предприятия этих регионов в наибольшей степени нуждаются в кластерной форме интеграции между собой и многогранной инфраструктурой, так как в наибольшей степени подготовлены к этим процессам. Так, например, в число важнейших предприятий входят такие ведущие организации, как ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», стерлитамакские предприятия ЗАО «Каучук» и «Каустик», ОАО «Сода», нефтехимические производства нефтеперерабатывающих предприятий республики, первый в России полиэфирный комплекс ОАО «Полиэф» и др. На сегодняшний день территория Республики Башкортостан условно поделена на 12 промышленно-логистических зон, кроме Уфы и Стерлитамака. В отдельное промышленнологистическое объединение (ПЛО) могут войти Бе-лорецкий, Учалинский и Бурзянский районы. В этой зоне на сегодня значатся 20 тысяч пустующих квадратных метров площадей, а в самом Белорецке имеются свободные площади Белорецкого металлургического комбината - в размере 15 ООО кв. м. Следует обратить внимание и на пустующие животноводческие помещения в Стерлитамакском, Стерлибашев-ском, Аургазинском и ряде других районов. В связи с этим коллегия Министерства промышленности и внешнеэкономических связей РБ (впоследствии разделенная на Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ и Госкомитет РБ по внешнеэкономическим связям) в мае 2010 года приняла постановление: «Реализация кластерной политики в Республике Башкортостан». В соответствии с ним были созданы рабочие группы по формированию и выдвижению кластерных инициатив в сферах энергомашиностроения, лесопромышленного комплекса, индустриального обеспечения туризма, а также Экспертный научно-технический совет. В результате, мы видим, что кластерная политика представляет собой смешанную форму многих направлений традиционных политик, связанных с развитием бизнеса. Таким образом, развитие основных центров поддержки инновационной инфраструктуры и кластерных инициатив в Республике Башкортостан находится под должным контролем государственных органов и Правительства республики.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что кластеры и кластерные отношения в настоящее время рассматриваются как сетевая организация регионально взаимосвязанных и взаимодополняемых предприятий (включая специализированных поставщиков услуг, а также производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного комплекса, которая свя-
зана вертикальными нитями с местными учреждениями и органами власти с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организаций, целых регионов и национальной экономики. Вдохновленные успехами некоторых предприятий в США (Кремниевая долина), амбициозный «ин-ноград» Сколково в России, многие государства проводят собственную «кластерную политику» в попытках скопировать их достижения. Однако, следует отметить, что не все так гладко в кластерном мире экономики. Есть и совершенно иные, новые мнения, ибо «успешный кластер» не может быть создан только приказом чиновника. Начиная с конца XX столетия в стране происходит очень серьезная деградация форм мышления, направленная на новое представление механизма кластеризации, ибо кластеры являются не только механизмом перехода к новому техническо-промышленному и социокультурному укладу, но и способом формирования новейших, резервных планов и систем развития экономики. И с этой точки зрения, попытки втиснуть принципиально новейшие технологические решения в совершенно старые организационно-технологические системы или размножить старые системы за счет рыночных отношений, ни к какому новому развитию не приведут. Дело в том, что цивилизационная перспектива развития страны в будущем пока не выработана и не обозначена до сих пор. Это ведет к тому, что финансовыми богатствами страны владеет очень небольшая группа миллионеров и миллиардеров, и поэтому значительная часть населения, включая молодежь, имеет очень неустойчивую заработную плату, что создает условия для значительных социально-политических проблем. Молодежь утверждает, что у нее нет будущего, и поэтому она уезжает из страны. Заявление Президента России о том, что Россия самостоятельное, цивилизованное государство, не встретило радости и сочувствия на Западе. Возрождение России им не нужно и рассматривается как угроза безопасности США. В этих условиях крайне необходимо увести страну от возможных социальных беспорядков. Для этого должен функционировать рост созидательной активности. В России должны начать строиться кластеры новых организаций, новые железные и автомобильные дороги, морские, речные и аэропорты, должны закладываться новейшие, современные города. Должно быть запланировано параллельное построение на совершенно новейших принципах вторых резервных систем, еще одной сети железных дорог, но в виде скоростных поездов на магнитной подвеске, создание новейших городов, новых резервных энергетических систем полной мощности, без всяких поправок на обеспеченный спрос. Разработка таких проектов, вторых
резервных систем позволит нам идти вперед, а не стоять на месте.
Следовательно, важнейшей задачей сегодняшней экономики становится разработка мегапроектов (мегапроект влияет не только на материальную жизнь общества, но и порождает новую сущность в сознании людей), формирующих новые еще несуществующие кластеры, создающих новые активы и разрабатывающих новейшие инвестиционные проекты.
Слисок литературы:
1. Тихомиров Е.Ф. Финансовый менеджмент - М., 2007.
2. Балабанов ИТ. Финансовый менеджмент - М.: Финансы и статистика, 2006.
3. Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М.: Дело, 1993.
4. Лузин А.Б. Ключевые концепции современного менеджмента. - М.: Альпина. Бизнес Букс, 2003.
Шалагин А.Ю.
аспирант,
Уфимский государственный университет экономики и сервиса, Россия, г. Уфа
УДК 368.914:334-043.86 (470.571+470.41)
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье проводится анализ количества индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Пенсионном фонде России на территории Башкортостана и Татарстана. Рассчитывается сумма страховых взносов для предпринимателей и их наемных работников, определяется величина дополнительных средств на пенсию по старости. Разработаны предложения по совершенствованию пенсионного обеспечения для развития предпринимательской деятельности.
Ключевые слова: индивидуальные предприниматели, страховые взносы, государственное пенсионное обеспечение.
APPLICATION METHODS PERFECTION OF SYSTEM STATE PENSIONERY PROVISION FOR DEVELOPMENT EMPLOYER ACTIVITY
In the article installed analysis a quantity of individual employers, on the registration in Pensionery fund of Russia on the territory Bashkortostan and Tatarstan. To calculation the sum insurance payments for employers and hired workers, defined a value supplementary on the pension of old age. Work out offers on the perfection pensionery provision for development employer activity.
Key words: individual employers, insurance payments, the state pensionery provision.
С 1 января 2010 года вступил в силу Федеральный Для индивидуальных предпринимателей (не прозакон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, который устанавливает изводящих выплаты и вознаграждения в пользу физи-новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов ческих лиц) тарифы страховых взносов следующие: в Пенсионный фонд России (далее по тексту - ПФР).
Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Фонд Стоимость страхового года
в 2010 году в 2011 году
ПФР МРОТ X 20 % X 12 МРОТ X 26 % X 12
Размер страховых взносов (СВ) в ПФР исчисляется следующим образом:
Размер СВ = МРОТ х тариф СВ х 1, где МРОТ - минимальный размер оплаты труда, установленный на начало расчетного периода (в 2010 и 2011 годах МРОТ - 4 330 руб.); тариф СВ - тариф страховых взносов, установленный для данного расчетного периода в соответствующий внебюджетный фонд;
1 - количество месяцев.
Индивидуальные предприниматели-работодатели (производящие выплаты и вознаграждения в пользу
физических лиц) исчисляют страховые взносы в отношении работников в соответствии с вышеуказанными тарифами страховых взносов, в зависимости от начисленных в пользу данных физических лиц выплат и вознаграждений.
Для разработки методов совершенствования системы пенсионного обеспечения в целях развития предпринимательства на региональном уровне были использованы данные о предпринимателях, состоящих на учете в ПФР на территории республик Башкортостан и Татарстан (далее по тексту -РБ и РТ):
Количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в ПФР на территории РБ и РТ
Показатели 2010 год 2011 год
Количество индивидуальных предпринимателей (категория 0091)
Республика Башкортостан 11 549 14 504
Республика Татарстан 10 732 13 478
Количество индивидуальных предпринимателей - работодателей (категория 0031)
Республика Башкортостан 2 302 2 713
Республика Татарстан 2 154 2 537
Чтобы определить величину страховых взносов, поступающих от индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность соответственно на территории РБ и РТ, следует рассчитать сумму страховых взносов исходя из МРОТа и с учетом фиксированной суммы взносов отдельно по предпринимателям-работодателям, предпринимателям, не имеющим наемных работников и самим работникам.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации», средняя численность работников не должна превышать следующие предельные значения для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от 100 до 250 человек включительно для средних предприятий;
б) до 100 человек включительно для малых предприятий;
в) до 15 человек - для микропредприятий.
Общая сумма страховых взносов, начисленных для ИП и их наемных работников, млрд. руб.
Показатели 2010 год 2011 год
Общая сумма страховых взносов, начисленных для индивидуальных предпринимателей (категория 0091)
Республика Башкортостан (4 330 X 20 % / 100 % X 12 мес.) X 11 549 = 0,12 (4 330 X 26% /100 % X 12 мес.) X 14 504 = 0,20
Республика Татарстан (4 330 X 20 % / 100 % X 12 мес.) X 10 732 = 0,11 (4 330 X 26 % / 100 % X 12 мес.) X 13 478 = 0,18
Общая сумма страховых взносов, начисленных для индивидуальных предпринимателей - работодателей (категория 0031)
Республика Башкортостан (4 330 X 20 % / 100 % X 12 мес.) X 2 302 = 0,02 (4 330 X 26 % / 100 % X 12 мес.) X 2 713 =0,04
Республика Татарстан (4 330 X 20 % / 100 % X 12 мес.) х2 154 = 0,02 (4 330 X 26 % / 100 % X 12 мес.) X 2 537 = 0,03
Общая сумма страховых взносов, начисленных для наемных работников предпринимателей-работодателей, исходя из МРОТ и средней численности 15 человек
Республика Башкортостан (4 330 X 20 % / 100 % X 12 мес.) X (2 302 X 15 чел.) = 0,36 (4 330 X 26 % / 100 % X 12 мес.) X (2 713x15 чел.) = 0,55
Республика Татарстан (4 330 X 20 % / 100 % X 12 мес.) X (2 154 X 15 чел.) = 0,34 (4 330 X 26 % / 100 % X 12 мес.) X (2 537x 15 чел.) = 0,51
Для проведения дальнейших расчетов потребуют- отделений ПФР в регионах (далее по тексту - ОПФР), ся данные о поступлениях страховых взносов на счета которые представлены в следующей таблице.
Общая сумма страховых взносов, поступивших на выплату трудовой пенсии, млрд. руб.
Показатели 2010 год 2011 год
Общая сумма страховых взносов, поступивших на выплату трудовой пенсии
Республика Башкортостан 36,23 55,29
Республика Татарстан 33,28 50,76
Предположим, что вся сумма начисленных стра- полностью поступила в бюджет ПФР и определим ховых взносов для ИП и их наемных работников соответственно удельный вес таких поступлений.
Доля страховых взносов, начисленных для ИП и их наемных работников, в общей сумме страховых взносов, поступивших на выплату трудовой пенсии, %
Показатели 2010 год 2011 год
^цельный вес для ИП
Республика Башкортостан (0,12 / 36,23) X 100% = 0,33 (0,20 / 55,29) X 100% = 0,36
Республика Татарстан (0,11 / 33,28) X 100% = 0,33 (0,18 / 50,76) X 100% = 0,35
^цельный вес для ИП-работодателей
Республика Башкортостан (0,02 / 36,23) X 100% = 0,06 (0,04 / 55,29) X 100% = 0,07
Республика Татарстан (0,02 / 33,28) X 100% = 0,06 (0,03 / 50,76) X 100% = 0,06
Удельный вес для наемных работников ИП-работодателей
Республика Башкортостан (0,36 / 36,23) х 100%= 1,00 (0,55 / 55,29) х 100%= 1,00
Республика Татарстан (0,34/33,28) х 100%= 1,00 (0,51/50,76) х 100%= 1,00
Удельный вес страховых взносов, поступивших на счета бюджета ОПФР по РБ в 2010 году
0,33-
□ Удельный вес от остальных плательщиков
□ Удельный вес от наемных работников ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП
98,61
Удельный вес страховых взносов, поступивших на счета бюджета ОПФР по РТ в 2010 году
033-,
□ Удельный вес от остальных плательщиков
□ Удельный вес от наемных работников ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП
98,61
Удельный вес страховых взносов, поступивших на счета бюджета ОПФР по РБ в 2011 году
0.35-
□ Удельный вес от остальных плательщиков
□ Удельный вес от наемных работников ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП
Удельный вес страховых взносов, поступивших на счета бюджета ОПФР по РТ в 2011 году
0,36
98,59
98,57
□ Удельный вес от остальных плательщиков
□ Удельный вес от наемных работников ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП-работодателей
□ Удельный вес от ИП
На основе произведенных расчетов и построенных диаграмм можно сделать вывод о том, что доля страховых взносов, поступающих от предпринимателей на выплату трудовой пенсии, является незна-
чительной в общей сумме поступлений в бюджет ПФР, как на территории РБ, так и РТ.
В качестве предложений по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в целях развития
предпринимательской деятельности следует рассмотреть:
- во-первых, отказ от фиксированных платежей для всех категорий ИП исходя из МРОТ;
- во-вторых, отмена обязанности по уплате страховых взносов для всех категорий ИП, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, но состоящих на учете в ПФР;
- в-третьих, исчислять страховые взносы для наемных работников ИП-работодателей от величины фактически полученных доходов, но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера.
Для обоснования разработанных предложений произведем расчет финансовой цены поддержки уровня государственного пенсионного обеспечения. В качестве такого уровня будет принят прожиточ-
ный минимум пенсионера, и тогда годовой объем дополнительных средств на его поддержку может быть рассчитан по следующей формуле:
п
dB= 12 xYJN x(LS-А), (1)
/ = 1 1 1
где: (¡В - дополнительные средства, которые необходимы для повышения уровня государственного пенсионного обеспечения до прожиточного минимума, руб.;
N. - численность пенсионеров, получающих государственные пенсии 7-го вида, чел.;
/„V - прожиточный минимум пенсионеров, руб./мес.; А. - средний размер государственной пенсии 7-го вида;
7 - индекс вида государственной пенсии (/ = 1, 2 п - 1, п).
Для достижения к 2020 году уровня пенсионного обеспечения на уровне трех прожиточных минимумов пенсионера, дополнительно потребуется:
Величина дополнительных средств на пенсию по старости государственного пенсионного обеспечения в 2010 году
Вид государственной пенсии При установлении размера государственного пенсионного обеспечения на уровне
3-х прожиточных минимумов к 2020 году
Республика Башкортостан Республика Татарстан
По старости:
А) численность получателей, тыс. чел. 1 083 1 060
Б) средний размер назначенных пенсий, руб./мес. 7 620 7 761
В) расчетная величина затрат на выплату пенсий по старости, млрд. руб. (А х Б х 12 мес.) 99,03 98,72
Г) прожиточный минимум пенсионера, руб./мес. 3 939 3 696
Д) дополнительные затраты на выплату пенсий, млрд. руб. (12 мес. х А х (Г х 3 - Б)) 54,54 42,32
Итого затрат на пенсию по старости, млрд. руб. (В+Д) 153,57 141,04
Используя данные по поступлениям страховых взно- примем в качестве условно-постоянной величины) из сов и затратам на выплату трудовой пенсии (сумму затрат предыдущих таблиц, произведем расчет задолженности:
Сумма предполагаемой задолженности по страховым взносам на выплату трудовой пенсии, млрд. руб.
Показатели 2010 год 2011 год
А) Общая сумма страховых взносов, поступивших на выплату трудовой пенсии
Республика Башкортостан 36,23 55,29
Республика Татарстан 33,28 50,76
Б) Расчетная величина затрат на выплату пенсий по старости
Республика Башкортостан 153,57 153,57
Республика Татарстан 141,04 141,04
В) Общая сумма задолженности по страховым взносам (В = А - Б)
Республика Башкортостан -117,34 -98,28
Республика Татарстан -107,76 -90,28
С целью проведения дальнейших расчетов пред- совета Канадского пенсионного плана, но с внесени-лагается использовать методику Инвестиционного ем изменений и с учетом особенностей российской
системы пенсионного обеспечения. Для применения вов необходимо произвести расчет соотношения сумм канадского опыта инвестирования пенсионных резер- задолженности и величины соответствующих затрат:
Показатели 2010 год 2011 год
А) Общая сумма задолженности по страховым взносам, млрд. руб.
Республика Башкортостан -117,34 -98,28
Республика Татарстан -107,76 -90,28
Б) Расчетная величина затрат на выплату пенсий по старости, млрд. руб.
Республика Башкортостан 153,57 153,57
Республика Татарстан 141,04 141,04
В) Удельный вес (В = А / Б)
Республика Башкортостан 0,76 0,64
Республика Татарстан 0,76 0,64
После произведем исчисление доли региона, которую Пенсионный фонд России должен отложить для покупки долговых обязательств региона за месяц (суммы задолженности по страховым взносам) по следующей формуле:
Е = А х В х 0,5, (2)
где:
А - ежемесячная задолженность по страховым взносам; В - удельный вес, соотношение задолженности и затрат.
Показатели 2010 год 2011 год
А) Сумма задолженности по страховым взносам за месяц, млрд. руб.
Республика Башкортостан 117,34/12 мес. = 9,78 98,28/12 мес. = 8,19
Республика Татарстан 107,76 / 12 мес. = 8,98 90,28 / 12 мес. = 7,52
Е) Доля региона, млрд. руб.
Республика Башкортостан 9,78x0,76x0,5 = 3,72 8,19x0,64x0,5 = 2,62
Республика Татарстан 8,98x0,76x0,5 = 3,41 7,52x0,64x0,5 = 2,41
Данные суммы должны быть отнесены к временно свободным денежным средствам ПФР и использованы в соответствии с законодательством, например, для приобретения государственных и муниципальных облигаций в тех же регионах с процентной ставкой, не ниже уровня инфляции за соответствующий период.
Затем следует рассчитать часть доли региона, которая должна предоставляться в любой месяц для покупки долговых обязательств (на покрытие суммы задолженности по страховым взносам) из ПФР в ОПФР в соответствующем регионе по формуле:
Е* = Е х Б / в, (3)
где:
Е - доля региона за месяц;
Б - общая сумма страховых взносов, которая должна поступить в течение 120 месяцев в отношении заработка по найму в регионе и заработка самозанятых для лиц, проживающих в регионе, из расчета за 10 лет до 2020 года;
в - общая сумма начисленных страховых взносов (дополнительные затраты на выплату трудовой пенсии), которую необходимо зачислить на счета ОПФР по региону в течение указанных 120 месяцев, из расчета за 10 лет до 2020 года.
Показатели 2010 год 2011 год
в) Дополнительные затраты
на выплату трудовой пенсии.
млрд. руб.
Республика Башкортостан 54,54 54,54
Республика Татарстан 42,32 42,32
Е*) Часть доли региона, ед.
Республика Башкортостан (3,72 X 36,23 X 10 лет) / (54,54 х 10 лет) = 2,47 (2,62 X 55,29 X 10 лет) / (54,54 х 10 лет) = 2,66
Республика Татарстан (3,41 X 33,28 X 10 лет) / (42,32 х 10 лет) = 2,68 (2,41 X 50,76 X 10 лет) / (42,32 х 10 лет) = 2,89
Применение данной методики позволит поддерживать пенсионное обеспечение на достаточном уровне для достижения поставленной цели - доведение средней пенсии до трех прожиточных минимумов пенсионера к 2020 году.
Кроме того, данные расчеты позволяют сформулировать следующие предложения в целях дальнейшего развития предпринимательской деятельности, а именно: переход от обязательного пенсионного страхования для всех категорий индивидуальных предпринимателей, без учета их наемных работников, на добровольную уплату страховых взносов, без
ограничения по сумме на период до 2020 года при условии обеспечения со стороны государства для данной категории граждан государственной пенсии в размере одного прожиточного минимума пенсионера по достижении пенсионного возраста.
Для подтверждения обоснованности сформулированных предложений необходимо рассчитать экономический эффект.
Таким образом, на покрытие задолженности будет направляться следующая сумма (из ПФР в ОПФР), которая полностью компенсирует потери бюджета ОПФР по РБ и РТ:
Показатели 2010 год 2011 год
А) Сумма компенсации на покрытие выбывающих страховых взносов, млрд. руб.
Республика Башкортостан (3,72 X 2,47 / 100) х 12 мес. = 1,10 (2,62 X 2,66 / 100) X 12 мес. = 0,84
Республика Татарстан (3,41 X 2,68 / 100) X 12 мес. = 1,10 (2,41 X 2,89 / 100) X 12 мес. = 0,84
Б) Общая сумма страховых взносов, начисленных для индивидуальных
предпринимателей, за исключением наемных работников (все категории), млрд. руб. (Б + В)
Республика Башкортостан 0,14 0,24
Республика Татарстан 0,13 0,21
В) Расчет разницы между суммой компенсации и суммой выбывающих страховых взносов, млрд. руб. (А - Б)
Республика Башкортостан +0,96 +0,60
Республика Татарстан +0,97 +0,63
Слисок литературы:
1. Смирное С.Н., Турунцева М.Ю., Леонова Н.Г. Государственное пенсионное обеспечение: поддержка уровня. - М.: ИЭПП, 2003. - 10 с.
2. Смирное С.Н., Исаев Н.И, Сычева Л.И., Михаилов Л.В., Тимофеев Е.В., Марушкина Е.В. Пенсионная
реформа: социальные и экономические аспекты. -М.: ИЭПП, 2003. - С. 51-52.
3. Пенсионный фонд Российской Федерации. - Ре жим доступа: http://www.pfr.ru.
Биндиченко ТЕ.
аспирант кафедры «Региональная экономика и управление» Уфимского государственного университета экономики и сервиса,
Россия, г. Уфа
УДК 33(470.57)
ИНСТИТУТ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНАЛЬНОМ СОЦИУМЕ: ПРОБЛЕМЫ И ОЦЕНКИ
В статье реализуется попытка исследовать сущность, состояние и проблемы малого предпринимательства в современном российском региональном социуме с высоким в границах национального социума уровнем экономического развития. Специфика его становления и развития, с одной стороны, подтверждает высокую экономическую и социальную эффективность предпринимательской деятельности, с другой - ее существенную зависимость от институциональной системы в новейшей истории российского государства и общества.
Ключевые слова: природа, причины и сущность предпринимательства, функции предпринимательства, предпринимательство и власть, трансакционные издержки, оценка предпринимательского климата территории.
INSTITUTE OF SMALL BUSINESS IN REGIONAL SOCIETY: PROBLEMS AND ESTIMATES
In article attempt to investigate essence, a condition and problems of small business in modern Russian regional society with high in borders of national society level of economic development is realized. Specifics of its formation and development, on the one hand, confirms high economic and social efficiency of business activity, with another-its essential dependence on institutional system in the contemporary history of the Russian state and society.
Key words: nature, reasons and essence of business, business function, business and power, transactional expenses, assessment of enterprise climate of the territory.
Переход к рыночной системе хозяйствования в России в основе своей есть кардинальное изменение вектора социального развития с его устойчивой ориентацией на национальную экономику предпринимательского типа, основу которой составляет свободная самостоятельная санкционированная государством деятельность хозяйствующих субъектов в условиях неопределенности и риска с целью извлечения максимально возможной для себя прибыли.
Государство в новых условиях своего функционирования принимает на себя обязательства создания институциональных механизмов, условий и возможностей для развития предпринимательства, что является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.
Анализ экономической природы предпринимательской деятельности показывает, что ее смысл состоит в способности хозяйствующего субъекта активно реагировать на потенциальный источник выгоды и оперативно реализовывать открывающиеся
возможности. В этом процессе важнейшими составляющими выступают как способности и личностные характеристики самого предпринимателя (предпринимательский потенциал), так и те особые отношения, в которые он вступает в процессе движения к своей цели. Эти отношения формируются, с одной стороны, в сфере взаимодействия предпринимателя с внешней средой его деятельности (социальные, правовые, институциональные и иные структуры, в том числе и хозяйствующие субъекты), с другой, не менее важной - в сфере взаимоотношений внутри собственной организационной структуры, так как, по мере усложнения предпринимательской функции, они играют все возрастающую роль в обеспечении успеха предпринимательских начинаний. В обеих сферах деятельности активность предпринимателя реализуется в стремлении к созданию для себя лучших условий хозяйствования путем обретения и реализации конкурентных преимуществ. Фактически именно этот вектор предпринимательской