Научная статья на тему 'Изменения в страховых взносах'

Изменения в страховых взносах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшкова Л. Л.

Единый социальный налог с 01.01.2010 уйдет в прошлое. Его заменят страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В статье рассказано об основных принципах уплаты страховых взносов в будущем году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения в страховых взносах»

Пенсионная реформа

ИЗМЕНЕНИЯ В СТРАХОВЫХ ВЗНОСАХ

Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения

Единый социальный налог (ЕСН) с 01.01.2010 уйдет в прошлое. Его заменят страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). В настоящее время пока трудно судить о конкретных проблемах, связанных с уплатой таких взносов, но рассказать об основных принципах их уплаты следует уже сейчас.

Итак, Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ) установлены принципы обложения страховыми взносами плательщиков взносов.

Одновременно вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 213-ФЭ), который вносит поправки в около сорока нормативно-правовых актов в связи с принятием Закона № 212-ФЗ. В частности, Законом № 213-

ФЭ гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса РФ (НК РФ) признана утратившей силу c01.01.2010.

Основной целью принятия названных законов является то, что отчисления работодателей с суммы вознаграждений своим работникам будут перечисляться непосредственно во внебюджетные фонды, а контролировать уплату взносов будут не налоговые органы, а ПФР и ФСС РФ.

Рассмотрим основные положения Законов № 212-ФЗ и 213-Ф3.

Сфера регулирования. Закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в:

• ПФР на обязательное пенсионное страхование;

• ФСС РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

• ФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование.

Законом № 212-ФЗ определяются плательщики страховых взносов, устанавливается база для их начисления, а также суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами. Также устанавливаются расчетные и отчетные периоды.

Так, плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:

а) организации;

б) индивидуальные предприниматели;

в) физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

В настоящей статье подробно рассмотрены лица, производящие выплаты физическим лицам.

С 01.01.2011 тарифы страховых взносов составят: в ПФР - 26%, ФСС РФ - 2,9%, ФОМС — 2,1 %, ТФОМС — 3 %.

Тарифы начисляются от базы начисления страховых взносов. Как видим, работодатели должны уплатить 34% от суммы выплат работникам, в то время как ставка ЕСН была равна 26 %.

Важно обратить внимание, что на начисленную по всем основаниям оплату труда организация начисляет страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184). Тариф таких взносов применяется в зависимости от класса профессионального риска экономической деятельности. Названные страховые взносы не отменяются Законами № 212-Ф3и213-Ф3, работодатели как и в настоящее время должны соблюдать порядок их уплаты.

Объект и база начисления страховых взносов. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. Если же сумма выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысит415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода (календарного года), то в таком случае страховые взносы не взимаются. При этом такая сумма подлежит ежегодной индексации.

Как видим, чтобы достигнуть суммы 415 000 руб., работник должен получать каждый месяц не менее 35 000 руб. (415 000 руб. /12 мес.). В этом случае работодатель будет уплачивать страховые взносы с суммы 415 000 руб. (то есть 34 % х 415 000 руб. = 141 100 руб.), а доход, полученный сверх указанной суммы, не подлежит обложению страховыми взносами.

Примечание. Согласно сообщению Мосгор-стата от 30.04.2009 «Социально-экономическое

положение в Москве в январе-марте 2009 года» номинальная среднемесячная заработная плата одного работника за январь-февраль равнялась 29633,6 руб. Следовательно, в Москве у многих работников сумма дохода в течение года достигнет 415 000 руб.

Объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, предусмотренных Законом № 212-ФЗ), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

Законом № 212-ФЗ указывается, что дата осуществления выплат и иных вознаграждений определяется как:

1) день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения) — для выплат и иных вознаграждений, начисленных организациями и индивидуальными предпринимателями;

2) день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица — для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями.

Представление расчетов. Расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам в электронном виде предоставляются:

• в 2010г. плетельщиками, среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, превышает 100 человек,

• с 2011 г. плательщиками, у которых среднесписочная численность указанных физических лиц превышает 50 человек.

Органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

Страховые взносы уплачиваются отдельными расчетными документами, направляемыми в ПФР, ФСС РФ, ФОМС и ТФОМС на соответствующие счета Федерального казначейства.

Контроль в области страховых взносов. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы осуществляют контроль и надзор за правильностью исчисления и уплаты страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное

страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования. ФСС РФ и его территориальные органы осуществляют контроль за исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС РФ. Плательщики ежеквартально должны представлять в соответствующие контролирующие органы расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам. За плательщиками страховых взносов также предусмотрено право вносить изменения в расчеты и представлять в контролирующие органы уточненный расчет.

Законом № 212-ФЗ устанавливаются составы правонарушений, а также ответственность плательщиков страховых взносов за их совершение.

На плательщиков страховых взносов возлагается обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. За несоблюдение такой обязанности Законом № 212-ФЗ предусмотрена ответственность в виде начисления пени, штрафов, а также взыскания недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в банках. Взыскание недоимки по страховым взносам, а также пеней и штрафов возможно за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам РФ и органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия руководителя следственного органа — органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.

С момента вступления в силу Закона № 213-Ф3 такие справки банки могут предоставляться также ПФР и ФСС РФ.

Законом № 212-ФЗ предусмотрено, что органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков взносов.

Целью камеральной и выездной проверок является контроль за соблюдением плательщиком страховых взносов законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

Во многом положения о камеральных и выездных проверках плательщиков сборов схожи с аналогичными положениями НК РФ о проведении проверок налоговыми органами.

Переходный период. Заключительными и переходными положениями Закона № 212-ФЗ установлен порядок уплаты страховых взносов, подачи расчетов по взносам в 2010г., а также в период 2011—2014 гг.

Пониженные тарифы предусмотрены для:

• для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в ст. 346.2 НК РФ, для организаций народных художественных промыслов и семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

• для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны;

• для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог;

• для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являющимся инвалидами I, II или III группы, — в отношении указанных выплат и вознаграждений, для общественных организаций инвалидов, для организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %, для учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям (иным законным представителям), единственными собственниками имущества которых являются общественные организации

инвалидов, за исключением плательщиков страховых взносов, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов. На основании п. 1ст. 62 Закона № 212-ФЗ данный Закон вступает в силу с 1 января 2010г., за исключением ч. 5ст. 8, ч. 2ст. 12, ч. Юст. 15 этого закона, которые, согласно п. 2ст. 62 вступают в силу с 01.01.2011.

Выплата пенсий. Нельзя не сказать о том, что Законами № 212-ФЗ и 213-Ф3 внесены изменения в порядок формирования у граждан пенсий.

Например, ст. 4 Федерального закона от24.10.1997 №134-Ф3«0 прожиточном минимуме в Российской Федерации» дополнена пп. 3 и 4, согласно которым величина прожиточного минимума пенсионера в целом по РФ для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

При этом величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте РФ в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом «О государственной социальной помощи», на соответствующий финансовый год устанавливается на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги ежегодно законом субъекта РФ.

В Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Закон № 178-ФЗ) введено понятие социальной доплаты к пенсии. Так, социальная доплата к пенсии — предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, до величины прожиточного минимума пен-

сионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 № 134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъектах РФ по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии и (или) региональной социальной доплаты к пенсии.

Кроме этого, Закон № 178-ФЗ дополнен ст. 12.1, устанавливающей особенности и порядок расчета социальной доплаты к пенсии.

На основании ст. 27 Закона № 213-Ф3 уточнены понятия страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и стоимости страхового года, приведенные в Федеральном законе от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Так, согласно новой редакции, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

При этом под стоимостью страхового года понимается сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо в ПФР в течение одного финансового года для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения в размере, определенном законодательством РФ.

Помимо этого, в Законе № 166-ФЗ уточнен порядок уплаты страховых взносов в ПФР.

В силу ст. 5 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон №173-Ф3), изложенной в редакции Закона № 213-Ф3, устанавливаются следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

При этом трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей:

1) страховой части;

2) накопительной части.

Также новой редакцией Закона № 173-Ф3 уточнен порядок финансового обеспечения выплаты трудовых пенсий (частей трудовой пенсии по старости).

Страхование социальных рисков. Согласно ст. 21 Закона№ 213-Ф3 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного

социального страхования» (далее — Закон №165-ФЗ) изложен в новой редакции. При этом перечень видов страховых социальных рисков уточнен. Так, видами социальных страховых рисков в соответствии с изменениями, внесенными Законом № 213-ФЗ являются:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая;

3) дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

При этом ст. 7 Закона № 165-ФЗ дополнена п. 1.1, согласно которому страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Статья 20 Закона № 165-ФЗ изложена в новой редакции, на основании которой уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Согласно п. 1 ст. 41 Закона № 213-Ф3 названный закон вступает в силу с 01.01.2010г., за исключением тех положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Таким образом, Законы № 212-ФЗ и 213-Ф3 можно считать основными нормативно-правовыми актами, необходимыми для пенсионной реформы в России. Ближайшие несколько лет покажут, насколько эти положения могут обеспечить порядок в отношении уплаты страховых взносов, а также достигнуть целей, для которых проводилась реформа. Представляется, что в указанные законы будут вноситься многочисленные поправки, которые призваны оптимизировать и совершенствовать всю систему социального страхования граждан.

Список литературы

1. Федеральный закон от24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

2. Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

3. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.