Научная статья на тему 'Изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации, в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды'

Изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации, в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ / СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скляренко З. А.

С 01.01.2010 вступили в силу два новых закона: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». В статье подробно рассказано об изменениях, внесенных в законодательные акты РФ, в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения, внесенные в законодательные акты Российской Федерации, в связи с отменой единого социального налога и заменой его на страховые взносы во внебюджетные фонды»

Налогообложение

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, В СВЯЗИ С ОТМЕНОЙ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА И ЗАМЕНОЙ ЕГО НА СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ ВО ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ

ФОНДЫ

3. А. СКЛЯРЕНКО, кандидат технических наук, генеральный директор аудиторской фирмы ООО «АЭЛИТА-сервис»

С 01.01.2010 вступили в силу два новых закона: Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) и Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ).

Закон № 212-ФЗ: • устанавливает порядок исчисления и уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР) (на обязательное пенсионное страхова-

ние (ОПС), в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) (на обязательное социальное страхование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС) (на обязательное медицинское страхование (ОМС);

• определяет плательщиков страховых взносов, объект обложения страховыми взносами, базу для их начисления, тарифы, расчетный и отчетный периоды, порядок внесения изменений в расчет по страховым взносам, а также порядок взыскания недоимки в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов;

• устанавливает правила администрирования страховых платежей;

• определяет нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение.

Закон № 213-Ф3 в связи с принятием Закона

№ 212-ФЗ:

• вносит изменения в отдельные законодательные акты РФ;

• признает утратившими силу отдельные законодательные акты РФ.

Наиболее значимые изменения, касающиеся налогоплательщиков, внесены в следующие нормативные акты:

• Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

• Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

• Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

• Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

• Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

• Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»;

• Налоговый кодекс РФ (НК РФ);

• Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ);

• Трудовой кодекс РФ (ТК РФ).

Признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан».

Пунктом 2 ст. 24 Закона № 213-ФЭ гл. 24 «Единый социальный налог» признан утратившей силу. Вместо единого социального налога (ЕСН) Законом 212-ФЗ введены страховые взносы.

Исчисление и уплата страховых взносов на ОСС от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, как и прежде, регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ и новые правила на них не распространяются.

Изменения относятся как к организациям, так и к индивидуальным предпринимателям, применяющим как общий режим налогообложения, так и спецрежимы.

Закон № 212-ФЗ

1. Основные положения. Закон № 212-ФЗ регулирует отношения:

• связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, ФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование;

• возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов, а также привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах.

К основному закону особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования будут устанавливаться федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития России.

2. Органы, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют:

• ПФР и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на ОПС, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФОМС и ТФОМС;

• ФСС РФ и его территориальные органы — в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ.

Проверки страховых взносов проводят ПФР и ФСС РФ в соответствии с их полномочиями. ФСС РФ также контролирует правильность выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, как и прежде.

3. Плательщики страховых взносов. Плательщиками страховых взносов являются страхователи, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам).

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким категориям, он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию. В зависимости от того, производят плательщики выплаты и иные вознаграждения физическим лицам или нет, осуществляется уплата ими страховых взносов.

4. Уплата страховых взносов. 4.1. Уплата страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

4.1.1. Объект обложения страховыми взносами. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по:

• трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам);

• договорам авторского заказа;

• договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

• издательским лицензионным договорам;

• лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Не являются объектами обложения страховые взносы, выплаты и иные вознаграждения:

• по договорам перехода права собственности или иных вещных прав на имущество, а также передачи в пользование имущества или имущественных прав;

• начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, по трудовым договорам, заключенным с российской организацией для работы в ее обособленном подразделении, расположенном за пределами территории РФ;

• начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории РФ

в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

4.1.2. База для начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ст. 7 Закона № 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, которые не облагаются согласно ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

База для начисления страховых взносов определяется плательщиком отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.

Законом № 212-ФЗ вводится ограничение базы в сумме 415 ООО руб. в отношении каждого физического лица нарастающим итогом с начала расчетного периода, с которой страховые взносы не взимаются.

Установленная предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в РФ. Размер указанной индексации определяется Правительством РФ.

В случае выплат и иных вознаграждений в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) база для начисления страховых взносов рассчитывается исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исчисленной исходя из цен на эти товары (работы, услуги), указанных сторонами договора, а при государственном регулировании цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги) исходя из государственных регулируемых розничных цен с включением в цены суммы налога на добавленную стоимость и акцизов.

База для начисления страховых выплат по договорам:

• авторского заказа;

• об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

• издательского лицензионного договора;

• лицензионного договора о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства

определяется как суммадоходов, полученных по соответствующим договорам, уменьшенная на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, связанных с извлечением таких доходов. Если эти расходы не могут быть подтверждены документально, они принимаются к вычету в следующих размерах (табл. 1):

4.1.3. Суммы, не подлежащие обложению. Суммы, не подлежащие обложению страховыми

Таблица 1

База для начисления страховых выплат по договорам, если эти расходы не могут быть подтверждены документально

Наименование Нормативы затрат, в % от суммы начисленного дохода

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка 20

Созданиехудожественно-графическихпроизведений, фотоработдля печати, произведений архитектуры и дизайна 30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике 40

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов) 30

Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальныхкомедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок 40

других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию 25

Исполнение произведений литературы и искусства 20

Создание научных трудов и разработок 20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов (процент суммы дохода, полученного за первые два года использования) 30

взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определены в ст. 9 Закона № 212-ФЗ. Перечень необлагаемых сумм аналогичен перечню, приведенному в ст. 238 НК РФ, но в него внесены следующие изменения, которые вступили в силу с2010г.:

1) из сумм, ранее не облагаемых единым социальным налогом, исключены:

• компенсация за неиспользованный отпуск, которая выплачивается при увольнении;

• суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;

• сумма единовременной материальной помощи работникам при рождении ребенка, имеющая размер более 50 ООО руб., выплаченная после первого года жизни этого ребенка.

• выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов;

• выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей воздушных судов, выполняющих международные рейсы;

2) не облагается страховыми взносами материальная помощь работодателей своим работникам в сумме 4 ООО руб.;

3) не облагаются страховыми взносами командировочные расходы (суточные, документально подтвержденные расходы: на проезд, по найму

жилого помещения, на оплату услуг связи, прочие), фактически произведенные и документально подтвержденные. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. Наданный момент эти нормы не приняты;

4) любые выплаты и вознаграждения, независимо от того, признаются они в целях налогообложения прибыли или нет, подлежат обложению страховыми взносами.

4.1.4. Расчетный и отчетный периоды. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

4.1.5. Определение даты осуществления выплат и иных вознаграждений. Дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как:

• день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника — для выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями и индивидуальными предпринимателями;

• день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица — для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.

4.1.6. Тарифы страховых взносов. Самые существенные изменения коснулись тарифов страховых взносов, которые:

1) для плательщиков страховых взносов (использующих традиционную систему налогооб-

ложения), производящих выплаты физическим лицам, составляют:

• в 2010 г. - 26 %, в том числе: ПФР - 20,0 %, ФСС РФ — 2,9%, ФОМС —1,1 %, ТФОМС — 2,0%;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• в 2011г. — 34%, в том числе: ПФР -26%, ФСС РФ -2,9%, ФОМС -2,1%, ТФОМС -3,0%;

2) для сельскохозяйственных товаропроизводителей, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог, организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования:

• в 2010г. — 20%, в том числе: ПФР — 15,8%, ФСС РФ — 1,9%, ФОМС — 1,1 %, ТФОМС —

1,2%;

• в2011—2012гг. — 20,2%, в том числе: ПФР — 16,0%, ФСС РФ - 1,9%, ФОМС - 1,1%, ТФОМС — 1,2%;

• в 2013—2014гг. — 27,1 %, в том числе: ПФР — 21,0%, ФСС РФ - 2,4%, ФОМС - 1,6%, ТФОМС — 2,1 %;

3) для организаций и индивидуальных предпринимателей:

• имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам;

• применяющих упрощенную систему налогообложения;

• уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в отношении выплат и иных вознаграждений);

• для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидам I, II или III группы;

• для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%;

• для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

• для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей;

• для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям,

за исключением плательщиков страховых

взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов:

• в 2010г. — 14%, в том числе: ПФР — 14,0%, ФСС РФ - 0,0 %, ФОМС - 0,0 %, ТФОМС -0,0%;

4) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог:

• в 2010г. — 10,3%, в том числе: ПФР — 10,3%, ФСС РФ - 0,0 %, ФОМС - 0,0 %, ТФОМС -

0,0%;

5) для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

• для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

• для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты инвалидам I, II или III группы;

• для общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%;

• для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

• для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей;

• для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

• за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов: в 2011—2012гг. 20,2%, в том числе: ПФР — 16,0%, ФСС РФ - 1,9%, ФОМС - 1,1%, ТФОМС - 1,2%; в 2013-2014гг. - 27,1%,

в томчисле: ПФР - 21,0 %, ФСС РФ - 2,4 %, ФОМС — 1,6 %, ТФОМС — 2,1 %; 6) для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности: с 2011 г. - 34%, в том числе: ПФР - 26,0%, ФСС РФ - 2,9 %, ФОМС - 2,1 %, ТФОМС - 3,0%.

При этом страховые взносы, уплачиваемые организациями и индивидуальными предпринимателями физическим лицам, направляемые в ПФР, уплачиваются в следующем порядке (табл. 2):

4.1.7. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Сумма страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, подлежащая уплате в ФСС РФ, уменьшается на сумму произведенных расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования в соответствии с законодательством РФ.

В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца производится исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Например, чтобы рассчитать сумму за март, надо рассчитать сумму за январь —март, а затем из нее вычесть сумму, исчисленную за январь — февраль.

В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется

ежемесячный обязательный платеж.

Плательщики страховых взносов обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов, относящихся к ним, в отношении каждого физического лица, в пользу которого осуществлялись выплаты. При построении и ведении данного учета используются формы, утвержденные Минздравсоцразвития России.

Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в соответствующие государственные внебюджетные фонды, определяется в полных рублях. Сумма страховых взносов менее 50 коп. отбрасывается, а сумма 50 коп. и более округляется до полного рубля.

Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС РФ, ФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

4.1.8. Отчетность. Плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность:

1) до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ПФР — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФР и на обязательное медицинское страхование в фонды ОМС по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России (форма РСВ-1 ПФР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 894н);

2) до 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом, в территориальный орган ФСС РФ — расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ, а также по расходам на выплату обязательного страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования, произведенным в счет уплаты этих страховых взносов в ФСС РФ, по форме, утверждаемой Минздравсоцразвития России (до настоящего времени не утверждена).

Год Общий тариф Для лиц 1966 г. рождения и старше —страховая часть трудовой пенсии Для лиц 1967 г. рождения и моложе

Страховая часть трудовой пенсии Накопительная часть трудовой пенсии

С 2010 г. 20 20 14 6

С 2011 г. 26 26 20 6

Таблица 2

Порядок уплаты страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями физическим лицам, направляемые в Пенсионный фонд

Российской Федерации

Отчетность представляется в электронном виде:

• в 2010 г. плательщиками страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный период превышает 100 человек, и вновь созданными организациями, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел;

• в 2011г. плательщиками страховых взносов, у которых среднесписочная численность физических лиц за предшествующий расчетный период превышает 50 человек, и вновь созданными организациями, у которых ■численность указанных физическихлиц превышаетданный предел. Обособленные подразделения, имеющие

отдельный баланс и расчетный счет, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения.

Сумма страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для начисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению.

Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.

При наличии у организации обособленных подразделений, расположенных за пределами территории РФ, уплата страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также представление расчетов по страховым взносам по данным обособленным подразделениям осуществляются организацией по месту своего нахождения.

В соответствии с п. 12 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», до 01.08.2010, за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) — до 01.02.2011. С 2011 г. отчетными периода-

ми, за которые страхователь представляет в территориальный орган ПФР сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, будут I квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год, сведения за которые необходимо будет представлять в территориальные органы ПФР ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.

5. Уплата страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

5.1. Стоимость страхового года. В соответствии с Законом 212-ФЗ стоимость страхового года — это сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному страхованию в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ.

Стоимость страхового года определяется по формуле:

Стоимость страхового года = МРОТн • Тф • 12, где МРОТн — минимальный размер оплаты труда,

на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы;

Твф — тариф страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд;

12 — число месяцев в календарном году.

5.2. Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.

Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года: в ПФР, в ФОМС, в ТФОМС.

Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают соответствующие страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства: в ПФР, в ФОМС, в ТФОМС.

Плательщики страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы по указанному виду обязательного социального страхования в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом «Об

обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Исходя из вышесказанного:

1) в 2010г. индивидуальные предприниматели применяют следующие тарифы страховых взносов: в ПФР — 20%,в ФОМС — 1,1 %,в ТФОМС — 2%.

Соответственно, исходя из действующего в 2009 г. МРОТ, в 2010 г. стоимость страхового года для индивидуальных предпринимателей составит 12 003 руб. (МРОТ • (20 %+1,1%+2%)« 12 = 4 330 руб. »23,1 • 12);

2) с 2011 г. общий страховой тариф для индивидуальных предпринимателей увеличится до 34 %, вырастет и МРОТ. Следовательно, увеличится и стоимость страхового года, которую будут уплачивать за себя индивидуальные предприниматели.

С 2010 г. индивидуальные предприниматели за себя будут уплачивать фиксированные платежи не только в ПФР, ноив ФОМС и ТФОМС.

5.3. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам. Плательщики страховых взносов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам:

1) самостоятельно производят расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период;

2) уплачивают страховые взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего календарного года;

3) исчисляют сумму страховых взносов отдельно в отношении: ПФР, ФОМС, ТФОМС;

4) уплачивают страховые взносы отдельными расчетными документами, направляемыми на соответствующие счета Федерального казначейства в: ПФР, ФОМС, ТФОМС.

5.4. Отчетность. Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган ПФР расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой Минздрав-соцразвития России (форма РСВ-2 ПФР утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 № 895н);

6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов. Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится следующие действия:

• взыскание недоимки в досудебном или в судебном порядке;

• на плательщика страховых взносов налагается штраф;

• плательщиком страховых взносов уплачивается пеня за каждый день просрочки установленного срока страховых платежей в размере 1/300 ставки Банка России.

Обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если:

1) со дня предъявления плательщиком страховых взносов в банк поручения на перечисление страховых взносов со счета плательщика на нем достаточно денежных средств на день платежа;

2) со дня отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующихденежных средств;

3) со дня внесения физическим лицом наличных денежных средств в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в государственные внебюджетные фонды;

4) со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.

Обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае:

1) отзыва плательщиком страховых взносов или возврата банком плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

2) отзыва плательщиком страховых взносов или возврата органом Федерального казначейства плательщику страховых взносов неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи плательщику страховых взносов — физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда;

4) неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя;

5) если на день предъявления плательщиком страховых взносов в банк поручения на перечис-

ление денежных средств в счет уплаты страховых взносов этот плательщик страховых взносов имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете нет достаточного денежного остатка для удовлетворения всех требований.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов. Решение о взыскании направляется в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Форма решения о взыскании утверждается Минздравсоцразвития России. Решение о взыскании принимается органом контроля в течение 2 мес. после предъявления требования плательщику страховых взносов. В случае если решение о взыскании принято после истечения 2 мес., оно исполнению не подлежит. В этом случае решение о взыскании может быть исполнено в судебном порядке в течение 6 мес.

Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя, в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.

Поручение органа контроля на перечисление сумм страховых взносов направляется в банк, в котором открыты счета плательщику страховых взносов, в течение одного месяца со дня принятия решения о взыскании и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Взыскание страховых взносов со счетов плательщика страховых взносов в иностранной валюте производится в сумме, эквивалентной сумме пла-

тежа в валюте РФ курсу Банка России, установленному надату продажи иностранной валюты.

Не производится взыскание страховых взносов с депозитного счета плательщика страховых взносов, если не истек срок действия депозитного договора.

Поручение органа контроля на перечисление страховых взносов исполняется банком не позднее 1-го операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения, если взыскание страховых взносов производится со счетов в валюте РФ, и не позднее 2 операционных дней, если взыскание страховых взносов производится со счетов в иностранной валюте.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов орган контроля вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества.

Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

В случае неисполнения физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов, орган контроля обращается в суд с иском о взыскании страховых взносов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

Исковое заявление о взыскании страховых взносов за счет имущества физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции органом контроля в течение 6 мес. после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В случае взыскания страховых взносов за счет имущества, не являющегося денежными средствами, физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной со дня его реализации и погашения задолженности за счет вырученных сумм. Со дня наложения ареста на имущество и до дня перечисления вырученных сумм в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда пени за несвоевременное перечисление страховых взносов не начисляются.

7. Контроль за уплатой страховых взносов.

Контроль за уплатой страховых взносов и банков проводят органы контроля за уплатой страховых взносов:

• в виде камеральной проверки;

• в виде выездной проверки.

Цель проводимых проверок — контроль за соблюдением законодательства РФ об обязательном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Выездные проверки плательщиков страховых взносов проводятся совместно территориальными органами ПФР и территориальными органами ФСС РФ на основании разрабатываемых ими ежегодных планов выездных проверок.

Органы контроля вправе проводить проверки банков в целях контроля за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом № 212-ФЗ.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов без какого-либо специального решения руководителя органа контроля в течение 3 мес. со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.

В случае выявления ошибок в расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам в ходе камеральной проверки плательщику предъявляется требование в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести исправления в расчет в установленный срок.

Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения нарушения законодательства РФ о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в установленном законом порядке.

Если в результате камеральной проверки не выявлены факты нарушения законодательства РФ о страховых взносах, акт проверки не составляется и о результатах камеральной проверки плательщику страховых взносов не сообщается.

При ходе проведения камеральной проверки уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ФСС РФ вправе проводить камеральную проверку правильности расходов на выплату соответствующего обязательного страхового обеспечения на случай

временной нетрудоспособности и в связи с материнством и истребовать у плательщика страховых взносов документы, подтверждающие расходы на выплату обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Выездная проверка проводится на территории плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.

Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

Выездная проверка обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, расчетный счет и начисляющего выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения органа контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения обособленного подразделения.

Период, за который может быть проведена выездная проверка, не должен превышать 3 календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Выездная проверка проводится органом контроля за уплатой страховых взносов не чаще чем один раз в три года. Выездная проверка не может продолжаться более 2 мес.

В рамках выездной проверки органы контроля за уплатой страховых взносов вправе проверять деятельность обособленных подразделений плательщика страховых взносов — организации. При проведении выездной проверки обособленного подразделения срок проверки не может превышать 1 мес.

В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утвержденной Минздрав-соцразвития России, и вручить ее плательщику.

В случае уклонения плательщика страховых взносов от получения справки последняя направляется плательщику по почте заказным письмом и считается полученной по истечении 6 дней со дня направления заказного письма.

В случае выявления нарушений плательщиками страховых взносов должностными лицами, про-

водившими проверку, составляется акт по формам, утвержденным Минздравсоцразвития:

• в течение 10 дней после дня истечения срока

для проведения камеральной проверки;

• в течение 2 мес. со дня составления справки о

проведении выездной проверки.

Акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка. Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка, подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.

Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка под расписку, или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом. В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, поверяемое лицо вправе в течение 15 дней со дня получения акта представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих обоснованность возражений.

Представленные документы должны быть рассмотрены руководителем органа контроля и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня их поступления в орган контроля. Срок может быть продлен, но не более чем на 1 мес.

Материалы рассматриваются органом контроля в присутствии лица, в отношении которого проводилась проверка, или без него в случае его неявки при предварительном его извещении о времени и месте рассмотрения соответствующих материалов.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель органа контроля за уплатой страховых взносов по установленной Минздравсоцразвития России форме выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отка-

зе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения в течение пяти дней после дня его вынесения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение, под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком страховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вручить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении 6 дней со дня направления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения, направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлечения этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

8. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение. Ответственность за совершение правонарушений плательщиками страховых взносов установлена в гл. 6 Закона № 212-ФЗ, сведения о которых представлены в табл. 3.

Штрафы, взысканные за совершение правонарушений законодательства РФ о страховых платежах, зачисляются в бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

9. Завершающие расчеты за 2009 год.

9.1. Порядок расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование представляют в налоговые органы декларацию по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2009 г., по форме, утвержденной приказом Минфина России от 27.02.2006 № ЗОн «Об утверждении формыдеклара-ции по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения».

Налоговые органы проводят камеральную проверку представленных деклараций и передают информацию о результатах проверки в ПФР в электронной форме в соответствии с установленным порядком.

Исчисление и уплата штрафов и пеней по образовавшейся недоимке (задолженности) по страховым

Таблица 3

Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение

Вид нарушения Ответственность за совершение нарушения

Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (ст. 46 Закона № 212-ФЗ) в установленный срок Штраф в размере 5 % суммы страховых взносов по расчету за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб. в случае непредставления расчета в установленный срок до 180 календарныхдней Штраф в размере 30 % страховых взносов плюс 10 %за каждый месяц, но не менее 1 000 руб. в случае непредставления расчета в установленный срок более 180 дней

Неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов (ст. 47 Закона № 212-ФЗ) Штраф в размере 20 % от неуплаченной суммы страховых взносов. В случае, если взносы не уплачивались плательщиком умышленно, штраф — 40 %от неуплаченных взносов

Отказ или непредставление в орган контроля за уплатой страховых взносов документов, необходимыхдпя осуществления контроля за уплатой страховых взносов (ст. 48 Закона № 212-ФЗ) Штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ или непредставленный в установленный срок

взносам на 31.12.2009 проводится в порядке, действовавшем до дня вступления Закона № 212-ФЗ.

Взыскание недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование осуществляется органами ПФР в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ, а именно:

• суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов по состоянию на 31.12.2009 включительно подлежат зачету (возврату) в установленном порядке;

• недоимка (задолженность) по страховым взносам, задолженность по начисленным пеням и штрафам, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признаются безнадежными и списываются в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии со ст. 23 Закона № 212-ФЗ. 9.2. Порядок расчетов по ЕСН. В соответствии

с письмом Федеральной налоговой службы от 16.09.2009 № ШС-22-3/717@ «О формах отчетности по ЕСН и страховым взносам за 2009 год и изменении законодательства с 01.01.2010» декларации по ЕСН за 2009 г. должны быть представлены в налоговые органы по следующим формам:

1) налогоплательщиками, производящими выплаты физическим лицам, по формам, утвержденным:

• приказом Минфина России от29.12.2007 № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и Порядка ее заполнения»;

• индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой — по форме, утвержденной приказом Минфина России от 17.12.2007 № 132н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, и Порядка ее заполнения»; 2) коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями — по форме, утвержденной приказом Минфина России от 06.02.2006 № 23н «Данные об исчисленных суммах единого социального налога с доходов адвокатов».

9.3. В соответствии с письмом Федеральной налоговой службы от 16.09.2009 № ШС-22-3/717@ последний авансовый платеж по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное страхование за 2009 г. должен быть уплачен по сроку не позднее 15.01.2010 (за декабрь 2009 г.).

Список литературы

1. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от24.07.2009 № 212-ФЗ.

2. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.