Преимущества и риски введения фиксированного платежа с застрахованных лиц в пенсионную систему
The benefits and risks of introduction of the fixed payment paid by insured
persons to the pension system
Малева Татьяна Михайловна Maleva Tatyana Mikhalovna
кандидат экономических наук, директор Института социального анализа
и прогнозирования
Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва, e-mail: mal [email protected] Горлин Юрий Михалович Gorlin Yuri Mikhalovich
кандидат экономических наук, заместитель директора Института социального
анализа и прогнозирования (ИНСАП) Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва e-mail: [email protected] Гришина Елена Евгеньевна Grishina Elena Evgenievna
кандидат экономических наук, зав. лабораторией Института социального
анализа и прогнозирования (ИНСАП) Российской академии народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, г. Москва e-mail: [email protected]
Аннотация: Статья посвящена анализу преимуществ и рисков возможного введения фиксированного платежа с застрахованного лица на обязательное
пенсионное страхование. Данный фиксированный платеж может взыматься с неформальных работников и экономически неактивных лиц, с тем чтобы стимулировать их к формальной занятости и увеличить объем поступающих страховых взносов в пенсионную систему. В статье были проанализированы социально-демографические характеристики неформальных работников, за которых не уплачиваются страховые взносы, и их отношение к введению фиксированного платежа. Даны рекомендации по введению фиксированного платежа с застрахованных лиц. Проведена оценка влияния введения фиксированного платежа на основные параметры пенсионной системы.
Ключевые слова: неформальная занятость, пенсии, страховые взносы, обязательное пенсионное страхование.
Abstract: This article analyzes the benefits and risks of the possible introduction of the fixed payment paid by the insured persons to the compulsory pension insurance. This fixed payment could be paid by informal workers and economically inactive persons in order to involve them into the formal employment and increase the volume of pension contributions received. The authors consider the socio-demographic characteristics of informal workers and their attitude towards the introduction of the fixed payment. Recommendations for the introduction of the fixed payment paid by the insured are made. The effect of the introduction of the fixed payment on the pension system is evaluated.
Keywords: informal employment, pensions, pension contributions, compulsory pension insurance.
Введение
По мнению многих экспертов одной из существенных проблем, препятствующих долгосрочной устойчивости пенсионной системы в России, является проблема неформальной занятости и скрытой оплатой труда [1-4].
Исследования показывают, что не менее 8% наемных работников, работают неформально на условиях устной договорённости и за них не уплачиваются страховые взносы в пенсионную систему [5]. Не участвуя даже в минимальном объеме в финансировании системы обязательного пенсионного страхования, эти лица уже получают или будут претендовать в будущем на получение пенсии. В итоге выплата пенсии этим лицам финансируются за счет взносов остальных работников и бюджетных трансфертов, что социально неоправданно. Такое положение также оказывает негативное влияние на финансовую сбалансированность системы пенсионного страхования в России.
Проблема пенсионного обеспечения неформально занятых работников и длительно неработающих граждан является одной из актуальных проблем развития пенсионной системы не только в России, но и в зарубежных странах.
В зарубежных странах используются различные способы решения проблемы пенсионного обеспечения неформально занятых работников. Так, в развивающихся странах с невысоким уровнем благосостояния, проблема пенсионного обеспечения неформально занятых работников решается через предоставление данным работникам минимальной пенсии через службы социальной помощи. Минимальные пенсии неформально занятым работникам предоставляются, например, в таких странах, как Бангладеш, Боливия, Ботсвана, Бразилия (в сельских областях), Чили, Коста-Рика, Индия, Маврикий, Молдова, Намибия, Непал, Южная Африка, Таиланд и Вьетнам [6].
В других странах предпринимаются меры по расширению возможностей участия неформально занятых работников в добровольном пенсионном страховании, а также меры по введению для неформально занятых работников обязательных взносов в пенсионную систему. Так, например, работникам, занятым без оформления официального договора, предоставляется возможность делать отчисления пенсионную систему в меньшем размере, нерегулярно (например, для сезонных работников, работников, не имеющих постоянного места занятости) или же варьировать размеры взносов в зависимости от своего финансового положения (например, для работников
сельского хозяйства, чьи доходы часто зависят от благоприятных и неблагоприятных погодных условий и полученного, вследствие них, урожая) [6-9].
В некоторых странах обязанность уплаты страховых взносов в пенсионную систему распространяется не только на неформально занятых работников, но также на всех граждан, включая безработных и домохозяек. Так, например, в Лихтенштейне неработающие граждане делают ежегодные взносы в пенсионную систему, суммы которых зависят от размеров их активов и нетрудовых доходов, в размере от 234 до 7800 швейцарских франков на пенсию по старости и от 45 до 1500 франков на пенсию по инвалидности плюс 4,2% от суммы указанных взносов в качестве административного взноса [10]. В Швейцарии неработающие граждане также делают ежегодные взносы в пенсионную систему, суммы которых зависят от размеров их активов и нетрудовых доходов, в размере от 392 до 19600 швейцарских франков на пенсию по старости и потери кормильца и от 65 до 3250 швейцарских франков на пенсию по инвалидности [10].
В странах предпринимаются меры по стимулированию перехода в формальную занятость неформально занятых работников и незанятого населения в трудоспособном возрасте. Так, например, в Республике Беларусь с 2015 года действует Декрет о предупреждении социального иждивенчества1, согласно которому лица старше 18 лет, участвовавшие в финансировании государственных расходов менее 183 календарных дней в году, обязаны уплатить в государственную казну налоговый сбор, который равен 20 базовым величинам, или 3,6 миллионам белорусских рублей (примерно 14,5 тысяч российский рублей). Следует отметить, что уплата введенного налогового сбора не увеличивает напрямую пенсионные права неформально занятых и незанятых граждан, однако может оказывать косвенное позитивное влияние на их пенсионные права за счет вовлечения их в формальную занятость. Не
1 Декрет Президента Республики Беларусь №3 от 2 апреля 2015 года «О предупреждении иждивенчества» http://president.gov.by/uploads/documents/3decree.pdf
уплачивают данный налоговый сбор пенсионеры; инвалиды; недееспособные лица; лица, уплатившие подоходный налог, единый налог или налог по упрощенной схеме налогообложения, в размере равном или выше указанного налогового сбора, лица, фактически находившиеся на территории страны менее 183 календарных дней в году; а также лица, в течение полного сезона на сезонных работах по списку, утвержденному Советом Министров Республике Беларусь; военнослужащие; священнослужители; зарегистрированные безработные; лица, находящиеся в местах лишения свободы; студенты дневной формы обучения; творческие работники, являющиеся членами творческих союзов; сельские жители, ведущие личное подсобное хозяйство (подтверждается справкой из сельсовета); один из родителей, воспитывающий детей до 7 лет или ребенка-инвалида до 18 лет; а также один из родителей, воспитывающий трех и более детей. Налоговый сбор может сокращаться на сумму уплаченных за истекший период налогов. В случае уклонения от уплаты сбора, предусмотрен штраф в размере от 2 до 4 базовых величин или административный арест с обязательным привлечением к выполнению общественно-полезных работ. Кроме того, для стимулирования граждан к самостоятельной уплате сбора предусмотрены скидки в размере до 10 процентов.
В целом анализ мер, предпринимаемых зарубежными странами по повышению охвата неформально занятых и длительно неработающих граждан пенсионным обеспечением, показывает целесообразность развития в России систем добровольного пенсионного страхования, предоставляющих благоприятные условия для осуществления страховых взносов неформально занятыми работниками, за которых не уплачиваются страховые взносы, а также введения фиксированного платежа в обязательную пенсионную систему с неформально занятых работников и неработающих граждан.
Для того чтобы понять основные характеристики застрахованных лиц, которые могут попадать под действие фиксированного платежа, был проведен
анализ портрета неформального занятого работника, за которого не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.
Анализ характеристик неформально занятых работников
Среди лиц, за которых длительно (по крайней мере в течение года) не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование могут присутствовать различные категории граждан: экономически неактивные лица, неработающие по причине болезни (например, инвалиды), а также лица, неработающие по причине ухода за детьми и пожилыми, безработные граждане, учащиеся дневной формы обучения, наемные работники, работающие на условиях устной договоренности, самозанятые лица, работающие без официального оформления, и другие категории граждан.
Для формирования представления о портрете работающих лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, был проведен анализ данных количественного опроса населения,
Л
проведенного Фондом «Общественное мнение» в 2015 году .
Результаты анализа, показали, что 11,9% работающих наемных работников являются неформально занятыми, за которых не уплачиваются страховые взносы. Среди самозанятых и индивидуальных предпринимателей 11,5% не осведомлены о необходимости самостоятельной уплаты страховых взносов в пенсионную систему и только 70,5% уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за последний год.
Доля неформально занятых работников, за которых не уплачиваются взносы, выше среди следующих категорий населения (табл. 1):
- среди молодежи до 30 лет,
- лиц со средним общим образованием и ниже,
- студентов,
- подсобных рабочих и рабочих с начальной квалификацией,
2 Репрезентативный по Российской Федерации опрос населения в возрасте от 18 до 79 лет, 4568 респондентов.
- лиц с низкими среднедушевыми доходами домохозяйства (до 8 тыс. рублей).
Табл. 1 - Распределение работающих по найму респондентов по типу работы, %
Всего оформлены официально работают неофициально затруднились / отказались ответить
Всего 100,0 88,0 11,9 0,2
в зависимости от возраста
18-30 лет 100,0 80,6 19,2 0,3
31-45 лет 100,0 90,7 9,3 0,0
46-60 лет 100,0 91,3 8,7 0,1
старше 60 лет 100,0 86,8 13,0 0,2
в зависимости от образования
среднее общее и ниже 100,0 77,9 21,9 0,2
среднее специальное 100,0 87,6 12,4 0,0
высшее 100,0 94,4 5,4 0,1
студент(-ка), курсант 100,0 72,3 27,7 0,0
в зависимости от квалификационной группы
руководитель организации, подразделения 100,0 95,0 5,0 0,0
специалист, работа требует
высшего образования 100,0 97,4 2,4 0,2
специалист, работа требует
среднего специального образования 100,0 88,3 11,7 0,0
служащий, технический исполнитель, рядовой работник 100,0 85,5 14,2 0,3
квалифицированный рабочий 100,0 86,2 13,8 0,0
подсобный рабочий, рабочий с начальной квалификацией 100,0 57,4 42,6 0,0
в зависимости от среднедушевого дохода
8000 руб. и менее 100,0 82,0 18,0 0,0
8001-12500 руб. 100,0 87,6 12,3 0,1
12501-20000 руб. 100,0 90,0 9,9 0,2
свыше 20000 руб. 100,0 90,1 9,6 0,3
Кроме того, высока доля самозанятых лиц, не уплачивающих страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, среди лиц в возрасте старше 60 лет и среди сельских жителей (соответственно 37% и 41% против 28% среди самозанятых лиц в целом).
Данные опроса свидетельствуют о том, что неформальная занятость не всегда является вынужденным для работника выбором, принимаемым под
давлением работодателя. Так, 36% наемных работников, за которых не уплачиваются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, работают так по собственному выбору, 25% - по обоюдному желанию респондента и работодателя, 28% - по желанию работодателя.
Исследование отношения населения к введению фиксированного платежа
Анализ данных опроса населения, проведенного Фондом «Общественное мнение», позволил также выявить отношение населения к введению фиксированного платежа. Большинство застрахованных лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы (62%), не готовы добровольно отчислять ежемесячно фиксированный платеж в пенсионную систему, чтобы начать получать трудовую пенсию в общеустановленном пенсионном возрасте (рис. 1).
Готовы Не готовы Затруднились ответить
Рис. 1 - Готовность лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы, добровольно отчислять ежемесячно фиксированный платеж в пенсионную систему, чтобы начать получать трудовую пенсию в общеустановленном
пенсионном возрасте, %
Наибольшую готовность к указанным добровольным отчислениям отметили лица со среднедушевым доходом свыше 20 тыс. руб. (37%). Наименее готовы к добровольной уплате фиксированного платежа - работники в возрасте старше 45 лет (доля готовых среди них лишь 19%), подсобные рабочие и рабочие с начальной квалификацией (20%) и лица с низким среднедушевым доходом менее 8 тыс. рублей (22%).
В случае, если фиксированный платеж станет обязательным, то 42% застрахованных лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы, отнесется к этому негативно, 31% - нейтрально и 19% положительно. По мнению застрахованных лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы, для 28% введение обязательного фиксированного платежа станет существенной, критичной потерей для бюджета семьи, еще для 37% - это станет заметной, но не критичной потерей и для 30% введение указанного фиксированного платежа будет несущественной потерей для бюджета (табл. 2). Причем наибольшая доля респондентов, отметивших, что введение обязательного фиксированного платежа станет критичной потерей для бюджета семьи, наблюдалась среди респондентов со среднедушевым доходом менее 8 тыс. рублей (43,4%). Это подтверждает, что введение фиксированного платежа не должно затрагивать малоимущие слои населения.
Табл. 2 - Распределение респондентов в зависимости от того, насколько отчисление фиксированного платежа в пенсионную систему будет критично
для бюджета их семьи, %
Всего несущественная потеря для бюджета заметная, но не критичная потеря для бюджета существенная, критичная потеря для бюджета затруднились ответить
100,0 29,6 37,1 28,3 5,1
в зависимости от квалификационной группы
руководитель организации, подразделения 100,0 62,3 22,8 14,9 0,0
специалист, работа требует высшего образования 100,0 52,8 29,3 17,9 0,0
специалист, работа требует среднего специального образования 100,0 39,7 34,2 23,9 2,2
служащий, технический исполнитель, рядовой работник 100,0 26,0 50,9 18,7 4,3
квалифицированный рабочий 100,0 28,2 23,6 48,2 0,0
подсобный рабочий, рабочий с начальной квалификацией 100,0 20,5 28,5 39,7 11,2
в зависимости от уровня дохода
8000 руб. и менее 100,0 15,2 34,2 43,4 7,3
Всего несущественная потеря для бюджета заметная, но не критичная потеря для бюджета существенная, критичная потеря для бюджета затруднились ответить
8001-12500 руб. 100,0 27,0 53,7 16,6 2,7
12501-20000 руб. 100,0 44,1 39,2 14,7 2,1
свыше 20000 руб. 100,0 54,1 29,1 12,4 4,5
Что касается отношения всего населения в целом к ведению фиксированного платежа с застрахованных лиц, за которых не уплачиваются страховые взносы, то более половины респондентов (54%) считают эту меру справедливой. Несправедливой данную меру считает лишь 22% респондентов. Наиболее высока доля, считающих несправедливым введение фиксированного платежа среди молодежи до 30 лет (29%) (рис. 2).
100.0 90.0 80.0 70.0 60.0 50.0 40.0 30.0 20.0 10.0 0.0
24.3
18.2
20.5
25.7
31.9
Всего 18-30 лет 31-45 лет
■ справедливо ■ несправедливо ■
46-60 лет старше 60 лет затруднились ответить
Рис. 2 - Мнение населения относительно справедливости меры по введению обязательного фиксированного платежа в пенсионную систему с неработающих и неофициально работающих лиц, в зависимости от возраста
респондентов, %
На основание проведенного анализа были сформированы предложения по введению фиксированного платежа.
Предложения по введению фиксированного платежа
В соответствии с проведенным анализом представляется целесообразным введение обязанности уплаты страховых взносов в составе обязательного
пенсионного страхования в размере не менее фиксированного платежа в отношении всех застрахованных лиц, имеющих СНИЛС, за исключением:
- лиц в возрасте до 18 лет;
- лиц, обучающихся по очной форме обучения в учреждениях среднего профессионального и высшего образования;
- лиц, получающих пенсию по любым основаниям (за исключением работающих инвалидов);
- неработающих инвалидов;
- безработных, состоящих на учете в службе занятости (за которых уплачивались страховые взносы не ранее, чем год назад);
- лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами, к пенсии которых установлена компенсационная выплата.
- лиц, признающихся в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" малоимущими, в случае, если указанные лица: 1) не имеют определенных видов имущества (на семью) - 1.1.) транспортные средства (не старше 7 лет), 1.2.) более одного вида недвижимости определенного вида (квартира, дом, дача или гараж); 1.3.) недвижимое имущество, суммарная (кадастровая) стоимость которого превышает 5 миллионов рублей; 2) за последние 10 лет не совершали сделок продажа/дарения указанных видов имущества; 3) не являются учредителями юридических лиц; 4) не имеют акций, других ценных бумаг, вкладов в банках, счетов за границей на сумму более 600 тыс. руб.
Размер фиксированного платежа предлагается определять (в расчете на год) по следующей формуле:
ФПГ0Д = МРОТ * 12 * Тарифсв, где МРОТ- минимальный размер оплаты труда;
Тарифсв - тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для основной категории плательщиков (в 2016 г. - 22%).
Так, в соответствии с указанной формулой в 2016 году размер фиксированного платежа в расчете на год был бы равен 16378,56 руб.
В случае, если в отдельный период отчетного года застрахованное лицо относилось к одной или нескольким вышеперечисленным категориям лиц, освобождаемым от обязанности уплаты фиксированного платежа, то размер фиксированного платежа, подлежащий уплате за неполный отчетный год, определяется по следующей формуле:
, где
Ф П Г0Д - размер фиксированного платежа за полный год; Тгод - число дней в отчетном году;
Т - длительность периода отчетного года, в который застрахованное лицо относилось к категориям лиц, освобождаемым от обязанности уплаты фиксированного платежа.
Уплата фиксированного платежа производится по итогам отчетного года в следующем порядке:
- если за соответствующее застрахованное лицо за отчетный год страховые взносы работодателями или другими категориями страхователей не уплачивались, то фиксированный платеж уплачивается в указанном выше размере;
- если за соответствующее застрахованное лицо за отчетный год страховые взносы работодателями или другими категориями страхователей были уплачены в сумме меньшей, чем фиксированный платеж, то застрахованное лицо должно самостоятельно доплатить разницу между установленным на отчетный год размером фиксированного платежа и суммой фактически уплаченных страховых взносов работодателями или другими категориями страхователей данного лица;
- если за соответствующее застрахованное лицо за отчетный год страховые взносы работодателями или другими категориями страхователей были уплачены в сумме, равной или большей фиксированного платежа, то фиксированный платеж не уплачивается.
Представляется целесообразным направлять фиксированный платеж в полном объеме на формирование страховой пенсии, даже при условии выбора
застрахованным лицом формирования, наряду со страховой, накопительной пенсии.
Для оценки последствий введения фиксированного платежа на пенсионную систему на основании актуарной модели были осуществлены прогнозные расчеты уровня страховых взносов, среднего размера страховой пенсии и объема необходимого трансфера из федерального бюджета в Пенсионный фонд РФ при введении фиксированного платежа с застрахованных лиц.
Оценка последствий введения фиксированного платежа на пенсионную систему
Для оценки численности застрахованных лиц, которые должны будут уплачивать фиксированный платеж, были использованы данные Пенсионного фонда РФ о половозрастной структуре и численности лиц, за которых не уплачивались страховые взносы в период с 01.01.2014 по 01.01.2015 года, а также данные Обследования населения по проблемам занятости Росстата за 2014 год.
Зафиксировав половозрастную структуру целевой группы на протяжении всего прогнозного периода до 2050 года, были получены оценки численности застрахованных лиц, которые потенциально попадают под действие фиксированного платежа (рис. 3).
30.0 28.0 26.0 24.0 22.0 20.0
1. .8 .5 2. .9 .6 .4 .2 .0 .9 .7 .6 .6 .5 .4 .4 4. .4 4. .3 3. 3. 3. .2 .1 9. .8 .6 .4 .2 .1 .9 .8 7. .8 .7 7. 7. .6 6. .6 .6 .6 .5 .5 .5 5. 5. .5 .5 .5 .5 .5 .5 5. 5. .5 .5 .5 .4 .4 .4 .4 .4 .4 .3 .3 .3
гчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгч
ооооооооооооооооооооооооооооооооооо гчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгчгч
Рис. 3 - Количество индивидов, потенциально попадающих под меру введения страховых взносов в виде фиксированного платежа, млн. чел.
Проведенные расчеты показали, что дополнительные взносы позволяют увеличить объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование относительно инерционного сценария развития пенсионной системы на 12,613,0% в зависимости от года, что составляет 0,42-0,58% ВВП (рис. 4).
6.0 5.0 4.0 3.0 2.0 1.0 0.0
.—I.—I.—I.—с^с^с^с^с^с^с^с^с^с^тттттттттт^г^г^г^г^г^г^г^г^г^г^ ооооооооооооооооооооооооооооооооооо <N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N<N
I Инерционный сценарий
I Введение фиксированного платежа
Рис. 4 - Объем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, %
ВВП
Следует отметить, что с введением фиксированного платежа численность застрахованных лиц, имеющих право на получение страховой пенсии по старости, увеличится по сравнению с инерционным сценарием, т.к. часть застрахованных лиц сможет при помощи фиксированного взноса накопить необходимый страховой стаж и увеличить сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов. Таким образом, лица, которые потенциально могли бы попасть в группу пенсионеров, получающих социальную пенсию (в связи отсутствия необходимого страхового стажа и, соответственно, необходимого количества ИПК), будут переходить в группу тех, кто сможет получать страховую пенсию по старости. На основании данных Пенсионного фонда РФ о численности застрахованных лиц, за которых не уплачивались страховые взносы в период с 01.01.2014 по 01.01.2015 года, в разрезе продолжительности их страхового стажа, были проведены оценки численности лиц, которые смогли бы претендовать на получение страховой пенсии по старости в минимальном размере, с учетом уплаты ими фиксированного платежа и возрастающих
требований к страховому стажу в соответствии с действующим законодательством. Было получено, что счет введения фиксированного платежа численность пенсионеров, получающих страховую пенсию по старости, к 2050 году может быть увеличена на 6,9%.
Что же касается влияния введения фиксированного платежа на средний размер страховой пенсии по старости и коэффициент замещения, то необходимо отметить следующее. С одной стороны, дополнительные взносы, поступающие за счет введения фиксированного платежа, могут позволить по сравнению с инерционным сценарием увеличить средний размер страховой пенсии по старости, с другой стороны, средний размер страховой пенсии по старости может уменьшиться по сравнению с инерционным сценарием за счет того, что среди застрахованных лиц, имеющих право на получение пенсии, будет постепенно возрастать доля лиц, имеющих относительно небольшую сумму индивидуальных пенсионных коэффициентов и претендующих лишь на страховую пенсию по старости в минимальном размере.
Проведенные расчеты показывают, что в случае направления дополнительных страховых взносов, поступающих за счет введения фиксированного платежа, на повышение страховых пенсий, в период с 2017 года по 2040 год можно достичь увеличения коэффициента замещения страховой пенсии относительно инерционного сценария (до 2,7 п.п.) (рис. 5).
39.0 37.0 35.0 33.0 31.0 29.0 27.0 25.0
-Инерционный сценарий -----Введение фиксированного платежа
Рис. 5 - Коэффициент замещения, %
0000000000000000000000000000000000 2222222222222222222222222222222222
Начиная с 2041 года до 2050 года эффект от увеличения численности застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости в минимальном размере за счет уплаты фиксированного платежа, перекроет эффект от получения дополнительных страховых взносов за счет введения фиксированного платежа и, таким образом, коэффициент замещения страховой пенсии будет ниже, чем в инерционном сценарии на 0,1-1,1 п.п. в зависимости от года.
Помимо рассмотренного сценария направления дополнительных страховых взносов, возникающих при введении фиксированного платежа, на повышение страховой пенсий, можно также рассмотреть другой сценарий, предполагающий, что дополнительные страховые взносы, поступающие за счет введения фиксированного платежа, будут направляться на снижение размера трансфера в Пенсионный фонд РФ из федерального бюджета (при условии фиксации коэффициента замещения страховой пенсией заработной платы на уровне 2013 года в размере 34,6%).
Проведенные расчеты показывают, что установление фиксированного платежа позволит уменьшить размер трансферта из федерального бюджета в течение первых пяти лет после введения данной меры на 17-20% относительно инерционного сценария (или на 0,5-0,57 п.п. ВВП). К 2040 году положительный эффект от введения фиксированного платежа будет постепенно сокращаться. С 2040 года по 2050 год за счет повышения доли пенсионеров, имеющих право лишь на страховую пенсию в минимальном размере, трансферт из федерального бюджета, необходимый для поддержания коэффициента замещения на уровне 2013 г., будет выше при сценарии введения фиксированного платежа, чем при инерционном сценарии развития пенсионной системы на 0,1-0,3 п.п. ВВП в зависимости от рассматриваемого года.
Заключение
В заключении хотелось бы отметить, что введение фиксированного платежа будет способствовать дополнительному пополнению доходной части бюджета
Пенсионного фонда РФ и служить стимулом для легализации занятости и вывода заработной платы из «тени». Проведенные расчеты показывают возможность увеличения объема страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за счет введения фиксированного платежа минимум на
0.4. ВВП.
Для того, чтобы сгладить негативные последствия введения фиксированного платежа на материальное положение населения, представляется целесообразным, во-первых, исключить из перечня лиц, которым необходимо будет уплачивать фиксированный платеж, наименее обеспеченных, социально уязвимых категорий граждан, а, во-вторых, осуществить введение данной меры на этапе экономической стабилизации при относительно низкой инфляции и стабильном или повышающемся тренде в динамике заработной платы в экономике.
Библиографический список
1. Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: о политической экономии популизма // Отечественные записки. - 2005. - № 3. - с. 215-229.
2. Горлин Ю. Дефекты действующей пенсионной формулы // Экономическая политика. - 2014. -№ 4. - с. 98-115.
3. Назаров В. Будущее пенсионной системы: параметрические реформы или смена парадигмы? // Вопросы экономики. - 2012. - № 9. - с. 67-87.
4. Соловьев А.К. Макроанализ пенсионной системы России // Вопросы экономики. - 2013. - № 4. - c. 82-93.
5. Гришина Е., Дормидонтова Ю., Ляшок В. Влияние неформальной занятости на устойчивость пенсионной системы в России // Экономическая политика. - 2014. - № 6. - c. 7-25.
6. Hu Y.-W., Stewart F. Pension coverage and informal sector workers: international experiences // OECD, Working paper on insurance and private pensions. 2009. № 31.
7. Kwena R. M., Turner J.A. Extending pension and savings scheme coverage to the informal sector: Kenya's Mbao Pension Plan // International Social Security Review. 2013. № 66(2).
8. Meißner M. Old age protection for informal workers - feasible or too far away? // Discussion Papers on Social Protection. 2014. № 20.
9. MacKellar L. Pension systems for the informal sector in Asia // Social Protection and Labor Discussion Paper, Human Development Network, The World Bank, Washington, DC. 2009. № 0903.
10. Social Security Administration. Social Security Programs Throughout the World: Europe. 2014. SSA Publication № 13-11801.