СТРАХОВАНИЕ
добровольное вступление
в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию
в. в. шушков,
кафедра финансов, денежного обращения и кредита Государственный университет управления
(г. Москва)
Российское пенсионное законодательство закрепляет за физическим лицом право добровольно вступать в правоотношения и уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) за себя либо за другого гражданина при условии, что застрахованное лицо нигде не работает и за него страхователь не производит отчисления в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон № 167-ФЗ). При этом законодатель не связывает вступление в добровольные правоотношения с наличием или отсутствием трудовой деятельности застрахованного лица до вступления в правоотношения по добровольной уплате за него страховых взносов. Длительность периода прекращения трудовой деятельности для целей вступления в добровольные правоотношения по ОПС и уплаты страховых взносов значения не имеет.
Различное соотношение субъектов — страхователя и застрахованного лица в правоотношениях по ОПС позволяет объединить установленных ст. 29 Закона № 167-ФЗ плательщиков добровольных страховых взносов в следующие группы:
1) страхователи—физические лица, уплачивающие страховые взносы в свою пользу, к числу которых законодательно отнесены граждане России, работающие за пределами РФ, и физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа;
2) страхователи — физические лица, уплачивающие страховые взносы в пользу иного физического лица, за которое не осуществляются страховые платежи в бюджет пенсионной системы страхователем в соответствии с Законом № 167-ФЗ.
Положения абз. 1 п. 2 и 3 Закона № 167-ФЗ обязывают лиц, по собственной инициативе вовлеченных в правоотношения по ОПС, производить уплату сумм страховых взносов в виде фиксированного платежа, представляющего собой твердую сумму в рублях, поступающую в бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) и не зависящую от величины выплат (вознаграждений), полученных застрахованным лицом за отчетный (расчетный) период.
Размер фиксированного платежа устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. При этом он не может быть ниже минимального уровня, определенного п. 3 ст. 28 Закона № 167-ФЗ в эквиваленте 150 руб. в мес., из которых 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной ее части. Страхователи, уплачивающие страховые взносы на ОПС в виде фиксированного платежа, при оценке своих обязательств перед ПФР на протяжении 2002 — 2006 гг. исходили из законодательно утвержденного минимума, поскольку стоимость страхового года для каждого расчетного периода из рассматриваемого временного диапазона не превышала своего порогового значения (1 800 руб.). Согласно соответствующим постановлениям Правительства РФ стоимость страхового года была установлена на уровне 504 руб. в 2002 г., 756 руб. в 2003 г., 1 008 руб. в 2004 г., 1 209,6 руб. в 2005 г. и 1 344,0 руб. в 2006 г.
В соответствии с п. 3 Закона № 167-ФЗ страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 26.09.2005 № 582 «Об утверждении Правил уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в мини-
мальном размере» закреплены указанные размер и структура минимального платежа, а также обозначены лица, освобожденные от обязанности внесения фиксированных платежей в бюджет ПФР, среди которых: индивидуальные предприниматели и адвокаты, являющиеся получателями пенсий, установленных Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», и плательщики взносов в виде фиксированного платежа, не осуществляющих предпринимательской деятельности в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Вместе с тем изменения в концепции пенсионного реформирования, приведшие к значительному сокращению численности застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное накопительное пенсионное страхование, обусловили снятие обязанности по уплате фиксированного платежа, направляемого на финансирование накопительной части трудовой пенсии, с граждан 1966 г рождения и старше. Вся сумма фиксированного платежа за застрахованных лиц старших возрастов в настоящее время направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии.
В целях развития системы добровольного участия в ОПС необходимо предпринять комплекс правовых, организационных и экономических мер, которые позволили бы заинтересовать физических и юридических лиц в осуществлении добровольной уплаты взносов на пенсионное страхование. Предлагаемая автором модель добровольного вступления в правоотношения по ОПС (далее — ДПС) основывается на принципе сочетания пенсионного самострахования физических лиц, добровольного пенсионного страхования наемных работников за счет средств работодателя и гражданского пенсионного страхования, осуществляемого в пользу физических лиц, за которые не производится уплата взносов на ОПС (см. таблицу).
В меры по совершенствованию государственной тарифной политики целесообразно также включить внедрение в практику пенсионного страхования показателя нормативной стоимости страхового года, характеризующего сумму денежных средств, подлежащую уплате за застрахованное лицо в бюджет ПФР в течение года для финансирования в полном объеме текущих пенсионных выплат по страховой составляющей пенсионной системы. В пенсионном законодательстве существует понятие «стоимость страхового года», но оно используется исключительно для
определения сумм возмещения из федерального бюджета за периоды службы в армии и ухода за ребенком. В частности, нормативная стоимость страхового года может служить в качестве оправданной предельной величины государственных пенсионных обязательств перед застрахованными лицами, за которых уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа. По расчетам Управления актуарных расчетов ПФР (далее—УАР), нормативная стоимость страхового года в 2006г. должна составлять 13 862 руб. 1
Законом РФ № 167-ФЗ (абз. 1 п. 1 и 3 ст 29) определены только два типа страхователей, которым предоставлено право добровольного вступления в правоотношения по ОПС. Между тем по ряду аргументов представляется целесообразным наряду с гражданами РФ, работающими за пределами РФ, и физическими лицами, уплачивающими страховые взносы в виде фиксированного платежа, включить в систему пенсионного самострахования граждан также наемных работников2 и физических лиц, не выступающих в качестве работников по найму и не признаваемых индивидуальными предпринимателями.
В основу организации допуска физического лица в систему правоотношений по добровольному пенсионному самострахованию должны быть заложены принципы налоговой дисциплины и финансовой состоятельности потенциального участника ДПС; его положительная налоговая история как плательщика налога на доходы физических лиц (НДФЛ) или единого налога в случае применения специальных налоговых режимов; полнота, своевременность, регулярность уплаты налогов и существенность их величины. В вопросе о форме страховых взносов предлагается придерживаться прежней позиции, состоящей в необходимости различать взносы, уплачиваемые в твердой сумме, и платежи в виде долевых отчислений, но при этом несколько модифицировать порядок уплаты фиксированных платежей.
Необходимым условием зачета в РПК застрахованного лица проплаченных в добровольном порядке страховых взносов в виде фиксированного платежа должно стать перечисление за год суммы, эквивалентной утвержденному Правительством РФ минимуму (для индивидуальных предпринимателей и прирав-
1 См. Соловьев А. К., Новикова Е. Б. Актуарное обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы // Пенсия. — 2005. — №4. — С. 44 - 50.
2 Здесь и далее под наемными работниками понимаются физические лица, работающие по трудовому договору, а также выполняющие работы или оказывающие услуги по договорам гражданско-правового характера, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, по авторским договорам.
Потенциальные участники правоотношений по добровольному пенсионному страхованию
Страхователи Застрахованные лица Тип страховых взносов Условия реализации права на участие в системе ДПС
Физические лица, уплачивающие страховые взносы за себя Граждане РФ, работающие за рубежом Фиксированные платежи Застрахованное лицо является налоговым резидентом иностранного государства
Наемные работники Долевые отчисления Соответствие суммы выплат и вознаграждений, начисленных работодателем в пользу работника, установленным ограничениям
Индивидуальные предприниматели Фиксированные платежи или долевые отчисления Исполнение обязательств по уплате страховых взносов на ОПС, предусмотренных законодательством
Физические лица, за исключением наемных работников и индивидуальных предпринимателей Фиксированные платежи Достаточность доходов от всех источников страхователя для его жизнедеятельности
Физические лица, уплачивающие страховые взносы за другое физическое лицо Незанятое население РФ Фиксированные платежи За застрахованное лицо не осуществляется уплата страховых взносов на ОПС как в обязательном, так и в добровольном порядке
Организации и физические лица, производящие выплаты физическим лицам Наемные работники Долевые отчисления Базой для исчисления и уплаты страховых взносов на ОПС в добровольном порядке служат выплаты физическим лицам, предусмотренные для этой цели пенсионным законодательством
ненных к ним лиц — уплата страховых взносов в размере сверх минимально допустимой величины). Кроме минимального размера фиксированного платежа требуется введение его максимального уровня, рассчитываемого исходя из нормативной стоимости страхового года. Несмотря на то, что в пенсионном законодательстве прямо не установлен предельный размер обязательного страхового обеспечения, в случае совершения долевых отчислений на ОПС и уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа в пределах утвержденного минимума размер страховой части трудовой пенсии косвенно лимитируется наличием верхней границы регрессионной шкалы и фиксацией обязательств перед ПФР соот-ветственно3. В этой связи предоставление Законом № 167-ФЗ возможности неограниченного увеличения трудовой пенсии при добровольном вступлении в правоотношения по ОПС ставит в неравное положение две группы страхователей по ОПС.
Особый статус нерезидента системы налогообложения РФ, которым наделены граждане России, работающие за рубежом, обусловливает освобождение его носителей от обязанности совершения обязательных платежей в пользу государства, включая уплату возмездных страховых взносов в бюджет ПФР. В резуль-
3 Физическое лицо вправе обеспечить желаемый уровень пенсионного обеспечения, но уже в порядке индивидуального накопления средств и управления личным пенсионным капиталом самостоятельно или воспользовавшись услугами негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и т. д.
тате данная группа граждан оказывается лишенной возможности реализации конституционного права на получение государственных пенсий (п. 2 ст. 7 Конституции РФ). Выявленное противоречие эффективно устранило введение в пенсионное законодательство нормы о добровольном вступлении российских граждан, осуществляющих трудовую деятельность за пределами РФ, в правоотношения по ОПС. Неправомерность установления объекта обложения и базы для начисления взносов на пенсионные нужды в отношении указанных лиц приводит к необходимости сохранения действующей формы уплаты страховых премий на ДПС в виде твердой суммы.
Участие наемныхработников в финансировании своих трудовых пенсий предусматривает изъятие части дохода работающего лица на цели пенсионного страхования. В числе одной из наиболее вероятных схем организации уплаты работающим населением страховых взносов на ОПС в добровольном порядке рассматривается нижеследующая.
Застрахованным лицам (мужчинам не старше 60 лет и женщинам не старше 55 лет) вменяется обязанность уплаты страховых взносов на ОПС по ставке 2 % (оптимальный уровень, по мнению большинства специалистов) от базы обложения, не превышающей 280 тыс. руб. в год, и предоставляется возможность уплаты добровольных пенсионных взносов по ставке, определяемой по личному усмотрению участников, но в пределах тарифного коридора (до 2 %), которые инвестируются на условиях и в порядке управления средствами пенси-
онных накоплений. Обязательные и инициативные отчисления работников на пенсионные нужды в системе ОПС подлежат обособленному учету на индивидуальных лицевых счетах в ПФР. Суммы уплаченных дополнительных страховых взносов исключаются из базы, облагаемой НДФЛ.
По достижении мужчинами и женщинами возраста соответственно 63 и 60 лет предполагается выплата наряду с трудовой пенсией в повышенном размере дополнительного пенсионного обеспечения. При соблюдении данного условия, а также требования к продолжительности периода уплаты взносов (не менее 5 лет) государство обязуется проиндексировать РПК на величину, равную половине добровольно перечисленных взносов, но не менее чем на сумму, эквивалентную 2 тыс. руб. за каждый год уплаты застрахованным лицам, доход которых из всех источников не превысил 100 тыс. руб. за тот же период. Размер прибавки к пенсионной выплате определяется по правилам, установленным для накопительной (дополнительные взносы работников) и страховой (обязательные взносы работников и индексация РПК за счет средств государства в случае добровольного участия застрахованного лица в правоотношениях по ОПС) частей трудовой пенсии.
Таким образом, в случае реализации рассматриваемого проекта государство, отказывая застрахованному лицу в текущем потреблении в течение, например, 40 лет трудовой деятельности на общую сумму от 224 до 448 тыс. руб., переносит это потребление (на соразмерную величину средств) на период утраты доходов (в форме заработной платы) в связи с выходом на пенсию. При этом государство обязуется дополнительно выплатить до 112 тыс. руб., а также увеличить располагаемые доходы лица, добровольно уплачивающего взносы, на сумму до 29 тыс. руб. за весь срок указанной трудовой деятельности вследствие предоставления социального налогового вычета.
К сильным сторонам предлагаемой пенсионной схемы также следует отнести оптимальное (в силу ограниченных финансовых возможностей большей части наемных работников) и справедливое распределение нагрузки пенсионной системы между плательщиками страховых взносов и получателями пенсий и пособий — различными категориями страхователей в будущем, а также повышение уровня жизни пенсионеров и коэффициента замещения. Существенным недостатком модели с точки зрения налоговых льгот, является отсутствие механизма защиты от инфляции средств, доплачиваемых гражданам государством.
Результаты оценки пенсионных прав и размеров будущих пенсий застрахованных лиц в возрасте 40
лет, получающих среднюю по стране заработную плату, свидетельствуют об увеличении размера пенсии по старости по достижении возраста 63 лет мужчинами и 60 лет женщинами на 10 — 12 п. п. от утраченного заработка при уплате ими дополнительных страховых взносов против повышения коэффициента замещения на 2 — 4 п. п. за счет обязательных взносов работодателей в пользу работающих пенсионеров. Аналогичные оценки для граничных случаев привели к следующим результатам. Выпускник вуза, начавший трудовую деятельность в 2005 г. в возрасте 23 лет, получающий среднероссийскую заработную плату и работающий до 63/60 лет, без уплаты дополнительных страховых взносов сформирует пенсионные права на трудовую пенсию размером 38 — 41 % заработка, при их уплате — 52 — 56 %. Работник, получающий заработную плату, соответствующую средней в стране, и начавший осуществлять уплату обязательных и добровольных страховых взносов на ОПС в максимальном размере за 2 года до пенсионного возраста, сможет к достижению 63/60 лет увеличить трудовую пенсию до 37 — 42 % заработка, что на 2-3 п. п. выше коэффициента замещения, рассчитанного без учета доплаты к пенсии4.
В случае принятия решения о реформировании порядка уплаты страховых взносов на ОПС для индивидуальных предпринимателей и приравненных к ним лиц наиболее предпочтительный вариант видится в предоставлении данной категории страхователей права выбора — продолжать вносить взносы в виде фиксированного платежа или перейти на долевой принцип отчислений. В итоге предприниматель будет иметь дополнительный рычаг регулирования финансовых результатов хозяйственной деятельности через оптимизацию налогообложения и манипулирование величиной своего пенсионного капитала. При продолжении внесения платежей на ОПС в твердом размере сумма добровольно уплаченных страховых взносов будет определяться как разница между величиной фактических перечислений в бюджет ПФР, но не свыше нормативной стоимости страхового года, и утвержденным на текущий год минимумом. Во втором варианте за порядок внесения страховых платежей допустимо принять схему, в соответствии с которой принимают участие в финансировании трудовых пенсий застрахованные лица, являющиеся наемными работниками.
Необходимость выделения группы иных физических лиц, которым разрешена уплата страховых взносов
4 См. Афанасьев С. Правовая база добровольного пенсионного страхования // Пенсионные фонды и инвестиции. — 2004. — №6. — С. 19 — 21.
за себя, вызвана тем, что работа и другая общественно-полезная деятельность, засчитываемая в страховой стаж, а также уход за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и прохождение военной службы по призыву составляют исчерпывающий перечень периодов жизнедеятельности лица, застрахованного в российской системе ОПС, которые учитываются в пенсионном (ст. 10 и 11 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ), п. 2 ст. 17 Закона № 167-ФЗ) и налоговом законодательстве (ст. 236 — 238 НК РФ) при обложении страховыми взносами, зачисляемыми в бюджет ПФР.
При этом не учитывается наличие у физических лиц источников средств к существованию. В свою очередь доходы незанятого населения различны и могут включать в свой состав: пенсии, пособия, стипендии и иные аналогичные выплаты; компенсации; материальную помощь; дивиденды и проценты; страховые выплаты; арендную плату; доходы от реализации имущества; доходы, получаемые в порядке наследования или дарения.
Ввиду многообразия форм нетрудового заработка материальное благополучие граждан в условиях значительного поступления указанных доходов не коррелирует с продолжительностью трудовой деятельности и, следовательно, с величиной трудового и страхового стажа. Демотивирует гражданина заниматься трудовой деятельностью в течение продолжительного периода времени и несущественность (даже формальность) требования к страховому стажу застрахованного лица: для возникновения права на трудовую пенсию по старости необходимо наличие 5 лет страхового стажа, а для пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца достаточно того факта, что гражданин, потерявший трудоспособность или умерший, был застрахован в системе ОПС. Между тем при расчете трудовой пенсии подлежат учету только выплаты и вознаграждения, полученные застрахованным лицом за выполнение работ и оказание услуг, включаемых в страховой стаж, т. е. составляющие объект обложения пенсионными взносами. В результате складывается ситуация, когда гражданин, извлекая доход от деятельности нетрудового характера, лишен возможности отчуждения части своего имущества в форме уплаты страховых взносов на цели ОПС, что в перспективе приведет к несправедливо низкому уровню замещения страховой и накопительной частями трудовой пенсии утраченного дохода.
В целях систематизации не являющихся наемными работниками и не признаваемых инди-
видуальными предпринимателями физических лиц — участников правоотношений по ДПС предлагается воспользоваться критериями разделения граждан России на занятое и незанятое население в соответствии со ст. 2 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации» (далее — Закон № 1032-1).
Условием допуска физических лиц, не являющихся наемными работниками и не признаваемых индивидуальными предпринимателями, как полагается, может стать превышение чистыми доходами потенциального страхователя установленного минимума, который не должен быть ниже прожиточного минимума, утвержденного в конкретном субъекте РФ, с учетом возраста и пола гражданина. Физические лица обязаны будут представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по НДФЛ за налоговый период (год), предшествующий году, в котором физическое лицо намерено производить уплату страховых взносов на ОПС в добровольном порядке, а также проект налоговой декларации на текущий год в порядке и в сроки, установленные ст. 229 НК РФ.
В особом порядке предусматривается проведение ДПС безработных граждан. Базой обложения страховыми взносами на ОПС, уплачиваемыми в добровольном порядке, должны являться установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ и решениями представительных органов местного самоуправления социальных компенсаций безработным гражданам, а также выплаты уволенным работникам, предусмотренные трудовыми и коллективными договорами, заключенными между гражданами и работодателем по последнему месту работы. Согласно п. 1 ст. 28 Закона № 1032-1 гражданам, признанным безработными, государство гарантирует: выплату пособия по безработице и стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, возможность участия в оплачиваемых общественных работах. Кроме того, работникам при расторжении трудового договора в предусмотренных случаях предоставляются компенсации в виде выплаты выходного пособия и сохранения среднего заработка (гл. 27 Трудового кодекса РФ). Страхователями по ДПС безработных граждан могут выступать органы исполнительной власти субъектов РФ, администрация муниципальных образований и прежние работодатели сообразно источникам финансирования социальных выплат. Уплата страховых взносов должна осуществляться исключительно в форме
долевых отчислений в соответствующем проценте от базы обложения по общему тарифу.
В случае добровольной уплаты страховых взносов физическими лицами в пользу другого физического лица (студента, школьника старших классов по достижении им возраста 16 лет, домохозяйки, гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство и т. д.) страхователь вправе совершать перечисление средств за нескольких физических лиц. Отсутствие законодательного ограничения численности застрахованных лиц, в отношении которых уплачиваются добровольные взносы одним и тем же страхователем, не допускает возможности уплаты фиксированного платежа за лицо, в пользу которого в текущий момент времени уже производятся платежи этим или другим страхователем (организацией или физическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем) в обязательном или добровольном порядке. Физическое лицо, уплачивающее страховые взносы не за себя, также должно незамедлительно прекратить их уплату при вступлении застрахованного лица в трудовые или гражданско-правовые отношения, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, либо начале деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, адвоката.
Предоставление права на уплату взносов на ОПС в добровольном порядке российским организациям, а также физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям, производящим выплаты другим физическим лицам, необходимо связывать с расширением базы обложения взносами в ПФР, установленной Законом № 167-ФЗ и НК РФ. Перечень выплат и иных вознаграждений, начисляемых (выплачиваемых) в пользу наемных работников, на которые допустимо совершать добровольные отчисления на цели ОПС, должен соответствовать принципам максимальной детализации и завершенности. На основании этого доходами работников, в перспективе сформирующих базу обложения страховыми взносами на ОПС, уплачиваемыми в добровольном порядке, целесообразно считать нижеследующие суммы.
1) Выплаты и вознаграждения работникам, составляющие базу обложения страховыми взносами на ОПС и начисляемыми (выплачиваемыми) работодателями, законодательно переведенными на режимы пониженных тарифов страховых взносов, в части превышения сумм фактически произведенных пенсионных отчислений расчетными суммами взносов, исчисленными с применением основных тарифов.
Обязанность применения льготных тарифов страховых взносов на ОПС в настоящее время
предусмотрена для трех категорий страхователей-работодателей, как-то:
• крестьянские (фермерские) хозяйства;
• организации, занятые в производстве сельскохозяйственной продукции;
• родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования. Физическим лица, заключившие трудовые
договоры или договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и (или) оказание услуг, с указанными работодателями, оказываются в неравном положении в сравнении с иными наемными работниками, поскольку при одинаковой величине базы обложения в пределах 280 тыс. руб. взносы на ОПС отчисляются в их пользу в меньшей более чем на 25 % сумме. В результате занижается величина расчетного пенсионного капитала и размер пенсионных накоплений, что приводит к более низкому уровню пенсионных выплат и значению коэффициента замещения для данной группы застрахованных лиц. В то время как организация льготного режима налогообложения для отдельных категорий работодателей (например, введение льготных ставок по ЕСН) можно рассматривать как одну из правомерных и обоснованных экономических мер, направленных на стимулирование развития определенных отраслей и секторов народного хозяйства, применение особых режимов тарификации взносов на ОПС нарушает равенство конституционных прав всех граждан РФ на государственные гарантии социальной защиты.
2) Выплаты и вознаграждения работникам, составляющие базу обложения страховыми взносами на ОПС, начисляемыми (выплачиваемыми) работодателями в отношении лиц, занятых в работах с особыми (неблагоприятными) условиями труда и в связи с этим имеющих право на получение пенсионного обеспечения на льготных условиях (обладающих возможностью досрочного выхода на пенсию), сверх сумм фактически произведенных пенсионных отчислений. Предполагается, что страховые взносы, уплачиваемые в добровольном порядке, будут способствовать формированию прав как на накопительную, так и на страховую части трудовой пенсии (в отличие от подхода к внедрению профессиональных пенсионных систем, основанных на сугубо накопительном принципе финансирования).
В России досрочная пенсия устанавливается каждому четвертому вновь выходящему на пенсию работнику в соответствии со списками производств, работ и профессий, дающих право на льготную пенсию за работу во вредных и опасных условиях труда.
При этом ввиду того, что пакет законов, регламентирующих создание профессиональных пенсионных систем в нашей стране, до сих пор находится в стадии рассмотрения и принят Государственной Думой только во втором чтении, за период функционирования новой модели ОПС (с 2002 г. по н. в.) застрахованные лица объективно не имели возможности приобрести пенсионный капитал, предназначенный для финансирования досрочного пенсионного обеспечения.
Добровольное принятие страхователями обязательств производить отчисления за своих работников, занятых в производствах с особыми условиями труда, в размере, превышающем законодательно предписываемый, позволяет частично решить серьезную проблему финансового обеспечения льготного пенсионирования населения в переходный период (до принятия законодательства о профессиональном пенсионном страховании). Предельная величина страховых взносов, уплачиваемых работодателями в добровольном порядке, в транзитный период может быть оценена упрощенно, исходя из сумм начисляемых (выплачиваемых) страховых взносов на ОПС отдельно в отношении каждого работника и в соответствии с действующим порядком расчета и соотношения количества лет, в течение которых будет производиться выплата досрочной пенсии, и ожидаемой продолжительностью жизни пенсионера, используемой в пенсионном законодательстве.
3) Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами на ОПС: государственные пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, оплата дополнительных выходных дней для ухода за детьми-инвалидами; компенсации за неиспользованный отпуск; доходы впервые воспользовавшихся данной нормой членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции в течение 5 лет, считая с года регистрации хозяйства; доходы, получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, от реализации продукции, произведенной в результате ведения ими традиционных видов промысла; суммы, выплачиваемые физическим лицам за выполнение работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.
Объектом обложения и базой для начисления страховых взносов на ОПС являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН. В соответствии со ст. 238 НК РФ при расчете налогооблагаемой базы
по ЕСН из нее исключается ряд выплат и вознаграждений, часть из которых, представленных выше, компенсирует утрату заработка (дохода) работника (в противоположность выплатам и вознаграждениям, предназначенным для возмещения дополнительно понесенных им расходов), обусловленную наличием социальных рисков, сопровождающих жизнедеятельность, в т. ч. трудовую деятельность, каждого человека. Кроме того, при уплате страховых взносов на ОПС в добровольном порядке целесообразно устранить «вето» по начислению ЕСН, наложенное на доходы отдельных категорий страхователей, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и вознаграждения физическим лицам за выполнение работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний и кампаний референдума.
4) Расходы на оплату труда, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и выплачиваемые работникам по результатам их трудовой деятельности: любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров; премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений; оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим зако -нодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.
Выплаты и вознаграждения, не отнесенные у налогоплательщиков — юридических лиц к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль организаций или не уменьшающие у налогоплательщиков — физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом или расчетном) периоде, не признаются объектом обложения ЕСН и взносами на ОПС. К данным выплатам и вознаграждениям относятся: во-первых, доходы, напрямую исключенные из налоговой базы по налогу на прибыль организаций или освобожденные от уплаты налога на доходы физических лиц; во-вторых, расходы, которые не могут быть признаны в качестве экономически оправданных затрат, подлежащих точной денежной оценке и подтвержденных документально. При исчислении и уплате взносов в ПФР в добровольном порядке в базу обложения предлагается включить те выплаты и вознаграждения, основанием для осуществления которых служит трудовая деятельность работников и ее результаты.
5) Выплаты и вознаграждения работникам, составляющие базу обложения страховыми взносами на
ОПС, начисляемыми (выплачиваемыми) работодателями в пользу лиц 1966г. рождения и старше и облагаемые по тарифу пенсионных взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, установленному для основной категории страхователей.
В целях восполнения потерь от снижения ставок ЕСН с 2005 г. из системы обязательного накопительного пенсионного страхования исключены застрахованные лица в возрасте 40 лет и старше. По оценкам специалистов, в результате произошедших изменений в системе обязательного накопительного пенсионного страхования количество застрахованных лиц сократилось примерно в 2 раза с соответствующим снижением поступления сумм пенсионных накоплений более чем в 3 раза. С учетом того, что заработная плата, а следовательно, и пенсионные накопления, у граждан среднего возраста выше, чем у молодежи, и доля граждан 1966 г рождения и старше составила около 2/3 от общего числа лиц, доверивших свой пенсионный капитал частным фондам и управляющим компаниям за период 2003 — 2004 гг., отказ от их допуска к участию в формировании накопительной части трудовой пенсии значительно сузил национальный рынок пенсионных услуг.
Правительство РФ в Заключении от 07.05.2003 № 3068п-П12 по Проекту Федерального закона «О внесении дополнения в ст. 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которым предусматривалось наделение юридических лиц правом добровольно вступать в правоотношения по ОПС и уплачивать страховые взносы за своих работников, заработная плата которым выплачивается за счет сумм, не подлежащих налогообложению ЕСН, отказало в поддержании указанного законопроекта, аргументируя свою позицию тем, что в случае его принятия право осуществлять уплату страховых взносов за своих работников добровольно получат любые организации, в том числе имеющие задолженность по уплате страховых взносов, что создает возможность злоупотребления этим правом в отношении отдельных работников в нарушение ст. 19 Конституции РФ, гарантирующей всем равенство перед законом и судом. Однако данная проблема устраняется сама собой, поскольку вступление в правоотношения по ОПС в добровольном порядке смогут получить только те организации, которым удастся заключить трехстороннее соглашение с территориальными органами ПФР и ФНС по месту регистрации налогоплательщика (страхователя). Помимо этого, во-первых, допустимо установить определенные условия допуска юридических лиц к участию в добровольном пенсионном страховании
(например, своевременность и полнота уплаты сумм ЕСН и страховых взносов на ОПС за последние 3 года), во-вторых, налоговые органы вправе расторгнуть соглашение при ненадлежащем его исполнении организацией-плательщиком, в-третьих, предусматривается регулярное перезаключение соглашения (1 раз в 1 — 3 года) в связи с решением организации изменить состав выплат и вознаграждений, на которые подлежит начислять страховые взносы в добровольном порядке, или отказаться от участия в системе ДПС.
Неотъемлемым условием организации добровольного вступления в правоотношения по ОПС работодателей служит создание необходимых условий налогообложения налогом на прибыль организаций, налогом надоходы физических лиц и единым налогом, взимаемым в связи с переходом на специальные налоговые режимы. Добровольные взносы на цели ОПС, начисляемые (выплачиваемые) на указанные в п. 1 и 2 выплаты и вознаграждения по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера по выполнению работ и (или) оказанию услуг и пособия и компенсации п. 3 в пределах их максимальных размеров, установленных законодательством РФ, должны быть включены в состав затрат, уменьшающих налоговые базы по рассматриваемым налогам, в полном объеме. Общая величина фактически произведенных пенсионных отчислений на иные выплаты и вознаграждения работников, не учитываемые в целях налогообложения (финансируемые за счет собственных средств), а также доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, с учетом взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и добровольного пенсионного страхования работников, заключенным соответственно с негосударственными пенсионными фондами и страховыми компаниями, не должна превышать 12 % от фонда оплаты труда либо 1 % от выручки от реализации продукции (работ, услуг) зарасчетный период (исходя из рекомендаций, приведенных в Концепции налогообложения субъектов негосударственного пенсионного обеспечения, подготовленной Национальной ассоциацией негосударственных пенсионных фондов).
Налоговый кодекс РФ разрешает налогоплательщикам, в том числе индивидуальным предпринимателям и приравненным к ним лицам, уменьшить сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет, на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховым взносам) на ОПС (воспользоваться правом
налогового вычета), в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Законом № 167-ФЗ. Максимальный размер налогового вычета ограничен суммой налога (суммой авансового платежа по налогу), подлежащей уплате в федеральный бюджет, начисленной за тот же период (абз. 2 п. 2 ст. 243). Развитие системы добровольного вступления в правоотношения по ОПС не приведет к дополнительным расходам из федерального бюджета, поскольку не предусматривает права на налоговые вычеты для физических и юридических лиц, осуществляющих такие платежи.
Добровольное вступление в правоотношения по ОПС в силу необязательности участия в ней страхователей должно строиться на коммерческой основе. В этом случае данную систему можно будет определить как взаимовыгодную для страховщика (ПФР), страхователей и застрахованных лиц.
Структура вознаграждения, удерживаемого ПФР, должна включить расходы на ОПС застрахованных лиц, а также нормативную норму прибыли (0,5 — 3 %), которая подлежит ежегодному утверждению соответствующим постановлением Правительства РФ в согласовании с руководством Фонда вместе со стоимостью страхового года. Поскольку уплаченные в добровольном порядке взносы учитываются при определении права застрахованных лиц на получение обязательного страхового обеспечения на общих основаниях, то выплата вознаграждения страховщику должна производиться на этапе внесения взносов, а не в момент выплаты пенсии.
Значительный финансовый потенциал и ожидаемая высокая социальная эффективность добровольного вступления в правоотношения по ОПС оказались не реализованы в практике государственного пенсионного страхования вследствие наличия нерациональных норм в Законе № 167-ФЗ, ограничивающих категории субъектов добровольного страхования в системе ОПС (как страхователей, так и застрахованных лиц), минимизирующих основания для перечисления страховых взносов в ПФР в добровольном порядке, а также унифицирующих форму их уплаты.
В сравнении с негосударственным пенсионным обеспечением развитие добровольного участия в системе ОПС создает предпосылки для выравнивания условий формирования расчетного пенсионного капитала (приобретения прав на трудовую пенсию) для различных категорий застрахованных лиц, позволяет увеличить средний размер государственной пенсии и сократить разрыв между международными нормами замещения трудового заработка и его фактическим уровнем в России, органично вписывается
в действующую систему ОПС, приобретая качество ее составного элемента, согласуется с принципами организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования и предполагает возложение на государство субсидиарной ответственности по обязательствам ПФР (как страховщика в случае законодательного и добровольного вступления в правоотношения по ОПС) перед застрахованными лицами.
О преимуществах вступления в правоотношения по ОПС как отрасли обязательного социального страхования свидетельствуют также принципы его осуществления, как-то: устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования (ст. 4 Федерального закона РФ от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).
С экономической точки зрения, добровольное вступление в правоотношения по ОПС фактически не влияет на уровень нагрузки пенсионной системы на народное хозяйство. Инициативность участия в правоотношениях по ОПС, с одной стороны, обеспечивает неизменность финансово-экономического положения хозяйствующих субъектов, выступая, по сути, в качестве направления социальной политики работодателя, в ходе реализации которого происходит перераспределение части прибыли работодателя в пользу работника, а с другой стороны, освобождает от необходимости уплаты взносов на ОПС в обязательном порядке в связи с осуществлением предпринимательской деятельности и исключает принятие работодателем долгосрочных обязательств по уплате пенсионных взносов на негосударственное пенсионное обеспечение, поскольку добровольное вступление в правоотношения по ОПС носит срочный и управляемый характер.