Бизнес в законе
1 ’2014
16.2. ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Кузин Артемий Александрович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета
Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский
государственный университет геодезии и картографии»
Аннотация: в статье проанализировано действующее пенсионное законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов собственности на страховые взносы, уплачиваемые работодателем в Пенсионный фонд Российской Федерации, вскрыто противоречие между социально-экономической сущностью пенсионных страховых взносов, являющихся частью отложенных доходов работника, и закрепленным юридическими нормами правом федеральной собственности на них.
Ключевые слова: негосударственные пенсионные
фонды; право собственности; собственность; средства пенсионных накоплений; страховая часть трудовой пенсии; страховые взносы.
PROBLEM OF PROPERTY OF PENSION INSURANCE DUES
Kuzin Artemiy Alexandrovich, candidate of juridical sciences, associate professor of chair of civil law and process of humanitarian faculty
Work place: FSEI of HPE «Moscow state university of geodesy and cartography»
Annotation: in article analysed acting pension legislation of Russian Federation, concerning with questions of property on insurance dues, paid by employer to Pension Fund of Russian Federation, dissected contradiction between socio-economic essence of pension insurance dues, which are the part of deferred income of worker, and fixed by juridical norms right of federal property on them.
Keywords: funds of pension savings; insurance dues; insurance part of labour pension; ownership; private (nonstate) pension funds; property.
В 2013 году Правительство Российской Федерации приняло решение о приостановлении перевода средств накопительной части трудовой пенсии в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и управляющие компании (УК), мотивируя это необходимостью разобраться с непрозрачностью и ненадежностью этих организаций. Однако имеет ли право государство распоряжаться накопительной частью трудовой пенсии, лишая тем самым граждан права на их участие в накопительной пенсионной системе? Недавно на съезде парламентской партии «Единая Россия» нынешний Министр труда и социальной защиты Российской Федерации М. А. Топилин заявил, что накопительную часть пенсии не стоит воспринимать как деньги граждан. Поэтому и принятое Правительством России решение нельзя рассматривать как конфискацию. «Как можно говорить о какой-то конфискации средств, если накопительная
часть пенсий - это не деньги людей, а средства работодателей, которые они платят?»1.
Попытаемся раскрыть суть данного вопроса с правовой и экономической точек зрения.
На основании части второй ст.33.1 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Закон №167-ФЗ)2
работодатели (страхователи)3 уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) по тарифу 22% (в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов) - на страховую часть трудовой пенсии (для лиц 1967 года рождения и старше - 6,0% страховых взносов поступят в солидарную часть тарифа страховых взносов; 16,0% - в индивидуальную часть тарифа страховых взносов; для лиц моложе 1967 года рождения, застрахованных в системе ОПС, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 04.12.2013 №351-ФЗ4, в 2014-2015 гг. предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить, как действует ныне, 6% на накопительную часть, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все поступившие от работодателя взносы на формирование страховой пенсии). При первом варианте выбора из 22% страховых взносов -6% поступят на солидарную часть страховых взносов и 16% - на индивидуальную часть (соответственно, на накопительную часть - 0%); при втором варианте - 6% поступят на солидарную часть, 10% - на
индивидуальную и 6% - на накопительную часть пенсии. У тех, кто никогда не подавал заявление о переводе накопительной части трудовой пенсии в управляющую компанию (УК) или негосударственный пенсионный фонд (НПФ) до 31.12.2015, пенсионные накопления формироваться не будут, и все средства будут поступать на формирование страховой пенсии. Для тех, кто хотя бы единожды такое заявление подавал, сохранится право на формирование накопительной пенсии (переводе 6% страховых взносов на такую пенсию).
Работодатель платит 10,0% свыше установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов (согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.11.2013 №1101, в 2014 году предельная база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица составит 624 тысячи рублей5).
1 Web-ресурс: http: //grani.ru/Politics/Russia/m.219776.html
2 Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция) //Российская газета (РГ) (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
3 Перечисленные в подпункте 1 пункта 1 ст.6 Закона №167-ФЗ, за исключением страхователей, указанных в пунктах 4 и 6 ст.33 данного Закона.
4 Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2013 №351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» //РГ (федеральный выпуск). - 06.12.2013.
5 Постановление Правительства Российской Федерации от
30.11.2013 №1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 1
210
Кузин А. А.
ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
В 2014 году все страховые взносы на ОПС, уплачиваемые работодателями за своих работников, направляются на формирование страховой пенсии (то есть тариф страховых взносов на накопительную пенсию составляет 0%)6. Ранее сформированные пенсионные накопления по-прежнему инвестируются УК или НПФ и будут выплачены гражданам в полном объеме с учетом инвестиционного дохода, когда гражданин получит право выхода на пенсию и обратится за ее назначением. Уже поступившие в Пенсионной фонд Российской Федерации (ПФР) в 2013 году суммы страховых взносов на накопительную часть пенсии, а также поступившие в 2013 и 2014 годах дополнительные страховые взносы, взносы работодателей в пользу застрахованных лиц, взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений, средства материнского капитала и чистый финансовый результат от их временного размещения в доверительное управление в НПФ и в УК передаваться не будут, а будут инвестироваться ПФР в соответствии с действующим законодательством.
Если НПФ в течение 2014 года пройдет процедуру включения в систему гарантирования прав застрахованных лиц и изменит свою организационноправовую форму на акционерную, то в этом случае пенсионные накопления застрахованного лица начнут переводиться в этот пенсионный фонд. До выполнения этих условий страховые взносы застрахованного лица будут перечисляться в солидарную часть7.
Это законодательная новелла коснется значительного числа застрахованных лиц. Так, по предварительным итогам 2013 года, количество выбравших НПФ, составило более 27 млн человек. При этом 7,5 млн застрахованных лиц (на 01.12.2013) написали заявление о переводе накопительной части трудовой пенсии из ПФР в НПФ и только 162,4 тыс. предпочли вернуться в ПФР8.
Согласно п.2 ст.16 Закона №167-ФЗ суммы
страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии входят в состав бюджета ПФР. В свою очередь, в соответствии с п.1 этой же статьи, бюджет ПФР является федеральной собственностью. По мнению законодателя: «Пенсионные накопления
застрахованных лиц входят в состав бюджета
января 2014 года» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №49 (часть VII). - Ст.6442; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
6 В 2014 году распределение тарифа 10%/6% применяется только при условии вхождения негосударственного пенсионного фонда в систему гарантирования вкладов или при условии соответствия управляющей компании требованиям, предусмотренным Федеральным законом №111-ФЗ. В противном случае в 2014 году применяется распределение тарифа страховых взносов 16%/0% //Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2013 №351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».
7 Пенсионные права застрахованных лиц также будут учитываться на индивидуальных лицевых счетах. Эти страховые взносы будут индексироваться по инфляции и по росту доходов Пенсионного фонда Российской Федерации. Как только эти процедуры негосударственными пенсионными фондами будут пройдены, у ПФР появляется правовое основание перечислять страховые взносы уже в тот негосударственный пенсионный фонд, который выбрал человек.
8 Данные ПФР //Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/rights_of_the_insured/27061 .html
Пенсионного фонда Российской Федерации, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. Застрахованное лицо может отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации и выбрать негосударственный пенсионный фонд путем подачи соответствующего заявления».
Согласно положениям Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Закон №111-ФЗ)9 застрахованному лицу предоставлено право выбора управляющего этими средствами (государственная управляющая компания; УК, отобранная по конкурсу и заключившая договор с ПФР). Однако в любом случае осуществление формирования накопительной части трудовой пенсии происходит через ПФР.
Вместе с тем застрахованное лицо может отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать НПФ путем подачи соответствующего заявления. В этом случае средства пенсионных накоплений становятся собственностью НПФ, являясь частью собственного имущества фонда, что закреплено статьями 3 и 16 Федерального закона Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон №75-ФЗ)10.
Таким образом, действующее пенсионное законодательство закрепило, с одной стороны, существующую модель пенсионной системы, как состоящую из накопительной и страховой частей (включающую и фиксированный базовый размер трудовой пенсии), а с другой, - установило право перевода застрахованным лицом средств накопительной части трудовой пенсии в частные УК или НПФ. Поэтому все доводы нынешнего Министра труда и социальной защиты РФ о том, что накопительную пенсию никто не обещал, а обещали пенсию в целом, не соответствуют тому, что закреплено в пенсионном законодательстве11. Как является нарушением законодательства и непредставление права выбора застрахованному лицу перевода средств пенсионных накоплений в УК или НПФ.
Вместе с тем нельзя не отметить, что действующее в настоящее время пенсионное законодательство не отражает, более того, искажает суть социальноэкономических отношений, сложившихся в пенсионной сфере. В частности, согласно п.1 ст.7 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ12, «объектом
9 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002 №111 -ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -30.07.2002; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
10 Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //РГ (федеральный выпуск). -13.05.1998; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
11 Выступление Министра труда и социальной защиты Российской Федерации на «круглом столе» в Общественной палате Российской Федерации 28.10.2013 //Web-ресурс: http: //www.ng.ru/economics/2013-10-29/1_mintrud.html
12 Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского
211
Бизнес в законе
1 ’2014
обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства». Получается, что страховые взносы выплачиваются из фонда заработной платы, а начисляются с заработной платы застрахованного лица и включаются в состав доходов работника, с одной стороны, и в затраты работодателя, - с другой. В связи с этим трудно не согласиться с теми авторами, которые утверждают, что «фонд заработной платы фактически распадается на две части: одна его часть представляет собой денежные средства, непосредственно уплачиваемые работнику в виде начисленной заработной платы за определенный период времени, а другая - в виде страховых взносов накапливается на личном счете работника и затем выплачивается ему в виде пенсии»13. Действительно, по своей экономической природе страховые платежи - «это часть необходимого продукта, отложенного в виде недоданной работнику части цены его рабочей силы, предназначенной для возврата в виде его материального обеспечения при наступлении соответствующих страховых случаев (событий)»14.
Таким образом, по своей социально-экономической сути пенсия - отложенная часть дохода самого работника, которая «представляет собой совокупность жизненных средств, необходимых для нормального его жизнеобеспечения (и членов его семьи), после достижения им соответствующих условий, дающих ему право на пенсию, а сами страховые взносы - есть не что иное, как часть необходимого продукта, который в условиях социально-ориентированной рыночной экономики предстает как элемент издержек на рабочую силу»15. В связи с этим собственность на страховые взносы, в том числе и взносы на накопительную часть трудовой пенсии, должна принадлежать застрахованному лицу, невзирая на то, что они уплачиваются работодателем. По своей социально-экономической сути - это средства самого работника.
При этом возможен вариант, когда средства, поступающие в распределительную систему, будут являться собственностью Российской Федерации: если это будут не страховые взносы, а социальный
страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 01.02.2014.
13 Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации. - М., 2014. - С.97.
14 Захаров М.Л. Социальное страхование в России: Прошлое. Настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве). - М., 2014. - С.33.
15 Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Указ. соч. - С.97.
налог. Могут возразить, что налог в отличие от страховых взносов носит безвозмездный характер. Однако и в настоящее время при уплате страховых взносов такая возмездность относительна, так как выплачиваемая пенсия застрахованному лицу не будет эквивалентна (а в предлагаемой пенсионной формуле - особенно) сумме тех средств, которые уплачивал за него работодатель в пенсионную систему. Более серьезным возражением такому подходу может послужить то, что социальный налог не отражает суть социального страхования, куда относится и пенсионное страхование.
Нелогична ситуация с правовой точки зрения и с накопительной частью трудовой пенсии. Так, в договоре о доверительном управлении средствами пенсионных накоплений, заключаемом между УК и ПФР, есть еще одна сторона, не обозначенная в самом этом договоре - гражданин («застрахованное лицо»). Между тем, вся конструкция договора задумана в интересах застрахованного лица («доверительный управляющий обязуется
осуществлять управление средствами пенсионных накоплений... в целях обеспечения права застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии»)16. Возникает вопрос: каково же правовое положение застрахованного лица в этой конструкции?
ПФР обязан заключить договоры со всеми управляющими компаниями, которые были отобраны по конкурсу. Однако, согласно ГК РФ17 (ст.1012), договор доверительного управления - реальный, то есть требует не только согласия сторон, но и передачи имущества; п.2 ст.433 ГК РФ гласит, что этот договор вступает в силу только с момента передачи имущества доверительному управляющему (в случае с доверительным управлением средствами пенсионных накоплений - с момента получения денег, перечисленных ПФР управляющей компании). Но ведь перечисление денег, согласно Закону №111-ФЗ, требует указания застрахованного лица и невозможно без его волеизъявления. В связи с этим действия гражданина по выбору управляющей компании (его заявление о выборе инвестиционного портфеля) и его передача в ПФР носят характер односторонней сделки.
Почему, на наш взгляд, это сделка? Потому что гражданин, действуя в своей воле и в своем интересе, намеревается своими действиями создать определенные права и обязанности у управляющей компании18. Кроме того, его действия порождают у ПФР права и обязанности учредителя управления в отношении данной конкретной суммы денежных средств.
Таким образом, анализ оснований возникновения данных договорных отношений приводит к выводу о том, что здесь имеют место комбинированные
16 П.1 ст.18 Закона №111-ФЗ.
17 Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //РГ (федеральный выпуск). -08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
18 Впервые появляется правовая конструкция, в которой некое лицо («инициатор» - в данном случае застрахованное лицо) своей односторонней сделкой обязывает два других лица, с которыми он сам в договорных отношениях не состоит, совершить сделку с имуществом, не принадлежащим инициатору, а являющегося собственностью одного из двух лиц.
212
Кузин А. А.
ПРОБЛЕМА СОБСТВЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
основания возникновения договорных отношений между ПФР и управляющей компании (в силу закона, но одновременно с учетом волеизъявления третьего лица, который не является ни стороной договора, ни выгодоприобретателем по нему, а также не может контролировать исполнение указанного договора). Застрахованное лицо, тем не менее, участвует в управлении средствами пенсионных накоплений, которые, согласно действующему законодательству, его собственностью не являются?!
Нелогична и ситуация с НПФ, которые, согласно закону, являются собственниками переданных им в соответствии с заявлением застрахованного лица средств пенсионных накоплений, а средства пенсионных накоплений являются частью их собственного имущества. Меры по приостановлению перевода средств пенсионных накоплений в НПФ противоречат п.3 ст.35 Конституции Российской
Федерации19. В ней говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».
Таким образом, официальное решение о прекращении перечисления средств пенсионных накоплений в УК и НПФ, во-первых, фактически аннулирует право выбора застрахованного лица на перевод средств пенсионных накоплений, что, безусловно, нарушает права данного лица; во-вторых, ставит под сомнение нормальное функционирование НПФ, которые должны выполнять пенсионные обязательства по пенсионным выплатам тем лицам, которые находятся на пенсии и только собираются выходить на пенсию, а также их правопреемникам; в-третьих, подрывают доверие граждан к государству и созданной им пенсионной системе; в-четвертых, дестимулируют граждан к участию в этой системе. В связи с этим трудно не согласиться с мнением Председателем Совета Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) К.С.Угрюмовым: «Очевидна лишь забота о параметрах бюджета, а граждане, которым было предоставлено право выбора, оказались в результате в состоянии фактической конфискации пенсионных накоплений»20. К этому сложно что-либо добавить.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51 -ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (действующая редакция) (ГК РФ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
19 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //РГ (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
20 Web-ресурс: http: //www.pjob.ru/
3. Федеральный закон Российской Федерации от 04.12.2013 №351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» //Российская газета (федеральный выпуск). -
06.12.2013.
4. Федеральный закон Российской Федерации от 07.05.1998 №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (действующая редакция) //Российская газета (федеральный выпуск). - 13.05.1998; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
5. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (действующая редакция) //Консультант Плюс. - 01.02.2014.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.2002
№111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (действующая редакция)
//Российская газета (федеральный выпуск). - 30.07.2002; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001
№167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (действующая редакция)
//Российская газета (федеральный выпуск). - 20.12.2001; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
8. Постановление Правительства Российской Федерации от
30.11.2013 №1101 «О предельной величине базы для начисления страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды с 1 января 2014 года» //Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - №49 (часть VII). - Ст.6442; Консультант Плюс. - 01.02.2014.
9. Выступление Министра труда и социальной защиты
Российской Федерации на «круглом столе» в
Общественной палате Российской Федерации 28.10.2013 //Web-ресурс: http: //www.ng.ru/economics/2013-10-
29/1_mintrud.html
10. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Современное
пенсионное обеспечение в Российской Федерации: Учебное пособие для магистров. - М.: Издательско-торговая
корпорация «Дашков и К°», 2014. - 400 с.
11. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: Прошлое. Настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): Монография. - М.: Издательство «Проспект», 2014. - 312 с.
12. Web-ресурс: http: //grani.ru/Politics/Russia/m.219776.html
13. Web-ресурс: http: //www.pfrf.ru/rights_
of_the_insured/27061 html
14. Web-ресурс: http: //www.pjob.ru/
15. Кузин А. А. К вопросу о возможности и
целесообразности изменения правового статуса негосударственных пенсионных фондов // Социальнополитические науки №3, 2013, с. 69-74
16. Кузин А. А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки №2 2012,с. 86-90
Reference list:
1. Civil Code of Russian Federation. Part 1 from 30.11.1994 №51-FL. Part 2 from 26.01.1996 №14-FL. Part 3 from 26.11.2001 №146-FL. Part 4 from 18.12.2006 №230-FL (current edition) (CC RF) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Consultant Plus. - 01.02.2014.
2. Constitution of Russian Federation (adopted by popular vote
12.12.1993, as amended by the Laws of Russian Federation on amendments to Constitution of Russian Federation from 30.12.2008 №6-FCL and from 30.12.2008 №7-FCL)
//Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 21.01.2009; Consultant Plus. - 01.02.2014.
213
Бизнес в законе
1 ’2014
3. Ermakov D.N., Khmelevskaya S.A. Modern pension provision in Russian Federation. Textbook for masters. - M.: Publishingtrading corporation «Dashkov and K°», 2014. - 400 p.
4. Federal law of Russian Federation from 24.07.2009 №212-FL «On insurance dues to Pension Fund of Russian Federation, Social Insurance Fund of Russian Federation, Federal Fund of mandatory medical insurance and territorial funds of mandatory medical insurance» (current edition) //Consultant Plus. -
01.02.2014.
5. Federal law of Russian Federation from 04.12.2013 №351-FL «On introduction changes into certain legislative acts of Russian Federation on the questions of mandatory pension insurance into part of right of choice of insured persons variant of pension insurance» //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -
06.12.2013.
6. Federal law of Russian Federation from 24.07.2002 №111-
FL «On investment of funds for finance saving part of labour pension in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.07.2002; Consultant Plus. -
01.02.2014.
7. Federal law of Russian Federation from 15.12.2001 №167-
FL «On mandatory pension insurance in Russian Federation» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). -
20.12.2001; Consultant Plus. - 01.02.2014.
8. Federal law of Russian Federation from 07.05.1998 №75-FL
«On non-state pension funds» (current edition) //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 13.05.1998; Consultant Plus. -
01.02.2014.
9. Resolution of Government of Russian Federation from
30.11.2013 №1101 «On limiting value of base for calculation of insurance dues into state extra-budgetary funds from January 1,2014» //Collection of legislative acts of Russian Federation. -2013. - №49 (Part VII). - St.6442; Consultant Plus. -
01.02.2014.
10. Speech of Minister of labour and social protection of
Russian Federation on «round table» into Public Chamber of Russian Federation 28.10.2013 //Web-resource: http:
//www.ng.ru/economics/2013-10-29/1_mintrud.html
11. Zakharov M.L. Social insurance in Russia: Past. Present and prospects of development (labour pensions, benefits, payments to victims in the workplace): Monograph. - M.: Publishing house «Prospect», 2014. - 312 p.
12. Web-resource: http: //grani.ru/Politics/Russia/m.219776.html
13. Web-resource: http:
//www.pfrf.ru/rights_of_the_insured/27061.html
14. Web-resource: http: //www.pjob.ru/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Кузина Артемия Александровича на тему: «Проблема собственности пенсионных страховых взносов».
В представленной на рецензию статье автор поднимает злободневную и весьма непростую тему собственности пенсионных средств, формируемых за счет пенсионных страховых взносов работодателей. Действительно, с правовой точки зрения, эта собственность принадлежит Российской Федерации, а если средства пенсионных накоплений по заявлению застрахованного лица переданы негосударственному пенсионному фонду, то являются собственностью фонда. Однако, с точки зрения сути социально-экономических отношений, здесь возникающих, эти средства являются отложенной частью доходов работника. Налицо явное противоречие между экономическим содержанием проблемы и ее правовым решением.
Кузин А. А. не только формулирует названную проблему, но и, на наш взгляд, предлагает решение, отражающее сущность возникающих здесь социально-экономических отношений.
Статья написана на тему, которая имеет не только теоретическое, но, в первую очередь, практическое значение, так как затрагивает интересы как нынешних, так и будущих пенсионеров.
Статья написана на высоком теоретическом уровне, заслуживаем всяческой похвалы, и может быть рекомендована к изданию в авторитетных рецензируемых научных журналах.
Кандидат юридических наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук, член Президиума Межрегиональной коллегии адвокатов г. Москвы, заведующий Адвокатской конторой №10
Евгений Константинович Викулов
214