программа развития нефтяной отрасли значительной части всего энергетического сектора России должна включать меры по созданию современных рынков нефти на евразийском пространстве. Автором также проведен анализ принципов формирования рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС как части общей энергетической стратегии России, сделана оценка перспектив создания общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая стратегия России и перспективы формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС»

Энергетическая стратегия России и перспективы формирования единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС

Калугин Петр Викторович

аспирант факультета «Международный энергетический бизнес», РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина

В статье рассматривается значение нефтяного комплекса в экономике России, роль нефтяного сектора в экономике и взаимосвязь нефтяной стратегии с энергетической стратегией и «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации». Энергетическая стратегия России разработана с целью создания инновационного энергетического сектора страны, отвечающего потребностям растущей экономики в энергоресурсах и внешнеэкономическим интересам России. Для успешного решения этой задачи программа развития нефтяной отрасли значительной части всего энергетического сектора России должна включать меры по созданию современных рынков нефти на евразийском пространстве. Автором также проведен анализ принципов формирования рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС как части общей энергетической стратегии России, сделана оценка перспектив создания общих рынков нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Ключевые слова: нефтяная стратегия, энергетическая стратегия, общий рынок нефти, евразийское пространство, интеграция.

Значение нефтяного комплекса в экономике России

В настоящее время нефтяной комплекс является одной из важнейших составляющих энергетического сектора страны. В нем производится до 40% первичных энергоресурсов всего энергетического сектора страны. В целом доля нефтегазовых отраслей достигает 25% ВВП [1]. При этом нефтяной сектор обеспечивает до 30% всех налоговых поступлений в российский бюджет [2].

Отдельного рассмотрения заслуживает вклад нефтяного комплекса в экспорт. Сегодня Россия занимает передовые позиции по объемам нефтедобычи и на ее долю приходится 12% мировой торговли нефтью. Более 80% российской сырой нефти экспортируется в страны Европы, где ее доля на рынках которых достигает 30 процентов. Основным направлением экспорта российских нефтепродуктов также является европейский рынок [3]. В целом, по оценкам Института энергетической стратегии доля нефти и нефтепродуктов в Российском экспорте составляет более 50% [4, с. 29].

Приведенные данные свидетельствуют о ключевом значении нефтяной отрасли для российской экономики. От ее состояния зависит состояние всей промышленности, она, безусловно, является драйвером развития многих смежных отраслей и источником роста для экономики в целом.

Характеризуя роль нефтяного комплекса в экономике России, необходимо отметить следующее:

■ Нефтяной комплекс обеспечивает до 30% налоговых поступлений в бюджет РФ и 15% добавленной стоимости в ВВП;

■ Продукция нефтяной отрасли составляет более 50% экспорта, определяя специализацию страны на международных рынках;

■ Нефтяной комплекс обеспечивает энергетический сектор значительной частью первичных энергоресурсов (до 40%).

При таких исходных данных нефтяная стратегия России приобретает исключительно важную роль, что объясняет сильную взаимосвязь со стратегией развития российской экономики в целом.

Связь стратегии развития экономики России и стратегии развития нефтяной отрасли

Эффективная стратегия экономического развития страны должна обязательно учитывать глобальные тенденции мировой экономики. К важнейшим из них следует отнести процессы, касающиеся потребления энергии и энергоресурсов. Прежде всего, это стремление к экономии энергии, возрастание доли возобновляемых источников, стремление снизить потребление всех видов моторного топлива, получаемого из нефти. Также, существенное значение имеет глобальная тенденция роста вторичного использования пластиков, производимых на предприятиях нефтехимии.

Еще одним фактором, ограничивающим рост спроса на нефть уже сегодня, является ее замена на газ по причинам экономичности и экологичности. Причем, это касается не только перевода автомобильного транспорта на использование природного газа в качестве топлива, но и замены нефти на газ в производстве полимеров.

В долгосрочной перспективе развитие таких тенденций неизбежно ведет к снижению глобального спроса на нефть. По базовому прогнозу МсЮгаеу к 2035 г он вырастет до 103 млн. баррелей в сутки, а затем не будет превышать 0,4% в год. Если же количество электромобилей и автомобилей с гибридными двигателями достигнет 50%, а доля вторичных пластиков дойдет до 20%, то спрос так и не достигнет 100 млн. б/с. В 2035 г он составит примерно 97 млн. б/с, а дальше будет плавно снижаться. Пик глобального спроса на нефть в таком случае будет пройден уже в 2025 г.

К тенденциям в энергетике и транспорте следует добавить приоритет и ускоренное развитие наукоемких отраслей с минимальным потреблением энергии на созда-

© £

Ю

5

Г 2

сч сч £

Б

а

2 о

Рис. 1. Добыча нефти и газового конденсата в проекте развития нефтяной отрасли на период до 2035 г. Источник: Минэнерго России, ФИЭФ, ВНИГНИ, ЦДУ ТЭК, данные ВИНК

ние единицы продукции. Если говорить о США, Японии, развитых странах Европы, то их экономика развивается с явным преобладанием таких направлений. Весь мировой опыт последних десятилетий свидетельствует, что устойчивое развитие и высокий уровень жизни базируются на производстве с малым удельным потреблением энергии (машиностроение, электроника и т.п.)

Такое развитие событий ставит перед Россией задачи, не характерные для других стран. В силу исторических особенностей в отечественном промышленном производстве преобладает доля энергоемких отраслей. В 2010 году их продукция представляла более 67% от общего объема [3]. В современных условиях такое соотношение уже неприемлемо и перед страной уже поставлена цель перехода к новой инновационной экономике.

Необходимые программы уже разработаны Правительством РФ и находятся в стадии реализации. В частности, согласно утвержденной «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» к 2030 году вклад малоэнергоемких отраслей (машиностроение, легкая, пищевая промышленность и др.) в промышленное производство должен увеличиться в 1,5 - 1,6 раза и превысить 50% от общего объема.

На топливно-энергетический комплекс это повлияет следующим образом: его доля в ВВП должна снизиться не менее чем в 1,7 раза, на такую же величину уменьшится и его вклад в экспорт [3]. Фактически, это означает отказ от примитивного наращивания ВВП и экспорта за счет увеличения добычи нефти любой ценой.

В итоге, отвечая требованиям инновационного развития экономики в складывающихся условиях, нефтяная страте-

гия должная представлять оптимальный баланс в системе противоречивых факторов. Необходимо, учитывая грядущее падение спроса, максимально использовать имеющийся потенциал нефтяного комплекса, но при этом максимально возможное количество средств должно быть направлено в другие отрасли, чтобы снизить долю нефтяного комплекса в ВВП.

Наилучшим образом этому (и не только) требованию соответствует «сбалансированный сценарий» зафиксированный в Энергетической стратегии России до 2035 года» (рис.1).

Сбалансированный сценарий предполагает активное государственное регулирование рентабельности добычи с целью удерживать ее на оптимальном уровне, обеспечивающем внутренние потребности, стабильные поступления в бюджет и средства необходимые для поддержки технологический уровня развития отрасли, формирования ее сырьевой базы.

При такой постановке задачи особое значение приобретает создание эффективных рыночных механизмов, способствующих быстрой и эффективной реализации продукции нефтяного комплекса на всех доступных регионах сбыта. В частности, становится актуальной задача формирование рынка нефти и нефтепродуктов в странах ЕАЭС.

Формирование рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС как часть общей энергетической стратегии России

В энергетической стратегии (ЭС) России евразийское пространство рассматривается как один из ключевых регионов, где страна должна играть лидирующую роль в обеспечении энергетической безопасности. Для этого предполагается:

■ Эффективно влиять на ценовую ситуацию на энергетических рынках региона;

■ Активно использовать российскую инфраструктуру для оптимизации потоков энергоресурсов;

■ Обеспечить полноценную интеграцию российских и евразийских нефтяных и газовых коммуникаций;

■ Обеспечить долгосрочный устойчивый спрос на российские энергоносители за счет расширения экспортных поставок и диалога со странами потребителями и производителями энергоресурсов региона.

Следует учитывать, что евразийское пространство не ограничивается территорией ЕАЭС, но, тем не менее, последнему принадлежит исключительно важная роль. Рынок ЕАЭС должен стать эффективной эталонной моделью, способной к масштабированию в широких пределах.

Необходимость создания единого рынка нефти и нефтепродуктов в странах таможенного союза является логичным следствием общей идеи их интеграции в единое экономическое пространство. Первые шаги в этом направлении были сделаны более десяти лет назад, и сегодня можно считать, что первый, самый сложный этап согласований и поиска общих подходов уже завершен.

В 2014 году положения о формировании единого нефтяного рынка были закреплены в ст.84 и приложениях «Договора о Евразийском экономическом союзе» [5]. Более детально принципы организации единого рынка нефти и нефтепродуктов прописаны в «Концепции формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов» [6].

Анализ принципов организации будущего рынка подтверждает их соответствие ЭС России. В частности, такие пункты как:

■ Доступ к добыче, транспортировке, переработке, сбыту нефти и нефтепродуктов на территории государства-члена предприятиями другого государства-члена по тем же правилам, что и для местных компаний;

■ Два способа торговли: договора и биржевые торги;

■ Возможность транзита по территории ЕАЭС как для внутреннего потребления, так и на экспорт;

■ Единые правила доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, включая порядок определения свободных мощностей,

■ Унификация норм/стандартов на нефть и нефтепродукты.

можно рассматривать в качестве инструментов ее реализации. Для этого

достаточно сравнить их с позициями ЭС, приведенными в начале раздела. Т.е. можно констатировать факт того, что создание единого рынка нефти и нефтепродуктов в странах ЕАЭС является важным элементом энергетической стратегии в одном из ключевых для России регионов. В связи с этим возникает вопрос о реалистичности такого сценария и перспективах единого нефтяного рынка ЕАЭС.

Перспективы единого рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС

В настоящее время создана правовая основа создания общего рынка нефти и нефтепродуктов в странах ЕАЭС, определены следующие этапы его создания.

1. 2016 - 2017 гг. Разработка и утверждение Программы формирования общих рынков (ожидается принятие до 1 января 2018 г).

2. 2018 - 2023 гг. Выполнение программы, разработка единых правил доступа к системам транспортировки нефти и н/п.

3. 2024г. Заключение и вступление в силу международного договора в рамках Союза о формировании общих рынков и правил доступа к системам транспортировки нефти и н/п.

Т.е. имеются все основания ожидать, что через семь лет начнется его полноценное функционирование. Однако не следует полагать, что все будет гладко и процесс интеграции на постсоветском пространстве обойдется без противоборства как внутри, так и за его пределами. Не следует забывать о том, США и ЕС - два ключевых экономических и политических центра мира действуют против России, используя ограничительные меры в экономике, и всячески стремятся ограничить ее политическое влияние.

В таких условиях простой экономической целесообразности может оказаться недостаточно. Для того чтобы положения об общих рынках ЕАЭС не остались на бумаге, а заработали они должны быть не просто выгодны, они должны быть еще и необходимы России и ее партнерам по ЕАЭС.

Выводы о необходимости единого рынка позволяет сделать анализ энергоресурсов стран ЕАЭС. Начнем с того, что в списке Россия, Казахстан, Беларусь, Армения, Киргизия только две страны-производителя: Россия и Казахстан. Остальные страны - потребители нефти. Причем, если Беларусь теоретически может организовать поставки из Европы, для этого имеется соответствующая инфраструктура, то у Армении и Киргизии

реальной альтернативы поставкам из ЕАЭС нет.

Таким образом, для Армении и Киргизии общий рынок нефтепродуктов ЕАЭС - это необходимость. У России и Казахстана необходимость в таком рынке также имеется. Здесь вопрос не только в выгоде и сокращении издержек, вопрос тесно связан с обеспечением энергетической безопасности.

Каждая страна ЕАЭС существенно повышает свою энергетическую безопасность с началом работы общего нефтяного рынка. Для Армении и Киргизии это гарантированное и оптимальное снабжение энергоресурсами. Для добывающих стран защита от резких перемен на внешних рынках, обусловленных не только отраслевыми факторами, но и масштабными спекуляциями, политически мотивированными действиями блоков и союзов. С этой точки зрения единый нефтяной рынок ЕАЭС повышает не только энергетическую безопасность, но и экономическую безопасность в целом, стабилизируя национальные валюты, а также валютные резервы.

Кроме того, свободный доступ к трубопроводным системам всех участников ЕАЭС позволяет диверсифицировать направления поставок. Например, Россия получает доступ к казахстанским нефтепроводам в Китай, в чем она крайне заинтересована. Казахстан может выбирать маршруты в страны Балтийского моря, Восточную Европу, Германию, Китай [7]. Разнообразие маршрутов дает возможность участникам ЕАЭС поддерживать требуемый уровень потребления и экспорта, что в целом обеспечивает стабильность, а значит и безопасность энергетического сектора.

Республика Беларусь также заинтересована в создании общего нефтяного рынка. Прежде всего, потому что для нее крайне важно получить нефть по минимально возможным ценам. Собственно, в этом и заключается причина постоянных споров между Москвой и Минском по поводу энергоресурсов. Запуск рыночных механизмов ценообразования должен покончить с подобными разногласиями, что так же способствует стабилизации экономик, повышает их безопасность.

В итоге можно сделать заключение о жизнеспособности идеи общего рынка нефти и нефтепродуктов ЕАЭС. Он не только сулит выгоды участникам, но и в значительной степени необходим. Это делает процесс его создания устойчивым к внешним отрицательным воздействиям.

Литература

1. Высказывания А. Л. Кудрина информационным агентствам на конференции «Россия и мир: вызовы нового десятилетия» // Минфин России URL: https:// www.minfin.ru/ru/press-center/ ?id_4=31703 (дата обращения: 02.11.2017).

2. Топливно-энергетический комплекс России 2000 - 2009 гг. (справочно-аналитический обзор// Под общей ред. проф. д.т.н. В.В. Бушуева, д.э.н. А.М. Мастепанова, к.г.н. А.И. Громова. Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС). s М. ИАЭЦ Энергия, 2010. s 478 с.

3. «Энергетическая стратегия России на период до 2030 ГОДА» // Министерство энергетики Российской Федерации URL: https://minenergo.gov.ru/node/1026 (дата обращения: 28.10.2017).

4. Бушуев В.В., Крюков В.А., Саенко В.В., Силкин В.Ю., Токарев А.Н., Шаф-ранник Ю.К., Шмат В.В., Нефтяная промышленность России сценарии сбалансированного развития. М.: ИАЦ Энергия, 2010.

5. Приложение 23. «Протокол о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов» // Евразийская экономическая комиссия URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/ energetikaiinfr/energ/Documents/ (дата обращения: 29.10.2017).

6. Высший евразийский экономический совет. Решение №8, Астана, 2016 год. // Евразийская экономическая комиссия URL: http://www.eurasiancommission.org/ ru/act/energetikaiinfr/energ/Documents/ Решение ВЕЭС от 31 мая № 8?.pdf (дата обращения: 01.11.2017).

7. Интервью Генерального директора компании КазТрансОйл (КТО) // Информационная система «Параграф» URL: http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31616921#pos=0;0 (дата обращения: 27.10.2017).

Russia's energy strategy and the prospects of forming a common market of oil and oil products of the EAEU Kalugin P.V.

Gubkin Russian State University of Oil and Gas The article considers the importance of the oil complex in the Russian economy, the role of the oil sector in the economy and the relationship between the oil strategy and the energy strategy and the «Concept of Long-Term Social and Economic Development of the Russian Federation.» Russia's energy strategy is designed to create an innovative energy sector of the country that meets the needs of a growing economy in energy resources and Russia's foreign economic interests. To successfully solve this problem,

О

3

Ю

5

2

the oil industry development program of a significant part of the entire energy sector in Russia should include measures to create modern oil markets in the Eurasian space. The author also analyzed the principles of the formation of the oil and petroleum products market of the EAEU as part of the overall energy strategy of Russia, an assessment of the prospects for the creation of common markets for oil and petroleum products of the EAEU.

Key words: oil strategy, energy strategy, oil market, Eurasian space, integration.

References

1. AL Kudrin's remarks to news agencies at the

conference «Russia and the World: Challenges for a New Decade» // Ministry of Finance of the Russian Federation URL: https:// www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=31703 (date of reference : 02.11.2017).

2. Fuel and energy complex of Russia 2000 - 2009

gg. (reference and analytical review // Under

the general editorship of Prof. VV Bushuev, Doctor of Economic Sciences AMMastepanov, Candidate of Technical Sciences AI Gromov Institute Energy Strategy (PI). M. laETS Energia, 2010.-478 p.

3. «Russia's energy strategy for the period until

2030» / / Ministry of Energy of the Russian Federation URL: https://minenergo.gov.ru/ node/1026 (reference date: 28.10.2017).

4. Bushuyev VV, Kryukov VA, Sayenko VV, Silkin

V.Yu., Tokarev AN, Shafrannik Yu.K., Shmat VV, Oil industry of Russia scenarios of balanced development . Moscow: IAC Energia, 2010.

5. Appendix 23. «Protocol on the organization,

management, functioning and development of common oil and oil products markets» // Eurasian Economic Commission URL: http:// www.eurasiancommission.org/en/act/ energetikaiinfr/energ/Documents/% D0% BF% D1% 80% D0% B8% D0% BB% D0% BE%

D0% B6% D0% B5% D0% BD% D0% B8% D0% B5% 20% E2% 84% 9623% 20% D0% BA% 20% D0% 94% D0% BE% D0% B3% D0% BE% D0% B2% D0% BE% D1% 80% D1% 83% 20% D0% BE% 20% D0% 95% D0% 90% D0% AD% D0% A1.pdf (date of circulation: October 29, 2017).

6. The Supreme Eurasian Economic Council.

Decision number 8, Astana, 2016. // Eurasian Economic Commission URL: http:// www.eurasiancommission.org/ru/act/ energetikaiinfr/energ/Documents/Presolution of VEES dated May 31 № 8.pdf (circulation date: 01.11.2017).

7. Interview of the Director General of KazTransOil

Company (CTO) // The Paragraph Information System URL: http://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=31616921 #pos=0;0 (date of circulation: 27.10.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СЧ

cJ £

6

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.