Научная статья на тему 'Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы'

Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1717
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / PENSION SYSTEM / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / DEMOGRAPHIC SITUATION / НЕФОРМАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / INFORMAL EMPLOYMENT / СТРАХОВАЯ ПЕНСИЯ / PENSION INSURANCE / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / INSURANCE / "НЕСТРАХОВЫЕ" ПЕРИОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кравченко Елена Васильевна

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на финансовую устойчивость современных пенсионных систем, анализируются актуальные вопросы функционирования пенсионной системы России, новеллы пенсионного законодательства, направленные на снижение зависимости пенсионной системы от федерального бюджета. Предлагается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование пенсионной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PENSION SYSTEMS: CHALLENGES, TRENDS AND PERSPECTIVES

This article examines the factors that are global trends and having a negative impact on the financial sustainability of modern pension systems, examines the current issues of the functioning of the pension system in Russia and novels pension legislation. A set of activities aimed at improving the pension system.

Текст научной работы на тему «Современные пенсионные системы: вызовы, тенденции, перспективы»

УДК 336.5:369.04 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-2-83-91

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ВЫЗОВЫ, ТЕНДЕНЦИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Кравченко кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры Елена «Финансы», Ростовский государственный экономический

Васильевна университет (РИНХ)

(344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69). E-mail: kew62@inbox.ru

Аннотация

В данной статье рассматриваются факторы, влияющие на финансовую устойчивость современных пенсионных систем, анализируются актуальные вопросы функционирования пенсионной системы России, новеллы пенсионного законодательства, направленные на снижение зависимости пенсионной системы от федерального бюджета. Предлагается комплекс мероприятий, направленных на совершенствование пенсионной системы.

Ключевые слова: пенсионная система, демографическая ситуация, неформальная занятость, страховая пенсия, страховые взносы, «нестраховые» периоды.

Статьей 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. определено право каждого человека в цивилизованном государстве на социальное обеспечение. Одной, из важнейших социальных гарантий, действующих в современном обществе, выступает пенсионное обеспечение, как основная составная часть системы социальной защиты населения.

Национальные пенсионные системы многих развитых стран на протяжении последних лет оказались в сложной ситуации. Эффективность их функционирования во многом зависит от влияния ряда объективных социально-экономических факторов, имеющих общемировые тенденции.

Существенное негативное влияние деятельность современных пенсионных систем в первую очередь оказывают:

- демографический кризис (повышение продолжительности жизни, низкая рождаемость, усиление регрессивных позиций в воспроизводстве рабочей силы);

- структурные изменения, происходящие на рынке труда (снижение доли наемного труда в общей структуре занятости, увеличение направлений занятости самозанятого населения, более поздний выход молодежи на рынок труда).

Воздействие демографических изменений и современной трансформации рынка труда на финансовую устойчивость пенсионных систем происходит независимо от их моделей, строящихся на распределительных принципах или на схемах с фиксированными выплатами.

Экономический кризис и его последствия повлекли за собой снижение экономического роста, а в некоторых случаях его падение, увеличение числа безработных, повышение уровня инфляции и как следствие усиление напряженности при формировании доходов, обеспечивающих расходные обязательства национальных пенсионных систем. В долгосрочной перспективе ожидается увеличение расходов на выплату пенсий относительно размеров ВВП, что создаст растущее давление на государственные расходы. Несбалансированность доходной и расходной частей бюджета продолжает

оставаться главной экономической проблемой функционирования любых пенсионных систем.

В ряде развитых стран были предприняты дополнительные шаги по снижению воздействия вышеуказанных неблагоприятных факторов и стабилизации финансовой устойчивости пенсионных систем, основными из которых являются:

-повышение пенсионного возраста;

- стимулирование более позднего выхода на пенсию;

- применение корректировок индексаций пенсий;

- ужесточение правил выхода на досрочные пенсии.

Следует отметить, что практически нигде не предлагался путь непосредственного сокращения номинальных пенсий. Многие государства для повышения доходности пенсионных систем пошли по пути повышения налогов или ставок страховых взносов, а также сокращения расходов на администрирование пенсионных систем. Например, в Германии, которая столкнулась с теми же рисками, что и пенсионные системы большинства развитых стран активно обсуждается возможность применения таких мер, как:

- повышение тарифа страховых взносов на пенсионное страхование (сейчас тариф равен 18,7%, причем уплачиваются взносы на паритетных началах и работодателем и работником);

- увеличение резерва бюджета пенсионного страхования;

- привлечение самозанятого населения в обязательную пенсионную систему;

- дополнительное стимулирование продолжительности периода легальной занятости и полной уплаты страховых взносов на пенсионное страхование [1, с. 71].

Основные риски социально-экономического развития в предстоящей перспективе, как уже было отмечено, обусловлены демографическим фактором, что в первую очередь связано со снижением численности населения в трудоспособном возрасте и в будущем может привести к значительному сокращению трудовых ресурсов.

Уровень пиковой численности занятого населения, вызванный демографическими изменениями в большинстве стран будет преодолен в ближайшие 50 лет. Этот максимум уже пройден в Германии, Италии, Японии и Российской Федерации, и в период до 2064 года объем трудовых ресурсов здесь может сократиться на треть. Рост числа нетрудоспособных граждан будет способствовать увеличению нагрузки на социальный сегмент экономики и прежде всего в области здравоохранения и пенсионного обеспечения, а также снижению соотношения пенсии и заработной платы.

Пенсионная система Российской Федерации не является исключением и состояние макроэкономических показателей с одной стороны, а с другой демографическая ситуация, сложившаяся в стране заставляют искать новые решения, направленные на повышение эффективности функционирования системы по обеспечению пенсионных обязательств государства. В соответствии с индексом устойчивости пенсионной системы (Pension Sustainability Index - PSI), разработанному и рассчитанному для 50 стран мира компанией Allianz, Россия в рейтинге занимает 14 место. Показатель индекса устойчивости пенсионной системы России составляет 6,7 баллов из 10 возможных, что говорит о наличии недостатков в пенсионной системе и перспектив для ее улучшения [2].

Объем средств, направляемых из федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда России, по прогнозным данным к 2025 г. возрастет до 1,4% ВВП. Кроме того, на финансовое состояние бюджета Пенсионного фонда сказыва-

ются и отдельные проблемы пенсионной системы, непосредственно влияющие на бюджетную систему Российской Федерации в целом и на формирование пенсионных прав застрахованных лиц.

К основным существующим проблемам следует отнести и быстрое старение населения России. Уже сейчас количество работающих лишь ненамного превышает число пенсионеров [3, с. 8-20].

Таблица 1

Ожидаемый рост демографической нагрузки на экономику, млн чел.

Годы

2015 2020 2025 2030 2035 2040 2045 2050

Численность получателей страховой пенсии 39,7 41,2 42,0 42,0 42,0 42,0 41,8 40,9

Численность наемных работников 45,5 44,5 43,2 42,6 42,7 42,3 41,3 40,1

В современной России рынок труда имеет ряд присущих ему особенностей, которые усиливают величину риска устойчивости действующей пенсионной системы. К ним следует отнести:

- низкий уровень оплаты труда наемных работников;

- рост численности самозанятого населения при снижении числа наемных работников, уплачивающих страховые взносы;

- рост удельного веса нестраховых периодов, учитываемых при назначении пенсии;

- обширный перечень профессий со специальными условиями труда, дающими право на досрочное назначение пенсии;

- компенсация выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов за счет трансфертов из федерального бюджета;

- неизменный более 60 лет возраст выхода на пенсию;

- рост рынка неформальной занятости, выплата заработных плат в «конвертах» и как следствие сокращение уровня поступлений страховых взносов.

В результате перечисленных структурных сдвигов на национальном рынке труда отмечается снижение финансовой устойчивости действующей пенсионной системы, происходит прямое экономическое влияние на процесс формирования доходной части бюджета Пенсионного фонда и на его расходную часть. На протяжении последних лет сохраняется тенденция снижения коэффициента поддержки (численность работников на 100 пенсионеров) - на 17,0% и роста коэффициента нагрузки (численность пенсионеров на 100 работников) - на 9,3%, что обусловлено изменением численного соотношения пенсионеров и работающего населения [4, с. 55].

Текущее финансовое состояние современной пенсионной системы России и прогноз на долгосрочную перспективу развития позволяют говорить о резком углублении негативных тенденций, влекущих за собой прежде всего угрозу потери финансовой устойчивости и самостоятельности. Доля расходов на пенсионное обеспечение в ВВП занимает 9% (для сравнения - 8,4% в странах ОЭСР), а значительная доля этих расходов (3% ВВП) представляет собой трансферт из федерального бюджета. При этом дефицит Пенсионного Фонда России формируется в основном в результате установления госу-

дарством различных льгот по уплате страховых взносов. Несмотря на некоторое снижение (в 2012 году - 3,1% ВВП, в 2016 - 2,5 % ВВП, прогноз на 2017 год - 2,5% ВВП, на 2018 год- 2,3%, на 2019- - 2,2% ВВП) значительная зависимость Пенсионного фонда от трансфертов на обязательное пенсионное страхование из федерального бюджета продолжает сохраняться [5-6].

Таблица 2

Динамика соотношения численности наемных работников, за которых уплачиваются страховые взносы и численности получателей страховых пенсий по старости за период с 2010 по 2015 гг.

Среднесписочная численность наемных работников, тыс. чел. Численность получателей страховых пенсий по старости, тыс. чел. Соотношение %

коэффициент поддержки коэффициент нагрузки

2010 46719,0 32465,6 143,9 69,5

2011 45872,4 32984,9 139,1 71,9

2012 45898,4 33454,3 137,2 72,9

2013 45815,6 33953,9 134,9 74,1

2014 45486,4 34426,1 132,1 75,7

2015 45106,5 35534,0 126,9 78,8

Таблица 3

Характеристики бюджета Пенсионного фонда России на 2016 год и плановый период 2017-2019 гг., млрд руб.

2016 2017 2018 2019

Доходы («+» к предыдущему году) из них: 7 628,9 8 363,5 +734,6 8 530,5 +167,0 8 919,9 +389,0

страховые взносы на страховые пенсии 4 130,9 54,8 % 4 410,2 52,7 % 4 693,6 55,0 % 4 977,6 55,8 %

Трансферты из федерального бюджета из них: 3 352,3 43,9 % 3 783,3 45,2 % 3 630,6 42,6 % 3 702,6 41,5 %

выплаты на страховые пенсии 2 069,6 27,1 % 2 128,4 25,4 % 2 142,2 25,1 % 2 176,7 24,4 %

выплаты по обязательному пенсионному страхованию 988,6 13,0 % 989,1 11,8 % 954,1 11,2 % 955,0 10,7 %

Страховые взносы, являющиеся основным источником формирования бюджета Пенсионного фонда, не обеспечивают в полном объеме исполнение обязательств по пенсионному обеспечению граждан. Проблема неуплаты страховых взносов в результате роста неформальной занятости по-прежнему остается одним из основных препятствий для достижения долгосрочной устойчивости пенсионной системы в России. Ряд исследований показывают высокую долю неформальной занятости, которая в условиях финансового кризиса имеет тенденцию к росту. Доля скрытой оплаты труда за последние 15 лет увеличилась с 11,1% в ВВП в 2000 году до 13,1% в 2015 г. [7, с. 53]. По данным государственной статистики доля занятых в неформальном секторе в 2015 году составляла 13,6 млн. чел. Необходимо отметить и тенденцию увеличения их доли в численности занятого населения с 16,3% в 2006 году до 18,8% в 2015 г. [8, с. 43]. Соответственно почти у 20% занятого населения в России отчисления с заработных плат в Пенсионный фонд не производятся или производятся не в полном объеме, что не позволяет форми-

ровать пенсионные права на страховую пенсию и покрывать расходы на пенсионное обеспечение. Следовательно, выплата пенсии таким гражданам осуществляется за счет взносов, уплачиваемых остальными работниками и трансфертов из бюджета, что социально несправедливо.

Вопросы пенсионного обеспечения неформально занятых работающих и длительно неработающих граждан актуальны не только для России, но и для функционирования национальных пенсионных систем других стран. Соответственно, легализация неформальной занятости приведет к значительному росту поступлений страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда. В качестве мер, которые могли бы способствовать сокращению неформальной занятости и скрытой оплаты труда, предлагается:

- совершенствовать деятельность всех заинтересованных органов исполнительной власти по вопросам выявления неформальной занятости и скрытой оплаты труда;

- ужесточить меры ответственности работодателей за неуплату страховых взносов вплоть до уголовной;

- ввести практику выплаты заработной платы в безналичной форме;

- обязательное декларирование доходов и расходов физических лиц;

- повышать уровень налоговой культуры и информированности населения о последствиях неформальной занятости и оплаты труда в «конвертах». Неисполнение работодателями обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работников, в силу предназначения обязательного пенсионного страхования, не должно препятствовать реализации права граждан на своевременное и в полном объеме получение трудовой пенсии.

Одним из значимых факторов торможения развития страховой пенсионной системы является сохранение «нестраховых» льгот для отдельных видов трудовой деятельности. Российская пенсионная система, несмотря на провозглашение страховых принципов формирования пенсионных прав, почти в неизменном виде сохранила созданную еще в СССР систему досрочного выхода на пенсию. Особенностью этой системы являются требования к продолжительности специального стажа и пониженный возраст для выхода на пенсию. В 2016 году в России досрочные пенсии выплачивались 11,4 млн. пенсионерам или 29,1% от общей численности получателей страховых пенсий и 32% от общего числа получателей пенсий по старости [9, с. 51]. Необходимо обратить внимание на большой объем скопившихся за время действия до 2015 года законодательных норм «нестраховых» обязательств государства, не обеспеченных адекватными страховыми источниками финансирования в нынешних экономических условиях. В этой связи, повышению финансовой устойчивости пенсионной системы сможет поспособствовать проведение следующих мероприятий:

- перевод льгот для работников во вредных и опасных условиях труда в корпоративные пенсионные системы;

- применение актуарно обоснованных тарифов страховых взносов для страхователей, у которых имеются рабочие места с вредными и опасными условиями труда;

- разработка механизма корректировки ставок страховых взносов в зависимости от результатов проведения специальной оценки условий труда;

- решение вопроса о приведении системы досрочного пенсионного обеспечения по выслуге лет работникам бюджетной сферы, имеющим педагогический и медицинский стаж к страховым принципам;

- стимулирование работодателей к модернизации предприятий и улучшению условий труда работников.

Коэффициент замещения утраченного заработка в деятельности государственных пенсионных систем является важным показателем эффективности функционирования страховой пенсионной системы, так как позволяет оценить уровень замещения пенсией утраченного заработка работника. При сравнении международных сопоставлений этот показатель рассматривается в качестве целевого ориентира в процессе реформирования пенсионной системы. В соответствии с нормами Конвенции Международной организации труда № 131 (1967 г.), для стран, входящих в Международную организацию труда установлено минимальное значение коэффициента замещения пенсией утраченного заработка - 55%, с учетом того, что право на пенсию наступит при условии наличия 30 лет страхового или трудового стажа и проживания в стране не менее 20 лет.

В России коэффициент замещения заработной платы пенсией по итогам 2016 года сложился на уровне 36 %, для сравнения коэффициент замещения национальных пенсионных систем экономически развитых стран составляет от 60 до 80%. В 2016 году средний размер страховой пенсии в Российской Федерации составил 1,6 (13,17 тыс. руб.) прожиточного минимума пенсионера.

Следует обратить внимание, что сегодня в России коэффициент замещения не является идеальным показателем уровня дохода пожилых людей. Так как для населения с низкой зарплатой получение пенсии в размере прожиточного минимума будет означать высокий коэффициент замещения и, в первую очередь, это относится к работающим в сельском хозяйстве, что явно не говорит о высоком уровне их достатка. У получателей высоких зарплат наоборот, даже сравнительно высокий размер пенсии может обеспечить низкий коэффициент замещения. Следовательно, в данных условиях снижение коэффициента замещения в среднесрочной перспективе отражает кроме фактора старения населения фактор роста экономического благополучия. Поэтому социально-политическая цель сохранения/увеличения коэффициента замещения представляется спорной, поскольку отражает не только негативные, но и положительные изменения в экономике.

Актуальность проблем, влияющих на функционирование пенсионной системы, потребовали пересмотра пенсионного законодательства, не отвечающего современным экономическим реалиям и перспективам развития в будущем, институционального изменения действующей пенсионной системы. Сложность модернизации функционирующей пенсионной системы заключалась в сохранении принципов преемственности и социально-страхового аспекта согласно, которым не будут нарушены права граждан на пенсионное обеспечение при наступлении страховых случаев (наступление пенсионного возраста, инвалидности, потери кормильца и т. д.), гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации в 2012 году утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы, определило основные цели реформирования пенсионной системы - это повышение уровня жизни старшего поколения и обозначило целевой ориентир к 2030 году - повышение размера страховой пенсии до 2,5-3,0 прожиточных минимумов пенсионера. Главными задачами реформирования, требующими незамедлительного решения, обозначенными в Стратегии являются:

- гарантирование социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения;

- удержание на оптимальном уровне страховой нагрузки на экономику страны;

- обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы страны [10].

Для решения поставленных задач, имеющих разноплановую направленность, потребовались скоординированные действия Правительства, работодателей и представителей наемного труда, в результате чего были приняты Федеральные законы, изменившие формулу расчета пенсионного обеспечения. Также появилась возможность выбора варианта формирования пенсионных прав между распределительной и накопительной компонентой пенсионной системой, реализован комплекс мер, направленных на сохранность средств пенсионных накоплений и обеспечивающих их доходность от инвестирования.

Новеллы, заложенные в расчетную пенсионную формулу, направлены на усиление сбалансированности солидарной пенсионной системы, повышение роли трудового стажа и стимулирование более позднего обращения за назначением пенсии. Разработана специальная система премиальных коэффициентов для застрахованных лиц, решивших отложить свой выход на пенсию. Введены ограничения на индексацию пенсионных выплат работающим пенсионерам, но оставлено право на проведение индексации после прекращения трудовой деятельности. Изменился механизм требований по вступлению в пенсионную систему, с 2025 года минимальный трудовой стаж, необходимый для права на получение пенсии по старости достигнет 15 лет (поэтапное увеличение на 1 год ежегодно в течение 10 лет).

Облагаемая страховыми взносами заработная плата повышается до уровня 2,3 от среднего показателя по России и соответственно значение индивидуального годового пенсионного коэффициента увеличится с 7,39 в 2015 году до 10,0 в 2021 году.

Изменено наименование и формула расчета пенсии. Новая пенсионная формула утверждена Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Формирование пенсии в соответствии с новыми правилами в полном объеме начнется у застрахованных лиц, которые начали трудовую деятельность с 2015 года. У будущих пенсионеров со страховым стажем, выработанным до 2015 г., все сформированные пенсионные права гарантированно сохраняются и учитываются при назначении страховой пенсии, для чего в 2014 году их конвертировали в индивидуальные пенсионные коэффициенты - инструмент учета пенсионных прав застрахованных лиц.

Новый порядок позволяет обеспечить адекватность пенсионных прав по отношению к заработной плате и повышает значение страхового стажа при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. И, что немаловажно, страховая нагрузка на работодателей и федеральный бюджет сохраняется на приемлемом уровне, что способствует созданию необходимых параметров для поддержания устойчивого баланса пенсионной системы.

Однако, на наш взгляд, новый механизм, направленный на повышение эффективности функционирования пенсионной системы не так совершенен, как хотелось бы. В первую очередь пострадают граждане, получающие заработную плату или ее часть в «конвертах», так как чтобы получить право на страховую пенсию по старости нужно «заработать» индивидуальный пенсионный коэффициент, равный 30 баллам, - это показатель, оценивающий трудовую деятельность гражданина за год. Работнику, для того чтобы заработать 30 баллов необходимо при зарплате на уровне одного МРОТ трудиться на протяжении 30 лет или в течение 15 лет при зарплате на уровне двух МРОТ. Для расчета индивидуального пенсионного коэффициента будет учитываться официальная

заработная плата, начисленная работнику. Соответственно за периоды, когда гражданин работал неофициально или получал зарплату «в конвертах» и работодатель не уплачивал за него страховые взносы пенсионные права не могут быть сформированы и он может рассчитывать на получение социальной пенсии, которая будет назначена на 5 лет позже установленного возраста. Еще одним из ключевых недостатков новой формулы является сложность формулы для расчета пенсии. Простому человеку практически невозможно «взять и посчитать» свою пенсию.

Современный этап модернизации пенсионной системы является продолжением параметрических и институциональных реформ, обоснованных трансформацией социально-экономической системы государства в нынешних рыночных условиях. Решение основных задач, определенных Стратегией, как уже было отмечено, существенно изменило нормативно - правовую базу в области обязательного пенсионного страхования и пенсионного обеспечения граждан. Вместе с тем необходимо отметить, что при этом курс перехода пенсионной системы на страховые принципы полностью сохранен. В перспективе, исходя из прогноза социальных результатов пенсионной реформы 2015 года, ожидается увеличение к 2030 году среднего размера трудовой пенсии до 27,0 тыс. руб., соотношение среднего размера трудовой пенсии к прожиточному минимуму пенсионера составит 2,5 раза [11].

Весь комплекс мероприятий по модернизации пенсионной системы, можно дифференцировать по двум основным направлениям - это обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы и реализация мер по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, утративших возможность трудиться. Принимаемые меры должны ориентироваться на основополагающие страховые принципы функционирования пенсионной системы, т.е. на сохранение гражданами накопленных за период трудовой деятельности пенсионных прав и исполнение государством пенсионных обязательств в полном объеме.

Необходимо построить управляемую, транспарентную, понятную всем систему пенсионного обеспечения, в которой будут участвовать все ее субъекты. При этом важно сохранить приемлемый уровень страховой нагрузки на федеральный бюджет и работодателей, создать все обязательные условия для повышения устойчивого равновесия пенсионной системы.

Реализацию комплекса предложенных мероприятий по модернизации пенсионной системы необходимо осуществлять во взаимосвязи с социально-экономической ситуацией в стране. Положительного эффекта возможно достичь при одновременной реализации данных предложений с позитивной трансформацией демографических факторов и национального рынка труда.

В первую очередь необходимо: легализовать неформальный сектор экономики, сбалансировать формальный сектор рынка труда, уйти от скрытой оплаты труда. Улучшить демографическую ситуацию позволит принятие стратегических мер по снижению смертности в детском и трудоспособном возрасте, повышение качества здравоохранения. Развитие институтов добровольного и профессионального пенсионного страхования послужит снижению расходов государства по исполнению своих пенсионных обязательств, повышению уровня жизни пенсионеров в перспективе, а также социально-экономическому развитию страны за счет инвестирования, сформированных на эти цели финансовых ресурсов. Активное информирование граждан и предоставление различных стимулов, в том числе и налоговых льгот для добровольных корпора-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тивных пенсионных программ поспособствует эффективному развитию данного направления.

Вопросы состояния и перспектив развития пенсионных систем на протяжении длительного времени остаются основными дискуссиями, как в России, так и во многих странах мира. От того как функционирует пенсионная система зависит социально-экономическая и политическая стабильность общества. Решение поставленных перед пенсионной системой задач возможно только при реализации комплекса мероприятий, включающего в себя экономические, политические и другие факторы, базирующиеся на современных особенностях социальной политики России.

Литература

1. Чирков С.А. Новеллы пенсионного права Германии в 2017 году // Пенсия. 2017. № 7. С. 68-71.

2. Pension Sustainability Index. Allianz International Pension Papers 1/2014 / Allianz SE. ttps://www.anianz.at/v_1396336400000/privatkunden/media-newsraom/news/aktuelle-news/pa-download/20140401studie-pension-sustainability-index.pdf.

3. Пенсионная реформа 2015: проблемы достижения целевых ориентиров // Аналитический вестник / Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 2014. № 24. С. 8-20.

4. Соловьев А.К., Донцова С.А., Мележик Н.В. Актуарно-статистический анализ влияния факторов неформальной занятости на формирование пенсионных прав застрахованных лиц // Вестник Пенсионного фонда России. 2017. № 1.

5. Федеральный закон от 01.12.2014 № 416-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы».

6. Федеральный закон от 14.122015 № 364-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2016 год».

7. Соловьев А.К. Проблема пенсионного дефицита в условиях социальных приоритетов развития экономики // Финансы. 2017. № 6.

8. Сборник «Рабочая сила, занятость и безработица в России». М., 2016.

9. Вестник Пенсионного Фонда России. 2017. № 2.

10. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы // Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2012 № 2524-р. Российская газета, 31 декабря 2012 года.

11. Соловьев А.К. Пенсионная реформа в России - новый этап // Вестник финансового университета при Правительстве РФ. 2014. № 5.

Kravchenko Elena Vasilyevna, candidate of economic sciences, art. Lecturer at the Chair of "Finance"; Rostov State University of Economics (69, Bolshaya Sadovaya st., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: kew62@inbox.ru

MODERN PENSION SYSTEMS: CHALLENGES, TRENDS AND PERSPECTIVES

Abstract

This article examines the factors that are global trends and having a negative impact on the financial sustainability of modern pension systems, examines the current issues of the functioning of the pension system in Russia and novels pension legislation. A set of activities aimed at improving the pension system.

Keywords: the pension system, the demographic situation, informal employment, insurance, pension insurance.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.