Научная статья на тему 'Модернизация правового режима обеспечения финансовой состоятельности российских граждан преклонного возраста'

Модернизация правового режима обеспечения финансовой состоятельности российских граждан преклонного возраста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
269
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕНСИОННАЯ ВЫПЛАТА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ПЕРИОД ДОЖИТИЯ / ФИНАНСОВАЯ СОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров А. И., Гончарова М. В.

В статье анализируется зарубежный опыт финансового обеспечения пенсионных выплат, исследуется действующее пенсионное законодательство Российской Федерации. Раскрывается принятый порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (страховой части и накопительной части трудовой пенсии по старости) на основе финансового механизма обязательного пенсионного страхования. Обосновываются направления развития финансового обеспечения пенсионных выплат в России, его альтернативные возможности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаров А. И., Гончарова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модернизация правового режима обеспечения финансовой состоятельности российских граждан преклонного возраста»

ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ

40 (229) - 2013

УДК 346.62

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН ПРЕКЛОННОГО ВОЗРАСТА

А. И. ГОНЧАРОВ,

доктор юридических наук,

доктор экономических наук,

профессор кафедры экономики и финансов

E-mail: goncharova. sofia@gmail. com

М. В. ГОНЧАРОВА,

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов E-mail: goncharova. sofia@gmail. com Финансовый университет при Правительстве РФ (Волгоградский филиал)

В статье анализируется зарубежный опыт финансового обеспечения пенсионных выплат, исследуется действующее пенсионное законодательство Российской Федерации. Раскрывается принятый порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (страховой части и накопительной части трудовой пенсии по старости) на основе финансового механизма обязательного пенсионного страхования. Обосновываются направления развития финансового обеспечения пенсионных выплат в России, его альтернативные возможности.

Ключевые слова: финансовое обеспечение, пенсионная выплата, обязательное страхование, страховые взносы, период дожития, финансовая состоятельность.

Современные развитые государства создают специальные денежные фонды, предназначенные для регулярных денежных выплат гражданам, достигшим преклонного возраста. Большинство женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет прекращают активную трудовую деятельность, завершают свою карьеру и увольняются на заслуженный отдых — выходят на пен-

сию. Выйдя на пенсию после многолетнего труда, человек обретает пожизненное право ежемесячно получать деньги из пенсионного фонда. Размер получаемой суммы, как правило, соотносится с теми заработками, которые были у данного гражданина в течение трудовой деятельности. Источников формирования такого специального денежного фонда несколько. Прежде всего, это регулярные отчисления работодателей в суммах, пропорциональных начисляемым заработкам конкретных работников. Кроме того, государство добавляет в указанный фонд еще и бюджетные средства. Сам пенсионный фонд, будучи некоммерческой организацией (юридическим лицом), дополнительно зарабатывает деньги, размещая аккумулируемые взносы в банковские депозиты.

1. Подходы к финансовому обеспечению пенсионных выплат за рубежом

По стандарту ООН, население страны считается старым, если удельный вес проживающих в ней лиц в возрасте 65 и более лет превышает

7 %. Например, в марте 2011 г. министр трудовых ресурсов и социального обеспечения КНР Инь Вэйминь озвучил число жителей этой страны старше 65 лет — 12,8 % (около 170 млн чел.). По закону о пенсионном обеспечении Китая пенсию могут получать мужчины с 60 лет и женщины с 50—55 лет (для разных категорий трудящихся). На государственные пенсии могут рассчитывать только государственные служащие и лица, занятые в промышленности. Сельские жители в Китае не получают пенсию вообще. Для госслужащего основанием для начисления базовой социальной пенсии, как правило, является обязательный 15-летний трудовой стаж на госпредприятии и отчисления (11 % от зарплаты) в государственный пенсионный фонд. Отчисления складываются из 7 % от заработной платы работника, которые ежемесячно уплачивает работодатель, и 4 %, которые платит сам работник, причем платежи производятся в момент начисления зарплаты независимо от воли сотрудника при уплате предприятием основных налогов [25].

Выплата пенсий в Китае производится ежемесячно в размере 20 % от средней зарплаты по региону. При этом в разных провинциях существуют различные ставки взносов и базовых начислений. С личного пенсионного счета пенсионера (на котором находятся деньги, накопленные в течение трудового периода) доплачивается около 60 % среднегодового заработка, который рассчитывается на момент выхода на пенсию и индексируется с учетом инфляции. Средняя пенсия в Китае составляет 900—1 360 юаней (в зависимости от региона). При этом никакими льготами обычный пенсионер не пользуется. Пенсионный фонд Китая для сохранения и преумножения своих средств может вкладывать их в акции только государственных акционерных обществ. У китайцев есть выражение «вырастить сыновей и тем обеспечить свою старость», т. е. дети растут, опираясь на родителей, а родители в старости опираются на детей. Современные реалии таковы, что в действующем в настоящее время в КНР законе о защите прав пожилых людей прямо указано: именно семья должна заботиться о материальном положении пенсионеров и брать на себя заботу о повседневном уходе за ними [25].

Первые пенсии (пенсионы) появились в Европе в XIX в. Личным указом монарха пенсионы назначались за особые заслуги отдельным выдающимся гражданам: придворным, военачальникам, ученым, художникам. В Германии первые государственные

пенсии были назначены при канцлере Бисмарке в 1889 г. и выплачивались по достижении 70-летнего возраста (при средней продолжительности жизни в Германии в то время всего в 45 лет). В других развитых странах пенсионное обеспечение по старости возникло только в XX в. [24]. В настоящее время в разных странах мира люди выходят на пенсию в довольно преклонном возрасте (табл. 1).

Как видно из табл. 1, финансовый эффект пожизненных выплат для каждого пенсионера тем значительнее, чем большее количество лет он проживет, выйдя на пенсию. Например, в Канаде мужчина, выйдя на пенсию в 65 лет и доживая до 81 года, получает пенсию в течение 16 лет, а в России мужчина, выйдя на пенсию в 60 лет и доживая лишь до 66 лет, получает пенсию всего 6 лет. Этот так называемый «период дожития» для финансовой состоятельности пенсионной системы любой

Таблица 1

Пенсионный возраст и средняя продолжительность жизни в некоторых странах мира, количество лет

Страна Пенсионный возраст Средняя продолжительность жизни

Мужчины Женщины

Япония 70 70 82,1

Дания 67 67 78,3

Норвегия 67 67 79,9

США 65 65 78,1

Германия 67 67 79,3

Канада 65 65 81,2

Испания 65 65 80,1

Швеция 65 65 80,9

Швейцария 65 64 80,9

Армения 65 63 72,7

Бельгия 65 62 79,2

Великобритания 68 60 79,0

Италия 67 65 80,2

Польша 65 60 75,6

Грузия 65 60 76,7

Франция 67 65 81,0

Казахстан 63 58 67,9

Литва 62,5 58,5 74,9

Венгрия 62 62 73,4

Чехия 62 62 76,7

Азербайджан 62 57 66,7

Молдова 62 57 70,8

Россия 60 55 66,0

Украина 60 55 68,6

Беларусь 60 55 70,6

Узбекистан 60 55 72,0

Источник: [24].

страны имеет ключевое значение, поскольку если люди будут жить достаточно долго, то денег в таком фонде, предназначенном для регулярных выплат, на всех просто не хватит. Из табл. 1 также понятно, что экономически развитые страны вовсе не стремятся слишком растягивать «период дожития» и устанавливают возраст выхода на пенсию относительно высоким. В среднем указанный период фактических финансовых расходов для государств колеблется в пределах 10 лет. Конечно, встречаются долгожители, возраст которых превышает 90, а иногда даже 100 лет, но таких пенсионеров, по оценкам авторов, не более 0,01 %.

Существуют три основных вида пенсионной системы [24]:

1) индивидуально-накопительная. Пенсионные взносы уплачиваются самими работниками и/или работодателями (в зависимости от законов того или иного государства). Взносы поступают на индивидуальный счет, где накапливаются в течение всего трудового стажа данного гражданина. При выходе на пенсию размер пенсии исчисляется исходя из общей суммы накопленных взносов;

2) солидарно-распределительная. Существует на основе пенсионных налогов и принципа «солидарности поколений»: пенсионные налоги работающих не накапливаются, а выплачиваются пенсионерам. Работающие граждане рассчитывают на то, что им пенсию будут выплачивать за счет последующих поколений. В большинстве стран размер такой пенсии исчисляется исходя из общей суммы пенсионных взносов и трудового стажа пенсионера;

3) распределительная. Пенсионные выплаты финансируются из общих налоговых поступлений, а специальных пенсионных налогов не существует. Этот вид пенсионного обеспечения ориентирован в основном на нетрудоспособных лиц: инвалидов, социально незащищенных граждан и др.

В современных условиях практически в каждой стране используется комбинированная система, включающая два или все три перечисленных вида пенсионных систем. В развитых государствах из-за особенностей демографической ситуации распределительные системы приходят в упадок: на каждого пенсионера приходится все меньше работающих сограждан. Например, в США в 1950 г. на одного пенсионера приходилось 8 трудоспособных американцев, а к 2020 г. прогнозируемое количество работающих уменьшится вдвое (пропорция станет 1:4) [24].

Достаточно высокие пенсии в Дании, Финляндии, Франции, США обусловлены именно пенсионными накопительными системами. В США и Европе в таких накопительных системах участвуют около 80 % работающих, в Азии — около 20 %, в Африке южнее Сахары — всего лишь 5 % [24].

Так, в США обычная пенсия составляет в среднем около 1 200 долл./мес. (не менее 50 % от размера зарплаты). Наемные работники лично платят взносы в пенсионный фонд в размере 7,5 % от зарплаты, и столько же доплачивает работодатель. Самозанятые работники (бизнесмены, адвокаты, нотариусы и пр.) самостоятельно вносят за себя полную сумму — 15 % от ежемесячного заработка. В Японии пенсия состоит из двух частей — базовой (гарантированно выплачиваемой всем гражданам по достижении пенсионного возраста) и трудовой (формируемой из взносов, которые работники и работодатели вносят в равных долях), при этом средняя пенсия достигает 60 % заработка.

В Германии работодатель и работник отчисляют взносы в пенсионный фонд поровну — всего 20,3 % от ежемесячного заработка, при этом размер пенсии достигает 70 % от зарплаты. В Великобритании работник платит в фонд 10 % от заработка, работодатель добавляет от 3 до 10,2 %. В этом случае пенсия достигает до 50 % от зарплаты, но государство гарантирует лишь минимальную пенсию. Во Франции работающие вносят в пенсионный фонд 16,35 % от ежемесячного заработка (работники и работодатели — пополам, самозанятые лица — целиком всю сумму). Размер пенсии — 50 % от средней зарплаты за последние 11 лет трудовой деятельности. В Израиле государственного пенсионного фонда нет, вместо него функционирует фонд обязательного соцстрахования. Размер пособия по старости — от 16 до 24 % средней зарплаты.

В Украине пенсионное «солидарное» бремя лежит тяжким грузом на государственном бюджете — около 15 % от ВВП — больше, чем в любой другой постсоветской стране. В пенсионный фонд отчисляется 34 % от заработка (больше всех в мире), при этом 32 % выплачивается работодателем и только 2 % — самим работником. В 2010 г. средняя пенсия в Украине составила 1 149 грн. (около 140 долл.), причем больше половины пенсий в стране не превышает 900 грн. (приблизительно 110 долл.). Негосударственные пенсионные фонды в Украине широкого распространения не получили [24].

По оценкам авторов, в текущем десятилетии пенсионные системы практически всех стран испытают большое финансовое напряжение, прежде всего из-за роста продолжительности жизни людей, влекущего увеличение количества пенсионеров по отношению к численности работающего населения. Если в 1950 г. средняя продолжительность жизни на Земле составляла 47 лет, то в 2010 г. — уже 69. В 1998 г. количество пенсионеров в развитых странах превысило численность детей, а к 2050 г. такая ситуация наступит на всей планете.

Вследствие изменения мировой демографической ситуации все большую часть своих ВВП страны вынуждены тратить на пенсионные выплаты. Так, в 1935 г., когда США ввели федеральную систему пенсионного страхования, это обходилось Америке в 0,2 % ВВП, а в 2011 г., когда количество пенсионеров превысило 10 % населения страны, — уже 6 %. Италия выплачивает пенсионерам 14 % ВВП, Турция — 7,8 % [24]. Увеличение доли пожилого населения, имеющего пенсионные права, продолжается по мере выхода на пенсию поколения людей, родившихся в 1945—1965 гг., в период аномально высокой рождаемости, компенсировавшей последствия демографического спада времен Второй мировой войны [1].

Как отмечал Е. Т. Гайдар, «первая, организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 г. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891 г.) и Новая Зеландия (1898 г.) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных.

В последующие годы большинство западноевропейских стран сформировало системы пенсионного страхования, ориентированные на германскую модель; англосаксонские страны (за исключением

США) и страны Северной Европы в большей степени шли по пути Дании и Новой Зеландии. Эти системы решали разные задачи. Германская была ориентирована на сохранение социального статуса работающего после выхода на пенсию. Датская, впоследствии введенная и в Англии, — на ограничение бедности» [1].

По мнению авторов, по-настоящему жизнеспособной является только индивидуально-накопительная система, хотя бы потому, что представляет собой не обезличенный общественный фонд («общий котел») денежных средств, распределяемый по принципу уравниловки и пополняемый денежными взносами трудящегося поколения. В рамках индивидуально-накопительной системы работающий гражданин получает право выбора и право самостоятельного принятия финансовых решений, его трудовые заработки прямо отражаются на собственных пенсионных накоплениях. Кроме того, работник заинтересован в «белой» зарплате, поскольку только с реально начисленных и отраженных в бухгалтерском и налоговом учете заработков отчисляются страховые взносы на пенсионное обеспечение.

Выше упоминалось, что в конце XIX в. законодатели Германии и Дании впервые приняли финансово-правовое решение, получившее впоследствии планетарный масштаб. Однако здесь возникает вопрос: почему гражданин изначально был признан некомпетентным, неспособным самостоятельно заботиться о собственных сбережениях на старость, и заботу о формировании его денежного фонда на «период дожития» государство присвоило себе? Возможно, в конце XIX в. граждане Европы и Новой Зеландии, действительно, не могли понять всех тонкостей пенсионной системы. Но ведь к настоящему времени прошло более 120 лет, уровень образованности населения вообще и финансовой грамотности в частности вовсе не такой низкий, каким его видел германский или датский законодатель в те далекие годы. Кроме того, указанное решение, породив долгосрочные иждивенческие настроения у большей части населения, сделало граждан пассивными наблюдателями, со страхом ожидающими свою старость и уповающими на финансовые возможности государства и компетентность его руководителей. Из первого вопроса логично вытекает второй: почему не предусмотрен альтернативный механизм формирования гражданином сбережений на свою старость? Разве современный человек не

осознает, что в определенном возрасте его трудовая карьера завершится, и он уволится на заслуженный отдых, при этом весь «период дожития» ему будут необходимы денежные средства для удовлетворения жизненных потребностей? Ответы на эти вопросы авторы приводят далее.

2. Действующая модель финансового обеспечения пенсионных выплат в России

В России пожизненное пенсионное содержание впервые ввел Петр I для офицеров. В 1763 г. Екатерина II повелела ежегодно отпускать 50 тыс. руб. на пенсии отставному генералитету, к концу ее царствования сумма возросла до 300 тыс. руб. В 1803 г. Александр I повелел в обязательном порядке выплачивать пенсию офицерам, ставшим инвалидами по ранению, при наличии 20-летней выслуги. Благодаря новому закону Николая I кроме офицеров право на пенсию получили и простые военные, прослужившие 25 лет, и все гражданские лица — в размере 50 % от суммы жалованья, а при выслуге 35 лет — 100 %. Главным основанием для этого являлась работа на государство, но при обязательном условии «беспорочной службы». Человеку, «удаленному от должности» за какой-либо проступок, стаж начинали считать заново в случае, если его снова принимали на государственную службу [6].

Царские пенсии упразднили вскоре после октябрьского переворота 1917 г. В августе 1918 г. были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 г. — для старых большевиков, в 1928 г. — для работников горнорудной и текстильной промышленности, в 1937 г. — для всех городских рабочих и служащих [6]. Наконец, лишь через двадцать лет в СССР был принят Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» [3], который утратил силу в связи с принятием Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» [4]. В 1964 г. был принят Закон СССР от 15.07.1964 № 2688-VI (ред. от 03.12.1987) «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [5]. В свою очередь, Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» утратил силу на территории РСФСР с 1 марта 1991 г. в связи с принятием Постановления ВС РСФСР от 20.11.1990 № 341-1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» [26]. Указанное постановление позднее утратило силу в связи с принятием Федерального закона от 07.07.2003

№ 109-ФЗ «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» [12].

Эволюционно отечественное пенсионное законодательство подразделилось на два режима финансового обеспечения пенсионных выплат: 1) для лиц, которые являются «бюджетниками», и, находясь на государственной службе, реализуют какие-либо особо важные для сохранения самого государства функции (власть, оборона, безопасность, освоение космического пространства и др.); 2) все остальные граждане, трудящиеся у коммерческих и некоммерческих работодателей, а также «бюджетники» менее важных для государства категорий (педагоги и работники учебных заведений, преподаватели и работники вузов, работники культуры, искусства, врачи, медработники и др.).

Так, например, Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8] (далее — Закон № 166-ФЗ) содержит отсылки еще к нескольким специальным законам, названия которых говорят сами за себя: Федеральному закону от 04.06.2011 № 126-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» [7]; Федеральному закону от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» [14]; Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 07.06.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [2].

Согласно ст. 4 Закона № 166-ФЗ, право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют:

- федеральные государственные гражданские служащие;

- военнослужащие;

- участники Великой Отечественной войны;

- граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

- граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

- граждане из числа космонавтов;

- граждане из числа работников летно-испы-тательного состава;

- нетрудоспособные граждане.

В соответствии со ст. 5 Закона № 166-ФЗ по государственному пенсионному обеспечению назначаются следующие виды пенсий:

- пенсия за выслугу лет (федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие, космонавты, летчики-испытатели);

- пенсия по старости (пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф);

- пенсия по инвалидности (военнослужащие, участники ВОВ, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавты);

- пенсия по случаю потери кормильца (члены семей погибших военнослужащих, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, космонавтов);

- социальная пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца (назначается нетрудоспособным гражданам).

Согласно ст. 6 Закона № 166-ФЗ финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации. Статья 18 Закона № 166-ФЗ устанавливает размеры социальной пенсии нетрудоспособным гражданам, в частности, достигших возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) — 3 626 руб. 71 коп./мес., инвалидам с детства I группы и детям-инвалидам — 8 704 руб./мес. и др. В соответствии со ст. 25 Закона № 166-ФЗ размер социальной пенсии ежегодно индексируется.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013) (далее Закон № 173-ФЗ) охватывает основную массу пенсий для населения страны [16]. Согласно ст. 2 Закона № 173-ФЗ, трудовая пенсия — это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности. А нетрудоспособным

членам семьи застрахованных лиц — выплата в целях компенсации заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц. Право на данную выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Законом № 173-ФЗ, при этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств.

Согласно ст. 5 Закона № 173-ФЗ, устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: 1) трудовая пенсия по старости; 2) трудовая пенсия по инвалидности; 3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Трудовая пенсия по старости может состоять из страховой и накопительной частей. Статья 7 Закона № 173-ФЗ устанавливает, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее пяти лет страхового стажа. Страховой стаж—это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с п. 1 ст. 14 Закона 173-ФЗ размер страховой части трудовой пенсии по старости (СЧ) определяется по формуле:

СЧ = ПК/Т + Б, где ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости (пенсионный капитал исчисляется в рублях); Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии. Этот период составляет 19 лет, или 228 месяцев (идеальный «период дожития»); Б — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (2 562 руб. / мес. на 1 сентября 2013 г.). Как видно из анализа приведенной формулы, определяющее значение имеет параметр пенсионного капитала — ПК. Согласно Закону № 173-ФЗ, эта сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер

трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле:

ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК1 — первая часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, равная ПК1 = (РП — 450 руб.) Г, где 450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который был установлен законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РП — расчетный размер трудовой пенсии («расчетная пенсия»), определяемый по выбору застрахованного лица. Для такого выбора установлены два варианта:

" ЗР'

1) РП = СК - 1 671 руб.;

IЗП _

2) РП = СК • ЗР,

где СК (для обоих вариантов) — стажевый коэффициент (для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, для женщин — не менее 20 лет), который равен 0,55 и повышается на

ПК

В соответствии с п. 23 ст. 14 Закона № 173-ФЗ размер накопительной части трудовой пенсии по старости (НЧ) определяется по формуле:

НЧ = ПН

Т

П =

= Б-

Т

=2 562 руб,-

0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,2 до максимума — 0,75. ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000— 2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании доку -ментов, выдавае- П = 2 562 руб. мых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами;

ЗП — среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СВ — сумма валоризации, т. е. сумма повышения на 10 % величины расчетного пенсионного капитала ПК1 и, сверх того, на 1 % величины ПК1 за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г.; ПК2 — сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 г.

+ Б

где ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, учтенных в специальной части его индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии, по состоянию на день, с которого ему назначается накопительная часть трудовой пенсии по старости;

Т — количество месяцев ожидаемого периода накопительной части трудовой пенсии по старости — 19 лет, или 228 мес. (идеальный «период дожития»).

Большинство будущих пенсионеров, родившихся в 1967 г. и моложе, в соответствии с Законом № 173-ФЗ в итоге могут рассчитывать на трудовую пенсию по старости П, состоящую из двух частей — страховой и накопительной:

ПН Л (ПК, + СВ + ПК2) ( пн4

Т

Т

(РП - 450 руб.) 228 мес. + СВ +ПК2

Т

ПН

+ Б =

228 мес. V228 мес.,

(РП - 450 руб.) 228 мес. + СВ +ПК2 ( ПН Л 228 мес. V 228 мес.)

После всех арифметических подстановок получим развернутую формулу для расчета пенсии П:

СК — 1 671 руб.

ЗП ^

- 450 руб. 1228 мес. + СВ + ПК2 + ПН

228 мес.

где 2 562 руб./мес. — фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости за некоторыми исключениями. Например, лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы и не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 5 124 руб./мес. С 1 января 2015 г. фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (начиная с 2 562 руб./мес.) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин на день на-

значения страховой части трудовой пенсии по старости, увеличивается на 6 %; СК — стажевый коэффициент, который может достигнуть 0,75, если мужчина проработает 45 лет, а женщина — 40 лет; ЗР — среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000—2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 мес. работы подряд на основании документов работодателей; ЗП — среднемесячная заработная плата в России за тот же период (либо за 2000—2001 гг., либо за выбранные 60 мес. работы); 1 671 руб. — среднемесячная заработная плата в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством РФ;

450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.;

228 мес. — ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, при оптимистическом сценарии — 19 лет жизни пенсионера; СВ — сумма валоризации — прибавка на 10 % к расчетному пенсионному капиталу ПКХ и еще на 1 % к величине ПКХ за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 г., — бонус за труд в период существования СССР;

ПК2 — поступившие в Пенсионный фонд РФ деньги от работодателей, начисленные по установленным тарифам страховых взносов пропорционально заработкам застрахованного лица в течение его трудовой деятельности; ПН — сумма пенсионных накоплений застрахованного лица, сформированных им в каком-либо негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании. Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [10], за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, осуществляются следующие виды выплат: 1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений; 2) срочная пенсионная выплата; 3) накопительная часть трудовой

пенсии по старости; 4) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица. В развернутой формуле имеется в виду накопительная часть трудовой пенсии по старости.

Согласно ст. 6 Закона № 173-ФЗ, порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (страховой части и накопительной части трудовой пенсии по старости) определяется Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.01.2014) [18]. Названный правовой акт устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации (далее Закон № 167-ФЗ).

Финансовое обеспечение выплаты трудовых пенсий (страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости) основано на обязательном пенсионном страховании. Согласно ст. 3 Закона № 167-ФЗ, это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное страховое обеспечение — это исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты трудовой пенсии, а также социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

Финансовый механизм обязательного пенсионного страхования основан на обязательных платежах — страховых взносах на обязательное пенсионное страхование. Эти взносы представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются миллионами страхователей (и российскими, и иностранными, работающими в России) в Пенсионный фонд РФ и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно Закону № 167-ФЗ, субъектами обязательного пенсионного страхования являются:

1) страхователи (организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, производящие выплаты физическим лицам, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой);

2) страховщик (Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды);

3) застрахованные лица. Согласно ст. 7 Закона № 167-ФЗ, это граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории России, иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов), временно пребывающие на территории России, заключившие срочные трудовые договоры продолжительностью не менее 6 мес. в общей сложности в течение календарного года.

К застрахованным лицам относятся:

- работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой;

- граждане, являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;

- граждане, являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера,

Сибири и Дальнего Востока РФ, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

- священнослужители;

- иные категории граждан, отношения которых по обязательному пенсионному страхованию регулируются в соответствии с Законом № 167-ФЗ.

Согласно ст. 9 Закона № 167-ФЗ, установлены виды обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. По его видам, приведенным ниже, соответственно финансируются:

1) за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ, а в части накопительной части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах:

- трудовая пенсия по старости;

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца;

- социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

2) за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ или средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах:

- единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

- срочная пенсионная выплата;

- выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» [15] (далее — Закон № 212-ФЗ) в ст. 7 определяет объект обложения страховыми взносами для страхователей — это выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (имеется ряд исключений). Согласно ст. 8 Закона № 212-ФЗ, база для начисления страховых взносов, с учетом ее индексации, в отношении каждого физического лица с 1 января 2013 г. установлена в сумме, не превышающей 568 000 руб. (постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276) [11].

В соответствии со ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ в 2012—2015 гг. для большинства плательщиков

Таблица 2

Тарифы страховых взносов в России в 2012—2015 гг.

База для начисления страховых взносов с 1 января 2013 г. Тариф страхового взноса, % Суммарная годовая тарифная нагрузка на страхователя, %

Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования

Не более 568 000 руб. в год на 1 работника 22,0 2,9 5,1 30,0

Свыше 568 000 руб. в год на 1 работника 10,0 — — 40,0

Источник: [15].

страховых взносов, ведущих деятельность в России, применяются следующие тарифы страховых взносов (табл. 2).

Следует уточнить, что в ст. 3 Закона № 167-ФЗ дифференцированы и закреплены понятия двух частей тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ:

- солидарная часть — это часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ денежных средств в целях выплаты в фиксированном базовом размере: а) трудовой пенсии, б) социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти;

- индивидуальная часть — это часть тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное

страхование, предназначенная для формирования денежных средств застрахованного лица и учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, включая специальную часть индивидуального лицевого счета, в целях определения суммы расчетного пенсионного капитала, а также размера накопительной части трудовой пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 33.3 Закона № 167-ФЗ, для страхователей (в частности, организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц), производящих выплаты физическим лицам, в течение 2014—2015 гг. будут применяться тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, указанные в табл. 3.

Уточним, что здесь имеются в виду застрахованные лица 1967г. р. и моложе, которые по состоянию на 31 декабря 2013г. в порядке, установленном Федеральным законом от 07.05.1998

Таблица 3

Тарифы для страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в отношении отдельных категорий застрахованных лиц в 2014—2016 гг.*

Тариф страхового взноса На финансирование страховой части трудовой пенсии На финансирование накопительной части трудовой пенсии

22 % + 10 %** (в 2014—2015 гг.) 16 % Из них: - 6,0 % — солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

26 % + 10 %** (с 1 января 2016 г.) 20 % Из них: - 10 % — солидарная часть тарифа страховых взносов; - 10 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов 6 % — индивидуальная часть тарифа страховых взносов

* Не более установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов.

** 10 % — солидарная часть тарифа страховых взносов (свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов).

Источник: [18].

№ 75-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О негосударственных пенсионных фондах» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013) [9] и Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013) [17], заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в негосударственный пенсионный фонд либо обратились с заявлением о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

По мнению авторов, не представляется возможным однозначно определить, к какой модели относится современная российская пенсионная система: ориентирована она на сохранение социального статуса и финансовой состоятельности гражданина после выхода на пенсию или же — на ограничение бедности людей преклонного возраста. Рассмотрим далее, почему действующее пенсионное законодательство гарантирует будущим пенсионерам настолько скромные финансовые перспективы, и каков реальный финансовый потенциал Пенсионного фонда Российской Федерации?

3. Практика и направления развития финансового обеспечения пенсионных выплат в России: альтернативные возможности

Исследование развернутой формулы трудовой пенсии по старости, закрепленной Законом № 173-ФЗ и состоящей из страховой и накопительной частей, позволяет определить следующие тенденции.

Во-первых, авторы усматривают линию государства на усреднение и занижение итоговой пенсии гражданина. Стажевый коэффициент СК, будучи меньше единицы, еще и ограничен величиной 0,75, что снижает влияние величины заработка (ЗР) на 25 % и более. Одновременно заработок гражданина соотносится со средней зарплатой по стране (ЗП), что еще больше нивелирует финансовые достижения работника в труде. Возникший в результате указанного отношения ЗР к ЗП параметр, после его снижения коэффициентом СК (лишь при 45 годах стажа у мужчины СК может достигнуть 0,75), умно-

жается на 1 671 руб. — среднемесячную заработную плату в России за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. Однако и это еще не все. После такой откровенной «игры на понижение» из полученной суммы вычитается еще 450 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости, которая установлена законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.! Интересно, как будут выглядеть подобные результаты сегодняшнего законотворчества, например, в 2030 или в 2050 г.? В то же время сумма валоризации (СВ) — мизерная прибавка за труд в советское время — принципиально никак не влияет на итоговый размер пенсии, но при этом для пущей солидности еще и названа не по-русски.

Во-вторых, казалось бы, параметр ПК2 должен обнадежить будущего пенсионера. Это поступившие в Пенсионный фонд РФ деньги от работодателей, начисленные по установленным тарифам страховых взносов пропорционально заработкам застрахованного лица в течение его трудовой деятельности. Но увы, из табл. 3 видно, что начисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ работодателем прекращается, если совокупный доход работника с начала года превысит 568 000 руб. (в 2013 г.). Такая сумма дохода означает среднюю зарплату работника более 47 тыс. руб./мес. Если заработки превышают указанную сумму, то отчисления снижаются до 10 %. Здесь следует уточнить, что официальные данные Росстата показывают среднюю зарплату по стране в 2 раза ниже. По оценкам авторов, до 80 % работающего российского населения имеют зарплату не более 30 тыс. руб./мес. Допустим, работник в течение 45 лет будет ежемесячно зарабатывать в среднем 30 тыс. руб. Тогда в Пенсионный фонд РФ (согласно табл. 3) поступит 45 • 12 • 30 000 • 20 %= = 3 240 000 руб., что в итоге даст лишь 3 240 000/228 мес. = 14 211 руб./мес. в пенсионной формуле.

В-третьих, только параметр ПН (пенсионные накопления) целиком зависит от величины заработков, начисляемых будущему пенсионеру, причем 6 % от этих сумм поступают в накопительную часть его будущей пенсии (если, конечно, человек не родился раньше 1967 г.). При этом база для начисления страховых взносов ограничивается предельной величиной, которая ежегодно увеличивается. Как в предыдущем примере, допустим, что работник в течение 45 лет будет ежемесячно зарабатывать в среднем 30 тыс. руб. Тогда в Пенсионный фонд РФ (согласно табл. 3) поступит 45 • 12 • 30 000 • 6 % = 972 000 руб., что в итоге даст лишь 972 000/228 мес. =

= 4 263 руб./мес. в пенсионной формуле, без учета возможных доходов (а также возможных убытков) от инвестирования пенсионных накоплений.

В-четвертых, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, — 2 562 руб./мес. — с 1 января 2015 г. за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, будет увеличиваться на 6 %, т. е. на 154 руб. Это дает перспективу мужчине, имеющему 45 лет стажа, и женщине — 40 лет стажа, довести данный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии до 2 562 + (2562 • 0,06 • 15) = = 4 868 руб. /мес. в пенсионной формуле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-пятых, наиболее существенное понижающее влияние на размер пенсии в развернутой формуле оказывает делитель — «период дожития» — 228 мес. жизни мужчины после 60 лет и женщины после 55 лет. В реальной практике это приводит к тому, что, например, российские мужчины, в абсолютном большинстве своем не доживающие до 79 лет, оставляют в пенсионном фонде предназначавшиеся им и недополученные ими финансовые ресурсы более «молодым» пенсионерам, выходящим на заслуженный отдых следом за ними. При этом озвучена линия государства на увеличение «периода дожития».

Проанализируем ситуацию «периода дожития» на примере пенсионерки Г. (79 лет, 42 года трудового стажа, ветеран труда), проживающей в г. Волгограде в однокомнатной квартире современного многоквартирного дома. Ежемесячный баланс ее доходов и расходов представлен в табл. 4.

Как видно из анализа табл. 4, представленное пенсионное домохозяйство никакого запаса финансовой состоятельности не имеет, его «нанобюджет» без дотаций является дефицитным, финансовое состояние соответствует банкротству. Согласно табл. 4, все расходы в представленном домохозяйстве необходимы и более чем скромны. На взгляд авторов, уровень благосостояния основной массы российских пенсионеров можно обоснованно оценивать как крайнюю бедность. Фактически в российских условиях также реализуется китайская практика «вырастить сыновей и тем обеспечить свою старость». Кроме того, следует иметь в виду, что п. 1 ст. 87 Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013) устанавливает, что «Трудоспособные совершенно-

летние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них» [27].

Обратим внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [13] Правительство РФ установило величину прожиточного минимума в целом по стране за I квартал 2013 г. на душу населения 7 095 руб., для трудоспособного населения — 7 633 руб., пенсионеров — 5 828 руб., детей — 6 859 руб. [19]. Величина прожиточного минимума пенсионера в 2013 г. в Волгоградской области определена в 6 108 руб. [22], однако способы выживания в крупных российских городах с такими деньгами авторам неизвестны. Авторы также считают, что величина прожиточного минимума, устанавливаемая Правительством РФ в целом по стране, не имеет никакого прикладного значения. Разве что в пропагандистских целях выгодно сравнивать его вопиюще низкую величину с размерами выплачиваемых пенсий.

Финансовый потенциал Пенсионного фонда РФ можно исследовать, используя табл. 5.

В отчетах Пенсионного фонда РФ за 3 года, данные из которых помещены в табл. 5, ясно виден

Таблица 4

Ежемесячные доходы и расходы одинокого пенсионера, проживающего в г. Волгограде на август 2013 г., руб.

Источник доходов/расходов Сумма

Доходы

Пенсия по старости, выплата за звание «Вете- 12 767

ран труда», выплата — социальный пакет

Проценты по вкладам в Сбербанке 1 000

Доходы, всего... 13 767

Расходы

Питание 3 800

Жилье и коммунальные услуги* 3 400

Телефонная связь 300

Медикаменты 400

Медицинские услуги 500

Лечебно-санаторные услуги 2 000

Одежда и обувь 300

Подписка на газеты и журналы 200

Транспорт 150

Дети, внуки, правнуки 500

Корм, медикаменты для кошки 350

Уборка квартиры* 2 000

Расходы, всего. 13 900

* Дотируют дети.

Таблица 5

Финансовый потенциал и результаты работы Пенсионного фонда РФ в 2010—2012 гг. *

Финансовые и натуральные показатели Год

2010 2011 2012

Численность страхователей, уплачивающих страховые взносы на обязательное 6,7 6,8 10,2

пенсионное страхование, млн чел.

Численность застрахованных лиц, проинформированных о состоянии их инд. лице- 81 463 276 82 765 017 81 014 729

вых счетов, чел.

Исполнение бюджета по доходам, трлн руб. 4 610,0 5 250,0 5 890,0

Исполнение бюджета по расходам, трлн руб. 4 250,0 4 920,0 5 450,0

Разница между доходами и расходами, млрд руб. 360,0 330,0 440,0

Исполнение бюджета по расходам, % от ВВП 9,4 9,0 8,9

Численность пенсионеров, тыс. чел. 39 711,2 40 167,4 40 578,1

В том числе:

— получающие трудовые пенсии по старости, тыс. чел.; 32 465,6 32 984,8 37 250,7

— получающие пенсии по государственному пенсионному обеспечению, тыс. чел. 3 146,7 3 251,6 3 327,4

Средний размер пенсии: — трудовая пенсия по старости, руб.; 8 166,0 8 876,0 9 790,0

— пенсии по государственному пенсионному обеспечению, руб. 4 731,0 5 207,0 5 919,0

Численность лиц, получающих негосударственную 1 358 272 1 470 893 1 537 090

пенсию, чел.

Сумма пенсионных накоплений в ВЭБ, млн руб. 739 941 1 333 712 1 643 313

Сумма пенсионных накоплений в НПФ, млн руб. 155 352 393 786 669 190

Сумма пенсионных накоплений в УК, млн руб. 19 505 28 818 34 015

* Составлено авторами по отчетам Пенсионного фонда РФ за 2010—2012 гг. [22].

скачок числа страхователей на 3,4 млн лиц с 2011 по 2012 г. Непонятно только, где скрывались эти несколько миллионов страхователей в 2010—2011 гг. и ранее, и кто же они? По данным «Вестника государственной регистрации», по состоянию на июль 2013 г. в России ведут свою деятельность 3 911 477 коммерческих, 33 082 некоммерческие организации, 3 645 068 индивидуальных предпринимателей [20]. Суммарно это 7 589 627 лиц, что отличается от данных табл. 5 за 2012 г. на несколько миллионов страхователей. Насколько корректны указанные отчеты? Далее видно, что финансы Пенсионного фонда РФ пребывают в довольно напряженном состоянии. Остаток денежных средств после вычета расходов из доходов составляет менее 10 % доходов. И это при том, что численность пенсионеров прибавляется более чем на 1 % ежегодно, а средний размер пенсии по старости, например, с 2010 по 2011 г. вырос на 8,7 %, а с 2011 по 2012 г. — на 10,3 %.

В этой связи следует поддержать правительственную меру косвенного финансирования, которая выражается в том, что в августе 2013 г. Роструд внес в Правительство РФ законопроект об отмене налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на пенсии, получаемые гражданами от негосударственных страховщиков. Если проект будет одобрен, сум-

мы негосударственных пенсий в размере до двух прожиточных минимумов пенсионера не будут облагаться НДФЛ. Исходя из прожиточного минимума пенсионера в 2013 г. в Волгоградской области, государство оставляет пенсионеру (т. е. косвенно финансирует, отменяя НДФЛ) максимально: 2 • 6 108 руб. • 0,13 = 1 588 руб.

За год, прошедший с 1 июля 2012 г. — даты вступления в действие Федерального закона от 30.11.2011 № 360-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» [10], выплаты из своих пенсионных накоплений получили около 2,5 млн граждан. Большинство из них — получатели трудовой пенсии: мужчины моложе 1953 г. и женщины моложе 1957 г., за которых с 2002 по 2004 г. работодатели уплачивали страховые взносы на накопительную часть пенсии по тарифу 2 %. Более 99 % обратившихся (2 млн 482 тыс. пенсионеров) получили свои пенсионные накопления сразу в виде единовременной выплаты. Есть граждане, которым накопленные средства выплачиваются в виде срочной пенсионной выплаты (857 чел.) и в виде накопительной части трудовой пенсии по старости (7 330 чел.). Средний размер установленной единовременной выплаты составляет 7,6 тыс.

руб., срочной выплаты — 701 руб., накопительной части — 573 руб. [22].

На официальном сайте Пенсионного фонда РФ указано, что за период 2004—2011 гг. индексация государством страховой части пенсии составила 337 %, инфляция в России — 215 %, результаты инвестирования средств пенсионных накоплений государственной управляющей компанией — 149 %, результаты инвестирования средств пенсионных накоплений негосударственными пенсионными фондами — 159 % [22]. Именно так на государственном уровне дискредитируется сама идея индивидуально-накопительной пенсионной модели и подчеркивается бесперспективность накопительной части пенсии. На это, впрочем, можно возразить, приведя данные, например, управляющей компании «Открытие» о том, что доходность доверенных компании пенсионных накоплений за период 2004—2011 гг. составила 183 %, а инфляция в стране — 115 % [23].

Авторы видят два основных направления модернизации пенсионной системы в России. Во-первых, необходимы системные меры по легализации труда, выводу трудящихся и их доходов из теневого сектора экономики. В отчете Пенсионного фонда РФ за 2010 г. указана численность участников системы обязательного пенсионного страхования Российской Федерации — 100 млн чел. В отчетах за 2011 и 2012 гг. такого показателя нет, однако за 2010—2012 гг. имеется показатель «Численность застрахованных лиц, проинформированных о состоянии их индивидуальных лицевых счетов», который составляет более 81 млн чел. [22]. В июле 2013 г. вице-премьер Правительства РФ О. Голодец в ходе встречи министров труда и занятости стран «Большой двадцатки» сообщила, что в теневом секторе экономики России занято около 20 млн чел. [21]. Необходимо выработать методы оценки количества занятых в отраслевых и региональных теневых группах, а также создать механизмы их заинтересованности и перехода на легальные трудовые отношения, точно выяснить численность страхователей, долгосрочно стабилизировать тарифы страховых взносов.

Во-вторых, необходим альтернативный институт пенсионных накоплений, соответствующий уровню прав и свобод человека в развитых государствах XXI в. Представим его в самых общих чертах. Например, начиная с 1 января 2015 г. гражданам 1999 г. р. и моложе, вступающим в трудовые отно-

шения, предоставляется право выбора — участвовать в государственном обязательном пенсионном страховании или идти по пути персонального обязательного пенсионного страхования. Для финансового обеспечения такого альтернативного выбора в законодательстве должны быть предусмотрены обязанности работодателей отчислять от выплачиваемых работнику сумм 26 %-ный взнос в особый персональный пенсионный накопительный финансовый актив этого гражданина. Правовой режим таких безотзывных финансовых продуктов должен быть разработан и законодательно закреплен, они должны предлагаться коммерческими банками, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

В заключение уточним, что до конца 2013 г., вероятно, будет нормативно закреплен законодательно новый финансово-правовой режим. Дело в том, что с 1 января 2015 г. в России предполагается ввести новый порядок назначения пенсии, так называемая «новая пенсионная формула» вынесена на обсуждение широкой общественности. Трудовая пенсия по старости, как и по действующему законодательству, будет состоять из страховой и накопительной частей. По-новому предполагается рассчитывать именно страховую часть, применяя индивидуальные пенсионные коэффициенты работника за каждый год трудовой деятельности. Правительством РФ ежегодно будет утверждаться величина годового пенсионного коэффициента в рублях.

Список литературы

1. ГайдарЕ. Т. История пенсий. URL: http://ng. ru.

2. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 07.06.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 9. С. 328.

3. Закон СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» // Ведомости ВС СССР. 1956, № 15. С. 313.

4. Закон СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» // Свод законов СССР. 1990. Т. 2. С. 550.

5. Закон СССР от 15.07.1964 «О пенсиях и пособиях членам колхозов» // Ведомости ВС СССР. 1964. № 29. С. 340.

6. История пенсии. URL: http://pensionary. ru.

7. О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан: Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ (ред. от 03.12.2012).

8. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 05.04.2013).

9. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

10. О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений: Федеральный закон от 30.11.2011 № 360-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

11. О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.: постановление Правительства РФ от 10.12.2012 № 1276.

12. О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием федеральных законов «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и «О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 07.07.2003 № 109-ФЗ.

13. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ (ред. от 03.12.2012).

14. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: Федеральный закон от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 02.07.2013).

15. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ (ред. от 23.07.2013).

16. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ

(ред. от 02.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

17. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

18. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014).

19. Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2013 г.: постановление Правительства РФ от 27.06.2013 № 545.

20. Официальный сайт журнала «Вестник государственной регистрации». URL: http://vestnik-gosreg. ru.

21. Официальный сайт медиахолдинга РосБизнесКонсалтинг. URL: http://top. rbc. ru.

22. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. URL: http://pfrf. ru.

23. Официальный сайт Управляющей компании «Открытие». URL: http://open-am. ru.

24. Пенсия в разных странах мира. URL: http:// npf-almaz. ru.

25. Подчернина А. Как живется пенсионерам в Китае? URL: http://wan-shi-ru-yi. com.

26. Постановление ВС РСФСР от 20.11.1990 № 341-1 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. № 27. С. 352.

27. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 01.09.2013) // Российская газета. № 17. 27.01.1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.