ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ
Аннотация. В статье на базе данных официальной статистики анализируются закономерности и тенденции развития обязательного пенсионного страхования в части страховых пенсий по старости в России. Рассматриваются основные проблемы и недостатки, характерные для всей системы обязательного пенсионного страхования, социальный эффект от введенных с 1 января 2019 года изменений в законодательство, предпринимается попытка обозначить возможные пути их решения.
Ключевые слова. Пенсионное страхование, пенсия по старости, пенсионный возраст, индексация пенсий.
Bobrova D.N.
MANDATORY PENSION INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION:
SOCIAL EFFECT
Abstract. Based on official statistics, the article analyzes the patterns and development trends of mandatory pension insurance in terms o f old-age insurance pensions in Russia. The main problems and shortcomings that are characteristic of the entire system of compulsory pension insurance, the social effect of amendments to the legislation introduced on January 1, 2019, are considered, an attempt is made to identify possible solutions.
Keywords. Pension insurance, old-age pension, retirement age, pension indexation.
В концептуальном плане известны две основные модели пенсионных систем. Первая модель основана на системообразующих принципах социального страхования: солидарности, взаимопомощи и ответственности всех за состояние системы пенсионного страхования. Она получила название распределительной или по другому солидарной модели пенсионной системы. В данном случае происходит перераспределение денежных средств на основе принципа солидарности поколений. Размеры пенсий прямо не зависят от темпов экономического роста страны, от уровня инфляции и других экономических показателей. Вместе с тем, в солидарной модели объем средств, поступающих в бюджет государственного пенсионного фонда, напрямую зависит от демографических факторов.
Вторая модель пенсионного страхования получила название накопительной. Она базируется на принципе индивидуальной ответственности за собственное благосостояние при наступлении соответствующего страхового события. В данном случае пенсионные накопления формируются на индивидуальном лицевом счете за счет процента от заработной платы работника и инвестиционного дохода от размещения этих средств на финансовом рынке. Среди положительных сторон данной модели можно выделить отсутствие зависимости, как в первом случае, от негативных демографических тенденций, снижение роли политического вмешательства государства в вопросах регулирования деятельности
ГРНТИ 04.51.35 © Боброва Д.Н., 2019
Дарья Николаевна Боброва - кандидат социологических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург).
Контактные данные для связи с автором: 191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48 (Russia, St. Petersburg, Moika River, 48). Тел.: +7 812 643-77-67. Е-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 20.09.2019.
пенсионных фондов. С другой стороны, данная система не гарантирует достойное обеспечение в старости низкооплачиваемых работников.
В настоящее время правительства большинства стран сделали выбор в пользу смешанной системы пенсионного страхования, которая подразумевает внедрение накопительных элементов в распределительную модель пенсионного страхования [1, с. 280]. Сочетание этих двух моделей с введением новых элементов, отвечающих национальным особенностям и интересам, на практике позволяет получить десятки комбинаций национальных пенсионных систем. Наша страна не стала исключением. Большинство исследователей современной отечественной пенсионной системы [4, с. 77; 12; 13, с. 30-43], ее реформирования сходятся в едином мнении о том, что в России на сегодняшний день не сформирована подлинная система пенсионного страхования, соответствующая фундаментальным принципам и сущности института социального страхования, а также отвечающая интересам застрахованных лиц.
Конечно, самой главной проблемой остается недопустимо низкий уровень пенсионного обеспечения застрахованных лиц; отсутствие должного возмещения трудового дохода выбывшего из общественного производства населения. Но также можно выделить ряд иных существенных проблем, характерных для всей системы обязательного пенсионного страхования: стремительное старение населения, вследствие чего экономике страны все труднее обеспечивать достойный уровень пенсий по старости; декодификация законодательства о пенсионном обеспечении, выражающаяся в существовании привилегированных прав на него у некоторых слоев населения; признание на законодательном уровне средств бюджета Пенсионного фонда государственной собственностью [14], это влечет за собой возможность для правительства распоряжаться по своему усмотрению аккумулированными средствами, что является нарушением основополагающей идеи института социального страхования; наличие влияния на государственную политику, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения, предпринимательского сообщества.
Отдельно можно выделить проблемы в финансовой части, которые приводят к сокращению объема поступлений во внебюджетный фонд, что, в конечном итоге, ведет к формированию дефицита Пенсионного фонда РФ: снижение тарифа страховых платежей в фонд пенсионного страхования с 26% до 22%; в целом невысокий тариф для работодателей (по сравнению с развитыми странами Европы); отмена личного тарифа застрахованного в размере 1% с заработка; введение (с 2002 г.) пониженных тарифов для отдельных категорий плательщиков [15]; наличие установленной базы на обязательное пенсионное страхование, при превышении которой взносы начинают взиматься по пониженной тарифной ставке в 10% [9] (на 2019 г. в отношении обязательного пенсионного страхования эта сумма составляет 1,15 млн рублей на каждое физическое лицо); наличие нестраховых расходов, вызванных перераспределением дополнительных расходов, у Фонда пенсионного страхования; плоская шкала налогообложения личных доходов граждан; существование серых и черных заработных плат, т.е. фактическое уклонение работодателей от уплаты страховых взносов в соответствующие фонды, что по расчетам экономистов ведет к потерям, эквивалентным 30-40% денежных средств легального фонда оплаты труда [4].
Относительно главной проблемы - недопустимо низкого уровня трудовых пенсий - в 2009 году на государственном уровне было принято решение, согласно которому ни один пенсионер не должен получать пенсию меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе. На сегодняшний день величина прожиточного минимума данной категории населения составляет в целом по Российской Федерации 8 846 руб [18]. Застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования является практически все население Российской Федерации [7], по состоянию на 31 декабря 2017 г. это - 153,8 млн человек [3]. Получателями пенсии являются 43,5 млн человек, из них: получателями страховых пенсий по старости являются 39,8 млн человек, получателями пенсий по государственному обеспечению - 3,7 млн человек. Для остальных это - ближайшая или отдаленная перспектива. Таким образом, имеет статус пенсионера и получает пенсию каждый третий житель нашей страны.
Обязательное пенсионное страхование является важнейшей подсистемой пенсионной системы Российской Федерации. Ее основной целью является сохранение привычного для застрахованного лица уровня жизни после наступления страхового случая; обеспечение более высокого уровня жизни по сравнению с гражданами, которые не участвовали в наращивании богатства страны. Всего таких оснований для пенсионного обеспечения три и им соответствуют три вида страховых пенсий: ста-
рость - пенсия по старости, инвалидность - пенсия по инвалидности и потеря кормильца - пенсия по случаю потери кормильца.
Рассмотрим выполняется ли на практике и в какой степени упомянутая выше цель, продиктованная природой и базовыми принципами института обязательного пенсионного страхования. Для этого приведем официальные статистические данные Пенсионного фонда РФ: средний размер страховой пенсии на начало 2018 г. равен 13 306 руб., при этом в документе отдельно не указывается средний размер страховой пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. Средняя страховая пенсия по старости составляет 13 762 руб., но на практике у миллионов пенсионеров данный вид пенсии значительно ниже, т.е. фактически немногим выше средней социальной пенсии 8 797 руб.
Между тем, Конвенцией МОТ № 102 о минимальных нормах социального обеспечения от 1952 г. [5] предусмотрен коэффициент замещения прежнего заработка; он показывает отношение суммы пенсии к сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена пенсия, и составляет 40%. О неисполнении одного из системообразующих принципов системы социального страхования, а значит и пенсионного - в частности, а именно принципа определения особо значимых страховых выплат с учетом трудового вклада и достигнутого или характерного заработка работника, сообщает и сам закон. Так в «Стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» [11] отмечено, что коэффициент замещения прежнего заработка в 2007 году составлял 25%, в 2012 году увеличился до 36,8%, а к 2030 году коэффициент замещения трудовой пенсией по старости утраченного заработка будет постоянно понижаться и составит 24,9%.
Последнее утверждение свидетельствует о том, что в ближайшей перспективе в отсутствие радикальных изменений во всей пенсионной системе сохранится существующий уровень пенсионного обеспечения, более того со временем ситуация будет только усугубляться. Однако, в связи с тем, что сейчас проводится пенсионная реформа, есть надежда, что столь негативный прогноз не оправдает себя. Заметим, что наша страна ратифицировала Конвенцию МОТ № 102 частично, т.е. с принятием обязательств только в отношении разделов II, III, V, VI, VIII, IX и X (Федеральный закон от 03.10.2018 № 349-ФЗ). Связано это с тем, что гарантировать исполнение всех положений указанного акта государство не может, в том числе, как видно из приведенного отрывка закона, оно не может дать гарантию сохранения уровня жизни гражданина близкого к тому, который у него был в допенсионный период.
Поскольку страховая пенсия по старости является основным видом пенсии и затрагивает интересы всех граждан нашей страны, остановимся подробнее на вопросах ее назначения, формирования и учета.
Пенсионная система Российской Федерации состоит из 3 обособленных, но тесно взаимосвязанных подсистем: обязательного пенсионного страхования, государственного и негосударственного пенсионного обеспечения. Рассмотрим нововведения, затронувшие интересы граждан, которые являются застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [16]. Конец 2018 г. и начало 2019 г. ознаменовались принятием и вступлением в силу Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», затрагивающего интересы подавляющего большинства граждан нашей страны [15].
Одно из главных нововведений, произошедших с вступлением в силу данного закона, вызвавших наибольший общественный резонанс, это повышение пенсионного возраста. Согласно ст. 7 Федерального закона № 350-ФЗ были внесены следующие изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» в части 1 статьи 8: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины и женщины, достигшие возраста 65 и 60 лет соответственно (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»).
Об учете каких положений, предусмотренных приложением, идет речь в ФЗ «О страховых пенсиях»? Речь идет о постепенном повышении возраста, по достижении которого возникает право на страховую пенсию. Актуальность этого положения продиктована учетом интересов лиц предпенсионного возраста. В 2019 лица, достигшие возраста 55 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) имеют право выхода на пенсию по старости в 56 и 61 год соответственно (по формуле V + 12 месяцев, где V -возраст, по достижении которого у человека появляется право на страховую пенсию по старости); лица, которые достигнут возраста 55 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно) в 2020 г. будут
иметь право выхода на страховую пенсию по старости к 57 и 62 годам; лица, которые достигнут возраста 55 и 60 лет в 2021 г. - к 58 и 63 годам; в 2022 г. - к 59 и 64 годам и в 2023 г. - к 60 и 65 годам (мужчины и женщины соответственно) [17].
Но как известно, право на страховую пенсию, не наступает только лишь при достижении определенного пенсионного возраста; оно возникает при одновременном наступлении (в случае пенсионного возраста) и выполнении (в случае остальных двух условий) трех условий: достижение определенного пенсионного возраста; наличие минимального количества пенсионных баллов; наличие минимального страхового стажа.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - это сумма годовых пенсионных коэффициентов (пенсионных баллов) за период до и после 01.01.2015, с учетом повышающего коэффициента к страховой пенсии, если имела место отсрочка обращения за назначением страховой пенсии по старости. В 2019 году максимальная сумма годовых пенсионных баллов, т.е. баллов за один год, составляет 9,13; с 2021 года - 10. К моменту выхода на страховую пенсию по старости ИПК гражданина должен быть в 2019 году не менее 16,2 баллов, в 2020 году - не менее 18,6, в 2021 г. -не менее 21, в 2022 г. - не менее 23,4, в 2023 г. - не менее 25,8, в 2024 г. - не менее 28,2, к 2025 году и позднее - не менее 30 баллов [8].
Третье условие, необходимое для получения права на страховую пенсию по старости, это - наличие страхового стажа. В ФЗ «О страховых пенсиях» в статье 3 дано определение страхового стажа -это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Здесь, также как и в случае с баллами, в период проведения пенсионной реформы идет постепенное увеличение минимально необходимого страхового стажа: в 2019 году минимальный страховой стаж должен составлять 10 лет, в 2020 году - 11 лет, в 2021 году - 12 лет, в 2022 году -13 лет, в 2023 году - 14 лет, в 2024 г. и позднее - 15 лет.
В определении страхового стажа указаны не только периоды, когда начислялись и уплачивались страховые взносы, но и иные периоды, которые также подлежат учету при подсчете страхового стажа. Что же это за периоды? Это так называемые нестраховые периоды. Эти периоды перечислены в пункте 1 статьи 11 ФЗ «О страховых пенсиях» [17]. За некоторые из этих нестраховых периодов также начисляются пенсионные баллы.
Таким образом, с 1 января 2019 года приняты существенные изменения, в соответствии с которыми теперь будет происходить назначение страховых пенсий по старости. С 1 января 2019 года каждый граждан, собирающийся выйти на пенсию, будет это делать позже с каждым годом. Также с 2016 года вступило с силу положение, согласно которому работающим пенсионерам выплата страховых пенсий осуществляется без учета плановых индексаций, проведенных за время их работы на пенсии [19]. Обратимся к данным Федеральной службы государственной статистики [7], чтобы оценить социальный эффект введенного положения (см. табл.).
Таблица
Количественные показатели пенсионной системы РФ
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Все работающие пен- 13030 13669 14325 14917 15259 9883 9669 9667
сионеры, тыс. чел.
в процентах к числен- 32,4 33,7 34,9 36,0 35,7 22,9 22,2 22,0
ности пенсионеров,
состоящих на учете в
системе Пенсионного
фонда РФ, %
из них получающие 11995 12626 13280 13872 14199 8791 8602 8574
пенсии по старости,
тыс. чел.
Из данных таблицы можно заметить резкое снижение численности работающих пенсионеров на 2016 год и позднее. Снижение численности работающих пенсионеров по сравнению с 1 января 2016 года обусловлено вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2015 года № 385-ФЗ [19]. Каким бы ни был уровень пенсионного обеспечения, он всегда будет ниже уровня доходов вышедших на пенсию граждан, которые продолжают трудовую деятельность. Таким образом, среди граждан существует объективная заинтересованность, если позволяет состояние здоровья, в продолжении посильной трудовой деятельности. Но при этом ни при каких обстоятельствах не должно быть места экономическому принуждению к продолжению или возобновлению трудовой деятельности после выхода граждан на заслуженный отдых во вред собственному здоровью.
К сожалению, подобная ситуация фактически наблюдается в нашей стране. Она обусловлена, во-первых, недопустимо низким уровнем трудовых пенсий, во-вторых, с недавних пор введением в законодательство положений о прекращении плановых индексаций пенсий работающим пенсионерам и об отложенном выходе на пенсию. Целесообразно ли введение данных положений? Представляется, что не совсем. Во-первых, их введение может способствовать увеличению серых и черных заработных плат на рынке труда, с которыми необходимо бороться как с одной из самых пагубных причин, ведущих к дефициту бюджета Пенсионного фонда; во-вторых, осознание объективных причин продолжения профессиональной деятельности после достижения пенсионного возраста наводит на мысль о несогласованности этой нормы с идеями гуманизма.
Какой же будет социальный эффект от введенных в законодательство изменений? Во-первых, стоит обратить внимание на сохранение разницы между пенсионным возрастом женщин и мужчин. Обоснована ли эта норма? Наряду с общим повышением пенсионного возраста и более короткой продолжительностью жизни мужского населения нашей страны, представляется, что не совсем. Различия в пенсионном возрасте между мужчинами и женщинами, т.е. по признаку пола, многие исследователи уже давно считают безосновательными. Ведь право на пенсию представляется в связи с достижением возраста, когда обычно теряется способность к продолжению трудовой деятельности в прежнем режиме, и эта способность меньше всего зависит от половой принадлежности.
Во-вторых, есть вопросы относительно времени, в течение которого человек получает пенсию, т.е. так называемого времени пенсионной жизни. Продолжительность жизни пенсионеров нашей страны после достижения пенсионного возраста существенно ниже, чем в других развитых странах. Это связано с более короткой продолжительностью жизни. Поэтому сравнение России с другими развитыми странами, где пенсионный возраст выше, кажется нам не совсем обоснованным. Многие пенсионеры, особенно среди мужского населения, могут просто не воспользоваться правом на заслуженную страховую пенсию по старости или воспользоваться не в полной мере.
Отдельно хотелось бы остановится на экономическом эффекте от введения в законодательство нормы о лишении права на индексацию пенсий работающих пенсионеров. Введенная в законодательство норма, очевидно, при сохранении текущих размеров пенсий или их незначительном увеличении, будет способствовать повышению объема черных и серых заработных плат по отношению к объему легального фонда оплаты труда, что усугубит затронутые выше проблемы в финансовой части системы пенсионного страхования.
Таким образом, изменения возраста выхода на страховую пенсию по старости, изменения стажа и пенсионных баллов с 1 января 2019 года идёт в сторону увеличения. Те, кому не хватит трудового стажа или кто не сможет накопить нужное количество пенсионных баллов, то есть не выполнят хотя бы одно из трех единовременных условий назначения страховой пенсии по старости, будут вынуждены получить отказ в назначении им данного вида пенсии. Также необходимо упомянуть о досрочных страховых пенсиях по старости, где возрастной рубеж для таких пенсий дифференцируется и снижается в зависимости от ряда обстоятельств (оснований). Всего таких оснований для назначения досрочных страховых пенсий по старости 34: часть из них связана с профессиональной деятельностью застрахованного, а часть с его социальными условиями [2]. Возможно двойное снижение пенсионного возраста, когда одновременно существуют два основания для его назначения.
Как отмечается в Стратегии развития пенсионной системы до 2030 года [11], назрела необходимость модернизации действующей в настоящее время системы досрочного пенсионного обеспечения, которая была создана еще во времена существования СССР, поскольку она абсолютно не отвечает современным условиям рыночной экономики, и при этом она также социально несправедлива.
Если работодатель провел специальную оценку условий труда, то в зависимости от установленного класса или подкласса условий труда в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 428 Налогового Кодекса [6] применяют следующие дополнительные тарифы страховых взносов: для оптимального и допустимого классов условий труда - 0 процентов; для первого подкласса вредного класса - 2 процента, для второго - 4 процента, для третьего - 6 процентов, для 4 - 7 процентов; и наконец для опасного класса - 8 процентов. Чем опаснее условия труда, тем более высокий тариф должен заплатить работодатель. Первый и второй классы опасности не предполагают уплаты дополнительных взносов, так как являются оптимальными и допустимыми.
Какое же возможно решение обозначенных в данной работе проблем? Необходимо создать систему обязательного пенсионного страхования, отвечающую интересам застрахованных лиц, трудом которых создается богатство страны, учитывая передовой опыт развитых стран, таких как Германия, которая является родиной института социального страхования, Франция, Бельгия и т.д. Первоочередными мерами на пути к этому могут стать: упразднение нормы законодательства, закрепляющей право собственности средств фонда пенсионного страхования за государством; введение в законодательство о пенсионном обеспечении нормы, закрепляющей личный тариф застрахованного в размере 1% с заработка и впоследствии доведение этого тарифа до необходимого размера при снижении ставки налога на доходы физических лиц; целесообразно рассмотреть возможность повышения тарифа страховых платежей в Пенсионный фонд, доведения его до значений в развитых странах Европы; полное упразднение или существенное сокращение категорий плательщиков, для которых предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; повышение базы на обязательное пенсионное страхование или ее полная отмена, при которой взносы начинают взиматься по пониженной тарифной ставке в 10%; снятие с Пенсионного фонда различных нестраховых расходов; введение прогрессивной шкалы налогообложения личных доходов граждан и использование образовавшихся средств на нужды социального обеспечения; пересмотр положений законодательства в части прекращения плановых индексаций пенсий работающим гражданам и рассмотрение возможности введения вместо них заданной величины доходов пенсионера, после достижения которой индексация осуществляться не будет; привлечение работодателей к ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аманбаев М. Различие между распределительной и накопительной пенсионными системами // Вестник Академии управления при Президенте Кыргызской Республики. 2011. № 12. С. 280-287.
2. Досрочные страховые пенсии по старости. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/ рге55_сейег (дата обращения 11.08.2019).
3. Годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/files/id/press_center/godovoi_otchet/annual_report_2017_1.pdf (дата обращения 11.08.2019).
4. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: прошлое, настоящее и перспективы развития (трудовые пенсии, пособия, выплаты пострадавшим на производстве): монография. М.: Проспект, 2014.
5. Конвенция № 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» (принята в г. Женеве 28.06.1952).
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. 17.06.2019).
7. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/generation/# (дата обращения 11.08.2019).
8. Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pfrf.ru/grazdanam (дата обращения 11.08.2019).
9. Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426 «О предельной величине базы для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное пенсионное страхование с 1 января 2019 г.».
10. Постановление Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10 «Об утверждении Списка № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях».
11. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 № 2524-р (ред. от 24.10.2018) «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации».
12. Сигов В.И., Берлин С.И., Темирова З.И. Теория и практика решения проблем развития социального страхования в Российской Федерации: монография. Краснодар: Академия знаний, 2016.
13. Соловьёв А.К. Экономическая сущность коэффициента замещения пенсией утраченного дохода и проблемы применения его в России // Уровень жизни населения регионов России. 2013. № 5 (183). С. 30-43.
14. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
15. Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
16. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
17. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях».
18. Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».
19. Федеральный закон от 29.12.2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий», предусматривающих неиндексацию пенсий работающим пенсионерам».