economic sceinces
УДК 336.232.2
ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
© 2017
Быкова Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры «Финансы и кредит» Курилова Анастасия Александровна, доктор экономических наук, заведующий кафедрой «Финансы и кредит» Тольяттинский государственный университет (445667, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В настоящее время кризисом пенсионного режима охвачено большинство стран. Главная причина заключается в старении нации, когда трудоспособное население испытывает трудности с содержанием большого количества пенсионеров. Необходимость пенсионной реформы назрела и в России тоже. На замену трудовой пенсии пришла страховая пенсия по старости, с начала 2016 года её правила получения были изменены. Государственная социальная политика в Российской Федерации, направленная на улучшение уровня жизни и покровительство, выделило обязательное социальное страхование в отдельную ветвь системы социальной защиты согласно законодательным актам. Государство разработало ряд юридических, экономических и координационных мероприятий, которые легли в основу системы обязательного пенсионного страхования. Все они ориентированы на поддержку населения путем назначения компенсаций и осуществления их выдачи при возникновении страховых рисков, связанных с наступлением старости, потери кормильца, инвалидности. Новым понятием и важной составляющей пенсионной реформы является страховая пенсия. Её полное определение и порядок исчисления установлены в 2013 году. Именно эта часть пенсионного вознаграждения является основой всей структуры пенсионных накоплений. По действующим в рамках закона нормам страховщик исполняет обязательства, возложенные на него перед лицом, застраховавшим себя на случай возникновения страхового случая. По определению, данному в законодательстве, страховая пенсия - это выплата застрахованному лицу ежемесячного денежного пособия в связи с наступившей нетрудоспособностью вследствие возраста либо инвалидности. В статье рассмотрены понятие страховой пенсии и условия её получения.
Ключевые слова: Пенсия, пенсионная реформа, пенсионные выплаты, трудовая пенсия, страховая пенсия, накопительная пенсия, государственное пенсионное страхование, негосударственное пенсионное страхование, трудоспособность, трудовая деятельность, иждивенцы, страховщик, страхователь, риски.
THE ISSUES OF PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION
© 2017
Bykova Natalia Nikolaevna, senior lecturer in the Department of «Finance and credit» Kurilova Anastasia Alexandrovna, doctor of economical science, head of Department «Finance and Credit» Togliatti State University (445667, Russia, Togliatti, st. Belarusian, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. Currently, the crisis of the pension regime involves most of the countries. The main reason is the aging of the nation, when the working-age population has difficulties with maintaining a large number of pensioners. The need for pension reform has ripened in Russia, too. To replace the labor pension came insurance old-age pension, starting in 2016, her receipt rules have changed. State social policy in the Russian Federation, aimed at improving living standards and patronage allocated to mandatory social insurance in a separate branch of the social protection system under legislation. The government has developed a number of legal, economic and coordination activities, which formed the basis of the system of mandatory pension insurance. All they are focused on the support of the population through the appointment of a compensation and the implementation of their issuance upon the occurrence of the insured risks associated with the onset of old age, survivors', disability. New concept and important part of the pension reform is pension insurance. Its complete definition and procedure for calculating installed in 2013. This part of the pension remuneration is the Foundation of the entire structure of pension savings. By operating under the statutory requirements, the insurer performs the obligations assigned to it before the person insure themselves in case of occurrence of the insured event. According to the definition given in the legislation, insurance pension - a payment to the insured person's monthly cash benefit due to incapacity for work due to age or disability. The article considers the concept of pension and the conditions for its receipt.
Keywords: Pension, pension reform, pension payments, retirement pension, insurance pension, funded pension, pension insurance, pension insurance, disability, employment activity, dependents, the insurer, the insured, risks.
Тема пенсионного страхования является крайне актуальной для большинства стран, так как настоящая система пенсионных выплат не способна обеспечить достаточный уровень жизни людей, окончивших трудовую деятельность. То немногое, что можно сделать - это позаботиться о своем будущем еще в молодости самостоятельно, подписав договор по предоставлению добровольного пенсионного страхования [1].
В большом количестве развитых стран средства на обеспечение пенсиями граждан поступают из нескольких источников: государственных пенсионных фондов, корпоративных отраслевых пенсий и индивидуальных пенсий, получаемых согласно договору. Причем это примерно одинаковые части поступлений. Свидетельство этому - их пенсионные выплаты [2].
Именно страховые компании - основные поставщики услуг, позволяющие отложить некоторые суммы средств к достижению пенсионного возраста. Это можно объяснить многими причинами:
1. Особенности налогообложения этих взносов и выплат по ним, которые полностью либо большей долей не
облагаются никакими налогами на средства, либо другими.
2. Роль государства, которая минимизирована в процессе формирования и выплат пенсий.
3. Выгодность и возможность получения больших сумм в российской системе страхования.
Исходя из этих пунктов, такой подход - единственный возможный реальный механизм осуществления накоплений для пенсионеров, к тому же безальтернативный. Пенсионное страхование может стать очень выгодным для многих людей [3].
Пенсионное страхование - одна из разновидностей страхования жизни, при котором выплаты суммы страховки производят после момента вступления застрахованного человека в пенсионный возраст, т. е. выхода на пенсию. Оно может быть обязательным (далее по тексту - ОПС) и добровольным (далее по тексту - ДПС).
Для получения пенсионных выплат гражданину необходимо иметь свидетельство обязательного пенсионного страхования. Обязательным страхованием заведует государство - оно является страховщиком и гарантом
Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ...
выплат [1].
Обязательное пенсионное страхование - это основа будущей пенсии физического лица. Этот вид пенсионного страхования обусловлен законом и распространяется на всех граждан страны [4].
Согласно пенсионной реформе, любой гражданин обязан быть застрахованным [5, 6, 7]. Это означает, что на каждого застрахованного открывается счет в пенсионном фонде [8].
На этот счет работодатель из официально проведенной по бухгалтерии заработной платы застрахованного лица отчисляет взносы. Вот из этих регулярных взносов и формируется пенсия каждого гражданина [9].
Пенсионные фонды инвестируют эти деньги в финансовый рынок, что позволяет образовать некую накопительную часть. Если хозяин счета не дает распоряжений относительно накопительной части, то пенсионный фонд перечисляет эти деньги в государственную управляющую компанию [10].
Страхователь также может указать в качестве распорядителя учреждения не государственной формы [11]. А когда наступает пенсионный возраст, то клиент (страхователь) получает пенсию, которая формируется из суммы сделанных взносов плюс доходы от инвестирования накопительной части
Система обязательного пенсионного страхования действует в России с 2002 года и базируется на страховых принципах: основой будущей пенсии физического лица являются взносы, которые уплачивают за него работодатели в Пенсионный фонд России (далее по тексту - ПФР) в течение всей трудовой жизни [12].
Для функционирования обязательной системы пенсионного страхования государством были заложены в его основу основополагающие принципы, такие как:
- централизация, единство, наличие общегосударственного значения;
- безусловность уплаты взносов по страховке в ПФР;
- гарантированность выплат со стороны государства застрахованным лицам;
- общность интересов по материальным обязательствам среди субъектов независимо от территориальной принадлежности;
- отчисленные финансовые средства в ПФР становятся общегосударственной собственностью;
- распределение финансов осуществляется централизованно по регионам и отраслям;
- независимость денежных средств системы;
- оказание поддержки пенсионерам с целью сохранения уровня жизни;
- соразмерность платежей по страховке и осуществляемым выплатам;
- назначение размера средств, подлежащих оплате, производится в зависимости от выслуги лет, начисленных к уплате сумм заработной платы, суммы пенсионных накоплений;
- использование взносов от страхования по прямому назначению;
- персонификация поступивших взносов по страховке [3].
В рамках обязательного пенсионного страхования у всех работающих граждан 1967 года рождения и моложе формируются два типа пенсий — страховая и накопительная [13].
Обе пенсии формируются за счет обязательных страховых взносов, которые работодатели уплачивают в ПФР в пользу своих работников.
Размер страховых взносов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации [14].
В основном размер страховых взносов работодателя составляет 22% с фонда официальной заработной платы работников - с суммы выплат в пределах установленной предельной величины базы и 10% - с суммы превышения установленной предельной величины базы.
Размер ставки страховых взносов неустойчив и для
каждой категории работодателей устанавливается индивидуально [15, 16, 17, 18, 19].
Взносы поступают на лицевой счет работника в ПФР и или целиком идут на финансирование страховой пенсии, или делятся на две части: 16% идут на страховую пенсию, 6% — на накопительную.
Основные особенности страховой пенсии таковы:
- формируется по распределительному принципу исключительно в ПФР;
- с 2015 года учитывается на счетах работающих граждан не в рублях, а в баллах, стоимость которых ежегодно устанавливается Правительством РФ и зависит от состояния экономики страны;
- не подлежит наследованию, фактически средства страховых взносов направляются на выплаты нынешним пенсионерам.
Накопительная пенсия имеет следующие особенности:
- по выбору граждан может формироваться в ПФР или негосударственном пенсионном фонде (далее по тексту - НПФ);
- учитывается на лицевых счетах граждан в рублях;
- инвестируется на финансовом рынке;
31 декабря 2015 года завершился период, отведенный гражданам России на выбор варианта формирования двух пенсий - страховой и накопительной.
Обязательное пенсионное осуществляют на случаи ухода на пенсию:
- по возрасту;
- по наличию выработанного трудового стажа;
- при приобретении/оформлении инвалидности.
Выплаты при таком виде страхования переводятся
через Пенсионный фонд Российской Федерации.
Осуществляется обязательное страхование страной, а взносы выплачиваются посредством налога работодателями. Получать выплаты граждане имеют право по факту наступления пенсионного возраста.
На сегодня функционируют два типа государственных пенсий: социальная и трудовая. Вторая наступает по достижении 55 лет женщинами, 60 - мужчинами.
Следует сразу заметить, что в последнее время все чаще поднимается вопрос о повышении пенсионного возраста, причина опять-таки в социальном явлении, которое получило название «старение населения».
По итогам пенсионной реформы на основе нового Федерального закона, которая проводилась в течение нескольких последних лет, произошел переход к персональному учету поступлений взносов по страховке на личный счет сотрудника.
Государством же обеспечивается «резервный» минимум социальных гарантий для своих граждан - на то оно и «обязательное» [20].
Рассмотрим варианты пенсионного обеспечения в системе ОПС.
По умолчанию, обе пенсии формируются в ПФР, пенсионные накопления инвестируются государственной управляющей компанией (далее по тексту - УК) в составе расширенного инвестиционного портфеля [10]. Граждане, ни разу не менявшие пенсионный фонд, УК или ее инвестиционный портфель, неформально именуются «молчунами».
31 декабря 2015 года завершился двухлетний период, отведенный гражданам 1967 года рождения и моложе для выбора варианта своего пенсионного обеспечения: с накопительной пенсией или без. Для реализации данного права гражданам необходимо было изменить способ управления своими пенсионными накоплениями - подать в ПФР заявление о выборе НПФ или управляющей компании.
С 1 января 2016 года граждане 1967 года рождения и моложе разделены на две категории.
Первая категория имеет следующие особенности:
- страховая пенсия равна 22%;
- все страховые выплаты направляются на текущие
выплаты пенсий, не наследуются, учитываются на индивидуальных счетах застрахованного лица в баллах;
- к категории относятся так называемые «молчуны» и физические лица, осознанно выбравшие данный вариант пенсионного обеспечения;
- сохраняют в ПФР пенсионные накопления, сформированные страховыми взносами за трудовую деятельность в период 2002-2013 гг.;
- пенсионные накопления с 2014 года прирастают исключительно за счет инвестиционного дохода, новые страховые взносы на накопительную пенсию не поступают и больше поступать не будут. Все ранее сформированные пенсионные накопления можно по-прежнему перевести в НПФ;
- изменить вариант пенсионного обеспечения уже не могут.
Особенности второго варианта пенсионного обеспечения следующие:
- страховая пенсия равна 16% + накопительная - 6%;
- к категории относятся так называемые «не молчуны» - физические лица, хотя бы один раз изменившие способ управления накопительной пенсией, выбрав НПФ, УК или ее инвестиционный портфель;
- сохраняют пенсионные накопления в НПФ или ПФР, сформированные страховыми взносами за трудовую деятельность в период 2002-2013 гг.;
- пенсионные накопления по-прежнему будут прирастать за счет инвестиционного дохода, а также с 2017 года за счет новых страховых взносов на накопительную пенсию;
- имеют право переходить из одного НПФ в другой, а также обратно их НПФ в ПФР;
- имеют право в любой момент отказаться от дальнейшего формирования накопительной пенсии за счет обязательных взносов и продолжить формировать только страховую часть.
Напомним, что у физических лиц 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 01 января 2014 года страховые взносы в ПФР были уплачены впервые, сохраняется право выбора в пользу второго варианта пенсионного обеспечения (страховая пенсия равна 16% + накопительная - 6%) в течение пяти лет с начала уплаты взносов.
В случае, если по истечении пятилетнего периода физическое лицо не достигло 23 лет, указанный период продлевается до 31 декабря года, в котором он достигнет возраста 23 лет.
Отдельно коротко остановимся на гарантиях в системе ОПС.
В 2014 году в России создана система, гарантирующая защиту прав застрахованных лиц. «Агентство по страхованию вкладов» (далее по тесту - АСВ) выступает администратором этой системы.
Оно и гарантирует возмещение всех взносов и средств, отраженных на счете накопительной пенсии застрахованного лица.
Данное правило не распространяется на суммы накопленного инвестиционного дохода. При этом размер назначенных за счет средств пенсионных накоплений выплат гарантируется полностью и не может быть уменьшен [21].
Порядок переходов между фондами следующий. До обращения за выплатой накопительной пенсии гражданин может воспользоваться правом на переход из ПФР в НПФ и обратно, либо осуществить переход между НПФ, но не чаще одного раза в год.
Для осуществления перехода необходимо подать в ПФР соответствующее заявление, которое бывает двух видов:
1. Заявление о досрочном переходе - позволяет осуществить переход в году, следующем за годом подачи заявления, но влечет за собой частичную потерю инвестиционного дохода, заработанного фондом из которого осуществляется досрочный переход. 138
2. Заявление о переходе - позволяет осуществить переход в другой фонд через пять лет с года подачи такого заявления. При этом накопления в новый фонд передаются в полном объеме, включая накопленный инвестиционный доход, заработанный фондом из которого осуществляется переход.
Из-за того, что государственное пенсионное обеспечение может быть недостаточным для полноценной жизни, возникло дополнительное пенсионное страхование, которое предоставляется различными организациями на единых условиях с составлением договора [22].
Добровольное страхование будущий пенсионер может выбрать сам. Его осуществляют негосударственные пенсионные фонды и страховые организации. ДПС является только дополнительным к обязательному, и государство его тщательно контролирует.
Существенным преимуществом ДПС является возможность для страхователя самостоятельно определить размер своей будущей пенсии путем заключения договора страхования пенсии на определенных условиях.
Если гражданин получает так называемую «серую» заработную плату (зарплата «в конверте») или размер государственной пенсии его не устраивает, наилучшим вариантом обеспечения своей старости будет добровольное пенсионное страхование.
Добровольное пенсионное страхование пенсионеров производят негосударственные пенсионные фонды и страховые компании. Оно происходит за счет средств самих страхователей или применяя средства работодателя как дополнение.
Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на добровольных началах и регулируется договором.
Определимся, что же дает добровольный вид страхования:
- стабильный доход каждый месяц, не зависящий от суммы трудовой/социальной пенсионной выплаты;
- возможность спокойно организовывать распорядок жизни, не ужимая себя в необходимом: еде, одежде, лечении, путешествиях;
- гарантии сбора нужной суммы к определенному сроку (например, для покупки дома либо участка при выходе на пенсию);
- гарантированные выплаты по программе добровольного страхования.
Один из вариантов можно выбрать и зафиксировать в самом полисе при его выпуске.
Страхователь вправе его изменить в течение всего накопительного периода при условии, что момент выбран не позже чем за три месяца перед получением первой пенсии.
Добровольное пенсионное страхование имеет такие же принципы, что и обязательное, но размер и периодичность обязательных взносов устанавливает сам страхователь.
Добровольное пенсионное страхование или негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) отличается следующими чертами:
1. Страхователь имеет право выбора из ряда программ, которые страховщики обязаны предложить любому обратившемуся.
2. Взносы могут производиться ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от договора.
3. Размер средств, которые будут выплачены клиенту в старости, зависит только от самого клиента.
4. Клиент устанавливает не только размер и регулярность взносов, но также и выплат.
Возможно также и групповое добровольное страхование, если у фирмы или предприятия заключен договор на негосударственное страхование. Тогда у каждого сотрудника, который пожелает сделать такой вид страхования будет на него льгота.
Два вида страхования (обязательное и добровольное) не исключают друг друга.
Быкова Наталья Николаевна, Курилова Анастасия Александровна ВОПРОСЫ ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ...
Все физические лица обязаны иметь государственный вид страхования. Но также дополнительно они могут заключить договор на добровольное пенсионное страхование.
Отдельно отметим, что согласно законодательным актам любое физическое лицо нашей страны имеет право на получение страхового свидетельства - СНИЛС, для чего ему необходимо обратиться по месту регистрации в районный отдел ПФР.
Также его можно получить на предприятии при трудоустройстве. Физическое лицо по правовому положению считается застрахованным лицом, потому что свидетельство удостоверяет осуществление пенсионного страхования.
Оно позволяет открыть обособленный лицевой счет, принадлежащий застрахованному лицу, куда поступают оплачиваемые страхователем взносы. СНИЛС начинает выдаваться при достижении 14 летнего возраста.
Подводя итог, нужно отметить, что внедрение новой системы пенсионного страхования позволяет увеличить размер пенсии. Оно дает право выбора гражданам в решении вопроса, касающегося накопительной части пенсии, поэтому от них зависит размер пенсионных начислений.
Но рыночная модель пенсионного страхования требует проявления личной ответственности отдельного застрахованного лица, их солидарности. Его реализация зависит от участия всех субъектов страхования в создании финансовой базы.
Кроме этого подчеркнем, что реформированные системы пенсионного страхования требуют от физических лиц осведомленности и расторопности в вопросах страхования, предугадывая многие социальные ситуации наперед.
Однозначно в интересах этих лиц разобраться в этих вопросах и максимально выгодно устроить собственную жизнь с минимумом рисков. Хотя бы теоретически.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дмитриева И. Е. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учеб. пособие для студ. эконом. вузов / И. Е. Дмитриева, Н. А. Биндасова. -Саратов : Вузовское образование, 2016. - 154 с. - Режим доступа // URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения 05.11.2017 года)
2. Нечаев А. С. Бюджетная система Российской Федерации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Нечаев, Д. А. Антипин, О. В. Антипина. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 266 с. - (Высшее образование. Магистратура). - ISBN 978-5-16-010705-9. - Режим доступа // URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения 09.11.2017 года)
3. Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы [Электронный ресурс] : учебник / И. Н. Мысляева. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2017. - 393 с. - (Высшее образование. Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-005276-2. - Режим доступа // URL: http://www.iprbookshop.ru/ (дата обращения 21.11.2017 года)
4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.11.2017 г.)
5. Башкин М.В. Принципы пенсионного обеспечения населения как основа социального обеспечения // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 321-324.
6. Барбашова С.А., Соколова И.С., Щербаков Е.М. Реформирование пенсионной системы рф на современном этапе // Вестник НГИЭИ. 2016. № 7 (62). С. 14-22.
7. Юрьева И.А. Совершенствование системы управления размещением собственных средств негосударственных пенсионных фондов // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 3 (12). С.
98-100.
8. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 13.10.2017 г.)
9. Федеральный закон от 04.06.2011 № 126-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.10.2017 г.)
10. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 23.11.2017 г.)
11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негосударственных пенсионных фондах» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 29.11.2017 г.)
12. Федеральный закон «О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству Российской Федерации осуществляется за счет средств федерального бюджета» от 28.10.1998 № 163-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 24.11.2017 г.)
13. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 19.11.2017 г.)
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 30.10.2017 г.)
15. Письмо ФНС России от 25.10.2017 № ГД-4-11/21642@) «Об исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование ИП, не производящими выплаты и иные вознаграждения физлицам» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 11.11.2017 г.)
16. Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 03-1505/69331 «Об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП, применяющим УСН» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 18.10.2017 г.)
17. Письмо Минфина России от 23.10.2017 № 0315-06/69113 «О страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в отношении выплат работнику, занятому на видах работ с особыми условиями труда [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 01.11.2017 г.)
18. Письмо Минфина России от 11.09.2017 № 03-1509/58234 «Об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ИП-пенсионерами, не производящими выплаты и иные вознаграждения физли-цам» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 09.11.2017 г.)
19. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 30.10.2017) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 10.11.2017 г.)
20. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О страховых пенсиях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 31.10.2017 г.)
21. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2017) [Электронный ресурс] // СПС
economic sceinces
Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 30.11.2017 г.)
22. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О государственной социальной помощи» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: Высшая Школа (дата обращения 12.11.2017 г.)
Статья поступила в редакцию 16.09.2017 Статья принята к публикации 26.12.2017