Научная статья на тему 'Современная Российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития'

Современная Российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6261
605
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сосков Вадим Викторович

В статье раскрываются основные направления реформирования российской пенсионной системы и, в частности, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, формулируется собственная оригинальная позиция автора по вопросам развития накопительной части трудовой пенсии, модернизации института досрочных пенсий и развития корпоративных пенсионных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEMPORARY RUSSIAN PENSION SYSTEM: BASIC CHARACTERISTICS, STRUCTURE, TRENDS OF DEVELOPMENT

In the article describes the main directions of reforming of Russian pension system and, in particular, mandatory pension insurance and non-state pension provision, is formulates own original author’s position on development of funded part of labour pension, modernization of institute of early pensions and development of corporative pension plans.

Текст научной работы на тему «Современная Российская пенсионная система: базисные характеристики, структура, тенденции развития»

3.5. СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА: БАЗИСНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, СТРУКТУРА, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

Сосков Вадим Викторович, соискатель НИИ труда и социального страхования

xmelevsk@mail.ru

Аннотация: в статье раскрываются основные направления реформирования российской пенсионной системы и, в частности, обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, формулируется собственная оригинальная позиция автора по вопросам развития накопительной части трудовой пенсии, модернизации института досрочных пенсий и развития корпоративных пенсионных программ.

Ключевые слова: корпоративные пенсионные программы; негосударственное пенсионное обеспечение; обязательное пенсионное страхование; пенсионная система.

CONTEMPORARY RUSSIAN PENSION SYSTEM: BASIC CHARACTERISTICS, STRUCTURE, TRENDS OF DEVELOPMENT

Soskov Vadim Victorovich, competitor of Scientific-Research Institute of labour and social insurance

xmelevsk@mail.ru

Abstract: in the article describes the main directions of reforming of Russian pension system and, in particular, mandatory pension insurance and non-state pension provision, is formulates own original author’s position on development of funded part of labour pension, modernization of institute of early pensions and development of corporative pension plans.

Keywords: corporative pension plans; non-state pension provision; mandatory pension insurance; pension system.

Как известно, на протяжении последних лет в нашей стране идет активный процесс формирования национальной пенсионной системы. Несмотря на то, что менялись принципы и базисные ориентиры данной системы, тем не менее, уже сейчас можно выделить ряд ее устоявшихся характеристик.

Так, сложившуюся пенсионную систему России можно представить как состоящую из 3-х базовых частей: во-первых, государственного пенсионного обеспечения, реализуемого для конкретных категорий будущих пенсионеров и финансируемого из федерального бюджета (оно весьма вариативно и включает в себя как пенсии государственным служащим, так и, собственно, социальные пенсии, а также пенсии для иных категорий граждан. Можно констатировать, что это менее подвергнутая радикальной модернизации часть пенсионной системы);

во-вторых, обязательного пенсионного страхования по формированию трудовых пенсий по старости, инвалидности и потери кормильца и, в-третьих, негосударственного (дополнительного, добровольного) пенсионного обеспечения. Именно две последние из названных частей выступают объектом настоящего исследования.

Что касается обязательного пенсионного страхования (далее - ОПС), то в настоящее время оно представляет собой, по сути, с одной стороны, распределительную систему с четко выраженным принципом солидарности поколений, а, с другой, - накопительную систему, в которой определенная часть страховых пенсионных взносов (2-6%)1, поступившая от работо-

1 Право выбора в 2013 году тарифа страхового взноса (2% или 6%) на формирование накопительной части пенсии с 2014 года в системе ОПС установлено в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 03.12.2012 №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 07.12.2012.

дателя за работников 1967 года рождения и моложе, часть материнского капитала, направленная на формирование накопительной части трудовой пенсии, взносы от участников Программы государственного софинансирования пенсий за счет собственных добровольных взносов, софинансирования со стороны государства и, возможно, взносов работодателей, инвестируется в официально разрешенные активы в целях приращения дохода, который фиксируется в специальной части индивидуального лицевого счете застрахованного лица.

Однако именно система ОПС всегда была в центре теоретических дискуссий ученых - экономистов, экспертов, представителей органов публичной власти. И это неудивительно постольку, поскольку данная система решает разнонаправленные задачи, обусловленные вариативными группами интересов (государства, застрахованных лиц, нынешних получателей пенсий, бизнеса):

- обеспечить уровень пенсий, превышающий, по меньшей мере, прожиточный минимум пенсионера -ПМП (во времена экономических кризисов, хотя бы равный ПМП); чем, собственно, система ОПС эффективнее, тем более высокий уровень жизни пенсионеру она гарантирует.

Относительно современного состояния уровня пенсий можно отметить, что в первом квартале 2013 года средний размер назначенной трудовой пенсии по старости составил 9575 руб. (равный коэффициенту замещения 35,1% от средней номинальной начисленной заработной платы по стране)2. При этом размер ПМП, установленный законодательством на 2013 год - 6131 руб. 3. Таким образом, размер трудовой пенсии по ста-

2 Web-ресурс: http: //www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-1.htm

3 Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 №216-ФЗ

«О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-

рости составил 1,56 ПМП (в 2010 году это соотношение было 1,68; в 2011 - 1,64; в 2012 - 1,78). Вместе с тем ставится задача довести это соотношение до 2,53,0 ПМП в долгосрочной перспективе4.

Кроме того, если сравнивать динамику роста размера трудовых пенсий с ростом индексов потребительских цен на товары (работы, услуги), то за последние два года наблюдается отставание роста пенсий по отношению к росту данных индексов (таблица 1)5:

Таблица 1

Сравнение динамики роста уровня трудовых пенсий по старости с ростом индекса потребительских цен на товары

- минимизировать обязательства государства в пенсионной сфере (их «оптимизировать»). По мнению некоторых авторов, чрезмерные социальные обязательства нашего государства, в том числе и пенсионные обязательства, становятся тормозом на пути дальнейшего позитивного развития российской экономики6. Хотя, как известно, в основе этой проблемы - разные подходы к пониманию роли и функций публичной власти в условиях рыночной экономики, которые были сформулированы ранее в истории экономической мысли.

В условиях, когда Российская Федерация официально провозглашена социальным государством, что закреплено в ее Конституции, то, согласно ее ст.39, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Для многих нынешних пенсионеров пенсия - их единственный источник дохода, который дает возможность существования фактически на грани чуть выше ПМП. Поэтому любое уменьшение пенсионных обязательств государства ставит под угрозу их физическое выживание.

Вместе с тем иногда социальные обязательства государства могут быть чрезмерными, что порождает социальное иждивенчество и, действительно, выступает препятствием на пути роста национальной экономики. Здесь важно обеспечить баланс интересов, что возможно сделать, введя систему социальных стандартов в пенсионную систему, а это, в свою очередь, требует принятия Социального кодекса Российской Федерации, необходимость которого начала обсуждаться еще в

2015 годов» (в редакции Федерального закона России от 07.06.2013 №133-ФЗ) //РГ (федеральный выпуск). - 07.12.2012; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

4 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53. - Ч.2. - Ст.8029.

5 Рассчитано автором на основе данных Федеральной службы государственной статистики (Росстата) //Web-ресурс: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/populatio n/level/#

6 Прохоров М. О новом варианте пенсионной реформы //Web-ресурс: http: //mihail-prokhorov.ru/mnenie/640-mnenie.html

начале 2000-х годов7;

- не допустить чрезмерной нагрузки на бизнес/работодателя постольку, поскольку финансовую основу системы ОПС составляют страховые взносы работодателя, уплачиваемые с фонда оплаты труда (в настоящее время - с заработной платы конкретного работника). В этой связи достаточно привести недавний пример увеличения тарифа страховых взносов в отношении самозанятых граждан (фиксированный размер страхового взноса на ОПС в 2013 году равен двукратному минимальному размеру оплаты труда - МРОТ, умноженному на тариф страховых взносов и увеличенному в 12 раз)8, что заставило, по оценке Департамента по развитию малого и среднего бизнеса и конкуренции Минэкономразвития России, более 300 тысяч представителей малого бизнеса отказаться от собственного дела, что грозит снижением ежегодного роста ВВП на 0,7%9;

- стремиться к достижению сбалансированности системы ОПС по поступающим взносам и расходным обязательствам. В нынешнем ее виде в силу разных причин система разбалансирована (дефицит пенсионной системы составляет 1 трлн руб., а к 2015 году его размер, вероятно, достигнет 1,2 трлн10).

Если считать дефицит бюджета ПФР без трансфертов из федерального бюджета, то по итогам 2012 года он составил 1 трлн 33 млрд рублей, а расходная часть в целом превысила 5 трлн (!).

Таким образом, с одной стороны, система ОПС обеспечивает выплату пенсий значительной части нынешних пенсионеров (размер этих пенсий должен в перспективе быть не менее 2,5-3 ПМП), с другой стороны, -формирует пенсии будущих пенсионеров (коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка при этом должен быть не менее 40%, что является одним из показателей развитости системы ОПС), с третьей, - страховой тариф на ОПС не должен препятствовать развитию бизнеса, и, наконец, при названных выше условиях система ОПС должна быть сбалансированной. Это еще раз подтверждает, что в основе оценки эффективности системы ОПС должен быть положен учет баланса интересов различных социальных групп.

В основе существующей системы ОПС лежат страховые принципы, которые должны гарантировать застрахованным лицам в этой системе получение при наступлении страхового случая (прежде всего - старости) ма-

7 В 2003 году Министерство труда и социального развития Российской Федерации объявило открытый конкурс научноисследовательских работ на подготовку проекта Социального кодекса России, и он был подготовлен НИИ труда и социального страхования, выигравшим данный конкурс (Каминский П.Л., Хмелевская С.А. и др. Концепция Социального кодекса Российской Федерации. - М., 2004). Но дальнейшее продвижение данного Кодекса было приостановлено, и о нем забыли.

8 Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 №243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».

9 317300 предпринимателей аннулировали свою регистрацию в результате повышения социальных выплат Web-ресурсы: //http: //www.ng.ru/economics/2013-03-12/4_businesmen.html; http: //www.gazeta.ru/business/2013/02/12/4963249.shtml

10 Доля общего бюджетного финансирования пенсий увеличилась с 24% от общих пенсионных расходов в 2007 году до 46% в 2011 году. При 8,7% ВВП в 2011 году расходы пенсионной системы в России уже превышают средние показатели ОЭСР, увеличившись с 2007 года с уровня в 5,1%.

(работы,

Год Рост размера трудовой пенсии по старости, в % к предыдущему году Рост индексов потребительских цен на товары (работы, услуги), в % к предыдущему году

2010 12,2 8,8

2011 4,6 6,1

2012 3,3 6,6

услуги)

термального вознаграждения, в идеале эквивалентного накопленным ими в течение трудовой деятельности пенсионным правам и государственным пенсионным обязательствам11. Вместе с тем возникшие в последнее время проблемы в этой системе указывают не на ошибочность данных принципов, а на то, что они не получили полной реализации и не базируются на реальных экономических механизмах.

Так, в структуру трудовой пенсии была включена базовая часть - первоначально как самостоятельная часть данной пенсии, которая финансировалась из федерального бюджета. Однако с 01.01.2010 она вошла в состав страховой части трудовой пенсии в виде фиксированного базового размера и стала финансироваться из страховых взносов, что явилось одной из причин усугубления дисбаланса системы ОПС. В настоящее время планируется вновь вывести ее из состава страховой части и рассматривать в качестве самостоятельной, проводя ее финансирование через федеральный бюджет12. В целом же: «С 2015 года трудовая пенсия россиян будет состоять из страховой части, накопительной и фиксированной выплаты. Есть несколько вариантов индексации. Минфин России предлагает повышать страховую часть трудовой пенсии на уровень инфляции + 2%. Эта схема мало отличается от существующей -сейчас ее поднимают два раза в год - в зависимости от уровня инфляции и доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Например, в этом году трудовые пенсии выросли с 01.02.2013 на 6,6%, с 01.04.2013 - на 3,3%. В следующем году индексация будет немного ниже - 5,5% в феврале и те же 3,3% в апреле»13.

Существующая система ОПС выстраивалась на основе следующего механизма: средства в эту систему, поступающие от работодателя, аккумулировались в специально созданном для этих целей Пенсионном фонде Российской Федерации (ПФР). Причем первоначально они назывались страховыми взносами (до 01.01.2001), затем - социальным налогом (до 01.01.2010), в настоящее время - вновь страховыми взносами. Хотя не исключено, что с новым витком реформирования пенсионной системы они опять могут принять вид социального налога. Однако дело не в названии, а в разной сути страхового взноса и социального налога. Если первый носит возмездный характер (а это особенно важно, когда будущая пенсия зависит от суммы поступивших взносов), то второй - безвозмездный (что опять же отражает суть этого феномена, если поступившие за работника денежные средства направляются в «общий котел» на выплату пенсий нынешним пенсионерам и не

11 Соловьев А.К. Страховая пенсионная формула: социальные принципы и экономические механизмы //Финансы. - 2012. - №12.

12 Те, за кого в течение 5 лет уплачивались страховые взносы в систему ОПС, и при достижении ими пенсионного возраста, имеют право на базовую пенсию (фиксированную пенсию). Размер базовой пенсии одинаков для всех, за исключением определенной категории лиц. По состоянию на 01.04.2013 общий фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 3610,31 руб. в месяц. Базовая пенсия индексируется ежегодно с учетом среднемесячной заработной платы, но ее размер в расчете на каждого пенсионера зависит от объемов ежегодного дохода Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР). Базовая часть пенсии является, по сути, фиксированным пособием, которое складывается из частей единого социального налога, выплачиваемого сотрудниками предприятий, организаций в государственный бюджет, откуда он перенаправляется в бюджет ПФР.

13 Грицюк М. Пенсия россиян с 2015 года будет состоять из трех частей //Интернет-портал «Российской газеты». - 20.07.2013; Web-

ресурс: http: //www.rg.ru/2013/07/20/pensia-site-anons.html

фиксируются на его индивидуальном лицевом счете).

Нельзя не отметить и следующий факт: на протяжении ряда лет страховой тариф в системе ОПС постоянно менялся, как в сторону увеличения, так и уменьшения (в частности, 20,0% - в 2010 году; 26,0% - в 2011 году; 22% - в настоящее время), что не могло не отражаться на ее сбалансированности. Поэтому в определенные периоды она была более сбалансированной (например, в 2003-2004 гг.), в другие - менее. Так, в

2010 году в ПФР поступили страховые взносы на ОПС в размере 1,9 трлн руб. Расходы на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн руб. На покрытие дефицита было выделено 1,3 трлн руб. за счет трансфертов из федерального бюджета (13% от всех расходов федерального бюджета). В связи с этим в 2011 году тариф был увеличен до 26%. За счет этого произошло уменьшение дефицита бюджета ПФР до 0,9 трлн руб. Но повышение тарифа вызвало недовольство в бизнес-сообществе. Поэтому тариф был уменьшен до 22%. Произвольное уменьшение/увеличение страхового тарифа не может не сказываться на сбалансированности национальной пенсионной системы.

К этому еще стоит добавить целый ряд финансовых выплат, которые тоже осуществляются за счет страховых взносов (например, выплата досрочных пенсий; только лишь с 2013 года для этих целей был введен дополнительный страховой тариф) и которые увеличивают дисбаланс пенсионной системы по поступившим в нее страховым взносам и страховым выплатам.

Кроме того, на сегодняшний день, по оценке заместителя Председателя Правительства России О. Ю. Голо-дец14, около 15-20 млн трудоспособных граждан вообще не платят страховые взносы в систему ОПС, а «теневой» сектор в экономике составляет более 40% ВВП. Все это не может не отразиться на финансовой составляющей выплат трудовых пенсий нынешним пенсионерам и, соответственно, также нарушает сбалансированность системы ОПС.

Соответственно, нарастающая несбалансированность данной системы, как следствия, дефицит бюджета ПФР и необходимость увеличения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета остро поставили вопрос о модернизации этой системы, направления которой нашли отражение в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации (далее - Стратегия), рассчитанной на период до 2030 года. В этой связи проанализируем основные направления, по которым предполагается провести реформирование системы ОПС.

Прежде всего, важно понять, какие цели и задачи решаются при подобном реформировании. И опять наталкиваемся на обозначенную выше дилемму. С одной стороны, «гарантирование социально приемлемого

уровня пенсионного обеспечения», а с другой, - «обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы». В данном случае вызывает вопросы формулировка понятия «социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения», порождающая двусмысленность. Это можно трактовать в том смысле, что государство обязуется гарантировать некий законодательно установленный минимальный социальный стандарт в системе трудовых пенсий (по сути, это принятие за основу модели У. Бевериджа, ко-

14 Голодец О.Ю. Выступление на XIV Апрельской конференции в Высшей школе экономики (Москва, 2013) //Web-ресурс: //http: //www.hse.ru/news/extraordinary/79252003.html

торая исходит из гарантированного размера пенсии, ориентированного на прожиточный минимум с коэффициентом замещения пенсией утраченного заработка на уровне 18-20%)15 или больше склоняется к системе

О.Бисмарка, при которой предполагается активное участие застрахованного лица в формировании своей будущей пенсии, позволяющее ему получать пенсию, равную 60-70% от величины его заработной платы. Хотя в задачах развития пенсионной системы называются более конкретные цифры: «обеспечение коэффициента замещения трудовой пенсией по старости до 40% утраченного заработка при нормативном страховом стаже и средней заработной плате». Однако не уточняется: 40%

- это соотношение размера трудовой пенсии к среднему заработку за весь период стажа работника или соотношение размера пенсии с последним заработком; это

- средняя заработная плата по стране или самого работника, или его заработная плата не может быть меньше средней? Если принять во внимание последний из указанных вариантов, то согласно данным Росстата, в 2011 году средняя заработная плата по экономике составляла 23369,2 руб. При этом 72,9% населения страны получали заработную плату ниже данной вели-чины16. Значит, эти граждане получат пенсию ниже 2,53 ПМП.

Далее, рассчитаем с помощью нового пенсионного калькулятора17 пенсию для женщины 1995 года рождения со средней заработной платой по Российской Федерации на 01.04.20138 которая, по данным Росстата, составила 28836 руб.1 и трудовом стаже 30 лет. Ее пенсия - 11947,26 (2% пенсионных взносов переведены в накопительную часть), что составило бы на сегодняшний день 1,9 ПМП, то есть ниже планируемых показателей (2,5-3 ПМП19).

Существующая до сегодняшней реформы пенсионная система постепенно пришла к выравниванию трудовых пенсий. Это во многом произошло в силу того, что начисленные пенсии оказались у ряда пенсионеров ниже ПМП, установленного в регионе, что, согласно действующему законодательству, потребовало доплат из соответствующих бюджетов. В конечном итоге, это привело к уравниванию размера трудовых пенсий. Новая пенсионная формула, которая должна заработать с 01.01.2015, позволяет дифференцировать трудовую пенсию. Размер страховой пенсии по старости в году ее назначения будет зависеть от:

1) индивидуального пенсионного коэффициента20;

2) коэффициента повышения страховой пенсии по

15 Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. - М., 126007. - С.23.

16 Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации (Росстат) //Web-ресурс: http: //www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/

17 Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii/

18 Web-ресурс: http: //www.gks.ru/bgd/regl/b13_02/Main.htm

19 Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилин неоднократно заявлял, что к 2030 году средний размер трудовой пенсии по старости будет не менее 2,5 прожиточных минимумов пенсионера //Выступление Министра М.А.Топилина на заседании Правительства Российской Федерации «О Плане деятельности Минтрудсоцзащиты России на 2013-2018 годы» //Web-ресурс: http: //www.rosmintrud.ru/videobank/400

20 Индивидуальный пенсионный коэффициент рассчитывается исхо-

дя из соотношения начисленных за год за работника страховых взно-

сов к их нормативному максимальному размеру (произведение та-

рифа и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взно-

сами).

старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста21;

3) стоимости одного пенсионного коэффициента в этом году22.

Сравним зависимость будущей пенсии от заработной платы, согласно данной формуле. Так, продолжая приведенный выше пример, рассчитаем будущую пенсию для случая, когда заработная плата равна максимальной, с которой взимаются страховые взносы - 61,4 тыс. руб. в месяц. Пенсия составит 21358,28 руб., то есть почти в 1,8 раза больше, чем при средней заработной плате. Если в приведенном примере заработная плата будет равна МРОТ (в 2013 году это 5205 руб.), то пенсия составит 6620,01 руб. Вообще при заработной плате до 10410 руб. (2 МРОТ)23 размер пенсии будет оставаться таким же. При этом для низких заработков даже при продолжительном стаже размер пенсии будет небольшим.

Дифференцированный подход к трудовой пенсии по старости при 30-летнем стаже предполагает диапазон ее размера от 6620,01 (при заработной плате до 10 тыс. руб.) до 21358,28 (более 61,4 тыс. руб.).

Большая дифференциация данной пенсии достигается за счет продолжительности трудового стажа (с 2025 года минимальный трудовой стаж для вхождения в систему ОПС составит 15 лет). Сравним: пенсия со средней заработной платы при 30 лет стажа - 11947,26, а при 40-летнем стаже - 34527,57, то есть почти в 3 раза больше.

Вместе с тем новая пенсионная формула24 оставляет нерешенным ряд вопросов: какая заработная плата берется за основу расчета пенсии (последний год или будущему пенсионеру можно выбрать наибольшую заработную плату в течение последних лет или это соотношение рассчитывается для всей трудовой деятельности?). Если пенсионные права в страховой части не формируются по принципам накопительной пенсионной системы, то по каким? Действительно, нынешним пенсионерам выплачиваются пенсии из солидарной системы. Но уже приближаются к пенсионному возрасту те поколения, чьи пенсионные права были сформированы накопительно. И вдруг государство решило изменить

21 К индивидуальному пенсионному коэффициенту будет применяться дополнительный пенсионный коэффициент для лиц, имеющих страховой стаж в 30 лет в размере 1,0 и далее начисляемый из расчета 0,1 за каждый год страхового стажа сверх 30 лет.

22 Расчет страховой части трудовой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:

СП = (ФВ х КПВ) + (ИПКх СПКх КПВ), где:

СП - страховая пенсия в году назначения пенсии;

ФВ - фиксированная выплата;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина и премиальных коэффициентов за стаж;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии;

КПВ - премиальный коэффициент за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СПК).

23 Одним из условий вхождения в будущую пенсионную модель является минимальная заработная плата, с которой работодатель уплачивает страховые взносы - 2 МРОТ (в 2013 г. - 10410 рублей).

4 Трудно назвать данную формулу принципиально новой, так как формула с индивидуальным коэффициентом пенсионера была представлена еще в Законе Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу), а также в Федеральном законе Российской Федерации от 21.07.1997 №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (утратил силу) //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

«правила игры», поняв, что такая система создает риски, дефициты.

Не проясняет ситуацию и аргумент, что при нынешней системе формирования пенсионных прав длительность страхового (трудового) стажа практически не влияет на размер пенсии. На самом деле, в существующей модели оПс - чем больше работает будущий пенсионер, тем больший объем страховых взносов за него платит работодатель. Это четко зафиксировано в еще пока действующей пенсионной формуле. Говорить о ее бесперспективности можно было только тогда, когда должно было выйти на пенсию поколение, которое целиком формировало свои пенсионные права по данной формуле.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формула с индивидуальным коэффициентом пенсионера, которая вводится в настоящее время, не в полном объеме учитывает пенсионные права застрахованных лиц (в силу ограничений по учету трудового стажа -например, продолжительность трудового стажа более 10 лет после наступления пенсионного возраста уже не меняет размер трудовой пенсии, а также ограничений по учету заработка), не гарантирует 40% коэффициент замещения пенсией утраченного заработка.

Действительно, в новой пенсионной формуле более четко проявляется дифференциация пенсий, особенно в связи с продолжительностью трудового (страхового) стажа. Но если в прежней формуле учитывались реальные денежные средства, накопленные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (уплаченные за него работодателем страховые взносы), то в новой - представлены лишь коэффициенты, что позволит государству маневрировать размером пенсии. Если в ныне действующей формуле главным фактором выступает сумма уплаченных работодателем страховых взносов, то в новой - стажевый коэффициент. При этом потери данного стажа в силу разных обстоятельств (за исключением срочной службы в Вооруженных Силах, нахождения в отпуске по уходу за ребенком) становятся необратимыми, а это значит, что пенсия будет невысокой. В то время как в прежней формуле потерянный стаж в молодости можно было компенсировать более высокими заработками в дальнейшей трудовой деятельности.

Ежегодно будет устанавливаться и нормативный размер взноса (заработной платы для исчисления пенсий), что не позволит застрахованному лицу точно рассчитать размер своей будущей пенсии. Не прояснен и порядок пересчета пенсионных прав, сформированных до даты перехода на новую формулу.

Вопросы вызывает и предлагаемая методика расчета стоимости пенсионного коэффициента (его стоимость ежегодно будет определяться Правительством Российской Федерации и утверждаться федеральным законом о бюджете ПФР на очередной год), которая позволяет корректировать размер пенсии, сложившийся в момент ее назначения25. При этом благодаря индексации стра-

25 Стоимость одного пенсионного коэффициента рассчитывается как

отношение планируемого в рамках бюджета ПФР объема планируемых средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов и трансфертов федерального бюджета (на компенсацию выпадающих доходов ПФР от снижения тарифов для отдельных категорий страхователей и предоставления пенсионных прав «нестрахового» характера, в том числе в исключительных случаях при принятии соответствующего решения для обеспечения обязательств государства по финансированию и выплате страховых пенсий) к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов по всем пенсионерам («старым» и «новым»).

ховых пенсий, которую планируется осуществлять, исходя из динамики роста стоимости одного пенсионного коэффициента, снижение размера ранее назначенных страховых пенсий не допускается. Однако, что будет с размером назначенной трудовой пенсии, если произойдет снижение стоимости пенсионного коэффициента? Поскольку стоимость одного пенсионного коэффициента зависит от объема планируемых средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов и соответствующих трансфертов федерального бюджета, постольку с учетом тенденций увеличения численности пенсионеров, уменьшения численности трудоспособного населения в обозримой перспективе,

а, значит, и объема поступивших страховых взносов, потребуется либо увеличивать предельный уровень заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы (но это - увеличение пенсионных обязательств в будущем), либо увеличить объем трансфертов из бюджета (но это противоречит целям реформы).

Но самое главное, на что следует обратить внимание, это то, каким образом будет решен вопрос сбалансированности системы ОПС . На данный момент просматривается лишь один источник - перевод доли тарифа из накопительной части трудовой пенсии в ее солидарную часть (4%). Однако проблему дефицита бюджета ПФР это не решит. Новая пенсионная формула фактически исходит из перераспределения финансовых средств ПФР, но не решает проблему их дефицита.

Более того, предусмотрено и поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы (с 1,6 до 2,3 размера средней заработной платы по Российской Федерации -в течение 7 лет с шагом 0,1 в год), что еще более увеличит пенсионные права граждан, и, соответственно, пенсионные обязательства государства. При этом не предполагается увеличение страхового тарифа в ближайшие 9 лет.

Еще в качестве мер планируется сокращение льготных категорий пенсий (это даст экономию в 2015 году -16 млрд руб.; в 2020 - 101 млрд; в 2030 - 238 млрд).

В планах Правительства Российской Федерации - и изменение порядка индексации базовой пенсии - фиксированной выплаты (в настоящее время - фиксированного базового размера трудовой пенсии). Сейчас она проходит в связи с ростом заработной платы, в будущем - по темпам инфляции. При этом темп роста заработной платы сегодня превосходит темп роста инфляции. Данная мера, введенная с 2015 года, даст экономию в 78 млрд руб., а в 2020 году на индексацию потребуется на 745 млрд руб. меньше, чем по нынешним правилам.

Итак, в новой пенсионной формуле трудовая пенсия по старости включает в себя: фиксированные выплаты + собственно, страховую часть, рассчитанную на основе индивидуального пенсионного коэффициента и его стоимости, + накопительную пенсию. Одновременно она не учитывает будущие макроэкономические показатели, индексации, доходность пенсионных накоплений, финансовую устойчивость пенсионной системы, рост ожидаемой продолжительности жизни.

Одним из направлений реформирования системы ОПС является модернизация механизма накопительной части трудовой пенсии, с помощью которой формирует-

26 Подробнее см.: Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. - 2012. - №2.

ся накопительная пенсия. Данная пенсия может быть определена как ежемесячная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет определенной части страховых взносов и дохода от их инвестирования.

В цитируемой выше Стратегии перечислен целый ряд причин, которые, по мнению ее разработчиков, привели к появлению негативных моментов в формировании накопительных пенсий: начиная с приведения к дисбалансу всей системы ОПС, и, заканчивая, недостаточной финансовой устойчивостью негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и возрастающими в их деятельности рисками. Так, в Стратегии отмечается, что направление в накопительную составляющую из распределительной 6% тарифа усилило общую несбалансированность системы оПс и снизило возможность формирования пенсионных прав для основной массы пенсионеров. Но при этом ничего не говорится о, действительно, коренных причинах, приведших к такому дисбалансу: о фактически произвольном принятии самого страхового тарифа без его должного актуарного расчета; о том, что базовая часть трудовой пенсии стала выплачиваться из страховых взносов, а не из федерального бюджета; что система ОПС перегружена выплатами нестрахового характера и пр. Кроме того, перевод 4% из накопительной части в распределительную увеличит обязательства по страховой части пенсии, что приведет систему к еще большей несбалансированности в дальнейшем.

В числе тех причин, которые обозначены в названном выше документе, и которые привели к негативным тенденциям в накопительной части системы ОПС, называются:

- более высокие темпы роста распределительной пенсии по отношению к накопительной. Однако, как представляется, это происходит вследствие превышения темпа роста заработной платы над доходностью инвестирования пенсионных накоплений. В течение 2004-

2011 годов средняя номинальная заработная плата увеличивалась в России в среднем на 15-20% за год. Чтобы рост средней трудовой пенсии по старости не отставал от динамики роста заработной платы, расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц индексировался, увеличиваясь на 16% за год27. Вместе с тем подобную ситуацию трудно сохранять в дальнейшем. В конечном итоге, темп роста заработной платы замедлится, и темп роста накопительной части трудовой пенсии станет выше, чем ее распределительной части. Это особенно отразится на пенсии работников с уровнем заработной платы выше средней по стране. Причем согласно новой пенсионной формуле, при сохранении 6% страхового тарифа на накопительную часть пенсии уровень будущей пенсии будет выше, чем при 2% тарифе;

- неразвитость финансового рынка, что не позволяет обеспечить размещение всего объема обязательных пенсионных накоплений с приемлемой доходностью. Несмотря на ряд неблагоприятных тенденций для инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями, по данным ПФР, средняя доходность в них за последние годы составила 7,2%28 (что выше показателя роста индексов потребительских цен на товары, работы, услуги за это время). Вместе с тем это - усред-

27 Постановление Правительства Российской Федерации от

10.12.2012 №1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» //РГ (федеральный выпуск). - 14.12.2012.

28 Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/heading_companys/

ненные показатели. Отдельные УК продемонстрировали доходность, превышающую указанную. Согласно данным ОЭСР, реальная доходность от инвестирования пенсионных накоплений составляет в экономически развитых странах 6,1%, что ниже приведенного ранее показателя29.

В этой связи следует также заметить, что реформирование накопительной части трудовой пенсии неизбежно требует модернизации всего финансового рынка, совершенствования тех финансовых институтов, которые участвуют в инвестировании пенсионных накоплений. Целый ряд решений, предлагаемых в Стратегии, представляется целесообразным и своевременным. В частности, это касается решений, которые направлены на повышение надежности и устойчивости развития негосударственных пенсионных фондов, частных управляющих компаний;

- неудовлетворительное качество регулирования и надзора за инвестированием пенсионных накоплений. С данным выводом трудно не согласиться: действительно, указанное регулирование нуждается в совершенствовании, и, в частности, такая потребность назрела в связи с необходимостью постепенного перехода к риск-ориентированному надзору за инвестированием средств пенсионных накоплений, что предлагается сделать в соответствии с «дорожной картой» на период до 2018 года;

- недостаточная финансовая устойчивость НПФ и отсутствие эффективных механизмов гарантий сохранности и возвратности средств пенсионных накоплений. Опять же названные проблемы требуют решения, что говорит о необходимости дальнейшего развития этой системы, а не о ее ликвидации.

При реформировании накопительной части ОПС предлагался и вариант перехода от обязательной основы ее формирования к добровольной. Обосновывая необходимость такого перехода, приводился аргумент, что во всех экономически развитых странах накопительные системы носят добровольный характер. Однако это не совсем так. В таблице 2 перечислены страны

- члены ОЭСР, в которых имеют место системы обязательного накопительного пенсионного страхования:

Таблица 2

Страны ОЭСР, в которых действуют системы обязательного накопительного пенсионного страхования

Страна Обязательная (О) или квазиобязательная (КО)

Австралия О

Дания О и КО

Израиль О

Исландия О

Мексика О

Нидерланды КО

Норвегия О

Польша О

Словацкая Республика О

Финляндия О

Чили О

Швеция О и КО

Швейцария О

Эстония О

29 ОЭСР (2012 г.). Пенсии в перспективе. - ОЭСР: Париж //Web-ресурс: http: napf.ru/files/48405/

30 ОЭСР (2012 г.). Пенсии в перспективе. - ОЭСР: Париж.

В остальных странах - членах ОЭСР (20 стран) данные пенсионные системы являются добровольными.

Сокращение тарифа на накопительную часть трудовой пенсии может иметь разные социальноэкономические последствия для участников системы ОПС31. Так, предполагается, что уменьшение страхового тарифа на накопительную часть трудовой пенсии до 2% и перевод, соответственно, 4% в распределительную часть, будет способствовать восстановлению сбалансированности системы ОПС и решению проблемы дефицита бюджета ПФР. По мнению Министра финансов Российской Федерации А. Г. Силуанова, «передача 4% страховых взносов в распределительную часть пенсий сократит трансферт из бюджета в ПФР на 200 млрд рублей»3 . Хотя, как показывают расчеты, перевод всей суммы страховых взносов в распределительную часть системы ОПС проблему дефицита бюджета ПФР не решит33 (здесь можно вспомнить, как это произошло с уплатой страховых взносов за лиц, старше 1967 года рождения, когда их фактически лишили возможности формировать свою накопительную часть трудовой пенсии. Тогда одной из задач также было уменьшение трансфертов из бюджета. Но проблему это тогда не решило). Вместе с тем

А. Г. Силуанов отметил, что «направление же всех 6% страховых взносов в накопительную часть пенсионных накоплений даст возможность увеличить «длинные» инвестиционные ресурсы, а населению даст возможность получить достаточно приличный доход»34.

Кроме того, не следует забывать, что около 70% пенсионных накоплений (далее - ПН) инвестируются в государственные ценные бумаги и через бюджетный трансферт финансируют текущие пенсионные выплаты из пФр3 . Инвестирование ПН в государственные ценные бумаги способствует стабильности рынка последних, является источником «длинных» инвестиционных ресурсов (по расчетам, к 2020 году их величина может составить 40% от всей суммы долгосрочных банковских кредитов в экономике).

Как известно, накопительные и распределительные компоненты пенсионной системы подвержены разным рискам (так, данные демографического прогноза в России говорят о значительных рисках в распределительной пенсионной системе; накопительная система имеет свои риски, связанные с обесценением накоплений особенно в период экономических кризисов). Благодаря разновременному действию таких рисков, данные компоненты, дополняя друг друга, делают пенсионную систему в целом более устойчивой. Как

отмечается в документах ОЭСР, всем странам рекомендовано использовать комплексные пенсионные системы, сочетающие накопительные и распределительные компоненты, включающие как государственные гарантии (система У.Бевериджа, в которой часть расходов по выплате пенсий возлагается на государство) и элементы страхования (модель О.Бисмарка). На опыте ряда стран - членов ОЭСР обосновано, что необходима надлежащая диверсификация пенсионных инвестиций, и что в долгосрочной перспективе их инвестирование обеспечивает положительную доход-

ность36.

Что касается самих застрахованных лиц, то, как уже отмечалось, при переводе 6% на накопительную часть их трудовая пенсия, рассчитанная по новой формуле, будет выше, чем при 2% тарифе. И при этом доходность от инвестирования ПН в новом пенсионном калькуляторе не учтена. В настоящее время будущие пенсионеры 1967 года рождения и моложе еще имеют возможность выбора: те, кто передал свои ПН в управление НПФ, частным управляющим компаниям (ЧУК) или государственной управляющей компании (ГУК), имеют возможность либо по умолчанию оставить тариф 6% на накопительную часть, либо, написав соответствующее заявление, уменьшить этот тариф до 2% (4% будет поступать в страховую часть)37.

Вопрос о сохранении временного лага, в течение которого это право выбора будет действовать, окончательно не решен. Хотя в очередном своем Бюджетном послании Президент России В.В.Путин подчеркнул, что право граждан самостоятельно решать, куда направить 4% страховых взносов - в распределительную или в накопительную часть пенсионной системы -нужно предоставлять не только в 2013 году, но и в последующие годы38. Вместе с тем, чтобы делать осознанный выбор, необходимо: знать размер пенсионных выплат в страховой части пенсии при тарифах 2% или 6%; размер выплат в накопительной части пенсии с учетом инвестиционного дохода, что для застрахованного лица, не обладающего специальными знаниями, достаточно сложно.

Однако уже сейчас наблюдается тенденция увеличения числа тех, кто перевел свои накопления из ПФР в НПФ или УК. Об этом, в частности, свидетельствует рост числа заявлений данных застрахованных лиц (табл.3):

31 В некоторых странах (например, в Эстонии, Литве, Латвии) уплата отчислений в НПФ была приостановлена, а их объемы сокращены. Хотя в дальнейшем они были оставлены в первоначальном объеме. В Венгрии все пенсионные накопления, переданные в НПФ, были возвращены в государственную пенсионную систему: активы данных фондов были присвоены государством, а все сделанные вклады были перенаправлены в распределительную систему. Инвестиционные потери и потеря прибыли застрахованных ранее в НПФ стали очевидными после отмены накопительной системы.

32 Web-ресурс: http: //www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3385713

33 В этой связи целесообразно обратиться к опыту Венгрии, где произошла отмена накопительной системы. Это привело лишь к временному сокращению финансового долга правительства в отношении принятых им пенсионных обязательств //ОЭСР (2012 г.). Пенсии в перспективе. - ОЭСР: Париж.

34 Web-ресурс: http: //www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3385713

35 На начало 2012 г. на государственную управляющую компанию

(ВЭБ) и ПФР приходилось 36 % от стоимости внутреннего государст-

венного долга, номинированного в рублях.

36 ОЭСР (2012 г.). Пенсии в перспективе. - ОЭСР: Париж.

37 При отсутствии заявления о переводе накопительной части в управляющую компанию (УК) или НПФ в течение 2013 года на финансирование накопительной части трудовой пенсии будет направляться 2% тарифа страховых взносов, а на страховую часть пенсии -14% тарифа. Все те, кто уже перевел свою накопительную часть в НПФ или УК, и в 2014 году на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа, а на страховую часть пенсии -10% тарифа //Федеральный закон Российской Федерации от

03.12.2012 №243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования».

38 Бюджетное Послание Президента Российской Федерации от

13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» //Солидарность. - 19-26.06.2013. - №23.

Таблица 3

Распределение заявлений за 2010-2012 гг. по видам

Вид заявления/год 2010 2011 2012

О переводе в ПФР из НПФ, ед. 2904 5430 181618

О переводе из ПФР в НПФ, ед. 3772755 4634046 5504273

О переводе из ПФР в УК, ед. 7902 402 21265

Таким образом, в 2012 году более 5 млн застрахованных, имеющих пенсионные накопления в ПФР, написали заявления о переводе ПН из ПФР в НПФ40. При этом нельзя не отметить и увеличение числа тех, кто выбрал УК (более 21 тыс. чел.). Увеличилось и число тех, кто перешел из НПФ в ПФР (более 181 тыс. чел.). Все это свидетельствует о том, что граждане России начинают делать все более осмысленный выбор в пользу того или иного варианта формирования своей будущей пенсии. Всего по «переходной» кампании 2012 года из ПФР в 86 НПФ передано 90,34 млрд рублей.

Общее число тех, кто сознательно выбрал НПФ или УК, к настоящему времени превысило 20 млн чел. Из них, по данным ФСФР России, 19,5 млн застрахованных лиц отдали предпочтения НПФ41 (в 2004 году лишь 4% предпочли делать взносы в НПФ, в 2012 -более 25%). По данным ПФР42, у 56,5 млн застрахованных лиц ПН в ГУКе (ВЭБ), 549 тыс. человек выбрали частные управляющие компании (ЧУК). В связи с возможной временной ограниченностью выбора, о которой говорилось выше, можно предположить, что число тех, кто выберет НПФ или УК будет увеличиваться. При этом лица более молодого возраста предпочитают вкладывать ПН в НПФ или ЧУК, в то время как лица зрелого возраста - в ГУК (ВЭБ).

Снижение страхового тарифа на накопительную часть трудовой пенсии порождает негативные последствия, как в деятельности УК, так и НПФ. В частности, сокращение финансирования накопительной части трудовой пенсии приведет к уменьшению объема долгосрочного капитала для инвестиций на внутреннем рынке, что скажется, в свою очередь, на замедлении темпов экономического развития Российской Федерации. Кроме того, такое снижение не может не отразиться на замедлении темпов роста финансового сектора.

В последние годы НПФ особенно интенсивно развивались за счет притока средств ОПС: так, только за

2012 год ПН выросли на 68%, а пенсионные резервы

39 Исходя из данных ПФР //Официальный сайт ПФР: Web-pecypc: http: //www.pfrf.ru/rights_of_the_insured/

40 В территориальные органы ПФР на 01.01.2013 от 88 НПФ поступило 106016 уведомлений о вновь заключенных договорах об ОПС. С указанными уведомлениями поступило 6902394 договора об ОПС, заключенных НПФ с застрахованными лицами, что в 1,24 раза превышает количество договоров, поступивших за тот же период прошлого года //Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/rights_of_the_insured/. Почти половина перешедших в 2012 году из ПФР в НПФ - 2 млн. 116 тысяч граждан - сделали это в рамках Программы государственного софинансирования пенсии. Лидерами переходной кампании 2012 г. по переводу ПН из ПФР в НПФ стали: НПФ «РГС» (Росгосстрах) -589 тыс. заявлений и НПФ «КИТ Финанс» - 575 тыс. заявлений.

41 Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации: официальный сайт //Web-ресурс: http: //www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

42 Web-ресурс: http:

//files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2012_godovojotchet.pdf

(ПР) - на 8%. Снижение страхового тарифа на накопительную часть трудовой пенсии отразится на темпах развития НПФ.

В Плане деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации говорится о необходимости формирования развитой корпоративной пенсионной системы, финансируемой организациями, использующими трудовые ресурсы на рабочих местах с особыми условиями труда, то есть, другими словами, речь идет о формировании профессиональных пенсионных систем для тех, кто будет получать досрочные пенсии. Действительно, проблема досрочных пенсий - одна из наболевших. Досрочные пенсии фактически финансируются из «общего котла» (страховых взносов, поступивших в распределительную систему), что снижает уровень пенсионного обеспечения пенсионеров других категорий.

Решая данную проблему, государство стремится минимизировать свои пенсионные обязательства, перекладывая их на работодателя и самого работника. Примечателен в этом отношении пример с реформированием досрочных пенсий в связи с неблагоприятными условиями труда (Список №143 и Список №244). В конечном итоге, дополнительный страховой тариф был установлен для работодателя (табл.4). Хотя в ряде случаев существование производств с особо вредными условиями труда необходимо для нормального функционирования экономики в целом.

Таблица 4

Дополнительные страховые тарифы для работодателей45

2013 2014 2015

Список №1 4% 6% 9%

Список №2 2% 4% 6%

Дополнительные ставки страхового тарифа создают весьма ощутимую налоговую нагрузку на отрасли со сравнительно большой штатной численностью работников с вредными условиями труда. Дополнительная налоговая нагрузка по ряду отраслей к 2015 году может превысить 5%, а к 2020 - 7,5%.

Отметим, что целым рядом экономистов обосновывалась позиция, которая исходила из совместного финансирования таких страховых пенсионных выплат со стороны работодателя, государства и работника. Так,

В.Д.Роик предложил модель совместного финансирования досрочной пенсии по Списку №1: государство -7%, работодатель - 5%, работник - 2%; по Списку №2: государство - 5%, работодатель - 4%, работник -

43 Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 №10 с применением Постановления Минтрудсоцразвития России от 01.04.2003 №15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"» //Консультант Плюс. -

10.07.2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 №591) //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

45 Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/ot_altaikr_pr_releases/58047.html

1%46. Однако за основу реформирования досрочных пенсий для работников с особыми условиями труда была взята иная модель.

Реформирование института досрочных пенсий предполагалось проводить в рамках корпоративных пенсионных программ, которые должны были развиваться на добровольной основе. Тем не менее, увеличенный тариф страховых взносов для работодателей на выплату льготных пенсий носит обязательный характер. В связи с этим возникает вопрос об обязательности создания таких программ. Судя по Плану Минтрудсоцзащиты России, о котором говорилось выше, данные системы будут сформированы в обязательном порядке.

Помимо названных выше частей в пенсионную систему России входит и негосударственное (дополнительное, добровольное) пенсионное обеспечение (далее - НПО), которое начало активно развиваться в нашей стране после принятия Указа Президента Российской Федерации о негосударственных пенсионных фондах47. В настоящее время НПО представлено как корпоративными, территориальными, так и индивидуальными программами пенсионного страхования. Среди основных субъектов НПО, размещающих пенсионные резервы, - негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании. Хотя все активнее на этом рынке начинают действовать страховые компании (пенсионное страхование). Также встает вопрос о банках как субъектах этой системы.

Современная государственная политика в области НПО заключается в том, что представители так называемого «среднего класса» выступи бы тем актором, который составит в обозримой перспективе большинство участников пенсионных программ.

Следует поддержать высказанные в Стратегии предложения по формированию 3-уровневой пенсионной модели для конкретного гражданина, включающей: 1) трудовую пенсию в системе ОПС; 2) корпоративную пенсию, формируемую работодателем при возможном совместном участии с работником, что должно быть закреплено в рамках трудового/коллективного договора или отраслевого соглашения; 3) дополнительную пенсию, формируемую в рамках индивидуальной пенсионной программы самим работником.

Вместе с тем возникают вопросы, связанные с организацией корпоративных пенсионных программ. Здесь речь идет о программах, формируемых на добровольной основе. Проведенный анализ существующих корпоративных программ показал, что они сформированы по большей части в организациях, представляющих крупный бизнес48. Средний и малый бизнес в них практически не участвуют.

Корпоративные пенсионные программы сегодня ви-

49

доизменяют модель своего дальнейшего развития : в

46 Роик В.Д. Модернизация системы досрочных пенсий. - М., 2011 //Web-ресурс: http: //www.gosbook.ru/node/33416

47 Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции Указа Президента России от 12.04.99 №456) (утратил силу) //Консультант Плюс. -

10.07.2013.

48 В таких компаниях работают менее 25% всех занятых в экономике, и эта доля продолжает снижаться: численность занятых в крупных компаниях ежегодно снижается на 0,5-1 млн чел. Рост занятости происходит преимущественно в секторе услуг, где развитие корпоративных систем не имеет перспектив.

49 Помазкин Д.В. Корпоративные пенсионные системы - ключевой

механизм развития рынка НПО //Пенсионное обозрение (электрон-

ный журнал). - 2012. - №4(12), октябрь - декабрь.

частности, меняются схемы финансирования (имеет место переход от терминального фондирования к накопительной модели, а 70% пенсионных планов стали строиться по принципу софинансирования). В настоящее время 60% корпоративных пенсионных планов -это планы с установленным размером взносов.

Количество организаций, имеющих корпоративные пенсионные программы, а также количество участников последних, - сравнительно невелико. Около 9% трудоспособного населения России являются участниками корпоративных пенсионных программ. В частности, количество участников системы НПО, реализуемой через НПФ, в 1-м квартале 2013 года составило 6721863 чел.50. Отметим, что их численность остается весьма стабильной в последние годы, колеблясь около отметки в 6,7 млн чел. Для сравнения: количество участников НПО в фондах в 2008 году было 6746269 чел.; в 2009 - 6756976 чел.; в 2012 - 6781470 чел.51. Вместе с тем представители «социального блока» Правительства России предлагают довести количество участников НПО до 25 млн человек52.

Среди причин сложившегося положения в сфере корпоративных пенсионных программ - отсутствие стимулирования развития таких программ со стороны государства. Нет внятной программы данного развития.

Ситуация в настоящее время такова, что любая нагрузка на бизнес (прежде всего, малый бизнес) чревата его ликвидацией. Поэтому ни о каких дополнительных нагрузках речь идти не может.

Объективно существуют причины, препятствующие развитию и индивидуальных пенсионных программ: они не доступны для большинства населения России в силу его низкого уровня жизни, а пенсионные активы участников таких программ де-юре и де-факто слабо защищены.

Если исходить из данных Росстата, то на 01.04.2011, лишь 14,5% работников получали заработную плату выше страхуемого предельного уровня заработной платы в ОПС. Именно их и можно рассматривать, в первую очередь, в качестве потенциальных участников индивидуальных пенсионных программ. Кроме того, в последнее время руководством страны была поставлена задача создания за 20 лет 25 млн высокоэффективных рабочих мест с высоким уровнем заработной платы, что, в случае ее решения, способно радикально изменить ситуацию с количеством участников НПО в сторону их значительного увеличения.

В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации говорится о государственном контроле над становлением и функционированием корпоративных пенсионных программ, формирование которых предполагается осуществлять на договорной основе. Не означает ли это, что они будут носить для работодателя обязательный характер? Так, в Стратегии отмечается: «Будет нормативно закреплено, что корпоративное пенсионное обеспечение работников является дополнительным негосударственным пенсионным обеспечением, осуществляемым работодателем».

Вместе с тем представляется необходимым создание правового «поля», в котором могли бы развивать-

50 Web-ресурс: http:

//www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

51 Web-ресурс: http:

//www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

52 Web-ресурс: http: //blogs.investfunds.ru/post/38363/

ся корпоративные пенсионные программы. В этой связи интерес представляет законопроект, разработанный Минтрудсоцзащиты России, «О дополнительных выплатах к пенсиям в Российской Федерации»53, в котором говорится о добровольном характере создания такой программы, предполагающей заключение договора между организацией и участником в пользу последнего. Данные программы ставятся под контроль уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, который утверждает и регистрирует данную программу. Если программа соответствует всем требованиям закона, то организации могут быть предоставлены соответствующие льготы (сами льготы при этом не раскрываются). Одновременно закрепляются положения, что суммы пенсионных взносов, уплачиваемых в корпоративные пенсионные программы, не должны подлежать налогообложению, а сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФР будет уменьшаться на сумму взносов в корпоративную пенсионную программу (систему).

В иных законопроектах предлагается включение выплат пенсии в пределах 2 ПМП в состав расходов на оплату труда, а также освобождение выплат к пенсии в таком же размере от обложения НДФЛ54.

Финансирование программ предполагается за счет средств организаций, а в отдельных случаях и самого работника. При этом основаниями для выплаты корпоративной пенсии могут быть: возникновение права на получение трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, прекращение работы, иные, установленные корпоративной программой. Среди видов выплат, которые предлагаются: выплата к пенсии, устанавливаемая бессрочно; выплата к пенсии, устанавливаемая на срок. Единовременных выплат не предусмотрено. Вместе с тем в анализируемых законопроектах не освещен целый ряд вопросов. Например, сохранятся ли пенсионные выплаты в случаях: если предприятие будет объявлено банкротом, произойдет его реорганизация и пр.?

Действительно, за счет выплат из корпоративных пенсионных программ возможно увеличение уровня жизни пенсионера. В этой связи показательны результаты одного из крупнейших НПФ - НПФ «ГАЗФОНД» (табл.5):

На 01.01.2013 средний размер негосударственной пенсии в НПФ «ГАЗФОНД» составил 7751 руб. в месяц. Вообще же в отраслях, охваченных системой корпоративных пенсий, удается обеспечить суммарный (для всех видов пенсий) коэффициент замещения, превышающий средний по стране на 12-15%55.

Таким образом, проведенный анализ показал, что:

1. Система государственного пенсионного обеспечения даже с учетом новой формулы исчисления трудовой пенсии для большинства работников не обеспечит уровня жизни, составляющего 2,5-3 ПМП. Выходом из такой ситуации может являться формирование трехзвенной пенсионной системы, когда при выходе на пенсию работник может получать пенсию из государственной пенсионной системы, системы корпоративных пенсий, а также за счет личных программ нПо.

2. В связи с этим представляется необходимым: развивать накопительную часть пенсионной системы, оставив возможность перевода застрахованным лицом 6% пенсионных накоплений в УК или НПФ на долгосрочный период.

3. Создать внятную систему льготного налогообложения для работодателей, развивающих корпоративные пенсионные программы. Важно и упростить процедуру получения социального налогового вычета физическим лицом (на основе пп.4 п.1 ст.219 НК РФ); вернуть налоговый вычет (п.3 ст.218 НК РФ), который был отменен с

01.01.2012 и который предоставлялся ранее каждому физическому лицу, получавшему пенсию за счет средств, сформированных третьими лицами.

4. Сформировать систему гарантий сохранности средств пенсионных накоплений и средств пенсионных резервов.

5. Создать систему корпоративных пенсий для предприятий, использующих рабочие места с вредными условиями труда, дающими право на досрочные пенсии (это, по расчетам, около 3 млн работников, прежде всего, обрабатывающих производств /1,7 млн чел./ и строительства /0,8 млн чел./, не охваченных НПО).

6. Ввести социальный стандарт минимального размера страховой трудовой пенсии, установив его на уровне 1,25 ПМП.

Таблица 5

Средний размер пенсионных выплат участникам НПФ «ГАЗФОНД»

Наименование показателя 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

Прожиточный минимум пенсионера в целом по России (руб.) 2739 3191 3660 4091 4683 4902 5281

Средний размер назначенных пенсий в целом по России (руб.) 2842 3682 4546 6177 7599 8278 9041

Средний размер негосударственной пенсии НПФ «ГАЗФОНД» (руб.) 4029 4613 5423 5900 6425 7401 7751

53 Проект Федерального закона Российской Федерации от 25.02.2013 «О дополнительных выплатах к пенсиям в Российской Федерации» //Web-ресурс: http: //www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/983

54 Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального

закона "О дополнительных выплатах к пенсиям в Российской Федерации"» //Web-ресурс: http: //blogs.investfunds.ru/post/38363/

55 Гвозденко А.Н., Чернышова О.Н. Негосударственное пенсионное обеспечение: переосмысление роли и путей развития //Web-ресурс: http: //napf.ru/files/57316

Список литературы:

1. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации от 13.06.2013 «О бюджетной политике в 2014-2016 годах» //Солидарность. - 19-26.06.2013. - №23.

2. Выступление Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А.Топилина на заседании Правительства Российской Федерации «О Плане деятельности Минтрудсоцзащиты России на 2013-2018 годы» //Web-ресурс: http: //www.rosmintrud.ru/videobank/400

3. Гвозденко А.Н., Чернышова О.Н. Негосударственное пенсионное обеспечение: переосмысление роли и путей развития //Web-ресурс: http: //napf.ru/files/57316

4. Голодец О.Ю. Выступление на XIV Апрельской кон-

ференции в Высшей школе экономики (Москва, 2013) //Web-ресурс: //http:

//www.hse.ru/news/extraordinary/79252003.html

5. Грицюк М. Пенсия россиян с 2015 года будет состо-

ять из трех частей //Интернет-портал «Российской газеты». - 20.07.2013; Web-ресурс: http:

//www.rg.ru/2013/07/20/pensia-site-anons.html

6. Закон Российской Федерации от 20.11.1990 №340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (утратил силу) //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

7. Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных выплатах к пенсиям в Российской Федерации"» //Web-ресурс: http: //blogs.investfunds.ru/post/38363/

8. Каминский П.Л., Хмелевская С.А. и др. Концепция Социального кодекса Российской Федерации. - М.: НИИ труда и социального страхования, 2004. - 243 с.

9. ОЭСР (2012 г.). Пенсии в перспективе. - ОЭСР: Париж //Web-ресурс: http: napf.ru/files/48405/

10. Помазкин Д.В. Корпоративные пенсионные системы

- ключевой механизм развития рынка НПО //Пенсионное обозрение (электронный журнал). - 2012. - №4(12), октябрь - декабрь.

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2012 №1276 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1 января 2013 г.» //Российская газета (федеральный выпуск). - 14.12.2012.

12. Прохоров М. О новом варианте пенсионной реформы //Web-ресурс: http: //mihail-prokhorov.ru/mnenie/640-mnenie.html

13. Проект Федерального закона Российской Федерации

от 25.02.2013 «О дополнительных выплатах к пенсиям в Российской Федерации» //Web-ресурс: http:

//www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/983

14. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 №2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - №53. - Ч.2. - Ст.8029.

15. Роик В.Д. Модернизация системы досрочных пенсий. - М., 2011 //Web-ресурс: http:

//www.gosbook.ru/node/33416

16. Роик В.Д., Степанов Б.Г., Эченикэ Е.В. Зарубежный опыт организации и модернизации пенсионных систем: уроки для России. - М.: Энди_Зайн, 2007. - 368 с.

17. Соловьев А. К. Страховая пенсионная формула: социальные принципы и экономические механизмы //Финансы. - 2012. - №12. - С.57-62.

18. Список №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от

26.01.1991 №10 с применением Постановления Минтруд-соцразвития России от 01.04.2003 №15 «Об установлении тождества профессий рабочих, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1, 2, 4, 5 и 7 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в

Российской Федерации"» //Консультант Плюс. -

10.07.2013.

19. Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (в редакции Постановления Кабинета Министров СССР от 09.08.1991 №591) //Консультант Плюс. - 10.07.2013.

20. Указ Президента Российской Федерации от

16.09.1992 №1077 «О негосударственных пенсионных фондах» (в редакции Указа Президента России от 12.04.99 №456) (утратил силу) //Консультант Плюс. -

10.07.2013.

21. Федеральный закон Российской Федерации от

03.12.2012 №243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» //Российская газета (федеральный выпуск). - 07.12.2012.

22. Федеральный закон Российской Федерации от

21.07.1997 №113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» (утратил силу)

//Консультант Плюс. - 10.07.2013.

23. Федеральный закон Российской Федерации от

03.12.2012 №216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014-2015 годов» (в редакции Федерального закона России от 07.06.2013 №133-ФЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 07.12.2012; Консультант Плюс. - 10.07.2013.

24. Хмелевская С.А., Ермаков Д.Н. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы //Бизнес в законе. - 2012. - №2. - С.258-264.

25. Web-ресурс: http:

//www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-1.htm

26. Web-ресурс: http:

//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisti cs/population/level/#

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27. Web-ресурс: //http: //www.ng.ru/economics/2013-03-12/4_businesmen.html

28. Web-ресурс: http:

//www.gazeta.ru/business/2013/02/12/4963249.shtml

29. Web-ресурс: http:

//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisti cs/wages/

30. Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii/

31. Web-ресурс: http:

//www.gks.ru/bgd/regl/b13_02/Main.htm

32. Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/heading_companys/

33. Web-ресурс: http:

//www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3385713

34. Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/rights_of_the_insured/

35. Web-ресурс: http:

//files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2012_godovojotchet.pdf

36. Web-ресурс: http:

//www.pfrf.ru/ot_altaikr_pr_releases/58047.html

37. Web-ресурс: http:

//www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

38. Web-ресурс: http: //blogs.investfunds.ru/post/38363/

Reference list:

1. Budgetary Message of President of Russian Federation from 13.06.2013 «On budgetary policy in 2014-2016» //Solidarity. - 19-26.06.2013. - №23.

2. Decree of the President of Russian Federation from

16.09.1992 №1077 «On non-state pension funds» (as amended by Decree of the President of Russia from 12.04.99 №456) (repealed) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

3. Draft of Federal law of Russian Federation from

25.02.2013 «On additional payments to pensions in Russian

Federation» //Web-resource: http:

//www.rosmintrud.ru/docs/doc_projects/983

4. Draft of law «On amendments to certain legislative acts of Russian Federation in connection with adoption of Federal law "On additional payments to pensions in Russian Federation"» //Web-resource: http: //blogs.investfunds.ru/post/38363/

5. Federal law of Russian Federation from 03.12.2012

№243-FL «On amendments to certain legislative acts of Rus-

sian Federation on the questions of mandatory pension insurance» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 07.12.2012.

6. Federal law of Russian Federation from 03.12.2012

№216-FL «On the federal budget for 2013 and planning period of 2014-2015» (as amended by Russian Federal law from 07.06.2013 №133-FL) //Rossiyskaya gazeta (federal Issue). - 07.12.2012; Consultants Plus. - 10.07.2013.

7. Federal law of Russian Federation from 21.07.1997

№113-FL «On the procedure of calculation and increase state pensions» (repealed) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

8. Golodets O.Y. Speech at the April Conference XIV on the Higher School of Economics (Moscow, 2013) //Web-resource: //http: //www.hse.ru/news/extraordinary/79252003.html

9. Gritsyuk M. Pension of Russians in 2015 will consist of

three parts //Internet-portal «Rossiyskaya gazeta». -20.07.2013; Web-resource: http:

//www.rg.ru/2013/07/20/pensia-site-anons.html

10. Gvozdenko A.N., Chernishova O.N. Non-state pension provision: redefining of roles and ways of development //Web-resource: http: //napf.ru/files/57316

11. Kaminski P.L., Khmelevskaya S.A., etc. Concept of Social code of Russian Federation. - M.: Institute of labour and social insurance, 2004. - 243 p.

12. Khmelevskaya S.A., Ermakov D.N. Improving of insurance mechanisms of Russian pension system //Business in law. - 2012. - №2. - P.258-264.

13. Law of Russian Federation from 20.11.1990 №340-1 «On state pensions in Russian Federation» (repealed) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

14. List №1 of industries, jobs, professions, positions and performances in underground work, work in extra harmful and extra heavy conditions of labour (as amended by Decree of the Cabinet of Ministers of USSR from 26.01.1991 №10 with the use of Resolution of Ministry of labour and social development of Russia from 01.04.2003 №15 «On establishment of the identity professions of workers, work in which grants the right to early appointment of old-age pension in accordance with subparagraphs 1, 2, 4, 5 and 7 of paragraph 1 of article 27 of Federal law "On labour pensions in Russian Federation"» //Consultant Plus. - 10.07.2013.

15. List №2 of industries, jobs, professions, positions and performances with harmful and heavy working conditions, employment in which gives the right to retirement pension (old age) on concessional terms (as amended by Decree of the Cabinet of Ministers of USSR from 09.08.1991 №591) //Consultant Plus. - 10.07.2013.

16. OECD (2012). Pensions in future. - OECD: Paris //Web-resource: http: napf.ru/files/48405/

17. Order of the Government of Russian Federation from

25.12.2012 №2524-o «On approval of Strategy of long-term development of pension system of Russian Federation» //Collected legislation of Russian Federation. - 2012. - №53.

- Part 2. - St.8029.

18. Pomazkin D.V. Corporate pension system - key mechanism of development of the market of non-state private pension provision (NSPP) //Pension review (e-zine). - 2012.

- №4 (12), october - december.

19. Prokhorov M. New version of pension reform //Web-resource: http: //mihail-prokhorov.ru/mnenie/640-mnenie.html

20. Resolution of the Government of Russian Federation from 10.12.2012 №1276 «On limiting value of the base for calculation of insurance premiums in state budget funds on 01.01.2013» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -14.12.2012.

21. Roik V.D. Modernization of system of early pensions. -M., 2011 //Web-resource: http: //www.gosbook.ru/node/33416

22. Roik V.D., Stepanov B.G., Echenike E.V. Foreign experience of organization and modernization of pension systems: Lessons for Russia. - M.: Endi_Zayn, 2007. - 368 p.

23. Solovyov A.K. Insurance pension formula: social principles and economic mechanisms //Finance. - 2012. - №12. -P.57-62.

24. Statement by the Minister of labour and social protection of Russian Federation M.A.Topilin at a meeting of the Government of Russian Federation «On the Plan of Ministry of labour and social protection of Russia on 2013-2018» //Web-resource: http://www.rosmintrud.ru/videobank/400

25. Web-resource: http:

//www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/doc3-1-1.htm

26. Web-resource: http:

//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisti cs/population/level/#

27. Web-resource: //http: //www.ng.ru/economics/2013-03-12/4_businesmen.html

28. Web-resource: http:

//www.gazeta.ru/business/2013/02/12/4963249.shtml

29. Web-resource: http:

//www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisti cs/wages/

30. Web-resource: http: //www.pfrf.ru/spec/raschet_pensii/

31. Web-resource: http:

//www.gks.ru/bgd/regl/b13_02/Main.htm

32. Web-resource: http: //www.pfrf.ru/heading_companys/

33. Web-resource: http:

//www.finmarket.ru/z/nws/news.asp?id=3385713

34. Web-resource: http: //www.pfrf.ru/rights_of_the_insured/

35. Web-resource: http:

//files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/2012_godovojotchet.pdf

36. Web-resource: http:

//www.pfrf.ru/ot_altaikr_pr_releases/58047.html

37. Web-resource: http:

//www.fcsm.ru/ru/contributors/polled_investment/npf/reports/

38. Web-resource: http: //blogs.investfunds.ru/post/38363/

РЕЦЕНЗИЯ

Статья посвящена одной из актуальных тем, раскрывающих проблемы развития современной российской пенсионной системы. Автор акцентирует внимание на задачах реформирования системы обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения. В частности, им проанализированы главные направления долгосрочного развития национальной пенсионной системы Российской Федерации, преимущества и недостатки новой пенсионной формулы, последствия перехода на новый тариф на накопительную часть трудовой пенсии по старости. Автор продемонстрировал глубокое знание действующего пенсионного законодательства, а также научных трудов в рассматриваемой области.

В работе много новых и интересных фактов, идей, касающихся дальнейшего развития обязательного пенсионного страхования, добровольных пенсионных программ.

Статья имеет важное и практическое значение постольку, поскольку ее выводы значимы для деятельности менеджмента управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов.

Основные положения, выдвигаемые автором, аргументированы и достаточно убедительны. Статья отвечает требованиям, предъявляемым к статьям в рецензируемых научных журналах, и может быть рекомендована к публикации.

Кандидат экономических наук

М. М. Аранжереев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.