20. Karasev V.A. Finansovo-pravovoe regulirovanie nenalogovykh dokhodov gosudarstven-nogo byudzheta Rossiiskoi Federatsii (Financial and legal regulation of non-tax revenues of the state budget of the Russian Federation), dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004, pp. 63-64.
21. Peshkova X. V. Nenalogovye dokhody byudzheta. Pravovoi rezhim zakonnosti (Non-tax revenues of the budget). Voronezh, 2003, No. 4.
22. URL:http://budget.gov.ru/budget/income_types?budgetLevel=0&budgetType=-3&curDate= 01.11.2013&incomeType=1 (accessed date: 14.12.2017).
23. Batyaeva A.R. Nenalogovye dokhody gosudarstvennogo byudzheta v Rossiiskoi Federatsii (Non-tax revenues of the state budget in the Russian Federation). M., 2008.
Дата поступления: 20.02.2018 Received: 20.02.2018
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО
УДК 349.6
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ХОТЬКО Ольга Александровна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры экологического и аграрного права, Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь. Е-mail: оlyahоtkо@yandех.ru
LEGAL NATURK ОF ЕNVIRОNMЕNTAL SAFЕTY ОF TRANSРОRT ACTIVITY
KHOTKO Olga Alexandrovna
Candidate of Sciences (Law), Associate Professor, Assistant Professor of the Department of Environmental and Agricultural Law, Belarusian State University, Minsk, Republic of Belarus.
E-mail: [email protected]
Исследование правовой природы экологической безопасности становится особо актуальной в связи с осуществлением транспортной деятельности. Влияние транспорта на окружающую среду, риски и угрозы воздействия транспортного комплекса на экологическую безопасность с каждым днем становятся более очевидными. Все это говорит о необходимости анализа законодательных положений в части обеспечения экологической безопасности на транспорте, изучения степени уре-гулированности рассматриваемых проблем, сравнительно-правового исследования вопросов. Правовое регулирование правоотношений по обеспечению экологической безопасности при функционировании объектов транспорта нуждается в развитии специальных эколого-правовых норм, направленных на охрану окружающей среды, природных ресурсов и населения от неблагоприятного воздействия транспортной деятельности.
In modern conditions, the study of legal nature of environmental safety becomes particularly relevant in connection with carrying out transport activities. The impact of transport activities on the environmental status, risks and threats of the impact of transport complex on environmental safety are becoming more evident day by day. All this speaks about the need to analyze legislative provisions in terms of ensuring environmental safety in transport, studying the degree of solving the problems under consideration, and comparative legal studies of these issues. Legal regulation of legal relations to ensure environmental safety when using transport facilities needs the development of special environmental and legal norms aimed at protecting the environment, natural resources and the population from the adverse impact of transport activities.
Ключевые слова: экологическая безопасность, охрана окружающей среды, транспортная деятельность, источники вредного воздействия, экологические риски, угрозы, влияние транспорта, состояние окружающей среды, экологическое законодательство, транспортное законодательство.
Key words: environmental safety, environmental protection, transport activity, public health hazard, environmental risks, threats, transport impact, environmental status, environmental legislation, transport law.
Состояние окружающей среды тесно связано с обеспечением безопасности государства, одним из важнейших элементов которой является экологическая безопасность. Экологическая безопасность в контексте транспортной деятельности нуждается в детальном правовом регулировании. Осуществление государственной транспортной политики предусматривает реализацию закрепленных в Конституции Республики Беларусь прав граждан на свободное передвижение, обеспечение единого экономического пространства и перемещение товаров [1]. Однако загрязнение окружающей среды в настоящее время осуществляется все более интенсивнее, чем возможно естественное самовосстановление окружающей среды, в связи с чем, проблемы обеспечения экологической безопасности при функционировании транспорта приобретают особое значение. Недостаточное развитие правового научного знания и законодательного обеспечения отрицательно сказывается на экологической безопасности, поэтому немыслимо развитие экологического законодательства без исследования этих двух отраслей -экологического права и права в транспортной сфере. Актуальность темы исследования определяется ее научно-теоретическим и научно-практическим аспектами. Необходимо глубокое изучение и разработка вопросов, связанных с правовыми проблемами экологического обеспечения транспортной деятельности.
Важно учитывать, что в Республике Беларусь юридические исследования в сфере воздействия транспортного комплекса на окружающую среду не проводились, а они в свою очередь должны носить комплексный, междисциплинарный характер в силу неоднородности отношений (эколого-правовые и транспортные). Вместе с тем, казалось бы, проблемы в данной области - это вопросы технического характера, относящиеся к решению специалистов в области машиностроения, технической эксплуатации транспортных средств, организации транспортных перевозок, дорожного движения, дорожного строительства и транспортного градостроительства, но именно они в настоящее время требуют в первую очередь правового обеспечения. Лишь обеспечив на законодательном уровне соответствующее регулирование, возможно изменение ситуации в сторону улучшения и сохранения окружающей среды.
Правовые проблемы охраны окружающей среды при эксплуатации автотранспорта и городского пассажирского транспорта нашли отражение в работах российских исследователей [2; 3].Проблемам правового регулирования земельных отношений в сфере транспортной деятельности посвящены отдельные исследования, в частности проанализированы особенности правового режима земель, связанных с функционированием различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного) [4; 5; 6]. Однако тенденции, связанные с оказанием транспортных услуг, использованием транспорта оказывают влияние на экологическую безопасность, причем влияние проявляется сугубо негативное воздействие транспорта на окружающую среду и здоровье человека, требующее научного осмысления и законодательного разрешения. Назрела необходимость развития законодательства, способствующего преодолению негативных тенденций на транспорте и направленного на повышение уровня экологической безопасности в данной сфере.
Основное содержание деятельности по обеспечению экологической безопасности составляет предотвращение негативного воздействия осуществляемых видов транспортной деятельности для интересов человека, общества и государства на состояние окружающей среды. В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности»
транспортная деятельность - совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях [7]. Для окружающей среды представляет угрозу состояние транспортных средств и оборудования, устаревшая транспортная техника, утилизация транспорта и оборудования. В результате транспортной деятельности: во-первых, загрязняется атмосферный воздух, воды, земли, подвергается изменению химический состав почв и микрофлоры, образуются производственные отходы, в том числе радиоактивные и токсичные; во-вторых, потребляются природные ресурсы для производственных нужд (атмосферный воздух и воды), отчуждаются для строительства автомобильных и железных дорог, аэропортов, трубопроводов, речных портов и иных объектов транспортной инфраструктуры (земли); в-третьих, происходят неблагоприятные процессы в окружающей среде (заболачивание местности, водная эрозия, деградация почв, разрушение объектов растительного мира, уменьшение сельскохозяйственных культур и т.д.); в-четвертых, создается высокий уровень шума и вибрации; в-пятых, возможна гибель людей и животных. В ситуации, когда природная среда при воздействии транспорта не способна к самовосстановлению, что в настоящее время уже очевидно, необходим ряд мероприятий, подлежащий к обязательному исполнению.
Прошедший 2017 год в Российской Федерации был объявлен Годом экологии. Проводилась значительная работа в данном направлении, в том числе и в сфере обеспечения экологических требований в транспортной деятельности. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. установлена необходимость снижения удельных уровней воздействия на окружающую среду по отраслям в 3-7 раз к 2020 г. [8]. По оценкам Министерства природных ресурсов России, на всех видах транспорта (кроме железнодорожного) приведенный показатель недостижим при сохранении существующей динамики загрязнения окружающей среды [9, с. 62].
На необходимость установления баланса между экономической и социальной пользой транспорта и отрицательными последствиями его эксплуатации для общества и окружающей среды с учетом как международных обязательств Республики Беларусь, так и реальной социально-экономической обстановки обращено в Стратегии по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 года [10]. В документе обозначено, что Стратегия является основой для разработки целевых программ в области транспорта и смежных с транспортом отраслях экономики, в части, касающейся обеспечения экологической безопасности. В п. 4 Концепции национальной безопасности Республики Беларусь дано определение экологической безопасности как состояние «защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от угроз, возникающих в результате антропогенных воздействий, а также факторов, процессов и явлений природного и техногенного характера» [11]. В качестве внутренних источников угроз национальной безопасности в экологической сфере согласно документу выделяют среди других недостаточное развитие правовых и экономических механизмов обеспечения экологической безопасности. Понятие экологической безопасности также определено в Законе Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» как состояние защищенности окружающей среды, жизни и здоровья граждан от возможного вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [12].
На наш взгляд, при довольно больших рисках возникновения экологической опасности в законодательстве не раскрыты угрозы экологической безопасности. Так, основными угрозами при эксплуатации транспортных средств представляют выбросы в окружающую среду, техногенная перегруженность, аварии, связанные с перевозкой опасных грузов, захламленность территорий транспортными средствами, отходами, неправильная эксплуатация транс-
портных средств или в целом их использование, приносящее вред. В настоящее время ученые склонны считать, что порог экологического возмущения в глобальном масштабе превышен и человек в своей деятельности близко подошел к пределу хозяйственной емкости биосферы [11]. В связи с этим, полагаем, актуален вопрос экологизации транспортного законодательства, под которой понимается процесс внедрения экологических требований в законодательные и иные нормативные акты, регулирующие деятельность, оказывающую негативное влияние на окружающую среду. Основная цель такой экологизации - закрепление правовых норм и установление определенного порядка осуществления транспортной деятельности, направленного на предотвращение ухудшения окружающей среды.
Следует констатировать, что специальный нормативный правовой акт, регулирующий воздействие транспортного комплекса на окружающую среду и определяющий основные меры по снижению вредного воздействия транспорта в Республике Беларусь не принят. В ст. 44 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды» установлены требования в области охраны окружающей среды, предъявляемые к лицам, использующим мобильные источники: «юридические лица и граждане при проектировании, производстве, эксплуатации, ремонте и техническом обслуживании мобильных источников обязаны разрабатывать и осуществлять меры по снижению токсичности, дымности отработанных газов, очистке или обезвреживанию выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, переходу на менее токсичные виды топлива и иные меры, направленные на предотвращение и снижение вредного воздействия на окружающую среду. Производство и (или) эксплуатация мобильных источников, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах и уровни иных вредных физических воздействий на окружающую среду превышают установленные нормативы, запрещаются» [12]. Однако полагаем, такой вариант «заботы» обеспечения экологической безопасности со стороны законодателя требует пересмотра и совершенствования. Необходим более разработанный и логически продуманный подход, каким образом урегулировать постоянно причиняемый вред окружающей среде при эксплуатации транспорта. Достаточно точное определение транспортной безопасности закреплено в модельном законе СНГ «О безопасности на транспорте», в котором говорится о направленности на предотвращении вреда здоровью и (или) жизни людей, ущербу имуществу и окружающей бреде [13].
Повышению экологической безопасности при эксплуатации транспортных средств призвана восполнить Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы, утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 18 сентября 2017 г. № 699. Большое социальное значение в условиях усиления внимания общества к экологическим факторам обращено в документе на снижение вредного воздействия транспортной сети на окружающую среду. Отмечено, что «обеспечение прогрессивного уровня в сфере экологии и активизация выполнения мер по защите окружающей среды при осуществлении дорожной деятельности достигаются путем комплексной реализации технических и технологических решений, соответствующих современным стандартам и повышенным экологическим требованиям, а также мероприятий по снижению уровня вынужденных неблагоприятных воздействий до минимального либо приемлемого уровня» [14]. Однако остается неясным, о каких повышенных экологических требованиях и мероприятиях идет речь. Как представляется, предстоит работа в направлении совершенствования законодательства.
В Республике Беларусь принят Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках», в соответствии со ст. 5 которого в качестве основных задач государственного регулирования деятельности на автомобильном транспорте определена охрана окружающей среды при выполнении автомобильных перевозок [15]. Но вместе с тем, например, Закон Республики Узбекистан «Об автомобильном транспорте» устанавливает, что автотранспортные средства должны иметь сертификат на их соответствие требованиям безопасности, экологии и другим условия и нормам [16]. Правовым исследованиям в области недопущении загрязнения земель, минимизации вреда окружающей среде при активном развитии объектов
придорожного сервиса не уделено внимания в юридической литературе. Придорожный сервис имеет определенное значение для развития сети автомобильных дорог в силу таких факторов, как восприятие пользователей автодорог, развитие населенных пунктов, расположенных вдоль автодорог. Основной проблемой неполного регулирования данной деятельности выступает отсутствие продуманной стратегии обеспечения экологической безопасности. Так, в западноевропейских странах объекты придорожного сервиса отличаются не только комфортностью, но и соблюдением экологических требований, т.е. за нарушения норм, загрязнение окружающей среды следуют меры ответственности [17]. Стоит обратить внимание, что принятая в Республике Беларусь 25 мая 2016 г. Концепция разработана с целью качественного уровня сервисного обслуживания пользователей республиканских автодорог и развития транзитного потенциала, при этом цели развития придорожного сервиса согласно данной Концепции не предусматривают сохранение природоресурсного потенциала страны и обеспечение экологической безопасности [18]. Бесспорно, следует принять во внимание Договор о Евразийском экономическом (далее - Договор о ЕАЭС) союзе от 29 мая 2014 года, согласно XXI раздела которого задачами скоординированной транспортной политики является снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека, формирование благоприятного инвестиционного климата, и развивать национальное законодательство в соответствии с указанными положениями [19].
Закон Республики Беларусь «О железнодорожном транспорте» содержит несколько статей, посвященных землям железнодорожного транспорта, охранным зонам. Как в белорусском, так и в российском законодательстве имеются лишь нормы об особенностях регулирования земель железнодорожного транспорта. Обеспечение охраны окружающей среды в связи с эксплуатацией железнодорожного транспорта имеет особое значение, так как данный вид транспорта оказывает вредное воздействие на состояние окружающей среды в результате доставки грузов. Кроме того, к источникам загрязнения относятся «дизельные двигатели, используемые в тепловозах, стационарная теплоэнергетика локомотивных и вагонных депо, ремонтных заводов, промывочно-пропарочных станций и др.» [20].
Воздушные кодексы государств-участников СНГ закрепляют лишь положения о форме собственности на воздушные суда, нормы, касающиеся авиационной безопасности. Воздушный кодекс Республики Беларусь устанавливает требования по защите граждан и охране окружающей среды от вредного воздействия полетов воздушных судов [21].
Анализ рассмотренных нормативных актов показывает, что необходима научная разработка четких природоохранных механизмов обеспечения экологической безопасности с включением таких мер, как последовательное урегулирование сокращения воздействия всех транспортных средств на окружающую среду, установление нормативов допустимой антропогенной нагрузки от использования транспорта в отношении природных ресурсов (вод, земель, атмосферный воздух), создание системы стимулирования для производителей и потребителей транспортных услуг, расширив на законодательном уровне перечень мер такого стимулирования в целях недопущения нанесения вреда окружающей среде и обеспечения экологической безопасности. Следовательно, для снижения загрязнения до уровней, соответствующих экологической безопасности важно доработать законы Республики Беларусь «Об охране окружающей среды», «Об основах транспортной деятельности», закрепив основные угрозы экологической безопасности в рассматриваемой сфере и комплекс мер их недопущению. Необходима разработка развернутых экологических программ, направленных на поддержание приоритета экологической безопасности, устранение угроз безопасности, экологических рисков.
Важнейшим условием обеспечения экологической безопасности в свете активного использования транспорта является формирование устойчивого правосознания всех субъектов транспортной деятельности о сохранении благоприятной окружающей среды, а благодаря этому и вместе с этим осознание необходимости выполнения эколого-правовых норм, опира-
ясь на приоритет задачи обеспечения экологической безопасности над экономическими интересами человека в соответствии с его жизненно необходимыми потребностями.
Таким образом, изменение сложившейся пробельной ситуации в части обеспечения экологической безопасности на законодательном уровне возможно лишь путем комплексной переработки правовых положений, регулирующих экологические требования при осуществлении транспортной деятельности. Искоренить негативные явления, образующиеся в процессе воздействия транспорта на окружающую среду, полностью не представляется возможным. Но необходимо выработать правовые средства для безотлагательного решения всех проблем в эколого-правовой сфере последовательно в несколько этапов.
На первом этапе особое внимание уделить совершенствованию эколого-правовой науки и законодательства, гармонизации правовых актов стран-участниц в рамках функционирующего Договора о ЕАЭС, ориентируясь на опыт стран, опережающих в развитии данных вопросов. Считаем целесообразным разработать Концепцию экологической безопасности транспортной деятельности, в которой предусмотреть основные направления обеспечения безопасности, охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и меры по их сохранению. Важно обеспечить законодательную базу, которая способствовала бы дальнейшему развитию экологической безопасности, охране окружающей среды при осуществлении транспортной деятельности, полностью соответствующую мировым стандартам. Комплексную разработку в этом направлении необходимо вести планомерно и безотлагательно. Кроме того, реализация экосистемного подхода, экологизация законодательства, на что обращают внимание ученые [22;23], должна начинать получать свое закрепление в нормативных актах в сфере транспортной деятельности. В частности, на наш взгляд, требуется разработка Закона «Об экологической безопасности автомобильного транспорта», так как не вызывает сомнений его необходимость, поскольку чрезмерно «разросшаяся» автомобилизация в городах создает постоянное накопление вредных веществ в окружающей среде, запыленность и загрязненность воздуха, уничтожение кислорода, что опасно для здоровья человека, компоненты в отработавших газах их двигателей причиняют вред природным ресурсам (для автомобильных дорог изымается значительное количество плодородных земель, эксплуатационными материалами загрязняются поверхностные и грунтовые воды) и в целом все эти факторы влияют на экологическое равновесие, состояние окружающей среды и экологическую безопасность в целом.
На втором этапе потребуется дальнейшее усиление экологической функции государства, развитие экологического правосознания производителей и потребителей транспортных услуг, повышение социальной активности населения, формирование общественного экологического мировоззрения и большее осознание ответственности за сохранение окружающей среды и природных ресурсов. Приоритетными направлениями экологической безопасности в долгосрочной перспективе нам представляется совершенствование природоохранного законодательства и законодательства в области транспортной деятельности, обновление системы экологических требований, регламентирующих природопользование при эксплуатации всех видов транспорта с переходом на международные стандарты как необходимое условие обеспечения экологической безопасности на международном уровне, создание гарантий возмещения вреда от загрязнения окружающей среды, расширение мер экономического стимулирования средствами государственной политики ресурсосбережения и внедрения экологичной техники и технологии, модернизация государственной системы прогнозирования и предупреждения аварийных ситуаций в транспортной деятельности, обеспечение населения качественными природными ресурсами, создание эффективной санитарно-эпидемиологической обстановки, внедрение инновационной системы мониторинга окружающей среды, воздействия факторов транспортной деятельности на здоровье человека.
Библиографические ссылки
1. Усова Е.И. К вопросу совершенствования транспортной политики Республики Беларусь // Правовое обеспечение устойчивого развития : сб. научн. трудов / под общ. ред. И.И. Эсмантович. Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2010. С. 46-51.
2. Зеленов А.В. Правовая охрана окружающей среды при эксплуатации городского пассажирского транспорта : дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2002.
3. Ярославцев С.Ф. Совершенствование правового регулирования эколого-автотранс-портных отношений городского поселения : дис. ... канд. юрид. наук. Сургут, 2003.
4. Саскевич В.В. Правовой режим земель промышленности, транспорта, связи, энергетики : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Минск, 2008.
5. Гапотченко Т.Н. Особенности правового режима земель автомобильного транспорта и дорожного хозяйства : дис. ... канд. юрид. наук. Харьков, 2007.
6. Чернобай Е.Ю. Правовой режим земель полосы отвода железных дорог : дис. ... канд. юрид. наук. М, 2014.
7. Об основах транспортной деятельности : Закон Респ. Беларусь, 3 нояб. 1992 г., № 1902-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. ; утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (в ред. от 10.02.2017) // Консультант Плюс. Россия / ЗАО : «КонсультантПлюс». М., 2018.
9. Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Корольков И.В. Управление транспортной системой : учебник / под ред. В.Г. Галабурды. М. : ФГБОУ «Учебно-методическое управление по обработке информации железнодорожного транспорта», 2016.
10. Стратегия по снижению вредного воздействия транспорта на атмосферный воздух Республики Беларусь на период до 2020 г. : утв. Заместителем Премьер-министра Республики Беларусь 5 ноября 2013 г.№06/137-207, 214-258 // URL: http://www.minpriroda.gov.by/ru/ new_url_2009876790-ru/ (дата обращения: 04.01.2018).
11. Гавриленко В.Г. Юридический словарь / науч. ред. Н.И. Ядевич. Минск : Право и экономика, 2013.
12. Об охране окружающей среды: Закон. : Закон Респ. Беларусь, 26 нояб. 1992 г., № 1982-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22.12.2011 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
13. О безопасности на транспорте: модельный закон [Электронный ресурс]: постановление пленарного заседания Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, 31 окт. 2007 г., № 29-9 // Консультант Плюс. Россия / ЗАО «КонсультантПлюс». М., 2018.
14. Государственная программа по развитию и содержанию автомобильных дорог в Республике Беларусь на 2017-2020 годы: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь 18 сентября 2017 г. № 699 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой ин-форм. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
15. Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках: Закон Респ. Беларусь, 14 авг. 2014 г., № 278-З : с изм. и доп. // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
16. Егиазаров В.А. Транспортное законодательство государств-участников СНГ. М. : Норма, 2007.
17. Лацкевич Н.В. Придорожный сервис в Республике Беларусь: состояние и направления развития. Гомель : Белорусский торгово-экономический ун-т потреб. кооперации, 2015.
18. Концепция развития придорожного сервиса на республиканских автомобильных дорогах до 2020 года, 25 мая 2016 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
19. Договор о Евразийском экономическом союзе [Электронный ресурс] : [подписан в г. Астане, 29.05.2014 г. : в ред. от 08.05.2015 г.] // Консультант Плюс. Россия / ЗАО : «Кон-сультантПлюс». М., 2018.
20. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта общего пользования / под ред.
E.И. Зарецкой, В.П. Мороза. Мн. : Амалфея, 2004.
21. Воздушный кодекс: Закон Респ. Беларусь, 16 мая 2006 г., № 313-3 : с изм. и доп. // Эталон -Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. Минск, 2018.
22. Макарова Т.И., Хотько О.А. Экологизация земельного законодательства: состояние и проблемы совершенствования // Современное право. 2014. №7. С. 123-131.
23. Бринчук М.М. Экосистемный подход в праве // Экологическое право. 2008. № 1. С. 6-14.
References
1. Usova E.I. K voprosu sovershenstvovaniya transportnoi politiki Respubliki Belarus' (To the question of improving the transport policy of the Republic of Belarus), Pravovoe obespechenie ustoichivogo razvitiya, sb. nauchn. trudov, pod obshch. red. I.I. Esmantovich. Gomel', GGU im.
F. Skoriny, 2010, pp. 46-51.
2. Zelenov A.V. Pravovaya okhrana okruzhayushchei sredy pri ekspluatatsii gorodskogo pas-sazhirskogo transporta (Legal environmental protection in the operation of urban passenger transport), dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2002.
3. Yaroslavtsev S.F. Sovershenstvovanie pravovogo regulirovaniya ekologo-avtotransportnykh otnoshenii gorodskogo poseleniya (Perfection of legal regulation of eco-autotransport relations of urban settlements), dis. ... kand. yurid. nauk. Surgut, 2003.
4. Saskevich V.V. Pravovoi rezhim zemel' promyshlennosti, transporta, svyazi, energetiki (The legal regime of the lands of industry, transport, communications, energy), avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Minsk, 2008.
5. Gapotchenko T.N. Osobennosti pravovogo rezhima zemel' avtomobil'nogo transporta i dorozh-nogo khozyaistva (Features of the legal regime of the lands of road transport and road infrastructure), dis. ... kand. yurid. nauk. Khar'kov, 2007.
6. Chernobai E.Yu. Pravovoi rezhim zemel' polosy otvoda zheleznykh dorog (Legal regime of the land strip of allotment of railways), dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2014.
7. Ob osnovakh transportnoi deyatel'nosti. Zakon Resp. Belarus', 3 noyab. 1992 g., № 1902-XII, v red. Zakona Resp. Belarus' ot 22.12.2011 g. (On the basics of transport activity: Law of the Republic of Belarus, 3 November 1992, No. 1902-XII: as in force Law of the Republic of Belarus on 22 December 2011). Konsul'tant PlyusBelarus'. Tekhnologiya 3000. OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018.
8. Kontseptsiya dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 g. ; utv. rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 17.11.2008 № 1662-r (v red. ot 10.02.2017) (The concept of long-term social and economic development of the Russian Federation for the period until 2020; adopted by the Decree of the Government of the Russian Federation of 17 November 2008 No.1662-r (as amended on 10 February 2017)). Konsul'tant Plyus. Rossiya. ZAO. «Konsul'tantPlyus». M., 2018.
10. Galaburda V.G., Sokolov Yu.I., Korol'kov I.V. Upravlenie transportnoi sistemoi (Management of the transport system), uchebnik, pod red. V.G. Galaburdy. M., FGBOU «Uchebno-metodicheskoe upravlenie po obrabotke informatsii zheleznodorozhnogo transporta», 2016.
11. Strategiya po snizheniyu vrednogo vozdeistviya transporta na atmosfernyi vozdukh Respubliki Belarus' na period do 2020 g., utv. Zamestitelem Prem'er-ministra Respubliki Belarus' 5 noyabrya 2013 g. №06/137-207, 214-258. (Strategy to reduce the harmful impact of transport on the air of the Republic of Belarus for the period up to 2020, passed by Deputy Prime Minister of the Republic of Belarus on November 5, 2013 No. 06 / 137-207, 214-258). URL: http://www.minpriro da.gov.by/ru/new_url_2009876790-ru/ (accessed date: 04.01.2018).
12. Gavrilenko V.G. Yuridicheskii slovar' (The legal dictionary), nauch. red. N.I. Yadevich. Minsk, Pravo i ekonomika, 2013.
13. Ob okhrane okruzhayushchei sredy: Zakon. Zakon Resp. Belarus', 26 noyab. 1992 g., № 1982-XII : v red. Zakona Resp. Belarus' ot 22.12.2011 g. (On Environmental Protection: The Law. The Law of the Republic of. Belarus, 26 November 1992, No. 1982-XII: as in force Law of the Republic of Belarus on 22 December 2011). Konsul'tant Plyus. Belarus'. Tekhnologiya 3000. OOO «Yur-Spektr», Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018.
14. O bezopasnosti na transporte: model'nyi zakon , postanovlenie plenarnogo zasedaniya Mezhparla-mentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG, 31 okt. 2007 g., № 29-9 (On Transport Security: Model Law, Resolution of the Plenary Session of the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States, 31 October. 2007, No 29-9). Konsul'tant Plyus. Rossiya. ZAO «Konsul'tantPlyus». M., 2018.
15. Gosudarstvennaya programma po razvitiyu i soderzhaniyu avtomobil'nykh dorog v Respublike Belarus' na 2017-2020 gody: Postanovlenie Soveta Ministrov Resp. Belarus' 18 sentyabrya 2017 g. № 699. (State program on development and maintenance of highways in the Republic of Belarus for 2017-2020: Resolution of the Council of Ministers of the Republic of Belarus. Belarus 18 September No. 699). Etalon - Belarus'. Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018.
16. Ob avtomobil'nom transporte i avtomobil'nykh perevozkakh: Zakon Resp. Belarus', 14 avg. 2014 g., No. 278-Z (On highway transport and transport by road: Law of the Republic of Belarus, 14 August 2014, No. 278-З). Etalon - Belarus'. Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018.
17. Egiazarov V.A. Transportnoe zakonodatel'stvo gosudarstv-uchastnikov SNG (Transport legislation of the CIS member states). M., Norma, 2007.
18. Latskevich N.V. Pridorozhnyi servis v Respublike Belarus': sostoyanie i napravleniya razvitiya (Roadside service in the Republic of Belarus: state and directions of development). Gomel'. Belo-russkii torgovo-ekonomicheskii un-t potreb. kooperatsii, 2015.
19. Kontseptsiya razvitiya pridorozhnogo servisa na respublikanskikh avtomobil'nykh dorogakh do 2020 goda, 25 maya 2016 g. (). Konsul'tant Plyus. Belarus'. Tekhnologiya 3000. OOO «YurSpektr», Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018.
20. Dogovor o Evraziiskom ekonomicheskom soyuze, podpisan v g. Astane, 29.05.2014 g. : v red. ot 08.05.2015 g. (Treaty on the Eurasian Economic Union, signed in the city of Astane, 29 May 2014, as in force from 08 May 2015). Konsul'tant Plyus. Rossiya. ZAO, «Konsul'tantPlyus». M., 2018.
21. Kommentarii k Ustavu zheleznodorozhnogo transporta obshchego pol'zovaniya (Commentary on the Charter of Public Transport Railways), pod red. E.I. Zaretskoi, V.P. Moroza. Mn. Amalfeya, 2004.
22. Vozdushnyi kodeks: Zakon Resp. Belarus', 16 maya 2006 g., № 313-Z, s izm. i dop. (Air Code: Law of the Republic of Belarus, 16 May 2006, No. 313-3, amend. and added). Etalon - Belarus'. Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2018.
23. Makarova T.I., Khot'ko O.A. Ekologizatsiya zemel'nogo zakonodatel'stva: sostoyanie i problemy sovershenstvovaniya (Ecologization of land legislation: the state and problems of improvement), Sovremennoepravo, 2014, No. 7, pp. 123-131.
24. Brinchuk M.M. Ekosistemnyi podkhod v prave (Ecosystem approach in law), Ekologicheskoe pravo, 2008, No. 1, pp. 6-14.
Дата поступления: 20.01.2018 Received: 20.01.2018