УДК 349.6 (476) (075.8) DOI 10.33184/pravgos-2021.2.15
ХОТЬКО Ольга Александровна
кандидат юридических наук, доцент Белорусского государственного университета, г. Минск, Республика Беларусь. E-mail: [email protected]
ИНСТРУМЕНТЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МОДЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ И АКТАХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ
В статье исследуется сущность законодательного обеспечения и основные элементы правового механизма охраны окружающей среды и экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности на территории Содружества Независимых Государств. Автор отражает различные подходы государств - членов интеграционного объединения по вопросу регулирования данной сферы и общие тенденции законодательства с целью определения правовых инструментов, позволяющих снизить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Цель: анализ модельного законодательства Содружества Независимых Государств, регулирующего охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, и актов, принятых в странах - участницах данного Содружества, с учетом негативного влияния транспортной деятельности на состояние защищенности окружающей среды в условиях развития интеграционных процессов. Методы: применялись методы анализа, сравнения, систематизации, толкования правовых норм, формально-логический, прогностический и др. Результаты: сформулированы задачи обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности, позволяющие показать потребность в установлении инструментов правового регулирования в данной сфере и способствующие их выявлению. Автор приходит к выводу о необходимости разработки специальных документов, касающихся сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности стран - участниц Содружества, что позволит определить общие направления в создании и реализации правовых инструментов для снижения вредного воздействия транспорта на
179
окружающую среду. Обосновывается необходимость сближения правовых положений и углубления позиций по правовому обеспечению в исследуемой области с учетом ряда задач, обусловливающих интегрированные подходы.
Ключевые слова: правовое регулирование; эколого-правовая наука; охрана окружающей среды; обеспечение экологической безопасности; транспортная деятельность; Содружество Независимых Государств; интеграционные процессы.
В эколого-правовой науке есть ряд исследований, посвященных сущности обеспечения экологической безопасности, соотношению его с охраной окружающей среды, рассмотрению в качестве составляющей реализации экологической функции государства. Вместе с тем научные исследования еще отстают в определении необходимых механизмов снижения вредного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Анализ нормативных правовых актов показывает, что они направлены на уменьшение негативного влияния антропогенной деятельности на окружающую среду [1], эколого-правовое сопровождение хозяйственной деятельности [2], экологизацию правового регулирования [3] и др., а исследований, посвященных анализу законодательства стран -членов Содружества Независимых Государств (СНГ), касающихся обеспечения экологической безопасности в транспортной деятельности - наиболее опасной для окружающей среды и осуществляемой непрерывно на довольно протяженных территориях, до сих пор нет.
Тщательное исследование, посвященное сравнительному анализу обеспечения экологической безопасности по законодательству стран -участниц СНГ, проведено Е.Н. Абаниной [4]. Отметим подход Е.А. Суховой при рассмотрении данного вопроса, которая справедливо указывает, что модельные законы являются действенным инструментом интеграции и гармонизации законодательства государств - членов СНГ, а «совместная деятельность государств - участников СНГ в сфере обеспечения экологической безопасности преследует своей целью более эффективную защиту их законных интересов» [5, с. 217]. О необходимости разработки единого документа, касающегося координации взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на пространстве Евразийского экономического союза, обоснованные доводы приводит профессор Т.И. Макарова: поскольку при формировании и развитии единого пространства в сфере энергетики, транспорта и иных областей оказывается воздействие на
180
окружающую среду, актуальной как на национальном, так и на наднациональном уровне является проблема обеспечения экологической безопасности отдельных видов хозяйственной деятельности [6].
В современных условиях транспортный комплекс расширяется, наблюдается тенденция к развитию интеллектуальных транспортных систем, активной электромобилизации, что в определенной степени влияет на изменение подходов к эколого-правовому регулированию данной отрасли. Вместе с тем до настоящего времени это одна из тех сфер деятельности, регулирование которой рассредоточено по различным нормативным правовым актам, в том числе в рамках СНГ, относительно различных видов функционирования транспорта и мер обеспечения экологической безопасности.
Концепция председательства Республики Беларусь в СНГ на 2021 г. включает совершенствование правового обеспечения сотрудничества в области транспорта, формирование некоторых условий «для создания единого рынка транспортных услуг государств - участников СНГ»1. Скоординированная транспортная политика и сотрудничество в данной сфере предусмотрено как определенное направление деятельности государств - участников СНГ. Кроме того, разрабатывается проект заявления Глав государств СНГ, касающийся биологической безопасности. Отметим, что в Российской Федерации принят Закон от 20 декабря 2020 г. «О биологической безопасности», в Республике Таджикистан -Закон от 29 января 2021 г. «Об обеспечении биологической безопасности и биологической защиты». Считаем, что для укрепления развития СНГ и углубления партнерского взаимодействия необходимо разработать системные меры правового характера в целях совершенствования положений об экологической безопасности. Стоит заметить, что на фоне новых явлений в науке, связанных с геномными исследованиями, о безопасности экологической в законодательстве не упоминается. Возможно, и исследователи сознательно не обращаются к этому вопросу в силу, как нам представляется, достаточности организационно-правового и экономического механизмов охраны окружающей среды либо сомнений правоведов-экологов, высказанных в литературе, о том, имеется ли потребность обеспечивать экологическую безопасность. Однако, полагаем, страны - участницы Содружества должны сконцентрировать свои
1 Концепция председательства Республики Беларусь в Содружестве Независимых Государств в 2021 г. [Электронный ресурс]. URL: https://cis. minsk.by/page/19314 (дата обращения: 11.01.2021).
181
усилия и «более глубоко осуществить совместную работу в рамках функционирования Межгосударственного экологического совета СНГ» [7, с. 41], учитывая цели создания СНГ, указанные в его Уставе, в частности обеспечение прав и свобод человека, мира и безопасности, взаимная правовая помощь и др.
В Модельном законе государств - членов СНГ «О транспортной деятельности» не предусматривается цель обеспечения экологической безопасности, однако в ст. 16 этого документа закреплена обязанность производителей транспортных работ и (или) услуг обеспечивать меры охраны окружающей среды при осуществлении транспортной деятель-ности1. Подобная норма предусмотрена и в белорусском Законе «Об основах транспортной деятельности»2. Стоит заметить, что в нем обеспечение экологической безопасности соединено с безопасностью транспортной деятельности и отдельно как направление не выделяется, что нам представляется неверным.
В Российской Федерации действует Закон «О транспортной безопасности», в котором также не упоминается об экологической безопасности, однако Закон РФ «Об охране окружающей среды» содержит понятия «передвижной источник загрязнения окружающей среды» и «стационарный источник загрязнения окружающей среды»3, которые относятся к объектам транспортной деятельности. При этом одноименный белорусский закон данных понятий не раскрывает и нормы, касающейся требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых при производстве и эксплуатации автомобильных и иных транспортных средств (ст. 45), не содержит. Он лишь называет такие требования по отношению к мобильным источникам в ст. 44, но при этом системно они не отражены, поскольку установлены и в ст. 51, и в других нормах данного закона.
Экологический кодекс Республики Казахстан устанавливает экологические требования к эксплуатации автомобильных и иных транс-
1 О транспортной деятельности : модельный закон от 31.10.2007 № 29-8 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс» (дата обращения: 11.01.2021).
2 Об основах транспортной деятельности : закон Республики Беларусь от 05.05.1998 № 140-З [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.01.2021).
3 Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.01.2021).
182
портных средств (ст. 24), а также в ст. 1 определяет понятия «передвижной источник выбросов», «экологически опасные техника и оборудование», «стойкие органические загрязнители», «экологически опасные технологии»1. Представленная в нем терминология, безусловно, связана с транспортной деятельностью. В законах других государств СНГ такая терминология не содержится.
В Республике Туркменистан действует Закон от 3 июня 2017 г. № 569-У «Об обеспечении экологической безопасности»2, которым регулируются отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной деятельности, направленные на обеспечение состояния защищенности окружающей среды. Стоит заметить, что многие государства СНГ не поддерживают принятие закона, направленного на регулирование экологической безопасности, полагая достаточным закрепление правовых норм в законах об охране окружающей среды. В научных исследованиях приводятся точки зрения о необходимости отдельного закона, однако такой разрыв в регулировании охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности полагаем избыточным, поскольку непосредственно процесс охраны и результат (состояние защищенности окружающей среды) взаимосвязаны.
Так, Закон Республики Узбекистан «Об охране природы» закрепляет, что одной из целей такой охраны является обеспечение экологической безопасности (ст. 3)3. При этом в гл. X указанного закона не содержится правовых норм, касающихся требований к осуществлению транспортной деятельности. В Республике Кыргызстан в отличие от других стран - участниц СНГ действует Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности, устанавливающий принципы и требования к обеспечению экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе требования к
1 Экологический кодекс Республики Казахстан. Алматы : ЮРИСТ, 2017. 196 с.
2 Об обеспечении экологической безопасности : закон Республики Туркменистан от 03.06.2017 № 569-V (в ред. от 02.03.2019) [Электронный ресурс]. URL: https://base.spmform.ru/show_doc.fwx?rgn=98114 (дата обращения: 17.04.2(321).
3 Об охране природы : закон Республики Узбекистан от 09.12.1992 № 754-XII [Электронный ресурс]. URL: https://lex.uz/docs/7065 (дата обращения: 26.04.2021).
183
субъектам, имеющим стационарные и передвижные источники выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов (п. 5 ст. 10)1.
Требования экологической безопасности, закрепленные в законодательстве, являются одним из эффективных инструментов ее обеспечения, действенность которых заключается в их неукоснительном выполнении субъектами. Техническое регулирование в транспортной деятельности следует относить к правовым средствам, направленным на обеспечение защищенности окружающей среды и реализацию прав граждан.
Стоит обратить внимание на то, что законодательство о различных видах транспорта (автомобильном, железнодорожном, воздушном, водном и трубопроводном) включает нормы об обеспечении экологической безопасности. Например, Закон Республики Армения от 15 марта 2007 г. № ЗР-81 «Об авиации» содержит норму об охране атмосферного воздуха (ст. 27), Воздушный кодекс Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 313-3 устанавливает требования по защите граждан и охране окружающей среды от вредного воздействия, а именно к уровню шумов на местности, связанных с эксплуатацией воздушного судна, и выбросам авиационными двигателями загрязняющих веществ (ст. 67).
Правовое обеспечение экологической безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта также регулируется специальным законодательством, поскольку оказывается вредное воздействие на окружающую среду в результате загрязнения почв тяжелыми металлами, влияния шума, что негативно отражается на состоянии защищенности окружающей среды и здоровье человека. Однако, например, в белорусском Законе от 6 января 1999 г. № 237-3 «О железнодорожном транспорте» не закреплено системное регулирование мер экологической безопасности и не установлены требования к охране природных компонентов, что не обеспечивает необходимые правовые условия для охраны окружающей среды при функционировании железнодорожного транспорта и коммуникаций.
В Модельном законе государств - членов СНГ «О железнодорожном транспорте» назван такой принцип его функционирования, как обеспечение безопасности данного транспорта и «процессов его жиз-
1 Общий технический регламент по обеспечению экологической безопасности Кыргызской Республики : закон Республики Кыргызстан от 08.05.2009 № 151 (в ред. от 08.07.2019 № 83) [Электронный ресурс]. URL: http://cbd.minjust. gov.kg/act/view/ru-ru/202693 (дата обращения: 26.04.2021).
184
ненного цикла для жизни, здоровья и окружающей среды» (п. 3 ст. 1)1. Вместе с тем единообразных норм об обеспечении экологической безопасности при эксплуатации железнодорожного транспорта, в отличие от автомобильного, в рамках СНГ не разработано.
Необходимо указать, что модельное законодательство СНГ включает Закон «Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта» . Однако в настоящее время ни в одном из государств Содружества такой закон не действует. В Российской Федерации подготовлен лишь проект одноименного закона, который достаточно четко определяет основные направления предотвращения вредного влияния данного вида транспорта на окружающую среду. С теоретической позиции можно в качестве положительного фактора выделить сформулированные в указанном модельном законе принципы обеспечения экологической безопасности, в числе которых и принцип научной обоснованности принимаемых решений в данной сфере (ст. 3). Анализ правовых норм позволяет установить, что указанный закон включает организационно-правовой (ст. 8-21), экономический (ст. 22-24) и идеологический механизм (ст. 25) обеспечения экологической безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта. Обращено внимание на ответственность за нарушение законодательства в данной сфере и международное сотрудничество в соответствии с принципами, закрепленными в международных договорах. Вместе с тем таких принципов конкретно в отношении автомобильного транспорта, да и в целом принципов обеспечения экологической безопасности в международных соглашениях не предусматривается. Однако в перспективе такие направления могут быть рассмотрены для развития сотрудничества государств с выявлением основных начал обеспечения экологической безопасности. Стоит заметить также, что рассматриваемым законом определены экологические классы автомобилей. Такой подход в законодательстве Республики Беларусь предусматривается лишь в технических нормативных правовых актах.
1 О железнодорожном транспорте : модельный закон, принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 23.11.2012 № 38-15 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.01.2021).
2 Об обеспечении экологической безопасности автомобильного транспорта : модельный закон, принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 29.11.2013 № 39-5 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.01.2021).
185
Модельный закон «Об экологической безопасности» закрепляет ряд элементов организационного и экономического механизмов обеспечения экологической безопасности, предусмотренных в гл. 4-61. Однако он не касается конкретных видов хозяйственной деятельности, что не позволяет выделить конкретные правовые инструменты обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности.
Анализ актов государств - членов СНГ и модельных законов показывает, что правовое регулирование экологической безопасности при эксплуатации различных видов транспорта и общие нормы на пространстве Содружества закрепляют базовые положения, которые трудно применить в силу отсутствия достаточно четкого механизма реализации правовых инструментов.
С одной стороны, на данный аргумент можно возразить, что нет необходимости в определении особых средств регулирования обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности, инструменты в данном случае те же, что и определенные в доктрине экологического права в рамках правового механизма охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. В действительности абсолютно новые инструменты как способ решения проблемы обеспечения экологической безопасности в свете функционирования вредного для окружающей среды транспорта создать сложно. В основном они будут совпадать с дополненными новыми или преимущественным использованием некоторых из них в силу специфики деятельности и влияния на окружающую среду. Тем не менее, полагаем, необходимы правовые инструменты, регулирующие развитие экологичного производства и утилизацию аккумуляторных батарей в связи с расширением эксплуатации электротранспорта, экологизацией правового регулирования организации дорожного движения, применения эффективных инструментов снижения шумового загрязнения и т. д. К таким инструментам правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортной деятельности следует отнести элементы механизмов организационно-правового, экономического и идеологического характера, подробно отраженные применительно к автомобильному транспорту в Модельном законе стран - участниц СНГ «Об обеспечении экологической безопасно-
1 Об экологической безопасности : модельный закон, принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 15.11.2003 № 22-18 [Электронный ресурс] // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.01.2021).
186
сти автомобильного транспорта». И поскольку по отношению к другим видам транспортной деятельности специальное законодательство в сфере обеспечения экологической безопасности не разработано, необходим концептуальный подход для систематизации всех необходимых инструментов правового регулирования не только в рамках одного государства, но и всех стран Содружества.
Сложившаяся потребность решения проблемы снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду правовыми средствами объясняется, как отмечает Р.Х. Гиззатуллин, необходимостью создания «собственного организационно-правового механизма обеспечения экологической безопасности» [8, с. 80]. Это дает основание говорить о формировании правовой модели обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности, условий и факторов ее реализации, что не отменяет, а, наоборот, придает особый вес в определении ключевых направлений при формировании эколого-безопасного пространства в целях минимизации вреда окружающей среде в процессе транспортной деятельности. Такой механизм и включающая ряд составляющих элементов (критерии обеспечения экологической безопасности, правовые средства и инструменты и др.) правовая модель объективно необходимы для соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду [9], достижения целей устойчивого развития общества и государства [10], недопущения глобального экологического кризиса, главным фактором которого является, по мнению М.М. Бринчука, кризис духовный [11].
С другой стороны, механизм обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности, включающий в себя элементы, способствующие достижению состояния защищенности окружающей среды при эксплуатации объектов транспортного комплекса, должен быть эффективно функционирующим, что позволит минимизировать вред, наносимый окружающей среде, компонентам природной среды и природным ресурсам. Для этого целесообразно с точки зрения теоретико-правовых подходов определить задачи обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности, на основе которых возможно определение ряда инструментов правового регулирования - конкретных мер снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду. По нашему глубокому убеждению, такими задачами являются: а) выявление основных направлений государственной экологической политики, связанной с безопасным для окружающей среды функционированием объектов транспортной деятельности; б) прогнозирование, анализ и оценка угроз экологической безопасности при осуществлении транс-
187
портной деятельности, а также разработка мер по их предотвращению; в) организация научных теоретико-правовых и прикладных исследований в данной сфере с учетом комплексности и междисциплинарности применяемых подходов; г) координация управленческой деятельности в сфере обеспечения экологической безопасности при осуществлении транспортных процессов; д) сотрудничество в рамках государств - членов СНГ и с другими государствами в целях снижения вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Полагаем, задачи обеспечения экологической безопасности касаются всех стран, входящих в СНГ, и непосредственно от совместных усилий и скоординированных действий каждого государства зависит разработка общих подходов и единообразной экологической политики в отношении транспортной деятельности, которая связывает все страны Содружества. Данные задачи целесообразно отразить в Модельном законе «О транспортной деятельности» и тем самым модернизировать и «экологизировать» законодательство, регулирующее деятельность объектов транспортной сферы, оказывающих воздействие на окружающую среду.
Кроме того, значительным и необходимым шагом в развитии общих правовых подходов в деятельности СНГ следует признать разработку Стратегии развития сотрудничества государств СНГ в области обеспечения экологической безопасности на краткосрочный и долгосрочный периоды и Плана мероприятий по реализации основных направлений в данной сфере с целью уменьшения вреда, причиняемого хозяйственной деятельностью, в том числе транспортной, как деятельности, связанной с трансграничным причинением вреда окружающей среде. Так, Соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников СНГ от 31 мая 2013 г. определяются сферы сотрудничества, связанные с охраной компонентов природной среды (ст. 1), предусматриваются меры обеспечения сотрудничества, среди которых совместная разработка межгосударственных программ в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также взаимодействие в области природоохранных технологий, концентрация совместных усилий в области предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ст. 3)1. На 50-м пленарном заседании
1 Соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды государств - участников СНГ от 31.05.2013 [Электронный ресурс]. URL: http://cis.minsk.by/reestr/ru/index.html#reestr/view/text?doc=3 874 (дата обраще -ния: 10.03.2021).
188
Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 22 ноября 2019 г. приняты Рекомендации по организации национальных центров экологической безопасности на основе защиты национальных экологических интересов как стратегической сферы деятельности государства1. Согласно этому документу практическими мерами обеспечения экологической безопасности на правовом уровне называются принятие государствами-участниками экологических доктрин, концепций, стратегий, в связи с чем, полагаем, требуется разработка концепции, касающейся обеспечения экологической безопасности в отношении транспортной деятельности на уровне государства, и общей стратегии в рамках Содружества.
Таким образом, решение каждым государством задач по обеспечению экологической безопасности транспортной деятельности и в то же время выработка концептуальной единой правовой стратегии будут способствовать сближению законодательства и определению инструментов правового регулирования в данной сфере, углублению интегрированного подхода, позволяющего эффективно использовать данные инструменты.
Библиографический список
1. Хотько О.А. Анализ законодательства в области защиты прав граждан в условиях негативного воздействия транспортной деятельности // Тенденции развития юридической науки на современном этапе : сб. ст. ГУ Всерос. науч. конф. с междунар. участием (18 окт. 2019 г.) / отв. ред. Е С. Трезубов. М. : Проспект, 2020. С. 282-291.
2. Мороз О.В. Правовое обеспечение экологического сопровождения хозяйственной и иной деятельности // Правовые механизмы охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности / под ред. Т.И. Макаровой. Минск : БГУ, 2016. С. 85-124.
3. Шахрай И.С. Экологизация правового регулирования на пути к устойчивому развитию // Оценка регулирующего воздействия законода-
1 Рекомендации по организации национальных центров экологической безопасности : постановление Межпарламентской Ассамблеи государств -участников СНГ от 22.11.2019 № 50-11 [Электронный ресурс]. URL: https:// iacis.ru/upload/iblock/066/Prilozhenie-k-postanovleniyu-50_11.pdf (дата обращения: 11.04.2021).
189
тельства в сфере экономической деятельности / под ред. В.К. Ладутько, М.Н. Сатолиной. Минск : Беларуская навука, 2020. С. 207-222.
4. Абанина Е.Н. Правовое обеспечение экологической безопасности на территории государств - участников СНГ: сравнительно-правовой анализ // Дискуссионные проблемы теории экологического права : моногр. / под общ. ред. А.П. Анисимова. М., 2020. С. 404-423.
5. Сухова Е.А. Правовое обеспечение экологической безопасности на территории государств - участников СНГ // Приоритетные направления развития экологического, природоресурсного и аграрного права : матер. Республиканск. круглого стола, посвящ. 60-летию д-ра юрид. наук, проф. Т.И. Макаровой. Минск : БГУ, 2017. С. 216-219.
6. Макарова Т.И. Проблемы правового обеспечения экологической безопасности в контексте интеграционных процессов Республики Беларусь и Российской Федерации // Правовое обеспечение экологической безопасности в сфере природопользования и энергетики : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. Году экологии в Российской Федерации, Казань, 8-9 дек. 2017 г. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2018. С. 33-38.
7. Хотько О.А., Чеботарева А.А. Правовые вопросы международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности // Транспортное право и безопасность. 2021. № 1. С. 33-45.
8. Гиззатуллин Р.Х. Экологическая функция государства и обеспечения экологической безопасности // Труды Ин-та государства и права РАН. 2010. № 2. С. 70-80.
9. Макарова Т.И., Хотько О.А. Внедрение аспектов прав человека в преподавание дисциплины «Экологическое право» // Права человека в контексте преподавания юридических дисциплин в высшей школе / под ред. Е.В. Конновой, Е.В. Кузнецовой. Минск : Юнипак, 2020. С. 32-39.
10. Боклан Д.С. «Экологизация» международных экономических отношений в контексте эволюции концепции устойчивого развития // Московск. журнал международного права. 2015. № 1. С. 117-134.
11. Бринчук М.М. Законы природы и общества : моногр. : в 2 ч. М. : Юрлитинформ, 2015. Ч. 2. 408 с.
Дата поступления: 05.07.2021
190
KHATSKO Volha Aleksandrovna
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus. E-mail: [email protected]
LEGAL INSTRUMENTS IN THE FIELD OF ENSURING THE ENVIRONMENTAL SAFETY OF TRANSPORT ACTIVITIES IN THE MODEL LEGISLATION AND ACTS OF STATES - PARTICIPANTS OF THE COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES
The paper examines the essence of legislative support and the main elements of the legal mechanism for environmental protection and environmental safety in the implementation of transport activities in the territory of the Commonwealth of Independent States. The author reflects the different approaches of the member States of the integration association to the regulation of this sphere and the general trends of legislation with a view to identifying legal instruments to reduce the harmful effects of transport on the environment. Purpose: to analyze the model legislation of the Commonwealth of Independent States governing environmental protection and ensuring environmental safety and the acts adopted in the member states of the Commonwealth, taking into account the negative impact of transport activities on environmental protection in the context of the development of integration processes. Methods: the author uses the methods of analysis, comparison, systematization, interpretation of legal norms, formal-logical and prognostic, etc. Results: the tasks of ensuring the environmental safety of transport activities are formulated, which make it possible to demonstrate the need for the establishment of legal regulatory instruments in this area and contributing to their identification. The author concludes that there is a need to develop special documents on cooperation in the environmental safety of the Commonwealth member states, which will make it possible to define general guidelines for the creation and implementation of legal instruments to reduce transport harmful effects on the environment. It is argued that there is a need to bring the legal provisions closer together and to deepen positions on legal support in the area under study, taking into account a number of tasks that lead to integrated approaches.
Keywords: legal regulation; environmental and legal science; environmental protection; ensuring environmental safety; transport activities; Commonwealth of Independent States; integration processes.
191
References
1. Khotko O.A. Analysis of legislation in the field of protecting the rights of citizens under the negative impact of transport activities. In Trezubov E.S. (ed.). Tendencii razvitiya yuridicheskoj nauki na sovremennom etape. Sbornik statej Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Trends in the development of legal science at the present stage. Collection of articles of the All-Russian scientific conference with international participation]. Moscow, Prospekt Publ., 2020, pp. 282-291. (In Russian).
2. Moroz O.V. Legal provision of environmental support for economic and other activities. In Makarova T.I. (ed.). Pravovye mekhanizmy ohrany okruzhayushchej sredy i obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti [Legal mechanisms for environmental protection and environmental safety]. Minsk, Belarusian State University Publ., 2016, pp. 85-124. (In Russian).
3. Shakhrai I.S. Greening legal regulation towards sustainable development. In Ladutko VC., Satolina M.N. (eds.). Ocenka reguliruyushchego vozdejstviya zakonodatel'stva v sfere ekonomicheskoj deyatel'nosti [Assessment of the regulatory impact of legislation in the field of economic activity]. Minsk, Belaruskaya navuka Publ., 2020, pp. 207-222. (In Russian).
4. Abanina E.N. Legal support of environmental safety in the territory of the CIS member states: comparative legal analysis. In Anisimov A.P. (ed.). Diskussionnyeproblemy teorii ekologicheskogoprava [Discussion problems of the theory of environmental law]. Moscow, 2020, pp. 404-423. (In Russian).
5. Sukhova E.A. Legal support of environmental safety in the territory of the CIS member states. Prioritetnye napravleniya razvitiya ekologicheskogo, prirodoresursnogo i agrarnogo prava. Materialy Respublikanskogo kruglogo stola [Priority directions for the development of environmental, natural resource and agricultural law. Proceedings of the Republican round table]. Minsk, Belarusian State University Publ., 2017, pp. 216-219. (In Russian).
6. Makarova T.I. Problems of legal support of environmental security in the context of integration processes of the Republic of Belarus and the Russian Federation. Pravovoe obespechenie ekologicheskoj bezopasnosti v sfere prirodopol'zovaniya i energetiki. Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Godu ekologii v Ros-sijskoj Federacii [Legal support of environmental safety in the field of natural resources and energy. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the Year of Ecology in the Russian Federation]. Kazan, Kazan University Publ., 2018, pp. 33-38. (In Russian).
192
7. Khotko O.A., Chebotareva A.A. Legal issues of international cooperation in the field of environmental safety of transport activities. Transportnoe pravo i bezopasnost' = Transport Law and Security, 2021, no. 1, pp. 33-45. (In Russian).
8. Gizzatullin R.Kh. Environmental function of the state and ensuring environmental safety. Trudy Instituta gosudarstva i prava RAN = Proceedings of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2010, no. 2, pp. 70-80. (In Russian).
9. Makarova T.I., Khotko O.A. Introduction of aspects of human rights in the teaching of the discipline «Environmental law». In Konnova E.V., Kuz-netsova E.V. (eds.). Prava cheloveka v kontekste prepodavaniya yuridi-cheskih disciplin v vysshej shkole [Human rights in the context of teaching legal disciplines in higher education]. Minsk, Unipack Publ., 2020, pp. 32-39. (In Russian).
10. Boklan D.S. «Greening» of international economic relations in the context of evolution of concept of sustainable development. Moskovskij zhurnal mezhdunarodnogo prava = Moscow Journal of International Law, 2015, no. 1, pp. 117-134. (In Russian).
11. Brinchuk M.M. Zakony prirody i obshchestva [The laws of nature and society]. Moscow, YUrlitinform Publ., 2015, pt. 2. 408 p.
Received: 05.07.2021
193