ФИНОГЕНОВА Юлия Юрьевна
Доктор экономических наук, профессор кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-92-55 e-mail: [email protected]
КОЗЛОВ Павел Алексеевич
Аспирант кафедры управления рисками, страхования и ценных бумаг
Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова
117997, РФ, г. Москва, Стремянный пер., 36 Контактный телефон: (499) 237-92-55 e-mail: [email protected]
Изменения в российском пенсионном законодательстве:
обзор и оценка
В статье проанализированы результаты последней трансформации пенсионной системы Российской Федерации (с 1 января 2015 г.) и особенности реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы. Установлено, что российская пенсионная система последовательно развивается путем все большего охвата категорий населения, повышения минимального уровня пенсий, постепенного расширения применения страховых принципов в системе обязательного пенсионного страхования. Обобщены результаты принятых в конце 2013 г. законов, определивших дальнейший вектор развития системы. Для исследования были применены методы группировки, сравнения, анализа, графического представления информации. Реализация мер, связанных с досрочным выходом на пенсию, привела к постепенному увеличению численности пенсионеров, пенсия которым назначена на общих основаниях, что повысило устойчивость пенсионной системы в настоящее время.
JEL classification: Л1, J26, ^5
Ключевые слова: пенсионная система; страховая пенсия по старости; досрочные пенсии; коэффициент замещения; прожиточный минимум пенсионера; страховая пенсия; накопительная пенсия; индивидуальный пенсионный коэффициент.
Пенсионная реформа в Российской Федерации была начата в 2002 г. в целях: 1) приведения пенсионной системы в соответствие реалиям рыночной экономики с учетом демографических тенденций и прогнозов; 2) повышения уровня жизни пенсио- < неров и установления зависимости размера трудовых пенсий от размера заработной платы и условий на рынке труда1; 3) разработки и применения новой модели учета и перераспределения рисков. Ее ключевым результатом стала разработка трудовой пенсии, ¡2 состоящей из трех частей - базовой, страховой и накопительной. 2
2
с
о
1 Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страхо-
вании» (в ред. от 1 декабря 2014 г. № 410-ФЗ); Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 28 декабря 2014 г. № 427-ФЗ, с изм. от
4 июня 2014 г. № 145-ФЗ).
о х
S
©
В ходе реформы к управлению пенсионными накоплениями (накопительная часть пенсии) в системе обязательного пенсионного страхования были допущены негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании [8. С. 16].
За годы реформы произошло существенное повышение уровня пенсионного обеспечения, однако открытым оставался вопрос: что послужило основой роста пенсий -новая формула расчета или сопутствующие реформе законы?
Благоприятное влияние на уровень жизни пенсионеров оказал принятый Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О монетизации льгот»: вместо получения льгот в натуральном виде пенсионеры, ранее и не предполагавшие, что у них есть права на эти льготы, стали получать их уже в денежной форме [9. С. 32]. Однако еще в Федеральном законе от 17 декабря 2001 г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» была заложена норма, согласно которой отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации учитывалось в размере не выше 1,2, что означало существенное урезание будущих прав даже тех граждан, чья заработная плата была незначительно выше средней по стране.
Очередным этапом развития отечественной пенсионной системы является проведение в 2010 г. так называемой валоризации расчетного пенсионного капитала, или, как ее иначе называли, конвертации пенсионных прав. Основной целью конвертации стало приведение пенсионных прав, сформированных для действовавших и будущих пенсионеров согласно законодательству, существовавшему до 2002 г., когда в расчет брались стаж и заработок, в соответствие с действовавшим законодательством, ставившим во главу угла страховые взносы, учитываемые в индивидуальном порядке. Фактически с 1 января 2010 г. расчетный пенсионный капитал всех пенсионеров, имевших стаж до 2002 г., был увеличен на 10,0%. Кроме того, пенсионный капитал дополнительно был увеличен на 1,0% за каждый год стажа, выработанного до 1991 г. Стоит отметить, что никаких максимальных ограничений установлено не было. Например, если трудовой стаж гражданина до 1991 г. составлял 25 лет, то его расчетный пенсионный капитал в целом на 1 января 2002 г. увеличился на 35,0% (10,0% + 25,0%).
С целью определения политики в области пенсионного обеспечения Правительство Российской Федерации в конце 2012 г. разработало Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы (далее - Стратегия)1, которая «не только должна была адекватно отражать современное экономическое развитие России, но и соответствовать международным стандартам» [10]. Стратегия предусматривала разработку в ближайший период механизма увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать после достижения пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии.
С 1 января 2015 г. в результате принятия пакета законов (среди них можно выделить Федеральные законы от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии») введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан: трудовая пенсия по старости с указанной даты трансформировалась в страховую и накопительную пенсии. Подобное изменение обусловлено принципиально разными подходами к их расчету. Данный комплекс мер принято преподносить как реформу, однако он является лишь своеобразным продолжением пенсионной реформы 2002 г.
Основа будущей пенсии - страховые взносы, которые работодатель ежемесячно уплачивает за своего работника в Пенсионный фонд России (ПФР). Максимальный
1 Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы: распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-Р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 53. 31 дек.
размер годового заработка, с которого уплачиваются страховые взносы, ежегодно определяется федеральным законом (в 2015 г. он составил 711 000 р.).
В 2014 и 2015 гг. тариф уплачиваемых работодателем страховых взносов равнялся 22,0% годового фонда оплаты труда работника. Он состоит из солидарного (6,0%) и индивидуального (16,0%) тарифов: солидарный тариф предназначен для формирования в масштабах страны денежных средств, необходимых для фиксированных выплат; индивидуальный тариф учитывается на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, который ему открывает ПФР, и формирует пенсионные права (будущую пенсию).
Страховая пенсия формируется в солидарной пенсионной системе за счет средств, поступивших на индивидуальный лицевой счет граждан и выраженных как пенсионные права в ПФР. При этом денежные средства выплачиваются в виде пенсий нынешним пенсионерам.
Накопительная пенсия - это пенсионные накопления, которые передаются из Пенсионного фонда России в соответствии с выбором гражданина в негосударственный пенсионный фонд или управляющей компании в доверительное управление для инвестирования на финансовом рынке. Взносы, за счет которых формируется накопительная пенсия, не идут на выплаты текущих пенсий.
Существуют два варианта пенсионного обеспечения в зависимости от желания формировать или нет накопительную пенсию:
вариант 1: направление 22,0% страхового тарифа на формирование страховой пенсии (16,0% идет на формирование страховой пенсии, а 6,0% - на финансирование фиксированной выплаты);
вариант 2: направление 16,0% страхового тарифа на формирование страховой пенсии (10,0% из них идут на формирование страховой пенсии, а 6,0% - на финансирование фиксированной выплаты) и 6,0% - на формирование накопительной пенсии [7. С. 90].
Для расчета страховой пенсии берется сумма годовых пенсионных баллов (годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов) за периоды до и после 1 января 2015 г. При расчете суммы баллов за периоды до 1 января 2015 г. подсчитывается размер ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31 декабря 2014 г. При этом не учитываются фиксированная выплата и накопительная часть. Полученная сумма делится на стоимость одного пенсионного балла. На 1 марта 2015 г. он составлял 71,41 р.
К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата в твердом размере, которая зависит от вида страховой пенсии, - аналог фиксированного базового размера в прежней пенсионной формуле (на 1 января 2015 г. - 3 935 р.). Размер фиксированной выплаты будет ежегодно увеличиваться на индекс, утвержденный Правительством РФ. Этот индекс не может быть ниже уровня инфляции за предыдущий год.
Основным отличием фиксированной выплаты от фиксированного базового размера является источник финансирования: если раньше это был федеральный бюджет, то теперь - фиксированная выплата, которая, как и сама страховая пенсия, обеспечивается за счет уплачиваемых страховых взносов.
Сформулируем общие условия назначения страховой пенсии по старости, которые существуют в настоящее время:
1) возраст - достижение общеустановленного возраста (55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин) или возраста, дающего право на досрочное назначение пенсии;
2) стаж - наличие минимально требуемого страхового стажа. Он будет ежегодно поэтапно увеличиваться по 1 году - с 6 лет в 2015 г. до 15 лет в 2024 г. Учитывается только тот стаж, с которого уплачивались страховые взносы;
3) баллы. Наличие минимальной суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которая с 1 января 2015 г. установлена в размере 6,6 с последующим ежегодным увеличением до 30 в 2025 г.
Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) рассчитывается как отношение начисленных за год за работника страховых взносов к их нормативному максимальному размеру (произведение тарифа и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами). Однако алгоритм определения стоимости одного пенсионного коэффициента пока остается непрозрачным, поскольку закон, определяющий его размер, еще не принят.
Основные факторы, влияющие на определение размера будущей пенсии в системе обязательного пенсионного страхования в России, приведены ниже (табл. 1).
Таблица 1
Факторы, влияющие на размер страховой пенсии по старости*
Год Страховой стаж, лет Минимальная сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) Максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента (балла)
Только страховая пенсия Страховая и накопительная пенсии
2015 6 6,6 7,39 4,62
2016 7 9,0 7,83 4,89
2017 8 11,4 8,26 5,16
2018 9 13,8 8,70 5,43
2019 10 16,2 9,13 5,71
2020 11 18,6 9,57 5,98
2021 12 21,0 10,00 6,25
2022 13 23,4 10,00 6,25
2023 14 25,8 10,00 6,25
2024 15 28,2 10,00 6,25
2025 15 30,0 10,00 6,25
Примечание. * Составлено согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Как видно из таблицы, за каждый год более позднего обращения за назначением пенсии фиксированная выплата и страховая пенсия увеличиваются на определенные коэффициенты. Эти премиальные коэффициенты имеют разные значения для фиксированной выплаты и страховой пенсии. Например, если гражданин обратится за назначением пенсии через 5 лет после возникновения права на страховую пенсию, то фиксированная выплата вырастет на 36,0%, а страховая пенсия - на 45,0%; если через 10 лет, то фиксированная выплата увеличится в 2,11, а страховая пенсия - в 2,32 раза [5. С. 48].
К положительным последствиям нового пенсионного законодательства относится расширение перечня занятий, являющихся нестраховыми, но при этом идущих в зачет общего страхового стажа: служба в армии, уход за детьми, уход за пожилыми.
По данным ПФР, на 1 апреля 2015 г. порядка 38,8 млн пенсионеров получают страховую пенсию по старости (при общей численности пенсионеров 42,3 млн чел.). Ее средний размер составил 12 862 р., что в 1,8 раза превышает величину прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации (7 161 р.).
Адекватность пенсионного обеспечения может быть определена одновременно двумя показателями - показателем среднего размера страховой пенсии и коэффициентом замещения. В Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы был введен целевой показатель среднего размера страховой пенсии по старости - прожиточный минимум пенсионера (ПМП), умноженный на коэффициент 2,5 (3,0) к 2030 г., а также целевое значение коэффициента замещения, равное 40,0% [6. С. 61].
Показатель среднего размера пенсии. Справочная информация о соотношении среднего размера страховой (трудовой) пенсии по старости с ПМП на 1 февраля 2014 и 2015 гг. представлена ниже (табл. 2).
Таблица 2
Соотношение среднего размера страховой (трудовой) пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера в 2014-2015 гг.*
Год Средний размер страховой (трудовой) пенсии по старости, р. Прожиточный минимум пенсионера, р. Соотношение среднего размера страховой (трудовой) пенсии по старости с ПМП
2014 11 394 6 354 1,79
2015 (факт) 12 862 7 661 1,68
2015 (бюджет)** 12 249 7 161 1,71
Примечания. * Составлено по данным ПФР (www.pfrf.ru).
** Использованы данные Пояснительной записки к Федеральному закону от 1 декабря 2014 г. № 385-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» (в ред. Федерального закона от 20 апреля 2015 г. № 96-ФЗ) (впервые опубликован на интернет-портале правовой информации: http://www.pravo.gov.ru/02.12.2014).
Снижение показателя соотношения среднего размера страховой (трудовой) пенсии по старости и ПМП в 2015 г. обусловлено заметно возросшей в условиях кризиса величиной прожиточного минимума пенсионера. По сравнению с 2014 в 2015 г. рост составил порядка 21,0%, в то время как в бюджет было заложено увеличение примерно на 13,0%. Как видим, беспрецедентно высокая индексация страховой пенсии по старости в размере 11,4%, проведенная в феврале 2015 г., все равно оказалась ниже показателя роста прожиточного минимума пенсионера и поставила под удар стабильность финансовой системы ПФР: все последующие индексации будут проводиться с опорой на сегодняшний размер пенсий. Подобные меры создадут дополнительную нагрузку на федеральный бюджет, поскольку законодательно предусмотрена субсидиарная ответственность федерального бюджета перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации1 [2. С. 204].
Таким образом, задача достижения целевых значений в 2,5-3 ПМП в кризисных условиях представляется крайне нетривиальной и притом требующей предельной осмотрительности в принятии решений.
Коэффициент замещения. Интересно отметить, что термин «коэффициент замещения» уже длительное время вызывает серьезные дискуссии. Ряд экономистов определяет его как отношение средней пенсии к средней заработной плате. Между тем широкое распространение получило следующее определение: это «...показатель уровня обеспечения защищенного лица, выраженный через соотношение его обеспечения при покрываемом социальном риске, и его прежнего заработка (при страховом обеспечении) либо установленного размера заработка (при фиксированном обеспечении)»2.
В пользу приведенного определения также говорит тот факт, что оно используется в согласованном с Международной организацией труда (МОТ) документе «Методика определения коэффициента замещения».
1 Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 1 декабря 2014 г.). Впервые опубликован в «Российской газете» от 21 июля 1999 г. № 139.
2 Данное определение соответствует общепринятому и используемому в Конвенции Международной организации труда № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (Женева, 28 июня 1952 г.).
Проанализируем первое определение - «коэффициент замещения есть отношение средней пенсии к средней заработной плате» и рассчитаем значение коэффициента на общероссийском уровне по данным Российского статистического ежегодника1. В качестве примера были использованы данные с 2010 г., так как в указанном году была проведена валоризация, положительно сказавшаяся на размере пенсий, отменен единый социальный налог, и функция администрирования страховых взносов в систему обязательного пенсионного страхования возвращена ПФР.
На рисунке левая вертикальная ось отражает значения средней номинальной заработной платы и среднегодовой страховой пенсии по старости в абсолютных размерах, правая ось - коэффициент замещения.
-♦- Страховая пенсия по старости
-■- Среднемесячная начисленная заработная плата
-А- Коэффициент замещения
Значения коэффициента замещения в 2010-2015 гг. [1. С. 4-8]
Несмотря на постепенное уменьшение коэффициента замещения на протяжении 2010-2014 гг., сейчас происходит его рост вследствие целого ряда причин, а именно таких, как:
• индексация пенсий в России, привязанная не только к доходам ПФР (к росту реальной заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы), но в большей степени - к индексу потребительских цен;
• опережающий рост инфляции в сравнении с ростом начисленной заработной платы.
Законодательно предусмотренные нормы позволяют проводить ежегодно в апреле индексацию пенсий с учетом доходов Фонда, однако ее реализация замедляется, в частности, из-за разницы между начисленной и реальной заработной платой, а также широкого распространения теневой занятости.
Привязка индексации пенсий к росту номинальной заработной платы могла бы стать выходом, однако это решение способно ослабить финансовую устойчивость пенсионной системы, что идет вразрез с целями Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы.
Если определить коэффициент замещения как «показатель уровня обеспечения защищенного лица, выраженный через соотношение его обеспечения при покрываемом социальном риске, и его прежнего заработка (при страховом обеспечении) либо установленного размера заработка (при фиксированном обеспечении)», то коэффициент замещения должен быть определенно выше, чем в рассмотренном примере. При этом его значение должно оставаться неизменным в условиях индексации пенсий в соответствии с ростом индекса потребительских цен. К сожалению, в настоящее время
1 Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/Main.htm.
представляется крайне затруднительным проводить расчеты, доказывающие эти тезисы: в стране практически не ведется статистика по показателю реального размера заработной платы работников в абсолютном выражении (в рублях) [4. С. 19]. Вместе с тем высокий коэффициент замещения (его значение превышает 40,0%, заявленные в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы) не является ключевым индикатором адекватности пенсионных доходов граждан. Возможно, высокий коэффициент замещения будет рассчитываться за счет получаемой ранее низкой заработной платы в совокупности с повышением размера пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера. Подобная ситуация типична для отечественной промышленности - здесь стоимость труда составляет порядка 25,0% итоговой стоимости продукта.
Досрочные пенсии. Проблема давно находится в центре внимания теоретиков и практиков пенсионного страхования. Например, еще в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации одна из целей реформирования формулировалась следующим образом: упразднить государственные пенсии, назначаемые в связи с особыми условиями труда, и перевести данное пенсионное обеспечение в негосударственное русло.
За прошедшие 20 лет структура «новых пенсионеров» изменилась: теперь практически три четверти общей численности составляют пенсионеры, пенсия которым назначена на общих основаниях. Иначе говоря, в 2013 г. вышел на пенсию досрочно каждый четвертый «новый» пенсионер, в то время как в 1994 г. - практически каждый третий. Уменьшилась численность граждан, выходящих на пенсию согласно Спискам № 1 и 21 (в совокупности численность по обеим категориям снизилась с 15,0 до 9,6% в 2013 г. [1]). Снижение могло стать следствием улучшения условий труда [3. С. 75].
Практически неизменной осталась численность граждан, пенсия которым назначена с учетом стажа работы в условиях Крайнего Севера (незначительное снижение с 7,5 до 7,2% от общей численности). В то же время численность граждан, пенсия которым назначена исходя из стажа педагогической либо медицинской деятельности, возросла с 1,1 до 2,1% и с 0,2 до 1,3% соответственно [1].
Рост числа граждан, пенсия которым назначается на общих основаниях, в будущем повлияет на снижение объема межбюджетных трансфертов, перечисляемых из федерального бюджета в бюджет Пенсионного фонда для финансирования пенсий «досрочным» пенсионерам. Следовательно, это положительно скажется на общей финансовой устойчивости системы.
Таким образом, к числу важнейших изменений, произошедших в результате перехода к страховым и накопительным пенсиям, в действующей в настоящее время пенсионной системе следует отнести:
• внедрение индивидуального пенсионного коэффициента как ключевого элемента новой пенсионной формулы;
• разделение страховой и накопительной частей трудовой пенсии на страховую и накопительную пенсию;
• возможность обращения за назначением страховой пенсии по старости после наступления пенсионного возраста (так называемый отложенный выход на пенсию);
• постепенное повышение страхового стажа, необходимого для получения страховой пенсии по старости, с 5 лет в 2015 г. до 15 лет в 2024 г.;
1 Для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, пенсии в связи с работой на Крайнем Севере и пенсии за выслугу лет необходимо иметь общий и специальный трудовой стаж, дающий право на указанные пенсии. В Списки № 1 и 2 входит перечень работников, профессии и должности которых включены в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда.
• зачет в общий страховой стаж социально значимых видов деятельности: за отпуск по уходу за детьми, за инвалидами и за лицами старше 80 лет, за прохождение срочной воинской службы.
Вместе с тем в новой системе есть и спорные положения; основным из них ввиду сложной экономической обстановки является отсутствие механизма индексации пенсий при значительном росте инфляции.
Помимо этого, размер страховой пенсии по старости в году ее назначения будет зависеть от индивидуального пенсионного коэффициента (параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему), коэффициента повышения страховой пенсии по старости при ее назначении позднее установленного пенсионного возраста и стоимости одного пенсионного коэффициента в определенном году.
Новая система, с одной стороны, в большей степени отличается страховым характером, так как сущность страховой пенсии по старости - компенсация потери заработка в связи со старостью - стала более определенной: теперь пенсия зависит от заработка и стажа. С другой стороны, увеличились и нестраховые обязательства государства в числе зачета социально значимых периодов жизни человека в общий страховой стаж. К ним отнесены военная служба по призыву, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет.
Итак, исходя из цели реформирования - балансирование доходов пенсионной системы, формируемых за счет страховых взносов и целевых трансфертов, с расходами на выплату страховых пенсий в соответствующем году - эффект влияния последних законодательных изменений на состояние пенсионной системы России можно оценить следующим образом.
Во-первых, в новой пенсионной формуле в качестве измерителя формируемых пенсионных прав предложен индивидуальный пенсионный коэффициент, который должен обеспечить реализацию принципа относительности формирования пенсионных прав и балансировку пенсионной системы. Предпринята попытка устранить старые ограничения по регулированию размера страховых тарифов, что должно расширить возможности адаптации пенсионной системы к изменению внешних и внутренних параметров. Вместе с тем использование индивидуальных пенсионных коэффициентов (ИПК) связано с непрозрачностью определения стоимости пенсионного коэффициента, которую предлагается оценивать по методике, утвержденной Правительством Российской Федерации (п. 23 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»), однако по состоянию на июнь 2015 г. эта методика по-прежнему не утверждена. Более того, стоимость ИПК должна будет определяться с учетом общей величины межбюджетных трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР (п. 20 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»). Эта мера таит в себе две серьезные угрозы: снижение уровня пенсионного обеспечения граждан и недостаточность межбюджетных трансфертов в бюджет ПФР, причем обе проблемы могут быть вызваны отклонением фактических макроэкономических показателей от заложенных в бюджет, что вполне вероятно в современных социально-экономических условиях.
Во-вторых, решить задачу большей дифференциации пенсий в зависимости от заработка работника пока не представляется возможным. Сегодня по-прежнему действует максимально установленная база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, устанавливаемая ежегодно путем принятия Федерального закона (в текущем году - 711 000 р.). Таким образом, законодательно установлена дифференциация лишь при заработной плате менее 59 250 р. (до уплаты страховых взносов и вычета налогов). К тому же имеется установленное максимальное количество «баллов», которое могут получить работники за один календарный год (10 - для тех, кто направляет все средства на страховую пенсию, и 6,25 - для тех, кто направляет часть средств на накопительную).
В-третьих, при новой системе начисления пенсий происходит усиление роли страхового механизма за счет повышения требований к минимальному страховому стажу, необходимому для назначения пенсии, и к размеру заработной платы.
В-четвертых, в пенсионную формулу вводятся механизмы оптимизации пенсионной системы (стимулирование более позднего выхода на пенсию; поэтапное увеличение требуемого стажа; введение ограничений по формированию пенсионных прав работающих пенсионеров; снижение требований к минимальному количеству ИПК).
Новая пенсионная система призвана в целом положительно повлиять на уровень жизни населения. Ожидается, что граждане будут мотивированы к большей трудовой активности. В то же время для лиц, получающих низкую заработную плату и не имеющих требуемого трудового стажа, по-прежнему предусмотрены социальные пенсии, т. е. пенсионное обеспечение, как и ранее, будет охватывать все население страны.
Источники
1. Границы пенсионного возраста и фактический возраст выхода на пенсию в России: доклад первого заместителя Председателя Правления ПФР А. В. Куртина на Балтийской конференции по вопросам социального обеспечения (Берлин, 26-27 апреля 2015 г.).
2. Ермаков Д. Н. Реформирование пенсионной системы России в 2015 г.: новации, тенденции и перспективы // Труд и общество в XXI веке: парадигмы рынка труда и занятости, управления персоналом и социальных отношений: материалы Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 70-летию образования кафедры экономики труда и управления персоналом и общеэкономического факультета РЭУ им. Г. В. Плеханова (Москва, 10 апреля 2015 г.). М. : РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. Кн. 2.
3. Козлов П. А. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: анализ промежуточных результатов // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2015. № 3 (81).
4. Куртин А. В. Адаптация национальных пенсионных систем к социально-экономическим изменениям на пространстве Содружества Независимых Государств // Вестник Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов. 2014. № 10.
5. Соловьев А. К. Векторы пенсионной реформы // Финансы. 2014. № 6.
6. Финогенова Ю. Ю. Мировые тренды управления инвестициями пенсионных фондов // Человеческий капитал и профессиональное образование. 2014. № 4 (8).
7. Gorlin Yu. About "Simplicity" of the Current Pension Formula // Economic Policy Journal. 2014. No. 2.
8. Hauner D. Macroeconomic Effects of Pension Reform in Russia // IMF Working Paper. 2008. No. 08/201.
9. Nazarov V. Russia's Pension Reform: Intermediate Results // Russian Economic Developments. 2012. No. 12.
10. Nazarov V., Sinelnikov-Murylev S. A Strategy for Reforming the Russian Pension System. URL: http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=2111085.