Научная статья на тему 'Особенности финансово-правового режима пенсионной системы Российской Федерации'

Особенности финансово-правового режима пенсионной системы Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
276
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Legal Concept
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНИН / ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ ВЫПЛАТА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПЕРИОД ДОЖИТИЯ / ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / CITIZEN / FINANCIAL ASSURANCE / PENSION PAYMENT / COMPULSORY INSURANCE / INSURANCE PAYMENTS / ENDOWMENT PERIOD / FINANCIAL SOLVENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Марина Вячеславовна, Гончаров Александр Иванович

Авторы исследуют зарубежные практики финансового обеспечения пенсионных выплат. В текущем десятилетии XXI в. пенсионные системы практически всех стран испытают большое финансовое напряжение, прежде всего из-за роста продолжительности жизни людей, влекущего увеличение количества пенсионеров по отношению к численности работающего населения. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. уже 69. В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей, к 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету. Из-за изменения демографической ситуации все большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на пенсионные выплаты. Жизнеспособной является только индивидуально-накопительная система, хотя бы потому, что представляет собой не обезличенный общественный фонд (общий котел) денежных средств, распределяемый на началах уравниловки и пополняемый денежными взносами трудящегося поколения. В рамках индивидуально-накопительной системы работающий гражданин получает право выбора и право самостоятельного принятия финансовых решений, его трудовые заработки прямо отражаются на собственных пенсионных накоплениях. Кроме того, работник заинтересован работать «по белому», поскольку только с реально начисленных и отраженных в бухгалтерском и налоговом учете заработков отчисляются страховые взносы на пенсионное обеспечение. Почему гражданин изначально был признан некомпетентным, неспособным самостоятельно заботиться о собственных сбережениях на старость и заботу о формировании его денежного фонда на «период дожития» государство присвоило себе? Почему не предусмотрен альтернативный механизм формирования гражданином сбережений на свою старость? В статье даются развернутые ответы на поставленные вопросы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE FINANCIAL LEGAL REGIME OF THE PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The authors investigate the foreign practice of the financial guarantee of pension payments. In the present decade of 21st century the pension systems of almost all countries experience large financial stress, first of all, because of the increase in the lifetime of people that leads to the increase in the quantity of pensioners in relation to the number of working population. If in 1950 the average life expectancy on the Earth was 47 years, then in 2010 already 69. In 1998 the quantity of pensioners in the developed countries exceeded the number of children, by 2050 this ratio is expected all over the world. Because of the changes in demographic situation countries are forced to expend most part of their GDP (Gross Domestic Product) on pension payments. Only individual and storage system remains active, because it is not impersonal public fund for cash resources, distributed on principles of wage-leveling and supplemented by the payments of working population. Within the framework of individual and storage system a working citizen gets the right to choose and the right to make independent financial decisions, and the amount of their wages directly influence their own pension accumulations. Furthermore, a worker is interested in receiving net cash, since the retirement insurance is allocated from officially accounted and taxed wages. Why is a citizen originally considered to be incompetent and incapable of savings accumulation for retirement? Why is the government responsible for fund formation for endowment period? Why there is no alternative mechanism of savings accumulation? This article gives detailed answers to these questions.

Текст научной работы на тему «Особенности финансово-правового режима пенсионной системы Российской Федерации»

© Гончарова М.В., Гончаров А.И., 2014

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОГО РАЗВИТИЯ

УДК 346.62 ББК 65.272.21

ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1

Гончарова Марина Вячеславовна

Доктор экономических наук, профессор кафедры экономики Волгоградского филиала Российского государственного торгово-экономического университета им. Г.В. Плеханова goncharova. [email protected]

ул. Волго-Донская, 11, 400066 г. Волгоград, Российская Федерация

Гончаров Александр Иванович

Доктор юридических наук, доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права, кафедры гражданского и международного частного права,

Волгоградского государственного университета, базовой кафедры ЮНЦ РАН

[email protected], [email protected], [email protected]

просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. Авторы исследуют зарубежные практики финансового обеспечения пенсионных выплат. В текущем десятилетии XXI в. пенсионные системы практически всех стран испытают большое финансовое напряжение, прежде всего из-за роста продолжительности жизни людей, влекущего увеличение количества пенсионеров по отношению к численности работающего населения. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. - уже 69. В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей, к 2050 г. такое соотношение ожидает всю планету. Из-за изменения демографической ситуации все большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на пенсионные выплаты. Жизнеспособной является только индивидуально-накопительная система, хотя бы потому, что представляет собой не обезличенный общественный фонд (общий котел) денежных средств, распределяемый на началах уравниловки и пополняемый денежными взносами трудящегося поколения. В рамках индивидуально-накопительной системы работающий гражданин получает право выбора и право самостоятельного принятия финансовых решений, его трудовые заработки прямо отражаются на собственных пенсионных накоплениях. Кроме того, работник заинтересован работать «по белому», поскольку только с реально

начисленных и отраженных в бухгалтерском и налоговом учете заработков отчисляются страховые взносы на пенсионное обеспечение. Почему гражданин изначально был признан некомпетентным, неспособным самостоятельно заботиться о собственных сбережениях на старость и заботу о формировании его денежного фонда на «период дожития» государство присвоило себе? Почему не предусмотрен альтернативный механизм формирования гражданином сбережений на свою старость? В статье даются развернутые ответы на поставленные вопросы.

Ключевые слова: гражданин, финансовое обеспечение, пенсионная выплата, обязательное страхование, страховые взносы, период дожития, финансовая состоятельность.

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ) [15] субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

- страхователи (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, производящие выплаты физическим лицам; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

- страховщик (Пенсионный фонд Российской Федерации, негосударственные пенсионные фонды);

- застрахованные лица. Согласно ст. 7 Закона № 167-ФЗ - это граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России, заключившие срочные трудовые договоры продолжительностью не менее 6 месяцев в общей сложности в течение календарного года:

а) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;

б) являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

в) работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;

г) являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

д) священнослужители;

е) иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Согласно ст. 9 Закона № 167-ФЗ установлены виды обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. По его видам, приведенным ниже, соответственно финансируется:

1) за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой негосударственными пенсионными фондами за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

2) за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации или средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах:

- единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

- срочная пенсионная выплата;

- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд со-

циального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [12] (далее - Закон № 212-ФЗ) в ст. 7 определяет объект обложения страховыми взносами для страхователей - это выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (имеется ряд исключений). Согласно ст. 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица с 1 января 2014 г. установлена в сумме, не превышающей 624 тыс. руб. (Постановление Правительства РФ от 30.11.2013 № 1101 [10]).

В соответствии со ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в 2012-2015 гг. для большинства плательщиков страховых взносов, ведущих деятельность в России, применяются следующие тарифы страховых взносов (табл. 1).

Следует уточнить, что в ст. 3 Закона № 167-ФЗ дифференцированы и закреплены понятия двух частей тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

- солидарная часть - это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере: 1) трудовой пенсии, 2) социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

- индивидуальная часть - это часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для

формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством России. Согласно ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ для страхователей (в их числе - организации, индивидуальные предприниматели, физические лица), производящих выплаты физическим лицам, в течение 2014 - 2015 гг. применяются тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, указанные в таблице 2.

Уточним, что здесь имеются в виду застрахованные лица 1967 г. рождения и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013 г. в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 12.03.2014) «О негосударственных пенсионных фондах» [11] и Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от

28.12.2013) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» [14], заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

Таблица 1

Тарифы страховых взносов в 2012-2015 гг.

База для начисления страховых взносов с 1 января 2014 г. Та риф страхового взноса в % Суммарная годовая тарифная нагрузка на страхователя, %

Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

624 тыс. руб. в год на 1 работника 22,0 2,9 5,1 30

свыше 624 тыс. руб. в год на 1 работника 10,0 0,0 0,0 40

Источник: составлено по [9; 12].

Таблица 2

Тарифы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в отношении отдельных категорий застрахованных лиц в 2014-2016 гг.

База для начисления страховых взносов На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии

не более установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов Тариф страхового взноса в 2014-2015 гг. 22,0 % + 10 %*

16,0 % из них: 6,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % * - солидарная часть тарифа страховых взносов (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) 6,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Тариф страхового взноса с 1 января 2016 г. 26,0 % + 10 %*

20,0 % из них: 10,0 % - солидарная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов; 10,0 % * - солидарная часть тарифа страховых взносов (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) 6,0 % - индивидуальная часть тарифа страховых взносов

Источник: составлено по [12].

На наш взгляд, не представляется возможным однозначно определить, к какой модели относима российская пенсионная система, ориентирована она на сохранение социального статуса и финансовой состоятельности гражданина после выхода на пенсию или же на ограничение бедности людей преклонного возраста. Рассмотрим далее, почему настолько скромные финансовые перспективы будущим пенсионерам гарантирует действующее пенсионное законодательство, каков реальный финансовый потенциал Пенсионного фонда Российской Федерации.

Практика и направления развития финансового обеспечения пенсионных выплат в России, альтернативные возможности

Исследование развернутой формулы трудовой пенсии по старости, закрепленной Феде-

ральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [13] (далее - Закон № 173-ФЗ) и состоящей из страховой и накопительной части, позволяет увидеть следующее 2.

Во-первых, мы усматриваем линию государства на усреднение и занижение итоговой пенсии гражданина. Стажевый коэффициент СК, будучи меньше единицы, еще и ограничен величиной 0,75, - снижает влияние величины заработка гражданина ЗР на 25 % и более. Одновременно заработок гражданина соотносится со средней зарплатой по стране ЗП, что еще больше нивелирует финансовые достижения работника в труде. Возникший в результате указанного отношения ЗР к ЗП параметр после его снижения коэффициентом СК (лишь в 45 лет стажа у мужчины СК может достигнуть 0,75) умножается на

1 671 руб. - среднемесячную заработную пла-

ту в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года. Однако и это еще не все. После такой откровенной «игры на понижение» из полученной суммы вычитается еще 450 руб. - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года! Интересно, как будут смотреться подобные результаты законотворчества, например, в 2030 г., в 2050 году? СВ - сумма валоризации (мизерная прибавка за труд в советское время) -принципиально никак не влияет на итоговый размер пенсии, при этом для красного словца еще получила и нерусское название.

Во-вторых, казалось бы, параметр ПК2 должен обнадежить будущего пенсионера. Это поступившие в Пенсионный фонд РФ деньги от работодателей, начисленные по установленным тарифам страховых взносов пропорционально заработкам застрахованного лица в течение его трудовой деятельности. Но из таблицы 1 видно, что начисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации работодателем прекращается, если совокупный доход работника с начала года превысит 568 000 руб. (в 2013 г.). Такая сумма дохода означает среднюю зарплату работника более 47 тыс. руб. в месяц. Если заработки выше указанной суммы, отчисления снижаются до 10 %. Здесь следует уточнить, что официальные данные Росстата показывают среднюю зарплату по стране в два раза меньше. По нашим оценкам, до 80 % работающего российского населения имеет зарплату не более 30 тыс. руб./мес. Допустим, работник 45 лет будет зарабатывать в среднем 30 тыс. руб. в мес., тогда в Пенсионный фонд Российской Федерации (согласно таблице 2) поступит 45 • 12 • 30 000 • 20 % = 3 240 000 руб., что в итоге даст лишь

3 240 000 : 228 мес. = 14 211 руб./мес. в пенсионной формуле.

В-третьих, только параметр ПН - пенсионные накопления - всецело зависит от величины заработков, начисляемых будущему пенсионеру. 6 % от этих сумм поступает в накопительную часть его будущей пенсии (если, конечно, человек не старше 1967 года). При этом база для начисления страховых взносов ограничивается предельной величиной, которая ежегодно увеличивается. Допустим, работник

45 лет будет зарабатывать в среднем 30 тыс. руб. в мес., тогда в Пенсионный фонд Российской Федерации (согласно таблице 2) поступит 45 • 12 • 30 000 • 6 % = 972 000 руб., что в итоге даст лишь 972 000 : 228 мес. = 4 263 руб./мес. в пенсионной формуле, без учета возможных доходов (а также возможных убытков) от инвестирования пенсионных накоплений.

В-четвертых, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, - 2 562 руб./ мес. - с 1 января 2015 г. за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, увеличивается на 6 % - на 154 руб. Это дает перспективу мужчине, имеющему 45 лет стажа, женщине - 40 лет стажа, довести данный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии до 2 562 + [2 562 • 0,06 • 15] =

4 868 руб./мес. в пенсионной формуле.

В-пятых, наиболее существенное понижающее влияние на размер пенсии в развернутой формуле оказывает делитель - «период дожития» - 228 месяцев жизни мужчины после 60 лет и женщины после 55 лет. В реальной практике это приводит к тому, что, например, российские мужчины, в абсолютном большинстве своем не доживающие до 79 лет, оставляют в пенсионном фонде предназначавшиеся им и недополученные ими финансовые ресурсы «более молодым» пенсионерам, выходящим на заслуженный отдых следом за ними. Озвучена линия государства на увеличение «периода дожития».

Финансовый механизм обязательного пенсионного страхования основан на обязательных платежах - страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, которые представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, их уплачивают миллионы страхователей (и российские, и иностранные, работающие в России) в Пенсионный фонд Российской Федерации. Персональным целевым назначением этих взносов является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Подробнее структура и закономерности указанного финансового механизма рассматриваются в других наших работах [1-8].

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Часть III. Окончание следует.

2 См. подробнее: [8].

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Гончаров, А. И. Внутренний государственный долг Российской Федерации: финансовые перспективы владельцев советских облигаций / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Финансы и кредит. - 2013. - № 30. - С. 10-19.

2. Гончаров, А. И. Налогово-правовые инструменты косвенного финансирования хозяйствующих субъектов в Российской Федерации / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2013. - № 3 (24). - С. 257-264.

3. Гончаров, А. И. Правовое регулирование банковской деятельности в Европейском союзе / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 4 (21). - С. 276-282.

4. Гончаров, А. И. Судебно-экономическая экспертиза как юридическая технология нейтрализации правового конфликта / А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2013. - № 2 (19). -С. 104-109 ; № 4 (21). - С. 61-68.

5. Гончаров, А. И. Финансово-правовой режим использования общественных накоплений России: текущее состояние и перспективы / А. И. Гончаров, М. В. Гончарова // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2013. - № 2 (23). - С. 247-257.

6. Гончарова, М. В. Население и банки: государственные гарантии по вкладам населения / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 1 (18). - С. 284-287.

7. Гончарова, М. В. Население и банки: кредитование физических лиц / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского института бизнеса. Серия «Бизнес. Образование. Право». - 2012. - № 4 (21). - С. 283-287.

8. Гончарова, М. В. Особенности финансово-правового режима пенсионной системы Российской Федерации / М. В. Гончарова, А. И. Гончаров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. - 2014. - № 1 (25). - С. 56-62 ; № 2 (26). - С. 54-60.

9. Официальный интернет-сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - Электрон. дан.-Режим доступа: http://www.pfrf.ru/. - Загл. с экрана.

10. Постановление Правительства РФ «О предельной величине базы для начисления страховых

взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2014 г.» от 30 ноября 2013 г. № 1101 // Собрание законодательства РФ. - 2013. - 9 дек. (№ 49 (часть VII)). - Ст. 6442.

11. Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ : (ред. от 12.03.2014) // Российская газета. - 1998. -13 мая (№ 90).

12. Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ : (ред. от

02.04.2014) // Российская газета. - 2009. - 28 июля (№ 137).

13. Федеральный закон «О трудовых пенсиях вРос-сийской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ : (ред. от 28.12.2013) : (с изм., вступающими в силу с

04.06.2014) //Российская газета. -2001. -20 дек. (№247).

14. Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ : (ред. от 28.12.2013) // Российская газета. - 2002. - 30 июля (№ 138-139).

15. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ : (ред. от 12.03.2014) : (с изм., вступающими в силу с 01.01.2014) // Российская газета. - 2001. - 20 дек. (№ 247).

REFERENCES

1. Goncharov A.I., Goncharova M.V Vnutrenniy gosudarstvennyy dolg Rossiyskoy Federatsii: finansovye perspektivy vladeltsev sovetskikh obligatsiy [Internal National Debt of the Russian Federation: Financial Prospects for the Owners of Soviet Bonds]. Finansy i Kredit, 2013, no. 30, pp. 10-19.

2. Goncharov A.I., Goncharova M.V Nalogovo-pravovye instrumenty kosvennogo finansirovaniya khozyaystvuyushchikh subyektov v Rossiyskoy Federatsii [The Tax Legal Tools of the Indirect Financing of Economic Subjects in the Russian Federation]. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Seriya “Biznes. Obrazovanie. Pravo”, 2013, no. 3 (24), pp. 257-264.

3. Goncharov A.I., Goncharova M.V. Pravovoe regulirovanie bankovskoy deyatelnosti v Evropeyskom soyuze [The Legal Regulation of Bank Activity in the European Union]. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Seriya “Biznes. Obrazovanie. Pravo”, 2012, no. 4 (21), pp. 276-282.

4. Goncharov A.I. Sudebno-ekonomicheskaya ekspertiza kak yuridicheskaya tekhnologiya neytralizatsii pravovogo konflikta [The Judicial and Economic Expertise as a Juridical Technology of Legal

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Conflict Neutralization]. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 5. Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 20І3. no. 2 (І9), pp. 104-І09; no. 4 (2І), pp. 6І-68.

5. Goncharov A.I., Goncharova M.V Finansovo-pravovoy rezhim ispolzovaniya obshchestvennykh nakopleniy Rossii: tekushchee sostoyanie i perspektivy [The Financial Legal Regime of the Use of Russian Public Accumulations: Current State and Prospects]. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Seriya “Biznes. Obrazovanie. Pravo”, 20І3, no 2 (23), pp. 247-257.

6. Goncharova M.V., Goncharov A.I. Naselenie i banki: gosudarstvennye garantii po vkladam naseleniya [Population and Banks: State Guarantees on the Contributions of Population]. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Seriya “Biznes. Obrazovanie. Pravo”, 20І2, no. 4 (2І), pp. 284-287.

7. Goncharova M.V., Goncharov A.I. Naselenie i banki: kreditovanie fizicheskikh lits [Population and Banks: Retail Lending]. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. Seriya “Biznes. Obrazovanie. Pravo”, 20І2, no. 4 (2І), pp. 283-287.

8. Goncharova M.V., Goncharov A.I. Osoben-nosti finansovo-pravovogo regima pensionnoy sistemy Rossiyskoy Federatsii [Special Features of the Financial Legal Regime of the Pension System of the Russian Federation]. Vestnik Volgogradskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya 5. Yurisprudentsiya [Science Journal of Volgograd State University. Jurisprudence], 20І4, no. і (25), pp. 56-62, no. 2 (26), pp. 54-60.

9. Ofitsialnyy Internet-sayt Pensionnogofonda Rossiyskoy Federatsii [The Official Website of the Pension Fund of the Russian Federation]. Available at: http://www.pfrf.ru.

І0. Postanovlenie Pravitelstva Rossiyskoy Federatsii “O predelnoy velichine bazy dlya nachisleniya strakhovykh vznosov v gosudarstvennye vnebyud-zhetnye fondy s і yanvarya 20І4 g.” 30.ІІ.20І3 № ІІ0І [The Decree by the Government of the Russian Federation “On the Limiting Value ofBase for the Addition

of Insurance Payments Into the State Non-Budgetary Funds Since January І, 2014” of November 30, 20І3 no. ІІ0І]. SobraniezakonodatelstvaRF, 20І3, Dec. 9, no. 49 (part 7), art. 6442.

11. Federalnyy zakon “O negosudarstvennykh pensionnykh fondakh” 07.05.І998 № 75-FZ [The Federal Law “On the Non-Governmental Pension Funds” of May 7, І998 no. 75-FZ]. Red. ot І2 marta 20І4 g. Rossiyskaya gazeta, І998, May І3 (no. 90).

12. Federalnyy zakon “O strakhovykh vznosakh v Pensionnyy fond Rossiyskoy Federatsii, Fond sotsialnogo strakhovaniya Rossiyskoy Federatsii, Federalnyy fond obyazatelnogo meditsinskogo strakhovaniya” 24.07.2009 № 212-FZ [The Federal Law “On the Insurance Payments into the Pension Fund for the Russian Federation, the Fund for the Social Insurance of the Russian Federation, the Federal Fund for Compulsory Medical Insurance” of July 24, 2009 no. 212-FZ]. Red. ot 2 aprelya 20І4 g. Rossiyskaya gazeta, 2009, July 28 (no. І37).

13. Federalnyy zakon “O trudovykh pensiyakh v Rossiyskoy Federatsii” І7.І2.200І № 173-FZ: (s izm., vstupayushchimi v silu s 04.06.20І4) [The Federal Law “On Labour Pensions in the Russian Federation” of December І7, 200І no. 173-FZ: (with amend. of June

4, 2014)]. Red. ot 28 dekabrya 20І3 g. Rossiyskaya gazeta, 200І, Dec. 20 (no. 247).

14. Federalnyy zakon “Ob investirovanii sredstv dlya finansirovaniya nakopitelnoy chasti trudovoy pensii v Rossiyskoy Federatsii” 24.07.2002 № і 11-FZ [The Federal Law “On the Investment of Means for Financing the Storage Part of the Working Pension in the Russian Federation” of July 24, 2002 no. 111-FZ]. Red. ot 28 dekabrya 20І3 g. Rossiyskaya gazeta, 2002, July 30 (no. І38-І39).

15. Federalnyy zakon “Ob obyazatelnom strakhovanii v Rossiyskoy Federatsii” І5.І2.200І № 167-FZ: (s izm., vstupayushchimi v silu s 0І.0І.20І4) [The Federal Law “On Compulsory Pension Insurance in the Russian Federation” of December І5, 200І no. 167-FZ: (with amend. of January І, 2014)]. Red. ot І2 marta 20І4 g. Rossiyskaya gazeta, 200І, Dec. 20 (no. 247).

PECULIARITIES OF THE FINANCIAL LEGAL REGIME OF THE PENSION SYSTEM IN THE RUSSIAN FEDERATION Goncharova Marina Vyacheslavovna

Doctor of Economic Sciences, Professor, Department of Economics,

Volgograd Branch of Russian State Trade and Economic University goncharova. [email protected]

Volgo-Donskaya St., 11, 400066 Volgograd, Russian Federation

Goncharov Aleksandr Ivanovich

Doctor of Juridical Sciences, Doctor of Economic Sciences, Professor,

Department of Constitutional and Municipal Law,

Department of Civil and International Private Law,

Volgograd State University, Base Department of Southern Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (SSC RAS) [email protected], [email protected], [email protected] Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation

Abstract. The authors investigate the foreign practice of the financial guarantee of pension payments. In the present decade of 21st century the pension systems of almost all countries experience large financial stress, first of all, because of the increase in the lifetime of people that leads to the increase in the quantity of pensioners in relation to the number of working population. If in 1950 the average life expectancy on the Earth was 47 years, then in 2010 - already 69. In 1998 the quantity of pensioners in the developed countries exceeded the number of children, by 2050 this ratio is expected all over the world. Because of the changes in demographic situation countries are forced to expend most part of their GDP (Gross Domestic Product) on pension payments. Only individual and storage system remains active, because it is not impersonal public fund for cash resources, distributed on principles of wage-leveling and supplemented by the payments of working population.

Within the framework of individual and storage system a working citizen gets the right to choose and the right to make independent financial decisions, and the amount of their wages directly influence their own pension accumulations. Furthermore, a worker is interested in receiving net cash, since the retirement insurance is allocated from officially accounted and taxed wages. Why is a citizen originally considered to be incompetent and incapable of savings accumulation for retirement? Why is the government responsible for fund formation for endowment period? Why there is no alternative mechanism of savings accumulation? This article gives detailed answers to these questions.

Key words: citizen, financial assurance, pension payment, compulsory insurance, insurance payments, endowment period, financial solvency.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.