УДК 336.6:364(43)
Д.Б. Мальцев
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ
Статья посвящена вопросам формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Проанализирована динамика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование предприятий Томской области. Исследованы механизмы взыскания страховых взносов, определены его недостатки, сформулированы и предложены пути решения выявленных проблем, необходимость создания достаточных условий для формирования собственных источников финансирования накопленных государственных обязательств и возможности обеспечения собственных обязательств в рамках установленного тарифа, а также эффективной макроэкономической государственной политики.
Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионная система, администрирование, страховые взносы, удельный вес задолженности, недоимка.
Своевременная и полная уплата страхователями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ - необходимое условие реализации установленных законом обязательных расходов на осуществление обязательного пенсионного страхования. Страховые взносы являются основным источником финансирования пенсии.
Около 2 400 территориальных органов Пенсионного фонда РФ ведет работу с населением и страхователями-работодателями. Пенсионный фонд РФ выплачивает пенсии более 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц для более чем 128 млн граждан России.
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 г. Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».
Создание Пенсионного фонда РФ решало две задачи.
Первая - средства пенсионной системы были выведены из государственного бюджета и стали сферой самостоятельного бюджетного процесса. Пенсионному фонду РФ присвоен статус самостоятельного государственного социального фонда. Определен целевой характер денежных средств Пенсионного фонда РФ, закреплен запрет на изъятие денежных средств из бюджета Пенсионного фонда РФ на другие цели.
Вторая - основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы, которые уплачивают работодатели, а также самозанятое население.
Ранее, когда средства на финансирование выплаты государственных пенсий входили в состав государственного бюджета, было возможно их заимствование на другие государственные нужды. Это негативно отражалось на
финансовой устойчивости пенсионной системы страны и на уровне платежеспособности Пенсионного фонда РФ [1].
Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейшая организация России. Пенсионный фонд Российской Федерации - крупнейший из внебюджетных социальных фондов, к сфере ведения которого относятся самые социально значимые услуги, в первую очередь по установлению и выплате пенсий и иных выплат, имеющих пенсионный характер.
Бюджет Пенсионного фонда РФ является консолидированным (рис. 1). Бюджет и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в соответствии с требованиями, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации, положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике, учитывая показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
Рис. 1. Схема формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ
Общий объем доходов бюджета ПФР на 2014 г. прогнозируется в сумме 6,3 трлн руб. По отношению к валовому внутреннему продукту доходы бюджета ПФР составляют 8,6 %, расходы - 8,8%. На 2014 и 2015 гг. доходы прогнозируются в сумме 7,1 и 7,7 трлн руб. соответственно, расходы - в сумме 7,0 и 7,4 трлн руб. соответственно.
При формировании бюджета ПФР на 2014-2016 гг. поступление страховых взносов определено исходя из тарифа страхового взноса 22% в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов и тарифа 10 % с сумм выплат, превышающих указанную величину базы.
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в части, превышающей средства от уплаты страховых взносов, в том числе по причине неуплаты страхователями начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за застрахованных лиц, компенсируются Пенсионному фонду РФ за счет бюджетных ассигнований и учитываются в составе средств, предназначенных на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ1.
1 Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открытых в Центральном банке РФ.
Расходы, не предусмотренные бюджетом Пенсионного фонда РФ на соответствующий год, осуществляются после внесения изменений в указанный бюджет в установленном законом порядке (рис. 2).
Рис. 2. Схема формирования расходов бюджета Пенсионного фонда РФ
За последние 23 года с момента образования Пенсионного фонда РФ не только происходило развитие и становление пенсионной системы РФ, но и был принят ряд значимых для пенсионной системы законов.
В 1997 г. вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» № 27-ФЗ. В 2002 г. был введен накопительный компонент, работодатели производили отчисления на страховую и накопительную часть трудовой пенсии. С 2010 г. ПРФ вновь осуществляет функцию администратора доходов в бюджет Пенсионного фонда РФ, выполняет прогнозные показатели по сбору страховых взносов, осуществляет контроль над правильностью исчисления и полноты уплаты страховых взносов работодателями в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В пенсионном законодательстве определены сущность и целевое назначение страховых взносов - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые являются обеспечением права гражданина на получение пенсии по обязательному социальному страхованию в размере, эквивалентном объему страховых взносов в денежном выражении, учтенному на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Другими словами, после завершения трудовой деятельности и выхода на пенсию весь накопленный капитал возвращается работнику через ежемесячные пенсионные выплаты.
Исключительная важность пенсионного обеспечения для нетрудоспособных лиц обусловлена тем, что пенсия, как правило, является единственным источником их дохода.
Размер будущей пенсии гражданина зависит от суммы страховых взносов, отраженных на индивидуальном лицевом счете. Чем больше начислений страховых взносов сделает работодатель, тем больше будет пенсия.
В связи с отмеченным актуальным и необходимым является исследование вопросов администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ.
Анализ библиографических источников показал, что проблема администрирования страховых взносов Пенсионного фонда РФ ранее была исследована такими авторами, как А.К. Соловьев, Ю.М. Воронин, Т.А. Голикова, М.А. Топилин, С.А. Агапцов и др.
Учитывая, что страховые взносы формируют бюджет Пенсионного фонда РФ, крайне важно, чтобы сумма взносов, контроль за их уплатой и контроль за формирующимися пенсионными правами работников (стаж работы и заработок) были в «одних руках». При этом ответственность за нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании для работодате-лей-плательщиков страховых взносов должна быть соразмерной объему социальных обязательств государства как перед нынешними, так и перед будущими пенсионерами.
От того, насколько эффективно удается органам Пенсионного фонда РФ организовать администрирование страховых взносов, зависит наполняемость бюджетов Пенсионного фонда РФ, а следовательно, и финансовое обеспечение социальных обязательств государства, в частности своевременность выплаты пенсий, возможность их ежегодного индексирования, увеличение размера пенсий до уровня не ниже, чем в развитых странах.
Таблица 1. Динамика численности страхователей в Томской области за 2007—2013 гг.
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Количество страхователей, состоящих на учете, всего 64999 69229 72922 75142 76734 73616 67787
В том числе: юридических лиц 37703 39248 41122 42116 42752 42926 42126
предпринимате- лей 27296 29981 31800 33026 33982 30703 25661
За период с 01.01.2010 по 01.01.2014 г. количество страхователей в Томской области, состоящих на учете в Пенсионном фонде РФ, уменьшилось на 10 %, или на 7 355 человек. При этом количество юридических лиц осталось без изменения (табл. 1).
Одной из причин снятия с учета страхователей - самозанятого населения аналитики называют повышение тарифа страхового взноса. В 2013 г. двукратно повысились темпы формирования пенсионных прав самозанятого населения. Тариф страховых взносов рассчитывался исходя не из одного, а двух МРОТ. С 1 января 2013 г. общая стоимость страхового года на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование для самозанятых составляла 35 664, 7 руб.
Важно отметить, что с 2014 г. снижается ставка страховых взносов для плательщиков страховых взносов из числа самозанятого населения (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, главы крестьянских (фер-
мерских) хозяйств и другие физические лица, уплачивающие страховые взносы в фиксированном размере). Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для самозанятого населения, чья величина дохода за расчетный период не более 300 тыс. руб., будет рассчитываться исходя не из двух, а одного МРОТ.
При этом представители самозанятого населения (за исключением глав крестьянских (фермерских) хозяйств) по-прежнему будут освобождены от представления отчетности в Пенсионный фонд.
Экономическая ситуация в регионе, количество страхователей, количество работников, а также порядок уплаты страховых взносов со стороны страхователей определяют обеспеченность региона собственными средствами, направляемыми на выплату трудовой пенсии (табл. 2).
Таблица 2. Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии собственными поступлениями страховых взносов по Томской области за период с 2007 по 2013 г.
Год Кассовые расходы на выплату трудовой пенсии, млн руб. Поступление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии, млн руб. Обеспеченность, %
2007 6021,3 6707,5 111,4
2008 7651,5 7359,9 96,2
2009 10667,2 7406,5 69,4
2010 22 173,2 11 777,2 53,1
2011 24 644,6 17 572,3 71,3
2012 27 111,5 17 692,8 65,3
2013 36428,2 20169,3 55,4
Одним из основных показателей, характеризующих эффективность администрирования страховых взносов, является удельный вес задолженности.
За трехлетний период, предшествующий 2010 г., т.е. году начала выполнения Пенсионным фондом РФ функций администратора доходов, удельный вес задолженности в сумме начисленных страховых взносов составлял в среднем 4,9 % (администратором доходов была Федеральная налоговая служба).
В период с 01.01.2010 до 01.01.2013 г. данный показатель удерживался на уровне 1,8 % . Таким образом, за три года Пенсионному фонду РФ удалось снизить удельный вес задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ на 3,1 %. По состоянию на 01.01.2014 г. уровень задолженности по отношению к начисленным страховым взносам составил уже 1,2 %.
Одним из факторов, влияющих на уровень задолженности, является особенность взыскания задолженности с предприятий, находящихся в различных процедурах банкротства.
По состоянию на 01.01.2010 г. общее количество плательщиков, в отношении которых введена процедура банкротства, составляло 317 единиц. Задолженность плательщиков перед управлениями (отделами) Пенсионного фонда РФ по Томской области на 01.01.2010 г. составила 905 031,0 тыс. руб., из них задолженность плательщиков-банкротов 713 654,0 тыс. руб., что составляет 79 % от общей суммы задолженности (рис. 3).
Рис. 3. Структура задолженности по страховым взносам на 01.01.2010 и 01.01.2014 гг. (тыс. руб.)
На регистрационном учете в Отделении Пенсионного фонда РФ по Томской области на 01.01.2014 г. состояли 242 страхователя, в отношении которых введены процедуры банкротства.
Сумма задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, включенная в реестр требований кредиторов, составила 304 027,1 тыс. руб. Сумма текущей задолженности плательщиков, находящихся в процедурах банкротства, составила 205 019,7 тыс. руб.
Задолженность плательщиков перед управлениями (отделами) ПФР по Томской области на 01.01.2014 г. составила 1 006 000,0 тыс. руб., из них задолженность плательщиков-банкротов 509 046,8 тыс. руб., что составляет чуть более половины от общей суммы задолженности (51%).
Данный анализ позволяет сделать вывод о снижении доли задолженности плательщиков-банкротов в общей сумме задолженности плательщиков с 2010 до 2014 г. на 28%.
При этом Отделению удалось снизить уровень задолженности в 4 раза к началу 2014 г. Однако в цифрах задолженность, сформировавшаяся за четыре года, составляет чуть более 1 млрд руб. по Томской области.
Для сопоставления уровня ущерба Пенсионного фонда РФ - на выплаты пенсий пенсионерам Томской области Отделение ежемесячно расходует сумму около 2 млрд руб.
В соответствии с законодательством о страховых взносах в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов -организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Анализируя данные за периоды с 01.01.2010 до 01.01.2014 г., можно сделать вывод о том, что к началу 2014 г. эффективность бесспорного взыскания возросла до 88,1 % (табл. 3). Объяснить это можно тем, что Пенсионный фонд РФ за четыре года сформировал актуальную базу данных о счетах плательщиков.
Кроме того, в соответствии с законом о страховых взносах и банки, и плательщики страховых взносов обязаны своевременно сообщать об открытии (закрытии) счетов. В противном случае предусмотрена ответственность за неисполнение требований закона в виде штрафа.
Таблица 3. Эффективность взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах плательщиков в Томской области
Взыскано в % от суммы направленных инкассовых поручений
на 01.01.2011 на 01.01.2012 на 01.01.2013 на 01.01.2014
эио С о © © ТФОМС С С О С о © © С о © Т ЭИО С о © © С + 3 У О п 0 о е +
Сибирский федеральный округ - - - 50,7 48,5 54,4 58,1 60,3 73,7
Томская область 62,9 50,6 48,5 61,5 50,0 57,3 79,0 85,5 88,1
Также нельзя не отметить внедрение электронного документооборота, что позволило существенно уменьшить трудоемкость обработки документов, сократить расходы на почтовые и транспортные услуги, а также повысить оперативность работы специалистов территориальных управлений (отделов) области (рис. 4).
Рис. 4. Динамика по взысканию недоимки за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщиков страховых взносов, за период 2010-2013 гг. (тыс. руб.)
В соответствии с законодательством о страховых взносах при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика в банках или отсутствии информации о счетах плательщика орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика.
В соответствии со ст. 20 закона о страховых взносах орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщиков страховых взносов. Решение органом контроля оформляется в форме соответствующего постановления и направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Таблица 4. Эффективность взыскания задолженности через Федеральную службу судебных приставов в Томской области, %
на 01.01.2011 на 01.01.2012 на 01.01.2013 на 01.01.2014
Сибирский федеральный округ - 18,2 17,1 -
Томская область 22,0 13,0 12,0 14,07
Отделением поставлена задача управлениям (отделам) ПФР области повысить эффективность взыскания через УФССП по Томской области и достигнуть показателя не ниже среднего по СФО - 17 %. По итогам совместного акта сверки результатов исполнения судебных решений и постановлений территориальных органов ПФР за 2013 г. данный показатель составляет 14 % (табл. 4).
За период с 2010 г. по СФО наблюдается тенденция к снижению удельного веса недоимки. Аналогичная ситуация отмечается и в Томской области. Так, удельный вес недоимки по страховым взносам на ОПС и ОМС по плательщикам-работодателям снизился с 2,4 до 1,2 % по состоянию на 01.01.2014 г. (табл. 5).
Таблица 5. Динамика задолженности плательщиков-работодателей по страховым взносам на ОПС, ОМС, образовавшейся с 01.01.2010 г. в Томской области
Удельный вес задолженности к начисленным страховым
_______________________взносам, %_______________________
на 01.01.2011 I на 01.01.2012 I на 01.01.2013 I на 01.01.2014
ОПС
Сибирский федеральный округ 2,5 1,7 1,5 1,3
Томская область 2,1 1,8 1,5 1,2
ОМС
Сибирский федеральный округ 2,4 1,9 1,5 1,5
Томская область 2,4 2,3 1,7 1,2
На основании данных отчета о состоянии текущей недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование по плательщикам, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, на 01.01.2014 г. сумма недоимки составляет 1 006 422 тыс. руб., в том числе:
- 841 403 тыс. руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование;
- 165 019 тыс. руб. - недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование.
Основная доля задолженности по уплате страховых взносов приходится на плательщиков-должников, зарегистрированных в трех крупных территориальных управлениях области (ГУ-УПФР в г. Томске Томской области, ГУ-УПФР в ЗАТО Северск Томской области, ГУ-УПФР в Томском районе Томской области).
Совершенствование и развитие пенсионной системы в соответствии с экономическими и демографическими факторами гарантируют социально приемлемый уровень социального обеспечения и долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы.
В целях развития пенсионной системы могут быть предприняты следующие шаги:
1. Обложение страховыми взносами всего заработка наемного работника.
2. Отмена льгот для отдельных категорий страхователей (для которых предусмотрены пониженные тарифы) и выделение им в случае необходимости целевых субсидий из федерального бюджета.
3. Сохранение на уровне 2013 г. размера страхового взноса, уплачиваемого индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами со стоимости страхового года. Уплата ими страховых взносов в размере общеустановленного тарифа (в настоящее время 22 % от фонда оплаты труда) в течение 30 лет обеспечит им коэффициент замещения утраченного заработка на уровне 40 % [2].
4. Включение в систему обязательного пенсионного страхования государственных служащих, проходящих военную и правоохранительную службу в соответствующих силовых ведомствах, по аналогии с государственными гражданскими служащими, которые подлежат включению в систему обязательного пенсионного страхования на общих основаниях.
Приоритетным направлением деятельности Отделения Пенсионного фонда РФ по Томской области является обеспечение доходной части бюджета Пенсионного фонда РФ. Одним из показателей, характеризующих эффективность взыскания, является удельный вес задолженности по страховым взносам в бюджет Пенсионного фонда РФ.
Эффективное администрирование страховых взносов служит одним из инструментов снижения дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ.
Анализ практики администрирования страховых взносов на примере Отделения Пенсионного фонда РФ по Томской области показал, что, несмотря на кратное снижение удельного веса задолженности за три года работы Пенсионного фонда РФ в части администрирования страховых взносов, абсолютные величины задолженности продолжают увеличиваться. Это означает, что мер, предусмотренных законом о страховых взносах, недостаточно.
Развитие пенсионной системы и ее эффективное функционирование зависят не только от развития системы организации администрирования страховых взносов, но и от добросовестного отношения плательщиков страховых взносов к своим обязанностям.
Необходимо, с одной стороны, усилить функции контроля и ответственности за нарушения пенсионного законодательства со стороны плательщи-ков-должников, с другой - проблемы реализации страхового принципа развития пенсионной системы не могут быть разрешены без экономической заин-
тересованности каждого участника пенсионной системы (застрахованного лица-работника, страхователя-работодателя, страховщика).
Необходимо создание достаточных условий для формирования собственных источников финансирования накопленных государственных обязательств и возможности обеспечения собственных обязательств в рамках установленного тарифа, а также эффективной макроэкономической государственной политики, результатом которой должны быть устойчивые позитивные демографические тенденции, рост доходов населения и др.
Таким образом, недостатки администрирования приводят к снижению поступлений страховых взносов в бюджеты внебюджетных фондов, увеличивают вероятность правонарушений в этой сфере и в конечном счете могут усиливать социальную напряженность. И наоборот, эффективное администрирование страховых взносов обеспечивает благоприятные перемены в экономике.
Основным итогом, достигнутым в результате проведенного исследования, является определение круга экономических отношений, мероприятий и программ, которые будут стимулировать развитие факторов, оказывающих существенное влияние на развитие пенсионной системы страны:
1. Социально-демографические факторы (соотношение количества пенсионеров к численности экономически активного населения, численность наемных работников, прожиточный минимум пенсионера и др.).
2. Трудовые факторы (общий трудовой стаж, период уплаты страховых взносов, размер выплат в пользу работников, средняя заработная плата, прожиточный минимум работающего и др.).
3. Макроэкономические факторы (объем ВВП, доходы населения, доля доходов населения в объеме ВВП, доля ВВП, идущая на выплату пенсий, расходы на выплату пенсий).
Литература
1. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ. URL: http://www.pfrf.ru
2. Соловьев А.К. Тарифная политика в сфере обязательного пенсионного страхования: новый поворот // Налоговая политика и практика. 2013. №1.
Maltsev Dmitry B. Chair of World Economics and Taxation, Department of Economics, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russia).
EFFICIENCY OF THE ADMINISTRATION OF INSURANCE CONTRIBUTIONS AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PENSION SYSTEM.
Keywords: Pension Fund of the Russian Federation, pension system, administration, insurance payments, debt proportion, arrears.
The article is devoted to the issues of budget formation for the Pension Fund of the Russian Federation. The timely and full payment of insurance contributions by policy holders to the Pension Fund of the Russian Federation is a prerequisite for implementing statutory mandatory expenditures on mandatory pension insurance. Insurance contributions are the main source for financing pensions.
Budget expenditures of the Pension Fund of the Russian Federation in part exceed the funds from the payment of insurance contributions, including non-payment of accrued insurance payments by policy holders to the mandatory pension insurance for insured persons. This is compensated to the Pension Fund of the Russian Federation at the expense of budget appropriations and accounted for in the funds allocated for covering the budget deficit of the Pension Fund of the Russian Federation.
The pension legislation defines the essence and purpose of insurance contributions as individually compensatory mandatory payments which ensure the rights of citizens to receive pensions by mandatory social insurance in the amount equivalent to the volume of insurance contributions in monetary
terms, posted to the individual personal account of the insured person. In other words, after terminating employment and going on retirement, the accumulated capital will be returned to the employee by means of a monthly pension.
The size of the citizen’s future pension depends on the amount of insurance contributions, as reflected on the individual account balance. The more insurance contributions the employee makes, the larger the pension will be.
The examining of issues concerned with the administration of insurance payments to the Pension Fund of the Russian Federation is connected to the above mentioned necessities.
Given that insurance contributions form the budget of the Pension Fund of the Russian Federation, it is imperative that the amount of contributions, control over their payment, and control over the developing pension rights of employees (length of service and earnings) is in “one hand”. Thus, responsibility for violations of legislation on mandatory pension insurance for employers and payers of insurance contributions must be proportionate to the volume of social obligations of the state, as well as to current retirees and future retirees.
The capacity of the budgets of the Pension Fund of the Russian Federation depend on how effectively bodies of the Pension Fund of the Russian Federation organize the administration of insurance contributions, and, consequently, the financial provision of state social obligations, in particular the timeliness of pension payments, and the possibility for annual indexing, increasing the size of pensions to a level no lower than those in developed countries.
The effective administration of insurance contributions is one of the tools to reduce the budget deficit of the Pension Fund of the Russian Federation.
The article analyzes the dynamics of nonpayment of insurance premiums on mandatory pension and mandatory medical insurance in Tomsk region enterprises. We investigated the mechanisms of collecting insurance contributions, defined their shortcomings, and formulated and proposed ways to solve the identified problems.
Analysis of the practice of the administration of insurance payments in the instance of the Department of the Pension Fund of the Russian Federation for the Tomsk Region showed that despite multiple reductions in the amount of debt in the three years of the Pension Fund of the Russian Federation, the absolute debt value continues to rise, in part because of the administration of insurance payments. This means that the measures envisaged by the law on insurance contributions are not enough.
The development of the pension system and its effective functioning depend not only on the development of the organizational systems of administering insurance payments, but also on a conscientious attitude of payers of insurance contributions to their responsibilities.
It is necessary, on the one hand, to strengthen the functions of control and responsibility for violation of pension legislation by contributor-debtors. On the other hand, the problems of implementation of insurance principles for development of the pension system cannot be resolved without the economic interest of each participant of the pension system (the insured-employee and the insurant-employer, insurer).
Also imperative is the creation of adequate conditions for the creation of private sources of financing the accumulated state obligations and the capabilities to ensure private obligations at the established rate, as well as an effective macroeconomic state policy, the result of which should be sustainable, positive demographic trends, rising incomes, et cetera.
The main outcome, achieved as a result of the research conducted is to identify the range of economic relationships, events, and programs which will stimulate the development of factors which have a significant impact on the development of the pension system of the country:
1. Socio-demographic (the ratio of the number of pensioners to the economically active population, number of employees, the cost of living for pensioners, et cetera). 2. Labor factors (length of employment, the payment period for insurance contributions, the size of payments to the benefit of the employee, average income, the minimum subsistence level of the working, et cetera). 3. Macroeconomic factors (GDP, income of the population, the share of population's income in GDP, the share of GDP devoted to pensions, expenditure on pensions).
References
1. Ofizial'nyy sayt Pensionnogo fonda RF. URL: http://www.pfrf.ru
2. Solov'ev A.K. Tarifnaya politika v sfere obyazatel'nogo pensionnogo strachovaniya: no-vyy povorot // Nalogovaya politika i praktika. 2013. № 1.