V
гг I
УДК 341.217
А. Н. Захарин, К. В. Колесникова
ИНТЕГРАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ ЕАЭС: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ1
Данная статья посвящена анализу состояния интеграции и обоснованию общих подходов к правовому регулированию рационального природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве ЕАЭС. Необходимость расширения интеграционных процессов на постсоветском пространстве привела к появлению нескольких межгосударственных объединений, запуску проектов многостороннего интеграционного сотрудничества. До настоящего времени в рамках единого правового пространства Союза экологические проблемы не находятся в числе приоритетных, основное внимание уделяется совместному развитию экономики. В свою очередь современные направления развития и способы преодоления ключевых препятствий для создания системы нормативно-правовых актов, регламентирующих охрану окружающей среды и рациональное природопользование, определяется состоянием интеграции действующего законодательства ЕАЭС как основания взаимодействия предпринимателей, государств и их объединений по различным аспектам охраны окружающей среды и природопользования. Исследование положений действующего Договора о создании ЕАЭС и других документов Союза, посвященных регулированию рационального природо-
пользования и охраны окружающей среды, свидетельствует о фрагментарном подходе в части закрепления правовых норм экологической направленности. Поэтому в развитии интеграционных процессов в неоднородных сферах общественных отношений, включая экологическую, повышается значимость правовых принципов как средств, помогающих выявлению наиболее продуктивного правового регламентирования и способствующих обеспечению прав и законных интересов всех участников рассматриваемых отношений.
Установление в законодательстве ЕАЭС общих подходов к правовому регулированию охраны окружающей среды и рационального природопользования, различных аспектов экологического управления будет способствовать унификации национального законодательства, применению идентичных правовых механизмов воздействия на экологические отношения в государствах -членах Союза. В конечном итоге позволит создать условия для развития этой сферы общественных отношений в границах целостного правового поля ЕАЭС.
Ключевые слова: интеграция правового регулирования, законодательство ЕАЭС, рациональное природопользование, охрана окружающей среды.
Andrey Zakharin, Kira Kolesnikova
INTEGRATION OF LEGAL REGULATION OF RATIONAL USE OF NATURAL RESOURCES AND ENVIRONMENTAL PROTECTION IN THE EAEU LEGISLATION: CURRENT STATE OF THINGS AND PROSPECTS
The article is devoted to the analysis of the current state of integration and justification of general approaches to the legal regulation of rational use of natural resources and environmental protection in the EAEU legislation. The need to expand integration processes in the post-Soviet areas has led to the formation of several interstate unions and launch of multilateral integration cooperation projects. Until the present time within the common legal framework of the Union, environmental problems have not been placed among the priorities; the main attention is given to the joint development of the economy. However, the assessment of modern development trends and justification of the ways to overcome key obstacles for creation of the system of normative legal acts regulating environmental protection and rational use of natural resources is determined by the current state of integration of the acting EAEU legislation
as the foundation for the interaction of entrepreneurs, countries and their unions on various aspects of environmental protection and use of natural resources. The study of the provisions of the current Treaty on the Establishment of the EAEU and other documents of the Union, dedicated to the regulation of rational use of natural resources and environmental protection, points at a piecemeal approach in the part of consolidation of legal norms concerning environmental issues. Therefore, in the development of integration processes in heterogeneous spheres of public relations, including environmental one, we observe the increase of importance of legal principles as the means helping to reveal the most effective legal regulation and contributing to ensuring the rights and legitimate interests of all participants of the considered relations.
1 Статья выполнена в рамках проекта «Правовые проблемы формирования единого эколого-безопасного пространства государств-членов Евразийского Экономического Союза» (№ 20-511-00015 ), осуществляемого при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.
M
ТТЛ
The establishment in the EAEU legislation of common approaches to the legal regulation of environmental protection and rational use of natural resources, as well as various aspects of environmental management will contribute to the unification of national legislation, the application of identical legal mechanisms of impact on environmental relations in the member states of the Union. As a result, it will
create conditions for the development of this area of public relations within the boundaries of the common EAEU legal framework.
Key words: integration of legal regulation, EAEU legislation, rational use of natural resources, environmental protection.
Современные реалии правового обеспечения природоресурсных и природоохранных отношений в Российской Федерации, как и во всяком ином государстве, зависят от наличия и эффективности механизмов предотвращения опасностей и рисков, относящихся к состоянию окружающей среды и последствиям ее воздействия на его граждан. Необходимым фактором, поддерживающим уровень экологической безопасности государства, признается непротиворечивое правовое регулирование рационального природопользования и охраны окружающей среды, базирующееся на принятии и исполнении оптимального (актов) экологического законодательства с опорой на прогрессивный национальный и международный опыт. Что требует гармонизации как национального законодательства, так и положений, и требований международных договоров и конвенций.
В текущей ситуации под влиянием интеграционных и глобализационных процессов, ускорения цифровизации экономики и других сфер общественной жизни, стремительного внедрения технологий вопросы нормативного обеспечения экологической безопасности обращают на себя особое внимание, так как проблема защищенности окружающей среды от негативного антропогенного воздействия и проявляющиеся тенденции ухудшения ее состояния находятся в числе глобальных проблем человечества, переносятся на уровень межгосударственных объединений и могут быть устранены за счет принятия актов над-государственного уровня [14]. Ученые и эксперты фиксируют значительную совокупность проблем в сфере эксплуатации различных ресурсов и охраны окружающей среды, которые характерны для России и других государств Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭс, Союз). Обращают внимание на целесообразность объединения усилий, направленных на определение правовых способов их преодоления [1].
Состояние всей окружающей среды и различных ее компонентов под влиянием хозяйственной деятельности, рост количества отходов производства и потребления делает необходимым обеспечение решений, способствующих социально-экономическому развитию стран-участниц ЕАЭС, коллективными правовыми мерами и программами природоресурсного и природоохранного содержания. Из-за отсутствия границ у биосферы нашей планеты загрязнение окружающей среды, воздействие промышленной эксплуатации природных ресурсов имеют трансграничный характер. В этих условиях для повышения качества и эффективности правового регулирования всей совокупности экологических отношений требует-
ся выработка общих межгосударственных подходов. Это наиболее важно для законодательства Евразийской организации в контексте обеспечения экологической безопасности государств-членов и преодоления вызовов, стоящих перед системой охраны окружающей среды.
Значение правовых средств разрешения проблем природопользования и охраны окружающей среды наднационального уровня усиливает нарушение связей и отношений, которые действовали и устойчиво развивались между государствами-членами СССР, наличие противоречий во взаимоотношениях суверенных государств, образованных на постсоветском пространстве. Нарастание экологических проблем на территориях стран бывшего СССР, различный уровень развития национального экологического законодательства государств-членов Союза исследование состояния и поиск путей развития интеграции правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды, становится актуальной задачей [13].
Стремление стран-участниц ЕАЭС осуществлять совместное развитие экономики определило их переход на новый, более глубокий уровень интеграции, опосредуемый заключением Договора о создании Евразийского экономического союза (далее - Договор), подписанного 29 мая 2014 г. [15, л.141]. Закрепление в нем стратегических целей евразийской интеграции, правового статуса ЕАЭС как международной организации, основ права Союза, системы его органов и их компетенции создает возможности для создания общего евразийского экономического пространства и проведения скоординированной или согласованной политики стран-участниц ЕАЭС как одного из основных принципов функционирования Союза.
В Договоре правовое регулирование экологических отношений представлено отдельными нормами. Так, статья 29 предусматривает право государств-членов применять во взаимной торговле товарами ограничения, способствующие охране окружающей среды, животных и растений. Статья 52 указывает на принятие в целях обеспечения безопасности окружающей среды, сохранения численности животных и разнообразия растительных организмов, повышения уровня энергоэффективности и экономии потребления природных ресурсов технических регламентов Союза. Согласно ст. 53 указывает, что определение принципов и подходов к гармонизации законодательства стран-участниц о государственном контроле (надзоре) над выполнением правил технических регламентов ЕАЭС должно осуществляться международным договором в рамках Союза [2].
М
гг I
Содержание приведенных норм является основой для наращивания усилий, направленных на развитие сотрудничества государств-членов в рамках такого наднационального образования как ЕАЭС, выполнения ими конкретных договоренностей по внедрению в хозяйственную деятельность общих процедур технического регулирования. Положения ст. 53 Договора нашли развитие в разработке и принятии общих отраслевых технических регламентов. Согласно данным Отчета о выполнении научно-исследовательской работы «Исследование предпосылок и механизмов создания, анализ текущего состояния и перспектив развития Трансатлантического торгово-инвестиционного и Транстихоокеанского торгового партнерств, в условиях формирования новой глобальной архитектуры экономических связей и новых вызовов и задач для евразийской экономической интеграции» в было разработано и введено в действие около тридцати пяти таких технических регламентов для товаров из различных сфер технического регулирования. Кроме того, разрабатываются новые проекты технических регламентов, к примеру, «О безопасности химической продукции», «О требованиях к удобрениям», «О безопасности алкогольной продукции» и другие, а также изменения к существующим) [9].
В ряде разделов Договора определены стратегии развития отраслевых направлений евразийской интеграции в сфере технического регулирования, аграрной политики, реализации совокупности санитарных, ветеринарно-сани-тарных и карантинных фитосанитарных мер. Гарантиями санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности на территории ЕАЭС являются совместные разработка, принятие и реализация странами-участницами международно-правовых договоров и актов ЕЭК, направленных на осуществление совокупности санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер, проведение скоординированной политики в сфере применения перечисленных мер (пп. 2, 3 ст. 56 Договора). Для реализации, согласованной (скоординированной) агропромышленной политики ЕЭК, согласно пункту 7 статьи 95 Договора, содействует организации консультаций и ведению переговоров по гармонизации аграрного законодательства стран-участниц, включая меры поддержки сельского хозяйства со стороны государства. В их числе, указанные в п. 25 Приложения № 29 к Договору, платежи по программам охраны окружающей среды.
Отдельным блоком норм закреплены положения о координации деятельности и формирования единых и общих рынков в области электроэнергетики, газа, нефти и нефтепродуктов, основных направлений совместной транспортной деятельности. Пошаговое образование общих рынков энергетических ресурсов согласно положениям раздела XX Договора происходит на основании международно-правовым договорам, заключение которых предусмотрено ст. 81, 83 и
84 Договора. При этом обеспечивается учет требований энергетической безопасности и надлежащее соответствие между собой требований, содержащихся в законодательстве стран-участниц ЕАЭС о функционировании технологической и коммерческой инфраструктуры общих рынков энергетических ресурсов. Среди целей скоординированной (согласованной) транспортной политики ЕАЭС, содействующих развитию экономической интеграции, постепенному формированию единого транспортного пространства, названо и сокращение негативного влияния эксплуатации транспорта на состояние окружающей среды и здоровье человека (ст. 86 Договора).
Как правило регулирование в указанных сферах относится к сферам значительной компетенции ЕАЭС, тогда как экология и безопасность как фактор эффективного экономического сотрудничества составляют сферу значительной компетенции государств-членов.
Значимая роль в структуре источников права ЕАЭС отводится решениям и распоряжениям Евразийской экономической комиссии, в именно, документам, которые опосредуют координацию деятельности Союза с другими интеграционными объединениями и международными организациями. Одним из таких является распоряжение Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. №71 «О целесообразности имплементации и использования в рамках Евразийского экономического союза наилучших практик Организации экономического сотрудничества и развития», содержащее предложения Коллегии ЕЭК в области выбора способов унификации содержания «экологического» и «углеродного» регулирования в странах-участницах. При их формулировании принимаются во внимание состояние функционирования общих рынков энергетических ресурсов ЕАЭС, потенциал для внедрения рекомендаций и наилучших практик ОЭСР, результатом которого должны стать рост энергоэффективности, энергобезопасности и уменьшение энергоемкости экономик стран-участниц, передача экологически безвредных технологий, расширение рынка вторичных отходов, поощрение инноваций, появление, отвечающих требованиям экологической безопасности, рабочих мест [11].
Определенные правила и нормы юридического сопровождения экологических отношений нашли закрепление в документах, которыми утверждены приоритетные технологические платформы («Технологии добычи и переработки твердых полезных ископаемых», «Технологии экологического развития», «Рациональное и эффективное водопользование»). Эти инструменты призваны способствовать активизации взаимодействия государств, научного и предпринимательского сообществ в целях сосредоточения требуемых средств в самых значимых сферах научно-технологического развития ЕАЭС. Такое взаимодействие становится возможным благодаря интеграции национального законодательства государств-членов ЕАЭС [8].
4>
ГС I
Анализ норм регионального законодательства ЕАЭС в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды позволяет говорить о нахождении наднационального правового регулирования экологических отношений в стадии первичного зарождения. На данный момент времени разработка и принятие нормативно-правовых актов на уровне ЕАЭС, наделение органов межгосударственного объединения полномочиями в сфере регулирования природопользования и охраны окружающей среды не находятся в числе приоритетных направлений его деятельности. Т. В. Ефимцева объясняет это в первую очередь направленностью данного межгосударственного объединения на взаимное экономическое развитие.
Тем не менее, создание ЕАЭС преследовало, помимо укрепления торговых связей, и другие цели. В числе многих проблем и безопасное состояние окружающей среды. Задача сохранения природы в государствах-членах ЕАЭС, во многом обладающей уникальностью и неповторимостью, является основной задачей в любой из стран. Юристами стран-участниц ЕАЭС неоспоримым признается факт о необходимости выработки единых мер по обеспечению экологической безопасности на всем пространстве Союза. Полноценное преодоление проблем в сфере защиты окружающей среды потребует приведения в соответствие и гармонизации правовой основы регулирования природопользования и охраны природы в странах ЕАЭС [12, л. 54].
Для стран-участниц ЕАЭС, включая и Россию, наличие общих вызовов в комплексной сфере охраны окружающей среды, потребность в обеспечении должного состояния экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов выводит на новый уровень проблему интеграции правового регулирования экологических отношений. Новые вызовы в этой сфере связаны с потребностью более полного соответствия правового обеспечения универсальных тенденций, которые характеризуют основополагающие сферы мирового развития [6, с. 376]. К вызовам, которые стоят перед государствами-членами ЕАЭС и отражают состояние проблем в области охраны окружающей среды и природопользования на уровне Союза, относится потребность в правовом обеспечении эффективного взаимодействия между государственными структурами по вопросам эксплуатации и охраны различных природных ресурсов, экологического управления, гармонизации норм национального и международного водного, земельного и лесного законодательства.
К приоритетным направлениям развития инициатив и программ ЕАЭС, стран-участниц Союза относится сфера водопользования. Стратегическими документами национального уровня в области водных отношений прямо или косвенно провозглашается курс на развитие конкурентных преимуществ и сбалансирования экологического законодательства национального уровня с документами международно-правового характера для
рационального использования водных объектов и поддержания состояния окружающей среды для следующих поколений. Необходимость разработки и осуществления мер, интегрированных в систему законодательства стран-участниц ЕАЭС, выражается в особенностях их географического положения, наличии общих границ большой протяженности. Наибольшая напряженность проблем водопользования в этом случае возникает в пределах бассейнов рек, протекающих по территориям сопредельных государств. Разница с европейскими странами, в которых проблемам охраны и распределения водных ресурсов уделяется существенное внимание, в том, что Россия и страны Ближнего Зарубежья только столкнулись с необходимостью идентификации и разрешения данных вызовов [10, с. 4].
Приведенные выше примеры угроз состоянию окружающей среды не определяют весь круг противоречий, по которым государствам-членам ЕАЭС предстоит выработать общие подходы к гармонизации правового регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Однако, их наличие является знаковым для исследования проблем нормативного сопровождения экологической безопасности охраны окружающей среды и рационального природопользования, требующих своего разрешения в скором время.
Практикующие юристы и исследователи сходятся во мнении о том, что гармонизация природоохранного и природоресурсного законодательства ЕАЭС, может быть достигнута только в результате создания общей правовой основы регулирования отношений по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности. Что, в свою очередь, будет содействовать повышению уровня защищенности природной идентичности и сохранению биологического разнообразия в государствах, которые присоединились или сотрудничают с ЕАЭС. Использование статуса и расширение направлений взаимодействия наднациональных органов и подразделений ЕАЭС в качестве перспективного инструмента охраны окружающей среды, механизма трансформации региональной структуры на межгосударственном уровне признается наиболее оправданным.
Обязательным и действенным фактором сохранения экологического равновесия может стать объединение задачи сохранения окружающей среды с экономическими и отраслевыми подходами (к примеру, в такого рода сферах хозяйственной деятельности, как энергетика, сельское хозяйство, транспорт). Благодаря этому эффект, оказываемый интеграцией, оказывается существенно выше, чем при осуществлении изолированной природоохранной политики. Совокупность принимаемых мер должна отражать весь спектр общемировых задач, включая гарантии продовольственной и энергетической безопасности. При более качественном регулировании возможно формирование предпосылок для осуществления этих изменения, устранения, имеющей место в настоящее время, инерции. Для перехода к
м
гг I
новой модели роста, создания условий для обеспечения экологической безопасности в широком смысле этого слова нужно нечто большее, чем лишь реформирование управления окружающей средой [7, с. 7].
Закрепление в Договоре только принципов скоординированной транспортной политики еще недостаточно для эффективного обеспечения защищенности окружающей среды. Важно в качестве основы правового регулирования всей сферы природопользования и охраны окружающей среды сформулировать принципы, содержание которых еще предстоит определить в науке экологического права [13, с. 51]. Т. В. Ефимцева в контексте анализа проблем энергетической и экологической политик Евразийского экономического союза, отмечает их неразрывную связь с охраной окружающей среды. Перед интеграционным объединением, стоит проблема осуществления общей политики государств - членов ЕАЭС в сфере энергетики и экологии, разработки энергетической стратегии в введение наднациональных органов Союза [3].
Евразийский экономический союз представляет собой развивающееся объединение региональной интеграции и по этой причине различные сферы межгосударственного права оказываются на этапе своего становления. Поэтому в развитии интеграционных процессов в неоднородных сферах общественных отношений, включая экологическую, повышается роль основополагающих принципов права в качестве инструмента, который способствует определению самого эффективного регулирования и реализации прав и интересов любых участников данных правоотношений. Так, К. В. Колесникова, Р В. Нутрихин, для унификации положений международного законодательства, способствующей общности и развитию правового регулирования природоресурсных отношений, считают возможным сферу действия принципа резидентства сделать более обширной, не ограничивать ее лишь вопросами таможенного регулирования [4, с. 130].
Вместе с тем, в настоящее время фиксации принципов охраны окружающей среды как отдельной сферы деятельности ЕАЭС не имеется как на доктринальном уровне, так и на уровне нормативно-правовых актов. По этой причине Договор не содержит раздела, предусматривающего регламентацию экологических отношений [3].
В пользу наднационального регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды свидетельствует и невозможность обеспечения правового режима использования и охраны компонентов окружающей среды актами отдельных государств-членов Союза. Это объясняется в первую очередь тем, что границы государств региона разделяют большинство самых востребованных природных ресурсов и их нерациональное использование каким-либо из этих государств будет способствовать возникновению урона для других стран.
Выходом из этой ситуации может являться закрепление правовых основ согласованной политики и направлений сотрудничества стран-членов в многостороннем соглашении в сфере охраны
окружающей среды и природопользования в рамках ЕАЭС. Его принятие в дальнейшем обеспечит интеграцию взаимодействия всех его участников в евразийском регионе и предупреждению негативного воздействия на состояние окружающей среды [3, с. 174]. Принятие единого нормативного правового акта ЕАЭС будет являться ориентиром для совершенствования, обеспечит потребность в унификации и гармонизации национального законодательства стран-участниц ЕАЭС [8, с. 145].
Указанная позиция находит поддержку и у представителей белорусской эколого-правовой школы, которые характеризуют систематизацию законодательства в области природопользования и охраны окружающей среды с учетом его комплексности. Наличие в законодательстве разноуровневых нормативно-правовых актов, в том числе международных, делает возможным приведение всего их комплекса в логичную систему. Благодаря чему регулирование экологических отношений приобретает более четкий характер [5, с. 58].
Таким образом, в ситуации усиления межгосударственных интеграционных связей и возникновения новых вызовов евразийской экономической интеграции в рамках ЕАЭС принятие международно-правового акта даст возможность сформировать основы непротиворечивого регулирования отношений в сфере природопользования и охраны окружающей среды под воздействием норм права ЕАЭС.
Проведенный анализ состояния и проблем интеграции правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве ЕАЭС позволяют сделать вывод об нахождении этого процесса в стадии разработки нормативно-правовых актов в отдельных областях сотрудничества и отсутствии единого подхода к гармонизации наднационального правового регулирования экологических отношений в ЕАЭС.
Усиление интеграции правового регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования возможно на основе внедрения на наднациональном уровне единообразной системы принципов, закреплённых национальном законодательстве стран-участниц ЕАЭС. В связи с этим особую важность имеет актуализация положений Договора о ЕАЭС и других актов права Союза, в части закрепления в них базовых положений правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды с последующим обеспечением их единообразного применения.
Интеграция правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве ЕАЭС позволит эффективно использовать преимущества единого экономического пространства, будет выгодна как странам-участницам, так и природопользо-вателям. Для них применение единообразных правил регулирования обеспечит издержек, предоставление системы мер налогового и экономического стимулирования. Что отражает одну из целей создания и деятельности ЕАЭС в качестве объединения экономической интеграции.
i>
ТТЛ
Литература
1. Галиновская Е. А., Оторова Б. К., Пономарев М. В. Обзор Международной научно-практической конференции «Унификация и гармонизация экологического законодательства в рамках правового пространства ЕАЭС» // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. № 6. С. 108-112.
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (Дата обращения: 20.07.2020).
3. Ефимцева Т. В. Некоторые подходы к решению вопросов энергетики и экологии в законодательстве интеграционных объединений (на примере Европейского союза и Евразийского экономического союза) // Les russica. 2019. № 8. С. 164-178.
4. Колесникова К. В., Нутрихин Р. В. О гармонизации законодательства Евразийского экономического союза в сфере природопользования // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 129-134.
5. Макарова Т. И., Кузьмич И. П., Лизгаро В. Е., Шахрай И. С. Новый закон Республики Беларусь «О нормативных правовых актах и его влияние на систематизацию экологического, природоресурсного и аграрного законодательства» // Аграрное и земельное право. 2019. № 10. С. 57-65.
6. Мастушкин М. Ю. Проблемы трансформации административно-правового и экономического механизмов охраны окружающей среды в условиях дальнейшей интеграции России в международные экономические отношения // Государственное управление Российской Федерации: вызовы и перспективы: сборник материалов 15-й Международной конференции. М.: «КДУ», «Университетская книга», 2018. С. 376-382.
7. Моргунов Б. А., Багин А. М., Козельцев М. Л., Терентьев А. А. Проблемы экологической безопасности России в свете концепции «зеленого» роста // Экология человека. 2017. № 4. С. 3-11.
8. Навасардова Э. С., Захарин А. Н. Сравнительный анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в области органического сельского хозяйства // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 141-146.
9. Отчет о выполнении научно-исследовательской работы «Исследование предпосылок и механизмов создания, анализ текущего состояния и перспектив развития Трансатлантического торгово-инвестиционного и Транстихоокеанского торгового партнерств, в условиях формирования новой глобальной архитектуры экономических связей и новых вызовов и задач для евразийской экономической интеграции» URL: http://eec.eaeunion.org/ru/NIR/Lists/List/ Attachments/154/Отчет%20по%20НИР%20ТТП%20и%20ТТИП%201-й%20и°^202-й°^20этапьl°^20(к°^20N^°^20140).pdf (Дата обращения: 20.07.2020).
10. Переладова Л. В. Оценка минимального летнего стока бассейна реки Тобол для решения проблем водопользования и водопотребления // Институциональное партнерство в целях устойчивого трансграничного водопользования: Россия и Казахстан: сборник тезисов Международной научно-практической конференции. Под ред. Е. А. Зарова. Ханты-Мансийск: Ред.-изд. отд. ЮГУ, 2018. С. 4-5.
11. Распоряжение Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. № 71 «О целесообразности имплемен-тации и использования в рамках Евразийского экономического союза наилучших практик Организации экономического сотрудничества и развития URL: http://docs.cntd.ru/document/556098626 (Дата обращения: 20.07.2020).
12. Рзабай А. И. Региональное экологическое сотрудничество Республика Казахстан и его влияние на развитие экологического законодательства // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. С. 51-56.
13. Хотько О.А. Теоретические основы формирования правовой стратегии обеспечения экологической безопасности транспортной деятельности // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. 2019. № 1. С. 48 - 53.
14. Шахрай И. С. Проблемы правового регулирования экологического контроля в свете обновления законодательства Республики Беларусь о контрольной (надзорной) деятельности // Веснк Гродзенскага дзяржаунага уывератэта iмя Яни Купалы. Серыя 4. Правазнауства. 2018. № 1. С. 59-67.
15. Шилова Е. В. Роль Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза на современном этапе интеграции // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом: материалы Седьмой международной научно-практической конференции 17-18 апреля 2015 г. / Рубцовский индустриальный институт. Рубцовск: 2015. С. 137-142.
References
1. Galinovskaja E. A., Otorova B. K., Ponomarev M. V. Obzor Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Unifikacija i garmonizacija jekologicheskogo zakonodatel'stva v ramkah pravovogo prostranstva EAJeS» (Review of the International scientific and practical conference "Unification and harmonization of environmental legislation within the legal space of the EAEU") // Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedenija. 2017. No. 6. P. 108-112. (In Russian).
2. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 15.03.2018) (Agreement on the Eurasian economic Union (Signed in Astana on 29.05.2014) (edited on 15.03.2018)) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru (Accessed: 20.07.2020). (In Russian).
3. Efimceva T. V. Nekotorye podhody k resheniju voprosov jenergetiki i jekologii v zakonodatel'stve integracionnyh ob#edinenij (na primere Evropejskogo sojuza i Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza) (Some approaches to solving energy and environmental issues in the legislation of integration associations (for example, the European Union and the Eurasian economic Union)) // Les russica. 2019. No. 8. P. 164-178. (In Russian).
4. Kolesnikova K. V., Nutrihin R. V. O garmonizacii zakonodatel'stva Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza v sfere prirodopol'zovanija (On harmonization of legislation of the Eurasian economic Union in the field of environmental management) // Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2019. No. 2. P. 129-134. (In Russian).
5. Makarova T. I., Kuz'mich I. P., Lizgaro V. E., Shahraj I. S. Novyj zakon Respubliki Belarus' «O normativnyh pravovyh aktah i ego vlijanie na sistematizaciju jekologicheskogo, prirodoresursnogo i agrarnogo zakonodatel'stva» (New law of the Republic of Belarus "On normative legal acts and its impact on the systematization of environmental, natural resource and agricultural legislation") // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2019. No. 10. P. 57-65. (In Russian).
6. Mastushkin M. Ju. Problemy transformacii administrativno-pravovogo i jekonomicheskogo mehanizmov ohrany okruzhajushhej sredy v uslovijah dal'nejshej integracii Rossii v mezhdunarodnye jekonomicheskie otnoshenija (Problems of transformation of administrative-legal and economic mechanisms of environmental protection in the conditions of further integration of Russia into international economic relations) // Gosudarstvennoe upravlenie Rossijskoj Federacii: vyzovy i perspektivy: sbornik materialov 15-j Mezhdunarodnoj konferencii. Moscow: «KDU», «Universitetskaja kniga», 2018. P. 376382. (In Russian).
7. Morgunov B. A., Bagin A. M., Kozel'cev M. L., Terent'ev A. A. Problemy jekologicheskoj bezopasnosti Rossii v svete koncepcii «zelenogo» rosta (Problems of environmental security in Russia in the light of the concept of "green" growth) // Jekologija cheloveka. 2017. No. 4. P. 3-11. (In Russian).
8. Navasardova Je. S., Zaharin A. N. Sravnitel'nyj analiz zakonodatel'stva gosudarstv-chlenov EAJeS v oblasti organicheskogo sel'skogo hozjajstva (Comparative analysis of the legislation of the EEU member States in the field of organic agriculture) // Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2019. No. 2. P. 141-146. (In Russian).
9. Otchet o vypolnenii nauchno-issledovatel'skoj raboty «Issledovanie predposylok i mehanizmov sozdanija, analiz tekushhego sostojanija i perspektiv razvitija Transatlanticheskogo torgovo-investicionnogo i Transtihookeanskogo torgovogo partnerstv, v uslovijah formirovanija novoj global'noj arhitektury jekonomicheskih svjazej i novyh vyzovov i zadach dlja evrazijskoj jekonomicheskoj integracii» (A report on the implementation of scientific-research work "Study of preconditions and mechanisms for the creation, current state analysis and prospects of the Transatlantic trade and investment and TRANSPacific trade partnerships, in the formation of a new global architecture of economic relations and the new challenges and tasks for the Eurasian economic integration") URL: http://eec.eaeunion.org/ru/NIR/Lists/List/Attachments/154/0tchet%20po%20 NIR%20TTP%20i%20TTIP%201-j%20i%202-j%20jetapy%20(k%20№%20140).pdf (Accessed: 20.07.2020). (In Russian).
10. Pereladova L. V. Ocenka minimal'nogo letnego stoka bassejna reki Tobol dlja reshenija problem vodopol'zovanija i vodopotreblenija (Assessment of the minimum summer flow of the Tobol river basin to solve water use and water consumption problems) // Institucional'noe partnerstvo v celjah ustojchivogo transgranichnogo vodopol'zovanija: Rossija i Kazahstan: sbornik tezisov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / ed by E. A. Zarov. Hanty-Mansijsk: JuSU publ., 2018. P. 4-5. (In Russian).
11. Rasporjazhenie Evrazijskoj jekonomicheskoj komissii ot 30 ijunja 2017 g. № 71 «0 celesoobraznosti implementacii i ispol'zovanija v ramkah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza nailuchshih praktik Organizacii jekonomicheskogo sotrudnichestva i razvitija (Order of the Eurasian economic Commission of June 30, 2017 No. 71 "On the feasibility of implementing and using the best practices of the Organization for economic cooperation and development within the framework of the Eurasian economic Union) URL: http://docs.cntd.ru/document/556098626 (Accessed: 20.07.2020). (In Russian).
12. Rzabaj A. I. Regional'noe jekologicheskoe sotrudnichestvo Respublika Kazahstan i ego vlijanie na razvitie jekologicheskogo zakonodatel'stva (Regional environmental cooperation the Republic of Kazakhstan and its impact on the development of environmental legislation) // Sovremennaja jurisprudencija: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii: sbornik statej XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: Nauka i Prosveshhenie, 2020. P.51 - 56. (In Russian).
13. Hot'ko O. A. Teoreticheskie osnovy formirovanija pravovoj strategii obespechenija jekologicheskoj bezopasnosti transportnoj dejatel'nosti (Theoretical bases of forming a legal strategy for ensuring environmental safety of transport activities) // Nauchnyj vestnik Volgogradskogo filiala RANHiGS. 2019. No. 1. P. 48-53. (In Russian).
14. Shahraj I. S. Problemy pravovogo regulirovanija jekologicheskogo kontrolja v svete obnovlenija zakonodatel'stva Respubliki Belarus' o kontrol'noj (nadzornoj) dejatel'nosti (Problems of legal regulation of environmental control in the light of updating the legislation of the Republic of Belarus on control (Supervisory) activities) // Vesnik Grodzenskaga dzjarzhaynaga universitjeta imja Janki Kupaly. Part 4. Pravaznaystva. 2018. No. 1. P. 59-67. (In Russian).
15. Shilova E. V. Rol' Tamozhennogo sojuza v ramkah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza na sovremennom jetape integracii (The role of the Customs Union in the framework of the Eurasian economic Union at the current stage of integration) // Problemy i perspektivy razvitija jekonomiki i menedzhmenta v Rossii i za rubezhom: materialy Sed'moj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 17-18 aprelja 2015 g. Rubcovsk: Rubcovsk industrial institute, 2015. P. 137-142. (In Russian).
Сведения об авторах
Захарин Андрей Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / [email protected]
Колесникова Кира Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / [email protected]
i>
ТТЛ
Information about the authors
Zakharin Andrey - PhD in Philosophy, Associate Professor, Chair of Environmental, Land and Labour Law, Institute of Law, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / [email protected]
Kolesnikova Kira - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Environmental, Land and Labor Law, Institute of Law, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / [email protected]