Применение данной методики позволит поддерживать пенсионное обеспечение на достаточном уровне для достижения поставленной цели - доведение средней пенсии до трех прожиточных минимумов пенсионера к 2020 году.
Кроме того, данные расчеты позволяют сформулировать следующие предложения в целях дальнейшего развития предпринимательской деятельности, а именно: переход от обязательного пенсионного страхования для всех категорий индивидуальных предпринимателей, без учета их наемных работников, на добровольную уплату страховых взносов, без
ограничения по сумме на период до 2020 года при условии обеспечения со стороны государства для данной категории граждан государственной пенсии в размере одного прожиточного минимума пенсионера по достижении пенсионного возраста.
Для подтверждения обоснованности сформулированных предложений необходимо рассчитать экономический эффект.
Таким образом, на покрытие задолженности будет направляться следующая сумма (из ПФР в ОПФР), которая полностью компенсирует потери бюджета ОПФР по РБ и РТ:
Показатели 2010 год 2011 год
А) Сумма компенсации на покрытие выбывающих страховых взносов, млрд. руб.
Республика Башкортостан (3,72 X 2,47 / 100) х 12 мес. = 1,10 (2,62 X 2,66 / 100) X 12 мес. = 0,84
Республика Татарстан (3,41 X 2,68 / 100) X 12 мес. = 1,10 (2,41 X 2,89 / 100) X 12 мес. = 0,84
Б) Общая сумма страховых взносов, начисленных для индивидуальных
предпринимателей, за исключением наемных работников (все категории), млрд. руб. (Б + В)
Республика Башкортостан 0,14 0,24
Республика Татарстан 0,13 0,21
В) Расчет разницы между суммой компенсации и суммой выбывающих страховых взносов, млрд. руб. (А - Б)
Республика Башкортостан +0,96 +0,60
Республика Татарстан +0,97 +0,63
Слисок литературы:
1. Смирное С.Н., Турунцева М.Ю., Леонова Н.Г. Государственное пенсионное обеспечение: поддержка уровня. - М.: ИЭПП, 2003. - 10 с.
2. Смирнов С.Н., Исаев Н.И, Сычева ЛИ, Михайлов Л.В., Тимофеев Е.В., Марушкина Е.В. Пенсионная
реформа: социальные и экономические аспекты. -М.: ИЭПП, 2003. - С. 51-52.
3. Пенсионный фонд Российской Федерации. - Ре жим доступа: http://www.pfr.ru.
Биндиченко ТЕ.
аспирант кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского государственного университета экономики и сервиса,
Россия, г. Уфа
УДК 33(470.57)
ИНСТИТУТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ: ПРОБЛЕМЫ И ОЦЕНКИ
В статье реализуется попытка исследовать сущность, состояние и проблемы малого предпринимательства в современном российском региональном социуме с высоким в границах национального социума уровнем экономического развития. Специфика его становления и развития, с одной стороны, подтверждает высокую экономическую и социальную эффективность предпринимательской деятельности, с другой - ее существенную зависимость от институциональной системы в новейшей истории российского государства и общества.
Ключевые слова: природа, причины и сущность предпринимательства, функции предпринимательства, предпринимательство и власть, трансакционные издержки, оценка предпринимательского климата территории.
INSTITUTE OF SMALL BUSINESS IN REGIONAL SOCIETY: PROBLEMS AND ESTIMATES
In article attempt to investigate essence, a condition and problems of small business in modern Russian regional society with high in borders of national society level of economic development is realized. Specifics of its formation and development, on the one hand, confirms high economic and social efficiency of business activity, with another-its essential dependence on institutional system in the contemporary history of the Russian state and society.
Key words: nature, reasons and essence of business, business function, business and power, transactional expenses, assessment of enterprise climate of the territory.
Переход к рыночной системе хозяйствования в России в основе своей есть кардинальное изменение вектора социального развития с его устойчивой ориентацией на национальную экономику предпринимательского типа, основу которой составляет свободная самостоятельная санкционированная государством деятельность хозяйствующих субъектов в условиях неопределенности и риска с целью извлечения максимально возможной для себя прибыли.
Государство в новых условиях своего функционирования принимает на себя обязательства создания институциональных механизмов, условий и возможностей для развития предпринимательства, что является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
Анализ экономической природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит в способности хозяйствующего субъекта активно реагировать на потенциальный источник выгоды и оперативно реализовывать открывающиеся
возможности. В этом процессе важнейшими составляющими выступают как способности и личностные характеристики самого предпринимателя (предпринимательский потенциал), так и те особые отношения, в которые он вступает в процессе движения к своей цели. Эти отношения формируются, с одной стороны, в сфере взаимодействия предпринимателя с внешней средой его деятельности (социальные, правовые, институциональные и иные структуры, в том числе и хозяйствующие субъекты), с другой, не менее важной - в сфере взаимоотношений внутри собственной организационной структуры, так как, по мере усложнения предпринимательской функции, они играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний. В обеих сферах деятельности активность предпринимателя реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения и реализации конкурентных преимуществ. Фактически именно этот вектор предпринимательской
активности и отражает специфичность предпринимательства как особого типа хозяйственного поведения экономического субъекта.
Источником и причиной появления и развития предпринимательства как формы социально-экономических взаимоотношений людей выступает товарное производство, обусловливающее формирование рыночного хозяйства. Производство становится исходным, ключевым пунктом хозяйственной деятельности экономических субъектов, включается в хозяйственный оборот и через известные стадии экономического движения (обмен и распределение) переходит непосредственно в потребление. Очевидно, что без производства нет потребления. Однако не производство, а потенциальное и реальное потребление с лежащим в его основе спросом:
- определяет и фиксирует целесообразность и эффективность производства;
- обозначает источник возможной выгоды, выступающий для предпринимателя одновременно мотивом и оценкой успеха предпринятой им инициативы;
- стимулирует поиск новых возможностей;
- через механизм удовлетворения общественных потребностей выражает общественный характер предпринимательской деятельности;
- устанавливает конкурентоспособность продукта и воспроизводит деятельность как состязательную;
- выступает критерием совокупности индивидуальных психофизиологических качеств и характеристик производителя, понимаемых как его «предпринимательские способности», используемые в процессе коммерческой деятельности.
Универсальной дефиниции понятия «предпринимательство» еще не найдено. Как процесс предпринимательство представляет собой сложную «цепочку» целенаправленных действий хозяйствующего субъекта с момента возникновения предпринимательской идеи и заканчивая воплощением ее в конкретный предпринимательский проект.
В сфере социального сознания предпринимательство, особенно в малых его формах, формирует у участвующих и связанных с ним людей психологию собственника, способность самостоятельно принимать решения, рассчитывать на собственные силы, делает экономику более способной к конкуренции. Для человека, занимающегося бизнесом, малое предпринимательство позволяет реализовать себя как личность, чувствовать себя независимым, способным решать сложные экономические и социальные задачи.
В развитой рыночной экономике предпринимательство как интегрированная совокупность предпринимательских организаций (компаний, фирм), индивидуальных предпринимателей, а также слож-
ных объединений предпринимательских организаций выполняет целый ряд важнейших для общества и государства функций: экономическую, социальную (в том числе социально-классовую и стратификационную), политическую, ресурсную, инновационную, организаторскую и др.
Анализ современных теоретических разработок предпринимательства показывает, что они развивают и дополняют классические теории. Современные теории предпринимательства - это больше социально-экономические, чем экономические теории, в которых много элементов социологии, психологии, культуры, морали.
В данной статье автор не ставит своей целью исследовать все функции и собственно сам феномен института предпринимательства. В теоретическом аспекте как особое пространство человеческой деятельности на различных этапах существования и развития социума институт предпринимательства исследуется уже несколько столетий (Р. Кантильон 1723 г.). Для понимания сущности и состояния современного национального российского института предпринимательства, выявления его сущности, особенностей, проблем и перспектив дальнейшего развития наибольший интерес представляет анализ эмпирического материала, полученного в процессе проведенных исследований данного феномена на региональном уровне. С этой целью в период с 2008 по 2010 год командой аспирантов ВЭГУ и УГАЭС были проведены социологические исследования состояния и особенностей развития малого предпринимательства в г. Уфе.
Целью исследования ставилось изучение взаимоотношений предпринимателей и Администрации г. Уфы, проблем взаимодействия среднего и малого бизнеса, отношение предпринимателей к политике и реализации программ поддержки малого предпринимательства в Уфе, проблем развития предпринимательской деятельности и, в том числе, состава трансакционных факторов (издержек) и их влияния на эффективность организации малого предпринимательства в городе; разработка на этой основе практических рекомендаций, направленных на улучшение взаимоотношений бизнеса и институтов власти и разрешение имеющихся проблем в развитии предпринимательства в городе Уфе.
Объектом исследования явились предприниматели г. Уфы, представители органов местной власти и население г. Уфы старше 18 лет. Генеральная совокупность определялась исходя из численности населения города Уфы с учетом численности ее экономически активного населения, а также данных государственной статистики на текущий период. Полученные данные легли в основу выборочной совокупности опроса, которая составила 700 респон-
дентов, в том числе: 150 человек - предприниматели, 500 - население г. Уфы, 50 - эксперты.
Основной целью опроса населения являлось выявление его отношения к предпринимательской деятельности и представителям бизнеса. Основными признаками выборки для населения выступили пол, возраст, район проживания. Основным признаком выборки экспертов являлась степень взаимодействия с предпринимателями, а также район их работы.
Такой подход к исследованию проблем предпринимательства позволил рассматривать их как изнутри предпринимательской среды, так и исходя из оценок внешней среды (мнение экспертов и населения). Вид опроса - анкетирование по маршруту по квотной выборке.
Таким образом, фактически исследование проводилось на трех уровнях: опрос населения, экспертов и анкетирование предпринимателей.
Существенный интерес для анализа регионального института предпринимательства представил вопрос
- цель и причина занятий предпринимательством:
- в предпринимательской среде: 49,24 % опрошенных ответили, что включиться в предпринимательскую деятельность их побудило стремление обеспечить собственное благосостояние, то есть более высокий доход; 20,3 % - стремление быть независимым (самостоятельным); 6,1 % - иметь возможность более полно реализовать свои профессиональные знания; 7,61 % -возможность заняться делом, которое нравится; 5,58 %
- возможность реализовать свои личные качества; 9,14% - из-за отсутствия на рынке труда работы по специальности; и только 2,03 % респондентов ответили, «чтобы принести пользу людям и обществу»;
- среди населения: 31,6% опрошенных ответили, что не имеют бизнеса, но хотели бы этим заниматься; 40,6 % - не имеют бизнеса, но с симпатией относятся к предпринимателям; 21,4% - относятся безразлично к частной собственности; только 5,6 % - отрицательно относятся к бизнесу, частной собственности;
- среди экспертов: 37,5% опрошенных считают, что людей побуждает заняться предпринимательской деятельностью стремление обеспечить собственное благосостояние; 33,33 % - стремление быть более независимыми; 6,94 % - иметь возможность более полно реализовать свои профессиональные знания; 9,72% -возможность заняться любимым делом; 2,77 % - принести пользу людям, обществу; 8,33 % - возможность реализовать свои личные качества (деловитость, предприимчивость); 1,38 % - желание быть организатором.
Очевидно, что во всех группах респондентов главными причинами для занятий предпринимательством выступили желание быть экономически и социально независимым человеком, имеющим возможности личностного роста и социального признания. Положительным в отношении к предприни-
мательству оказалось и мнение большинства населения (более 72 % опрошенных).
Интересными представляются мнения предпринимателей и населения по вопросу взаимоотношений предпринимателей и власти. И той и другой группе респондентов было предложено оценить условия для развития предпринимательства в Республике Башкортостан. Среди опрошенных предпринимателей 14,67% оценили условия для развития предпринимательства в республике как «хорошие», 54,67 % - как «удовлетворительные», 28% - как «неудовлетворительные» и остальные предприниматели (2,67%) затруднились ответить. Среди населения эти показатели достаточно заметно отличаются от оценки условий ведения бизнеса предпринимателями, но выявленная выше тенденция заметна и здесь. Деятельность администрации по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в наиболее крупном социально-экономическом субъекте республики (г. Уфе) оценкой «хорошо» оценили 29,2 % населения, оценкой «удовлетворительно»
- 65 % респондентов этой группы, затруднились ответить 5,8 % опрошенных. Очевидно, что у администрации республики и ее главного экономического субъекта (г. Уфы) есть существенный и неиспользуемый пока резерв для совершенствования своей деятельности в части создания наиболее благоприятного и климата для развития предпринимательства. Исследование показало, что проблемы ведения бизнеса, особенно в его малых формах, связаны прежде всего со значительной долей трансакционных издержек, возникающих именно в сфере взаимоотношений бизнеса и власти. По оценке предпринимателей в число «мероприятий», существенно увеличивающих трансакционные издержки их деятельности, входят «ограниченный доступ к кредитам и материальным ресурсам» (14,76%), «коррупция» (11,65 %), «высокие налоги» (15,73 %), «неподготовленность людей к занятиям новым непривычным делом» (7,385 %), «трудности с арендой помещения» (6,8 %), «недостаток информации (4,66 %). Во всех этих «пунктах» власть вполне могла бы оказать малому предпринимательству реальную поддержку.
Если к этому добавить анализ причин неформальных отношений во взаимодействиях бизнеса и власти, то окажется, что практически три четверти респондентов-предпринимателей (75,01%) считают неформальные претензии чиновников неотъемлемым атрибутом их взаимодействия с бизнесом. Причем, по мнению предпринимателей, неформальные отношения во всех или в большинстве случаев возникают при общении с администрацией города или района (15,34%), сотрудниками контрольнонадзорных органов (26,67 %) и представителями правоохранительных органов (14%).
Все это не только затрудняет процесс открытия и ведения предпринимательства, но и существенно
повышает его прямые и трансакционные издержки, выступает едва ли не главной причиной «неистребимого монстра» любой экономики - теневого ее сектора. В новейшей истории государства российского его влияние на национальную экономику не только ставит под сомнение сроки выполнения важнейших и приоритетных для страны национальных про-
ектов, но влечет за собой угрозу их невыполнения даже в среднесрочной перспективе.
Таким образом, хотя, в конечном счете, не малое предпринимательство определяют экономическую мощь страны, но его вклад в национальный экономический потенциал невозможно переоценить как в экономике страны, так и в социуме в целом.
Сабирова P.P.
аспирант кафедры « Управление и экономика предпринимательства»
Уфимского государственного университета экономики и сервиса,
Россия, г. Уфа
УДК 330.112
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВЛАСТНЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Настоящая статья посвящена исследованию вопросов обеспечения эффективного взаимодействия государственных и предпринимательских структур в целях формирования благоприятных условий развития предпринимательства и повышения преимуществ региона. В статье рассматриваются система факторов, воздействующих на уровень лояльности субъектов деловой среды, меры по нейтрализации негативного воздействия.
Ключевые слова: государственная поддержка, субъекты малого и среднего предпринимательства, субсидирование, лояльность, мониторинг.
THE COOPERATION BETWEEN GOVERNMENT AND OTHER STRUCTURES IN ORDER TO GREAT CONDITIONS FOR BUSINESS DEVELOPMENT OF THE REGION
This article is devoted to research issues to ensure effective cooperation between government and business structures in order to create favorable conditions for business development and enhance the benefits of the region. The article describes the system of factors influencing the loyalty of subjects of the business environment, measures to offset negative impacts.
Key words: state support, small and middle business, subsidy, loyalty, monitoring.
Эффективное регулирование и взаимодействие Российской Федерации, таких как Республика Баш-государственных и предпринимательских структур кортостан, показывает возрастающую их результата современном этапе - одно из условий формиро- тивность в процессе формирования эффективной вания благоприятных факторов развития предпри- предпринимательской среды. Так, необходимость нимательства, повышения конкурентных преиму- интенсивной государственной поддержки бизнеса за ществ региона. счет законодательной, финансовой, информацион-
Анализ тенденций развития инструментов го- ной и иных форм поддержки предпринимательства сударственной поддержки и стимулирования пред- обозначена в Республиканской программе развития принимательской активности в развитых регионах субъектов малого и среднего предпринимательства
в Республике Башкортостан на 2012 год. В программе предусмотрены такие формы поддержки, как субсидирование субъектов малого предпринимательства на начальной стадии становления бизнеса; субсидирование ранее понесенных затрат субъектов малого и среднего предпринимате льстваи организаций инфраструктуры, в том числе части страховых взносов, лизинговых платежей, затрат по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с реализацией программ энергосбережения и присоединением к объектам электросетевого хозяйства; предоставление грантов на приобретение оборудования субъектам малого предпринимательства; предоставление субсидий муниципальным образованиям республики для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, микрофинансирование субъектов малого предпринимательства и др. [1].
Так, в Республике Башкортостан общий объем привлеченных в 2011 году средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства превышает 1,8 млрд. рублей [2]. На территории республики созданы 8 технопарков, 5 бизнес-инкубаторов, 2 центра трансфера технологии. Предоставлены субсидии на начальной стадии становления бизнеса 288 субъектам малого предпринимательства на общую сумму 83,8 млн. рублей. За счет средств гарантийного фонда в 2009 году предоставлено поручительств 59 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 140,7 млн. рублей, что позволило привлечь кредитные ресурсы в сумме 233,4 млн. рублей. Предоставлены субсидии по ранее понесенным затратам субъектов малого и среднего предпринимательства 300 субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 254,3 млн. рублей (по кредитным договорам, договорам страхования, лизинга, по договорам на участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях и др.). Предоставлены субсидии муниципальным образованиям Республики Башкортостан для поддержки мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства 24 муниципальным образованиям на общую сумму 16,1 млн. рублей. На создание инновационной инфраструктуры и поддержки формирования территориальных инновационных кластеров в рамках Республиканской целевой инновационной программы Республики Башкортостан на 2011-2015 годы в 2011 году из бюджета Республики Башкортостан направлено 61,7 млн. рублей, из внебюджетных источников - 122,4 млн. рублей.
Приведенные меры государственной поддержки способствуют активизации деятельности субъектов предпринимательства. По объемным показателям
производства малый бизнес республики занимает 4-е место среди субъектов РФ и производит 14% от всего объема отгруженной продукции, работ и услуг по всем видам экономической деятельности в республике [2].
Однако согласно проводимым исследованиям («Опора России», Национальный институт системных исследований проблем предприниматель-стваи др.) по-прежнему имеют место несовершенство законодательства в области предпринимательства, неразвитость механизмов правовой защиты, недостаток финансовых ресурсов, неэффективная система налогообложения, несовершенство механизмов взаимодействия государственных органов, бизнес-структур и общественных организаций.
Государственное регулирование деятельности хозяйствующих субъектов производится на всех стадиях ее осуществления. В процессе осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующие субъекты должны соблюдать налоговое законодательство, выполнять финансовые обязательства перед государством посредством уплаты федеральных, региональных и местных налогов и сборов; вести бухгалтерскую и статистическую отчетность; соблюдать правила пожарной безопасности; выполнять требования санитарного законодательства; соблюдать требования к объектам технического регулирования и другие требования, предусмотренные действующим законодательством. Таким образом, формы взаимодействия бизнеса с органами публичной власти во многом определяются необходимостью осуществления последними контрольных и надзорных функций [3].
Вместе с тем поставленные задачи модернизации экономики страны и региона определяют необходимость развития взаимодействия властных и предпринимательских структур для достижения консолидации их совместных усилий. Следует отметить незавершенность комплекса институционально-правового обеспечения взаимодействия государственных, бизнес- и общественных структур, представляющих интересы субъектов предпринимательства, вследствие имеющегося давления властных структур в ходе регулирования и надзора за предпринимательской деятельностью. На наш взгляд, содержательную основу такого взаимодействия должен составлять конструктивный диалог в целях решения экономических и общественно значимых задач, взаимовыгодное сотрудничество, предполагающее передачу не только правомочий, но и обязательств, ответственности.
В настоящее время важным связующим звеном при взаимодействии хозяйствующих субъектов с органами государственной и муниципальной власти становятся общественные объединения. В настоящее