РЕФОРМА ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ В ХОРВАТИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
ШРАМ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ, старший научный сотрудник отдела гражданского законодательства иностранных государств Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук
117218, Россия, г. Москва, ул. Большая Черемушкинская, 34
E-mail: [email protected]
В статье рассмотрена реформа пенсионной системы Хорватии, которая положила начало формированию трехуровневой пенсионной системы. Первым уровнем являются пенсии по старости, пенсии по инвалидности и пенсии по случаю потери кормильца в рамках системы обязательного пенсионного страхования; вторым уровнем — пенсия на основании обязательного пенсионного страхования с накопительным компонентом; третий уровень основывается на системе добровольного пенсионного страхования. Раскрываются условия назначения страховых пенсий, страховых пенсий с накопительным компонентом, а также накопительных пенсий. Анализируется новая формула исчисления страховых пенсий, впервые введенная Законом о пенсионном страховании в 1998 г. Показаны коренные изменения в системе пенсионного страхования, которые привели к формированию обязательных пенсионных фондов и негосударственных пенсионных фондов. Особое внимание обращается на формирование в обязательных пенсионных фондах капитализированных накоплений застрахованных лиц в рамках обязательного пенсионного страхования и порядок выплаты страховых пенсий с накопительным компонентом. Раскрываются причины принятия в 2013 и 2014 гг. пенсионных законов, от реализации которых во многом будет зависеть совершенствование системы пенсионного страхования в Хорватии. Рассматриваются условия формирования обязательных и добровольных пенсионных фондов. Обращается особое внимание на участие застрахованных лиц в возрасте до 40 лет в обязательных пенсионных фондах, которые подразделяются на три категории в зависимости от степени управления рисками при инвестировании накоплений застрахованных лиц. При написании статьи кроме общенаучных (анализ и синтез) методов исследования автором были использованы также частноправовые, в частности формально-логический, теоретический, системно-правовой, исторический и сравнительно-правовой. Научная новизна работы состоит в комплексном и системном подходе к анализу развития пенсионной системы Хорватии, которая формируется на базе трехуровневой системы пенсионного страхования. Анализ норм пенсионного страхования и правоприменительной практики на современном этапе имеет большое научное и практическое значение. Результаты исследований должны способствовать разработке предложений по созданию в Российской Федерации пенсионной системы, адекватной современному социально-экономическому развитию страны, соответствующим международно-правовым стандартам социального обеспечения и опыту зарубежных государств.
Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионное страхование, пенсионная система, добровольное пенсионное страхование, накопительная пенсия, обязательный пенсионный фонд, корпоративные пенсии, страховые взносы, капитализированные накопления, договор о пенсии.
PENSION INSURANCE REFORM IN CROATIA AT THE PRESENT STAGE
V. P. SHRAM, senior research fellow of foreign civil law department of the Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of Russian Federation, doctor of economics
34, Bolshaya Cheremushkinskaya st., Moscow, Russia, 117218
E-mail: [email protected]
The article analyzes the pension insurance reform in Croatia, which marked the beginning of a three-level pension system formation. The first level includes old-age pensions, disability pension and survivors pension as part of the compulsory pension insurance system. The second level includes pensions on the basis of the compulsory pension insurance with a saving element. The third level is based on the voluntary pension insurance system. The author reveals the conditions for granting non-contributory pensions, non-contributory pensions with a saving element as well as conditions for granting funded pensions. The article analyses the new formula for calculation of non-contributory (funded) pensions, which was initially introduced as part of the Pension Insurance Law in 1998. The article displays fundamental changes in the pension insurance system, which led to the formation of compulsory pension funds and non-governmental pension funds. Special attention is paid to the formation in compulsory pension funds of capitalized savings of the insured parties as part of the compulsory pension insurance and to the procedures for payment of funded pensions with a saving element. The article reveals the reasons for adopting in 2013 and 2014 of pension laws, the implementation of which will determine the improvement of the pension insurance system in Croatia. The article reviews the conditions for the formation of compulsory and voluntary pension funds. Special attention is paid to the participation of the insured parties aged up to 40 years in compulsory
pension funds, which are divided into three categories depending on the extent of risk management during investing of the insured parties' savings. Besides general scientific methods (analysis and synthesis), the author also applied in the article private law research techniques, in particular, formal logical, theoretical, comprehensive legal, historical and comparative law methods. Scientific novelty of the work is in its integrative and comprehensive approach to the analysis of the Croatian pension system development, which is formed on the basis of a three-level system of pension insurance. The analysis of the pension insurance norms and law enforcement practice in the modern period is of great scientific and practical importance. The research findings should contribute to the development of proposals on the creation in the Russian Federation of a pension system, which is adequate to the country's modern social-economic development and which complies with the international and legal standards of social security and foreign states' experience.
Keywords: pension reform, pension insurance, pension system, voluntary pension insurance, funded pension, compulsory pension fund, corporate pension plans, insurance contributions, capitalized savings, pension agreement.
DOI: 10.12737/14270
В Российской Федерации с 1 января 2015 г. вступили в силу федеральные законы от 28 декабря 2013 г. N° 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», которые ввели две разновидности единой трудовой пенсии — страховую и накопительную. В связи с этим большое научное и практическое значение имеет изучение опыта Республики Хорватия по экономическому и правовому развитию пенсионного страхования, и прежде всего негосударственному пенсионному обеспечению.
Реформа пенсионной системы в Хорватии прошла несколько этапов. Первый этап начался с принятия Закона о пенсионном страховании от 28 июля 1998 г., который в хорватской научной литературе был назван «малой пенсионной реформой». После принятия данного Закона был принят пакет законов, которые регулировали отдельные аспекты пенсионного страхования в Хорватии: Закон о перечне телесных повреждений 1998 г., Закон о перечне профессиональных заболеваний 1998 г., Закон о страховом стаже, исчисляемом в повышенном размере, 1999 г.
К моменту принятия Закона о пенсионном страховании государственная распределительная пенсионная система в Хорватии находилась в глубоком кризисе, прежде всего в финансовом1.
Согласно ст. 1 данного Закона пенсионная система Хорватии должна состоять из трех уровней.
Первым уровнем являются пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца в рамках системы обязательного пенсионного страхования, которые формируются за счет страховых взносов работодателей и работников. Вторым уровнем является пенсия на основе обязательного пенсионного страхования с накопительным компонентом. Третьим уровнем является добровольное пенсионное страхование на основании индивидуальных накоплений застрахованных лиц.
При разработке реформы пенсионного страхования в Хорватии широко использовался опыт зарубежных
1 Подробнее об особенностях государственного пенсионного страхования в Сербии и Хорватии см.: Шрам В. П. О реформе пенсионного обеспечения в Сербии и Хорватии // Журнал российского права. 2008. № 6. С. 94—101.
европейских стран, международно-правовые стандарты. Так, Хорватия ратифицировала и имплемен-тировала в национальное законодательство положения Конвенции МОТ о минимальных нормах социального обеспечения от 28 июня 1952 г. № 102 и Европейской социальной хартии от 18 октября 1961 г.2 Вплоть до 31 мая 2000 г. общий тариф обязательных страховых взносов от фонда оплаты труда составлял 21,5%. В последующие годы данный тариф составил 20% годового заработка, с которого уплачивались взносы в фонды обязательного пенсионного страхования (Закон о страховых взносах 2008 г.).
Закон о пенсионном страховании устанавливает круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию:
работники по трудовому договору и приравненные к ним категории занятого населения;
лица, назначенные и избранные в органы государственной власти и местного самоуправления;
ремесленники и индивидуальные предприниматели;
крестьяне и члены их семей, для которых сельскохозяйственное производство является единственным или основным родом занятий;
священники, монахи и другие церковные служащие;
члены коллегиальных органов управления хозяйственными обществами, если они не застрахованы на другом основании.
В Закон о пенсионном страховании впервые включена такая категория лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию, как самозанятое население. Согласно п. 2 ст. 11 данного Закона в категорию лиц, охваченных обязательным пенсионным страхованием, входят следующие профессии самозанятого населения: стоматологи, врачи, художники, журналисты, воспитатели, лекторы, переводчики, акушерки и др.
В данную категорию лиц входят также спортсмены высших достижений и ведущие шахматисты, если они не застрахованы на другой основе.
2 См.: Международно-правовые стандарты социального обеспечения. М., 2008.
Одним из важнейших изменений в пенсионной системе Хорватии явилось постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Согласно Закону о пенсионном страховании в течение 1998—2008 гг. пенсионный возраст для мужчин был повышен с 60 до 65 лет, а для женщин — с 55 до 60 лет.
В последнее время предметом активных дискуссий ученых и специалистов стала проблема выравнивания пенсионного возраста для мужчин и женщин. Так, в принятой Правительством Республики Хорватия 4 июня 2003 г. Стратегии «Хорватия в 21 столетии — Стратегия развития пенсионной системы и системы социальной защиты» намечена программа постепенного повышения пенсионного возраста для женщин до 65 лет в течение 2009—2018 гг.
Основными квалифицирующими условиями назначения пенсии по старости являются достижение застрахованными людьми пенсионного возраста и наличие у них страхового стажа. Так, право на получение пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет.
По Закону о пенсионном страховании страховой стаж определяется как совокупная продолжительность работы, в течение которой уплачивались страховые взносы, и иные периоды времени деятельности гражданина, которые засчитываются в страховой стаж. Так, в страховой стаж включаются период ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет, время работы в католических и иных церковных училищах, а также период участия в военных действиях в течение 1990—1995 гг. на территории Хорватии.
Согласно данному Закону исчисление пенсии осуществляется исходя из размера заработка, полученного застрахованным лицом во время трудовой деятельности с 1 января 1970 г., т. е. фактически за весь период трудовой деятельности застрахованного лица. До принятия Закона учитывались заработки застрахованного лица за любые десять лет подряд по выбору.
В Законе о пенсионном страховании была впервые утверждена новая формула исчисления пенсии, которая действует по настоящее время. Установленная формула исчисления пенсии складывается из следующих трех показателей: суммы личных баллов; фактора вида пенсии; актуальной стоимости пенсии.
Месячный размер пенсии представляет собой произведение, полученное от умножения указанных показателей.
Согласно ст. 75 Закона о пенсионном страховании за каждый год трудовой деятельности, в течение которого уплачивались страховые взносы, начисляется определенное число личных баллов, ко-
торые показывают соотношение заработка застрахованного лица к заработку всех занятых в Хорватии. Если доход застрахованного лица равен среднему заработку всех занятых, то ему начисляется личный балл, равный 1.
Фактор вида пенсии устанавливает определенный коэффициент для каждого вида пенсии. Например, для пенсии по старости он составляет 1,0, для пенсии по инвалидности вследствие профессиональной неспособности к труду — 0,6. При назначении пенсии по случаю потери кормильца коэффициент устанавливается в зависимости от количества членов семьи, на которых начисляется пенсия: один член семьи — 0,7, два члена семьи — 0,8, три члена семьи — 0,9, четыре члена семьи и больше — 1,0.
Актуальная стоимость пенсии, соответствующая месячной пенсии по старости, устанавливается Правительством Республики Хорватия 1 января и 1 июля каждого календарного года. При ее определении учитывается рост стоимости жизни и номинальных заработков в стране. Актуальная стоимость пенсии позволяет перевести сумму личных баллов (коэффициентов) каждого застрахованного лица в определенную сумму денег в соответствии с актуальным уровнем заработков в целом по стране.
Коренные изменения в системе пенсионного страхования произошли с принятием Закона об обязательных и добровольных пенсионных фондах от 13 мая 1999 г. и Закона о пенсионных страховых обществах и о выплате пенсий на основании индивидуальных накоплений от 7 октября 1999 г. Данные законы положили начало формированию пенсий второго и третьего уровней и были названы в научной литературе «большой пенсионной реформой».
Согласно ст. 40 Закона об обязательных и добровольных пенсионных фондах все лица моложе 40 лет, застрахованные в рамках обязательного пенсионного страхования, подлежат обязательному пенсионному страхованию на основании индивидуального пенсионного накопления. В соответствии с Законом о страховых взносах 2008 г. все работодатели уплачивают обязательные страховые взносы в размере 20% от фонда оплаты труда. Причем 5% от суммы уплаченных страховых взносов зачисляются на индивидуальные счета застрахованных лиц. Остальная часть страховых взносов объявлена солидарными взносами.
Все застрахованные лица от 40 до 50 лет могут самостоятельно в течение шести месяцев выбрать первый или второй уровень пенсионного страхования.
Согласно ст. 4 Закона об обязательных и добровольных пенсионных фондах 1999 г. были образованы пенсионные общества в форме акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью.
Предметом деятельности пенсионного общества является учреждение пенсионного фонда и управление им.
По данному Закону предусмотрено образование обязательных и добровольных пенсионных обществ. Причем обязательное пенсионное общество может учреждать обязательный пенсионный фонд, а добровольное пенсионное общество — добровольный пенсионный фонд. Минимальный размер уставного капитала определен в 40 млн куна — для обязательного пенсионного общества и в 15 млн куна — для добровольного пенсионного общества.
Закон предусматривает трехзвенную структуру органов управления пенсионным обществом: правление, общее собрание и наблюдательный совет.
Обязательное пенсионное общество может учреждать только один обязательный пенсионный фонд и управлять им.
Обязательными считаются такие пенсионные фонды, в которые застрахованные лица в обязательном порядке вносят страховые взносы, причем на свой накопительный счет. К добровольным пенсионным фондам относятся фонды, в которые застрахованные лица на свой накопительный счет в добровольном порядке направляют страховые взносы.
Обязательные пенсионные фонды должны иметь не менее 80 тыс. членов, в то время как для добровольных пенсионных фондов минимальный количественный состав установлен в 2 тыс. членов.
В соответствии со ст. 69 данного Закона пенсионный фонд может вкладывать средства застрахованных лиц, находящиеся на накопительных счетах: в краткосрочные долговые обязательства Республики Хорватия и Хорватского народного банка;
облигации и другие долгосрочные долговые обязательства органов местного самоуправления;
облигации и другие долговые обязательства органов местного самоуправления;
облигации или другие долгосрочные долговые обязательства национальных акционерных обществ, которые реализуются на Загребской фондовой бирже или на других организованных рынках ценных бумаг Хорватии;
акции, выпускаемые иностранными акционерными обществами, при условии их регистрации в Хорватии и участия на организованных рынках ценных бумаг;
облигации;
акции, выпускаемые иностранными акционерными обществами и котирующиеся на организованных рынках ценных бумаг в странах ОЭСР;
акции и доли национальных или иностранных инвестиционных фондов при условии, что они участвуют прежде всего на организованных рынках ценных бумаг в странах ОЭСР.
В то же время запрещено вкладывать средства пенсионных фондов в приобретение недвижимого имущества и покупку акций, облигаций и других ценных бумаг, которые не прошли котировку на фондовых рынках ценных бумаг Хорватии и стран ОЭСР.
Кроме того, запрещается приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых акционерами пенсионных обществ, банков-попечителей пенсионных фондов, и иных видов имущества, определенных Агентством по надзору за финансовыми услугами.
В целях обеспечения прав работников по трудовому договору, индивидуальных предпринимателей, крестьян, ремесленников, самодеятельного населения, застрахованных на основе обязательного страхования, было учреждено Хорватское управление по пенсионному страхованию.
Управление данным публичным учреждением, которое является юридическим лицом, возложено на Административный совет в составе 15 человек, которых назначает Правительство Республики Хорватия. Во главе Управления стоит управляющий, которого назначает Правительство Республики Хорватия. Устав Хорватского управления по пенсионному страхованию принимает Административный совет. Он подлежит утверждению Хорватским сабо-ром (парламентом).
Реформа пенсионной системы в Хорватии была направлена на совершенствование системы пенсионного страхования. Важнейшими направлениями пенсионной реформы стали повышение пенсионного возраста, формирование накопительной части пенсий и ее капитализация пенсионными фондами. Однако в процессе ее реализации выявились серьезные трудности в финансировании выплат пенсий, формировании частных (негосударственных) фондов и в сфере взаимодействия частного и государственного страхования.
В условиях обострения социальных и экономических проблем в Хорватии был принят ряд основополагающих пенсионных законов, от реализации которых будет во многом зависеть эффективность системы пенсионного страхования.
Так, в стране с 1 января 2014 г. вступили в силу Закон о пенсионном страховании от 18 декабря 2013 г., Закон об обязательных пенсионных фондах от 5 февраля 2014 г., Закон о добровольных пенсионных фондах от 5 февраля 2014 г., которые положили начало второму этапу реформы пенсионной системы. Кроме того, в 2013—2014 гг. вступили в силу Закон о пожизненной надбавке к пенсии от 6 декабря 2013 г. и Закон о пенсионных страховых обществах от 12 февраля 2014 г., которые направлены на совершенствование пенсионного законодательства.
Согласно Закону о пенсионном страховании 2013 г. с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2030 г. застрахованные мужчины и женщины, достигшие возраста 65 лет и имеющие не менее 15 лет страхового стажа, имеют право на получение пенсии по старости. С учетом демографической ситуации и социально -экономическо -го положения в стране в течение 2031—2037 гг. пенсионный возраст постепенно повысится с 65 до 67 лет для мужчин и женщин.
В соответствии с данным Законом Хорватское управление по пенсионному страхованию осуществляет следующие виды деятельности:
обеспечивает права застрахованных лиц в области пенсионного страхования на основании солидарных взносов;
осуществляет выполнение распоряжений Европейского Союза о координации систем социального обеспечения и международных договоров о социальном страховании;
обеспечивает соблюдение законных прав застрахованных лиц и оказывает им специализированную помощь;
проводит политику развития и совершенствования пенсионного страхования на основании солидарных взносов;
осуществляет другие виды деятельности в целях осуществления прав застрахованных лиц на основании солидарных взносов.
В соответствии с рассматриваемым Законом количественный состав Административного совета был сокращен с 12 до 9 человек. Из них четырех членов назначают по предложению министра труда и пенсионной системы, двух членов — по предложению объединения пенсионеров, одного представителя — по предложению профсоюзов и одного представителя — по предложению работников Хорватского управления по пенсионному страхованию.
Полномочия и ответственность Административного совета определяются уставом, который подлежит утверждению Правительством Республики Хорватия. Управляющего Административным советом назначает Правительство на четыре года по предложению министра труда и пенсионной системы.
Закон об обязательных пенсионных фондах 2014 г. регулирует учреждение обязательных пенсионных фондов и ведение их дел. Обязательные пенсионные фонды формируются в рамках обязательного пенсионного страхования за счет накопительных счетов застрахованных лиц.
Согласно Закону все застрахованные лица в возрасте до 40 лет на основе обязательного пенсионного страхования должны самостоятельно выбрать пенсионный фонд категории «А», «В» или «С» и заключить с ним договор о пенсии на основании капитализированных накоплений. Данные фонды различаются в зависимости от стратегии инвестиционных накоплений застрахованных лиц и степени риска инвестирования. Наиболее высокий уровень риска в инвестировании допускается в пенсионных фондах категории «С».
Закон вводит определенные возрастные ограничения на заключение договора с пенсионным фондом. Так, если застрахованному лицу до наступления пенсионного возраста осталось 10 лет и более, то оно может быть только членом пенсионного фонда категории «А».
Застрахованное лицо может быть членом пенсионного фонда категории «В», если до наступления пенсионного возраста осталось 5 лет или более.
Если застрахованному лицу до наступления пенсионного возраста осталось менее 5 лет, то оно становится членом пенсионного фонда категории «С».
Капитализированные финансовые средства с индивидуальных капитализированных счетов застрахованных лиц переносятся в пенсионные страховые общества по достижении застрахованными лицами пенсионного возраста.
Закон о добровольных пенсионных фондах 2014 г. регулирует условия учреждения добровольных пенсионных фондов и ведение дел в них. Добровольные пенсионные фонды создаются пенсионными обществами в форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью и управляются ими.
Указанный Закон регулирует условия учреждения и ведения дел добровольных пенсионных фондов в составе добровольного пенсионного страхования, а также учреждения и ведения дел пенсионными обществами по управлению добровольными пенсионными фондами.
При разработке данного Закона были имплемен-тированы Директивы ЕС о защите права на дополнительную пенсию работающих по найму и самозанятого населения от 28 июня 1998 г., которые перемещаются внутри Европейского Союза, а также ряд директив об обеспечении равных прав мужчин и женщин по вопросам трудоустройства3.
Открытый пенсионный фонд является добровольным пенсионным фондом, в который на условиях, предусмотренных данным Законом, могут вступать все физические лица.
В закрытый пенсионный фонд могут вступать только лица, занятые на определенном хозяйствующем субъекте, или члены профсоюзов, члены объединений самозанятого населения либо непосредственно самозанятое население.
Закрытый пенсионный фонд покрывает биометрические риски, гарантирует инвестиционный результат или определенную корпоративную пенсию, если его учреждение регулируется правовыми нормами государств — членов Европейского Союза. Под биометрическими рисками понимаются риски, связанные со смертью, инвалидностью
3 Подробнее об имплементации правовых норм и стандартов Европейского Союза в национальное законодательство Хорватии и Сербии см.: Шрам В. П. Имплементация правовых норм Европейского Союза в законодательство Республики Хорватия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. №№ 3. С. 119—124; Шрам В. П. Проблемы и перспективы присоединения Республики Сербия к Европейскому Союзу // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 5. С. 846—850.
или состоянием здоровья членов закрытого пенсионного общества.
Минимальный размер уставного капитала пенсионного общества по управлению добровольными пенсионными фондами составляет 15 млн куна. Если пенсионное общество управляет закрытым пенсионным фондом, который гарантирует выплату определенных корпоративных пенсий, то минимальный размер уставного капитала пенсионного общества увеличивается до 22 млн 800 тыс. куна.
Агентство по надзору за финансовыми услугами выдает разрешение на учреждение пенсионных обществ и принимает правила ведения дел пенсионными обществами по управлению добровольными пенсионными фондами. В правилах ведения дел данными обществами детально предписываются: организационные условия; противодействие конфликту интересов; административные процедуры; управление рисками; внутренняя ревизия; меры по устойчивому ведению дел; политика вознаграждения; ведение и сохранение деловой документации; управление информационной системой; правила деловой этики.
Рассматриваемым Законом предусмотрена ответственность пенсионного общества за ущерб, причиненный добровольному пенсионному фонду. Принимая во внимание данное требование, Агентство по надзору за финансовыми услугами должно разработать порядок и модель возмещения ущерба, причиненного пенсионному фонду. Агентство и другие надзорные органы Хорватии контролируют деятельность пенсионных обществ, пенсионных фондов, кредитных или иных финансовых организаций.
Закон о пенсионных страховых обществах 2014 г. регулирует учреждение пенсионных страховых обществ, которые выплачивают пенсии в рамках добровольного и обязательного пенсионного страхования на основании индивидуальных капитализированных накоплений застрахованных лиц, и ведение ими дел.
Пенсионное страховое общество учреждается и ведет дела как акционерное общество в соответствии с нормами Закона о торговых товариществах от 11 октября 2011 г.
Агентство по надзору за финансовыми услугами выдает разрешение на учреждение пенсионного страхового общества и контролирует его деятельность. Агентство принимает решение о прекращении деятельности пенсионного страхового общества, если в отношении общества открыто конкурсное производство или общество прекратило свою деятельность.
Пенсионные страховые общества выплачивают пенсии на основании капитализированных взносов членов обязательных и добровольных пенсионных фондов. Размер пенсии на основании индивидуальных капитализированных взносов зависит от размера взносов, продолжительности уплаты взносов и от вида пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования.
Пенсионное страховое общество обязано заключить договор о пенсии с каждым членом обязательного пенсионного фонда. В свою очередь, каждый член обязательного пенсионного фонда должен заключить договор о пенсии только с одним пенсионным страховым обществом.
В Хорватии большое значение придается правовому регулированию доплат к пенсиям по результатам труда работников. Так, Законом о пожизненной надбавке к пенсии от 12 декабря 2013 г. регулируются порядок предоставления таких доплат, а также учреждение общества, которое выплачивает пожизненную надбавку к пенсии, и ведение им дел.
Решение о выплате пожизненной надбавки принимается посредством заключения соглашения между работодателями, профсоюзами и работниками, а также на основании коллективного договора между работодателями и работниками.
В соответствии с данным Законом учреждаются общества по выплате пожизненной надбавки к пенсии. Деятельность таких обществ регулируется положениями Закона о торговых товариществах.
Минимальный размер уставного капитала общества по выплате пожизненной надбавки к пенсии составляет 10 млн куна. Для создания такого общества в форме акционерного общества необходимо, чтобы его акционерный капитал был полностью размещен.
В целях выплаты пожизненной надбавки к пенсии работодатель и общество заключают договор, в котором регулируются взаимные обязательства, особенно в установлении размера надбавки к пенсии.
Таким образом, пенсионная система Хорватии прошла сложный и противоречивый путь от государственной распределительной системы к пенсионной системе, в основе которой лежат страховая и накопительная пенсии.
Как отмечалось, пенсионная система Хорватии должна быть трехуровневой. Однако в настоящее время она находится в стадии формирования.
Анализ обязательного пенсионного накопления в рамках обязательного пенсионного страхования в Хорватии показывает свою оправданность и перспективность на переходном этапе развития национальной экономики.
По мере развития пенсионной системы в Хорватии накопительный компонент должен все больше становиться добровольным, поэтому происходит постепенный перевод обязательного накопительного компонента в добровольную накопительную систему.
Важное значение в развитии пенсионной системы в Хорватии придается формированию корпоративных пенсионных систем. Также происходит постепенное освобождение государства от ответственности за социальное обеспечение граждан посредством перехода к смешанной государственно-частной пенсионной системе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Международно-правовые стандарты социального обеспечения. М., 2008.
Шрам В. П. Имплементация правовых норм Европейского Союза в законодательство Республики Хорватия // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2012. № 3.
Шрам В. П. О реформе пенсионного обеспечения в Сербии и Хорватии // Журнал российского права. 2008. № 6. Шрам В. П. Проблемы и перспективы присоединения Республики Сербия к Европейскому Союзу // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2014. № 5.
REFERENCES
Mezhdunarodno-pravovye standarty sotsial'nogo obespecheniya. M., 2008.
Shram V. P. Implementatsiya pravovykh norm Evropeyskogo Soyuza v zakonodatel'stvo Respubliki Khorvatiya. Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2012. No. 3.
Shram V. P. O reforme pensionnogo obespecheniya v Serbii i Khorvatii. Zhurnal rossiyskogo prava. 2008. No. 6. Shram V. P. Problemy i perspektivy prisoedineniya Respubliki Serbiya k Evropeyskomu Soyuzu. Zhurnal zarubezhnogo
zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2014. No. 5.
-♦-