Особенности преобразований российской
пенсионной системы
Н.Н. Прокофьев
В статье рассмотрены проблемы развития пенсионного страхования и обеспечения сбалансированности системы обязательного пенсионного обеспечения в долгосрочной перспективе. Основным направлением многочисленных преобразований в сфере пенсионного обеспечения населения России является усиление ее страховой составляющей и повышение ответственности нынешних работников за свое будущее материальное благополучие в период нахождения на пенсии. Несмотря на то что пенсионная реформа в России продолжается не первый год, вопросы мотивации населения по участию в обязательном и добровольном пенсионном страховании остаются малоизученными. В целом новая пенсионная формула подразумевает переход от формирования обязательств в рублях, в которых делаются пенсионные взносы, к системе так называемых пенсионных баллов.
Ключевые слова: пенсионное страхование, пенсионная система, индивидуальный тариф, пенсионная формула, пенсионные баллы, пенсионные накопления, годовой пенсионный коэффициент, модель пенсионной системы
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 2 (15). С. 94-103.
Реформирование пенсионной системы, проводимое в настоящее время Российской Федерацией, обусловлено необходимостью ее адаптации к происходящим макроэкономическим и демографическим изменениям. Одной из ключевых государственных задач является обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в долгосрочной перспективе с учетом растущих демографических рисков.
В целях решения задачи по развитию пенсионного страхования и обеспечению сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования (ОПС) в долгосрочной перспективе ведется работа по подготовке комплексных предложений по обеспечению сбалансированности и совершенствованию пенсионной системы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. № 2524-р утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, направленная, в том числе, на совершенствование тарифно-бюджетной политики, реформирование института досрочных пенсий и совершенствование формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы [2].
Прокофьев Николай Николаевич - кандидат экономических наук, профессор, директор филиала Международного института экономики и права (г. Волгоград). Адрес для корреспонденции: [email protected].
Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации разработана в соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2012 г. № 597. Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом РФ совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруда России.
В соответствии с Федеральным законом от 04.12.2013 № 351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» гражданам 1967 года рождения и моложе, зарегистрированным в системе ОПС, в 2014 и 2015 годах предоставлена возможность выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии: либо оставить 6%, как сегодня, либо отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, тем самым направив все страховые взносы, которые за них уплачивают работодатели, на формирование страховой части пенсии [2].
Если гражданин отказывается от формирования пенсионных накоплений, страховые взносы его работодателя в Пенсионный фонд России - в размере индивидуального тарифа 16% - будут направляться на формирование страховой части его пенсии. Важно отметить, что даже в этом случае все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.
У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 г. и останется так называемым «молчуном», новые пенсионные накопления перестают формироваться, и все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии.
Для граждан, которые в предыдущие годы хотя бы единожды подавали заявление о выборе управляющей компании, включая «Внешэкономбанк» либо негосударственные пенсионные фонды, и оно было удовлетворено, на накопительную часть пенсии будет по-прежнему перечисляться 6% тарифа. При этом дополнительного заявления для перечисления 6% на накопительную часть пенсии им подавать не придется. В то же время эта категория граждан имеет возможность отказаться от дальнейшего формирования накопительной части пенсии, для чего необходимо подать соответствующее заявление.
Важно отметить, что у граждан, которые в течение 2013 г. подали заявление о выборе государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» с тарифом 2%, с 2014 г. по умолчанию накопительная часть прекращает формироваться: их страховая часть увеличивается за счет направления всех страховых взносов на страховую часть пенсии (подача заявления не требуется). Если эти граждане подадут заявление о выборе управляющей компании либо негосударственного пенсионного фонда в течение 2014-2015 гг., то тогда они
продолжат формировать накопительную часть в размере 6%. При этом пенсионные накопления работников за 2014 г. будут направлены в распределительную систему, а не в накопительную часть пенсий (на финансирование текущих пенсий - 244 млрд руб.). Управление накоплениями, которые граждане добровольно передали частным управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, также на год будет передано в ведение ВЭБа. Следовательно, накопительная составляющая ОПС будет приостановлена на один год.
В рамках идущих преобразований системы, начиная с 1 января 2015 г., будет введена новая формула расчета будущей пенсии. Формула позволяет посчитать будущую пенсию, исходя из уровня зарплаты, стажа и возраста выхода работника на пенсию, а также других факторов, принимаемых во внимание и учитываемых в расчетах.
При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводится понятие «годовой пенсионный коэффициент» (ПК), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина. Чем больше ваш трудовой стаж - тем выше будет пенсия. Особое значение приобретают годы, если человек готов трудиться за пределами общеустановленного пенсионного возраста, не обращаясь за назначением пенсии.
Годовой ПК равен отношению зарплаты гражданина, с которой в этом году уплачивались страховые взносы в систему ОПС, и максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему ОПС:
заработная плата, с которой уплачивались взносы
„ ч в систему ОПС в текущем году КО
Годовой ПК =---—---х 10 х
максимальная зарплата, с котрой работодатель или К2
уплачивал страховые взносы в систему ОПС или К6
где:
К0 = 1 (для граждан 1966 года рождения и старше, у которых не формируется накопительная часть пенсии в системе ОПС);
К2 = 0,91 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 2% тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС);
К6 = 0,727 (для граждан 1967 года рождения и моложе, которые выбрали 6% тариф для формирования накопительной части будущей пенсии в системе ОПС) [5, с. 26].
При расчете годового ПК учитывается только официальная зарплата до вычета подоходного налога (13%). Максимальное значение годового ПК - 10.
Годовой коэффициент равен 10, если зарплата гражданина, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели уплачивают страховые взносы в систему ОПС.
Особенностью новой формулы является введение ПК. Каждый ПК будет равняться определенной сумме в рублях. Стоимость ПК будет ежегодно устанавливаться федеральным законом. В 2013 г., например, актуарно рассчитано, что один ПК «стоит» 57,9 руб. Ежегодный пересмотр размера ПК не будет приводить к уменьшению пенсионных выплат.
За каждый год, который человек отработает после достижения им пенсионного возраста, устанавливаются дополнительные коэффициенты. Например, если пенсионер проработает после достижения пенсионного возраста 3 года без обращения за назначением трудовой пенсии, то фиксированная выплата будет увеличена на 19%, а страховая пенсия - на 24%. А если стаж сверх пенсионного возраста без обращения за назначением пенсии будет 8 лет, то фиксированный платеж будет увеличен на 73%, а страховая часть -на 90%.
Помимо этого, за каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет для женщин и от 35 до 45 лет для мужчин дополнительно начисляется 1 ПК. За стаж в 35 лет для женщин и 40 лет для мужчин дополнительно начисляется 5 ПК. В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии и уход за ребенком. За эти так называемые нестраховые периоды присваиваются особые коэффициенты.
Новая формула не предусматривает повышения пенсионного возраста. Как и прежде, женщины могут выходить на пенсию в 55, а мужчины - в 60 лет. Возрастет минимальный стаж, который сегодня составляет в России 5 лет. С 2025 г. он достигнет 15 лет (в течение 10 лет будет поэтапно увеличиваться - по 1 году в год). Важно отметить, что в большинстве стран минимальный стаж, дающий право на трудовую пенсию, - 20 лет.
Также предусмотрено поэтапное повышение предельного размера заработной платы, с которой уплачиваются страховые взносы. Первоначально он будет установлен в размере 1,6 средней по РФ зарплаты, но затем в течение 7 лет будет доведен до 2,3. При этом тариф страховых взносов работодателя в Пенсионный фонд России на страховую и накопительную части пенсии по-прежнему составит 22% (+10% с сумм, превышающих порог, с которого уплачиваются страховые взносы).
Комментируя разработку единой пенсионной формулы, правительство много раз отмечало, что она предполагается прозрачной, понятной и позволяющей любому человеку рассчитать предполагаемый размер будущей пенсии. Когда формула была опубликована, выяснилось, что она не так проста и понятна людям, как декларировалось ранее. Формула включает несколько коэффициентов, которые должны быть рассчитаны (установлены) отдельно.
В целом новая пенсионная формула подразумевает переход от формирования обязательств в рублях, в которых делаются пенсионные взносы, к системе так называемых пенсионных баллов. Каждый год правительство будет определять рублевый эквивалент балла, теоретически получая возможность через установление этого размера балансировать доходы и выплаты пенсионной системы. При этом правительство уже взяло обязательство не снижать номинальную «стоимость» балла ни при каких обстоятельствах. Это не позволит настроить пенсионную систему в сторону быстрого снижения пенсии в случае острой необходимости, что, по сути, мало чем отличается от политически мотивированных решений об индексации пенсий при старой схеме.
В настоящее время законодательство устанавливает размер ежегодных индексаций пенсий как 2% сверх инфляции. Вновь введенный механизм балансировки бюджета Пенсионного фонда России через изменение величины балла может разбиться о политически мотивированные доводы о необходимости повышения пенсий и улучшении уровня жизни пенсионеров вне зависимости от бюджетных возможностей. Но теоретически заморозка номинальной стоимости балла в условиях ощутимой инфляции должна помочь уменьшить дефицит пенсионной системы через воздействие всего одной переменной. То есть при небольших шоках система балансируется проще, чем раньше.
Формула увеличивает требования к минимальному стажу работника, необходимого для получения пенсии, с 5 до 15 лет. На наш взгляд, повышение минимальных требований к стажу окажет весьма скромный эффект на финансовую обеспеченность пенсионной системы России, так как, по данным Минтруда, 95-97% пенсионеров имеют рабочий стаж более 15 лет. Эффект от получения дополнительных взносов за эти 10 лет от оставшихся 3-5% работников будет небольшим.
В соответствии с новой пенсионной формулой для получения пенсии по старости работнику необходимо будет не только иметь 15-летний стаж, но и накопить 30 баллов, связанных с размером отчислений в Пенсионный фонд России. Чтобы накопить 30 баллов за 15 лет стажа, зарплата работника должна превышать 2 МРОТ (10,4 тыс. руб. в месяц). Кто не наберет необходимых баллов, сможет рассчитывать лишь на социальную пенсию.
Сейчас зарплату меньше 10,4 тыс. руб. получают 18,4 млн россиян, или четверть всего трудоспособного населения, которые могут попасть в группу не набравших баллы. Введение требований по баллам также означает, что занятые в неформальном секторе экономики (около 10 млн работников) смогут претендовать только на социальную пенсию (с 60 лет у женщин и с 65 - у мужчин), которую регионы обязаны довести до уровня регионального прожиточного минимума. На самом деле, социальные пенсии могут ждать 1015 млн работников, что повысит уровень бедности в стране.
Если заработная плата равна или превышает порог максимальной заработной платы, с которой уплачиваются взносы по базовой ставке 22%, то
работник будет накапливать 10 баллов за 1 год. Постепенное повышение максимального порога зарплаты, облагаемой социальными взносами по базовой ставке, с 1,6 до 2,3 от величины средней зарплаты приведет к большей диверсификации пенсионных выплат в зависимости от вклада в пенсионную систему. Однако величина взносов по ставке 10% с зарплат, превысивших порог, никак не будет учитываться при начислении страховой части пенсии [3, с. 27].
Таким образом, основной выигрыш от пенсионной реформы достанется среднему классу. Из-за ограничений в размере накапливаемых баллов за 1 год коэффициент замещения у работников с высокой зарплатой будет ниже, чем у остальных участников пенсионной системы.
Размер пенсии может быть увеличен за счет высокого стажа и более позднего выхода на пенсию (продолжение работы без обращения за получением пенсии). Эта идея является краеугольной для новой стратегии пенсионной реформы, поскольку прямое повышение пенсионного возраста на 5 лет стало политически невозможным из-за взятых обязательств, то потребовался обходной маневр, чтобы заинтересовать людей сделать это добровольно.
Новая пенсионная формула предполагает начисление дополнительных пенсионных коэффициентов за каждый год трудового стажа от 30 до 40 лет -для женщин и от 35 до 45 лет - для мужчин. Кроме того, за каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на премиальные коэффициенты. Добровольная отсрочка пенсии на 5 лет увеличивает будущую пенсию на 35-40%. Однако это означает, что «упущенная выгода» от более позднего обращения за пенсией покроется только за 10+ лет. Это слишком большой горизонт планирования для многих пожилых людей, и, значит, более поздний выход на пенсию становится невыгодным.
Другая причина, по которой можно оспорить целесообразность позднего выхода на пенсию, кроется в самой идее пенсионных баллов. Если все будут зарабатывать больше баллов, то стоимость одного балла теоретически должна снизиться. И пенсия будет не больше, а меньше. А значит, структурно невыгодно откладывать выход на пенсию.
Специалисты считают, что новый этап пенсионных преобразований не поможет кардинально решить проблему балансировки бюджета Пенсионного фонда России, но будет достаточным, чтобы отложить новые настройки на 5-10 лет. Однако фактический демонтаж накопительной системы увеличит риски, связанные с плохой демографической ситуацией. А ведь накопительная компонента создавалась как раз для того, чтобы компенсировать будущее ухудшение баланса между числом работников и пенсионеров.
Одна из главных проблем пенсионной реформы остается не решенной. Из-за демографических сложностей коэффициент замещения продолжит снижаться, вызывая растущее социальное раздражение самой политически активной группы населения страны - пенсионеров. Поэтому новый раунд
пенсионных преобразований все же неизбежен в среднесрочной перспективе [3, с. 78].
За последние годы практически все страны столкнулись с проблемой реформирования своих пенсионных систем. Это обусловлено как увеличением средней продолжительности жизни и более быстрым ростом численности пожилых граждан по сравнению с трудоспособным населением, так и возникшими экономическими трудностями. Одним из основных ответов на новые вызовы стало усиливающееся стремление многих государств сократить собственные пенсионные обязательства перед населением путем все большего вовлечения наемных работников в процесс формирования и повышения уровня своей будущей пенсии.
Основным направлением многочисленных преобразований в сфере пенсионного обеспечения населения России является усиление ее страховой составляющей и повышение ответственности нынешних работников за свое будущее материальное благополучие в период нахождения на пенсии. Но, несмотря на то, что пенсионная реформа в России продолжается не первый год, вопросы мотивации населения по участию в обязательном и добровольном пенсионном страховании остается малоизученным.
На данный момент в России граждане не формируют себе пенсию сами. Государство принуждает работодателей платить за сотрудников из средств предприятия, поэтому можно считать пенсионные накопления собственностью предприятий или государственной собственностью, но не деньгами граждан.
Пенсионная система, основанная на распределительных принципах финансирования, характеризуется незначительными мотивационными возможностями в силу отстранения главного субъекта пенсионного обеспечения (работающего населения) от формирования размера будущей пенсии. Напротив, пенсионная система, основанная на накопительных принципах функционирования, являясь в определенной мере антиподом распределительной системы, предполагает, что сам человек в полной мере ответственен за формирование пенсии, тем самым обеспечиваются значительные мотиваци-онные возможности данной системы. Синтез указанных подходов нашел свое выражение в формировании смешанных пенсионных систем.
Проведенный анализ показал, что в каждой из трех пенсионных систем существуют особенности и факторы, как усиливающие, так и ослабляющие их мотивационные возможности.
В рамках государственного ОПС мотивационная функция возложена на такие ее элементы, как страховая и накопительная части пенсии, которые напрямую зависят от трудовой активности самого работника, поскольку размер будущей пенсии определяется такими параметрами, как размер заработной платы, объем уплаченных страховых взносов, продолжительность страхового стажа.
В полном объеме потенциал, заложенный в программы негосударственного пенсионного страхования, реализуется за рубежом. Сам менталитет граждан на Западе определяет активное участие в процессе формирования будущей пенсии с первых лет трудовой деятельности, существует культура инвестирования и ответственности за свое будущее.
Объективные преимущества, предоставляемые участникам в рамках программ негосударственного пенсионного страхования:
• являясь дополнением к обязательной составляющей пенсионной системы, эти программы призваны обеспечить возможность граждан накопить на будущую пенсию;
• программы негосударственного пенсионного обеспечения способны повысить уровень жизни пенсионера, выступая дополнительным источником его материального обеспечения;
• негосударственное пенсионное обеспечение минимизирует уровень стресса, вызванного снижением дохода после прекращения трудовой деятельности, делает этот переход менее ощутимым и более мягким;
• способ обеспечения приемлемого коэффициента замещения в отношении лиц, чей заработок превышает предел страхуемого в системе ОПС;
• в отраслях, охваченных негосударственным пенсионным обеспечением, удается сохранить суммарный для всех видов пенсии коэффициент замещения, превышающий (с учетом размера заработной платы в отрасли) средний по стране на 12-15%);
• негосударственное пенсионное обеспечение может снимать часть бремени с государства в вопросе пенсионного обеспечения граждан;
• негосударственное пенсионное обеспечение может нивелировать последствия, связанные с возможным снижением уровня жизни пенсионеров в случае негативных процессов в системе государственного пенсионного обеспечения (в частности, вызванных демографическими перекосами);
• в негосударственном пенсионном обеспечении заложен колоссальный долгосрочный инвестиционный потенциал, который призван способствовать созданию новых рабочих мест, росту заработной платы и благосостояния общества, уровня и качества жизни граждан страны, а также реализации поставленной правительством задачи создания миллионов современных высокопроизводительных рабочих мест в несырьевых секторах экономики;
• негосударственное пенсионное обеспечение потенциально является мощным инструментом мотивации персонала, работники рассматривают отчисления работодателя в систему негосударственного пенсионного обеспечения в качестве отложенной заработной платы, что мотивирует их на более качественный труд и другие преимущества.
В рамках системы пенсионного страхования наиболее значимым является принцип личной ответственности работающего населения. Ответственность работника за участие в уплате страховых взносов на будущее пенсионное обеспечение и зависимость размера будущей пенсии от размера заработной платы способны оказать воздействие на формирование его трудовой мотивации.
В целом рассмотрение современной модели пенсионной системы России показало, что наименее развита в правовом и экономическом плане профессиональная система пенсионного обеспечения, в то время как без ее эффективного развития невозможно полностью перейти на модель распределительно-накопительной пенсионной системы.
Внедрение системы профессионального пенсионного обеспечения в условиях отечественной пенсионной системы приведет к следующим положительным результатам:
• самофинансированию пенсий и повышению финансовой устойчивости пенсионной системы;
• привлечению и удержанию квалифицированной рабочей силы;
• установлению рационального соотношения между размером пенсии и уровнем заработной платы;
• предоставлению гражданам свободы выбора времени выхода на пенсию и варианта пенсионных выплат, возможности планировать и увеличивать уровень их пенсионного обеспечения;
• реализации реального социального партнерства основных субъектов -государства, работодателя и работника - и решению одновременно социальных (повышение размера пенсий и стабилизация рынка труда) и финансовых задач (увеличение инвестиционных ресурсов и инициализация экономического роста).
Иными словами, введение такого компонента в рамках негосударственной пенсионной системы, как профессиональные пенсионные планы, в конечном счете приведет к увеличению размера пенсии работников и, следовательно, повысится эффективность функционирования всех элементов распределительно-накопительной пенсионной системы.
Одним из наиболее действенных и эффективных механизмов формирования подлинно страхового пенсионного института является финансовое участие работников в пенсионном страховании. В рамках системы пенсионного страхования наиболее значимым является принцип личной ответственности работающего населения. Ответственность работника за участие в уплате страховых взносов на будущее пенсионное обеспечение и зависимость размера будущей пенсии от размера заработной платы способны оказать воздействие на формирование его трудовой мотивации.
Литература
1. Гришина Е.Е. Проблемы реформирования пенсионной системы в России // www.gosbook.ru/node/72102.
2. Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты. www.rosmintrud.ru/ministry/programms.
3. Россия: пенсионная реформа или пенсионная ловушка? / Сбербанк: Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, октябрь 2013. www.pensionreform.ru.
4. Соловьев А.К. Демографическая угроза экономике: макроанализ пенсионной системы России // Проблемы прогнозирования. 2013. № 2. С. 112126.
5. Топилин М. Новый пенсионный порядок // Мой фонд. Издание Пенсионного фонда Российской федерации. 2013. № 7.
Features of the Russian pension system reforms
Prokofiev Nikolay, Candidate of Economic Sciences, Professor, Head of Volgograd Branch of the International Institute of Economics and Law
The problems of the pension insurance system and ensure a balance of compulsory pension schemes in the long run. The main direction of the many changes in the field of pensions population of Russia is strengthening its insurance component and increasing the responsibility of current employees for their future financial well-being during the period of retirement. But, despite the fact that the pension reform in Russia continues the first year, motivation of the population to participate in the mandatory and voluntary pension insurance remains poorly known. Overall, the new pension formula implies a transition from the formation of obligations in rubles, which made pension contributions to the pension system, the so-called points.
Key words: pension insurance, the pension system, the individual rate, the pension formula, pension balls, retirement savings, the annual pension factor model of the pension system.
Address for correspondence: [email protected].
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 2 (15). P. 94-103.