Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОЛОГО-БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОЛОГО-БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
550
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЕДИНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГАРМОНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Захарин Андрей Николаевич, Нутрихин Роман Владимирович

Данная статья посвящена анализу проблем и определению эффективных механизмов обеспечения экологической безопасности в условиях функционирования единого экономического пространства стран-участниц ЕАЭС. Особую актуальность обеспечению экологической безопасности на современном этапе придает необходимость стабильного развития земельных и иных природоресурсных, природоохранных отношений, экологического правопорядка, внедрения механизмов гармонизации или унификации норм права в условиях стремления стран-участниц Евразийского экономического союза укреплять национальные экономики и добиваться роста их конкурентоспособности в масштабе мировой экономической системы. Поступательное развитие Евразийского экономического союза и потребность в осуществлении значимых инфраструктурных и инвестиционных проектов для реализации концепции устойчивого развития в странах-участницах ЕАЭС приводит к усилению интеграционных процессов, направленных на обеспечение экологической безопасности и эффективного природопользования в этой международной организации. Правовым механизмом реализации такого взаимодействия для государств ЕАЭС может считаться гармонизация, позволяющая осуществить согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и выработку совместных решений по актуальным для всех государств проблемам. Правовые проблемы развития интеграции правового регулирования экологической безопасности в странах ЕАЭС определяются отсутствием единообразных подходов и действующих нормативно-правовых актов по вопросам экологической безопасности, различными формами, множественностью, декларативностью и несогласованностью национального законодательства, регулирующего обеспечение экологической безопасности. Для стран-участниц ЕАЭС, включая Россию, наличие общих вызовов в комплексной сфере охраны окружающей среды, потребность в обеспечении должного состояния экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов выводит на новый уровень проблему развития интеграционных процессов, связанных с регулированием экологической сферы. Созданию эколого-безопасного пространства государств-членов ЕАЭС будет способствовать усиление единства национального права и расширение областей общественных отношений, подлежащих регулированию на уровне Союза. Разработка и закрепление в актах ЕАЭС правовых основ экологической безопасности не только выведет законодательство стран-участниц Союза в данной сфере на новый качественный правовой уровень, но и создаст основу для эффективного сотрудничества между государствами, послужит действенным эффективного сотрудничества между государствами, послужит действенным средством исполнения международных обязательств в сфере охраны и рационального использования окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Захарин Андрей Николаевич, Нутрихин Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF A SINGLE ENVIRONMENTALLY SAFE SPACE OF THE EAEU MEMBER STATES

The article is devoted to the analysis of problems and the identiication of effective mechanisms for ensuring environmental safety in the conditions of the functioning of the common economic space of the EAEU member states. The need for the stable development of land and other natural resource, environmental protection relations, environmental law and order, the introduction of mechanisms for the harmonization or unification of the norms of law in the context of the desire of the member states of the Eurasian Economic Union to strengthen national economies and achieve the growth of their competitiveness on a global scale economic system. The progressive development of the Eurasian Economic Union and the need for the implementation of signiicant infrastructure and investment projects to implement the concept of sustainable development in the EAEU member states leads to the strengthening of integration processes aimed at ensuring environmental safety and eficient use of natural resources in this international organization. The legal mechanism for the implementation of such interaction for the EAEU states can be considered harmonization, which allows for the coordination of common approaches and concepts, joint development of legal principles and the development of joint solutions on problems that are urgent for all states. Legal problems of the development of the integration of legal regulation of environmental safety in the EAEU countries are determined by the lack of uniform approaches and existing regulatory legal acts on environmental safety, various forms, plurality, declarativeness and inconsistency of national legislation regulating environmental safety. The development and consolidation in the EAEU acts of the legal foundations of environmental safety will not only bring the legislation of the Union member states in this area to a new qualitative legal level, but also create the basis for effective cooperation between states, serve as an effective effective cooperation between states, and serve as an effective means of fulilling international obligations in the ield of environmental protection and rational use.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОЛОГО-БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС»

УДК 341.217

DOI: 10.37493/2409-1030.2021.1.19

А.Н.Захарин, Р.В. Нутрихин

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОЛОГО-БЕЗОПАСНОГО ПРОСТРАНСТВА СТРАН-УЧАСТНИЦ ЕАЭС1

Данная статья посвящена анализу проблем и определению эффективных механизмов обеспечения экологической безопасности в условиях функционирования единого экономического пространства стран-участниц ЕАЭС. Особую актуальность обеспечению экологической безопасности на современном этапе придает необходимость стабильного развития земельных и иных природоресурсных, природоохранных отношений, экологического правопорядка, внедрения механизмов гармонизации или унификации норм права в условиях стремления стран-участниц Евразийского экономического союза укреплять национальные экономики и добиваться роста их конкурентоспособности в масштабе мировой экономической системы. Поступательное развитие Евразийского экономического союза и потребность в осуществлении значимых инфраструктурных и инвестиционных проектов для реализации концепции устойчивого развития в странах-участницах ЕАЭС приводит к усилению интеграционных процессов, направленных на обеспечение экологической безопасности и эффективного природопользования в этой международной организации.

Правовым механизмом реализации такого взаимодействия для государств ЕАЭС может считаться гармонизация, позволяющая осуществить согласование общих подходов и концепций, совместную разработку правовых принципов и выработку совместных решений по актуальным для всех государств проблемам. Правовые проблемы развития интеграции правового регулирования экологической безопасности в странах ЕАЭС

определяются отсутствием единообразных подходов и действующих нормативно-правовых актов по вопросам экологической безопасности, различными формами, множественностью, декларативностью и несогласованностью национального законодательства, регулирующего обеспечение экологической безопасности.

Для стран-участниц ЕАЭС, включая Россию, наличие общих вызовов в комплексной сфере охраны окружающей среды, потребность в обеспечении должного состояния экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов выводит на новый уровень проблему развития интеграционных процессов, связанных с регулированием экологической сферы. Созданию эколого-безопасного пространства государств-членов ЕАЭС будет способствовать усиление единства национального права и расширение областей общественных отношений, подлежащих регулированию на уровне Союза.

Разработка и закрепление в актах ЕАЭС правовых основ экологической безопасности не только выведет законодательство стран-участниц Союза в данной сфере на новый качественный правовой уровень, но и создаст основу для эффективного сотрудничества между государствами, послужит действенным эффективного сотрудничества между государствами, послужит действенным средством исполнения международных обязательств в сфере охраны и рационального использования окружающей среды.

Ключевые слова: экологическая безопасность, единое пространство, гармонизация законодательства.

Andrey Zakharin Roman Nutrikhin

LEGAL PROBLEMS OF THE FORMATION OF A SINGLE ENVIRONMENTALLY SAFE SPACE OF THE EAEU MEMBER STATES

The article is devoted to the analysis of problems and the identification of effective mechanisms for ensuring environmental safety in the conditions of the functioning of the common economic space of the EAEU member states. The need for the stable development of land and other natural resource, environmental protection relations, environmental law and order, the introduction of mechanisms for the harmonization or unification of the norms of law in the context of the desire of the member states of the Eurasian Economic Union to strengthen national economies and achieve the growth of their competitiveness on a global scale economic system. The progressive development of the Eurasian Economic Union and the need for the implementation of significant infrastructure and investment projects to implement the concept of sustainable development in the EAEU

1

member states leads to the strengthening of integration processes aimed at ensuring environmental safety and efficient use of natural resources in this international organization.

The legal mechanism for the implementation of such interaction for the EAEU states can be considered harmonization, which allows for the coordination of common approaches and concepts, joint development of legal principles and the development of joint solutions on problems that are urgent for all states. Legal problems of the development of the integration of legal regulation of environmental safety in the EAEU countries are determined by the lack of uniform approaches and existing regulatory legal acts on environmental safety, various forms, plurality, declarativeness and inconsistency of national legislation regulating environmental safety.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ проект 20-511-00015 Бел_а «Правовые проблемы формирования единого эколого-безопасного пространства государств-членов Евразийского Экономического Союза»

м

fr I

For the EAEU member states, including Russia, the presence of common challenges in the complex sphere of environmental protection, the need to ensure the proper state of environmental safety and rational use of natural resources brings the problem of the development of integration processes related to the regulation of the environmental sphere to a new level. Strengthening the unity of national law and expanding the areas of public relations subject to regulation at the Union level will contribute to the creation of an environmentally safe space of the EAEU member states.

В XXI в. новые аспекты научного концепта экологической безопасности обуславливают важность реализации взаимодействия субъектов международных экономических отношений в интересах создания эффективных механизмов обеспечения экологической безопасности и ответственности, гарантирования защиты стран от экологической агрессии и экспансионизма, предупреждения возникновения новых видов экологических угроз в пространстве и времени [16, р. 59]. Объективизация базирующегося на экономике эколого-правового пространства определяется не территориальным принципом, а совокупностью географических, климатических, растительных, фаунистических ландшафтов. Готовность стран-участниц Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз) укреплять собственные экономики и добиваться стабильного экономического прогресса, разносторонней модернизации и роста конкурентоспособности национальных экономик в масштабе мировой экономической системы определяет необходимость обеспечения экологической безопасности, стабильного развития земельных и иных природоресурсных, природоохранных отношений, экологического правопорядка, внедрения механизмов гармонизации или унификации норм действующего права [6, р. 75].

Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды настоящее время признаются одними из наиболее значимых феноменов, подвергаемых анализу и правовому регулированию как на национальном, так и на международном уровне, что объясняется глобальным значением лесов и иного растительного мира (являющихся «зелеными легкими» планеты), характером, происхождением и состоянием всей природы Земли, существенной подвижности вод, объектов животного мира, слоев атмосферного воздуха, не поддающихся государственным и административным границам, заслуживающих совместных усилий государств с различными правовыми системами [7].

Комплексный анализ интеграционных процессов в рамках существующих интеграционных объединений регионального уровня неизбежно затрагивает и правовые аспекты, поскольку всякое взаимодействие государств реализуется за счет мобилизации не только политических, соци-

The development and consolidation in the EAEU acts of the legal foundations of environmental safety will not only bring the legislation of the Union member states in this area to a new qualitative legal level, but also create the basis for effective cooperation between states, serve as an effective effective cooperation between states, and serve as an effective means of fulfilling international obligations in the field of environmental protection and rational use.

Key words: environmental safety, common space, harmonization of legislation.

альных, экономических, но и правовых ресурсов. При этом, если ранее в рамках региональных организаций страны сотрудничали в основном в экономической или военно-политической сферах, то современные процессы охватывают социальные, экологические и иные сферы общественной жизни.

В их числе и Евразийский экономический союз, который признается международным экономическим объединением региональной интеграции, имеющим целью функционирование единого экономического пространства и реализация интеграционного потенциала и конкурентных преимуществ в экономических сферах стран-участниц по ключевым направлениям экономического развития Союза, базовые характеристики макроэкономического взаимодействия государств-членов.

В настоящее время исследователи отмечают отсутствие в нашей стране современного научного инструментария для оценки влияния процессов интеграции на состояние экологической безопасности. Проведение экспертизы и ревизии всех международных соглашений и обязательств России в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в т.ч. в контексте ее членства в различных международных объединениях, позволит разработать комплекс мер по гармонизации действующего законодательства применительно к сфере обеспечения экологической безопасности. Например, закрепить законодательно ужесточение правил контроля за трансграничным перемещением и инвазиями «чужеродных видов», расширить перечень карантинных организмов, в т.ч. за счет «чужеродных видов», опасных для природных экосистем и биоразнообразия [8, р. 104 - 105].

Запуская в 2011 г. переход к следующему этапу процесса интеграции, страны-участницы ЕАЭС исходили из предположения о том, что создание единого экономического пространства обеспечит выполнение важнейших задач в области роста благосостояния и улучшения качества жизни населения, стабильное развитие социально-экономической сферы, повышение уровня национальной конкурентоспособности и гарантирует свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Для этого Декларация «О евразийской экономической интеграции» от 18 ноября

2011 г. закрепляет положение о введении общей системы таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговой, таможенной, ветеринарной, санитарной и фитосанитарной областях [1].

Утверждение в 2007 г. Таможенного союза Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан стало закономерным развитием данного процесса. С этого момента полномочия по регулированию соответствующих сфер перешли на уровень наднационального объединения. В ст. 1 Договора от 6 октября 2007 г. Таможенный союз этих государств трактуется в качестве формы интеграции государств-членов ЕАЭС, которая предусматривает функционирование единой таможенной территории, введение единой системы мер нетарифного регулирования, конкретных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, правил регулирования торговли товарами с другими странами.

Необходимость последующего развития Евразийского экономического союза способствовала разработке единой стратегии модернизации общего экономического пространства и углублению интеграционных процессов, наряду с таможенной, и в иных областях экономики. Чему существенным образом помогли координация и применение внешнеторгового регулирования [12, р. 131].

Заключение Договора от 29.05.2014 г. (ред. от 01.10.2019 г.) о создании Евразийского экономического союза (далее - Договор о ЕАЭС), определило переход стран-участниц Евразийского объединения на новый, более глубокий уровень интеграции [18, р. 141]. Закрепление в Договоре о ЕАЭС стратегических целей евразийской интеграции, правового статуса Союза как международной организации, основ права и системы органов Объединения создает возможности для развития общего евразийского экономического пространства и проведения скоординированной или согласованной политики стран-участниц ЕАЭС как одного из основных принципов функционирования Союза [10, р. 136].

В договоре о ЕАЭС правовому регулированию экологической безопасности также уделяется определенное внимание. Непосредственно о необходимости соблюдения требований экологической безопасности в качестве принципа функционирования общего рынка газа, нефти и нефтепродуктов Союза упоминается в протоколах № 22 и 23 к Договору о ЕАЭС соответственно. Н.В. Кичигин, признавая наличие в странах ЕАЭС общего правового пространства (во всех государствах-участницах ЕАЭС существует экологическое законодательство), указывает на влияние Договора о ЕАЭС от 29.05.2014 г на процесс унификации пространства стран ЕАЭС в части регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Исследователь расценивает требования данного нормативно-правового

акта об охране окружающей среды в качестве мер нетарифного регулирования [17, р. 130]. В целом же правовое регулирование вопросов экологии и безопасности как факторов эффективного экономического сотрудничества составляет сферу значительной компетенции государств-членов ЕАЭС.

Потребность в осуществлении общественно значимых инфраструктурных и инвестиционных программ для реализации концепции устойчивого развития в странах-участницах ЕАЭС приводит к усилению интеграционных процессов, направленных на обеспечение экологической безопасности и эффективное природопользование в этой международной организации. К. В. Колесникова и Р. В. Нутрихин связывают необходимость гармонизации правового регулирования общественных отношений в сфере экологической безопасности с отсутствием в Договоре о ЕАЭС самостоятельного раздела, который бы регулировал вопросы природопользования и охраны окружающей среды (в частности, касался бы режима приграничных вод, разработки и добычи нефти и газа и др.). На данный момент различия и особенности в правовом регулировании на национальном уровне создают препятствия для реализации общих программ модернизации в странах-участницах [12, р. 130].

В ст. 7 Договора о ЕАЭС закрепляется право Союза, не выходя за границы своих полномочий, вести международную деятельность по реализации его правосубъектности. Ее направлениями могут считаться международное сотрудничество с отдельными государствами, интеграционными структурами и организациями наднационального уровня; совместная работа по заключению странами-участницами либо независимо от них в рамках полномочий Союза международных договоров по вопросам, отнесенным полномочиям последнего [3].

Правовым механизмом такого сотрудничества для ЕАЭС может считаться гармонизация. Следуя формулировке гармонизации законодательства, содержащейся в ст. 2 Договора о ЕАЭС, Р А. Курбанов считает менее типичным проявлением данной формы интеграции направленность на обеспечение единства в правовом регулировании. При гармонизации не исключается несовпадение в странах, осуществляющих взаимодействие, допускается проведение самостоятельной политики в различных сферах общественной жизни, определенных совокупностью национальных, исторических, социально-экономических и иных особенностей конкретного государства.

Предусмотренная законодательством ЕАЭС модель развития интеграционных процессов основана на рыночном подходе, который господствовал еще 20 лет назад и трактовал интеграцию как способ избежать осложнений, возникающих при объединении национальных рынков товаров,

м

*С \

услуг, капитала и рабочей силы. Этот процесс предполагал прохождение отдельных последовательных стадий, таких как отмена таможенных тарифов, создание единого рынка, свободное передвижение капитала и создание единого валютного союза.

Более точно современное состояние интеграционных процессов на уровне ЕАЭС, может трактоваться в соответствии с так называемым «сетевым» подходом, который определяет интеграцию социально-экономического пространства через сотрудничество или конкуренцию системы пересекающихся транснациональных макрорегионов. Интеграционный комплекс берет на себя управление процессом функционирования в различных областях, входящих в него государств.

Согласно позиции Н. Г Жаворонковой, Ю. Г. Шпа-ковского пространственное развитие представляет собой область управленческой деятельности, образуемую на основе совокупности экономических, культурных, экологических, организационных и социальных связей. Субъекты таких связей имеют различный правовый статус, природного объекта, природного ресурса и органов управления природопользованием, агентов, осуществляющие строительство. Поэтому с юридической точки зрения не находит объяснения отсутствие в интеграционных процессах в рамках ЕАЭС четко выраженной экологической, энергетической, социальной, культурно-исторической составляющей. По мнению исследователей, среди наиболее острых противоречий сферы правового регулирования экологических отношений следует признать имеющие место и потенциальные экологические ограничения, экологическое разнообразие, устойчивое развитие, экологическая и экономическая безопасность территорий и граждан, а также и другие [9, р. 59].

Концепция устойчивого развития человечества побуждает к установлению в XXI в. экологического порядка в сфере международных экономических отношений в большей доминанте через развитие (интеграция, сотрудничество) и в меньшей - через защиту. Устойчивое развитие рассматривается не только как системное единство экономических, социальных и экологических видов деятельности, но и имманентная взаимосвязь развития и безопасности, обеспечение безопасности происходит через развитие, а развитие -через формирование безопасности [16, р. 478].

Р. А. Курбанов особенностями нового регионализма считает этап, волну или эпоху, определяющие новые риски и стратегии сотрудничества стран в большинстве областей жизни общества в целях достижения социальных, политических и экономических целей. Представляя собой комплексное, многомерное явление современный регионализм охватывает все больше новых областей, включая и трансграничные, какие как эко-

логические вопросы, охрану окружающей среды, которые ранее не относились к компетенции региональных институтов [13, р. 14].

Для стран-участниц ЕАЭС, включая Россию, наличие общих вызовов в комплексной сфере охраны окружающей среды, потребность в обеспечении должного состояния экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов выводит на новый уровень проблему развития интеграционных процессов, связанных с регулированием экологической сферы. К вызовам, которые стоят перед государствами-членами Евразийского экономического союза и отражают состояние проблем в области окружающей среды и природопользования на уровне Союза, относится потребность в правовом обеспечении эффективного взаимодействия между государственными структурами по вопросам эксплуатации и охраны различных природных ресурсов, экологического управления, гармонизации норм национального и международного водного, земельного и лесного законодательства [10, р. 138].

Влияние перечисленных процессов на будущее определяет целесообразность более глубокого их анализа с позиций экологического права и в контексте современных тенденций. Разница в понимании сущности правовой интеграции в области природопользования и охраны окружающей среды в различные периоды эволюции экологического права делает необходимым уяснение юридического и теоретического содержания интеграции в настоящее время [11, р. 54].

К.К. Ахметов относит вопросы экологической безопасности к числу межгосударственных конфликтных областей, потенциально способных нарушить устойчивость образующегося торгово-экономического блока. В таком контексте важнейшей из проблем исследователь называет использование водных ресурсов, состояние загрязненности поверхностных водных объектов, снижение уровня вод пограничных рек. Распад Советского Союза способствовал обострению ситуации с признанием права собственности на воду. Водные объекты, как и другие природные объекты были разделены границами суверенных государств. Имеющиеся в настоящее время двусторонние и многосторонние договоры, посвященные рациональному использованию водно-энергетических ресурсов, демонстрирует практическую неэффективность [5, р. 162].

Преодолению сложившейся ситуации может способствовать разработка и реализация приоритетных технологических платформ. Наряду с другими разрабатывалась платформа «Рациональное и эффективное водопользование», целью которой является объединение потенциалов стран-участниц Союза для обеспечения инновационного развития сфер водопользования, оздоровления и сохранения водных объектов.

Активизация взаимодействия государств в самых значимых сферах научно-технологического развития ЕАЭС на основе действующих технологических платформ возможна благодаря интеграции национального законодательства государств-членов ЕАЭС [14, р. 141].

Другими формами интеграции, способствующими (наряду с евразийскими технологическими платформами) выходу из сложившейся ситуации, по нашему мнению, могут признаваться «евроре-гионы» как форма международной интеграции, характеризующаяся взаимодействием двух или нескольких территориальных образований соседних стран, которые расположены в приграничных районах и обладают всеми целостнообразующи-ми характеристиками, и «организации водных (речных) бассейнов», которые, в свою очередь, опосредуют развитие интеграционных процессов и направлены на управление трансграничными водными массивами, укрепление социальных и экономических связей прибрежных государств [13, р. 50].

Созданию эколого-безопасного пространства государств-членов ЕАЭС призвано способствовать усиление единства национального права и расширение областей общественных отношений, подлежащих регулированию на уровне Союза. Примером такого взаимодействия могут считаться процессы интеграции в рамках других региональных организаций. Так, страны БРИКС договорились о создании в 2009 г платформы Basic, которая имеет целью координацию усилий по принятию общих решений в сфере изменения климата, гармонизации экологического законодательства всех пяти стран, дополнения компетенции полномочных органов посредством отражения в ней экологической проблематики. Проведение в жизнь экологических политик стран БРИКС осуществляется по одним направлениям, которые сводятся к экологизации общества, законодательства и государства, росте влияния при-родоресурсных и природоохранных элементов в различные отрасли права, улучшению естественной основы жизнедеятельности населения за счет обеспечения общего природопользования, доступности водных объектов и т.д [7]. Еще одним примером является ст. 18 Договора о создании Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь. Данная норма определяет стремление государств гармонизировать их законодательств в любых сферах взаимодействия, в том числе природоохранной, выработать и согласовать общие меры в сфере экологической безопасности, профилактики катастроф природного и техногенного характера и устранения их последствий, включая аварию на Чернобыльской АЭС [2]. В этой связи право ЕАЭС в нормативно-правовых актах Союза могло бы предусматривать регулирование вопросов охраны окружающей

среды и природопользования, поскольку его создание преследовало, помимо укрепления торговых связей, и другие цели.

Природа в каждом из государств-членов ЕАЭС является уникальной и неповторимой. Обеспечение ее сохранения составляет актуальную задачу для каждой страны. Юристы из стран-участниц ЕАЭС признают значимым то обстоятельство, что в скором времени выполнение требований экологической безопасности в рамках одного правового пространства станет общей задачей. Действенное преодоление сложностей в сфере защиты окружающей среды потребует приведения в соответствие и гармонизации правовой основы регулирования природопользования и охраны природы в странах ЕАЭС [15, р. 54].

Достижение единства законодательства стран-участниц ЕАЭС, имеющее целью обеспечение гармонизации нормативно-правового регулирования общественных отношений по поводу охраны окружающей среды и устойчивого природопользования, отвечает их интересам и относится к числу приоритетных проблем. По этой причине правовое регулирование экологической безопасности как правовой категории имеет место в нормативно-правовых актах все без исключения стран-участниц ЕАЭС.

Е.Н. Абанина, проанализировав юридическое обеспечение отношений в сфере экологической безопасности на уровне законодательства стран СНГ, делает вывод об урегулировании указанных вопросов в каждом из них нормативно-правовыми актами разных форм и статуса, о различных уровнях нормативного регулирования вопросов экологической безопасности и силе правовых актов [4, р. 10].

Как показал проведенный анализ эффективность региональной интеграции во многом определяется стремлением стран-участниц интеграционных объединений развивать сотрудничество единовременно во всех сферах, что обусловлено их неразрывной связью. Невозможно достигнуть высоких результатов, к примеру, в экономическом развитии без соответствующего уровня взаимодействия в социальной или правовой сферах.

Несмотря на различия механизмов правовой интеграции перспективы развития, включая сферу обеспечения экологической безопасности, находятся в зависимости от осуществления правового сотрудничества в рамках каждого регионального объединения. Координация регионального уровня деятельности государств-членов ЕАЭС обуславливает принятие нормативно-правовых актов, которые содержат международные региональные нормы в сфере экологической безопасности.

Таким образом, отсутствие на уровне такого объединения региональной интеграции как ЕАЭС единообразия подходов и специальных актов по

м

fr I

вопросам экологической безопасности актуализирует проблему сближения национальных правовых систем государств-членов в этой сфере их сотрудничества. Правовые проблемы развития интеграции правового регулирования экологической безопасности в странах ЕАЭС определяются отсутствием системы нормативно-правовых актов наднационального уровня, различными формами, множественностью, декларативностью и несогласованностью национального законодательства, регулирующего обеспечение экологической безопасности.

Разработка и закрепление в актах ЕАЭС правовых основ экологической безопасности не только выведет законодательство стран-участниц Союза в данной сфере на новый качественный правовой уровень, но и создаст основу для эффективного сотрудничества между государствами, послужит действенным эффективного сотрудничества между государствами, послужит действенным средством исполнения международных обязательств в сфере охраны и рационального использования окружающей среды.

Литература

1. Декларация от 18.11.2011 «О евразийской экономической интеграции» // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения: 20.11.2020).

2. Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2000. №7. Ст. 786.

3. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, (Дата обращения: 20.11.2020).

4. Абанина Е. Н. Правовое обеспечение экологической безопасности в странах евразийского пространства: сравнительно-правовой анализ // Matters of Russian and International Law. 2019. Vol. 9. Issue. 6A. С. 8 - 12.

5. Ахметов К.К. Экологическая безопасность в контексте интеграционных процессов на постсоветском пространстве // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. 2013. №4. С. 162-165.

6. Боголюбов С.А. Единство и многообразие российского эколого-правового пространства // Журнал российского права. 2017. № 11. С. 73-81.

7. БРИКС: контуры многополярного мира: монография / О.А. Акопян, Н.М. Бевеликова, К.М. Беликова и др.; отв. ред. Т. Я. Хабриева. М.: ИЗиСП, Юриспруденция, 2015. 300 с.

8. Жаворонкова Н.Г., Шпаковский Ю.Г. Правовое обеспечение экологической безопасности в условиях экономической интеграции Российской Федерации: монография. М.: Проспект, 2017. 160 с.

9. Жаворонкова Н. Г., Шпаковский Ю.Г. Правовые проблемы пространственного развития Российской Федерации: вопросы стратегического планирования // Юрист. 2020. № 5. С. 56 - 61.

10. Захарин А. Н., Колесникова К. В. Интеграция правового регулирования рационального природопользования и охраны окружающей среды в законодательстве ЕАЭС: состояние и перспективы // Гуманитарные и юридические исследования. 2020. № 3. С. 135-142.

11. Игнатьева И. А. Научные основы интеграции и дифференциации в правовом регулировании экологических отношений: проблема установления предмета исследования // Российский юридический журнал. 2017. № 1. С. 54 - 61.

12. Колесникова К. В., Нутрихин Р. В. О гармонизации законодательства Евразийского экономического союза в сфере природопользования // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 129-134.

13. Курбанов Р. А. Региональная интеграция и право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 235 с.

14. Навасардова Э. С., Захарин А. Н. Сравнительный анализ законодательства государств-членов ЕАЭС в области органического сельского хозяйства // Гуманитарные и юридические исследования. 2019. № 2. С. 141 - 146.

15. Рзабай А. И. Региональное экологическое сотрудничество Республика Казахстан и его влияние на развитие экологического законодательства // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2020. С. 51 - 56.

16. Успаева М. Г., Гачаев А. М. Научный концепт экологической безопасности в международных экономических отношениях // Международных журнал прикладных наук и технологий Integral. 2020. № 3. С. 59-64.

17. Шакирова Д. И. Обеспечение единства и многообразия эколого-правового пространства // Аграрное и земельное право. 2017. № 8. С. 128-132.

18. Шилова Е. В. Роль Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза на современном этапе интеграции // Проблемы и перспективы развития экономики и менеджмента в России и за рубежом. Материалы Седьмой международной научно-практической конференции. Рубцовск: Рубщовский индустральный институт, 2015. С. 137-142.

References

1. Deklaracija ot 18.11.2011 «O evrazijskoj jekonomicheskoj integracii» (About Eurasian economic integration) // SPS «Konsul'tantPljus». (Accessed: 20.11.2020). (In Russian).

2. Dogovor mezhdu RF i Respublikoj Belarus' ot 08.12.1999 «O sozdanii Sojuznogo gosudarstva» (On the creation of the Union State) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 14.02.2000. No. 7. Art. 786. (In Russian).

3. Dogovor o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (Podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 01.10.2019 g.) (Treaty on the Eurasian Economic Union) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii. URL: http://www.pravo.gov.ru. (Accessed: 20.11.2020). (In Russian).

4. Abanina E. N. Pravovoe obespechenie jekologicheskoj bezopasnosti v stranah evrazijskogo prostranstva: sravnitel'no-pravovoj analiz (Legal support of environmental safety in the countries of the Eurasian space: comparative legal analysis) // Matters of Russian and International Law. 2019. Vol. 9. Issue. 6A. P. 8 - 12. (In Russian).

5. Ahmetov K.K. Jekologicheskaja bezopasnost' v kontekste integracionnyh processov na postsovetskom prostranstve (Environmental safety in the context of integration processes in the post-Soviet space) // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. 2013. No.4. P. 162-165. (In Russian).

6. Bogoljubov S.A. Edinstvo i mnogoobrazie rossijskogo jekologo-pravovogo prostranstva (Unity and diversity of the Russian environmental legal space) // Zhurnal rossijskogo prava. 2017. No. 11. P. 73-81. (In Russian).

7. BRIKS: kontury mnogopoljarnogo mira: monografija (BRICS: contours of a multipolar world) / O. A. Akopjan, N. M. Be-velikova, K. M. Belikova i dr.; otv. red. T .Ja. Habrieva. Moscow: IZiSP, Jurisprudencija, 2015. 300 p. (In Russian).

8. Zhavoronkova N. G., Shpakovskij Ju. G. Pravovoe obespechenie jekologicheskoj bezopasnosti v uslovijah jekonomicheskoj integracii Rossijskoj Federacii: monografija (Legal support of environmental safety in the context of economic integration of the Russian Federation). Moscow: Prospekt, 2017. 160 p. (In Russian).

9. Zhavoronkova N. G., Shpakovskij Ju. G. Pravovye problemy prostranstvennogo razvitija Rossijskoj Federacii: voprosy strategicheskogo planirovanija (Legal problems of the spatial development of the Russian Federation: issues of strategic planning) // Jurist. 2020. No. 5. P. 56 - 61. (In Russian).

10. Zaharin A. N., Kolesnikova K.V. Integracija pravovogo regulirovanija racional'nogo prirodopol'zovanija i ohrany okruzhajushhej sredy v zakonodatel'stve EAJeS: sostojanie i perspektivy (Integration of legal regulation of rational use of natural resources and environmental protection in the legislation of the EAEU: state and prospects) // Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2020. No. 3. P. 135-142. (In Russian).

11. Ignat'eva I.A. Nauchnye osnovy integracii i differenciacii v pravovom regulirovanii jekologicheskih otnoshenij: problema ustanovlenija predmeta issledovanija (Scientific foundations of integration and differentiation in the legal regulation of environmental relations: the problem of establishing the subject of research) // Rossijskij juridicheskij zhurnal. 2017. No. 1. P. 54 - 61. (In Russian).

12. Kolesnikova K. V., Nutrihin R. V. O garmonizacii zakonodatel'stva Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza v sfere prirodopol'zovanija (On the harmonization of the legislation of the Eurasian Economic Union in the field of environmental management) // Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2019. No. 2. P. 129-134. (In Russian).

13. Kurbanov R. A. Regional'naja integracija i pravo: monografija (Regional integration and law). Moscow: JuNITI-DANA, 2016. 235 p. (In Russian).

14. Navasardova Je. S., Zaharin A. N. Sravnitel'nyj analiz zakonodatel'stva gosudarstv-chlenov EAJeS v oblasti organicheskogo sel'skogo hozjajstva (Comparative analysis of the legislation of the EAEU member states in the field of organic agriculture) // Gumanitarnye i juridicheskie issledovanija. 2019. No. 2. P. 141 - 146. (In Russian).

15. Rzabaj A. I. Regional'noe jekologicheskoe sotrudnichestvo Respublika Kazahstan i ego vlijanie na razvitie jekologichesko-go zakonodatel'stva (Regional environmental cooperation of the Republic of Kazakhstan and its impact on the development of environmental legislation) // Sovremennaja jurisprudencija: aktual'nye voprosy, dostizhenija i innovacii: sbornik statej XXVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza: MCNS «Nauka i Prosveshhenie», 2020. P. 51 - 56. (In Russian).

16. Uspaeva M .G., Gachaev A. M. Nauchnyj koncept jekologicheskoj bezopasnosti v mezhdunarodnyh jekonomicheskih otnoshenijah (Scientific concept of environmental safety in international economic relations) // Mezhdunarodnyh zhurnal prikladnyh nauk i tehnologij Integral. 2020. No. 3. P. 59-64. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Shakirova D. I. Obespechenie edinstva i mnogoobrazija jekologo-pravovogo prostranstva (Ensuring the unity and diversity of the environmental legal space) // Agrarnoe i zemel'noe pravo. 2017. No. 8. P. 128-132. (In Russian).

18. Shilova E. V. Rol' Tamozhennogo sojuza v ramkah Evrazijskogo jekonomicheskogo sojuza na sovremennom jetape integracii (Customs Union within the Eurasian Economic Union at the current stage of integration) // Problemy i perspektivy razvitija jekonomiki i menedzhmenta v Rossii i za rubezhom. Materialy Sed'moj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Rubtsovsk, 2015. P. 137-142. (In Russian).

Сведения об авторах:

Нутрихин Роман Владимирович - кандидат юридических наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / nut-roman@ yandex.ru

Захарин Андрей Николаевич - кандидат философских наук, доцент кафедры экологического, земельного и трудового права юридического института Северо-Кавказского федерального университета (Ставрополь) / colobichin@ yandex.ru

Information about the authors:

Nutrikhin Roman - PhD in Law, Associate Professor, Chair of Environment, Land and Labor Right, Institute of Law, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / nut-roman@yandex.ru

Zakharin Andrey - PhD in Philosophy, Associate Professor, Chair of Environmental, Land and Labour Law, Institute of Law, North-Caucasus Federal University (Stavropol) / colobichin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.