Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ ЕАЭС И НАПРАВЛЕНИЯИХ ГАРМОНИЗАЦИИ'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ ЕАЭС И НАПРАВЛЕНИЯИХ ГАРМОНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / МЕХАНИЗМЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТРАХОВАНИЕ / СИСТЕМА / НОРМЫ / ГАРМОНИЗАЦИЯ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РИСКИ / INTEGRATION / REGULATORY-LEGAL FRAMEWORK / MECHANISMS / GOVERNMENT REGULATION / INSURANCE / SYSTEM / NORMS / HARMONIZATION / AGRICULTURAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кадомцева Марина Евгеньевна

Целью настоящего исследования является анализ современного состояния нормативно-правовой базы и механизмов государственного регулирования, определяющих работу страхового сектора в странах - участницах Евразийского экономического союза, а также обоснование возможностей приведения системы регулирования к единым нормам интеграционного сотрудничества. Страхование сельскохозяйственных рисков является одним из видов имущественного страхования, поэтому исследование принципов формирования единой системы страхования в целом будет во многом отражать и развитие сельскохозяйственного вида страхования на пространстве ЕАЭС. Автором осуществлен мониторинг механизмов государственного регулирования, определяющих страховую деятельность в странах ЕАЭС. Проведена систематизация правовых актов, регламентирующих отношения субъектов в сфере страхового сектора. Выделены сходства и различия моделей страхования в государствах рассматриваемого интеграционного сотрудничества. Определены направления гармонизации нормативно-правовой базы страховой деятельности для адаптации к открытому для зарубежных страховых компаний единому рынку страхования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF MECHANISMS OF STATE REGULATION OF AGRICULTURAL INSURANCE OF THE EAEU MEMBER STATES AND DIRECTIONS OF THEIR HARMONIZATION

For the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU), developed agricultural insurance can become an effective risk management mechanism that will contribute to the sustainable development of agricultural production. Within the EAEU, this can be achieved through the integration of national insurance systems and their regulatory mechanisms, which is possible with the creation of appropriate institutional conditions in each of the states. The purpose of this study is to analyze the current state of the regulatory framework and state regulation mechanisms that determine the work of the insurance sector in the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as to substantiate the possibilities of bringing the regulatory system to uniform standards of integration cooperation. Insurance of agricultural risks is one of the types of property insurance, therefore, the study of the principles of forming a unified insurance system as a whole will largely reflect the development of agricultural insurance in the EAEU space. The author monitored the mechanisms of state regulation that determine insurance activities in the EAEU countries. The systematization of legal acts regulating the relations of subjects in the insurance sector has been carried out. The similarities and differences of insurance models in the states of the considered integration cooperation are highlighted. The directions of harmonization of the regulatory-legal framework of insurance activities, for adaptation to the single insurance market open for foreign insurance companies, have been determined.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ ЕАЭС И НАПРАВЛЕНИЯИХ ГАРМОНИЗАЦИИ»

УДК 368:339.924(045) ББК 65.271

DOI 10.24411/2618-9852-2020-15403

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АГРОСТРАХОВАНИЯ СТРАН - УЧАСТНИЦ ЕАЭС И НАПРАВЛЕНИЯ ИХ ГАРМОНИЗАЦИИ

М. Е. Кадомцева

Институт аграрных проблем РАН, Саратов, Россия

Целью настоящего исследования является анализ современного состояния нормативно-правовой базы и механизмов государственного регулирования, определяющих работу страхового сектора в странах — участницах Евразийского экономического союза, а также обоснование возможностей приведения системы регулирования к единым нормам интеграционного сотрудничества. Страхование сельскохозяйственных рисков является одним из видов имущественного страхования, поэтому исследование принципов формирования единой системы страхования в целом будет во многом отражать и развитие сельскохозяйственного вида страхования на пространстве ЕАЭС. Автором осуществлен мониторинг механизмов государственного регулирования, определяющих страховую деятельность в странах ЕАЭС. Проведена систематизация правовых актов, регламентирующих отношения субъектов в сфере страхового сектора. Выделены сходства и различия моделей страхования в государствах рассматриваемого интеграционного сотрудничества. Определены направления гармонизации нормативно-правовой базы страховой деятельности для адаптации к открытому для зарубежных страховых компаний единому рынку страхования.

Ключевые слова: интеграция, нормативно-правовая база, механизмы, государственное регулирование, страхование, система, нормы, гармонизация, сельскохозяйственные риски.

COMPARATIVE ANALYSIS

OF THE MECHANISMS OF STATE REGULATION

OF AGRICULTURAL INSURANCE

OF THE EAEU MEMBER COUNTRIES

AND THE DIRECTIONS OF HARMONIZATION

M. Y. Kadomtseva

Institute of Agrarian Problems of the Russian Academy of Sciences, Saratov, Russia

For the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU), developed agricultural insurance can become an effective risk management mechanism that will contribute to the sustainable development of agricultural production. Within the EAEU, this can be achieved through the integration of national insurance systems and their regulatory mechanisms, which is possible with the creation of appropriate institutional conditions in each of the states. The purpose of this study is to analyze the current state of the regulatory framework and state regulation mechanisms that determine the work of the insurance sector in the member countries of the Eurasian Economic Union (EAEU), as well as to substantiate the possibilities of bringing the regulatory system to uniform standards of integration cooperation. Insurance of agricultural risks is one of the types of property insurance, therefore, the study of the principles of forming a unified insurance system as a whole will largely reflect the development of agricultural insurance in the EAEU space. The author monitored the mechanisms of state regulation that determine insurance activities in the EAEU countries. The systematization of legal acts regulating the relations of subjects in the insurance sector has been carried out. The similarities and differences of insurance models in the states of the considered integration cooperation are highlighted. The directions of harmonization of the regulatory-legal framework of insurance activities, for adaptation to the single insurance market open for foreign insurance companies, have been determined.

Keywords: integration, regulatory-legal framework, mechanisms, government regulation, insurance, system, norms, harmonization, agricultural risks.

Введение. Интеграция страховых рынков — закономерное явление в условиях нарастающих климатических рисков, проявления глобализации и общеэкономической интеграции. Объективность процессов интеграции национальных страховых систем определяет необходимость гармонизации страхового законодательства. Исследованию развития и интеграции моделей страхования сельскохозяйственных рисков на евразийском экономическом пространстве посвящены труды ученых из стран ближнего зарубежья. Основываясь на анализе действующих механизмов агрострахования в странах — участницах ЕАЭС, Е. Т. Прокопчук, Н. В. Кириенко, И. А. Казакевич, Т. А. Верезубова, А. М. Мухит-бекова, Ю. А. Сплетухов, Г. А. Насырова подчеркивают отличия в уровне развития данного сектора между отдельными государствами ЕАЭС, в страховом законодательстве, порядке государственного регулирования и надзора, структуре видов страхования [1—4]. Авторы замечают необходимость гармонизации страховых систем на всем пространстве Евразийского экономического союза и унификации законодательных и организационно-экономических норм регулирования страхового сектора.

Рынок агрострахования стран — участниц Евразийского экономического союза не стоит на месте. С 22 августа 2021 года в рамках договоренностей с Всемирной торговой организацией (ВТО) российский страховой рынок открывается для филиалов иностранных компаний. Опыт отдельных стран ЕАЭС показывает, что вследствие вхождения на рынок западных страховых компаний, снижаются тарифы по страхованию на 15—20 %. Снижение тарифных ставок, расширение линейки предложения, безусловно, будет способствовать использованию агропро-изводителями различных категорий страховых предложений, и, следовательно, увеличится охват агрострахованием посевных посадочных площадей и поголовья скота. Однако это обостряет конкурентную борьбу в различных сегментах страхового рынка, что в результате приводит к сокращению количества национальных страховых компаний.

Все большее внимание обращает на себя необходимость интеграции страховых систем стран — участниц ЕАЭС, чтобы совместными усилиями создать конкурентные страховые предложения. В данном направлении уже достигнуты определенные успехи. Наднациональным органом управления, обеспечивающим условия функционирования и развития ЕАЭС,разработку предложений по дальнейшему развитию интеграции, принятие и реализацию норм, является

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). В рамках полномочий на ЕЭК возложены функции, связанные с гармонизацией страхового законодательства стран интеграционного сотрудничества. Членами Совета ЕЭК и председателями национальных банков государств — членов Евразийского экономического союза 17 сентября 2018 года было подписано Соглашение о гармонизации законодательства государств-членов в сфере финансового рынка. Целями данного соглашения являются сближение национальных законодательств в банковском секторе, страховом секторе и секторе услуг на рынке ценных бумаг, а также закрепление обязательств государств-членов по разработке Плана гармонизации [5]. За основу был взят положительный опыт развития наднациональных институтов на пространстве Евросоюза. В основу разработки плана легли базовые международные принципы Базельского комитета по банковскому надзору, Международной ассоциации страховых надзоров, Международной организации комиссий по ценным бумагам, Организации экономического сотрудничества. Вместе с тем специфика каждой из стран — участниц ЕАЭС накладывает свой отпечаток на организационную структуру и модель страховой системы, что обусловливает необходимость формирования собственной последовательности мер по адаптации нормативно-правовой базы, гармонизации и унификации механизмов государственного регулирования сектора страхования и его направлений.

Методы исследования. Страхование сельскохозяйственных рисков является видом имущественного страхования, поэтому исследование принципов формирования единой системы страхования в целом будет отражать и развитие сельхозстрахования на пространстве ЕАЭС. В основе анализа в статье лежат нормативно-правовые документы и методические положения стран — участниц ЕАЭС в части регулирования национальных систем страхования. В качестве основных методологических подходов использованы системный и комплексный подходы. Системный подход к исследованию проблем гармонизации законодательства позволил последовательно раскрыть принципы страхового регулирования на национальном и наднациональном уровнях. Комплексный подход позволяет учесть различные аспекты государственного регулирования функционирования страховых систем в странах — участницах ЕАЭС.

Результаты исследования. Страны, входящие в Евразийский экономический союз, существенно дифференцированы по уровню развития агропродовольственного комплекса

и самообеспеченности продовольствием [6—8]. Во всех государствах — членах данного интеграционного сотрудничества сформулирован список приоритетов и интересов, которые они стремятся реализовать, используя механизмы и инструменты интеграции, что обусловливает наличие определенных трудностей в реализации интеграционного проекта. Часть этих сложностей обусловлена особенностями внутреннего развития государств-членов, несовпадением их экономических интересов, стремлением защитить внутренний рынок и отечественных производителей [9; 10]. Поэтому в каждой из стран интеграционного сотрудничества реализуется собственный организационно-экономический механизм функционирования аграрного рынка, включающий такие основные элементы, как: кредитование, субсидирование, ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др. [11, с. 17].

Страхование сельхозтоваропроизводителей является частью системы экономического регулирования аграрной сферы, позволяющей стабилизировать доходы агропроизводителей в случае их потерь по причине действия природных рисков. Проведенный ранее автором анализ фактического состояния национальных систем страхования сельскохозяйственных рисков стран — участниц ЕАЭС позволил установить, что уровень институционального развития национальных страховых систем примерно сопоставим и подходы к регулированию страховой деятельности в странах в значительной мере схожи [12, с. 21]. Однако можно констатировать, что национальные страховые системы развиваются несколько изолированно друг от друга, сохраняя заметные различия по отдельным позициям нормативно-правовой базы в сфере страхования (см. таблицу на с. 17).

При более детальном анализе национальных страховых систем можно выявить следующие основные различия в регулировании страховой деятельности в странах — участницах Евразийского экономического союза, которые во многом определяют и развитие сельскохозяйственного вида страхования. Это следующие различия:

— в порядке и условиях получения лицензии на осуществление страховой деятельности, в том числе барьеры для входа на страховой рынок;

— идентичности системы надзора за деятельностью страховых организаций (статус, функции и полномочия органов страхового надзора) и ее эффективности;

— требованиях к составу и финансовой надежности страховых групп (в том числе состав и структура активов страховой организации,

установленный минимальный уровень уставного (собственного) капитала, и т. д.);

— принципах организации перестрахования и осуществления посреднической деятельности;

— классификации и систематизации видов страхования и страхуемых рисков;

— трактовке норм и правил судебной системы;

— процедурах и условиях реорганизации и ликвидации (банкротства) страховых организаций;

— защите прав потребителей страховых услуг.

Интеграция страховых систем и создание

условий для трансграничного страхования должны обеспечиваться поэтапным сближением, гармонизацией страхового законодательства и механизмов государственного регулирования, формированием единого информационного пространства, соответствием международным стандартам.

На экономическом пространстве интеграционного сотрудничества должны быть идентичные требования, в первую очередь касающиеся порядка получения лицензий на осуществление страховой деятельности страховыми организациями. Лицензирование — основной метод допуска страховых компаний на рынке в странах — участницах Евразийского экономического союза. В Белоруссии, Казахстане и Кыргызстане запрещено заключать договоры имущественных интересов, которые расположены на территории соответствующей страны, лицам, у которых нет лицензии, полученной в этом государстве. Более лояльным в этом плане является законодательство Армении. Среди всех стран — участниц ЕАЭС законодательство Армении предусматривает возможность для иностранных компаний осуществлять деятельность без учреждения филиала или дочернего юридического лица, посредством публичной оферты при условии, что страховщик зарегистрирован в стране, являющейся стороной соглашений, заключенных в рамках ВТО [13]. Для признания национальной лицензии в какой-либо из стран интеграционного сотрудничества должны сторонами быть согласованы общий минимальный набор требований, предъявляемых к лицам или организациям, претендующим на получение разрешения на осуществление страховой деятельности. Эти требования распространяются, как правило, на состав учредителей (акционеров) страховой организации и их деятельность, финансовое положение и репутацию, и т. д. Пока в данной плоскости наблюдаются значительные расхождения.

Дополнительным фактором, препятствующим выявлению точек различий, является отсутствие

Механизмы страхования сельскохозяйственных рисков стран — участниц ЕАЭС

Россия Беларусь Казахстан Армения Кыргызстан

Вид страхования Добровольный Обязательный Обязательный Добровольный Добровольный

Основные законодательные акты в сфере аг-рострахования Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйствен-ного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"» от 25.07.2011 Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2006 № 764«Вопросы обязательного страхования сельскохозяйственных культур, скота и птицы»; Положение о страховой деятельности в Республике Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» Закон Республики Казахстан «Об обязательном страховании в растениеводстве» от 10.03.2004 № 533-11; Закон Республики Казахстан от 5 июля 2 0 0 6 г о д а № 163-111 «О взаимном страховании» Закон Республики Армения «О страховании и страховой деятельности» от 9 апреля 2007 года № ЗР-177-Н Закон Республики Кыргызстан «Об организации страх о в а н и я в Кыргызской Республике» от 23.07.1998 № 96; Закон Республики Кыргызстан «Об особенностях страхования в растениеводстве» от 26.01.2009 № 31

Объект страхования Полученный урожай Полученный урожай Затраты на проведение посевных работ Полученный урожай Затраты на проведение посевных работ

В растениеводстве Сельскохозяйственные культуры и посадки многолетних насаждений Озимый рапс и лен-долгунец Зерновые и зернобобовые культуры Виноград, абрикос, пшеница, ячмень Зерновые, кукуруза, фасоль, хлопок, табак, сахарная свекла

В животноводстве Скот, птица, пчелы Скот и птица Нет Нет Скот

Меры государственной поддержки страхования Возмещение 50 % страховых премий по договорам страхования Возмещение 95 % по страховым премиям Возмещение страховым компаниям 50 % выплаченных сумм по страховым случаям Возмещение 50 % в случае ущерба, причиненного застраховавшимся фермерам градом и пожаром, и 60 % — от заморозков Возмещение 50 % страховых выплат страховщикам

Орган страхового надзора Федеральная служба страхового надзора (ФССН), Центральный банк РФ Министерство финансов: Главное управление страхового надзора Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере рынков финансовых услуг Национальный банк Республики Армения Государственная служба по регулированию и надзору за финансовым рынком

Составлено автором.

единого информационного пространства в сфере страхования. Это создает проблемы для потенциальных страхователей в выборе страховых организаций. Заинтересованные лица имеют разную информированность о ситуации на национальных страховых рынках и о его участниках. Это обосновывает необходимость рассмотрения вопросов свободного доступа страхователей, потенциальных кредиторов и инвесторов к информации, характеризующей текущую деятельность страховых компаний, их стратегию развития и инвестиционную политику. В связи с этим необходимо законодательное закрепление обязанности страховщика в равной степени раскрывать информацию, характеризующую его деятельность в соответствии со следующими общими принципами: регулярность, своевременность, доступность для всех участников рынка, полнота, достоверность и сопоставимость. В свою очередь необходимо обязать исполнительный орган государственной власти по надзору за страховой деятельностью в странах ЕАЭС расширить объем публикуемой информации, характеризующей деятельность субъектов страхового рынка [14, с. 11].

Среди норм законодательства, подлежащих гармонизации, должны стать устанавливающие требования к определению состава и структуры активов страховых организаций, порядок и ведение учета и др. В частности, требования к составу учредителей со стороны органов надзора значительно разнятся. Например, в Российской Федерации законодательством предусмотрены меры ответственности за превышение доли участия иностранного капитала в страховых компаниях более 50 %. Это влечет к прекращению выдачи или отзыву лицензий на осуществление страховой деятельности у организаций, являющихся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам. В республиках Беларусь и Казахстан предусмотрены более мягкие требования к организации страхового надзора, что, по мнению экономистов, может явиться причиной недооценки всего масштаба рисков, возникающих в объединенном страховом секторе.

Эффект от применения единой лицензии может быть достигнут только при тесном взаимодействии надзорных органов стран — участниц ЕАЭС при выдаче разрешения на осуществление деятельности, проведении текущего надзора. В настоящее время в Казахстане и Армении страховой надзор осуществляют Национальный банк Республики Казахстан, Национальный банк Республики Армения. В России функции по контролю и надзору в сфере страховой де-

ятельности выполняют Федеральная служба страхового надзора (ФССН) при Министерстве финансов и Центральный банк Российской Федерации. В Киргизии указанной деятельностью занимается Государственная служба по регулированию и надзору за финансовым рынком, отвечающая за регулирование на небанковском финансовом рынке. В Беларуси данная роль возложена на Министерство финансов. В целом должна быть идентичная и эффективная система надзора за деятельностью страховых организаций вне зависимости от места их регистрации.

Одним из важнейших аспектов регулирования являются также вопросы установления единых требований к организационно-правовой форме страховщиков. В настоящее время в Казахстане и Кыргызстане единственной организационно-правовой формой, которой может быть представлен страховщик, является акционерное общество. В Армении — акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью. В Республике Беларусь лицензия может быть выдана коммерческой организации, зарегистрированной в установленном в п. 2 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь порядке. В Российской Федерации главным требованием при получении лицензии является регистрация субъекта как юридического лица.

Институт страховых посредников, как связующий элемент, занимает особое место институциональной структуре. Развитая посредническая деятельность является важнейшим свойством страховых рынков экономически развитых стран. Во всех странах — участницах ЕАЭС физическим и юридическим лицам допускается право работать в качестве страхового агента. Именно поэтому на пути к единому страховому рынку необходимо формирование идентичных правовых условий для функционирования лиц, осуществляющих продажу и сопровождение страховых договоров. Это нормы, регулирующие деятельность страховых посредников (страховых агентов и брокеров). В то же время статус, правила функционирования страховых агентов в странах — участницах ЕАЭС регламентированы по-разному. В Казахстане установлены требования по специальной подготовке и деловой репутации агента. В Беларуси страховой агент не может быть индивидуальным предпринимателем. В Казахстане и России действует запрет на совмещение деятельности брокера с функциями агента, страховщика, перестраховщика. Следует отметить и различия в организационно-правовых формах страховых брокеров. В Республиках

Беларусь и Армения страховыми брокерами могут быть только коммерческие организации, в Республике Казахстане — юридические лица, созданные в форме товарищества с ограниченной ответственностью или акционерного общества, в Российской Федерации — коммерческие организации или зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица. И, наконец, в Кыргызской Республике страховыми посредниками могут быть как компании, так и простые физические лица. В целом в странах ЕАЭС наблюдается несоответствие в требованиях по отношению к страховым посредникам, что говорит о необходимости унификации правил в определении их статуса, функциональных обязанностей, полномочий и прав, финансовых взаимоотношений с контрагентами, порядка взаимодействия с уполномоченными органами.

Приведение к единым стандартам касается и норм, обеспечивающих защиту прав и интересов потребителей страховых услуг. Это формирование на страховом пространстве ЕАЭС идентичного правового порядка предоставления потребителям страховых услуг, обеспечивающего их равным объемом потребительских прав в отношениях со страховщиками из любой страны ЕАЭС. При совершенствовании нормативно-правового поля основой в методологической базе решения спорных случаев и системы урегулирования убытков в страховании сельскохозяйственных рисков могут стать цифровые технологии [15, с. 73]. Закрепление принципов применения цифровых технологий в нормативно-правовой базе станет важнейшим шагом в направлении соответствия страховой системы ЕАЭС международным стандартам. Обращает на себя внимание необходимость преодоления и таких факторов, как различная трактовка норм и правил судебной системы, отсутствие единства понятийного аппарата. В частности, по-разному определены участники страховых отношений, термины договора страхования, страховая терминология, используемые методы расчета страховых тарифов. Кроме того, необходимо и согласование ви-

дов страхования, для чего требуется разработка единой или максимально сближенной для всех стран классификации направлений страхования. По-прежнему в странах ЕАЭС различаются вопросы реорганизации и ликвидации страховых организаций и по перечню позиций, и по содержанию процедур.

Выводы. Проведенный анализ механизмов государственного регулирования и законодательства в сфере страхования сельскохозяйственных рисков в странах ЕАЭС показывает, что реализация комплекса мер по интеграции страховых систем стран интеграционного сотрудничества может быть достижима в два этапа. На первом этапе должна быть проведена взаимная адаптация передовых и наиболее близких по уровню развития национальных систем регулирования страховой деятельности. Затем постепенно могут присоединиться другие участники интеграции с менее развитыми страховыми системами. Такая стратегия развития наиболее приемлема для ситуации, когда наблюдается слишком большой разброс в уровне развития как экономики в целом, так и отдельных ее сегментов, в том числе страхования [3]. Здесь наиболее принципиальное значение на страховом пространстве ЕАЭС имеют нормы, регулирующие порядок выхода на рынок страховых организаций и осуществления надзора за их деятельностью [16, с. 28]. Преодоление существующих различий в государственном регулировании и уровнях развития страховых систем будет способствовать тому, чтобы системы в будущем могли корреспондировать друг с другом и в перспективе можно было эффективно осуществлять организацию межгосударственного перестрахования рисков в сельскохозяйственной отрасли. Второй этап интеграции страховых систем предполагает обеспечение развития адекватно мировым тенденциям, обусловливает необходимость принять за основу мировые стандарты регулирования страховой деятельности при учете условий развития в рамках ЕАЭС и складывающихся мировых тенденций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Прокопчук, Е. Т. Мировой опыт государственного регулирования рынка агрострахования (исследование литературы) / Е. Т. Прокопчук// Финансы и кредит. - 2017. - Т. 23, № 33. - С. 1997-2014.

2. Верезубова, Т. А. Сравнительный анализ моделей агрострахования в Беларуси и Казахстане/ Т. А. Ве-резубова, А. М. Мухитбекова // Проблемы агрорынка. — 2018. — С. 141—148.

3. Насырова, Г. А. Межстрановая интеграция как фактор гармонизации национальных систем регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г. А. Насырова // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 2 (46). — URL: https://cyberleninka.m/arüde/n/mezhstranovaya-integratsiya-kak-faktor-garmonizatsn-natsionalnyh-sistem-regulirovaniya-strahovoy-deyatelnosti (дата обращения 21.10.2020).

4. Сплетухов, Ю. А. Страховые рынки государств — членов ЕАЭС: современное состояние и эффективность [Электронный ресурс] / Ю. А. Сплетухов // Финансовый журнал. — 2017. — № 2 (36). — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/strahovye-rynki-gosudarstv-chlenov-eaes-sovremennoe-sostoyanie-i-effektivnost (дата обращения 25.10.2020).

5. Доклад о реализации основных направлений интеграции в рамках Евразийского экономического союза 2018 г. [Электронный ресурс] — 2018. — 154 с. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Documents%D0%B 7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20 %D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%D0 %BD%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-2018.pdf (дата обращения 12.10.2020).

6. Евразийский экономический союз в цифрах [Электронный ресурс]: крат. стат. сб. — М., 2019. — 199 с. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Brief_Statistics_ Yearbook_2019.pdf (дата обращения 08.10.2020).

7. Обзор производственных показателей АПК государств — членов Евразийского экономического союза за 2018 г. [Электронный ресурс]. — 2019. — 9 с. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/ dep_agroprom/monitoring/Documents/%D0%9E%D0%91%D0%97%D0%9E%D0%A0%20%D0%90%D0%9F%D0%9A%20 2018.pdf (дата обращения 11.10.2020).

8. Осовин, М. Н. Анализ российских и зарубежных практик стимулирования инновационного развития современного производства / М. Н. Осовин // Закономерности развития региональных агропродовольственных систем. — 2015. — № 1. — С. 32—38.

9. Решение Высшего Евразийского экономического совета № 35 от 29 мая 2013 г. «О Концепции согласованной (скоординированной) агропромышленной политики государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства» [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. — URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635055949507925323.pdf (дата обращения 23.09.2020).

10. Перспективы развития проекта ЕАЭС к 2025 году. Рабочая тетрадь. Спецвыпуск / 2017 / [Е. С. Алексе-енкова, И. С. Глотова, А. В. Девятков и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]. — М.: НП РСМД, 2017. — 92 с.

11. Осовин, М. Н. Обоснование приоритетных направлений повышения конкурентоспособности России в условиях новых глобальных вызовов / М. Н. Осовин // Экономика: теория и практика. — 2016. — № 3 (43). — С. 15—20.

12. Анализ действующих систем регулирования агропродовольственного рынка в государствах-членах ЕАЭС в части налогообложения, кредитования, страхования, ценового регулирования и разрешительной системы. Евразийская экономическая комиссия. — М., 2015. — 31 с. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/ act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/Documents/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%20 %D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9%20%D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1.pdf (дата обращения 18.10.2020).

13. Закон Республики Армении «О страховании и страховой деятельности» от 22 мая 2007 года № ЗР-177: Принят 9 апреля 2007 года. [Электронный ресурс]// Законодательство стран СНГ. — URL: http://base.spinform. ru/show_doc.fwx?rgn=48965 (дата обращения 25.10.2020)

14. Кадомцева, М. Е. Совершенствование механизма информационного обеспечения сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой / М. Е. Кадомцева // Региональные агросистемы: экономика и социология. — 2019. — № 1. — С. 1—7.

15. Нейфельд, В. В. Перспективы применения географических информационных систем в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой / В. В. Нейфельд, Д. М. Алиева // Региональные агросистемы: экономика и социология. — 2020. — № 1. — С. 69—75.

16. Исследование подходов к гармонизации законодательства на страховых рынках Евразийского экономического союза: науч. докл. / под ред. д-ра экон. наук И. Н. Рыковой. — М.: Науч.-исслед. финанс. ин-т, 2016. — 62 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Кадомцева Марина Евгеньевна — старший научный сотрудник лаборатории стратегии развития институциональной среды АПК Института аграрных проблем Российской академии наук, Саратов, Россия. kozyreva_marina_@mail.ru

REFERENCES

1. Prokopchuk E.T. Mirovoy opyt gosudarstvennogo regulirovaniya rynka agrostrakhovaniya (issledovaniye liter-atury) [World experience of state regulation of the agricultural insurance market (literature research)]. Finansy i kredit [Finance and credit], 2017, vol. 23, no. 33, pp. 1997-2014. (In Russ.).

2. Verezubova T.A. Sravnitel'nyy analiz modeley agrostrakhovaniya v Belarusi i Kazakhstane [Comparative analysis of agricultural insurance models in Belarus and Kazakhstan]. Problemy agrorynka [Agricultural market problems], 2018, pp. 141-148. (In Russ.).

3. Nasyrova G.A. Mezhstranovaya integratsiya kak faktor garmonizatsii natsional'nykh sistem regulirovaniya strakhovoy deyatel'nosti [Cross-country integration as a factor in the harmonization of national insurance regulation systems]. Problemy sovremennoy jekonomiki [Problems of the modern economy], 2013, no. 2 (46). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/mezhstranovaya-integratsiya-kak-faktor-garmonizatsii-natsionalnyh-sistem-regulirovani-ya-strahovoy-deyatelnosti, accessed 21.10.2020. (In Russ.).

4. Spletukhov Ju.A. Strakhovyye rynki gosudarstv — chlenov YEAES: sovremennoye sostoyaniye i jeffektivnost' [Insurance markets of the EAEU member states: current state and efficiency]. Finansovyyzhurnal [Financial journal], 2017, no. 2 (36). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/strahovye-rynki-gosudarstv-chlenov-eaes-sovremen-noe-sostoyanie-i-effektivnost, accessed 25.10.2020. (In Russ.).

5. Doklad o realizatsii osnovnykh napravleniy integratsii v ramkakh Yevraziyskogo ekonomich-eskogo soyuza 2018 g. [Report on the implementation of the main directions of integration within the Eurasian Economic Union in 2018]. 2018. 154 p. Available at: http://www.eurasiancommis-sion.org/ru/Documents/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%BE%20 %D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20 %D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%BD%D0%B0%D0%B-F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20%D0%B8%D0%B-D%D1%82%D0%B5%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-2018.pdf, accessed 12.10.2020. (In Russ.).

6. Evraziyskiy jekonomicheskiy soyuz v tsifrakh: kratkiy statisticheskiy sbornik [Eurasian Economic Union in Figures: A Brief Statistical Compilation]. Yevraziyskaya jekonomicheskaya komissiya [Eurasian Economic Commission]. Moscow, 2019. 199 p. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/ Documents/Brief_Statistics_Yearbook_2019.pdf, accessed 08.10.2020. (In Russ.).

7. Obzor proizvodstvennykh pokazateley APK gosudarstv - chlenov Yevraziyskogo jekonomicheskogo soyuza za 2018 g. [Review of production indicators of the agro-industrial complex of the member states of the Eurasian Economic Union for 2018]. Yevraziyskaya jekonomicheskaya komissiya [Eurasian Economic Commission]. Moscow, 2019. 9 p. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/Docu-ments/%D0%9E%D0%91%D0%97%D0%9E%D0%A0%20%D0%90%D0%9F%D0%9A%202018.pdf, accessed 11.10.2020. (In Russ.).

8. Osovin M.N. Analiz rossiyskikh i zarubezhnykh praktik stimulirovaniya innovatsionnogo razvitiya sovremen-nogo proizvodstva [Analysis of Russian and foreign practices for stimulating innovative development of modern production]. Zakonomernosti razvitiya regional'nykh agroprodovol'stvennykh sistem [Regularities in the development of regional agri-food systems], 2015, no. 1, pp. 32-38. (In Russ.).

9. Resheniye Vysshego Yevraziyskogo jekonomicheskogo soveta № 35 ot 29 maya 2013 g. «O Kontseptsii soglaso-vannoy (skoordinirovannoy) agropromyshlennoy politiki gosudarstv-chlenov Tamozhennogo soyuza i Yedinogo ekonomicheskogo prostranstva» [Decision of the Supreme Eurasian Economic Council No. 35 of May 29, 2013 "On the Concept of an agreed (coordinated) agro-industrial policy of the member states of the Customs Union and the Common Economic Space"]. Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya [Eurasian Economic Commission]. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/Lists/EECDocs/635055949507925323.pdf, accessed 23.09.2020. (In Russ.).

10. [Alekseyenkova Ye.S., Glotova I.S., Devyatkov A.V. et al.]. Perspektivy razvitiya proyekta YEAES k 2025 godu [Prospects for the development of the EAEU project by 2025]. Rabochaya tetrad'. Spetsvypusk 2017 [Workbook. Special issue 2017]. Moscow, NP RSMD, 2017. 92 p. (In Russ.).

11. Osovin M.N. Obosnovaniye prioritetnykh napravleniy povysheniya konkurentosposobnosti Rossii v usloviyakh novykh global'nykh vyzovov [Substantiation of priority areas for increasing Russia's competitiveness in the face of new global challenges]. Ekonomika: teoriya i praktika [Economics: theory and practice], 2016, no. 3 (43), pp. 15-20. (In Russ.).

12. Analiz deystvuyushchikh sistem regulirovaniya agroprodovol'stvennogo rynka v gosudarstvakh-chlenakh YEAES v chasti nalogooblozheniya, kreditovaniya, strakhovaniya, tsenovogo regulirovaniya i razreshitel'noy sistemy [Analysis of the current regulatory systems of the agri-food market in the EAEU member states in terms of taxation, lending, insurance, price regulation and the licensing system]. Yevraziyskaya ekonomicheskaya komissiya [Eurasian Economic Commission]. Moscow, 2015. 31 p. Available at: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/monitoring/ Documents/%D0%90%D0%9D%D0%90%D0%9B%D0%98%D0%97%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B8%D0%B9%20 %D0%95%D0%90%D0%AD%D0%A1.pdf, accessed 18.10.2020. (In Russ.).

13. Zakon Respubliki Armenii «O strakhovanii i strakhovoy deyatel'nosti» ot 22 maya 2007 goda №ZR-177: Prin-yat 9 aprelya 2007 goda. Zakonodatel'stvo stran SNG [Law of the Republic of Armenia "On Insurance and Insurance

Activity" dated May 22, 2007 No. 3P-177: Adopted on April 9, 2007. Legislation of the CIS countries]. Available at: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=48965, accessed 25.10.2020. (In Russ.).

14. Kadomtseva M.Ye. Sovershenstvovaniye mekhanizma informatsionnogo obespecheniya sel'skokhozyaystven-nogo strakhovaniya s gosudarstvennoy podderzhkoi [Improving the mechanism of information support for agricultural insurance with state support]. Regional'nyye agrosistemy: ekonomika isotsiologiya [Regional agrosystems: economics and sociology], 2019, no. 1, pp. 1-7. (In Russ.).

15. Neufeld V.V. Perspektivy primeneniya geograficheskikh informatsionnykh sistem v sel'skokhozyaystvennom strakhovanii s gosudarstvennoy podderzhkoy [Prospects for the application of geographic information systems in agricultural insurance with government support]. Regional'nyye agrosistemy: jekonomika i sotsiologiya [Regional agrosystems: economics and sociology], 2020, no. 1, pp. 69-75. (In Russ.).

16. Rykova I.N. (ed.). Issledovaniye podkhodov k garmonizatsii zakonodatel'stva na strakhovykh rynkakh Yevraziysk-ogo ekonomicheskogo soyuza [Research of approaches to harmonization of legislation in the insurance markets of the Eurasian Economic Union]. Moscow, 2016. 62 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.