Научная статья на тему 'Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения'

Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ДИНАМИКА / ДОХОД БЮДЖЕТА / РАСХОД БЮДЖЕТА / ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА / ПЕНСИЯ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Блохин С. А.

В статье рассматриваются вопросы определения эффективного тарифа страховых взносов, уплачиваемых организациями, приводятся объективные предпосылки в необходимости скорейших преобразований в этом направлении. Предлагаются основные критерии, характеризующие экономически обоснованный размер тарифа по обязательным платежам в бюджет ПФР, позволяющие обеспечить формирование достойного размера пенсионного капитала работающим гражданам, при оптимальной налоговой нагрузке на плательщиков страховых взносов. Сделан вывод о том, что реализация отмеченных в статье предложений на практике, позволит свести к минимуму размер дефицита бюджета ПФР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Блохин С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономические предпосылки для установления оптимального тарифа по уплате страховых взносов и критерии его эффективности для субъектов правоотношений в сфере пенсионного обеспечения»

Мнения, комментарии, рекомендации специалистов

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ТАРИФА ПО УПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И КРИТЕРИИ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ СУБЪЕКТОВ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ*

С. А. БЛОХИН, кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела Московский социально-экономический институт

Назрела необходимость и законодательного устранения существующей коллизии при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и базы по обложению страховыми взносами. Так, если раньше при исчислении базы для обложения ЕСН в нее входили все выплаты, включаемые в расходы и учитываемые при расчете налога на прибыль организаций, то сейчас в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов от ФНС России в ПФР последние не могут отследить у организаций всех расходов, отражаемых при исчислении налога на прибыль организаций (что было бы правильно, поскольку некоторые недобросовестные налогоплательщики стали использовать это обстоятельство для занижения налогооблагаемой базы по прибыли на суммы выплат в пользу физических лиц, с которых не исчислены страховые взносы);

* Окончание. Начало см. в журнале «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях». 2013. № 15 (326).

4) сокращения существующего в настоящее время перечня необлагаемых выплат (ст. 9 Закона № 212-ФЗ);

5) сокращения оснований для применения субъектами, хозяйствующими на экономическом рынке, пониженных тарифов за счет сокращения перечня видов экономической деятельности. Так, в настоящее время Законом № 212-ФЗ предусмотрено около пятидесяти оснований для применения пониженного тарифа, что само по себе не может благотворно сказываться на формировании доходной части бюджета ПФР.

Используя пробелы в законодательстве, правом применения пониженных тарифов (и их поддерживают суды различных инстанций) пользуется ряд некоммерческих организаций (объединений), т. е. те, кто фактически просто перепродают услуги населению (ТСЖ, гаражные и садоводческие кооперативы и т. п.), не создавая прибавочной стоимости1,

1 Прибавочная стоимость, по К. Марксу, создается исключительно в сфере производства, а не в сфере обращения и

искажая тем самым первоначальное желание законодателя предоставить эти льготы организациям, занимающимся реальным производством;

6) распространения системы обязательного пенсионного страхования с отчислением страховых взносов в бюджет ПФР с выплат в пользу физических лиц, работников силовых и приравниваемых к ним ведомств - МВД, УФСИН, прокуратура, суды и др. Практическая реализация данного предложения позволит существенно сократить нарастающий с каждым годом дефицит бюджета ПФР2 по средствам, направляемым из федерального бюджета на финансирование выплат пенсионного характера законным получателям. У всех на устах огромнейший дефицит бюджета ПФР, а между тем, по самым скромным подсчетам, бюджет ПФР недосчитался в минувшем 2012 г. порядка 557,3 млрд руб.3, которые могли бы поступить в бюджет с выплат в пользу работников силовых ведомств. Так, бюджетные ассигнования на оплату в 2012 г. труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц (т. е. объем выплат, с которых не производятся отчисления страховых взносов в бюджет ПФР) составили 2 533,5 млрд руб. [5]. Добавим к этому еще суммы средств, которые можно сэкономить от сокращения затрат на содержание целых отделов и управлений в этих силовых ведомствах, занимающихся установлением, перерасчетом и индексацией выплат пенсионного характера, получим достаточно хороший резерв для покрытия дефицита бюджета ПФР.

Расширив границы обязательного пенсионного страхования на работников силовых ведомств, передав функции по установлению и перерасчету пенсий в руки профессионалов - работников ПФР (которые ежемесячно начисляют и выплачивают пенсии свыше 42 млн граждан Российской Федерации),

определяется как разница между созданной в процессе труда новой стоимостью (превышение трудовой стоимости товара над стоимостью ранее овеществленного труда - сырья, материалов, оборудования) и стоимостью рабочей силы (обычно выражена в форме заработной платы), которая была использована для создания этой новой стоимости. Прибавочная стоимость существует при любом производстве и служит источником налогов и накопления [5, с. 208].

2 Дефицит бюджета ПФР в 2011г. составил 875,9 млрд руб., в 2012 г. - 1 033,1 млрд руб., в 2013 г. ожидаемый объем трансфертных платежей из федерального бюджета составит 1 192,7 млрд руб.

3 2 533,5 млрд руб. (фонд оплаты труда силовиков) х 22 % (тариф страховых взносов в бюджет ПФР).

сократив при этом сотрудников в данных силовых ведомствах (даже за счет частичного их перевода в ПФР), можно существенно сократить расходы федерального бюджета, направив эту экономию на покрытие дефицита бюджета ПФР;

7) роста количества страхователей, как страхователей-работодателей, так и плательщиков, производящих уплату страховых взносов, исходя из стоимости страхового года, что обеспечит создание новых рабочих мест и сокращение уровня безработицы. От сокращения в 2011 г. количества плательщиков страховых взносов (2 684 юридических лица и свыше 1 767 индивидуальных предпринимателей) бюджет ОПФР по Удмуртской Республике недосчитался еще 738 млн руб., из которых 604 млн руб. - по страховой части. Мигранты (предприятия, перерегистрировавшиеся в другие регионы, но осуществляющие деятельность на территории республики) уплатили в бюджеты других отделений порядка 720 млн руб. Все эти недополученные суммы позволили бы в 2011 г. еще на 1,8 % поднять самообеспеченность региона по выплатам страховой части трудовой пенсии. В 2012 и начале 2013 г. динамика по сокращению численности зарегистрированных субъектов на территории республики сократилась, особенно резко сокращение коснулось численности индивидуальных предпринимателей. Так, только за два месяца (декабрь 2012 и январь 2013 г.) численность индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах республики, сократилась почти на 4 000 человек.

Обеспечить устойчивый рост количества страхователей-работодателей возможно за счет:

- создания благоприятных («тепличных») условий для крупного и среднего бизнеса посредством предоставления налоговых преференций на этапе развития (2 - 4 года) организации;

- возможности уплаты обязательных налоговых платежей по ставкам ниже обычных для организаций использующих новейшие технологии, труд высококвалифицированных специалистов, экологически безопасные технологии производства и оборудование, участвующие в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах (НИОКР). Кроме того, необходимо создать условия и для укрепления финансовой устойчивости предприятий промышленного сектора, поскольку в этих условиях существенно снижается заинтересованность последних в использовании схем ухода от уплаты обязательных платежей, происходит отказ от услуг аутсорсинговых компаний и т. п.

Для увеличения количества плательщиков, производящих уплату страховых взносов исходя из стоимости страхового года, необходимо создать действенные программы по поддержке малого предпринимательства, частного бизнеса, выдаче кредитов при создании семейного бизнеса по сниженным ставкам, что позволит не только увеличить количество плательщиков, но и сократить уровень безработицы в регионе. Одним из вариантов дальнейшего развития взаимоотношений государства и самозанятого населения в этой сфере может служить отказ от обязательного пенсионного страхования данной категории плательщиков страховых взносов с переходом на добровольные принципы формирования пенсионных накоплений, что позволит существенно снизить критику в адрес Правительства РФ, поскольку предприниматели сами будут определять для себя «посильную» для личного бюджета сумму страховых взносов. Реализация данного положения на практике позволит сэкономить значительные средства федерального бюджета, направляемые на принудительное взыскание задолженности с индивидуальных предпринимателей органами ПФР4;

8) сокращения объемов задолженности по страховым взносам за счет расширения прав территориальных органов ПФР в вопросах взыскания задолженности по страховым взносам. Одним из резервов сокращения дефицита бюджета ПФР и увеличения объемов поступающих страховых взносов является работа с задолженностью. Размер задолженности по страховым взносам юридических лиц, зарегистрированных в регионе, на 01.01.2013 (с учетом задолженности, образовавшейся до 2010 г.) составил 2,6 млрд руб. Мобилизация указанной суммы в бюджет ПФР позволила бы на 6,3 % увеличить обеспеченность региона по выплате страховой части трудовой пенсии.

Данный аспект нельзя рассматривать как увеличение нагрузки на предприятия, в то же время полнота уплаты обеспечивает возможность формирования пенсионного капитала в полном объеме. И лишь создание условий всеобщей нетерпимости к должникам, воздействие на них посредством финансовых и административно-силовых запретов и ограничений со стороны других хозяйствующих

4 По данным ОПФР по Удмуртской Республике, только за 2012 г. на мероприятия, связанные с обеспечением взыскания сумм задолженности с индивидуальных предпринимателей (а таковых оказалось свыше 28 тыс. чел.), из бюджета было израсходовано (с учетом трудовых и материальных затрат без учета затрат, понесенных службой судебных приставов и других ведомств) 17,67 млн руб.

субъектов и государства (например, законодательный запрет на участие в закупках для государственных нужд, отказ в предоставлении льготных кредитов и субсидий (дотаций), исключение из списков награждаемых и т. д.) позволят достичь желаемых результатов.

Сокращение расходов возможно за счет полного перевода пенсионной системы РФ на страховые принципы, введения страховой формулы расчета размера пенсии, исключения фиксированного базового размера (ФБР) страховой части трудовой пенсии у работающих пенсионеров (в Удмуртской Республике это свыше 132 тыс. человек, по Российской Федерации - почти 10 млн человек) либо отказа от выплат пенсионного характера при превышении определенного размера совокупного дохода гражданина, устанавливаемого дифференцированно для каждого субъекта Российской Федерации расчетным путем, исходя из стоимости потребительской корзины, прожиточного минимума и средней заработной платы в «производящих» отраслях экономики (либо средней заработной платы по региону). На практике это позволило бы сэкономить расходную часть бюджета регионального ОПФР по Удмуртской Республике как минимум на 5 млрд руб., направляемых на выплату базовой части трудовой пенсии (при этом коэффициент обеспеченности вырос бы еще на 8,5 %).

В утвержденной Стратегии Правительством РФ сделан первый шаг, предполагающий сокращение нагрузки на предприятия промышленного сектора экономики за счет уменьшения отчислений по страховым взносам, но для этого необходимо провести аттестацию рабочих мест, поскольку требования к условиям труда по некоторым видам работ не пересматривались, как уже отмечалось ранее, значительное время.

Рассмотрев подробно первый элемент, который характеризует эффективность тарифа страховых взносов и предусматривает сбалансированность бюджета ПФР, средства из которого направляются на прямое финансирование пенсионных выплат (в целях сокращения нагрузки на федеральный бюджет и попытки восстановления существовавшей еще 5 -7 лет назад полной самообеспеченности существующей пенсионной модели), нельзя упускать из виду и остальные, заявленные нами обязательные критерии эффективности, которые не в меньшей степени (а в иных ситуациях и даже в большей степени, нежели первый) будут определять его (тариф) эффективность и жизнеспособность в будущем.

450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

2008

2009

И здесь одним из ключевых исследований специалистов по актуарным расчетам должно явиться точное определение размера тарифной ставки, который бы способствовал как устойчивому экономическому развития предприятий, так и соблюдал конституционные права граждан - застрахованных лиц (в настоящем - пенсионеров, в будущем - ныне работающих граждан) на достойный размер выплат

пенсионного характера при наступлении страхового случая - выхода на заслуженную пенсию.

На первый взгляд это две противоположности, поскольку, следуя основам логики, по мнению автора, чем больше размер отчислений, тем больше будет размер сформированного гражданином пенсионного капитала, но при этом возрастает и налоговая нагрузка на предприятие, а следовательно, сужается круг инструментов, обеспечивающих его стабильное развитие. И наоборот, маленький размер тарифа позволяет организациям осуществлять объемы платежей в меньших размерах, появляются дополнительные финансовые средства на развитие, но размер пенсионного капитала сформируется в меньших объемах, и, как следствие, гражданина в будущем ожидает мизерная пенсия.

Практическое решение данной ситуации должно заключаться в том, чтобы с помощью актуарных расчетов найти оптимальный (он же будет и эффективным) размер тарифа по страховым взносам, который бы, с одной стороны, стимулировал застрахованных лиц (граждан) принимать активное участие в формирование достойного размера пенсионного капитала, а с другой, не являлся бы угнетающим фактором в поступательном развитии предприятия. Возвращаясь к рис. 2, понимаем, что данный размер будет находиться где-то посредине графика в диапазоне от 18 до 24 %.

Косвенно подтверждают это предположение и следующие цифры. Так, на фоне принятого в конце 2011 г. решения Правительства РФ о снижении тарифа страховых взносов для предприятий с 26 до 22 % (т. е. на 18 пунктов) объем собранных ОПФР страховых взносов не только не сократился по отношению к аналогичному периоду прошлого

110,0%

105,0%

100,0%

95,0%

90,0%

85,0%

80,0%

2010

211

2012

2013

Объем отгруженных товаров собственного производства предприятиями Удмуртской Республики ^^"Индекс промышленного производства

Рис. 4. Динамика основных показателей, характеризующих развитие промышленности

Удмуртской Республики

года, но и, наоборот, увеличился на 3 %, при этом, по данным Министерства экономики Удмуртской Республики, размер заработной платы за 2012 г. вырос на 16,6 % [6], а это, в свою очередь, один из показателей, характеризующих финансовое положение предприятий республики. Стоит отметить, что на протяжении последних лет сохраняется положительная тенденция как по приросту индекса промышленного производства в регионе, так и по объему отгруженных товаров предприятиями этого сектора экономики (динамика за последние 5 лет представлена на рис. 4).

Понимая, что нельзя взваливать все расходы на плечи работодателя, государством разработаны и успешно внедряются стимулирующие граждан элементы личной заинтересованности в формировании достойного размера будущей пенсии. В настоящее время к одному из таких элементов формирования достойного размера пенсионного капитала граждан можно отнести государственную программу по со-финансированию пенсий5. Организациям в рамках данной программы предоставлено право выступать третьей стороной, уплачивая дополнительные страховые взносы за своих работников, предоставляя тем самым последним одну из дополнительных мер социальной поддержки, а сумму уплаченных страховых взносов в пределах установленного лимита на законных основаниях включать в расходы для целей налогообложения прибыли.

5 По данным ОПФР по Удмуртской Республике, по состо-

янию на 01.01.2013 в программе софинансирования пенсий в

Удмуртской Республике написали заявления и вступили в дан-

ную программу 214 091 человек (14,1 % от общего количества проживающих в Удмуртии, или почти 24 % от экономически

активного населения республики), по Российской Федерации -

10 273 161 человек.

В заключение необходимо отметить, что эффективность практической реализации рассматриваемых предложений только на примере плательщиков страховых взносов Удмуртской Республики позволила бы дополнительно сформировать базу и направить в бюджет ПФР страховых взносов на сумму более 11,2 млрд руб., сократив при этом объем выплат по страховой части на 5 млрд руб., что позволило бы проценту обеспеченности по выплатам страховой части в субъекте преодолеть уровень в 85,8 %, а в масштабах России - свести дефицит бюджета ПФР практически к нулю.

При этом, прежде чем приступить к практической реализации отмеченных предложений, необходимо провести подробный анализ ожидаемых результатов (экономического эффекта в первую очередь) как по каждому из них в отдельности, так и в сочетании друг с другом. В частности, нельзя упускать из вида экономические и социальные последствия (особенно в части изменения размера тарифа по уплате страховых взносов).

Необходима количественная оценка результатов: в силу того, что любая мера требует некоторых затрат, как прямых (непосредственно ПФР), так и косвенных (благосостояние некоторых категорий населения, перспективы развития предприятий), нужна адекватная оценка «стоимости» полученного результата.

Несомненно, в условиях реформирования существующей пенсионной модели определение экономически обоснованного тарифа страховых взносов требует незамедлительного решения, поскольку и существующий дефицит бюджета ПФР, и фискальная нагрузка на предприятия ставят под угрозу устойчивое развитие всей экономики в целом.

Для стабилизации ситуации необходимо следующее:

- продолжить модернизацию существующей тарифно-бюджетной политики в области обязательного пенсионного обеспечения. Предложив установление единого для всех категорий страхователей тарифа страховых взносов, разработчикам Стратегии необходимо определить его оптимальный размер, который бы позволил нивелировать дефицит бюджета ПФР и создать приемлемую для предприятий нагрузку по социальному налогообложению, обеспечив тем самым достойные объемы обязательных платежей в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- ужесточить ответственность за неисполнение обязательств по уплате страховых взносов, непред-

ставление (представление недостоверной) отчетности работодателями в ПФР, поскольку это оказывает прямое влияние на своевременное формирование пенсионных прав граждан в полном объеме;

- сформировать в регионах благоприятный инвестиционный климат и условия для вновь созданных предприятий на период их становления за счет установления преференций малым и средним предприятиям (предоставить право в первые три года работы засчитывать годовые убытки в счет налоговых обязательств, квотировать участие в государственных закупках, стимулировать рост производительности труда и участие в научно-исследовательской деятельности, предоставляя существенные фискальные вычеты по расходам на НИОКР и т. д.).

Список литературы

1. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. / Том первый. Книга 1: Процесс производства капитала. М.: Политиздат. 1983.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды: Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-Ф3.

3. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

4. Об утверждении отчета об исполнении в 2011 г. программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 гг.: закон Удмуртской Республики от 14.06.2012 № 30-P3.

5. Основные направления бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг. // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Минфина России по состоянию на 18.03.2013. Режим свободного доступа. URL: http://www. minfin. ru/common/img/ upl0aded/library/2012/04/0NNP_2013-2015.pdf.

6. Основные показатели социально-экономического развития Удмуртской Республики за январь -декабрь 2012 г. // Текст документа приведен в соответствии с публикацией на официальном сайте Министерства экономики Удмуртской Республики по состоянию на 18.03.2013. Режим свободного доступа. URL: http://economy. udmurt. ru/prioriteti/ ser/monitoring/monitoring12_2012.pdf.

7. Соколов М. М. Критический взгляд на кривую Артура Лаффера // Все о налогах. 2008. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.